Газета "Кредо" №6-7(202-203)'12
ПРИГЛАСИТЬ БОГА В СВОЮ СЕМЬЮ
Интервью с с. Франческой Мизерикордией Увайсовой
- Как известно, ваша конгрегация празднует в этом году большой обилей: 50-летие вашего служения в Казахстане. Очень рады, что можем побеседовать с вами - единственной монахиней в республике, работающей в школе. В начале хотелось бы узнать немного о вас. Где вы впервые встретились с сестрами вашей конгрегации и как вы сами оказались в ней?
- С сестрами я познакомилась благодаря о. Иоханесу Кану. Он был в то время настоятелем прихода в г. Павлодар. В принципе, о монашеской жизни я думала давно. Было намерение поступить к сестрам, которые работают у нас в Павлодаре, но мы с подругами решили сначала посоветоваться с настоятелем. Узнав о нашем намерении, он обещал молиться и предложил познакомиться с разными конгрегациями. Мы согласились и буквально через три дня поехали в Макинск. Нас было трое, а каждая планировала идти в разные монастыри. Но вышло так, что проведя какое-то время с сестрами бедного Младенца Иисуса, помолившись с ними, мы втроем решили остаться: сестры Сицилия и Мария Ангелика и я.
На меня лично большое впечатление произвели наши старенькие сестры, особенно их простота. Когда мы приехали сюда, они готовили на кухне и были одеты в мирскую одежду, потому что за годы советской власти привыкли надевать хабиты только на молитву. Тогда я и не подумала, что эти веселенькие бабушки - монахини. Это было приятной неожиданностью. Они очень многое знали, многое могли рассказать, и при этом были очень скромными, всегда радостными и довольными. Благодарение Богу, что мы еще могли застать этих сестер.
- А как вы пришли в церковь?
- Благодаря о. Иосифу Шмидтляйну, который до сих пор остается для меня ярким примером беззаветного служения Богу, потому что это человек очень открытый для людей и Бога. Все мы, приходские дети, очень любили его. Он был очень добрым и везде брал нас собой. Его доброта заражала. Благодаря ему я полюбила Бога. Помню, как впервые читала Евангелие в комиксах. Для меня это была первая христианская литература, потому что воспитывалась в неверующей атеистической семье, и, когда спрашивала родителей о Боге, не получала от них ответа и поддержки. Такой ответ я получила, когда увидела, как молится священник, как он работает с людьми, как собирает детей на молитву.
Когда мой папа умер, в моей жизни наступил тяжелый период... И как раз тогда в нашу деревню Чернорецк начал приезжать священник. Так я попала в церковь. Потом мы переехали в город, где было больше возможностей ходить в храм. Временами, правда, я отходила от веры, но все равно чувствовала молитву павлодарских сестер. В 12 лет я приняла крещение, а в 15 готовилась к миропомазанию, которое нам уделил епископ Ян Павел Ленга. Это было в 94 или в 95 г.
- Вы единственная верующая в вашей семье?
- Уже после моего поступления в монастырь моя сестра приняла крещение сама, крестила детей и обвенчалась с мужем. Ее муж Нурлан – мусульманин, но они получили особое разрешение. Их старшая дочь Диана приняла первое причастие. Правда, племяннице сейчас 16 лет, и у нее кое-какие проблемы с верой, свзанные с переходным возрастом, а племянник больше тянется к отцу.
- Не могли бы вы рассказать немного о своем служении в Кокчетаве?
- На сегодняшний день я уже почти четыре года работаю в местной средней школе, в которой обучается порядка 700 детей. Моя должность - социальный педагог и инспектор по охране прав детства. Это подразумевает работу не только со школой, но и со всем микрорайоном. Мы посещаем семьи, особенно те, которые можно назвать неблагополучными по разным причинам: конфликт между детьми и родителями, алкоголизм, очень много также матерей одиночек. Мои подопечные - это также инвалиды и дети, вызывающие своим поведением определенные опасения и не желающие учиться. В этом году наши сестры благодаря помощи спонсоров предоставили двенадцати детям горячее питание в школе, так как их родители не могут собрать документы, необходимые для получения материальной поддержку от государства.
Занятий я не провожу, но дети очень часто заходят ко мне на переменах, разговаривают, спрашивают. Кто-то хочет наладить отношения с учителем, и тогда я пытаюсь найти подход, беседую с преподавателем. Наш коллектив очень слаженный, и учителя охотно идут навстречу детям.
