Lectio divina
4 июля
Четырнадцатое рядовое воскресенье
ВЕСТНИКИ ИИСУСА
Ис 66,10-14; Пс 65,1-7, 16, 20; Гал. 6,14-18; Лк 10, 1-12, 17-20;
Евангелие:
Только св. Лука в своем Евангелии повествует об очень важном событии из истории служения Иисуса: Господь избирает 70 учеников (кроме уже призванных 12 апостолов) и посылает их по двое по городам и селам впереди Себя по дороге в Иерусалим. Согласно древним требованиям закона, свидетельства и послания считались достойными доверия, если их сообщали, по меньшей мере, два свидетеля или вестника.
Цифра 70 неслучайна, так как она возвращает нас к Моисею, который собрал 70 старейшин, чтобы Бог возложил на них Свой Дух и помог вести народ Израиля. (Числ 11, 16). И в этот раз Иисус посылает 70 учеников (в некоторых версиях 72), чтобы нести весть о Царствии Божьем и дает им Божью силу исцелять больных.
Царствие Божье приходит путем, отличным от мирского. Оно приходит вместе с миром, смирением и упованием на Бога во всем. Тем не менее, оно обладает силой и властью, и поэтому Иисус дает Своим вестникам силу исцелять больных и изгонять бесов.
Иисус направлялся в Иерусалим, где будет распят. У Господа была неотложная миссия, и она остается такой по сей день. Кто не принимает вести Иисуса, должен будет дать Ему ответ в Судный день. Самое важное – принять Евангелие так, чтобы были «имена ваши написаны на небесах».
Размышления:
При каких обстоятельствах люди вашей общины получают возможность услышать о Евангелии и Царствии Божьем?
Большинство из нас не призваны быть миссионерами и служить где-то далеко, но мы все можем принимать участие в распространении Божьей вести о спасении. Безусловно, наше свидетельство веры подразумевает гораздо больше, чем мы можем выразить в словах, важно также то, как мы живем каждый день, как заботимся о других людях. Подумайте о том, как вы можете ответить на эту мысль.
Как вы думаете, что Иисус подразумевает под Царствием Божием?
Молитва:
Возблагодарите Бога за то, что наши имена записаны на небесах. Помолитесь за то, чтобы было больше «делателей жатвы», а также спросите Господа, каким образом вы можете оказать помощь на ниве Божией. Если вы знаете людей, которые служат миссионерами, помолитесь о них.
Созерцание:
Созерцайте слова Гал 6, 14-18. Позвольте Богу помочь вам быть распятым миру и, став «новой тварью», призвать вас к новым задачам и даровать надежду на спасение.
11 июля
Пятнадцатое рядовое воскресенье
ДЕЙСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ
Втор 30, 10-14; Пс 68, 14. 17. 30-31. 33-34. 36-37; Кол 1, 15-20; Лк 10, 25-37
Евангелие:
Законник хотел искусить Иисуса своим вопросом. Господь же все видел и предложил ему самому ответить на вопрос. Законник дает верный ответ, который обобщенно выражен в учении иудеев: любить Бога и ближнего своего.
Но вопрошающий не удовлетворен, поскольку не достиг своей цели выглядеть умнее Иисуса и потому задает следующий вопрос: «Кто мой ближний?» Господь же рассказывает убедительную притчу о Добром Самарянине, которую мы прочли сегодня.
Иисус сравнивает поведение трех разных людей при встрече с ограбленным и избитым человеком у дороги. Первые два, иудейский священник и левит, были людьми, занимающими весьма высокие духовные посты. Они стремились повиноваться закону в самых мельчайших подробностях, но при этом, и мы видим это здесь, не исполняют одну из важнейших заповедей.
Третий человек, самарянин, поступает как добросердечный ближний и протягивает пострадавшему руку помощи. Чтобы в полной мере понять силу воздействия этой притчи, давайте посмотрим на нее в контексте атмосферы древней вражды между иудеями и самарянами. Иудеи смотрели свысока на самарян и считали их «нечистыми», хуже язычников. Иисус приводит в пример не иудея, а презираемого иноплеменника, чтобы показать Своему собеседнику учителю закона, как жить, соблюдая иудейский закон!
