ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(230)'14


Таинство примирения: шаг к завоеванию небес

Лето 1969 г. в анналы истории вошло благодаря тому, что род людской тогда добрался до Луны. Как повествуют хроники, оставив первый след на лунном грунте, астронавт Нил Армстронг заявил, что это был «маленький шаг для человека, но великий шаг для человечества». Неутолимая жажда завоеваний затем заставила людей направить взгляды на другие планеты и галактики. Но я хотел бы предложить тебе самый доступный, практичный и эффективный метод завоевания небес: таинство примирения. Ведь, как говорил Иисус, Царствие Божье не так уж далеко, а среди нас (ср. Лк 17, 20-25).

Когда все идет крахом, когда семейная или социальная жизнь приходит к напряженной и критической точке, находятся люди, которые предпочли бы сменить местожительство. И иногда, к сожалению, это необходимо. Но всегда ли это единственная альтернатива? Мы своими глазами можем видеть миллионы людей со сломанными судьбами, живущих в лагерях для беженцев, разбросанных по самым разным уголкам планеты. Мы видим тысячи мужчин и женщин, которые, покинув своим дома, скитаются без крыши над головой. Мы просто видим бесчисленное число семей, разодранных эпидемией разводов. «Смена» местожительства порой выливается в его «потерю».

Неужели бесконечность космоса должна заставить нас смириться с тем, что человечество осуждено на бесконечное блуждание из-за неспособности людей жить в мире друг с другом? В своем путешествии по разным планетам главный герой «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери встречает одиноких индивидуумов, которые живут на скудных и скучных астероидах своих узких интересов, поскольку не желают видеть и искать сердцем: ленивец, пьяница, авторитарный царь, жадный бизнесмен…

И какие же надежные пути мы можем предложить? Настаиваю: личное обращение. Глядя с позиций глубокой веры и серьезного знания человечества, Папа Франциск напоминает, что «первая область, где мы призваны искать умиротворения среди жизненных перипетий – это наш собственный внутренний мир» («Evangelii gaudium», 229). Помимо общественного и или семейного микрокосмоса, который мы строим с теми, кто живет рядом с нами, есть еще один более значимый микрокосмос: различные чувства и страсти, живущие внутри нас и часто бурлящие без особого направления: любовь, целомудрие, верность, ненависть, гнев, эгоизм, тщеславие… А ведь, как отмечает Папа Римский, «с разбитыми на тысячи осколков сердцами трудно созидать мир в обществе» (там же). Прежде чем менять мир или семью, нужно постараться изменить собственное сердце!

Таким, как ты и я, верящим, что выход есть, и готовым взяться за работу, св. Павел говорит: «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» (Кол 3, 15). Вот рецепт… астрономической силы и действенности! Вместо того, чтобы скитаться в нужде блудными детьми, позволим обнять себя любящему Отцу, идущему искать нас с распростертыми объятиями и с готовым поцелуем в сердце (ср. Лк 15, 11-32). Вместо того, чтобы блуждать по утопическим планетам сладких, но ложных грез или прыгать по лужам ежедневных споров и склок, обливая грязью самих себя и окружающих (и чем больше эгоизма и упрямства, тем больше мы пачкаемся), будем стараться обходить грязную воду, направляя свои шаги на чистые пути мира, даже если это требует вложений времени и терпения.

В антологической 21 главе «Маленького принца» лис говорит мальчику: «Если ты приручишь меня, моя жизнь наполнится солнцем». Это прямой метафорический призыв к созиданию уз дружбы, примирения и взаимной ответственности между людьми. Разве бывает лучше приручить животных, чем завязать дружбу? Это как если бы какой-то человек, которого ты не любишь, сказал тебе: «Если бы ты лучше узнал меня..., если бы перестал относиться ко мне как к чужому или опасному дикарю…, если бы ты дал мне место в своем сердце (2 Кор 7, 2), мы были бы счастливы, и ты открыл бы, что мы нужны друг другу». Всякий грех таит в себе отказ от любой ответственности перед нашими братьями и сестрами людьми, как это было еще с Каином (ср. Быт 4, 9). Я не получу прощение Божье, если прежде не прощу своих обидчиков либо не захочу мира и добра для тех, с кем конфликтовал физически, словесно или только в мыслях и желаниях 

Вкладывать время и терпение – это также часто приступать к исповеди: по крайней мере, один раз в месяц, а, если можно, то и два. Альпинисты вбивают крюки в скалу, чтобы облегчить подъем и, если соскользнут, смягчить падение. Когда промежуток между крюками слишком велик, падение может быть опасным и даже смертельным, поскольку предыдущие будут бесполезными. Точно так же частая исповедь помогает нам поддерживать крепкую духовную жизнь. Если мы слишком затягиваем промежуток между исповедями, растет риск утраты благодати Божьей и чувства любви. Кроме того, колья должны быть хорошо закреплены в скале. Так же дело обстоит и с исповедью: это опыт, который не дает нам возложить всю свою надежду на мир сей и на людей, это момент, когда ты искренне доверяешься Христу, твердыне твоей, скале твоей и убежищу твоему (ср. Пс 61).

Признаюсь, что меня успокаивает мысль о том, что я получаю прощение не в виде некоего субъективного самовнушения, ведь я так слаб… Успокаивает меня сознание того, что Бог не хочет смерти животных за мои грехи. Ведь в чем они виноваты? Успокаивает меня сознание того, что меня прощает не человек, потому что мы все сделаны из одного теста. Да, меня наполняет глубокий мир, когда я думаю о том, что Сам Бог прощает меня посредством Церкви в лице священника ради заслуг Иисуса Христа.

Любовь Бога всегда сильнее тяжести наших грехов и слабости тех, кто является орудием Его милосердия. Поэтому для меня исповедь – не казенное окошко в государственном учреждении, к которому я прихожу, чтобы заплатить штраф. Нет, это встреча с преображающей Любовью, превращающей меня, простого грешника, в счастливого и сияющего «миротворца» (Мф 5, 9).

Так что старайся, насколько можешь (и уверяю тебя, что можешь ты намного больше, чем думаешь), помогать другим стать ближе к исповеди. В Талмуде (еврейской религиозной книге) есть знаменитая фраза, которой завершается фильм «Список Шиндлера»: «Спасающий одну жизнь спасает весь мир». У нас принято ставить в Церкви свечи за упокой или за здравие. Но сколько свечей мы зажгли за то, чтобы мертвые или больные из-за греха души приступили к таинству примирения, исцеления и даже воскресения души? Боюсь, что не много. Лучшая зажженная свеча – это всегда наш собственный пример. Потом – несколько верных слов, сказанных другу с искренним участием. И все это с фитилем твоей молитвы, непрестанно пылающим огнем любви. Св. Хосемария в шутку говаривал: «Послушай, если мы с тобой будем вести себя хорошо, в мире станет двумя негодяями меньше». Не бойся, Дух Святой вдохновит тебя.

Есть даты, которые остаются в анналах истории как «звездные моменты человечества». Но есть и другие события, которые записываются в Книгу жизни, образуя «историю завоевания небес». К первым датам мы редко имеем прямое отношение. И ничего от этого не теряем. Что касается вторых, ты – единственный герой этого подвига. И только в конце фильма о подлинной истории человечества ты сможешь увидеть количество людей, тобой спасенных.

Благодарю Тебя, Господи, за то, что с каждым шагом, сделанным кем-то к таинству примирения, человечество все глубже проникает во вселенную Твоего мира и бесконечного милосердия!

 

Епископ Хосе Луис

из «Послания о таинствах»