Дорогие священники и сестры!
Имею честь сообщить Вам, что 7 декабря 2012 г. Его Святейшество Папа Бенедикт XVI назначил апостольским администратором Атырау преподобного свящ. Аделио дель Оро (Adelio Dell'Oro), одновременно возводя его в сан епископа с титулярной Кастулонской (Castulonensis) кафедрой.
Благодарим Господа за назначение на это служение священника, который немало лет своей жизни отдал служению людям в Казахстане. Молимся Господу, чтобы Он укреплял о. Аделио в его дальнейшем служении нашей казахстанской Церкви. Пусть Пресвятая Богородица будет для него особой заступницей и помощницей.
† Януш Калета
Епископ Карагандинский
БИОГРАФИЯ
Преподобного о. Аделиo дель Оро (Adelio Dell'Oro)
Родился 31 июля 1948 г. в Милане. 28 июня 1972 г. по окончании архиепископской семинарии Милана получил священническое рукоположение.
С 1978 по 1981 гг. был викарием прихода св. Андрея в Милане, а с 1981 по 1997 гг. – викарием прихода св. Марии в Буччинаско. Одновременно слушал курс душепастырской литургики в Региональном душепастырском институте Ломбардии (Istituto Regionale Lombardo di Pastorale) и преподавал религию в разных лицеях. С 1997 по 2009 гг. занимался душепастырством в Казахстане, исполняя, помимо прочего, следующие обязанности: директор «Каритас» Казахстан, духовник Межъепархиальной высшей духовной семинарии в Караганде и национальный делегат папских миссионерских дел.
В 2009 г. возвратился в Милан, где одновременно исполнял обязанности проректора Колледжа Гуастала в Монзе (Colleggio Guastala di Monza) и ассистента братства «Comunione e Liberazione» в архиепархии Милана.
Преподобный о. Аделио дель Оро, помимо родного итальянского языка, говорит на русском и английском и владеет латинским и казахским.
Рождество – это праздник встречи!
Праздник близких и друзей!
Зажигайте в соборе свечи!
Пусть побольше будет огней!
Всем нам, Боже, усталым людям
Дай свечу от Твоих огней.
Если ближе к Тебе мы будем,
Значит жизнь наша будет светлей!
Пусть повсюду в сердцах тревожных
Загорятся любви огни!
Сердцем верим в Тебя мы, Боже.
Нас помилуй и сохрани!
ДЕКРЕТ
Согласно предписанию «Общего наставления к Римскому миссалу» третьего типического издания (tertia editio typica Missalis Romani)№ 393, Конференция католических епископов Казахстана одобряет мелодии Чина Мессы (Ordo Missae in cantu), подготовленные Литургической комиссией упомянутой епископской конференции.
Одобренные мелодии Чина Мессы начинают употребляться во всех приходах Католической Церкви Казахстана с 17-го февраля 2013 года, в первое воскресенье Великого поста. До этой даты можно их употреблять по желанию и в качестве подготовки и изучения.
Дабы все католики Казахстана были способны совместно петь Чин Мессы, рекомендуется следующее:
1. В течении Года веры использовать первые варианты «Господи помилуй», «Слава в вышних Богу», «Верую», «Свят» и «Агнец Божий», находящиеся в одобренном сборнике мелодий Чина Мессы.
2. Использовать первую мелодию «Верую», находящуюся в одобренном сборнике мелодий Чина Мессы, уже с первого воскресенья Адвента, то есть со 2-го декабря 2012 года.
Мелодии Чина Мессы, не находящиеся в одобренном сборнике Чина Мессы, нуждаются, согласно упомянутому предписанию Римского миссала, в одобрении епископской конференции.
II Ватиканский собор учит нас, что священная музыка «сладостнее выражает собою молитву, содействует единодушию и обогащает священные обряды большей торжественностью» («Sacrosanctum сoncilium», п. 112).
Пусть одобренные Церковью мелодии Чина Мессы помогут всем верующим Казахстана воспевать хвалу Божию не только единым гласом, но и возносить сердца свои к Богу.
Этот декрет вступает в силу с 17- го февраля 2013 года.
Архиепископ-митрополит архиепархии святой Марии в Астане
Председатель Конференции католических епископов Казахстана
Епископ-помощник архиепархии святой Марии в Астане
Секретарь Конференции католических епископов Казахстана
Astana, 09.11.2012
С глубокой благодарностью Богу 22 октября, в день литургической памяти бл. Иоанна Павла II, епархия Пресвятой Троицы в Алматы завершила Год милосердия.
Это было время особой благодати и благословения, дарованного Господом. На протяжении этих месяцев у всех верных нашей южной епархии была возможность полнее осмыслить, что есть милосердие Бога, Его великая Любовь ко всем нам. Кроме того, у нас был также шанс глубже осознать свою обязанность давать миру и, прежде всего, нашим близким непрерывное свидетельство этой Любви посредством наших «дел милосердия».
Одним из самых ярких событий этого года стало «паломничество» мощей бл. Иоанна Павла II по приходам нашей епархии. В ходе этого «паломничества» не раз можно было убедиться, с какой любовью народ Божий – и стар, и млад – относится к этому человеку, который представлял Христа на земле и, что особенно для нас важно, посетил Казахстан в 2001 г. Усопший Папа всегда будет занимать особое место в наших сердцах. Эти мощи (несколько капель крови) отныне будут храниться в шымкентском приходе.
Начиная с Года милосердия в кафедральном приходе Алматы перед Святейшим Таинством периодически возносятся особые прошения об исцелениях. Катехизация, конференции, молитвы... Но мы знаем, что, прежде всего, Бог ждет от нас того, чтобы мы были апостолами Его милосердия. Каждый верующий должен быть костром, который разожгли, чтобы он давал тепло и свет, любовь и понимание. Каждая приходская община должна все глубже и глубже осознавать, что ей надлежит быть источником жизни и надежды путем свидетельства милосердия.
Во время октябрьской пастырской встречи священников наш епископ посвятил епархию милосердию Божьему. Мы выразили свои искренние устремления в такой молитве: «Мы желаем распространять культ милосердия Твоего, творя дела милосердия в отношении души и тела, особое рвение прилагая к обращению грешников и несению утешения нуждающимся, больным и страждущим. Сохрани нас, Иисус, как достояние и славу Твою. И, если мы порою содрогаемся от страха при мысли о нашей слабости, то в то же время мы безгранично уповаем на милосердие Твое». Потом каждая приходская община повторила это посвящение во время Мессы 20 октября. То было общее прошение, выражение единства сердец и душ молящейся семьи.
Мы просим Пресвятую Троицу помочь нам стать иконой общения в любви. И мы воочию можем видеть множество плодов прошедшего Года милосердия. Другие видны только Богу, а мы узнаем о них лишь на небесах, если позволит нам Господь. Но уже сегодня необходимо нести миру свет любви Божьей, зажигая факелы дел милосердия. В начале этого года мы вспоминали слова из литургии: «Яви нам, Господи, милосердие Твое!» А сейчас как будто Сам Спаситель просит всех и каждого из нас: «Явите Мое милосердие всему миру!»