В этой притче Иисус в доступной форме говорит нам, что мы всегда должны быть ближним любому человеку, который нуждается в помощи. Возможно даже, мы никогда его не встречали раньше, у него может быть другого цвета кожа и совсем другая религия, но, несмотря ни на что, мы – его ближние.
Размышление:
Подумайте, почему священник и левит не помогли человеку у дороги. Замечали ли вы за собой подобное отношение к людям? Что необходимо для того, чтобы мотивировать ваше поведение по отношению к другим людям?
Почему, согласно данному отрывку, мы должны помогать людям в беде?
Важно ли то, что Иисус говорит: «так поступай» (ст. 28 и 37)? Проливает ли отрывок из Иак 2, 14-17 свет на прочтённое сегодня Евангелие?
Подумайте о том, что для вас значит любить Бога всем своим сердцем, и всею душою своею, и всею крепостию своею, и всем разумением своим.
Молитва:
Пусть Пс 68 направляет вас в молитве о тех людях, которых вы любите, а также о нуждающихся.
Созерцание:
Несколько раз не торопясь прочтите Кол 1, 15-20. Затем выберите некоторые строки для созерцания их глубокого смысла, открываемого Христом.
18 июля
Шестнадцатое рядовое воскресенье
ВЕРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Быт 18, 1-10; Пс 14, 1-5; Кол 1, 24-28; Лк 10, 38-42
Евангелие:
Марфа приглашает Иисуса к себе домой на обед. Возможно, она и Мария – сестры Лазаря (см. Ин 11, 1-2), но мы не можем быть уверены в этом.
Пока Марфа готовит пищу, Иисус продолжает учить. Мария не помогает Марфе, а остается с Господом и слушает Его. Фраза «села у ног Иисуса» очень важна. В других местах Писания подобная фраза используется для описания взаимоотношений между учеником и Учителем (Лк 8, 35, Деян 22, 3). Иисус радикально отступает от культурных норм того времени, вдохновляя женщин познавать Царствие Божье.
Лука не сообщает нам о том, что Иисус говорил по этому поводу, но мы видим, что в центре этого отрывка из Писания Марфа, Мария и ответ каждой из них Господу. Марфа расстроена, поскольку изо всех сил одна пытается сделать всю работу, в то время как Мария не помогает ей. И потому она протестует и просит Иисуса повелеть Марии помогать ей.
Марфа удивляется услышанному ответу, так как Иисус говорит далеко не о мирских вещах, не о приготовлении пищи. Господь с любовью показывает Марфе, что материальное для нее выше духовного. Мария же избирает верные приоритеты, посвящая время для того, чтобы слушать и учиться у Иисуса.
Иисус не говорит, что работа по дому не важна: ведь Он вырос в семье, в Назарете и хорошо знал цену домашнего ежедневного труда. Но Господь говорит о том, что нужно избирать верные приоритеты. Царствие Божье должно быть на первом месте, и эта истина в одинаковой степени относится как к мужчинам, так и к женщинам.
Конечно, важно уделять время семейным делам, но, пожалуй, намного важнее уделять время Богу – особое время, когда мы не устали и ничем не отвлекаемся.
Это был вызов Марфе. Придавая больше значения материальному, и слишком мало духовному, она упустила возможность учиться у Иисуса.
Размышление:
На кого более похожи вы – на Марию или на Марфу? Чему вас научил этот отрывок из Писания?
Подумайте о приоритетах в вашей повседневной жизни. Стоят ли у вас взаимоотношения с Богом на первом месте?
У всех нас есть обязанности, для исполнения которых требуется время. Поразмышляйте о том, каким образом вы можете служить Господу и почитать Его.
Молитва:
Еще раз прочтите отрывок из Евангелия. Расскажите Богу в молитве о положении дел в вашей жизни. Он понимает все тяготы нашей повседневности, Он знает, как мы устаем. Принесите Господу все ваши заботы.
Вдумчиво помолитесь стихами Пс 14. Найдите в нем слова, наиболее вам близкие, вознесите их ко Господу и вслушайтесь, что в глубине вашего сердца Бог откроет вам.
