ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11-12(183-184)'10
По дороге в Вифлеем

Рождество на пороге. Даже самая ленивая душа, давно забывшая счет будням и праздникам, откликается на это событие. Напряженное ожидание события, которое происходит каждый год уже свыше 2000 лет. Потому что каждый раз мы проживаем Рождество заново – так, как будто оно случается именно сейчас: путеводная звезда, пастухи, волхвы, Вифлеем...
Каждый год мы заново пытаемся воспринять с трудом осознаваемое: Бог воплотился на земле для того, чтобы спасти каждого из нас. Потому что именно в эти дни Христос рождается в наших собственных душах.
В ту ночь ей не нашлось места. Ей и ее Сыну все отказали. В мире людей Спаситель с первого же мгновения Своей жизни был бездомен...
 Волхвы, разыскивая Христа, вопрошали на улицах Иерусалима: «Где родившийся Царь иудейский?» И тут же были вызваны на допрос к правителю. Мы не замечаем необычности и дерзости этого их вопроса, но святитель Иоанн Златоуст поясняет: один такой вопрос мог стоить им жизни. Ирод не имел прав на престол, и к власти он пришел с помощью римлян. Как всякий узурпатор, он боялся за свою власть, всюду подозревая заговоры. Это о нем, об Ироде Великом, римский император Август сказал свое блестящее слово: «В стране Ирода безопаснее быть свиньей, чем царским сыном». Свиней-то иудеи в пищу не употребляли; а Ирод действительно убивал собственных сыновей, едва только у него возникали подозрения о планах их собственного скорейшего воцарения.
И в эту страну, в ее столицу, приходят чужестранцы (волхвы пришли из Персии) и спрашивают: «Где родившийся Царь иудейский?». Это столь же «безопасно», как в Москве 1952 г., незадолго перед смертью тирана, на Красной площади спрашивать прохожих: «Где нам найти нового правителя страны?» Но чувство долга, веры и призвания было сильнее у волхвов, чем политическая «рассудительность». Наверное, только поэтому они все-таки нашли дорогу к Вифлеему.
Сразу после поклонения волхвов Иосиф берет Марию и ее Сына и бежит из Иудеи в Египет, спасаясь от Ирода. В Вифлееме же, куда на перепись собралось множество народа, по приказу царя были убиты все малыши в возрасте до двух лет.
Бог, родившийся человеком в Вифлееме, пришел в этот мир не просто, чтобы стать человеком, но принять на Себя муку наших грехов и смерти и преодолеть эту тяжесть усилием Воскресения. Вифлеемская колыбель – Голгофский крест – покинутая Иерусалимская гробница: таков путь предвечного Сына Божия, две тысячи лет назад ставшего еще и Сыном Марии. И предстоящий крест, и угроза с первого мгновения осеняют собою Его жизнь.
...В христианской мистике часто можно встретить простую, но дерзновенную мысль: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе». Мы все – на дороге в Вифлеем. Все мы – жители Вифлеема. Мы ищем Христа – и мы же закрываем перед Ним двери наших домов и душ. Мы хотим увидеть Бога, но отнюдь не хотим жить в Его Присутствии. Что-то в нашей душе тянется к Небу, а что-то боится его и скрывается.
А вот в чем мы мало похожи на волхвов, так это в том, что они подвергали себя смертельной угрозе не для того, что- бы что-то получить от Младенца, а лишь для того, чтобы передать Ему свои собственные дары. Как же редко «в сем христианнейшем из миров» человек ищет Христа не ради ожидаемой от Него маленькой получки (в виде поправления здоровья или устроения дел), а только, чтобы сказать Ему из глубины своего сердца: «Ты знаешь, Господи, я понял: оказывается я не сам пришел в этот мир, а Ты меня привел сюда, Ты подарил мне жизнь, и поэтому моя жизнь по праву благодарения принадлежит уже Тебе, а не мне...».
Вера приносит мир и свет и радость. Но радость приходит не сама собой. Ее надо уметь принять. И впустить в свою душу Евангелие бывает и трудно, и больно. Вера приносит Пасху. Но Пасхе предшествует тайна Креста. Миновать ее нельзя: иначе и Рождество потеряешь, и Пасху не обретешь.
Мы – странники на этой земле. Путь из Вифлеема всегда лежит в Египет. И этот Египет – чужбина, скитание, бегство – наш земной путь. И чем яснее и отчетливее это осознание, тем сильнее бывает искушение. Осознание и видение своих грехов, того, что мешает Ему родится, не дает Ему «места в гостинице». Но наш Бог оставляет нам, даже вопреки нашей слабости, Самого Себя. В Святой Евхаристии мы прорываем со своей стороны стену, отделяющую нас от истинной земли и отечества, своим твердым намерением следовать за нашим Господом неотступно. И тогда, принятием Христа в себя, Его рождением в нас самих, каждый из нас становимся Вифлеемом!
Как красиво однажды сказал великий проповедник XX в. митрополит Антоний Сурожский: «В Царство Божие не идут от победы к победе, а большей частью от поражения к поражению, но те доходят, которые после каждого поражения, вместо того чтобы сесть и оплакивать его, встают и идут дальше. Подвиг именно в этом заключается: никогда не сесть оплакивать. Плакать можно по дороге, плакать можно на пути, плакать можно, когда дойдешь до цели, падешь на колени перед Спасителем и скажешь: “Прости, Господи! На всю Твою любовь я ответил цепью измен – а все-таки я пришел к Тебе, не к кому-то другому...”».
Не надо бояться впустить в свой дом Его. Может быть, Он будет выглядеть как нищий или плачущий, или нуждающийся в твоем внимании и заботе. Не откажи Ему в месте для ночлега, ведь Он пришел к тебе, чтобы дать необыкновенную радость общения с Собой – Богом!
Волхвов в Вифлеем привела звезда. Волхвы – это, по сути, астрологи. Ни Библия, ни Церковь не одобряют увлечения гороскопами и астрологией. Но для чуда нет преград: «ведь чудо есть чудо, и чудо есть Бог». И поэтому Господь приводит астрологов к принятию Евангелия через их же собственную лжемудрость. Вы доверяете только знакам небес? Вы считаете, что через исследование планетных путей проще понять Бога, чем через голос совести и души? Вы считаете, что не в человеке, а в звездном небе Богу подобает проявлять Себя? Что ж, звезда и приведет вас к Богу, который стал человеком (человеком, а не звездой).
Сама же вифлеемская звезда обычно понимается как ангел, принявший вид, более понятный для языческих мудрецов.
Кроме волхвов, у колыбели Богомладенца были еще и пастухи. Они были со своими стадами недалеко от Вифлеема. Явление ангелов, позвавших пастухов к Спасителю, описывается в Евангелии от Луки. В этом рассказе необычно, в частности, то, что пастухи находятся со своими стадами в поле в середине зимы. Эти поля находились в непосредственной близости от Иерусалима (по современным представлениям, Вифлеем просто пригород Иерусалима). «Стада, которые паслись здесь, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Эти стада паслись снаружи круглый год, потому что о них говорится, что они бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, то есть, в феврале, когда количество дождя в Палестине бывает весьма значительно. Понятно, что эти пастухи, состоявшие в некотором отношении к Храму, знакомы были с идеей Мессии и ожидали Его не менее пламенно, чем другие иудеи. Быть может, в том обстоятельстве, что ангел возвещает о рождении Мессии прежде всего этим пастухам, сказывается особое дело промысла: пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на Себя родившийся Мессия, Который принесет однажды и навсегда жертву».
Ангелы воспели пастухам первое песнопение христианской эры: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Смысл этой трехсоставной молитвы: Рождество Спасителя призывает горний мир ангелов восславить рождение Творца на земле; Рождество приносит примирение и соединение людей с Богом уже на земле; Рождество открывает людям благоволение Творца.
Итак, ангелы привели в Вифлеем волхвов и пастухов.
 У яслей встретились язычники и иудеи. Для евангелиста Луки вряд ли это случайная деталь. Он сам носит нееврейское имя и, вероятно, был греком из Антиохии. В отличие от Матфея, Лука почти не цитирует ветхозаветных пророчеств о Мессии, а родословное древо Иисуса начинает не от Авраама, а от Адама и самого Бога, подчеркивая тем самым, что служение Христа принадлежит не только Израилю, но и всему человечеству.
 У каждого из нас свой путь в Вифлеем. И каждый из нас, следуя по этому пути, готовится принять в свое сердце Младенца Иисуса. Пусть труден этот путь, но встреча уже не будет обещать расставания. В ней радость обретения жизни и любви в нашем бесконечно любящем нас Иисусе.
 
Священник Георгий Эглит 
Архиепархия в Астане
Пусть люди встретят Иисуса в вас  

С 20 по 24 сентября в Астане монахини Астанинской епархии встретились на традиционных ежегодных реколлекциях, в ходе которых сестры смогли не только духовно подкрепиться и вместе помолиться, но и обменяться друг с другом опытом служения, а также почтить память жертв сталинских репрессий.
 
