Римско-католическая Церковь вносит неоценимый вклад в органную культуру Казахстана – жизненную и духовную среду, в которой должна существовать органная музыка. Развитие органной культуры тесно связано с наличием органов. Всего (в период с 1967 по 2010 гг.) в Казахстане было установлено 3 больших концертных, 3 маленьких учебных (в Алматы и Астане) и 5 церковных органов (в Караганды, Кокшетау и Актобе), которые рассмотрим подробнее. Создатели этих инструментов всегда стремились наделить свое творение неповторимым фасадом и индивидуальным звучанием, величиной и конструкцией, концепцией и прикладным назначением. Пневматические органы, как и люди, имеют свой жизненный путь, дышат и нуждаются в воздухе, заботе и внимании. Главным предназначением церковных органов является музыкальное сопровождение богослужений и религиозных праздников.
В декабре 2000 г. в Караганды, в первом казахстанском монастыре босых кармелиток на первой св. Мессе в праздник непорочного зачатия впервые зазвучал маленький пневматический орган немецкой фирмы «Walcker». Он – одномануальный (то есть с одной клавиатурой), с педалью и шестью регистрами. Предположительно этот орган произведен в первой половине ХХ в. (документы о его строительстве были утеряны) и передан в дар из католической общины г. Эссен (Германия) при содействии сестры Илии для сопровождения богослужений. Монтаж органа осуществила сестра Кармеля Коновалова, закончившая в 1994 г. консерваторию им. Курмангазы в Алматы по классу органа. Несмотря на свои небольшие размеры, этот инструмент очень благозвучен в акустике монастырской часовни, выполняя свою исторически сложившуюся религиозную миссию.
К сожалению, пока не удалось найти документы, рассказывающие об истории органа карагандинского римско-католического храма св. Иосифа. Известно лишь его литовское происхождение и ряд характеристик: пневматический, с двумя мануалами и педалью, 18 регистрами и рядом копуляций (устройств, позволяющих объединять действия клавиатур). В настоящее время он находится в неудовлетворительном состоянии, требующем ремонта. В связи с отсутствием органных мастеров решение этой проблемы – дело непростое, но не терпящее отлагательств.
Орган польской фирмы „Ludwik Saganowski" (г. Познань), установленный в римско-католической церкви св. Антония Падуанского в г. Кокшетау, построен в 1948 г. и является подарком настоятеля прихода св. Станислава Костки о. Гжегожа Бальцерека из г. Познань (Польша). Благодаря содействию Януша Яскульского разобранный инструмент в Кокшетау привез Богуслав Гура. Монтаж был осуществлен в июне 1999 г. Станиславом Черневским и двумя его сыновьями. Этот орган пневматический, состоит из 2 мануалов и педали, 14 регистров. Его фасад очень прост: он представляет собой открытый ряд труб. Меха, нагнетающие в них воздух, вынесены за пределы корпуса инструмента.
Жизнь органа в храме св. Антония связана не только с богослужениями. Так, например, с 27 марта по 1 апреля 2000 г. здесь проходил фестиваль музыки И. С. Баха при поддержке посольства ФРГ и общества по техническому сотрудничеству (ГТЦ), областного общества немцев «Видергебурт», аппарата акима Акмолинской области, областного управления культуры, областного управления образования, комитета информации и общественного согласия. В рамках этого фестиваля проходили концерты клавирной, вокально-хоровой, духовой и баянной музыки солистов областной филармонии, кокшетауского музыкального колледжа им. Биржана, университета им. Ш. Уалиханова, Детской музыкальной школы; тогда же состоялся концерт органной музыки заслуженного артиста Республики Казахстан Габита Несипбаева.
