Газета "Кредо" №4(200)'12
ПОЛОЖЕНИЕ СТОЯ
Мы говорили уже, что почтение к бесконечному Богу требует определенного и соответствующего поведения. Бог так велик, а мы так ничтожны перед Ним, что сознание этого факта проявляется даже внешне: делает нас маленькими, заставляет склонять колени.
Но почтение может проявляться и иначе. Например, ты сидишь, отдыхаешь или развлекаешься беседой, и вдруг входит кто-то очень уважаемый и почтенный и обращается к тебе. Что бы ты сделал? Тут же встал бы и, вытянувшись по струнке, слушал бы его или отвечал ему. Что это значит?
Положение стоя означает, прежде всего, что мы берем «в скобки» самих себя. Вместо небрежной, свободной сидячей позы мы принимаем другую, символизирующую дисциплинированность и самоконтроль. Это знак внимательности. Положение стоя выражает напряжение и бдительность. Оно является также проявлением готовности: ведь тот, кто стоит, может тут же пойти, может без промедления исполнить приказ, сразу же взяться за дело, которое ему поручено.
Положение стоя – еще одно выражение почтения к Богу. Коленопреклонение – это проявление благоговейного почтения, пребывающего в покое. Положение же стоя говорит о почтении бдительном и деятельном. Такое почтение выказывает исполнительный слуга или солдат в строю, и проявляется оно в позиции стоя.
Мы встаем, когда слышим радостную весть: Евангелие во время св. Мессы. Родители и крестные стоят, когда от имени ребенка дают крещальные обещания. Стоят дети, когда во время первого причастия обновляют эти обещания. Стоят перед алтарем жених и невеста, когда клятвою верности создают супружескую пару. И ту же позицию люди принимают во многих других случаях.
Бывает, что сам человек острее чувствует и лучше выражает содержание своей души, молясь стоя. Так было принято и у первых христиан. Наверняка, ты видел часто встречающийся в катакомбах образ «оранта», стоящего в длинных одеждах и с распростертыми руками. Весь его облик говорит о свободе, внутреннем мире и готовности услышать и исполнить услышанное.
Порой из-за давки и тесноты нельзя преклонить колени, как следует. Тогда позиция стоя исполняет свою роль: дает большую свободу. Но стоять нужно достойно: на обеих ногах и не облокачиваясь на что-нибудь; колени ровные, а не небрежно пригнутые; все тело вытянуто в струнку.
Тогда молитва будет одновременно напряженной и свободной, с почтением и готовностью к действию.
Мы говорили уже, что почтение к бесконечному Богу требует определенного и соответствующего поведения. Бог так велик, а мы так ничтожны перед Ним, что сознание этого факта проявляется даже внешне: делает нас маленькими, заставляет склонять колени.
Но почтение может проявляться и иначе. Например, ты сидишь, отдыхаешь или развлекаешься беседой, и вдруг входит кто-то очень уважаемый и почтенный и обращается к тебе. Что бы ты сделал? Тут же встал бы и, вытянувшись по струнке, слушал бы его или отвечал ему. Что это значит?
Положение стоя означает, прежде всего, что мы берем «в скобки» самих себя. Вместо небрежной, свободной сидячей позы мы принимаем другую, символизирующую дисциплинированность и самоконтроль. Это знак внимательности. Положение стоя выражает напряжение и бдительность. Оно является также проявлением готовности: ведь тот, кто стоит, может тут же пойти, может без промедления исполнить приказ, сразу же взяться за дело, которое ему поручено.
Положение стоя – еще одно выражение почтения к Богу. Коленопреклонение – это проявление благоговейного почтения, пребывающего в покое. Положение же стоя говорит о почтении бдительном и деятельном. Такое почтение выказывает исполнительный слуга или солдат в строю, и проявляется оно в позиции стоя.
Мы встаем, когда слышим радостную весть: Евангелие во время св. Мессы. Родители и крестные стоят, когда от имени ребенка дают крещальные обещания. Стоят дети, когда во время первого причастия обновляют эти обещания. Стоят перед алтарем жених и невеста, когда клятвою верности создают супружескую пару. И ту же позицию люди принимают во многих других случаях.
Бывает, что сам человек острее чувствует и лучше выражает содержание своей души, молясь стоя. Так было принято и у первых христиан. Наверняка, ты видел часто встречающийся в катакомбах образ «оранта», стоящего в длинных одеждах и с распростертыми руками. Весь его облик говорит о свободе, внутреннем мире и готовности услышать и исполнить услышанное.
Порой из-за давки и тесноты нельзя преклонить колени, как следует. Тогда позиция стоя исполняет свою роль: дает большую свободу. Но стоять нужно достойно: на обеих ногах и не облокачиваясь на что-нибудь; колени ровные, а не небрежно пригнутые; все тело вытянуто в струнку.
Тогда молитва будет одновременно напряженной и свободной, с почтением и готовностью к действию.
Романо Гвардини