Конференции проводил польский мариолог францисканец-конвентуал о. Целестин Напюрковский. В свете «Vita consecrata» он представил путь реализации обязанности быть знамением Христа в мире. О. Целестин призвал сестер быть верными Богу во всем и всегда, подчеркнув при этом, что Церковь ждет от них активной, а не пассивной верности.
Одна из конференций была посвящена теме диалога: внутрицерковного, межцерковного и межчеловеческого вообще. Как мариолог о. Целестин не мог не указать на Пресвятую Богородицу как образец Церкви и человека диалога, ведь в момент Благовещения имел место самый удивительный диалог в истории.
Реколлекционист представил также и подарил каждой общине сестер книжку под названием: «Как почитать Пресвятую Богородицу», которая была издана к столетию со дня рождения св. Максимильяна Марии Кольбе и к которой о. Напюрковский написал введе ние. Затем он в свете документа «Marialis cultus» представил Богоматерь в учении II Ватиканского собора и Мартина Лютера.
В четверг, 23 сентября, сестры встретились с апостольским нунцием епископом Мигелем Маури Буэндией, рассказавшим о плодах визита Папы Бенедика XVI в Великобританию. Затем митрополит Томаш Пета рассказал о положении дел во вверенной ему поместной Церкви, а также затронул тему св. розария, призвав чаще прибегать к этой молитве, посвящая пятый десяток архиепархии в Астане. Он проинформировал также о ходе процессов беатификации Папы Иоанна Павла II и о. Владислава Буковинского.
В последний день реколлекций, 24 сентября, сестры побывали в с. Малиновка, где в 1937-1952 гг. находился знаменитый АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины. Монахини посетили также местную католическую общину, где один из прихожан рассказал им об истории своего прихода. Затем участницы реколлекций побывали на кладбище, где рядом высятся кресты и полумесяцы, напоминая о единении людей в страданиях независимо от вероисповедания.
Вернувшись в Астану, сестры присутствовали при установке на цоколе курии архиепархии статуи Папы Иоанна Павла II. А затем с энтузиазмом и чувством собственной ответственности за дар веры монахини разъехались по своим приходам, надеясь, что сбудутся слова, сказанные о. Станиславом Хоинкой: «Пусть люди встретят Иисуса в вас».
 
С. Марина Юрченко
 
 
Памятник Папе Ионну Павлу II в Казахстане  
 
3 октября на территории кафедрального собора Матери Божией неустанной помощи в г. Астане состоялось торжественное открытие памятника рабу Божьему Папе Иоанну Павлу II. Идея его создания связана с предстоящей в 2011 г. десятой годовщиной государственного и пастырского визита Папы в Казахстан. На церемонии открытия памятника присутствовали его высокопреосвященство архиепископ Мигель Маури Буэндия - апостольский нунций в Казахстане и Средней Азии, архиепископ Томаш Пета, духовенство и прихожане. На торжественной церемонии присутствовали также представители городской администрации. В начале прозвучали государственные гимны Казахстана и Ватикана. Затем представитель городского акимата вместе с апостольским нунцием торжественно открыли скульптуру Папы Иоанна Павла II, которая затем была освящена посланником Ватикана.
Архиепархия в Астане
Большой и малый юбилей
 
Недавно монашескую общину сестер милосердия св. Викентия де Поль в Казахстане впервые посетила генеральная настоятельница этого ордена с. Эвелин Франк в сопровождении члена генерального совета конгрегации с. Софии Данишаковой из Парижа и провинциальной настоятельницы с. Ханны Цыбуля из Польши. В Казахстан их привела одна весьма важная причина. В этом году сестры милосердия отмечают большой и малый юбилеи. Большой – 350-я годовщина со дня смерти основателей ордена св. Викентия де Поль и св. Луизы де Марияк, трудившихся в XVII в. в Париже. Малый - 10-я годовщина служения их духовных сeстер в Казахстане.
 
Орден сестер милосердия св. Викентия де Поль – это общество апостольской жизни, действующее более, чем в 90 странах мира. Сестры посвящают себя и свою жизнь Богу, а их особая харизма – служение нищим. В Казахстан сестры приехали 26 июля 2000 г. Местом их служения стал п. Шор- танды, где они работают вместе с отцами-лазаристами – духовными сыновьями св. Викентия де Поль. Еще одна община сестер милосердия поселилась в с. Новокубанка в 2003 г., а в 2007 г. монахини начали свое служение в Астане. Оба юбилея – большой и малый – стали источником великой радости и поводом благодарения Господу.
В эти дни, генеральная настоятельница посетила три общины сестер, познакомилась с местом нашего пребывания и служения. Дети из п. Шортанды спели песни на казахском и русском языках, разъяснили знамение символов государственного герба и флага и подарили на память знамя Казахстана, а взамен получили сладкий подарок.
С. Эвелин посетила также поселки, в которых служат сестры, и больных, которых они посещают. В с. Новокубанка с. Эвелин ждала встреча с прихожанами, которые встречали гостей традиционным «караваем». Молодежь и дети представили танцы, а малыши показали сценку из Евангелия о добром пастыре. Прихожанка Галина Чабан рассказала гостям историю своего приезда в Казахстан. Затем сестры ознакомились с проектом «У каждого ребенка своя семья», в рамках которого сестры сотрудничают с Лютеранской Церковью.
В четверг 26 августа гостьи побывали в Астане. Утром в церкви Матери всех народов прошла торжественная литургия, на которой предстоял генеральный служитель францисканцев Марко Таска в концелебрации с другими священниками. Затем архиепископ Томаш Пета освятил Францисканскую площадку для детей. Детвора исполнила песни на французском и русском языках, а с. Эвелин в своей речи призвала всех благодарить Бога за место, где дети могут провести свободное время и славить Его своей игрой. Потом сестры встретились с митрополитом, а затем смогли увидеть красоту и нищету г. Астаны. Большое впечатление на гостий произвел музей «АЛЖИР».
В совместной молитве, в обмене духовным опытом служения Христу в конкретных людях мы находим источник воды живой. Это – один из столпов нашей харизмы. В молитве мы отдали Христу наших нуждающихся, их беспросветную нищету, их неудовлетворенные потребности. Мы также обрели источник новых сил, чтобы принести им милосердную любовь. Наша генеральная настоятельница с. Эвелин, ближе познакомившись с нашей жизнью и служением, отнеслась к нам с большим интересом и пониманием. Она сама много лет провела на миссии на Тайване. Ее советы и наставления были для нас бесценны, мы навсегда сохраним их в наших сердцах и мыслях. Мы благодарим Господа за столь прекрасный дар. Наше призвание Сестер Милосердия – и емкое, и простое одновременно. Мы искренне и смиренно благодарим Христа, избравшего и призвавшего каждую из нас, направляющего нас на пути Свои силой Святого Духа, сделавшего нас свидетельницами Его любви там, куда нас привело Его всеблагое провидение, – в Казахстан, в Шортанды, в Новокубанку или Астану.
 
Сестры милосердия
 
Я не могу оценивать бедных селян по их внешности или по уровню их духовности. Ведь ни их вид, ни их поступки не отвечают достоинству разумного творения Божьего. Они ужасно неотесанны. Но взгляните на все с другой стороны, в свете веры, и вы поймете, что именно эти бедняки являют нам Божьего Сына, возжелавшего обнищать ради нас…
Бог любит бедняков и, как следствие, Он любит тех, кто любит бедняков; ибо если мы любим кого-то, мы испытываем добрые чувства к его друзьям и к тем, кто ему служит. И вот, наше маленькое миссионерское общество старается сердцем служить бедным, которые суть возлюбленные Божии, и потому у нас есть основания надеяться, что ради любви к ним Бог будет любить и нас.
 
Св. Викентий де Поль
 
Поздравляем!
Врач-монах  
 
Алматинский францисканец удостоен международных наград в области медицины. Европейское научное общество в субботу 16 октября 2010 г., в день 70-летнего юбилея брата-францисканца и доктора восточной медицины Диего Ким Чанг, наградила его престижным орденом в области медицины «Avicennum».
 
Но этот орден не был единственной наградой. Уже 10 октября в Алматы в рамках международного конгресса, приуроченного к 20-летию восточной медицины, Всемирная ассоциация психологов, врачей и народных целителей и Республиканский научно-практический центр народной медицины Республики Казахстан наградил брата Диего Ким одним орденом и тремя дипломами признания.
Высоких международных наград брат Диего удостоился за бескорыстное и многолетнее служение алматинской амбулатории, основанной им при приходе Пресвятой Троицы 17 лет назад. У всех местных жителей свежа в памяти первая «пионерская» амбулатория, располагавшаяся при старом приходе в г. Алматы на улице Ессибулатова, 3. В 1997 г. амбулатория переехала в новое здание монастыря францисканцев. С тех пор в ней побывало более 10 тыс. пациентов. Все лечение и консультации бесплатные. На протяжении многих лет вместе с братом в ней работает 5 сотрудников.
Брат Диего стоял также у истоков столовой для бедных, где они могут питаться 4 раза в неделю, и медпункта для ее посетителей неподалеку от кафедрального собора.
Помимо местных общин братьев и сестер, с 70-летним юбилеем брата Диего приехала поздравить его племянница Моника из Южной Кореи.
Благодарим Бога за брата Диего и желаем ему изобилия благодати в служении Богу и людям!
 