К сожалению, долгое время у этого органа не было надлежащего ухода и настройки. В 2012 г. осуществилась его долгожданная реставрация специалистами фирмы «Органум» Томашем Нагальским и Войчехом Гепнером из Варшавы (Польша). Они провели демонтаж и очистку инструмента, заменили старые меха и электрический вентилятор новыми, работающими менее шумно. Также было поставлено новое оборудование для управления двигателем вентилятора, снабженного специальными датчиками и предохранителями, регулирующими подачу воздуха в трубы. Кроме того, была проведена работа по реставрации пульта управления, отрегулированы мануалы, трубы отремонтированы и покрыты специальной эмалью. По окончании такой большой работы была проведена тщательная настройка инструмента. 7 октября 2012 г., к 20-летию церкви св. Антония, обновленный орган торжественно звучал на праздничной Мессе и концерте, на котором Габит Несипбаев представил музыку И. С. Баха как пятое Евангелие, приоткрывающее Тайну триединого Бога.
В конце 80-хх гг. свой орган появился и в Актобе. Данный инструмент был привезен сюда из Прибалтики.
Самый большой церковный орган в Казахстане установлен в новом величественном соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов. Инструмент построен на пожертвования прихожан католической церкви австрийской фирмой «Pflüger Orgelbau GmbH», для которой это первый крупный заказ в Центральной Азии. Основатель фирмы Мартин Пфлюгер передал свое дело Бернарду, приехавшему в мае 2010 г. в Караганды устанавливать и настраивать новый инструмент. Данный орган двухмануальный, в нем 32 регистра. Он выполнен из 2132 труб, состоящих из специальных сплавов. Бернард утверждает, что их творение создано из современных материалов, имеющих длительный срок службы, что гарантирует долголетие и надежность в эксплуатации. Диспозиция данного органа (комплекс регистров и устройств) позволяет исполнять музыку различных стилей и направлений. В сентябре 2012 г., на освящении собора, здесь состоялся первый концерт органной музыки. Нельзя не отметить прекрасную акустику храма, в которой орган звучит во всем своем великолепии и тембровом многообразии.
Наряду с пневматическими органами в римско-католических церквях Казахстана функционируют электроорганы. Они не имеют труб, менее прихотливы, не требуют настройки и не зависят от климатических показателей. Например, в кафедральном соборе Матери Божией Неустанной Помощи в Астане был установлен электроорган, в 2001 г. звучавший на св. Мессе с участием Папы Римского Иоанна Павла II во время его визита в Казахстан.
Орган – древний, изначально церковный и литургический инструмент, в настоящее время перестал принадлежать только богослужению. По велению времени он часто звучит и как концертный солирующий музыкальный инструмент. Стали доброй традицией ежегодные рождественские и пасхальные концерты органной музыки в римско-католических храмах, где не только профессиональные, но и начинающие музыканты дарят свое музыкальное приношение многочисленным благодарным слушателям. Органная музыка помогает людям найти душевное равновесие и путь к Богу.
Лариса Латышова
Органист, пианист,
лауреат международных
конкурсов,
доцент Казахского национального университета искусств
«День 7 ноября – красный день календаря...». Наверное, многие из старшего поколения помнят это детское стихотворение. Ведь на протяжении долгих лет эта дата была праздником для всей страны.
В нынешнем году 7 ноября стал праздником и в нашей семинарии. В этот день два семинариста торжественно облачились в духовные одежды – сутаны. Данному событию предшествовали духовные упражнения, которые для нас провел настоятель прихода св. Иосифа в г. Макинск о. Иосиф Ставарский. Он в простых, но очень глубоких словах напомнил нам о тех истинах, которые, вроде бы, общеизвестны, но мы очень часто просто их не сознаем: Бог видит, время идет, смерть приходит, вечность ждет.
А по завершении духовных упражнений, утром седьмого ноября, на Мессе, которую служили митрополит Томаш Пэта и епископы Хосе Луис Мумбиела Сьерра и Януш Калета вместе с отцами-воспитателями нашей семинарии и о. Иосифом, два семинариста, Даугела Виталиус и Подгородецкий Олег, приняли облачение в сутаны.
