ФИГУРА ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА
Во время Пасхи возле алтаря ставят фигуру Христа воскресшего, которая напоминает о том, что Иисус воскрес из мертвых и победил смерть. Господь представлен чаще всего в красной накидке. Одна рука Его поднята вверх в жесте благословения, а в другой руке Он держит знамя – знак побеждающей силы.
АГНЕЦ
Символ Христа. В ветхом завете агнец символизировал жертву. Поэтому он олицетворяет собой Иисуса, Который как закланный агнец был предан на смерть, чтобы победить этим смерть и спасти всех нас. Часто агнец изображается со знаменем красного цвета, на котором написано: «аллилуйя».
ПАСХАЛ
Пасхальная свеча занимает центральное место в храме в период Пасхи. Она символизирует воскресшего Христа. Пять гвоздиков напоминают нам о пяти ранах Иисуса. Дата нынешнего года указывает нам на то, что Иисус Христос господствует и сейчас, а буквы греческого алфавита «альфа» и «омега» - что Иисус есть начало и конец всего. В торжество пасхал зажигают от костра и заносят его в храм. После чего верующие зажигают от него свои свечи. Это символизирует переход от тьмы к свету – от смерти к жизни. А пламя свечи означает бесконечную любовь Христа, которая горит и несет свет и тепло всем нам.
ОГОНЬ
В нашей повседневной жизни огонь играет важную роль. Это источник света, тепла. Огонь отпугивает диких животных, с его помощью приготавливают пищу, он очищает и сжигает, иногда огонь даже исцеляет, но может также все разрушить и превратить в пепел.
ВОДА
С незапамятных времен вода считается источником жизни и энергии. Она утоляет жажду, очищает, тушит огонь. Вода символи-зирует исцеление души и тела, возрождение и очищение человеческой души от зла. В навечерие Пасхи воду освящают, погружая в нее зажженный пасхал, и верные обновляют свое крещение.
КРАСНАЯ СТОЛА НА КРЕСТЕ
Обычно в Пасхальное время на кресте висит красная стола. В этот период она напоминает нам, что Иисус Христос - Первосвященник. Он стал священником, алтарем и жертвенным агнцем. Красный цвет в литургии символизирует огонь и кровь.
ЯЙЦО
Это символ возрождающейся жизни. Цыпленок борется, перед тем как вылупиться. Он разрушает эту оболочку, которая сжимала его, хочет высвободиться из нее. Жить – значит быть свободным. Так и Иисус выходит из каменной пещеры, отвалив камень. Он воскресает и освобождает нас от греха, чтобы дать нам жизнь.
По материалам: ministranci.archidiecezja.katowice.pl,
«Католическая энциклопедия»
Хочу поделиться своей историей и рассказать о том, как я пришла в Католическую Церковь.
Все началось еще в далеком 2002 г.. Моя бабушка, очень религиозный человек, тогда переехала из деревни к нам в город и стала каждое воскресенье ходить в Церковь. Мне было 10 лет, и, как любой другой ребенок, я много времени проводила с бабушкой и с большим интересом слушала ее рассказы о молодости, о былых временах, о религии. Мы пели много религиозных песен, и они мне очень нравились. Так во мне зародилась вера, и я стала ходить в церковь. Мне очень нравилось там. Мой детский и впечатлительный ум навсегда запетлел воспоминания о первых Мессах.
Но, когда ребенок взрослеет, его интересы меняются. Появляются новые интересы и увлечения, а старое забывается...
После крещения я, к сожалению, перестала ходить в церковь. Сейчас, будучи взрослой, я понимаю, насколько была неправа. Это большой грех для крещенного человека - не посещать Церковь. Бабушка очень передивала по этому поводу, но не могла убедить меня. Просто еще не пришло время...
Прошло десять лет. В течение всего этого времени я не ходила в церковь, но не забывала о молитве. И вот однажды, когда я уже окончила школу и учила польский язык в ближайшем городе. Мы с мамой проходили собеседование на карту поляка. Мне сказали, что так как мне еще нет 18 лет, и у мамы этой карты, то я не сдам: не стоит даже пытаться. Тогда я помолилась и пообещала Господу, что, если сдам, то обязательно пойду в церковь. К счастью, все прошло благополучно. Невозможно передать словами, как я была счастлива!