Прихожане
Епархия в Алматы
Мне часто доводилось смотреть на фотографию о. Алексия Зарицкого, но я всегда чувствовал, что совсем не знаю его. Поэтому симпозиум в его память стал для меня не просто обязательным мероприятием, а возможностью лучше узнать этого подвижника и ближе познакомиться с ним.
Но, открывая встречу в тот день, 3 ноября, о. Василий Говера сказал: «Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы не только вспомнить об о. Алексии, но и укрепиться на его примере...». Когда я это услышал, то понял, что, похоже, мою мотивацию придется с самого начала подкорректировать. Так оно и случилось, потому что уже в своей вступительной речи епископ Януш Калета сослался на слова владыки Николая Мессмера, который однажды сказал, что во времена преследований благодаря свидетельствам священников и мирян следующее поколение стало отчетливее осознавать смысл своего предназначения. Тогда я подумал, что и мое пребывание здесь, в Казахстане, не случайно: сегодня я (и не только я) нахожусь на этой земле благодаря жизни и свидетельству истинных друзей Иисуса. И потому цель нашего здесь присутствия состоит в том, чтобы максимально приблизиться к Богу... Тогда сам собой встает вопрос: что, в таком случае, нам нужно делать, чтобы это произошло?
Одного этого уже было достаточно для серьезного размышления, но тут в своем вступлении А.З. Махмудова сказала о том, что Караганда изначально была городом сосланных и для сосланных. Кажется, этим она хотела сказать, что и те люди, и я, в том числе, оказались здесь не случайно, ведь не случайно когда-то Иисус произнес: «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9, 38). Вложив в уста о. Алексия прошение Иисуса: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят...», ведущая симпозиума тем самым дала понять, что размышления о прошлом должны стать не поводом к осуждению этого прошлого, а стимулом к молитве. «О. Алексий Зарицкий, - сказала Аида Забировна, - был тем, кто за свою жизнь, может быть, не одну сотню раз произнес: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят...», и сегодня, вместе со св. Иосифом, бл. о. Алексий является вторым покровителем Карагандинской епархии».
Симпозиум начался, и я довольно скоро почувствовал, что нагрузка возрастает, а поток информации расширяется на глазах. Гость из Украины, о. Андрей Михалейко, привел много данных из истории преследований Церкви в Западной Украине и также отметил, что в 40-е гг. прошлого века Греко-католическая Церковь оказалась между фашистами и коммунистами, и в этой ситуации она должна была дать свидетельство.
Первоначально Греко-католическая Церковь предполагала существовать в коммунистической России на законных основаниях, но Сталину, который видел в УГКЦ вражеского шпиона, хотелось оторвать ее от Ватикана и присоединить к Православной Церкви. Вскоре указом Сталина Греко-католическая Церковь была ликвидирована и формально присоединена к православию. Так как с этого момента любое действие греко-католиков расценивалось как незаконное, Церковь ушла в подполье и пережила все: и рукоположения в лагерном бараке между кроватями, когда литургическим облачением служило обычное пальто, и преподание таинств в перерывах между обходами караульных, и многое другое... И все это делалось не ради славы и собственного блага, а из любви к Богу.
Не скрою, что, когда я слышал об этом, на душе у меня стало плохо. Сейчас есть все условия, нет гонений, а как трудно бывает порой... И я понял, что наши проблемы вовсе не в трудностях, а в наличии или отсутствии настоящей Любви. Для загнанных в катакомбы греко-католиков приходом и епархией стала вся Украина, и хотя имена священников не произносили вслух, а службы нередко проводились в лесу, все проходило очень торжественно и красиво, и слово Божие читали полностью. Как сказал о. Андрей, во время гонений, когда не хватало подпольных священников, верующие могли ходить на исповедь и приступать к другим таинствам в римско-католической церкви, а сестры-монахини стали прекрасным мостом, соединяющим народ со священниками. Этих женщин запугивали, принуждали к сотрудничеству, но они твердо отказывались, прекрасно сознавая, чем это им грозит. Огромная ответственность легла и на плечи жен священников.
В 60-е гг. по-прежнему в подполье была разработана целая система обучения и воспитания молодых священников. Часто кандидатами были дети священнослужителей или их родственники. Некоторые учились в Каунасе либо в Риге у римо-католиков, многие занимались индивидуально, кто-то, отработав пятидневку на государство, учился только по субботам и воскресеньям. Так жила и развивалась подпольная семинария. Всю церковную утварь и облачения, естественно, прятали, и это продолжалось в течение почти полувека.
Ярким примером свидетеля веры являлся митрополит Иосиф Слипый, который, несмотря на 18 лет, проведенных в тюрьмах и лагерях, сумел сохранить прежние и создать новые церковные структуры. А сколько молитв священниками и верными было произнесено за все это время! Господь внял им и принял жертвы постов и лишений. Греко-католическая Церковь вновь была зарегистрирована в 1989 г., а уже в 1991 г. возродилась семинария.
После о. Андрея слово на симпозиуме взял о. Поликарп Марцелюк, постулатор беатификационного процесса, в докладе которого говорилось об о. Зарицком как о примере верного служителя Господня. Начало глубокой молитвенной жизни будущего священника положил его верующий отец. Это был простой крестьянин, церковный псаломщик, который первым приходил в Церковь и последним из нее уходил.
Когда о. Алексий учился в семинарии, догматика была для него не просто предметом, а страстью. Семинария всегда должна быть источником, из которого черпаются силы для возрастания в вере. По окончании обучения 23-летний Зарицкий сразу просил о рукоположении, желая поскорее стать священником.
Воспитание молодежи всегда было важнейшей задачей в Церкви. Став священником, о. Зарицкий оплачивал обучение бедных детей, чтобы те могли окончить школу, многому учил сам, тщательно готовил их к первому причастию. Он не уставал напоминать о необходимости сохранения веры, считая это самым главным в своем служении; делился едой и одеждой, отдавая последнее, умел так влиять на людей, что те искренне почитали его за родного. За 10 лет существования общины он основал детский сад, из самых способных детей организовал группы маленьких катехизаторов, создал библиотеку.
Потом был Карлаг. Лагеря Караганды всегда имели дурную славу, но именно там расцвел дар этого замечательного священника. Только тогда, когда он стал настоящим другом Иисуса, Тот удостоил его венца мученичества. В 1962 г. его снова арестовали за проживание без прописки, и он получил 3 года заключения. Но через год он сумел «освободиться досрочно», то есть умер и «получил прописку» на Долинском кладбище, а потом был перезахоронен в Украине. И чем больше я слушал о его жизни, тем больше мне казалось, что он невидимо находится где-то совсем близко, рядом со мной.