Созерцание:
Прочтите сегодняшний отрывок из Послания к Колоссянам. Как же это превосходно, что нам дарована прекрасная привилегия делиться с другими людьми благой вестью, возвещенной нам Господом. Удивляйтесь и радуйтесь этому. Позвольте Святому Духу глубже и полнее созидать в вас это благоговейное изумление.
25 июля
Семнадцатое рядовое воскресенье
МОЛИСЬ КАК ИИСУС
Быт 18, 20-32; Пс 137, 1-3. 6-8; Кол 2, 12-14; Лк 11, 1-13
Евангелие:
Самое сердце нашего сегодняшнего чтения – молитва. Ученики чувствовали, что их молитва может быть лучше, и попросили Иисуса научить их. Существует две версии Господней молитвы: вышеприведенная от Луки и вторая версия из Евангелия от Матфея (Мф 6, 9-13). Последняя версия несколько длиннее и более знакома христианам, так как используется в литургии.
Иисус дает краткие и простые наставления. Самое важное, что Господь желает здесь показать Своим ученикам, это взаимоотношения между Отцом небесным и Божьим чадом.
Первый шаг в познании Бога как нашего Отца – это признание Его святости и почитание Его. Затем нам нужно молиться о том, чтобы пришло Его Царствие, и далее обращаться с любыми важными просьбами, такими, как например, о хлебе насущном, о прощении грехов, и о защите от тяжелых испытаний.
Иисус не имел ввиду, что мы должны молиться только этими словами, но Он дал нам своего рода схему и пояснение, о чем следует молиться.
Единственным условием является прощение, ибо если мы не прощаем тех, кто согрешает против нас, то и сами не сможем получить прощение.
Иисус продолжает учить о том, что необходимо постоянно пребывать в молитве и приводит в пример взаимоотношения отца и сына. Большинство отцов желают скорее дать своим детям нечто доброе и хорошее, чем вредное. И уж тем более Отец Небесный, знающий все глубины нашего сердца, даст нам то, что действительно нужно? Конечно, иногда случается, что мы не получаем того, что просим, но это происходит потому, что Бог знает, что просимое не пойдет нам на пользу.
Размышление:
Что открывает прочитанный отрывок из Евангелия о Боге и том, как нам нужно к Нему относиться?
Какие чувства вы испытываете к Богу как Отцу?
Как требование прощения других людей для обретения собственного прощения влияет на вашу жизнь?
Поделитесь вашим личным опытом молитвы. Чему учит нас этот отрывок?
Молитва:
Помолитесь словами молитвы Господней. После каждой строчки добавляйте свои слова. Попросите Святого Духа помогать вам и вести вас. Не спешите, уделите время молитве.
Созерцание:
Поразмышляйте над сегодняшним ответным стихом Пс 137, 3:
«В день, когда я воззвал, Ты услышал меня,
Вселил в душу мою бодрость».
1 августа
Восемнадцатое рядовое воскресенье
ИСТИННОЕ БОГАТСТВО
Еккл 1, 2; 2, 21-23; Пс 94, 1-2. 6-7а. 7b-9; Кол 3, 1-5. 9-11; Лк 12, 13-21
Евангелие:
В сегодняшнем отрывке из Евангелия перед нами предстают два враждующих брата, один из них обращается к Иисусу с вопросом и получает лаконичный ответ. Господь не принимает участие в споре братьев, и они отправляются решать свои проблемы сами. Однако Иисус умело использует вопрос, для назидания и продолжает Свою беседу притчей.
В центре повествования богатый человек, вполне успешный и довольный собой. Он не только выращивает хороший урожай, но также как отличный фермер, имеет в избытке зерно и другие блага.
И вот богатый человек рисует себе свое будущее: жизнь будет легка и спокойна, имеющаяся пища и богатство позволят ему жить праздно, он будет есть, пить и веселиться, не ожидая ни облачка на горизонте. К сожалению, в духовной сфере жизни он не так успешен и не думает ни о Боге, ни о нуждах других людей. Он совершенно не замечает Бога, но Бог не забыл о нем. Та ночь должна была быть последней для него. И не предполагалось, что он попадет на небеса.