М.Х.
 
Архиепархия в Астане
Уголок отдохновения и молитвы  
 
27 ноября будет отмечаться 10-летие существования приходского дома «Fides et ratio» в Щучинске. Место, где верующие из разных епархий могут провести свои реколлекции, дни сосредоточения, «каникулы с Богом». Дети, взрослые, а также молодежь собираются там, чтобы вознести Господу хвалу и отдохнуть среди живописного ланшафта.
 
Приходская хроника начинается со слов: «Станция Щучинская, основанная в 1850 г., до революции была центром Щучинской волости, входящей в состав Кокчетавского уезда. Население станции в начале века составляло 3200 человек». Ежегодно в щучинской «Кане» духовную революцию переживают свыше 300 человек. А самый большой наплыв паломников происходит в летний период. В это время организовываются четырнадцать заездов для детей и молодежи. Группы приезжают со своими наставниками (священниками, монахинями и иногда с обслуживающим персоналом). Некоторые пользуются и услугами нашего персонала. И поэтому дом «Fides et ratio» дождался постоянных посетителей. В основном это приходы из архиепархии Св. Марии в Астане. С недавнего времени к нам также приезжают группы из других епархий. Пребывание в Щучинске вписывается в душепастырский план немалого числа общин. Для многих нормой стал сам факт существования приходского дома «Fides et ratio». Юбилей 10-летия – самый подходящий повод вспомнить всю историю этого дома.
В хронике Щучинского прихода находим и такие слова: «…об этом доме мы даже не думали. И вот 3 апреля 2000 г. Римско-католическая Церковь приобрела недостроенный трехэтажный дом по ул. Ин- тернациональная, 2». Потребовалось несколько месяцев тяжелой работы для окончания строительства и оборудования дома.
О дне официального открытия приходского дома напоминает мемориальная доска у входа с надписью: «Католический дом “Fides et ratio”. Дар организации “Renovabis” в память великого юбилея 2000. Щучинск 27.11.2000». И сегодня с уверенностью можно сказать, что сбылось пожелание, записанное в хронике: «Дом расположен в чудном месте: на краю города, его окружает лес, дендрологический парк, а за парком озеро Щучье. Вид из окон просто замечательный. Это прекрасное место для проведения духовных упражнений и курсов. Первым важным событием в истории этого дома был визит примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа. Произошло это в середине сентября 2000 г. Примас благословил дом и Часовню, а также предложил взять за название девиз «Fides et ratio». Попробуем понять, что побудило кардинала назвать так дом. Вероятно, тот факт, что на 14 сентября приходилась вторая годовщина обнародования Папой Иоанном Павлом II энциклики с таким же названием.
Хроника не сообщает точной даты визита Юзефа Глемпа, а потому это всего лишь одна из догадок. В любом случае, мы надеемся, что благодаря такому названию наш дом присоединился к числу центров, сохранивших органичную связь между верой и разумом, которые, согласно учению вышеупомянутой энциклики, представляют собой «два крыла, на которых душа возносится к истине».
Визит примаса повлиял на серию последующих событий в истории прихода св. Авраама и астанинской архиепархии. 29 ноября была освящена часовня дома «Fides et ratio», и с тех пор он стал настоящим душепастырским центром. В конце 2000 г. в доме был организован сочельник для священников и сестер-монахинь администратуры. Через месяц состоялись первые дни сосредоточения для группы из Петропавловска. Участники этой встречи оставили в хронике прихода свой отклик: «Мы признательны создателям такого дома реколлекций в живописнейшем уголке Казахстана». В малых промежутках времени проходили разные встречи: дни сосредоточения для семей, курсы евангелизации и т.п. И приходской дом «Fides et ratio» приобрел свой индивидуальный стиль.
Нужно признать, что секрет этого здания заключен не в его стенах и даже не в живописных окрестностях, а, прежде всего, в людях, которые прочувствовали и воплотили свои идеи в жизнь этого дома. Это настоятели прихода: о. Петр Пытлованы, о. Станислав Хоинка, о. Роланд Жакенуд. Среди них были также и другие священники, которые исполняли обязанности хозяев этого места. Память о них живет не только на страницах приходской хроники, но и в молитвах и развитии дома, который постепенно модернизируется, чтобы каждый его уголок служил его предназначению. В этом году состоялось открытие мансарды, где будут проживать студенты, так что у дома появилась дополнительная функция. С одной стороны, он помогает получению знаний, а с другой, предоставляет молодым людям возможность постоянно обновлять свою веру. Эта идея во многих местах уже подтвердила свое право на жизнь.
На страницах приходской газеты «Кредо», помимо краткой его истории, мы размещаем также приглашение принять участие в праздновании 10-летия существования приходского дома «Fides et ratio». Очень надеемся увидеть тех, кому когда-то довелось пережить здесь «революцию» любви. В первый день праздника пройдет с участием архиепископа Томаша Петы, священников и сестер-монахинь, а второй в кругу прихожан. Эти два дня соединит ночное бдение пред Св. Дарами. До полуночи будет происходить ночная адорация, главной молитвой которой станет защита новой жизни. Тем самым мы присоединимся к интенциям Папы Бенедикта XVI, который в первое воскресенье Адвента будет молиться в данном намерении. Разум (ratio) каждого из нас в силах понять, сколь ужасно посягать на людскую жизнь, особенно когда речь идет о беззащитных и невинных детях. Эта молитва должна привести в движение нашу веру (fides), которая способна преобразовать культуру смерти в милосердную любовь. Во время молитвы нам будут сопутствовать реликвии св. Иоанны Береты Мольи покровительницы матерей, носящих под сердцем новую жизнь, частичка мощей которой хранится в святилище защиты жизни в Шортандах.
Приглашаем также на групповые или индивидуальные реколлекции и отдых.
Свое участие в праздновании просим подтвердить по телефону: (8-71636-45062) или по интернету (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ).
 
О. Рафал Лар,
перевод: Антонина Грабовская
Карагандинская Епархия
Он посвятил себя нам
 
После девятилетней работы в приходе Марии - Матери Церкви в г. Караганде о. Кшиштоф Эрдзик (MIC) покинул Казахстан, чтобы продолжить свое служение в Польше. В связи с этим его бывшие прихожане хотели бы выразить ему свою признательность и глубокою благодарность.
 
Возможно, кто-то помнит, а многие даже знают лично священника из ордена мариинцев о. Кшиштофа Эрдзика, который работал в Карагандинской епархии в приходе Марии – Матери Церкви. Начиная с 1992 г., он работал на севере Казахстана в г. Красноармейск, а последние девять лет служил в Караганде, сначала в качестве викария, затем настоятеля, а также возглавлял Карагандинский деканат.
 Что касается его деятельности в Караганде, можно сказать, что проповедь Слова Божьего - это одна из самых трудных задач. Как монах мариинского ордена о. Кшиштоф – очень смиренный и скромный человек, который во всем любит порядок и берет на себя ответственность в любых ситуациях. Его сердце болело за каждого человека; особенно он переживал за тех людей, которые отдалялись от Бога, находили себе более легкие, но неправильные пути. Он молился о каждом, кого Господь ставил на его пути. Он действительно был для нас духовным отцом – отцом, который любит искренне, который готов пожертвовать своим временем, чтобы сделать нас ближе к Иисусу.
Помимо федоровского прихода, отец служил св. Мессы в Жезказгане и Абае. Много времени посвящал подготовке детей к Первому Причастию, организовывая каждое лето детские лагеря, кроме воскресных занятий. И, конечно же, не оставлял без внимания взрослых и молодежь, проводил различные духовные встречи, катехизации, уделял таинства, посещал больных, а также заключенных женской колонии.
Для многих прихожан отъезд отца был и остается тяжелым переживанием, так как при нем они получили свое духовное воспитание. Он очень многое сделал как для прихода в целом, так и для каждого, кто нуждался в помощи или духовной поддержке и наставлении. Он был примером отцовской любви и в своих проповедях учил каждого из нас быть примером любви, т.е. своими словами, поступками и жизнью в целом научить других любить жертвенно и находить Бога.
Весь наш приход благодарит Господа Бога за посланного нам духовного отца, посвятившего себя нам, зародившего и сохранившего в наших сердцах веру, надежду и любовь. И конечно же, от лица каждого прихожанина благодарим о. Кшиштофа за его нелегкий труд, остаемся всегда с ним в молитве, и пусть Господь даст ему терпения, поможет ему и впредь так же ревностно заботиться о спасении других и ниспошлет ему благодать в служении на новом месте.
Также хотелось бы поблагодарить за многолетнее служение в качестве викария о. Стефана Высоцкого, теперь являющегося нашим настоятелем. И с великой радостью приветствуем наших новых священников о. Алексея Мицинского и о. Григория Бурдыньского и желаем им, чтобы они с еще усерднее служили здесь, оставаясь верными Богу.
→ Юрий О.: Когда я начал ходить в Церковь, то не ожидал найти здесь такую большую любовь, особенно от о. Кшиштофа. Благодаря ему я принял Первое Причастие, а позже стал министрантом. Он был для меня духовным отцом, а когда умер мой родной отец, то заменил мне и его, всегда поддерживая меня во всех моих проблемах. За все это я его горячо от всей души благодарю.
→ Наталья К.: Наше знакомство с о. Кшиштофом началось несколько лет назад. Он пришел к нам в дом с рождественским пастырским визитом. На тот момент мы с супругом не посещали Церковь вообще. Я православная, а муж был католиком только формально. В Церкви за всю нашу жизнь мы были несколько раз: когда нас крестили родители, и когда мы уже крестили своих детей. Крестили их в православной Церкви, так как в католической нам отказали по той причине, что мы не были венчаны и не посещали Церковь.
Так вот, отец пришел к нам, потому что в Церковь ходил наш старший сын, о религиозном воспитании которого заботилась бабушка. Они заранее предупредили нас о его приходе. Мы, конечно, были взволнованы: как себя вести, что делать, о чем говорить? Отец пришел, освятил дом, читал молитвы. Мы с мужем слушали и старались участвовать в происходящем, как могли. После мы попросили отца задержаться у нас и попить чаю. В нашей маленькой кухоньке отец, конечно же, спросил, почему мы не посещаем Церковь, не заботимся о своем спасении. На что у нас был стандартный ответ: нехватка времени, работа и т.д…. В этот вечер он рассказал нам немного о своей жизни, о себе и о вере. Слушая его, мы удивлялись его искренности, его простоте, его такому трепетному отношению к Господу. Мы не ожидали, что с таким дорогим гостем будет так легко и спокойно. Скованность и тревога, которые были в начале, покинули нас. Уходя, он с добротой сказал, что очень был бы рад видеть нас в Церкви. Мы не сразу стали ходить в Храм. Нет. Ни на следующий день, ни через год, ни даже через два года мы в Церковь не пошли. Но в тот вечер мы с мужем долго обсуждали, какой он удивительный человек – о. Кшиштоф!
В церковь мы пришли, когда нам стало тяжело, когда одна беда случалась за другой. Не в силах уже терпеть, мы, наконец, поняли, где нужно искать помощи и спасения. Мы решили обвенчаться с мужем. Когда мы пришли, отец был приятно удивлен и, конечно же, рад за нас. Это так прекрасно, когда тебе рады, когда тебя никто не пристыжает за, что ты пришел, когда тебе стало плохо, когда тебя принимают, как родного, когда ты ощущаешь себя нужным. Именно так нас встретил о. Кшиштоф.
 Мы благодарим Господа Бога за его безграничную любовь и заботу, которую мы постоянно ощущаем, и за то, что на нашем жизненном пути Он помог нам встретить такого замечательного человека, как о. Кшиштоф – заботливого, искреннего, ответственного, умного, с добрым сердцем и праведной верой!
 
Инна Я.
Секрет семейного счастья
 
С 1 по 3 октября в санатории «Самал» близ г. Темиртау, Карагандинской обл., прошла встреча супружеских пар, которую организовали аниматоры движения «Супружеские встречи».
 
Каждая семья – вызов сатане. И чтобы противостоять лукавому, нужно на протяжении всей супружеской жизни учиться не поддаваться греху. Последний часто порождается нашим же характером, темпераментом, гордыней и эгоизмом. И большим подспорьем в борьбе с этими моральными недугами могут стать реколлекции, на которых раскрывается секрет счастья в семейной жизни. Этот секрет кроется в том, чтобы мужья и жены повиновались Богу, любили Его, другу друга и учили этому детей.
Именно чтобы провести такие реколлекции, в Казахстан прилетели Ежи и Ирена Гжибовские, многолетние участники польского крыла движения «Супружеские встречи», и Зиновий и Вера Кузимкивы из Львова, возглавляющие его в Украине. Вместе с ними приехал священник о. Иван Чичерский – духовник львовского филиала «Супружеские встречи». Во встрече приняли участие шесть греко-католических пар из прихода Покрова Пресвятой Богородицы в Караганде, и пять пар из римско-католических приходов Карагандинской епархии. Некоторые из них еще только начинают свою семейную жизнь, а у других уже есть большой супружеский опыт. Хотя в Казахстане среди римо-католиков движение «Супружеские встречи» действуют несколько лет, но в Караганде такая встреча состоялась впервые, и в ней также приняли участие греко-католики. Местное духовенство представляли митрофорным протоиерей о. Василий Говера и с. Михайлина Горнакевич из греко-католического прихода, а также о. Гжегож Бурдыньский из римско-католического прихода Марии – Матери Церкви.
По отзывам самих участников, эти реколлекции вселили в них уверенность в том, что, доверяя свою жизнь Богу, можно справиться с собственными слабостями и недостатками, устранить трения между супругами, построить хорошие отношения в семье. Бог хочет, чтобы все были счастливы в семье.
 
По материалам сайта: ugcc-kazakhstan.com
 
Lectio divina
 
 
7 ноября
XXXII рядовое воскресенье
НАДЕЖДА НА ВОСКРЕСЕНИЕ
2 Мак 7, 1-2. 9-14; Пс 17(16), 1. 5-6. 8. 15; 2 Фес 2, 16 – 3, 5; Лк 20, 27-38
 
Евангелие:
Сегодня наше чтение начинается встречей с саддукеями. Во времена земной жизни Иисуса они были довольно влиятельной религиозной группой. Власть саддукеев простиралась на управление храмом в Иерусалиме. Они основывали свою религиозную жизнь на первых пяти книгах Библии – Пятикнижии, в котором изложен был закон.
Саддукеи не верили в телесное воскресение в отличие от Иисуса и фарисеев (Деян 23, 6-9). Итак, чтобы доказать свою точку зрения, саддукеи задали Иисусу абсурдный вопрос, который опирался на «Закон левирата»: если муж умирает без наследника, его брат должен жениться на вдове, чтобы сохранить семейное владение (Втор 25, 5-10).
Иисус отвечает, что после воскресения жизнь не будет похожа на ту, которой мы живем сейчас. «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых» будут подобны ангелам и жить вечно (стихи 34-36). Таким образом, не будет нужды жениться и заводить детей для продолжения рода.
В отрывке не описывается подробно, как будет происходить воскресение тела, но мы знаем, что ученики узнали Иисуса после Его воскресения, даже если и не сразу, как те двое, что шли в Эммаус (Лк 24, 13-35).
Иисус завершает спор цитатой из авторитетной для саддукеев книги – Исход. Когда Бог говорил Моисею из неопалимой купины, то назвал Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх 3, 6), что можно считать доказательством реальности воскресения мертвых.
Иисус говорит о патриархе как о живом. Иудеи первого века понимали, что патриарх воскрес из мертвых не в буквальном смысле, а живет с Богом, ожидая окончательного воскресения. Ведь Бог – есть Бог живых, а не мертвых.
Размышление:
 Воскресение – это краеугольный камень христианской веры. Ибо если Иисус не воскрес из мертвых, то и мы не имеем основания надежды на жизнь после смерти. Вы уверены в этой надежде? В 1 Кор 15 описывается спор св. апостола Павла о воскресении.
Молитва:
Помолитесь стихами из 2 Фес, возложите на Господа ваши страхи и переживания: «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2 Фес 2, 16-17; 3, 5).
Созерцание:
Поразмышляйте о следующих воодушевляющих словах из Флп 3, 20-21: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все».
 
14 ноября
XXXIII рядовое воскресенье
БУДЬ ТЕРПЕЛИВ
Мал 3, 19-20; Пс 98(97), 5-9; 2 Фес 3,7-12; Лк 21, 5-19.
 
Евангелие:
Евангелист Лука приводит описание конца света, предложенное Иисусом, или, как называют такого рода концепции, об апокалиптике. В Евангелии от Матфея и Марка мы также можем найти похожие отрывки, но каждый священнописатель расставляет свои ударения в учении Иисуса в зависимости от особенностей его общины.
Лука пишет людям, живущим далеко от Палестины. Это было время войны с Римом и, возможно, Евангелие было написано уже после разрушения Иерусалима римлянами в 70 г. после Рождества Христова. Когда ранние христиане читали Евангелие от Луки, эта часть пророчества Иисуса уже исполнилась.
Говоря о разрушении Иерусалима и преследовании раннехристианской Церкви (стихи 10-11. 25-36), Иисус проводит аналогию с концом света. Таким образом, Его предупреждение сохраняет свою силу и для нас сегодня: когда придут дни гонений за веру, не удивляйтесь. Иисус предупредил заранее о грядущих преследованиях.
И если эти преследования постучатся к нам в двери, мы должны быть терпеливыми и стойкими. Бог всегда с нами, даже если семья или друзья отвернуться от нас или предадут нас.
Св. Лука действительно знал о реальности гонений. Когда он писал Евангелие, Петр и Павел уже были убиты, как и многие другие христиане.
Слова Иисуса – напоминание о том, что преследования имеют место и принимают различные формы. Это реальный факт во многих уголках мира. Некоторых христиан выгоняют из дома, увольняют с работы, а иногда даже лишают жизни из-за веры. И потому все мы получаем одну и ту же весть: будьте терпеливы. Бог любит вас и не покинет вас.
Размышление:
Испытывали ли вы когда-нибудь в своей жизни притеснения или преследования за веру?
Возможно, вас обижали, оскорбляли, унижали или смеялись над вами. Как вы реагировали в таких ситуациях? Что вы говорили и как поступали? Оставались ли вы, несмотря ни на что, свидетелями Иисуса?
Молитва:
Помолитесь о том, чтобы Господь дал вам храбрость и силу для терпения и стойкости перед лицом преследований, которые могут прийти, чтобы вы смогли быть хорошим свидетелем Бога.
Обратитесь с молитвой о христианах, живущих в странах, где нередки случаи гонений. Помолитесь о тех, кто находится в тюрьмах за Христа, и о тех, кто был отвергнут своими семьями из-за веры.
Созерцание:
«...Да ликуют вместе горы пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно» (Пс 97, 8б-9).
Прочтите Пс 97 целиком и посвятите какое-то время созерцанию всемогущего и справедливого Бога.
 
21 ноября
Иисус Христос – Царь Вселенной
НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ
2 Цар 5, 1-3; Пс 122(121), 1-5; Кол 1, 12-20; Лк 23,35-43
 
Евангелие: Сегодня мы с вами стоим перед крестом. Иисус умирает между двумя преступниками. Иудейские начальники насмехаются и издеваются над Ним, говоря, что Он – никакой не Христос, потому что спасти Себя Самого не может. Римские воины также глумятся над Ним, презрительно именуя Его царем иудейским.
И на этом фоне ярким контрастом выделяется диалог Иисуса и одного из распятых вместе с Ним. Лука – единственный евангелист, описавший эту поразительную беседу, отразившую кардинальное внутреннее преображение одного из преступников. Когда другой разбойник стал насмехаться над Иисусом, покаявшийся упрекал его за это, так как он осознал две жизненно важные истины. Во- первых, он понял то, что не смогли уразуметь иудейские начальники: что Иисус «ничего худого не сделал» (стих 41), что Он был невиновен и не заслуживал наказания. Во-вторых, ему открылось, что истина, на которую отчаянно надеялись ученики, действительно была истиной и что смерть – это еще не конец. Иисус вернется, но уже как настоящий Царь (стих 42).
Богобоязненный преступник признал, что действительно заслуживал наказания за свои дела. Но он поверил в Иисуса и отдал себя в руки Божьего милосердия, понимая, что это была его единственная надежда. Увидев искреннюю веру и услышав крик о милосердии, Иисус даровал ему спасение.
Размышление:
Остановитесь у подножия креста... Осознайте свою греховность... И возрадуйтесь тому, что есть благодать Божья, дарующая искупление грешникам, каковыми мы являемся.
Признаете ли вы Иисуса вашим Спасителем? Был ли у вас такой момент в жизни, когда вы слепо не видели благодати Божьей, а затем вдруг познали истину, как это случилось с одним из преступников. Или ваш путь веры был постепенным процессом, который длился месяцами, а может быть даже годами?
Подумайте о том дне, когда Иисус вернется в Своей силе и славе как Царь царей и Господь господ. Поразмышляйте об этой великой и славной надежде.
Молитва:
Проведите время в искреннем благодарении Господа нашего Иисуса Христа, за наши грехи претерпевшего наказание и крестную смерть. Мы также можем получить прощение и унаследовать жизнь вечную благодаря дару Божьей благодати, но сами заслужить или заработать ее не в силах.
Созерцание:
Созерцайте прекрасного Спасителя, возлюбленного Сына Божьего, как говорится о Нем в Кол 1, 15-20. Прочтите эти стихи несколько раз, чтобы их глубокий смысл запечатлелся в вашей душе: «Он есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престол ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное».
 
28 ноября
I воскресенье Адвента
БУДЬТЕ ГОТОВЫ
Ис 2, 1-5; Пс 122(121), 1-2. 4-9; Рим 13, 11-14; Мф 24, 37-44.
 
Евангелие:
Первое воскресенье Адвента – это не только подготовка к Рождеству, рождение Иисуса, но и начало нового литургического года, который Церковь открывает призывом к пробуждению: будьте готовы, не дайте миру отвлечь вас от истинной цели.
Для лучшей части наступающего года было избрано Евангелие от Матфея, где повествуется о событиях конца времен. Описывая их, апостол пользуется яркими языковыми приемами и образами.
Апокалипсические идеи обычно распространялись в нелегкие времена бедствий и страданий. Они появляются и у каждого из трех евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Более подробно о конце всех времен рассказывается в книге пророчеств Откровении.
В сегодняшнем чтении Господь, прежде чем вернуться в Иерусалим и претерпеть Крестные страдания, в очередной раз деликатно предупреждает нас о конце света. При этом Он вновь приводит яркие образы и символы, чтобы подчеркнуть внезапность наступления апокалипсиса. На трех примерах Он показывает, как неожиданно наступит конец: без предупреждения, как потоп, сметающий на своем пути всех, кроме верующих в Иисуса.
И здесь мы узнаем, что Сын Человеческий соберет верных Своих. Впервые выражение «Сын Человеческий» было использовано в ветхозаветной книге Даниила, а теперь к нему прибегает Иисус Христос.
Размышление:
Что вы чувствуете, когда слышите, что Иисус может вернуться в любое время?
Поразмышляйте о словах: «…и не думали, пока не пришел потоп». Почему они не думали? Можно ли отнести эти слова к нашим современникам? Как мы должны ответить на это предупреждение?
Подумайте о сравнении с потопом, который случился во дни Ноя. О чем нам говорит этот пример?
Бог примет окончательное решение, т.е. возьмет одного и не примет другого, хотя внешне они будут очень похожи. И это решение будет верным.
Чем же они могут отличаться друг от друга? Чему нас учит отрывок Рим 13, 11-14?
Молитва:
Молитвенно поразмышляйте о своих взаимоотношениях с Господом. Готовы ли вы к приходу Иисуса? Попросите Господа показать, что вам нужно изменить в вашей жизни.
Помолитесь о том, чтобы Бог открыл Себя тем, кто еще не знает Его.
Созерцание:
Прочтите пророчество Ис 2, 1-5. Поразмышляйте над следующими словами: «…научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его» и «… будем ходить во свете Господнем».
Задумайтесь над следующими стихами из 1 Фес 5, 23-24: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие».
 
5 декабря
II воскресенье Адвента
ПРИДИТЕ К ИИСУСУ
Ис 11, 1-10; Пс 72(71),1-2, 7-8, 12-13, 17; Рим 15, 4-9; Мф 3, 1-12.
 
Евангелие:
Весь смысл Адвента раскрывается во втором стихе сегодняшнего чтения Евангелия: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (так обычно апостол Матфей называл Царствие Божье). Иоанн Креститель вторит предостережению Иисуса, которое мы слышали на прошлой неделе в Евангелии: убедитесь в том, что вы готовы к возвращению Царя.
Евангелист Матфей использует четыре сильных образа-символа – дорогу, воду, секиру и огонь, чтобы напомнить нам, что Царствие Божье, дарующее спасение и избавление, приносит также кару и разделение.
С первых строк Матфей подчеркивает важную роль Иоанна Крестителя. Во-первых, он говорит о нем как о человеке, посланном подготовить путь для долгожданного Мессии (Ис 40, 3). Далее при описании одежды Иоанна Евангелист сравнивает его с одним из великих пророков Израиля - Илией (4 Цар 1, 8). Апостол не упускает возможности описать такое важное событие, как крещение людей в Иордане: ведь тысячу лет назад Иисус Навин чудным образом перевел народ через эту реку, чтобы тот наследовал Землю обетованную.
Призыв Иоанна звучит как мощная труба. Люди приходят толпами и каются. Иоанн сурово укоряет фарисеев и саддукеев в показном покаянии. Ведь Бог ждет от нас подлинного раскаяния, которое ведет к преображению жизни, потому что только оно достойно Царя. Нельзя надеяться лишь на духовное происхождение наследников праотца Авраама, при этом не предпринимая ничего самим.
Иоанн с самого начала ясно и понятно говорит о том, что его служение закончится, и придет Мессия.
Размышление:
В чем, по-вашему, разница между служением Иоанна и служением Иисуса?
Расскажите, как Божья благодать проявляется в вашей жизни?
Какой «достойный плод» мы как христиане должны принести в своей жизни?
Молитва:
Иоанн призывал людей всего к двум важным вещам: к покаянию и обращению к Богу. А что об этом говорит вам Господь?
Созерцание:
Иоанн готовил путь для Иисуса и направлял людей к Нему. Мы также призваны к этому, ведь Иисус сделал и нас ловцами человеков. Какие практические шаги вы можете сделать в период Адвента, чтобы подготовить себя и окружающих к приходу Христа?
 
12 декабря
III воскресенье Адвента
ВЕРА В ИИСУСА ХРИСТА
Ис 35, 1-6. 10; Пс 146(145), 6-10; Иак 5,7-10; Мф 11, 2-11.
 
Евангелие:
Сегодня в центре евангельского чтения вновь стоит Иоанн Креститель, но не как человек, готовящий путь Господу, а как свидетель мессианского служения Иисуса.
Находясь в тюрьме, он услышал о делах Христа и был озадачен. Ему кажется, что действия Иисуса не совпадают с образом секиры, огня и суда, которые должен был, как говорил людям Иоанн, принести Мессия (см. чтение Евангелия прошлого воскресенья Мф 3, 7-12). Неужели он ошибся? Может быть, нужно «ожидать нам другого»? И он отправляет своих учеников, чтобы спросить об этом Иисуса.
Господь не отвечает прямо, а предлагает посланным делать выводы самим: люди исцеляются, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Он хочет, чтобы Иоанн понял, что Иисус – действительно Мессия, ведущий в Царство Небесное, как предсказано ветхозаветными пророками, такими как Исаия (см. Ис 35, 5-6; 61, 1).
Это не был ответ на вопрос Иоанна, но Иисус одобряет его прямоту и подтверждает, что Иоанн действительно вестник, предтеча – Ангел, посланный подготовить путь Господу, как предречено Малахией (3, 1).
Пророческая роль Иоанна состояла в порицании греха и в призыве к покаянию. Эта весть была неизменной для каждого: для царей, религиозных лидеров, обычных людей. Он не боялся говорить об этом всем, несмотря на то, что в итоге его бросили в тюрьму по приговору царя Ирода, вступившего в брак с женой брата, и, в конечном счете, обезглавили (Мф 14, 3-12).
Размышление:
Иисус желает, чтобы мы поняли, Кто Он таков. Напишите, Кто для вас Иисус.
Возможно, позднее вы будете добавлять записи по мере того, как Иисус все более будет открывать вам Себя.
Как вы думаете, почему счастлив тот, кто не сомневается в Господе? (стих 6)
Как отреагировал Иоанн, когда не понял действий Иисуса? Какой мы можем извлечь урок из ответа Иисуса Иоанну?
Иоанн не был похож на былинку, колышущуюся на ветру. Как холодный ветер критики и насмешек действует на вас? Можете ли вы при этом крепко стоять за веру?
Молитва:
Бог продолжает влиять на ход истории и вмешиваться в личную жизнь людей, чтобы принести им исцеление, помощь и покой. Прочитайте Пс 146(145), чтобы еще раз сказать себе о том, как благ и верен Господи. Возблагодарите и восхвалите Бога словами Псалма.
Вознесите ваше сердце в молитве к Господу. Возможно, Он побудит вас помолиться за определенного человека, который именно в этот момент нуждается в Божьей помощи и заступничестве.
Созерцание:
Время от времени мы читаем о том, как Божье заступничество даровало людям прощение, исцеление и руководство в жизни. Проведите время в размышлении о Божьем заступничестве.
 
19 декабря
IV воскресенье Адвента
АНГЕЛЬСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ
Ис 7, 10-14; Пс 24(23), 1-6. 7. 10; Рим 1, 1-7; Мф 1, 18-24.
 
Евангелие:
В эти дни мы готовимся к рождению Господа. В стихах, предшествующих сегодняшнему Евангелию апостол Матфей излагает родословную Иисуса, восходящую к Царю Давиду и далее к Аврааму – праотцу народа иудейского. Бог обещал патриарху, что через его потомков благословит весь род человеческий (Быт 12, 2-3).
Всем нам хорошо известна история о встрече Марии с архангелом Гавриилом (Лк 1, 26-38). Матфей в своем Евангелии упомянул только о том, что «Она имеет во чреве от Духа Святого».
Апостол больше сосредотачивается на короткой встрече Иосифа с ангелом. Его нареченная сообщает ему, что ждет Ребенка. А ведь назаретский плотник не мог быть его отцом. В иудейском обществе того времени обручение считалось таким же нерушимым, как брак, и расторгнуть его можно было только официальным актом о разводе.
Иосиф заботится о Марии и хочет тайно отпустить ее, чтобы не предать ее позору. И пока он раздумывал, как это сделать, во сне ему явился ангел, велевший не бояться и принять Марию и подтвердивший, что чудесный Ребенок зачат от Духа Святого, и скоро родится Сын, Которого нарекут Иисусом.
Это было довольно распространенное в то время имя, в переводе с еврейского означающее: «Господь – спасение». Оно напоминает о великом предке Иисусе Навине, после смерти Моисея приведшим беглых рабов-израильтян из пустыни в Землю обетованную. Ангел добавил, что ожидаемый Иисус спасет людей не от физического рабства, а от грехов.
Матфей говорит об этих событиях как об исполнении Божьего обетования послать Еммануила, что значит «Бог с нами» (Ис 7, 14). Итак, Дитя будет иметь не только имя, привычное для всех, но и другое – совершенно особенное, которое никому прежде не давалось.
Иосиф, как и Мария в Евангелии от Луки, поверил и послушался повеления ангела. После рождения Младенца Иосиф сам назвал Его Иисусом, тем самым усыновив Его и дав Ему как потомок Давида царскую родословную.
Так же, как Мария, Иосиф верно исполнил свою роль в Божьем плане спасения. Он дал Иисусу дом, где Он рос, пока не пришло время выполнять возложенную Ему миссию на земле.
Размышление:
 Подумайте об Иосифе. Что он мог чувствовать, когда Мария сообщила ему, что станет матерью Сына Божьего и что Дитя зачато от Духа Святого?
Какой вывод вы можете сделать для себя из готовности Иосифа немедленно исполнил то, что хотел от него Бог?
Иисус пришел спасти людей от греха. Что это говорит вам лично?
Бог дарует благодать и силу, чтобы справляться с трудными ситуациями. Когда и в чем Он помог вам?
Молитва:
Несколько раз прочитайте отрывки из Пс 24(23). Принесите их в дар хвалы великому Царю.
Созерцание:
Бог обещал послать Мессию, чтобы спасти людей. Поразмышляйте о Божьей верности людям. Разве не удивительно, что Иисус пришел на землю как Еммануил, что значит «Бог с нами»? Что это значит для вас лично?
 
25 декабря
Рождество Христово
ИСПОЛНЕННОЕ ОБЕТОВАНИЕ
Ис 62, 11-12; Пс 97(96),1 и 6. 11-12; Тит 3, 4-7; Лк 2, 15-20.
 
Евангелие:
Сегодня праздник Рождества нашего Спасителя, и мы вспоминаем, как ангелы явились пастухам. Чтобы вспомнить всю эту историю, перечитайте первые четырнадцать стихов 2 главы Евангелия от Луки.
Какая же это была удивительная встреча! Должно быть, пастухи, пасшие свои стада на пустынных холмах, были потрясены до глубины души, когда внезапно явился ангел и заговорил с ними, а потом к нему присоединилось многочисленное воинство небесное.
Пастухи считались самой нижней социальной ступенькой иудейского общества. Они были плохо образованы и не имели достаточно времени, чтобы соблюдать религиозные предписания, поскольку из-за кочевого образа жизни не могли регулярно посещать синагогу. Но весть, о которой в течение столетий молились иудеи и которую так стремились услышать – рождение Мессии – сначала была дана именно им!
Пастухи увидели не одного ангела, а целое воинство, и «слава Господня осияла их». Не удивительно, что они оставили своих овечек и побежали в город, чтобы найти Младенца. Итак, они нашли новорожденное Дитя в яслях, как и возвестил им ангел. Ликуя от великой радости и восхищения, они не прекращали славить и хвалить Бога, рассказывая всем людям, что увидели.
Сколько людей поверило рассказу пастухов? Мы этого не знаем. Марии же и Иосифу это напомнило об их собственной встрече с ангелом девять месяцев назад.
Размышление:
Как вы думаете, почему Бог решил возвестить великую радость о рождении Иисуса и открыть его истинный смысл скромным пастухам?
Что могли думать Мария и Иосиф об этих простых пастухах, принесших ангельскую весть об их новорожденном Сыне? Удивились ли они или восприняли произошедшее как лишнее подтверждение того, что уже знали сами?
Мария и Иосиф размышляли, пастухи ликовали, ангелы пели, а люди вокруг изумлялись. А как вы воспринимаете эту весть сегодня?
Как бы вы объяснили людям истинный смысл Рождества?
Молитва:
Апостол Лука говорит нам, что ангелы призывают каждого человека возрадоваться и возвеселиться о рождении Иисуса. Пс 97(96) гласит:
Господь царствует: да радуется земля;
Небеса возвещают правду Его, Литургия
и все народы видят славу Его.
Свет сияет на праведника,
и на правых сердцем – веселие.
Радуйтесь, праведные, о Господе
и славьте память святыни Его.
Пусть эти слова послужат вдохновением для вашей хвалы Господу. Возблагодарите Его за то, что вы тоже услышали прекрасную весть о рождении Иисуса.
Созерцание:
Сегодня, в праздник Рождества нашего Спасителя, поразмышляйте над следующими словами из Тит 3, 4-7: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».
 
26 декабря
Святое Семейство – Иисус, Мария, Иосиф
ПОД БОЖЬЕЙ ЗАЩИТОЙ
Сир 3, 2-6. 12-14; Пс 127, 1-5; Кол 3, 12-21; Мф 2, 13-15. 19-23.
 
Евангелие:
Еще не успели Мария и Иосиф забыть посещение волхвов, как вновь ангел явился во сне Иосифу. На этот раз он предупредил его об опасности и велел бежать вместе с семьей из страны.
Ирод Великий, который в то время правил от имени римлян, был крайне огорчен. Он был жестоким правителем и при малейшей угрозе его власти приступал к действию. На этот раз он решил убить маленького Царя – новорожденного Младенца, о Котором ему поведали волхвы.
Но Бог заступается за Св. Семейство. Той же ночью они бегут в Египет, преодолевая расстояние в несколько сотен миль, и живут там до смерти Ирода.
Затем Бог вновь посылает Своего посланника, чтобы передать Иосифу новую весть. На этот раз ангел говорит, что семья должна вернуться, и послушный Иосиф немедленно отправляется в Палестину.
По пути он узнал, что Иудеей, частью разделенного царства Ирода, правит его сын Архелай, отличавшийся не меньшей жестокостью, чем его отец. В замешательстве Иосиф не знал, как поступить.
И в третий раз во сне он получает повеление. Иосиф идет в маленький город Назарет, расположенный на севере Галилеи, где правил Ирод Антипа, позднее обезглавивший Иоанна Крестителя.
Еще два пророчества исполнились благодаря послушанию Иосифа Господу. Иисус, как Израиль, призван быть изгнанным в Египет, как предвещал пророк Осия 11, 1: «…из Египта вызвал сына Моего». Матфей усматривает пророческое значение в том, что Иисуса привели в Назарет. Возможно, апостол вспомнил так же стихи из Суд 13, 5-7 и Ис 11, 1, в которых еврейское слово нецер (т.е. Назарет) означает «отрасль». Исаия говорит о том, что молодая ветвь или отрасль выйдет от корня Иессеева. Новое начало возникнет из царского дома Давида и принесет избавление и спасение, которое Иисус предлагал и продолжает предлагать каждому, кто последует за Ним.
Размышления:
Что могли чувствовать Мария и Иосиф, когда пришли в Египет и вынуждены были искать жилье, работу, источник пропитания? Что вы об этом думаете и чему это вас учит?
Бог давал Иосифу специальные указания, которые формировали человеческую историю. Как по-вашему, вмешивается ли Бог в жизнь людей сегодня?
Вспомните случай, когда Бог защитил или наставил вас.
В чем разница между вашими благими намерениями и словом Божьим, направляющим вас?
Молитва:
Псалом 127 советует нам бояться и слушаться Бога. Этот боязнь - не страх или ужас, а скорее уважение и святой благоговейный трепет пред Творцом. Принесите Господу большие и малые решения, которые вам следует принять, чтобы Он направил вас по Своему пути. Попросите Святого Духа помочь вам поступать так, как желает того Господь.
Сегодня посвятите молитву своей семье.
Милосердный милостивый Боже, наш возлюбленный Отче! Ты по милостивой воле твоей и Твоему Божественному промыслу поставил нас в состояние святого брака, чтобы мы по установленнию Твоему жили в нем.
Мы утешаемся благословением Твоим, изреченным в слове Твоем, которое говорит: обретший жену обрел благо и получай благословение от Господа. Господи Боже! Соделай, чтобы мы всю жизнь жили друг с другом в божественном страхе Твоем, потому что блажен Муж боящийся Господа, крепко к заповедям Его. Сильно будет семя его на земле, род праведных благословится. Бог Отец да благословит и сохранит нас. Бог Дух Святой да обратит к нам лице Свое и да даст нам мир. Бог Сын да просветит лицем Своим и да помилует нас, Святая Троица да сохраняет вход и исход наш отныне и во веки веков.
Аминь!
Созерцание:
В Кол 3, 12-21 говорится о взаимоотношениях, прежде всего, с Богом, а затем с нашей семьей и другими людьми. Проведите время в размышлении над этими стихами и вслушайтесь в то, что Бог говорит вам через них.
Жить, подобно Иисусу
 
В этом номере нам хотелось бы предложить вниманию читателей беседу с необычным монахом -бр. Казимиром Дмитшаком из Общины малых братьев Иисуса.
 
→ Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.
→ Я родился в 1945 г. в большой католической семье. Помимо двух умерших в младенчестве, у меня было девять братьев и сестер. Все они женились или вышли замуж, и только я стал монахом, но монахом нетипичным. Почему нетипичным? Потому что обычно люди поступают в семинарию или уходят в монастырь сразу после средней школы. А я окончил ПТУ по специальности каменщик, затем пошел в техникум и стал техником-строителем. Потом я поступил в академию, откуда вышел инженером со степенью магистра, после чего работал там же в академии в качестве старшего ассистента и одновременно писал докторскую диссертацию. В какой-то момент я уехал на Запад, а когда вернулся обратно, то оказалось, что меня уже уволили с работы. Тогда я устроился инженером строителем.
Но еще в 1970 г. я познакомился с малыми сестрами Иисуса, т.е. с женской ветвью общины Шарля де Фуко, и стал подумывать о том, что неплохо было бы встретиться с малыми братьями Иисуса. И там, за границей, я как раз встретил их. Тогда их было намного больше, чем сейчас. Они старались жить подобно Иисусу в Назарете, т.е. среди людей, без особого одеяния, работая, как все окружающие, и при этом храня дух молитвы. Самым интересным было то, что люди жили так уже десятки тысяч лет, а Шарль де Фуко спросил себя: почему так же не мо- гут жить монахи, причем такие монахи, которые могли бы называть себя созерцательными? Можно сказать, что это своеобразный созерцательный орден, но без затвора, без монастырей, в миру, среди людей.
→ Но как совместить восьмичасовой рабочий день в обычном мирском предприятии или учреждении с созерцательной жизнью? Разве одно другому не противоречит?
→ На самом деле, нет. Все мы призваны к созерцанию. Cв. Павел говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Иду ли на работу – это мое созерцание. Возвращаюсь ли домой – там будет моя созерцательная жизнь. Конечно, сочетать жизнь в миру и созерцание тяжело, но все-таки возможно. И сейчас многие подтверждают это. Они попробовали, и у них получилось. И большую помощь здесь оказывает община, которая поддерживает тебя, создает необходимый ритм жизни. Обычно мы живем по два-три человека, причем один из нас, по возможности, священник, что позволяет нам совместно совершать Евхаристию.
→ Но монахи созерцательных монастырей большую часть дня молчат, многие часы проводят в размышлении и молитве, стремятся к некоему высшему уровню сосредоточения…
→ Все это в определенной мере есть и у нас. Каждый брат или сестра стараются ежедневно уделять хотя бы час поклонению. Кроме того, ежедневно после вечерни действует правило тишины, а по воскресеньям оно распространяется на все дополуденное время. Каждый брат раз в месяц уходит в пустынь на два дня, а раз в год – на неделю, и проводит это время в полном одиночестве и тишине. В таком уединении он ищет силы для жизни в этом мире – таком, каков он есть. Тишина как раз-таки учит нас видеть обычные повседневные занятия с несколько иной стороны: Господь посылает нас в мир, чтобы мы одним своим присутствием свидетельствовали о Нем.
→ Расскажите, как возникла идея, легшая в основу харизмы вашей общины?
→ Наша харизма восходит своими корнями к духовности бл. Шарля де Фуко. Он родился в 1858 г. в аристократической семье с древней родословной. Мальчик ни в чем не знал нужды, но детство его трудно назвать счастливым: в пять месяцев он лишился матери, а в пять лет – отца, и он остался на попечении у деда, который воспитал его гордым и самолюбивым человеком. В 16 лет потерял веру. После иезуитского коллежа поступил в кавалеристское училище, где прославился как самый ленивый ученик и бесшабашный кутила, половину студенческих лет проведший под домашним арестом. Под конец обучения он связался с некоей Мими – дамочкой из полусвета. Отношения с ней сложились очень серьезные, но лишенные всяких перспектив из-за ее низко- го происхождения и устоев того времени.
По окончании училища Шарль получил направление в полк, расквартированный в Алжире, но вскоре вынужден был покинуть его после скандала, связанного с сожительницей. Однако несколько месяцев спустя в Алжире разразилась война, и де Фуко как человек чести не мог оставаться в стороне, когда его товарищи сражались. Он предложил Мими серьезную сумму денег, чтобы обеспечить ей безбедное существование, и вернулся в Африку. Его приняли обратно в полк, но только в качестве обычного солдата. Шарль согласился и проявил себя так, что несколько месяцев спустя уже вновь был офицером, причем таким, которого уважали и любили и коллеги, и простые солдаты.
Он принадлежал к особому типу людей, которые во всем идут до конца. Если гулять, то бесшабашно, если сражаться, то, как герой.
Именно там, в Алжире, де Фуко пережил настоящее потрясение: ему, потерявшему веру в 16 лет, трудно было представить, что религия может играть какую-то важную роль в чьей бы то ни было жизни. А тут он увидел, как арабы, служившие во французской армии, пять раз на дню, где бы ни находились, опускаются на колени и молятся. Эти мусульмане по-настоящему верили в своего Бога, Он присутствовал в их жизни, и переда началом любого дела они говорили: «Если Бог даст…».
Это заставило Шарля задумываться над своей жизнью. Едва закончились бои, он ушел из армии, хотя перед ним открывалась прекрасная военная карьера, и решил посвятить себя науке. Выучив арабский и иврит, он под видом еврея отправился в Марокко, куда на тот момент доступ европейцам был закрыт под страхом смерти. Там он провел чуть более года, незаметно записывая свои наблюдения в маленький блокнотик. Несколько раз его разоблачали, но, к счастью, эти люди сами оказывались не в ладах с властями. В итоге де Фуко удостоился медали французской академии наук, и вновь перед ним открылась блестящая карьера, но тут произошло нечто непредвиденное.
Как-то в разговоре со своей кузиной, глубоко верующей женщиной, он обмолвился о том, что хотел бы поближе познакомиться с христианским вероучением. Она посоветовала ему обратиться к знакомому священнику – о. Эвелену, но когда де Фуко пришел к нему, тот неожиданно велел своему гостю исповедаться и причаститься. Шарль был обескуражен таким предложением, но подчинился и… уверовал.
И опять он пошел до конца: Если уж веровать в Иисуса, то жить только для Него, решил он и вступил в самый суровый, как ему казалось, орден траппистов и отправился в самый бедный монастырь в Сирии. Но в какой-то момент он понял, что орден траппистов не для него, и по совету аббата Шарль поехал в Святую Землю, где устроился садовником в монастырь кларисок. Настоятельница быстро поняла, что он – не простой крестьянин, и после нескольких безуспешных попыток все-таки добилась от него правды. Де Фуко принял рукоположение и вернулся в Алжир, что- бы создать новый орден. Написал устав, который, однако, оказался слишком суров, и люди не шли, а единственный, кто все же решился, несколько лет спустя ушел к траппистам.
Но сам де Фуко быстро завоевал уважение окружающих, так что знавшие его мусульмане искренне сожалели о том, что такой святой человек как неверный попадет в ад. В какой-то момент он решает отправиться на юг Алжира в земли туарегов, которых некоторые ученые считают потомками древних египтян. И вновь Шарль доказал, что, если за что-то берется, то идет до конца. Он описал все их обычаи, выучил язык, перевел на туарегский Св. Писание, составил сборник народных сказаний, словари, грамматику. В результате де Фуко не обратил никого из туарегов в христианство, но стал для них настоящим духовным вождем, который являл им милосердный лик Бога и старался примирить их с цивилизацией, чтобы тем самым спасти их от исчезновения.
На землях туарегов находится нагорье Ахаггар с наивысшей точкой в 3003 м. на вершине г. Тахат. Шарль устроил на этой горе на высоте 2720 м. пустынь, где и прожил до самой своей трагической смерти. И именно там, в своей пустыни, среди темных кочевников он понял, сколь важно свидетельство человека, живущего посреди этого мира, среди обычных людей, живущего так же, как они.
1 декабря 1916 г. Шарль де Фуко был убит разбойниками, так и не дождавшись тех, кто пожелал бы разделить с ним его харизму. Но четыре года спустя о нем услышал французский журналист Мишель Каруш, который был настолько потрясен, что написал биографию де Фуко. В начале 30-х гг. эту книгу прочли несколько семинаристов, которые по окончании семинарии отправились в Алжир в ту самую пустынь на г. Тахат, чтобы вести там жизнь затворников. Вскоре к ним присоединились другие, но началась Вторая мировая война, и французское правительство мобилизовало всех тахатских отшельников в армию.
После войны монахи вернулись, но вдруг осознали, что там, в окопах, среди людей, они по-настоящему жили его духом своего идейного вдохновителя, и с тех пор последователи де Фуко пошли в мир. На сегодняшний день около двух десятков современных мужских и женских конгрегаций, общин и институтов следуют его харизме, живя и работая среди обычных людей, чтобы одним своим присутствием свидетельствовать о Христе. Моя община малых братьев Иисуса возникла в 1933 г., а три года спустя появилась и женская ветвь.
→ Почему вы лично решили вступить именно в общину малых братьев?
→ Когда я решил посвятить свою жизнь Богу, то осознал, что не хочу никакой особенной миссии – не хочу быть монахом, священником или кем-то еще. Нет. Я хочу работать, как Иисус в Назарете, жить среди других людей, которые видели бы меня каждый день, знали бы все мои недостатки и достоинства и принимали бы меня таким, каков я есть, просто потому, что нет другого выхода, или же потому, что любят меня. В этом мне хотелось выразить себя. Я не хотел изолироваться от мира, а жить в нем, погружая всю свою жизнь в христианство, в Иисуса, в потусторонний мир, как говорил св. Павел: «Им живем и движемся и существуем».
→ А кем, например, работаете вы?
→ Как уже было сказано, в свое время я закончил профессиональное техническое училище ПТУ по специальности «каменщик», а потом – строительный техникум. И, вступив в общину, я работал по профессии: сначала пять лет на стройке в государственной бригаде, а потом уже самостоятельно. Мне довелось побывать и сельским каменщиком, и плотником, и строить дома от фундамента до крыши.
→ Как реагируют коллеги, когда узнают, что вы – монах?
→ Ну, устроившись на работу, я не кричу всем и каждому, что я – монах. Просто работаю, а коллеги смотрят: как трудится; как относится к начальству и к товарищам; стучит или не стучит; подлизывается или нет; как себя ведет? Видят: вроде бы нормальный. Но что-то все-таки не так: не пьет, не курит, не любит похабных шуток и картинок… Начинают спрашивать, я говорю как есть. Они, конечно, удивляются: дескать, монах, а не носишь хабита и работаешь, как все. Я отвечаю, что так жил Иисус, а потому и я решил жить так же.
→ Т.е. малые братья Иисуса идут в мир с целью проповедовать Евангелие среди обычных людей, далеких, возможно, от Церкви?
→ Нет, это не может быть нашей главной целью. Для этого есть другие: священники, доминиканцы… Если тебе удастся внушить окружающим уважение и доверие, то кто-нибудь, бывает, спросит о чем-то связанном с религией, и тогда, я, конечно, не молчу. Но чтобы специально проповедовать – нет. Главная цель – это свидетельствовать своей жизнью, своим поведением. Когда я уже сдружусь с кем-нибудь, он может, конечно же спросить, и тогда я могу уже и словом. Если будет такой случай, то я его не упущу, но чтобы специально – нет.
→ Скажем, кого-то из наших читателей заинтересует харизма малых братьев Иисуса, и он захочет познакомиться с вашей общиной поближе или даже вступить в нее. Как это сделать?
→ В наше время можно просто вести в поисковик «Charles de Foucauld» и найти веб-сайт нашей общины. Можете также написать на адрес моей общины в Польше:
ul. Lipkowska 122
Truskaw
05-060 Izabelin
Polska
А можете написать и прямо мне на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Община наша находится со- всем недалеко от Варшавы. Автобус останавливается прямо у прихода в Изабелине, а там уже нас знают, позвонят, и кто-нибудь обязательно придет.
 
Молитва бл. Шарля де Фуко

Отче, предаю себя в руки Твои; делай со мной, что пожелаешь. Что бы ни сделал Ты, благодарю Тебя. Я готов на все и принимаю все. Пусть только Твоя воля свершится во мне, как во всех Твоих творениях, лишь этого прошу у Тебя, мой Господь. В руки Твои предаю дух мой! Отдаю Тебе свою душу вместе со всей любовью моего сердца, потому что я люблю Тебя, мой Господь, и так нуждаюсь в том, чтобы отдать себя Тебе, чтобы предать себя в Твои руки без остатка и со всем доверием Тебе, так как Ты – Отец мой.