Хотя, как говорилось в докладе Людмилы Бургардт, прочитанном с. Инной, о. Алексий был «кочующим» священником, мне показалось, что где бы он ни был, он везде был дома, пусть даже ему приходилось вновь и вновь этот дом оставлять! Однажды промозглой осенней ночью в еще не просохшей, полусырой одежде он, не говоря ни слова, покинул очередной кров, когда люди, напуганные тем, что о. Алексия ищут, попросили его уйти. Получается, что наставлениям Иисуса он внимал даже в малом: не брал с собой двух одежд...
Епископ Атаназиус Шнайдер выступил с докладом, рассказывающим о письмах о. Алексия из Долинки. Вот о чем были мысли человека, который, находясь в лагерном бараке, полностью вверил себя Божьему провидению: «...обстоятельства ужасные, все в Божьих руках. Иисус, Ты даешь мне болезнь, прошу Тебя дать мне только Свою Любовь... Помоги мне умереть без греха»... (Мне снова стало стыдно за свое маловерие и малодушие: сам-то я сколько раз хныкал, жалуясь Ему и не понимая, что иго Его сладко, а бремя легко...). Епископ Атаназий сказал, что о. Алексий каждый день служил в Долинке св. Мессу, а в письмах к близким сообщал: «...Ничего не пишу о моей болезни... Болезнь – это голос Бога, призывающий к страданиям... Пусть весь мир будет Иудой, но если Иисус в нас, то мы вечно будем счастливы». После этих слов может звучать только тишина, и все сказанное о. Алексием в очередной раз становится для меня призывом довериться Господу еще сильнее.
За год до смерти в письме к отцу он пишет: «...Принимаю работу, как долг..., Сам Иисус помогал Иосифу, и я все отдаю в Его руки. Иисус – единственный Праведник, призывающий человека все сносить, взирая на Него. Всякую минуту Он тратил на то, чтобы творить добрые дела...» (на этом месте я уже не знаю, что мне делать: молиться, раскаиваться, спешить к кому-то на помощь – слова блаженного просто переполняют меня, переливаются через край...).
Епископ Иосиф Милан с Украины в дополнение к уже сказанному поделился своим опытом служения в катакомбной Греко-католической Церкви. «Истинной Церковью, сказал он, является та, которую преследуют. В период гонений она обрела бесценные дары, ибо получила необыкновенную милость, и эта милость Божья проросла в людских сердцах и дала им силы для неустанного свидетельства». «Когда я, говорил епископ Милан, впервые оказался в Риме на площади св. Петра, мне хотелось разрыдаться, снять обувь и вечно благодарить Бога за то, что я вошел в Его Церковь. Ибо быть в такой Церкви – великая милость...».
Доклад о. Збигнева Григорцевича ярче раскрыл евхаристическую духовность о. Алексия. В тех условиях, в которых тот находился, было просто невероятным, что он каждый день служил св. Мессу. Когда в 1948 г. о. Зарицкий получил срок, который отбывал в Сибири, а затем в Караганде, он, несмотря на нечеловеческие трудности, молился о своих палачах, подобно Его Учителю, и всегда продолжал служить: для греко-католиков – на родном украинском языке, для немцев и поляков – на латинском. Через несколько лет после смерти Сталина в 1956 г. он, как и многие депортированные из Западной Украины, был реабилитирован и получил разрешение вернуться на родину. Но от репатриации отказался, предпочтя относительному покою и приемлемому к себе отношению скитания и небезопасную жизнь миссионера. (Воистину, кто открывает в себе дар и счастье провозглашения, молчать уже не может... А смогу ли так я? Я еще не успеваю как следует это обдумать, а на подходе уже новая мысль: преследования всегда сплачивали христиан, а общее свидетельство их укрепляло, но как же силен Тот, Кто вечно дает им силы для того, чтобы выстоять!)
Продолжая историческую тему о положении греко-католиков после подписания в 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа, о. Василий Говера сказал, что Церковь оказалась в очень сложной ситуации, выбором в которой было только мученичество. Кровь мучеников, пролитая во времена преследований, соединялась с кровью Христа, и в своем жертвенном служении все священники стремились, прежде всего, к спасению душ. Но, чтобы не впасть в профанацию, следовало очень тщательно заботиться о материальных знаках (литургической утвари, Пресвятых Дарах, молитвенниках и проч.), которые обеспечивали бы действенность преподанных таинств. О. Василий стал зачитывать инструкцию митрополита И. Слипого «Основные правила современного душепастырства», в которой священникам предписывалось: всегда при себе иметь молитвенник, потому что в случае неожиданного ареста и отправки в лагерь самое необходимое должно быть при тебе; какими бы тяжелыми ни были обстоятельства, сохранять и прятать вещи, необходимые для таинств; быть предельно внимательными к материи, с помощью которой совершаются таинства: хлебу, воде, вину и т.д. Когда о. Василий стал подробно перечислять все условия, которые требовалось соблюдать ссыльным и подпольным священникам, в зале стало очень тихо, потому что все поняли, что такой документ может написать лишь тот, кто навсегда соединен с Ним. (Прозвучало столько замечательных слов, что я перестал ощущать пробиравший меня холод. Мне даже захотелось где-то укрыться, чтобы хорошенько обдумать услышанное, и стало казаться, что уже все, и ничего нового не предвидится. Но вновь нет, потому что зазвучал заключительный доклад А. З. Махмудовой о проблеме христианского выбора).
Завершая встречу, посвященную памяти этого необыкновенного священника, докладчик обратила всеобщее внимание на то, что о. Алексий, выбирая что-то в своей жизни, всякий раз делал этот выбор не в свою пользу. Ему было предложено сменить объявленное вне закона вероисповедание на «подзаконное», и он отказался. После реабилитации он отклонил предложение вернуться в Украину, оставшись служить ссыльнопоселенцам Сибири и Казахстана. Когда во время миссионерской поездки милиция выписала его из комнаты, он отказался от восстановления своего «конституционного права» на жилье и стал священником-скитальцем, переезжая с места на место только с паспортом в руках. В ущерб себе как человеку, он предпочел оставаться бездомным, как Человек, некогда сказавший о Себе: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8, 20). О. Алексий был бездомен, и именно поэтому всегда был у себя дома. Почему? Потому что тот, кто соединен со Христом, чувствует себя как дома везде, где бы он ни находился...
Вершиной этой встречи стала совместная Евхаристия вечером в новом кафедральном соборе и пример биритуализма, который дал своей жизнью и служением бл. о. Алексий, получил свое завершение в воскресной литургии в греко-католическом соборе.
Я благодарю всех организаторов, докладчиков и, прежде всего, Господа Бога за дар моей личной встречи с о. Алексием Зарицким во время этого симпозиума, который стал для меня днем сосредоточения. Я не только познакомился с блаженным, но он стал родным мне человеком и вновь привел меня к Иисусу в час Евхаристии. Я понял, что мне нужно жить и проповедовать, опираясь на пример бл. Алексия. Тогда я смогу всякий раз приходить ко Христу сам и приводить к Нему других так же, как о. Алексий Зарицкий привел ко Христу меня самого за время этой особенной встречи!