Вижу также, что нужно больше работать с семьями. Поведение детей - это отражение атмосферы в семье. Иногда приходят люди, которые не могут между собой договориться, и тогда нам приходится выступать в роли посредников, чтобы сохранить их браки. Занимамся также проблемами детей, оставшихся без попечения родителей: таких мы стараемся пристроить у родствеников, но бывает, что ребенок все-таки оказывается в детдоме. К сожалению, нам случается лишать кого-то родительских прав. Хотя в моей практике есть и один положительный пример: одна мама действительно изменилась. Мы ограничили ее родительские права на полгода, и она бросила пить, устроилась на работу, а потому еще и на вторую, развелась с мужем алкоголиком и съехала от него. В итоге ей вернули сына, который учится сейчас в 10 классе. Для меня эта было большой радостью. Когда видишь подобное, то появляется надежда, что Бог со временем изменит и других подобных этой матери. Понимаешь, что не зря тратишь время и силы.
Я очень благодарна Богу за то, что Он дал мне такую возможность работать с людьми. Вне рабочего времени я надеваю монашескую одежду, встречаю своих коллег, детей и их родителей, и они здороваются со мной. Некоторые даже спрашивают, почему я не надеваю хабит на работу, но таковы уж школьные требования. Я не чувствовала агрессии ни с чьей стороны. Правда, когда я только начинала работать, хотя в первый год, когда я устроилась на работу, то оказалось, что в нашей школе учатся двое детей, живших неподалеку от манстыря. Когда я щла по корридору, они кричали мне вслед: «Монашка, монашка!» Но я не реагировала, и они стали нормально к этому относится. В общем, половина нашего коллектива знает, что я монахиня и хожу в Церковь, и это никому не мешает. О Боге я не говорю, но, в принципе, то, к чему мы их призываем, чему учим - это как раз-таки то, чего хочет Господь: делать добро, расти хорошими людьми, учиться. Почти то же, что и на катехизации, только не используя имени Бога. Это очень хорошая возможность.
- Что бы Вы могли посоветовать молодым людям, которые собираются создать семью?
- Я думаю, в первую очередь, им следует пригласить Бога в свою семью. С Ним можно даже в бедности жить достойно. Господь помогает переносить все трудности и дает сил не попадать в пагубные зависимости. Если семья доверяет Богу и поддерживает с Ним связь, Он идет вместе с ними. А молодым именно этого и не хватает – связи с Богом. А я думаю, что она очень важна.
Интервью с с. Франческой Мизерикордией Увайсовой
- Как известно, ваша конгрегация празднует в этом году большой обилей: 50-летие вашего служения в Казахстане. Очень рады, что можем побеседовать с вами - единственной монахиней в республике, работающей в школе. В начале хотелось бы узнать немного о вас. Где вы впервые встретились с сестрами вашей конгрегации и как вы сами оказались в ней?
- С сестрами я познакомилась благодаря о. Иоханесу Кану. Он был в то время настоятелем прихода в г. Павлодар. В принципе, о монашеской жизни я думала давно. Было намерение поступить к сестрам, которые работают у нас в Павлодаре, но мы с подругами решили сначала посоветоваться с настоятелем. Узнав о нашем намерении, он обещал молиться и предложил познакомиться с разными конгрегациями. Мы согласились и буквально через три дня поехали в Макинск. Нас было трое, а каждая планировала идти в разные монастыри. Но вышло так, что проведя какое-то время с сестрами бедного Младенца Иисуса, помолившись с ними, мы втроем решили остаться: сестры Сицилия и Мария Ангелика и я.
На меня лично большое впечатление произвели наши старенькие сестры, особенно их простота. Когда мы приехали сюда, они готовили на кухне и были одеты в мирскую одежду, потому что за годы советской власти привыкли надевать хабиты только на молитву. Тогда я и не подумала, что эти веселенькие бабушки - монахини. Это было приятной неожиданностью. Они очень многое знали, многое могли рассказать, и при этом были очень скромными, всегда радостными и довольными. Благодарение Богу, что мы еще могли застать этих сестер.
- А как вы пришли в церковь?
- Благодаря о. Иосифу Шмидтляйну, который до сих пор остается для меня ярким примером беззаветного служения Богу, потому что это человек очень открытый для людей и Бога. Все мы, приходские дети, очень любили его. Он был очень добрым и везде брал нас собой. Его доброта заражала. Благодаря ему я полюбила Бога. Помню, как впервые читала Евангелие в комиксах. Для меня это была первая христианская литература, потому что воспитывалась в неверующей атеистической семье, и, когда спрашивала родителей о Боге, не получала от них ответа и поддержки. Такой ответ я получила, когда увидела, как молится священник, как он работает с людьми, как собирает детей на молитву.
