вносят в вагоны
копченную золотистую рыбу.
Обленившиеся пассажиры
высовывают головы из теплых купе.
Радостный гомон наполняет перроны.
На станциях мороз звенит.
Он есть
Ты взывал, а Он молчал.
Ты вытягивал руки и касался воздуха.
Ты плакал, а Он не отер твоих слез.
Ты показал плечо, но Он не исцелил тебя.
И ты подумал: Его, наверное, нет.
Он есть, нас нет при Нем.
О. Анджей Мадей
Алматы - Караганда ,
25/26.02. 2012
- Вы очень внимательны и замечаете даже самое малое вокруг нас. Вы, как говорится, видите дальше кончика своего носа. Это видно из вашего творчества.
- Хочу сказать, что есть только один Поэт и один Творец неба и земли – Господь. Он создал нас по подобию и образу Своему и дал возможность творчества и нам. Хотя мы призваны, наверное, творить не самостоятельно, а вместе с Отцом. Ведь, на самом деле, это Он творит все, а нам позволяет соучаствовать в этом процессе. Для нас это большая привилегия. Когда я в церкви говорю: «Верую во единого Бога, Творца неба и земли», то про себя уточняю: «Поэта неба и земли».
Что касается мелочей, которые я замечаю, то их нет. В жизни важно все. Конечно, и среди важных вещей нужно выбирать приоритеты, но и мелочами нельзя пренебрегать. Иногда какая-то мелочь кажется ничтожной, но потом мы понимаем, как многое произошло из-за этой мелочи. В Божьем замысле нет ничего мелкого и незначительного. И дай нас всем Бог замечать знамения Господа.
- О чем ваша последняя книга?
- Я пишу о человеке, а когда пишешь о человеке, то пишешь о Боге. Я не могу отделить человека от Бога и Бога от человека. Мы живем на заре, ночь прошла, рождается день, мы – дети света. Я хочу засвидетельствовать, что спасение уже близко. Любовь, Бог, царство Его близко к нам. Да, мы все еще шагаем во мраке, в темноте, в тумане искушения, греха, соблазна, побед зла и сатаны. Но это остатки. Я стараюсь заметить каждый лучик приближающегося дня, чтобы поддерживать надежду в людях. Ведь когда ночь проникает в нас, мы забываем, что мы - дети дня, что Христос победил. Иногда я иду по улицам и вижу грустные лица, и мне хочется обнять, расцеловать таких людей и сказать: «Не грусти, радуйся! Христос воскрес! Смерть побеждена. Почему ты не радуешься?»
- Можно заметить, что вокруг нас становится все меньше и меньше христиан. И, возможно, их будет еще меньше. Как, по-вашему, это влияет на общество?
- Сколько раз Иисус Христос говорил нам о закваске?! Да, христиан так мало, но они поднимают все тесто. От одной свечи мы можем зажечь тысячи и миллионы свечей, одна свеча в ночи может осветить нам путь.
У водителя нашей нунциатуры дочка как-то заболела бронхитом. И врачи посоветовали ему ехать с ней в Красноводск. Это был июль, страшная жара, температура временами поднималась до 50 градусов. Он решил ехать ночью, когда прохладнее. Но выехали они еще днем. Девочка спала, а, когда проснулась, была ночь. Она впервые оказалась ночью в дороге. Посмотрела налево, направо – везде тьма, и только впереди пятно света от фар. И тогда девочка сказала: «Папа, езжай только там, где светло, туда, где ночь, не езжай. Это показывает, что достаточно лишь немного света, чтобы можно было двигаться вперед. Достаточно лишь немного соли, чтобы сохранить мир. Поэтому, по-моему, не так страшно, что нас будет меньше; страшнее, когда я перестаю быть закваской, светом для мира, когда мой свет гаснет, а соль не солит. Не так страшно то, что многие миллионы людей не приняли крещение; страшнее, что многие, принявшие крещение, не живут как крещенные. Иисус Христос все предусмотрел. Он Сам говорил, что не нужно много закваски. Поэтому статистика меня не волнует. Хотя по-человечески я бы хотел, чтобы было много верующих в Иисуса Христа, чтобы мы могли со многими разделить радость. Иисус повелел нам идти по всему миру и нести благую весть. И нужно делать все от нас зависящее, чтобы поделиться евангелием с как можно большим числом людей.