о. Петр Пытлованы
Карагандинская Епархия
Церковь св. Иосифа в Караганде - первый католический храм, построенный в Казахстане в период господства коммунистической идеологии. После почти 35-летней эксплуатации здание требовало капитального ремонта. И особым поводом к его началу стали торжества, связанные с освящением нового карагандинского кафедрального собора, которое совершил 9 сентября 2012 г. кардинал Анджело Содано. Накануне этого события высокий гость отслужил в старом соборе благодарственную св. Мессу за всех свидетелей веры, которые строили его и молились в нем.
Подготовка плана ремонтных работ, их расписания и последующее систематическое выполнение заняли весь 2012 г. Внешний вид храма и некоторые архитектонические решения были спроектированы польским архитектором Эльжбетой Лангер. Ниже мы приводим описание отдельных этапов ремонта.
Реконструкция крыши и фасада, замена окон и установка крестов
Важнейшие ремонтные работы в церкви св. Иосифа касались полной реконструкции крыши. При строительстве храма ее пришлось сделать низкой, чтобы здание не слишком выделялось своим внешним видом. Более высокая над хорами, она была ниже над главной частью старого собора. Кровля опускалась на две стороны от срединной линии, причем часть, покрывавшая центральный неф, отличалась углом своей наклона (ок. 45°) от почти плоского покрытия боковых нефов. Из-за такой конструкции зимой в сгибах крыши между центральным и боковыми нефами скапливался снег, впоследствии превращавшийся в лед, который во время оттепелей препятствовал оттоку талой воды, а находила себе выход между кровельным листами и протекала внутрь здания, разрушая потолок и фрески. Листы кровли не были обработаны защитным покрытием и во многих местах начинали ржаветь.
Из опасений нарушить хрупкую внутреннюю конструкцию потолка решено было разобрать только часть кровли, чтобы обнажить стены. Крыша стала значительно выше и без загибов. При этом мы сохранили ее двухуровневую форму (более высокая над хорами), а над апсидой придали ей вид полукруга. Каркас был изготовлен из деревянных балок. Для покрытия использовались коричневые листы, закрепленные фальцем, а вертикальные элементы были выполнены в кремовом цвете.
В связи с реконструкцией здания потребовалось поднять фасад над входом в церковь. Его сложили из легких пенобетонных блоков, безвозмездно переданных нам архиепархией в Астане. Кроме того, фасадная часть была украшена двумя боковыми башенками, напоминающими по стилю башни, возвышающиеся над крышой епархиального центра.
Вместо прежнего мраморного креста над входом установлен другой из нержавеющей стали: один на вершине фасада. Кроме того, был также выполнен ремонт крыльца.
Благодаря проведенным работам здание стало более походить своим внешним видом на церковь, и можно без преувеличения сказать, что теперь оно красивее.
Замеры коэффициента теплопередачи стен храма показали, что наибольшая потеря температуры происходит через стеклопакеты. Поэтому решено было заменить старые деревянные, с трудом открывавшиеся окна новыми, также деревянными, изготовленными и установленными фирмой „Flügel".
Термоизоляция внешних стен церкви
Проведенные зимой 2011/2012 гг. замеры коэффициента теплопередачи стен храма показали очень низкие термоизоляционные характеристики: были выявлены значительные потери температуры сквозь неоштукатуренные кирпичные стены, которые к тому же выглядели неэстетично, а также сквозь окна и крышу. В связи с этим отопление здания было неэффективно и обходилось чрезвычайно дорого.
Чтобы уменьшить расходы на отопление, были предприняты меры по термоизоляции всех стен церкви. Фирма Максима Арчибасова проводила эти работы с начала августа по начало декабря
2012 г. Стены были выложены пенопластом толщиной в 10 см., покрытым затем минеральной штукатуркой. Внешний слой должен был быть выполнен из раствора "Dekoral", нанесенного в двух цветах – белом и коричневом в соответствии с изначальным проектом. Но так как окна доставили лишь в ноябре, внешний коричневый слой штукатурки будет нанесен лишь в следующем году.
Консервация и роспись свода церкви
Если внешне наш храм изменился, то его внутреннее убранство мы тщательно старались сохранить. Свод церкви состоит из трех частей: полукруглой над центральным нефом (из ДСП) и прямых потолков в боковых нефах (дерево, покрытое раствором). Из-за плохого состояния крыши сквозь свод многократно протекала вода, оставляя следы на покраске и разрушая штукатурку, которая опадала во многих местах. Цвет потолка был блеклым и неравномерным, и тут и там просто была видна грязь, образовавшаяся за три десятка лет эксплуатации здания. Учитывая деликатность конструкции, мы решили просто очистить поверхность, провести ее необходимый ремонт и заново окрасить. Эти работы также были выполнены фирмой Максима Арчибасова.
Консервация фресок на своде храма и стояний крестного пути
На своде центрального нефа церкви имеется 12 фресок, на которых изображены Иисус, Мария и различные святые. Все фрески имеют форму круга и обрамлены украшениями в виде листьев. Вследствие образовавшихся загрязнений необходимо было заново нанести эти украшения и декоративные элементы в боковых нефах. Что касается фресок, то они были очищены, частично отреставрированы и в своей свежей оправе приобрели новое сияние. Художественные работы в августе и начале сентября 2012 г. выполнила художник-пластик Алеся Манукян.
Еще ранее стояния крестного пути безвозмездно обновила наша прихожанка Татьяна Владимировна Нагина.
Покрытие пола пресвитерия плитами из искусственного гранита
Пол в церкви представляет собой поверхность из шлифованного бетона – терраццо. Многие годы он был покрыт красным ковром, который загрязнился настолько, что уже не подлежал очистке и выглядел неэстетично. Бетон под ковром был залит тонким слоем раствора, окрашенного серой масляной краской. Краска во многих местах уже отклеилась, а раствор крошился. Необходим был капитальный ремонт, и мы решили выложить пол в пресвитерии плитами из искусственного гранита.
Плитами двух цветов (серого и кремового) и размером 40х40 см. был выложен весь пресвитерий и участки у боковых алтарей. Эти работы в течение сентября 2012 г. выполнила бригада Муслима Бологанова.
Брусчатка вокруг церкви
Церковь св. Иосифа можно свободно обойти со всех сторон. Часто вокруг нее проводятся процессии. Но раньше это было проблематично, так как территорию покрывал мелкий щебень, который во многих местах уже смешался с землей. Во время дождей грязь на обуви заносилась в храм и приходской дом. Кое-где образовывались лужи, перекрывавшие всю ширину прохода. Зимой невозможно было убрать снег, вследствие чего вход в здание покрывался льдом. Поэтому мы решили выложить территорию вокруг церкви тротуарной брусчаткой. Общая площадь поверхности составила 408 м2. Почва под брусчаткой была утрамбована и выровнена специальными агрегатами. Эти работы в середине сентября 2012 г. выполнило ТОО «АзияСпецТехСтрой».
Установка акустической системы в церкви
Вследствие долгого периода эксплуатации и износа акустическая система в храме функционировала неудовлетворительно. К тому же при установке в систему, по всей вероятности, вошли устройства различного типа, так что трудно было ее отрегулировать. Не хватало также гнезд для микрофонов. Вместе с акустическим оборудованием для нового собора мы приобрели необходимые устройства и для старого. Были проложены новые провода, установлено 12 громкоговорителей и 7 гнезд для микрофонов. Кроме того, закуплены новые микрофоны, в том числе один беспроводной. Нынешняя акустическая система легко регулируется в зависимости от количества людей в церкви. Оборудование, все монтажные работы и соответствующая настройка системы были выполнены в конце августа 2012 г. польской фирмой „Rduch".
Ремонт входных дверей
Следующим шагом стал ремонт входных дверей храма. Они были сделаны из дуба, но требовали полной консервации и покраски.
Заключение
В течение строительного сезона 2012 г. нам удалось провести важнейшие ремонтные работы в церкви св. Иосифа в Караганде. Это стало возможным благодаря поддержке целого ряда церковных организаций: «Renovabis» (реконструкция крыши и термоизоляция стен), Бюро помощи Церкви в Центральной и Восточной Европе Конференции католических епископов США и Конгрегации по распространению веры. Свои пожертвования на ремонт внесли также карагандинские прихожане и гости.
Мы безмерно благодарны всем за оказанную нам помощь, благодаря которой храм, в котором находятся гробницы кандидатов на беатификацию о. Владислава Буковинского и епископа Александра Хиры, предстал в новом сиянии. Надеемся, что его нынешний вид будет привлекать в него молящихся и просто посетителей, а реконструкция и термоизоляция крыши вместе с термоизоляцией стен позволят значительно снизить расходы на эксплуатацию здания.
Епископ Януш Калета
Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Евр, 13, 7
В жизни каждого человека происходят определенные события, которые что-то меняют в нем, заставляют его пересмотреть свои взгляды и убеждения. В моей жизни было много таких поворотных моментов, участие Бога в которых сомнению не подлежит. В наступивший Год веры для каждого христианина особое значение, на мой взгляд, имеют символы и личности, которые могут дать пример, образец того, как сохранять свою веру, стойкость и постоянное общение с Богом, несмотря на невзгоды и социальные беды.
Для меня, как и для других прихожан уральской церкви Пресвятой Богородицы неустанной помощи, знаковым событием стала праздничная Месса 28 октября. По удивительному стечению обстоятельств, именно в объявленный Папой Бенедиктом XVI Год веры в Уральск прибыли мощи св. Нейтуса – мученика, принявшего смерть за веру во Христа, образца мужества и стойкости, силы и воли. Мощи святого были привезены викарием прихода о. Марианом, который, в свою очередь, получил их в дар от
о. Владимира Фила, епископа словацкого г. Рожнява, где и покоятся останки св. Нейтуса.
Как поведал во время Мессы о. Мариан, св. Нейтус был мучеником первородной церкви. Живший в III-IV вв., он в возрасте 25 лет смог достичь высокой офицерской должности при римском императоре Диоклетиане. Но та эпоха ознаменовалась гонениями на ранних христиан, которые подвергались пыткам и казням. Нейтус не избежал участи многих своих собратьев, погибших в те далекие годы. Но более всего восхищает та вера в Господа, которую он не променял ни на высокие должности, ни на жизнь, ни на богатства, обещанные ему за отречение. Мощи были найдены в XIX в. и переданы Рожнявской епархии.
Прибытие в Уральск столь почитаемой святыни стало радостным событием и, конечно же, важной вехой в развитии местного католического прихода. Могу с уверенностью сказать, что на торжественной Мессе царила особая атмосфера благоговения, волнения и переживаний. Безусловно, прибытие святых мощей в Год веры – это не случайность. Каждый из нас должен не только молиться, но и быть стойким, несмотря на все невзгоды. Непосредственно прикасаясь к святым мощам, осознавая то великое испытание, через которое прошел этот человек, живший более полутора тысяч лет назад, невольно начинаешь пересматривать свое мировоззрение.
В Год веры мы должны не просто молиться, а полностью предаваться воле Господа – миссии, возложенной на каждого христианина: проповедовать, помогать, служить, милосердствовать и заботиться о ближних. Точно знаю, что свои молитвы я отныне буду посвящать не только близким и родным мне людям, приходу и тем, кто принял таинство священства.
Важно возносить молитвы ко Христу о тех, кто сегодня так нуждается в поддержке, кто проходит испытание веры, кто сеет ее семена, кто погибает и подвергается гонениям за нее, о тех, кто ищет путь к Господу, живя в регионах, пораженных разрушительными войнами или техногенными катастрофами. Как сказано в Послании к Евреям, мы должны не только чтить тех, кто наставлял нас, но и подражать их вере. Так тому и быть!
Максим
«Я увлеку ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее», (Ос 2, 14)
В 2004 г., объявленном Папой Иоанном
Павлом II Годом Евхаристии, Юстина Левандовска покинула родной г. Грыфице и приехала в монастырь Ордена клариссинок вечного поклонения в Быдгоще. Там она хотела осуществить глубочайшее стремление сердца – посвятить всю себя поклонению живому Иисусу Христу, сокрытому в Пресвятой Гостии. С первого сентября, в возрасте 19 лет, Юстина начинает свою затворническую жизнь. Это был выдающийся день, когда ее родина вспоминает цвет польской молодежи, 60 лет тому назад пролившей свою кровь во время Варшавского восстания
1944 г. Их жертва в защиту самых великих ценностей постоянно приносит плоды в стремлении современных юношей и девушек жить для Бога и ради спасения людей.
По окончании новициата в 2007 г. с. Мария Цецилия от Духа Святого и Матери Божьей Милосердия (такое имя получила Юстина в ордене) принесла первые монашеские обеты. У алтаря она, подобно Марии, сказала Иисусу свое «да». Всем казалось, что пять последующих лет подготовки, предваряющие вечные обеты, монахиня проведет в постоянном монастыре в Быдгоще. Но Иисус любит преподносить своим избранным сюрпризы. Так и случилось в жизни с. Марии Цецилии.
В ноябре 2009 г. из быдгощского монастыря клариссинок выехали на миссию четыре монахини, и самой младшей из них была именно с. Мария Цецилия. За три месяца до отъезда в Казахстан она, уже владевшая парой иностранных языков, начала изучать русский и казахский.
Участвуя в создании нового монастыря, молодая монахиня разделяла со своими сестрами по ордену радости и трудности, которых в начале работы всегда предостаточно. Это особое время в пустыне, где не только Иисус взывает к сердцу, но и приходят различного рода искушения. Например, она могла легко вернуться в материнский монастырь в Быдгоще.