Вернувшись домой, я уговорила подругу сходить со мной в храм. Для нее это было впервые. Когда я пришла туда после долгого перерыва, моя душа, наконец-то, успокоилась. Мне было стыдно за себя, за то, что я была настолько глупа и позволила себе отдалиться от Бога. Мы стали каждое воскресенье ходить на Мессу. В церкви я чувствовала себя, как дома, даже лучше. Приходя туда, забывала обо всех своих проблемах, обо всем мире, и просто сидела в тишине.
Большое впечатление на меня произвело причастие. Мне сказали, что я не могу приступать к нему без первой исповеди. Мы с подругой записались в группу для подготовки к исповеди и причастию, и теперь я с нетерпеньем жду, когда, наконец, смогу приступить к евхаристическому Иисусу, очень сильно хочу этого.
Бабушка просто счастлива от того, что я образумилась и снова стала ходить в церковь. К сожалению, сама она уже не может ходить туда по состоянию здоровья. Но она молится дома. А мы с подругой недавно ездили в Астану на ночную адорацию, и нам очень понравилось. Видели архиепископа. Я всегда с большим интересом слушаю, о чем говорят на Мессах, о чем пишут в Библии. Меня тянет в этот мир, словно он создан для меня. В нем я чувствую себя самой собой, на своем месте! Я чувствую, что меня кто-то понимает, любит и не дает ошибиться. Мне очень жаль, что я много лет жила не по заповедям и совершила массу того, чем нельзя гордиться. В будущем постараюсь быть как можно ближе к Богу и хранить чистому сердца. Ведь, как говориться в Св. Писании, «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Хочу обратиться к молодым людям, которые ищут себя, которые запутались. Просто поверьте в Бога, поверьте в то, что Он вас любит. Сходите в церковь, и вы сами все поймете.
Иисус любит Вас!
Инна Мешкорез
Тайынша
Дмитрий Кузьминский родился 4 ноября 1889 г. в с. Коровники Перемышльского повета в семье Ивана и Евдокии Захарко. По окончании Перемышльской мужской гимназии в 1913 г. до 4 июля 1914 г. учился в Венском университете на торговом факультете. В 1915 г. проходил обучение в семинарии в Кромериж, в 1915-1917 гг. - во Львове, в 1917-1918 гг. - в Перемышле.
Во время существования Западно-Украинской Народной Республики Дмитрий Кузьминский работал в Министерстве финансов. Позднее, до 1928 г., трудился бухгалтером кооператива в родном селе.
26 июня 1929 г. он был рукоположен в дьяконы, а спустя несколько дней, 30 июня - во священники епископом Й. Коциловским. О. Дмитрий Кзьминский в 1929-1930 гг. служил в Дороживе (Лучанского деканата), в 1930 г. - в Волоще (Лучанского деканата), в 1930-1932 гг. - в Межибриде (Саноцкого декатата), в 1932-1936 гг. - в Глудно (Динивского деканата), в 1938-1939 гг. - в Пиняни (Самбирского деканата). С 1939 г. до 1941 г. находился в Кракове. В 1942-1949 гг. был настоятелем в Грозьова (Жукатинского деканата) (в настоящее время село Грозьово Старосамбирского района).
5 января 1949 г. его арестовали. Согласно обвинению, о. Д. Кузьминскому инкриминировалось то, что с 1943 г. он был членом ОУН, предоставлял свой дом бандитам УПА и оказывал им материальную помощь. Кроме того, в ноябре 1944 г. о. Кузьминский проводил в своем доме нелегальные собрания на которых призывал членов ОУН организовывать военные банды УПА для борьбы с Советской армией. А во время освобождения частями Красной армии территории села Грозьова о. Дмитрием якобы была создана военная банда УПА, в состав которой вошел его сын Кузьминский Данило, занявший в банде руководящую должность. Инкриминировалось также то, что о. Дмитрий Кузьминский поддерживал письменную связь с лицами, репрессированными органами советской власти, отправлял за них богослужения в церкви и т.д.