В этой притче Иисус не критикует человека за то, что он богат, но говорит об отношении человека к Богу, ближнему и о том, как он управляет своим богатством.
Лука продолжает развивать эту тему в Деяниях, описывая, как верующие делились друг с другом всем, что имели. (Деян 2, 44-45). Они также продавали имения и собственностьи делили всем, смотря по нужде каждого.
В Церкви считалось нормой и правилом делиться с другими, так как это проявление любви. Очевидно, такая обоюдная любовь не входила в рамки понимания богатого человека. Но Иисус учил, что так должны поступать Его ученики.
Размышление:
Шаг за шагом богатый человек продумывал, как увеличить свое состояние, но не задумывался о Боге. А как вы планируете вашу жизнь? Когда приходит время принимать решения, чей совет для вас необходим?
Иисус говорил, что жизнь человека не состоит из вещей, которыми он владеет. Из чего состоит ваша жизнь?
Что в отрывке из Евангелия говорится о здоровом и нездоровом отношении к деньгам?
Почему Иисус называет человека из притчи «безумным»?
Молитва:
Помолитесь Господу словами из Кол 3, 1-5.
Созерцание:
Подумайте о том, как вы можете применить в вашей жизни совет Иисуса: «собирайте себе сокровища на небе» (Мф 6, 19-21). Как, по-вашему, что делает человека богатым в глазах Божьих?
Проведите некоторое время в созерцании Господа, Он откроет вам истинное богатство жизни.
8 августа
Девятнадцатое рядовое воскресенье
ЧТО ВАЖНЕЕ НА НЕБЕСАХ
Прем 18, 6-9; Пс 32, 1. 12. 18-20. 22; Евр 11, 1-2. 8-19; Лк 12, 32-48
Евангелие:
Суть того, о чем говорит Иисус, обобщена в двух простых идеях: убедиться в том, что наше богатство там, где нужно – на небесах; и быть готовыми к приходу Иисуса.
Св. Лука напоминает о том, что Бог постоянно заботится о наших нуждах. В наше неопределенное время нужно верить, что небесный Отец обеспечит нас всем необходимым. И мы можем научиться щедро делиться имеющимися у нас преходящими благами, зная, что Бог ведает о каждом нашем даже малейшем проявлении доверия к Нему и восполнит наши нужды из Своей небесной сокровищницы.
Многие христиане во времена Луки постоянно ожидали пришествия Иисуса. Евангелист говорит о том, что мы должны быть готовы к приходу Господа независимо от того, как долго продлится ожидание. Нам с вами не известен Божий план заранее, но в Библии говорится, что Иисус придет тогда, когда не ожидаем.
Размышление:
Поразмышляйте над словами Иисуса в стихе 32. Порой, мы – христиане, чувствуем себя в обществе изолированно, в меньшинстве. Но не сдавайтесь, черпайте силу в надежде на жизнь в Царствии Божьем.
Составьте список самого необходимого. То, что наиболее важно для вас на данный момент жизни и является вашим «богатством». Задумайтесь над вашими жизненными инвестициями?
Подумайте, как вам приготовить сердце к приходу Иисуса?
Молитва:
Обратитесь в молитве к Богу, попросите Его беседовать с вами через Евангелие, прочитанное сегодня. Возможно, Господь пожелает сказать вам что-то о вашем «богатстве» или подскажет, как быть готовыми к Его возвращению.
Созерцание:
После прочтения Евр 11 поразмышляйте о том, какая сила поддерживала верующих из этого отрывка. Попросите Бога протянуть вам руку помощи и поддержать вас.
15 августа
Торжество
Успения Пресвятой Богородицы
ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА
Иер 38, 4-6. 8-10; Пс 39, 2-4. 18; Евр 12, 1-4; Лк 12, 49-53
Евангелие:
Лука рассказывает нам об одном важном аспекте жизни христиан ранней Церкви. Евангелист писал свое Евангелие в конце I в. н.э., когда против христиан начались гонения и преследования.
