ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11-12(183-184)'10

Жить, подобно Иисусу
 
В этом номере нам хотелось бы предложить вниманию читателей беседу с необычным монахом -бр. Казимиром Дмитшаком из Общины малых братьев Иисуса.
 
→ Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.
→ Я родился в 1945 г. в большой католической семье. Помимо двух умерших в младенчестве, у меня было девять братьев и сестер. Все они женились или вышли замуж, и только я стал монахом, но монахом нетипичным. Почему нетипичным? Потому что обычно люди поступают в семинарию или уходят в монастырь сразу после средней школы. А я окончил ПТУ по специальности каменщик, затем пошел в техникум и стал техником-строителем. Потом я поступил в академию, откуда вышел инженером со степенью магистра, после чего работал там же в академии в качестве старшего ассистента и одновременно писал докторскую диссертацию. В какой-то момент я уехал на Запад, а когда вернулся обратно, то оказалось, что меня уже уволили с работы. Тогда я устроился инженером строителем.
Но еще в 1970 г. я познакомился с малыми сестрами Иисуса, т.е. с женской ветвью общины Шарля де Фуко, и стал подумывать о том, что неплохо было бы встретиться с малыми братьями Иисуса. И там, за границей, я как раз встретил их. Тогда их было намного больше, чем сейчас. Они старались жить подобно Иисусу в Назарете, т.е. среди людей, без особого одеяния, работая, как все окружающие, и при этом храня дух молитвы. Самым интересным было то, что люди жили так уже десятки тысяч лет, а Шарль де Фуко спросил себя: почему так же не мо- гут жить монахи, причем такие монахи, которые могли бы называть себя созерцательными? Можно сказать, что это своеобразный созерцательный орден, но без затвора, без монастырей, в миру, среди людей.
→ Но как совместить восьмичасовой рабочий день в обычном мирском предприятии или учреждении с созерцательной жизнью? Разве одно другому не противоречит?
→ На самом деле, нет. Все мы призваны к созерцанию. Cв. Павел говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Иду ли на работу – это мое созерцание. Возвращаюсь ли домой – там будет моя созерцательная жизнь. Конечно, сочетать жизнь в миру и созерцание тяжело, но все-таки возможно. И сейчас многие подтверждают это. Они попробовали, и у них получилось. И большую помощь здесь оказывает община, которая поддерживает тебя, создает необходимый ритм жизни. Обычно мы живем по два-три человека, причем один из нас, по возможности, священник, что позволяет нам совместно совершать Евхаристию.
→ Но монахи созерцательных монастырей большую часть дня молчат, многие часы проводят в размышлении и молитве, стремятся к некоему высшему уровню сосредоточения…
→ Все это в определенной мере есть и у нас. Каждый брат или сестра стараются ежедневно уделять хотя бы час поклонению. Кроме того, ежедневно после вечерни действует правило тишины, а по воскресеньям оно распространяется на все дополуденное время. Каждый брат раз в месяц уходит в пустынь на два дня, а раз в год – на неделю, и проводит это время в полном одиночестве и тишине. В таком уединении он ищет силы для жизни в этом мире – таком, каков он есть. Тишина как раз-таки учит нас видеть обычные повседневные занятия с несколько иной стороны: Господь посылает нас в мир, чтобы мы одним своим присутствием свидетельствовали о Нем.
→ Расскажите, как возникла идея, легшая в основу харизмы вашей общины?
→ Наша харизма восходит своими корнями к духовности бл. Шарля де Фуко. Он родился в 1858 г. в аристократической семье с древней родословной. Мальчик ни в чем не знал нужды, но детство его трудно назвать счастливым: в пять месяцев он лишился матери, а в пять лет – отца, и он остался на попечении у деда, который воспитал его гордым и самолюбивым человеком. В 16 лет потерял веру. После иезуитского коллежа поступил в кавалеристское училище, где прославился как самый ленивый ученик и бесшабашный кутила, половину студенческих лет проведший под домашним арестом. Под конец обучения он связался с некоей Мими – дамочкой из полусвета. Отношения с ней сложились очень серьезные, но лишенные всяких перспектив из-за ее низко- го происхождения и устоев того времени.