Несколько членов одной семьи из села, где служил о. Дмитрий, дали против него свои показания. Это произошло, очевидно, по принуждению властей.
О. Кузьминский был осужден 28 марта 1949 г. Военным трибуналом «с заменой смертной казни», на 25 лет исправительно-трудовых лагерей, 3 года лишения гражданских прав с конфискацией имущества. Наказание отбывал в лагерях Мордовской АССР. Освобожден 28 сентября 1955 г. и сослан в ссылку в Хабаровский край. По состоянию здоровья переведен в Карагандинскую область.
С августа 1960 г. он жил в городе Караганде по ул. Новоселов, 175, в доме у Штодельманн Анны Яковлевны, принимавшей активное участие в организации католической общины в Караганде. С 30 ноября 1960 г. временно проживал в Кировском районе, ул. Добролюбова 38 (52).
Последние годы своей жизни отец провел в доме по ул. Рыбной недалеко от места, где теперь находиться греко-католический храм Покрова Пресвятой Богородицы, в районе карагандинского мелькомбината. Материальную помощь о. Дмитрию оказывал его сын, проживающий в Мордовской АССР.
Во время отбывания наказания и в ссылке о. Дмитрий Кузьминский подпольно служил среди верующих католиков и греко-католиков. Умер в г. Караганде 8 августа 1964 г. Реабилитирован 30 октября 1992 г. прокуратурой Лвовской области.
Из воспоминаний сестры Флоры Шивих: «Я помню о. Дмитрия как моего исповедника, когда мы с моей мамой приехали жить в поселок Мелькомбинат. Кажется, это был 1963 г. или, может быть, 1962 г. Отец жил на квартире у одной вдовы немки Эмилии Клейн, помню их адрес: Кирзавод, ул. Рыбная. О. Дмитрий, уже старенький к тому времени священник, прожил у нее несколько лет и умер в ее доме. Он знал немецкий язык, поэтому мы могли исповедоваться на своем родном языке. Помню его похороны. Было много людей. Я сама организовала процессию детей. Мы шли пешком до самого кладбища, дети несли венки из живых цветов, пели и молились розарий. На похоронах присутствовали двое его сыновей. Священника не было. Его похоронили на Кирзаводском кладбище. Мы с молодежью часто ходили на его могилу. В 1998 г. я снова посетила его могилу».
Евгений Стариков
Ирина Томарская или Ирина Португальская (порт. Santa Iria, 635 г., Томар, Португалия — 653 г., Томар, Португалия),
мученица. Ее именем назван г. Сантарен, Португалия. Ирина Томарская считается покровительницей городов Сантарена и Томара.
Достоверных сведений о Ирине Томарской не существует. Христианское предание гласит, что она родилась в г. Томар в аристократической семье. Это была очень красивая девушка. Родители, чтобы защитить Ирину от приставаний мужчин, отдали ее в монастырскую школу, где она находилась под защитой охранника. Ирина не часто выходила за стены монастыря, но однажды, когда она прогуливалась недалеко от монастыря, ее случайно заметил один юноша по имени Бритальд из влиятельной семьи и влюбился в нее. Каждый раз, когда Ирина шла на богослужение в церковь, юноша следовал за ней. В конце концов, Бритальд сделал Ирине предложение, но девушка отказала ему, сказав, что никогда не выйдет за него замуж, потому что дала обет безбрачия.
Между тем охранник, приставленный охранять Ирину, также сделал ей предложение выйти за него замуж. Ирина отказала и ему. Тогда охранник ложно обвинил Ирину в том, что она прелюбодействовала с неизвестным мужчиной и беременна от него. Эта клевета стала распространяться по всему городу. Бритальд, узнав об этом, решил убить Ирину. Он нанял убийцу. Когда девушка возвращалась после посещения больного, убийца подошел к ней сзади и вонзил в нее меч.
Тело убитой девушки было брошено в реку Тахо. Через некоторое время монахи-бенедиктинцы, проживавшие в г. Скалабрис, подобрали тело, захоронили в своем монастыре и стали распространять ее почитание как святой мученицы. Постепенно почитание Ирины распространилось в Скалабрисе до такой степени, что город стал называться ее именем - Сантарен.