- Что нужно сегодня Церкви, чтобы развиваться и идти вперед?
- Недавно я слышал, как кто-то сказал, что сегодня важна красота как знак того, что благодать Иисуса возрождает мир. Грех уничтожил красоту и нас. Нужно делать добро красиво, верили грациозно. Мы говорим, что спасены, но этого спасения не видно на наших лицах. Нужно радоваться каждому дню. Конечно, у нас у всех есть какие-то обязанности, но во всем должна отражаться вера, чтобы было видно, что мы живем с Богом и Бог с нами. Рассказывают, что в Польше в том городе, в котором жил Иоанн Павел II, люди всегда наблюдали, как он идет по улице, кто-то даже целовал камни, по которым он шел, потому что даже по его походке было видно, что это человек поистине верующий. Если мы верующие, то с помощью Божьей должны сделать все, что от нас зависит. Мы можем быть лучиками, искорками для кого-то. И пусть кажется, что нам угрожает исчезновение, бояться не стоит, не стоит страшиться зла; нужно поднять то добро, которое в нас, которое может стать семенами, из которых позднее вырастут прекрасные цветы.
- Сколько ваших книг уже издано?
- Меня всегда тянуло делать какие-то записи. И много раз в своей жизни я убеждался, как действенно поэтическое слово. В последнее время через поэзию я хочу дать свидетельство о моей встрече с Иисусом. В одну из моих последних книг включены молитвы. Я стараюсь издавать по одной книжечке год. Рад, что уже вышла книга на русском и украинском языках.
А мои первые произведения были опубликованы в конце 70-х начале 80-х гг., когда я познакомился с прекрасной польской поэтессой Анной Каменьска. И я очень благодарен ей за помощь. У всех есть хорошие мысли, но не каждая поэзия готова к тому, чтобы ее печатали. Каждый по-своему поэт, но некоторым повезло понять больше, понять правила написания. И Бог поставил на моем пути Анну. О моих попытках писать ей рассказала моя знакомая. Я был тогда семинаристом и стыдился немного своих стихов. Но эта встреча стала для меня благодатью. Она учила меня, показывала мне, как писать, чтобы было оригинально, чтобы искать, замечать мелочи. Писать – значит для меня свидетельствовать.
Многие годы она не верила в Бога, и лишь смерть мужа открыла ее на Господа. Помню, я ящиками привозил ей книги об Иисусе, и она радовалась, особенно когда видела что-нибудь поэтическое.
- Приближается Пасха. Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?
- Встаньте посмотреть, как рождается тень. Идите на пасхальную всенощную, чтобы увидеть рассвет. Это метафора, это знак Христа - солнца, восходящего в нашей ночи - ночи наших грехов, ночи наших слабостей, сомнений, ночи нашей духовной и физической борьбы. Он приходит в ночь нашего недоверия и греха. И ты не знаешь, как эта тьма уходит на рассвете, как она тает. Нет такой ночи, такой тьмы и такой проблемы, в которую бы Иисус Христос не излил Своего света. Хочу обратиться к тем, кому грустно, кто устал, плачет, кт ранен, попали в аварию, находится в больницах. Хочу сказать им: радуйтесь, Христос воскрес для вас и несет вам новую жизни, новую любовь.
Я эгоист. Много лет я прожил, не даря своего творчества, и считаю это потерянным временем. Я хочу и стремлюсь нести подарки людям через мои слова, мои молитвы и самого себя. Прошу Бога об этом, но очень часто побеждает эгоизм, и мне не удается это. Работы у меня осталось примерно на 30 лет. Но думаю, что последний день жизни вот-вот приблизится, и боюсь, что в этот день я скажу, что не успел, не окончил того, что начал. Я смотрю дальше, чем кончик моего носа, потому что боюсь, что в последний день буду казнить себя.
Мне 60. 4 года тому назад я попал в аварию, вышел из машины и говорю: «Господи, это значит, что я еще могу что-то окончить». И как меня порадовала эта мысль. Как я радуюсь, когда выношу мусор, потому что могу что-то сделать, навести порядок, окончить и выбросить ненужные бумаги. И в последний день жизни я хочу сказать Господу, что какой-то минимум я выполнил, какую-то миссию совершил.