Но наша героиня с радостью и энтузиазмом не только изучала русский и казахский языки, но и погружалась в духовную евхаристическо-клариссинскую миссионерскую жизнь. Казахстан является особенно необычной страной для затворнических общин. Здесь, прежде всего, ожидают от монахинь участия в катехизации прихожан и внешней пастырской деятельности. Ведь именно здесь более 70 лет искореняли любое проявление веры. С. Марию Цецилию ожидала пустыня, в которую привел ее Господь Бог... И именно здесь, в Павлодаре, она решила принести свои окончательные обеты – жить в целомудрии, бедности, послушании и папском затворе. Сейчас сестры не соблюдают полного затворничества по причине начатого строительства монастыря и сложных условий жизни. Однако, свое желание и цель – жить молитвой к Иисусу, сокрытому в белой Гостии, и, подобно Ему, быть жертвой ради людей, которые, подобно слепым, ищут Бога – они целиком сохранили.
Бог безграничен в Своей доброте. На время подготовки с. Марии Цецилии к вечным обетам Он Ему одному известными путями привел к нам о. Рышарда Матеюка (SI), который с мая месяца ежедневно служит в нашей часовне св. Мессу.
О. Рышард готовил сестру и нас к духовным упражнениям, которые предшествовали вечным обетам. Во время же самих упражнений он делал особый упор на духовное пространство нашего пребывания в Казахстане: на молитву, поклонение Святым Дарам и сохранение подлинной францисканской бедности, которая была бы ясным знаком для тех, с кем мы встречаемся.
Так как 2011/2012 г. был юбилейным годом посвящения св. Клары, нам хотелось, чтобы с. Мария Цецилия принесла свои обеты именно в день этого юбилея. Мы пригласили на это торжество архиепископа Томаша Пэту. Так как его многочисленные обязанности не позволили ему приехать 11 сентября, в день торжества св. Клары, время празднования перенесли на два дня раньше – на 9 сентября (70 годовщина мученической смерти в Освенциме монахини-кармелитки
св. Эдиты Штайн). Поскольку то был будний день, четверг, мы пригласили наших прихожан каждого лично и в письменном виде. Из Польши прибыли родители сестры.
Принесение вечных обетов состоялось во время св. Мессы после проповеди. Как уже было сказано выше, на литургии предстоял архиепископ Томаш Пэта. В богослужении приняло участие более 60 человек, в том числе пять священников: отцы-иезуиты
Иосиф Шмидтляйн, Рышард и Овсеп из Новосибирска, а также о. Збигнев из Экибастуза и о. Бонавентура, работающий в Шербактах. Приехало также шесть монахинь, несущих свое служение далеко от Павлодара. Кроме того, присутствовали наши соседи мусульмане и православные, представители строителей монастыря и одна протестантская семья. Литургическим пением в исполнении группы молодежи руководила органистка Ольга Ещенко. Торжество проходило в молитвенной атмосфере и спокойствии, удивлявшем людей, впервые пришедших в храм.
Важным событием для присутствующих стало участие в церемонии вечных обетов родителей с. Марии Цецилии, которые в начале св. Мессы уделили ей особое благословение:
Отец: «Любимая дочь. Отдавая себя Богу, сохрани верность Ему. Пусть Он ведет тебя к христианскому совершенству и сделает свидетельницей жизни, смерти и воскресения Господа нашего Иисуса Христа для мира. Благословляю Тебя на путь монашеской жизни и прошу благословения и благодати всемогущего Бога – Отца, и Сына, и Святого Духа».
Мать: «Любимая дочь. Пусть Бог будет твоим счастьем, радостью и силой. Пусть непорочная Мать бережет благодать твоего призвания. От всего сердца тебя благословляю во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Этим актом родители с. Марии Цецилии лишний раз подтвердили, сколь ценным даром является возможность отдать свое дитя Богу сначала в младенчестве в таинстве св. крещения, потом посредством религиозного воспитания и, наконец, в благословении на служение Богу неразделенным сердцем.
В уставе клариссинок вечного поклонения сказано, что наша жизнь – это свидетельство о первенстве Бога и благодати сохранения Евангелия. О словах Иисуса Христа, записанных в Евангелии, говорили: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин 6, 60). Современным людям также кажутся странными слова Библии, вечные обеты, обязывающие жить в целомудрии, бедности и послушании до самой смерти. И именно о радикальном исполнении этого обещания сестрой Марией Цецилией мы всем сердцем молились Богу: чтобы она была верна Ему превыше всего.
В конце св. Мессы монахиня на правильном и красивом русском языке от всего сердца поблагодарила всех принявших участие в св. литургии.
Следует также поблагодарить всех тех, кто помогал нам в подготовке к этому торжеству, а их было немало. Особенно большую помощь нам оказали две соседки – казашка и русская. Одна из них, православная Тамара, дала со своего огорода цветы в церковь, а другая, мусульманка Светлана, готовила с нами блюда для чаепития, которое прошло после торжества в подвале церкви. А приходская молодежь изготовила плакаты к этому празднику.
Прошедшее торжество теперь вписано золотыми буквами в историю прихода и недавно образованного монастыря клариссинок вечного поклонения в Павлодаре. Мы надеемся, что жизнь в полной самоотдаче себя Богу, пребывающему в Святых Дарах, станет неиссякаемым источником благодати не только для Павлодара, но и всего Казахстана, обогащая почву человеческих сердец, чтобы в них выросли полевые цветы для Бога.
С. Мария Бонавентура
от Матери Божьей Помощи Христианам
Архиепархия в Астане
Двадцать лет тому назад Господь Бог благословил и направил к нам в с. Чкалово о. Кшиштофа Курылловича, собравшего нас вместе. Он организовал приход свв. апостолов Петра и Павла, в который входят одиннадцать сел. Одно из них – это наша Ильичевка.
Мы, прихожане, помним Вас, о. Кшиштоф, и благодарим за то, что Вы научили нас жить в Господе и не бояться идти за Ним.
Сейчас с нами работают священники о. Павел и о. Мартин. Они всегда находятся среди верующих и не позволяют себе расслабляться, доступно свидетельствуя нам об Иисусе, Марии, Святом Духе, о всесильном и всевидящем Творце неба и земли.
Мы все очень любим с. Паскалию за ее трудолюбие. У нее нет слова «не могу», а есть слово «должна». Она как бы работает под девизом: «Быть верной служению Христу». С. Паскалия – образец доброты и милосердия. Мы хотим всем им выразить благодарность за их улыбку, терпение, заботу и внимание к нам.
Несмотря на суровый климат, они всегда в стужу, мороз и слякоть приезжают к нам на богослужение, вселяя в наши сердца веру в Бога.
Наше село находится от Чкалово на расстоянии 18 км. Верующих собирается немного, но среди них есть люди преклонного возраста. Мы часто обращаемся к Елене Чернявской с вопросами. Если бы вы видели, с какой ответственностью и любовью она беседует с нами. Очень педагогично подошел к нам о. Павел, который собрал нас на литургию слова. Теперь мы встречаемся каждое воскресенье. Умело руководит нами Людмила Куржей.
Она всегда говорит: «Без молитвы нельзя полюбить жизнь». В начале сентября самые юные наши прихожане Ирина и Екатерина приняли первое причастие из рук о. Павла. Мы все пожелали им здоровья и успехов в учебе, и пусть опорой им в жизни будут вера, надежда и любовь.
Мы, прихожане с. Ильичевка, верим, что только вера в Бога поможет нам обрести покой.
Теофилия Михайловна Цильке
от имени всех верующих
с. Ильичевка
День всех святых, ежегодно празднуемый Католической Церковью 1 ноября, согласно Откровению Иоанна Богослова (7, 9-14), собирает вокруг престола Божьего людей всех народов, поколений и языков, которые, славя Бога и Агнца, держат в своих руках пальмовые ветви – символ вечной жизни как высшей награды для человека. Собор святых – великое торжество, которое все мы исповедуем в Символе веры, произнося: «Верую в общение святых, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную». Тем самым мы признаем реальную связь, которая существует между небесной и земной Церковью: между теми, кто уже достиг славы с Богом, и всеми нами, кто пока еще находится на пути к вечности.
Однако в этот день к небесному ликованию присоединяют свои голоса не только те, чьи лики украшают церковные алтари, а имена золотыми буквами вписаны в историю Церкви. Конституция «Свет народам» («Lumen gentium») указывает, что в сонме святых пребывают все, кто еще на земле стяжал святость «при различных образах жизни и занятиях», а именно был движим Духом Божиим, послушен голосу Отца и следовал за Христом, неся свой крест (LG, 41).
Откровение не случайно говорит о людях разных поколений, т.е. разных возрастов, потому что в глазах Отца слава апостолов, обращавших в христианство целые народы, во всей своей полноте равна славе тех, кто прожил недолгую и неприметную для многих жизнь без ослепительных подвигов, но в исполнении Его заповедей. Наш рассказ именно о таком человеке: о пятилетнем мальчике Пете Шмидтляйне (1967-1973 гг.).
Он родился 16 апреля 1967 г. в многодетной немецкой семье Петра и Серафимы Шмидтляйн. Его крестными родителями стали ссыльный униатский епископ о. Александр Хира и с. Клара Риттер, имена которых сегодня хорошо известны католикам в Казахстане и за его пределами. Как самый младший в семье, Петя был всеобщим любимцем. Братья и сестры с удовольствием возились с ним, потому что малыш всегда и во всем участвовал на равных, будь то детские шалости или занятия по подготовке к причастию. Шмидтляйны жили в Сарани, и в их доме была особая комната, отведенная под часовню, где вся семья молилась и где хранились Пресвятые Дары. А по воскресеньям и в праздничные дни в эту домашнюю часовню приходили верующие для общей молитвы, приезжали священники служить литургию и уделять таинства верующим.
Катехизация детей также проходила у Шмидтляйнов. Пете еще довелось слушать с. Гертруду Детцель, которая, несмотря на болезнь и преклонный возраст, продолжала готовить детей к причастию. В августе 1971 г. она умерла, и 4-летний мальчик вместе со всеми поехал в Майкудук, чтобы попрощаться с ней. Всю обратную дорогу он был очень задумчив, а однажды, когда мама перед сном поправляла ему постель, вдруг сказал: «Мама, когда я умру, положите мне розарий так, как у тети Гертруды».
Вскоре Петя заболел. Всегда очень веселый и подвижный, он стал вялым, быстро уставал и уходил полежать. В детской поликлинике Сарани его долгое время пытались лечить, но безрезультатно. В конце концов, мальчика направили в областную больницу Караганды и положили вместе с мамой, чему Петя был очень рад. Вскоре маму пригласили на разговор с врачами, которые и сообщили ей о диагнозе сына. У Пети обнаружили опухоль мозжечка, но, чтобы исключить ошибку, его анализы и снимки отправили в алма-атинский республиканский центр на подтверждение.
Диагноз подтвердился, но делать операцию врачи не советовали, прогнозируя очень большой риск и очень малые (всего 5-10%) шансы на благополучный исход. Кроме того, ко всем прежним недомоганиям добавилось еще одно: нарушилась координация движений, и врачи запретили Пете ходить. Одновременно стали усиливаться головные боли, смягчить которые могли только сильные обезболивающие препараты. Петиному отцу, приехавшему забирать жену с сыном из больницы, врачи порекомендовали оставить мальчика, сухо объяснив, что в домашних условиях с болезнью справиться нельзя, потому что такие больные испытывают невыносимые боли. Но, поговорив с врачами, отец собрал Петины вещи, взял сына на руки и понес к выходу. При этом провожавшая его врач обреченно произнесла: «Все равно вы через три дня привезете его обратно. Больше вам не выдержать».
В этот день (16 декабря 1971 г.), когда родители вернулись с Петей из больницы, их встретила приехавшая к ним в гости давняя знакомая из Майкудука Эмма Бельман. Она была не одна, а вместе со священником, который только что освободился из политзаключения. Это был о. Антоний Шешкявичус. Увидев Петю и узнав о его болезни,
о. Антоний поговорил с ним на религиозные темы, и, уделив мальчику полагающееся в таких случаях таинство елеопомазания, дал ему и первое святое причастие. Свое решение он объяснил тем, что, несмотря на свой малый возраст и тяжелую болезнь, ребенок прекрасно владеет основами веры и четко осознает смысл и назначение
причастия.
О. Антоний разрешил причащать Петю ежедневно, чему тот был необыкновенно рад. Слова покойной с. Гертруды о том, что во время Евхаристии мы принимаем Иисуса в свое сердце, всякий раз ликующим эхом отзывались в душе мальчика, который теперь каждый день готовился к пришествию Иисуса, с утра не кушал и терпеливо ждал причастия. Это ежедневное ожидание Петей самого дорогого и любимого Гостя заслоняло его страдания и помогало жить с неизлечимой болезнью. Головные боли то утихали, то возвращались с новой силой. Снять их невыносимую остроту помогали только лекарства и глиняные компрессы, и Шмидтляйн-старший регулярно ходил за новой порцией глины на ближайший карьер. Отцовский долг и ответственность никогда не были для этого человека тяжкой повинностью, но призванием. Как-то в буранный зимний день Пете захотелось яблок, которые он очень любил. Поблизости купить было негде, автобусы из-за непогоды не ходили, и тогда отец пошел пешком на рынок в Михайловку (17 км от дома), чтобы купить Пете фруктов.
В один из дней к Шмидтляйнам приехал Петин крестный – о. Александр Хира, который бывал у них дома чаще других, неся ответственность за их домашнюю часовню и находившиеся там Пресвятые Дары. Петр и Серафима рассказали ему о том, что о. Антоний дал Пете причастие и разрешил причащать его ежедневно, на что епископ Хира сурово возразил, что детей в этом возрасте причащать нельзя, так как ребенок, которому всего четыре с половиной года, еще не понимает смысла таинства.
Когда на следующее утро он уехал, ничего не подозревающий Петя, как обычно, собирался принять причастие, но ему сказали, что теперь он не сможет причащаться, так как о. Александр считает его слишком маленьким. Мальчик тут же расплакался и отказался кушать, сказав, что ему очень нужно сначала принять Иисуса. Потребовалось много уговоров и объяснений, на которые расстроенный ребенок никак не реагировал. Тогда, отложив все дела, бабушка поехала в Майкудук к епископу Александру, чтобы объяснить ситуацию. Услышав ее рассказ, удивленный о. Хира ответил, что если ребенок так глубоко вникает в смысл таинства и жаждет Тела Христа, то святое причастие следует дать. При первой же возможности он сам приехал в Сарань, чтобы поговорить со своим крестником. После беседы с Петей о. Хира сказал: «Этот мальчик, действительно, все понимает. Он знает, Кого принимает в святом причастии, знает главные истины веры и поэтому вполне может причащаться».
Наступил февраль 1972 г. В гости к Шмидтляйнам, как обычно, заехала Эмма Бельман. Перекинувшись парой слов с хозяйкой дома, она зашла в комнату к Пете и села рядом поговорить. Потом тетя Эмма достала из сумки большое красное яблоко, и, подавая мальчику, сказала, что оно не только красивое, но и очень вкусное. Он улыбнулся, поблагодарил и протянул за яблоком руку, но совсем не в ту сторону, с которой держала яблоко тетя Эмма... От внезапной догадки у нее ком подкатил к горлу – мальчик ничего не видит! Она молча вложила яблоко в Петину руку, поправила ему подушку и с проступившими на глазах слезами тихо вышла из комнаты.
Все домашние были поражены: никто и не догадывался, что Петя ослеп, потому что сам он никогда не жаловался, а всех входящих легко узнавал по голосам. На мамин вопрос, почему он ничего никому не сказал, мальчик только вздохнул: «Просто чтобы вас не огорчать».
Чтобы сообщить о слепоте сына врачам, Шмидтляйн-старший снова поехал в карагандинскую больницу. Едва он зашел в ординаторскую, как врач Пети тут же шагнула ему навстречу: «Что? Умер»? «Нет, качнул головой отец и глухо добавил: Но он ослеп». Врач отвела взгляд в сторону: «Тогда крепитесь. Еще год он проживет».
Летом 1972 г. Валентина Детцель готовила дома у Шмидтляйнов группу детей к первому причастию. Петя неизменно присутствовал на этих занятиях вместе со всеми. Специально для него папа смастерил коляску, и в ней братья и сестры возили его на катехизацию. Среди всех детей, которым было по 7 лет и больше, пятилетний Петя был самым младшим. Но когда Валентина задавала вопросы, и старшие медлили с ответом, Петя тянул руку и просил: «Спросите у меня», отвечая при этом очень точно и правильно.
Всякий раз, когда наступало облегчение, мальчик шутил, рассказывал забавные истории и сам заразительно смеялся. Утром и вечером он обязательно молился к Матери Божьей и любил петь религиозные песни. Его любимыми были песня к Пресвятой Деве „Es blüht der Blume eine" («Расцветает цветок») и евхаристический напев „Beim letzten Abendmale" («На Тайной вечере»), первой и последней строчкой которого было: „Gab sich zum Opfer hin" («Иисус принес Себя в жертву»). И не случайно он снова и снова просил тетю Регину, которая всегда запевала во время молитв, еще раз спеть эту песню для него. Жертва была для него не отвлеченным понятием, но исполненным глубокого смысла участием в страданиях Того, Кого он всегда любил и ждал. Свое «подражание Христу» мальчик исполнял уже тем, что никогда не плакал и не жаловался на болезнь и страдания. Всякий раз, когда он чувствовал нарастающую, как волна, боль, он лишь негромко просил дать ему лекарство или сделать компресс.
Петя всегда с удовольствием говорил о Боге и часто напоминал всем остальным детям о Его присутствии. Дома были настенные часы со звоном, висевшие в соседней комнате, рядом с той, в которой лежал Петя. Когда часы пробивали очередной час, он спрашивал у того, кто был с ним рядом, потому что его никогда не оставляли одного: „Wie muss man sagen wenn die Uhr schlägt"? («Что нужно сказать, когда бьют часы»?) И если старший брат или сестра не могли вспомнить нужные слова, он, очень довольный, тоном тети Гертруды произносил: „Liebster Jesu bleib bei mir, diese Stunde weih ich Dir" («Дорогой Иисус, пребудь со мной, этот час я посвящаю Тебе».)
Петя умер 5 февраля 1973 г. Все время, пока он болел, его бабушка часто разговаривала с ним о смерти и том, что нас ожидает после нее. Как-то она его спросила: «Петя, а сам ты чего хочешь? Выздороветь или пойти на небо к Матери Божьей, к ангелам и тете Гертруде»? Мальчик на минутку задумался, а потом, разулыбавшись, произнес: «Нет, я хочу на небо к Матери Божьей и тете Гертруде». Детям постарше это было очень трудно принять. Одна из сестер Пети (ныне с. Мария, SJE) вспоминает, что ей в то время это казалось несправедливым. «Бабушка, возражала она, ведь намного лучше, если Петя не умрет, а выздоровеет и будет жить с нами». Но бабушка всегда учила: «Господу нельзя ставить условия. Он лучше знает, что для нас хорошо. Мы должны молиться о том, чтобы исполнилась не наша воля, но Его».
Воля Божья исполнилась, и Петя Шмидтляйн ушел в вечность. Если приступить к его жизни с земными мерками, то покажется, что отмерять как будто бы нечего. Крестные родители Пети – о. Александр Хира и с. Клара Риттер – намного пережили своего крестника и, покинув этот мир в преклонном возрасте, успели совершить несравненно больше. Христова Церковь Караганды доныне живет плодами их трудов, и тысячи людей сегодня являются свидетелями их исполненной страданий жизни. Начат беатификационный процесс первой Петиной наставницы в вере – с. Гертруды, которую Александр Хира часто называл «ангелом в человеческом обличьи», и процесс беатификации самого о. Александра. Надеемся, что оба процесса завершатся успешно, и почитание, воздаваемое этим людям на земле, отразит правду их присутствия на соборе святых в праздник 1 ноября. В отличие от них процесс беатификации Пети Шмидтляйна не начнется никогда. Но мы почему-то уверены, что в праздник торжества Всех святых Петя приблизится к Престолу Агнца не с пустыми руками, но крепко сжимая в своих детских ладошках никогда не увядающую и вечно зеленеющую пальмовую ветвь.
Аида Махмудова