Св. Ирина изображается в иконографии в монашеском одеянии с пальмовой ветвью.
День памяти в Католической Церкви - 5 апреля.
Новая церковная статистика указывает на рост числа католиков.
Ватикан. 2010 г. подтвердил тенденции последних лет: число католиков во всем мире растет. Этот пятилетний тренд проявляется и в возрастающем количестве священников. По сравнению с предыдущим годом представителей католического духовенства стало больше на 1643 человека. Исключением на этом положительном фоне является Европа.
Такую картину рисуют новые статистические данные, опубликованные по поручению Бенедикта XVI в «Папском справочнике-ежегоднике 2012» и «Церковном статистическом справочнике-ежегоднике» Центральным церковным статистическим управлением, возглавляемым монсеньером Витторио Форменти.
Из обработанных данных за 2010 г. вытекает, что в мире насчитывается 1 млрд. 196 млн. католиков, т.е. 17,5% населения Земли. По сравнению с 2009 г. число католических верующих выросло на 15 млн. человек, причем самый большой прирост наблюдался в Африке и юго-восточной Азии, в то время как в Европе и Южной Америке наблюдалось снижение показателей.
Епископов Католической Церкви стало больше на 0,77% - с 5065 до 5104. 16 новых иерархов появилось в Африке, 15 – в Америке, 12 – в Азии, а в Европе и Океании их число упало на 1 и 3 соответственно (с 1607 до 1606 и с 132 до 129).
Количество священников постепенно растет начиная с 2000 г. В 2010 г. их было 412236: 277009 из них – епархиальные, а 135227 – монашествующие. В сравнении с 2009 г. клир пополнился на 1643 члена. Больше всего неопресвитеров появилось в Азии (1695), Африке (761), Океании (52) и Америке (40), в то время как в Европе их стало меньше на 905 человек. Кроме того, статистика указывает на четырехпроцентный рост числа постоянных епархиальных и монашествующих дьяконов. Больше всего их было на 2010 г. в Северной Америке (64,3% от общемирового показателя) и в Европе (33,2%).
Остановилось наблюдавшееся ранее падение числа членов мужских монашеских орденов: в 2009 г. их было 54229 человек, а в 2010 г. – уже 54665. Если говорить по регионам, то количество монахов уменьшилось в Южной и Северной Америках, в Европе оно осталось неизменным, но зато выросло в Азии и Северной Америке.
Серьезно меняется, однако, состав женских конгрегаций. Монахинь в 2010 г. стало меньше на почти 8 тыс.: 721935 при 729371 в 2009 г. Нисходящие тренды наблюдается в Европе, Америке и Океании, в то время как в Африке и Азии был отмечен двухпроцентный рост.
За последние пять лет на 4% выросло число воспитанников епархиальных и монашеских семинарий (с 114439 в 2005 г. до 118990 в 2010 г.). Их количество падает в Европе и Америке, но зато увеличивается в других регионах. Наконец, из папского ежегодника за 2012 г. следует, что Святой Отец учредил восемь новых епископских кафедр, один персональный и один военный ординариат. Одной архиепархии и восьми епархиям был присвоен более высокий статус митрополий; одна прелатура, один апостольский викариат и одна апостольская префектура стали епархиями, а одна автономная миссия – апостольской префектурой.
RV
ПАСХАЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА БЕНЕДИКТА XVI.
По издавна существующей традиции в Пасхальную ночь Папа лично окрестил восемь взрослых катехуменов из различных регионов земного шара. На этот раз это были неофиты из Италии, Албании, Словакии, Камеруна, Германии, США и Туркменистана. Папа Бенедикт XVI при традиционном благословении urbi et orbi обратился к верным на 65 языках и призвал всех молиться о мире в Африке и на Ближнем Востоке.
Дорогие братья и сестры в Риме и во всем мире! «Surrexit Christus, spes mea» – «Воскрес Христос, моя надежда» Да услышат все голос Церкви, с ликованием воспевающей древний гимн, который предание вложило в уста Марии Магдалины, первой встретившей воскресшего Христа утром пасхального дня. Она бежит к другим ученикам и, задыхаясь, сообщает: «Я видела Господа!» (Ин 20, 18). Так же и мы, пройдя пустыню Великого поста и скорбные дни Страстей, сегодня радостно восклицаем: «Он воскрес! Воистину воскрес!»
Сильный взрыв прогремел 8 апреля, в день католической Пасхи, возле церкви в городе Кадуна на мусульманском севере Нигерии. Храм серьезно поврежден, у соседних жилых домов обрушились крыши, информация о возможных пострадавших проверяется. Исламская экстремистская группировка «Боко харам» в последнее время совершила серию терактов против церквей и других объектов, связанных с христианской общиной, в том числе накануне минувшего Рождества. Самая крупная трагедия произошла в церкви в нигерийской столице Абудже, когда погибли более 40 человек. Террористы добиваются введения жестких норм шариата на севере Нигерии и изгнания оттуда христиан.
Группа из двадцати священнослужителей и около двухсот мирян Церкви Англии во время пасхальных торжеств заявили о своем переходе под юрисдикцию Ватикана. Они присоединились к Ординариату Богоматери Уолсингэмской, созданному Папой Римским Бенедиктом XVI в 2009 г. для католиков англиканской традиции. Во время прошлогодних пасхальных праздников к Римско-католической Церкви присоединилось рекордное число англикан – около 800 прихожан и 61 клирик. Персональные прелатуры для бывших англикан, желающих вступить в полное общение с Римом, существуют в Великобритании и США. Готовятся к открытию ординариаты в Канаде и Австралии. Среди присоединившихся к Католической Церкви священнослужителей на сегодняшний день уже 6 англиканских епископов.
В 19 октября 2011 года по всем каналам норвежского телевидения была представлена Библия на двух норвежских переводах, изданной Библейским Обществом Норвегии после 12 лет напряженной работы. Переработка и исправление уже имеющегося издания на два норвежских языка «букмол» и «нюнорск» был начат в 1999 году. Вскоре команда переводчиков убедилась в необходимости более полного нового перевода, потому что норвежский язык быстро меняется, а так же в связи с последними публикациями свитков, найденных в Мертвом море. В 2005 году был выпущен Новый Завет, а теперь и вся Библия. Помимо бумажного варианта Библия также выпущена в различных электронных форматах для использования на мобильном телефоне, i-Pad и Интернете.
Для осуществления этой работы Библейское Общество кроме переводчиков, также пригласило ученых в области древнегреческого и древнееврейского языков, теологов и профессиональных писателей и поэтов, которые являлись бесспорными специалистами обоих диалектов норвежских языка. Их участие в проекте с самого начала было чрезвычайно важным и придало новому переводу не только высокое лингвистическое качество, но и широкую рекламу Книге книг. Было интересно видеть по телевидению известных писателей и поэтов в качестве переводчиков Библии, которые рекомендовали новый перевод и с энтузиазмом рассказывали о своем участии в этом проекте, что подчеркивало значимы культурный аспект Библии в современном обществе.
1,5 года добровольно пожертвовали разработке столь эффективной стратегии лучшие специалисты по маркетингу. Результат сравнивался СМИ с появлением нового продукта фирмы Apple и выпуском новой пластинки Биттлз! За два месяца и десять дней было продано около 80 000 Библий!
Ни одному книжному магазину не разрешалось продавать новый перевод Библии до 19 октября. Один магазин в Ставенгере открылся уже в 3 часа ночи, потому что люди с вечера стояли под окнами, чтобы купить Библию! В больших городах молодые люди даже спали в спальных мешках перед магазинами, чтобы быть первыми в очереди за Божьим Словом. Добросердечные хозяева книжных магазинов организовали завтрак для ожидающих. А студенты теологического факультета Университета в Осло даже оделись в костюмы библейских героев. Здесь можно было встретить ангела Гавриила, учеников Иисуса и даже Марию.
Главной целью Библейского Общества и Церквей Норвегии в проведении этого выдающегося события заключалась в том, чтобы помочь неверующим людям начинать читать Библию и открывать сокровища этой древней Святой Книги современным людям.
Отвечает: о. Цезары Пачей
Человек – это неразрывное единство тела и души. Смерть же разлучает бессмертную душу с умирающий телом. Она противна человеческой природе и именно поэтому так болезненна для нас, и мы так ее боимся. Церковь учит нас, что в конце земного странствия каждого человека ждут три вещи: смерть, суд Божий, небо или ад. Покинув этот мир, душа тут же предстает пред Богом для суда, который мы называем частным (после конца света будет еще суд окончательный, всеобщий). Встреча с Господом – огромное счастье для души, которое или продолжится в вечности, или станет суровым упреком совести и страданием для души, которая отвергла Бога и навсегда будет отлучена от Него.
Некоторые спасенные души после смерти оказываются все же еще не совсем готовыми к жизни с Богом. Поэтому они нуждаются в покаянии за своих грехи и в очищении от привязанности к ним. Такие души, как учит Церковь, сразу же после частного суда идут в чистилище (ККЦ, пп. 1030-1032). Мы можем помочь им, молясь о них и жертвуя за них добрые дела и выпадающие на нашу долю страдания.
Лучшая молитва – это св. Месса. Те, кто любит умерших близких, стараются поддержать их и в другом мире в надежде встретиться с ними в Царствии Божьем. Так родился древний обычай (II в.) св. Месс за умерших на 3, 7 и 30 дни и в годовщину их смерти.
У этого обычая есть своя символика. Третий день напоминает о воскресении Господа Иисуса, седьмой (число совершенства) – о вечном покое, а тридцатый – о плаче израильского народа по Моисею и Аарону. Об умерших мы вспоминаем также в молитвах в дни их рождения, именины, в дни матери и отца. Особым днем молитвы о христианах, покинувших этот мир, является 2 ноября – Воспоминание всех усопших верных.
Кроме того, у католиков принято служить за умерших так называемые григорианские Мессы. Когда св. Папа Григорий Великий (540-604 гг.) был еще аббатом римских бенедиктинцев, у одного из умерших братьев были найдены деньги. В те времена для монаха это было серьезным преступлением. Св. Григорий в поучение другим приказал похоронить останки за стенами монастыря на неосвященной земле. Но, заботясь о душе усопшего, он велел служить за него тридцать дней подряд по одной св. Мессе. Когда совершалась последняя из них, умерший монах явился аббату и поблагодарил его за эти богослужения, потому что Евхаристии значительно сократили срок его очищения. Так зародилось убеждение, что после 30 Месс Господь в Своем милосердии избавит душу от мучений и введет ее на небеса.
В Греции и других православных странах особыми днями молитвы об умершем являются 3, 9 и 40 день после его смерти. Связано это с представлением, согласно которому душа, покинув тело, два дня остается на земле, а на третий в первый раз предстает пред Богом. Затем ангелы шесть дней показывают ей небо, а на девятый день она во второй раз предстает перед Создателем. Потом душа оказывается в аду, где ходит по двадцати мытарствам и познает свои грехи. Наконец, на сороковой день она в третий раз предстает пред Господом, Который выносит окончательный приговор. Католическое богословие подчеркивает, что Бог есть Дух и не живет в каком-то определенном месте. Он обитает вне времени и пространства в нематериальном мире. Небо – это жизнь с Ним, а ад – вечное отлучение от Него. Человек сразу же после смерти узнает свое окончательное предназначение, которое заслужил своей любовью либо эгоизмом.
Библейская символика 3, 9 и 40 дней в Православной Церкви истолковывается следующим образом: третий день – воскресение Иисуса и прославление Троицы, девятый день отмечается в честь девяти ангельских хоров, а сороковой – напоминание о вознесении Христа на сороковой день после воскресения.
В эти дни православные справляют поминки по умершему, что сопровождается трапезами. В данной традиции как таковой нет ничего дурного, но нужно следить затем, чтобы пища не стала важнее молитвы. И, конечно же, соблюдение этого обычая необязательно, особенно если поминальные обеды приносят серьезные финансовые трудности семье усопшего. Кто любит его, тот не забудет о нем помолиться.