Все, кто следовал за Христом, в то время, сталкивались лицом к лицу с разными испытаниями. Иногда это стоило им жизни. Для неверующих учение Христа и стиль жизни христиан не представляли ценности, и в результате этого их семьи были разрознены. Неверующие члены семьи предавали властям своих верующих близких.
Семья всегда играла большую роль в жизни каждого человека. И так же, как в ранней Церкви, члены наших семей могут встретиться с Иисусом и стать христианами сегодня. В те времена новообращенные христиане подвергались преследованиям со стороны неверующих членов семьи, которые расценивали их веру как предательство семьи и традиций. Cтав христианином, человек платил очень высокую цену – свою жизнь, он был отвергнут всеми, изгнан из общества, и его могли в любой момент убить за веру.
Иисус сказал: «Крещением должен Я креститься». Греческое слово «крещение» означает полное погружение в воду и метафорически символизирует смерть. Крещением огнем Иисус называет страшные муки предстоящего Распятия на Кресте и разлучение с Отцом. Христос желает, чтобы это произошло как можно скорее, потому что знает, что без этого не может быть совершен великий дар искупления. Несмотря на то, что это связано с болью и страданиями, наш Господь Иисус Христос принимает на Себя эти муки ради любви к Отцу и к нам.
Размышление:
Бывали ли вы отвергнуты или, может быть, к вам несправедливо относились из-за вашей веры во Христа? Как вы реагировали на такое отношение? Чему научил вас этот случай?
Как вы улаживаете конфликты с людьми и особенно с членами вашей семьи, если они не согласны с вашей верой?
Молитва:
Пс 39, 2-4, несомненно, поддержит и ободрит вас. Присоединитесь к псаломопевцу и возблагодарите Бога за то, что Он слышит наши молитвы. Воздайте хвалу Господу за то, что Он спас вас, на камне восставил вас, укрепил стопы ваши и дал вам песнь новую. Просите Господа глубже и сильнее сотворить в вас веру.
Если вы страдали от злых напрасных слов, неприятия и более худших случаев вражды вследствие вашей веры во Христа, попросите Бога помочь вам простить этих людей, любите и молитесь о них, как наш Господь Иисус призывает в Мф 5, 44.
Почему бы вам не помолиться о членах вашей семьи и друзьях, еще не знающих Христа?
Созерцание:
Отрывок Евр 12, 1-4 говорит о том, что Бог собирает в Свои любящие руки святых, которые все претерпят и останутся верны Ему до конца. Так они, не отрывая взор свой от Господа Иисуса, будут продолжать путь по «предлежащему поприщу». Он и нас с вами призывает последовать за Ним. Задумайтесь над следующими словами:
«Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса».
22 августа
Двадцать первое рядовое воскресенье
ТЕСНЫЕ ВРАТА
Ис 66, 18-21; Пс 116; Евр 12, 5-7. 11-13; Лк 13, 22-30
Евангелие:
Жизнь христианина требует многого от верующего. Сегодня Иисус говорит нам, кому будет позволено войти в Царство Божье. Он предупреждает Своих слушателей и сейчас, что нужно не только слушать.
К сожалению, если вы не позволяете Иисусу активно влиять на вашу повседневную жизнь, вы на самом деле не живете как христианин. Христианская жизнь состоит не только в посещении Церкви, но включает в себя все, что способствует развитию личных взаимоотношений с Богом через Иисуса, она затрагивает все сферы нашей жизни.
Некоторые люди, слушая Иисуса, воспринимали слова Господа как интеллектуальные упражнения. Они относились к Нему как к любому обычному равви или учителю, задавая ему теоретические вопросы, как человек из 23 стиха, веря, что они будут спасены.
Иисус же предупреждает, что они в серьезной опасности и могут потерять шанс войти в Царство Божье. Он сравнивает Царство с тесными вратами: люди прилагают все усилия, чтобы войти, но хозяин закрывает двери и только некоторым позволяет войти.
Христос раскрывает нам смысл. Все должно начинаться с личной веры в Бога через веру в Иисуса, а затем иметь продолжение в практическом применении веры в каждой области вашей жизни.