Когда мой папа умер, в моей жизни наступил тяжелый период... И как раз тогда в нашу деревню Чернорецк начал приезжать священник. Так я попала в церковь. Потом мы переехали в город, где было больше возможностей ходить в храм. Временами, правда, я отходила от веры, но все равно чувствовала молитву павлодарских сестер. В 12 лет я приняла крещение, а в 15 готовилась к миропомазанию, которое нам уделил епископ Ян Павел Ленга. Это было в 94 или в 95 г.
- Вы единственная верующая в вашей семье?
- Уже после моего поступления в монастырь моя сестра приняла крещение сама, крестила детей и обвенчалась с мужем. Ее муж Нурлан – мусульманин, но они получили особое разрешение. Их старшая дочь Диана приняла первое причастие. Правда, племяннице сейчас 16 лет, и у нее кое-какие проблемы с верой, свзанные с переходным возрастом, а племянник больше тянется к отцу.
- Не могли бы вы рассказать немного о своем служении в Кокчетаве?
- На сегодняшний день я уже почти четыре года работаю в местной средней школе, в которой обучается порядка 700 детей. Моя должность - социальный педагог и инспектор по охране прав детства. Это подразумевает работу не только со школой, но и со всем микрорайоном. Мы посещаем семьи, особенно те, которые можно назвать неблагополучными по разным причинам: конфликт между детьми и родителями, алкоголизм, очень много также матерей одиночек. Мои подопечные - это также инвалиды и дети, вызывающие своим поведением определенные опасения и не желающие учиться. В этом году наши сестры благодаря помощи спонсоров предоставили двенадцати детям горячее питание в школе, так как их родители не могут собрать документы, необходимые для получения материальной поддержку от государства.
Занятий я не провожу, но дети очень часто заходят ко мне на переменах, разговаривают, спрашивают. Кто-то хочет наладить отношения с учителем, и тогда я пытаюсь найти подход, беседую с преподавателем. Наш коллектив очень слаженный, и учителя охотно идут навстречу детям.
Вижу также, что нужно больше работать с семьями. Поведение детей - это отражение атмосферы в семье. Иногда приходят люди, которые не могут между собой договориться, и тогда нам приходится выступать в роли посредников, чтобы сохранить их браки. Занимамся также проблемами детей, оставшихся без попечения родителей: таких мы стараемся пристроить у родствеников, но бывает, что ребенок все-таки оказывается в детдоме. К сожалению, нам случается лишать кого-то родительских прав. Хотя в моей практике есть и один положительный пример: одна мама действительно изменилась. Мы ограничили ее родительские права на полгода, и она бросила пить, устроилась на работу, а потому еще и на вторую, развелась с мужем алкоголиком и съехала от него. В итоге ей вернули сына, который учится сейчас в 10 классе. Для меня эта было большой радостью. Когда видишь подобное, то появляется надежда, что Бог со временем изменит и других подобных этой матери. Понимаешь, что не зря тратишь время и силы.
Я очень благодарна Богу за то, что Он дал мне такую возможность работать с людьми. Вне рабочего времени я надеваю монашескую одежду, встречаю своих коллег, детей и их родителей, и они здороваются со мной. Некоторые даже спрашивают, почему я не надеваю хабит на работу, но таковы уж школьные требования. Я не чувствовала агрессии ни с чьей стороны. Правда, когда я только начинала работать, хотя в первый год, когда я устроилась на работу, то оказалось, что в нашей школе учатся двое детей, живших неподалеку от манстыря. Когда я щла по корридору, они кричали мне вслед: «Монашка, монашка!» Но я не реагировала, и они стали нормально к этому относится. В общем, половина нашего коллектива знает, что я монахиня и хожу в Церковь, и это никому не мешает. О Боге я не говорю, но, в принципе, то, к чему мы их призываем, чему учим - это как раз-таки то, чего хочет Господь: делать добро, расти хорошими людьми, учиться. Почти то же, что и на катехизации, только не используя имени Бога. Это очень хорошая возможность.
- Что бы Вы могли посоветовать молодым людям, которые собираются создать семью?
- Я думаю, в первую очередь, им следует пригласить Бога в свою семью. С Ним можно даже в бедности жить достойно. Господь помогает переносить все трудности и дает сил не попадать в пагубные зависимости. Если семья доверяет Богу и поддерживает с Ним связь, Он идет вместе с ними. А молодым именно этого и не хватает – связи с Богом. А я думаю, что она очень важна.
Беседовала М. Хлахулова