По окончании училища Шарль получил направление в полк, расквартированный в Алжире, но вскоре вынужден был покинуть его после скандала, связанного с сожительницей. Однако несколько месяцев спустя в Алжире разразилась война, и де Фуко как человек чести не мог оставаться в стороне, когда его товарищи сражались. Он предложил Мими серьезную сумму денег, чтобы обеспечить ей безбедное существование, и вернулся в Африку. Его приняли обратно в полк, но только в качестве обычного солдата. Шарль согласился и проявил себя так, что несколько месяцев спустя уже вновь был офицером, причем таким, которого уважали и любили и коллеги, и простые солдаты.
Он принадлежал к особому типу людей, которые во всем идут до конца. Если гулять, то бесшабашно, если сражаться, то, как герой.
Именно там, в Алжире, де Фуко пережил настоящее потрясение: ему, потерявшему веру в 16 лет, трудно было представить, что религия может играть какую-то важную роль в чьей бы то ни было жизни. А тут он увидел, как арабы, служившие во французской армии, пять раз на дню, где бы ни находились, опускаются на колени и молятся. Эти мусульмане по-настоящему верили в своего Бога, Он присутствовал в их жизни, и переда началом любого дела они говорили: «Если Бог даст…».
Это заставило Шарля задумываться над своей жизнью. Едва закончились бои, он ушел из армии, хотя перед ним открывалась прекрасная военная карьера, и решил посвятить себя науке. Выучив арабский и иврит, он под видом еврея отправился в Марокко, куда на тот момент доступ европейцам был закрыт под страхом смерти. Там он провел чуть более года, незаметно записывая свои наблюдения в маленький блокнотик. Несколько раз его разоблачали, но, к счастью, эти люди сами оказывались не в ладах с властями. В итоге де Фуко удостоился медали французской академии наук, и вновь перед ним открылась блестящая карьера, но тут произошло нечто непредвиденное.
Как-то в разговоре со своей кузиной, глубоко верующей женщиной, он обмолвился о том, что хотел бы поближе познакомиться с христианским вероучением. Она посоветовала ему обратиться к знакомому священнику – о. Эвелену, но когда де Фуко пришел к нему, тот неожиданно велел своему гостю исповедаться и причаститься. Шарль был обескуражен таким предложением, но подчинился и… уверовал.
И опять он пошел до конца: Если уж веровать в Иисуса, то жить только для Него, решил он и вступил в самый суровый, как ему казалось, орден траппистов и отправился в самый бедный монастырь в Сирии. Но в какой-то момент он понял, что орден траппистов не для него, и по совету аббата Шарль поехал в Святую Землю, где устроился садовником в монастырь кларисок. Настоятельница быстро поняла, что он – не простой крестьянин, и после нескольких безуспешных попыток все-таки добилась от него правды. Де Фуко принял рукоположение и вернулся в Алжир, что- бы создать новый орден. Написал устав, который, однако, оказался слишком суров, и люди не шли, а единственный, кто все же решился, несколько лет спустя ушел к траппистам.
Но сам де Фуко быстро завоевал уважение окружающих, так что знавшие его мусульмане искренне сожалели о том, что такой святой человек как неверный попадет в ад. В какой-то момент он решает отправиться на юг Алжира в земли туарегов, которых некоторые ученые считают потомками древних египтян. И вновь Шарль доказал, что, если за что-то берется, то идет до конца. Он описал все их обычаи, выучил язык, перевел на туарегский Св. Писание, составил сборник народных сказаний, словари, грамматику. В результате де Фуко не обратил никого из туарегов в христианство, но стал для них настоящим духовным вождем, который являл им милосердный лик Бога и старался примирить их с цивилизацией, чтобы тем самым спасти их от исчезновения.
На землях туарегов находится нагорье Ахаггар с наивысшей точкой в 3003 м. на вершине г. Тахат. Шарль устроил на этой горе на высоте 2720 м. пустынь, где и прожил до самой своей трагической смерти. И именно там, в своей пустыни, среди темных кочевников он понял, сколь важно свидетельство человека, живущего посреди этого мира, среди обычных людей, живущего так же, как они.
1 декабря 1916 г. Шарль де Фуко был убит разбойниками, так и не дождавшись тех, кто пожелал бы разделить с ним его харизму. Но четыре года спустя о нем услышал французский журналист Мишель Каруш, который был настолько потрясен, что написал биографию де Фуко. В начале 30-х гг. эту книгу прочли несколько семинаристов, которые по окончании семинарии отправились в Алжир в ту самую пустынь на г. Тахат, чтобы вести там жизнь затворников. Вскоре к ним присоединились другие, но началась Вторая мировая война, и французское правительство мобилизовало всех тахатских отшельников в армию.
После войны монахи вернулись, но вдруг осознали, что там, в окопах, среди людей, они по-настоящему жили его духом своего идейного вдохновителя, и с тех пор последователи де Фуко пошли в мир. На сегодняшний день около двух десятков современных мужских и женских конгрегаций, общин и институтов следуют его харизме, живя и работая среди обычных людей, чтобы одним своим присутствием свидетельствовать о Христе. Моя община малых братьев Иисуса возникла в 1933 г., а три года спустя появилась и женская ветвь.
→ Почему вы лично решили вступить именно в общину малых братьев?
→ Когда я решил посвятить свою жизнь Богу, то осознал, что не хочу никакой особенной миссии – не хочу быть монахом, священником или кем-то еще. Нет. Я хочу работать, как Иисус в Назарете, жить среди других людей, которые видели бы меня каждый день, знали бы все мои недостатки и достоинства и принимали бы меня таким, каков я есть, просто потому, что нет другого выхода, или же потому, что любят меня. В этом мне хотелось выразить себя. Я не хотел изолироваться от мира, а жить в нем, погружая всю свою жизнь в христианство, в Иисуса, в потусторонний мир, как говорил св. Павел: «Им живем и движемся и существуем».
→ А кем, например, работаете вы?
→ Как уже было сказано, в свое время я закончил профессиональное техническое училище ПТУ по специальности «каменщик», а потом – строительный техникум. И, вступив в общину, я работал по профессии: сначала пять лет на стройке в государственной бригаде, а потом уже самостоятельно. Мне довелось побывать и сельским каменщиком, и плотником, и строить дома от фундамента до крыши.
→ Как реагируют коллеги, когда узнают, что вы – монах?
→ Ну, устроившись на работу, я не кричу всем и каждому, что я – монах. Просто работаю, а коллеги смотрят: как трудится; как относится к начальству и к товарищам; стучит или не стучит; подлизывается или нет; как себя ведет? Видят: вроде бы нормальный. Но что-то все-таки не так: не пьет, не курит, не любит похабных шуток и картинок… Начинают спрашивать, я говорю как есть. Они, конечно, удивляются: дескать, монах, а не носишь хабита и работаешь, как все. Я отвечаю, что так жил Иисус, а потому и я решил жить так же.
→ Т.е. малые братья Иисуса идут в мир с целью проповедовать Евангелие среди обычных людей, далеких, возможно, от Церкви?
→ Нет, это не может быть нашей главной целью. Для этого есть другие: священники, доминиканцы… Если тебе удастся внушить окружающим уважение и доверие, то кто-нибудь, бывает, спросит о чем-то связанном с религией, и тогда, я, конечно, не молчу. Но чтобы специально проповедовать – нет. Главная цель – это свидетельствовать своей жизнью, своим поведением. Когда я уже сдружусь с кем-нибудь, он может, конечно же спросить, и тогда я могу уже и словом. Если будет такой случай, то я его не упущу, но чтобы специально – нет.
→ Скажем, кого-то из наших читателей заинтересует харизма малых братьев Иисуса, и он захочет познакомиться с вашей общиной поближе или даже вступить в нее. Как это сделать?
→ В наше время можно просто вести в поисковик «Charles de Foucauld» и найти веб-сайт нашей общины. Можете также написать на адрес моей общины в Польше:
ul. Lipkowska 122
Truskaw
05-060 Izabelin
Polska
А можете написать и прямо мне на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Община наша находится со- всем недалеко от Варшавы. Автобус останавливается прямо у прихода в Изабелине, а там уже нас знают, позвонят, и кто-нибудь обязательно придет.
 
Молитва бл. Шарля де Фуко

Отче, предаю себя в руки Твои; делай со мной, что пожелаешь. Что бы ни сделал Ты, благодарю Тебя. Я готов на все и принимаю все. Пусть только Твоя воля свершится во мне, как во всех Твоих творениях, лишь этого прошу у Тебя, мой Господь. В руки Твои предаю дух мой! Отдаю Тебе свою душу вместе со всей любовью моего сердца, потому что я люблю Тебя, мой Господь, и так нуждаюсь в том, чтобы отдать себя Тебе, чтобы предать себя в Твои руки без остатка и со всем доверием Тебе, так как Ты – Отец мой.