Иисус напоминает нам, что в вопросах веры не может быть компромисса. Если вы принадлежите Ему, Христос будет влиять на вашу жизнь. Конечно, вы не сможете избежать ошибок, но будете стараться вести свою жизнь в послушании Ему. Те же, кто не покается, рискует всем, и наступит день, когда «хозяин дома» не узнает их и не позволит войти.
Размышление:
Тесные врата – это время, когда человек в сокрушении сердца дает личное обязательство верить в Бога через Иисуса Христа. Никто не может сделать этого за вас, потому что это должен быть ваш личный выбор. Вспомните то время, когда вы решили последовать за Христом… У некоторых людей это постепенный процесс, который может занять годы. У других это происходит мгновенно, и в один особенный день жизни они принимают решение быть со Христом. Если вы еще не приняли решение, почему бы вам не поговорить об этом со священником или вашим духовным отцом?
Молитва:
«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». (Флп 2, 12-13)
В этих стихах апостол Павел увещевает верующих в Филиппах избегать самодовольства, но продолжать жить в вере. Попросите Святого Духа воспроизвести в вас желание и способность быть послушным Божьей воле для ее осуществления в вашей жизни.
Созерцание:
Чтения из послания Филиппийцам напоминает нам о том, что Бог совершает Свое действие в каждом из нас. Подумайте о том, как Бог действует в вашей жизни в данный момент. Господь может показать вам совершенно удивительный и неожиданный путь.
29 августа
Двадцать второе рядовое воскресенье
ПРЕБЫВАЙТЕ В СМИРЕНИИ
Сир 3, 17-20. 28-29; Пс 67, 4-7. 10-11; Евр 12, 18-19. 22-24; Лк 14, 1. 7-14
Евангелие:
Сегодня мы присоединяемся ко Христу на трапезе у одного из начальников фарисеев. Все гости за столом наблюдают за поведением Иисуса, но не замечают, что Господь видит их гордый нрав.
Во времена земной жизни Иисуса самыми почетными местами были те, что ближе к хозяину дома, и каждый из фарисеев хотел занять такое место.
Пользуясь случаем, Иисус призывает задуматься о сущности своих действий, своем поведении. Его комментарий напоминает иудейское учение, вкратце изложенное в стихах Притч 25, 6-7: «Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои».
Парадокс в том, что, если бы хозяин понял, Кем был Иисус, он немедленно дал бы Ему почетное место. Затем Иисус обращает внимание на необходимость быть гостеприимным и щедрым к тем людям, которые не могут ничего дать в ответ – бедным и убогим. И этот вопрос звучит для нас: а не отказываем ли мы людям по причине нашего эгоизма или гордыни?
Иисус всегда оставался нелицеприятным. Он проводил время с людьми, которых не считали «респектабельными». Царствие Божье для всех независимо от созданного человеком социального статуса, потому что в очах Божьих мы все грешники и нуждаемся в спасении.
Размышление:
Апостол Петр близко к сердцу принял слова Иисуса, потому что тоже учил народ: «Подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». (1 Петр 5, 5-6).
Иисус постоянно напоминает своим последователям о значимости смирения. Как вы думаете, почему важно сохранять смиренное отношение к другим? Чем опасна гордыня?
Подумайте о людях, которых вы приглашаете в свой дом. Относятся ли к вам слова Иисуса из сегодняшнего отрывка по поводу выбора гостей?
Молитва:
Попросите Господа, чтобы ваше сердце уразумело Его Слово о смирении и гостеприимстве.
Прочитайте Пс 67, 1-10. Обратите внимание на контраст между величием Бога и Его заботой о бедных, одиноких, вдовах, сиротах и заключенных. Помолитесь о людях, оказавшихся в такой ситуации. Святой Дух может напомнить вам о некоторых конкретных людях. Бог покажет вам, как помочь им.
Созерцание:
Прочитайте Флп 2, 3-11 и поразмышляйте о том, какой пример смирения и служения подает нам Иисус. Пусть Бог в течение предстоящей недели подскажет вам то малое, что вы можете предпринять в ответ на прочитанное.
Материал Организации
объединенных библейских
обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой