Газета "Кредо" №6-7(202-203)'12
ХОДЬБА
Сколько людей умеет ходить? Именно ходить: не мчаться или бежать, а спокойно идти. Не ползти, а уверенно двигаться вперед. Идущий идет, а не волочит ноги. Спина прямая, а не сутулая. Шаг не сбивчивый, а ритмичный.
Есть что-то необычайно прекрасное в правильной походке. Это своеобразное сочетание свободы и дисциплины. Она так уравновешена, как если бы идущий нес какой-то груз, но продолжал двигаться с неиссякаемой энергией. В походке мужчины чувствуется намек на тяжесть оружия или иной ноши. Походка же женщины полна притягательной грации, отражающей внутренний мир.
А когда дело касается религии, то ходьба может быть еще прекраснее! Это подлинный акт богопочитания. Просто войти в церковь с почтительным сознанием того, что мы входим в дом Всесвятого, в место Его особого присутствия, значит то же, что «ходить пред Господом». И религиозная процессия не должна быть такой, какой она зачастую бывает: толпой бредущих не в ногу людей, оглядывающихся по сторонам. Нет, это должен быть эскорт Пресвятого Таинства, шествующего по городским улицам или полям, «Его владениям»: марширующие, как солдаты, мужчины, замужние женщины в их материнском достоинстве, юные девушки с невинной красотой молодости, парни с их сдержанной силой, молитва в сердцах у них всех и торжественная радость на лицах.
Покаянная процессия должна быть видимым выражением мольбы о прощении. В ней должно проявляться чувство вины, наша отчаянная потребность в помощи и, в то же время, господствующая над ними христианская уверенность в том, что в человеке есть сила, превосходящая все его прочие силы – сила его непоколебимой воли, уверенность в том, что над и за человеческой виной и слабостью есть мощь живого Бога.
Ходьба – внешний знак сущностного и особенного достоинства человека. Только у него есть привилегия ходить прямо; его движение в его собственной власти и воле. Прямохождение отличает людей.
Но мы больше, чем просто люди. Мы, как называет нас Библия, род Божий. Мы рождены Богом для новой жизни. Благодаря алтарному таинству, Христос живет глубоко в нас, Его Тело превращается в субстанцию нашего тела, Его Кровь течет по нашим венам. Ведь Он Сам сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Христос растет в нас, а мы – в Нем, пока по-настоящему не примем Его образ, не достигнем Его полного роста, пока все, что мы ни делаем или чем являемся, едим ли, спим ли или делаем что-нибудь еще: нашу работу, отдых, радости и горести – пока все это не превратиться в жизнь Христа.
Осознание этой тайны должно всей ее радостной силой и красотой наполнить нашу манеру ходьбы. Заповедь «ходить пред Господом и быть совершенным» - это прекрасный словесный образ. Мы должны исполнять ее и, в то же время, отражать образ. Но в реальности, потому что красота этого образа не создается одним лишь простым желанием.
Сколько людей умеет ходить? Именно ходить: не мчаться или бежать, а спокойно идти. Не ползти, а уверенно двигаться вперед. Идущий идет, а не волочит ноги. Спина прямая, а не сутулая. Шаг не сбивчивый, а ритмичный.
Есть что-то необычайно прекрасное в правильной походке. Это своеобразное сочетание свободы и дисциплины. Она так уравновешена, как если бы идущий нес какой-то груз, но продолжал двигаться с неиссякаемой энергией. В походке мужчины чувствуется намек на тяжесть оружия или иной ноши. Походка же женщины полна притягательной грации, отражающей внутренний мир.
А когда дело касается религии, то ходьба может быть еще прекраснее! Это подлинный акт богопочитания. Просто войти в церковь с почтительным сознанием того, что мы входим в дом Всесвятого, в место Его особого присутствия, значит то же, что «ходить пред Господом». И религиозная процессия не должна быть такой, какой она зачастую бывает: толпой бредущих не в ногу людей, оглядывающихся по сторонам. Нет, это должен быть эскорт Пресвятого Таинства, шествующего по городским улицам или полям, «Его владениям»: марширующие, как солдаты, мужчины, замужние женщины в их материнском достоинстве, юные девушки с невинной красотой молодости, парни с их сдержанной силой, молитва в сердцах у них всех и торжественная радость на лицах.
Покаянная процессия должна быть видимым выражением мольбы о прощении. В ней должно проявляться чувство вины, наша отчаянная потребность в помощи и, в то же время, господствующая над ними христианская уверенность в том, что в человеке есть сила, превосходящая все его прочие силы – сила его непоколебимой воли, уверенность в том, что над и за человеческой виной и слабостью есть мощь живого Бога.
Ходьба – внешний знак сущностного и особенного достоинства человека. Только у него есть привилегия ходить прямо; его движение в его собственной власти и воле. Прямохождение отличает людей.
Но мы больше, чем просто люди. Мы, как называет нас Библия, род Божий. Мы рождены Богом для новой жизни. Благодаря алтарному таинству, Христос живет глубоко в нас, Его Тело превращается в субстанцию нашего тела, Его Кровь течет по нашим венам. Ведь Он Сам сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Христос растет в нас, а мы – в Нем, пока по-настоящему не примем Его образ, не достигнем Его полного роста, пока все, что мы ни делаем или чем являемся, едим ли, спим ли или делаем что-нибудь еще: нашу работу, отдых, радости и горести – пока все это не превратиться в жизнь Христа.
Осознание этой тайны должно всей ее радостной силой и красотой наполнить нашу манеру ходьбы. Заповедь «ходить пред Господом и быть совершенным» - это прекрасный словесный образ. Мы должны исполнять ее и, в то же время, отражать образ. Но в реальности, потому что красота этого образа не создается одним лишь простым желанием.
Романо Гвардини