От имени всей семинарской общины от всей души благодарим Вас за Вашу ежедневную молитву в единстве с обществом о. Владислава Буковинского, а также за молитвы, возносимые Богу за нас. В свою очередь заверяем Вас в своей молитве во время Мессы, празднующейся каждый первый четверг месяца.
МВДС Марии – Матери Церкви
8 декабря 2012 г., в день торжества Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в кафедральном соборе Карагандинской епархии, посвященном Деве Марии Фатимской – Матери всех народов, состоялось рукоположение в сан диакона Александра Фуша, выпускника Межъепархиальной высшей духовной семинарии Марии – Матери Церкви в г. Караганда.
Он родился 9 февраля 1988 г. в Восточно-Казахстанской области в г. Шар. Его родители, Александр и Надежда, крестили сына 4 сентября 1994 г. в приходе св. архангела Михаила, настоятель которого о. Антон Бергер и совершил обряд. А 23 августа 2001 г. мальчик приступил к таинству миропомазания, которое уделил ему апостольский администратор Казахстана епископ Ян Павел Ленга.
По окончании средней школы Александр почувствовал призвание к священству и поступил в Межъепархиальную высшую духовную семинарию Марии – Матери Церкви в г. Караганда. Внутреннее открытие верующим своего призвания – это переживание посредством благодати веры живого опыта общения с Богом, которое не замыкается лишь только в «субъективной» или чисто приватной сфере, когда человек сосредотачивается лишь на своих внутренних переживаниях и на личных отношениях с Творцом, абстрагируясь от окружающего его общества. Оно является полным открытием себя на нужды христианской общины, а также на всех других, кого любит Бог и кто нуждается в том, чтобы ощутить Его любовь. Вот что составляет внутреннюю сторону священства, из которой проистекает его особая сила, порой необъяснимым образом сияющая в жизни святых свидетелей веры. Пример их жизни с Господом является драгоценным даром для всей Церкви, и во многих людях, даже не принадлежащих к ней, вызывает глубокое чувство уважения и восхищения, а также искреннее желание последовать ему.
Что же касается взгляда Церкви и ее Учительства на призвание к священству, то нужно сказать, что в Римско-католической Церкви есть два способа участия в едином священстве Иисуса Христа: общее священство верных Христу мирян и служебное иерархическое священство.
Католическая Церковь признает две степени участия служебного священства в священстве Христа: епископский и пресвитерский чин. Диаконат же, относящийся и находящийся на нижней ступени церковной иерархии, не является служебным священством, но, тем не менее, представляет собой особое служение, состоящее в помощи епископу и священникам. Эта помощь особым образом проявляется во время совершения божественных тайн, особенно Евхаристии. Диакон преподает ее в виде причастия, а также хранит Святые Дары, торжественно совершает крещение, ассистирует при совершении брака и благословляет его, преподает святое напутствие умирающим, возвещает и проповедует Евангелие, предстоит на поклонении и молитвах верных, руководит отпеванием и похоронами, совершает литургию часов за весь народ Божий, посвящает себя различным делам милосердия. Поэтому, хотя слово «священник» можно отнести только к епископскому и священническому чину, тем не менее, согласно Церковной традиции и учительству Церкви, степень служения (диаконство) также должна быть даровано таинством, называемым рукоположением, т.е. таинством священства. Его уделяет епископ, имеющий полноту священства. Оно уже отмечает диакона неизгладимой печатью, уподобляющей Христу, сделавшему Себя «диаконом», т.е. слугой всех.
К принятию диаконского сана кандидат готовился молитвой в молчании, уделяя, по крайней мере, пять дней духовным упражнениям. Кроме того, ему необходима молитвенная поддержка всей церковной общины Карагандинской епархии во главе с епископом Янушем Калетой и особенно духовной семинарии, где он воспитывался. И, конечно же, свои прошения в его интенциях возносит Общество им. раба Божьего о. Владислава Буковинского.
Но молитвенная помощь не должна прекращаться с принятием кандидатом благодати рукоположения и столь высоких церковных обязанностей и полномочий. Ответ на призвание Иисуса Христа «Следуй за мною», особенно в Год веры, необходимо давать непрестанно всем своим существом, всей полнотой своей жизни с глубоким осознанием и признанием присутствия сверхъестественного посвящения себя через Христа Богу при помощи Его божественной благости. Поэтому все верные Христу должны непрестанно молиться за диакона, а затем, если даст Бог, священника, чтобы тот возрастал в принятой им благодати и с легкостью и радостью исполнял данные ему полномочия и миссию, противостоя силам тьмы, желающим падения и осквернения наилучшего.
От лица семинарии призываем вас молиться об Александре и благодарим за ваши принесенные Богу молитвы и жертвы. Ибо хотя самый главный плод христианской жизни – святость, тем не менее, присутствие духовной иерархии и церковных структур – это всегда видимый знак развития Царствия Божьего на земле, твердая его гарантия и драгоценный «залог веры» такового в будущем до полного Его свершения.
Семинарист Руслан Мурсаитов
Каждый человек живет знаниями, полученными с опытом. Ведь опыт - это момент, в котором случившееся проявляет себя как знание того, что осуществилось или произошло.
Например, не дает ли нам опыт нашей собственной ежедневной жизни знание о нашем рождении? Или не приводит ли нас опыт какого-либо заболевания к приблизительному знанию о смерти? Ведь каждая болезнь является началом смерти.
Весь человек, его чувствительность, воля и его интеллект входят в сферу опыта. И все-таки человек, какие бы знания он ни приобрел посредством своего опыта, остается тайной творения, поскольку является соединением в одном и том же бытии природной необходимости и свободы. Этот факт нельзя объяснить человеческим разумом.
Именно благодаря опыту, безусловно, каждый человек чувствует нужду в объяснении того, чем являются рождение, смерть, страсти, счастье и т.д.
Св. Павел был человеком многоопытным, но самым важным и ключевым опытом его жизни был опыт его неожиданной встречи с воскресшим Христом на пути в Дамаск. Этот опыт привел его к новому знанию, которое он ценил превыше всего и ради которого был готов потерять все, что до тех пор считал преимуществом: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил 3, 7-8).
Используя слова «потеря» и «приобретение», св. Павел нам сообщает о том, что в нем произошла полная перемена. С этого момента он предпочитает только то, что является самым важным, благодаря его новому знанию.
Его знание Христа Иисуса - не просто интеллектуально знание, а превосходит его. Ведь можно все знать о Христе и не знать Христа. Поэтому это знание касается не только разума, но и принадлежности. Павел признает, что Христос стал его Господом, и с этого момента он полностью принадлежит Ему, и никто, ничто и никогда не сможет больше лишить его Божьей любви во Христе Иисусе: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 38-39).
Познание Иисуса Христа со стороны Павла действует таким образом, что он все предшествующие ценности своей прошлой жизни считает относительными и полностью готов к тому, чтобы от всего отказаться и не просто отказаться, а лишиться всего, что не является Христом.
Греческое слово «скибала» обозначает мусор и также экскременты. В любом случае оно означает то, что нужно отвергнуть бесповоротно.
Св. Павел интерпретирует и объясняет свою встречу с воскресшим Христом как призвание. Он стал апостолом всех народов и это миссию получил непосредственно от Христа.
В списке пережитого опыта у св. Павла присутствует даже опыт смерти: «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (1 Кор 15, 31).
Но благодаря его принадлежности Христу этот опыт смерти приобретает у него характер победы: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (2 Кор 15, 54).
И в другом месте мы читаем: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор 15, 55-56).
Итак, св. Павел может в силу своей веры во Христа воскресшего с уверенностью сказать: «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп 1, 21).
Эти слова св. Павла служат также доказательством того, что благодаря новому познанию воскресшего Христа он достиг познания и смысла жизни.
Он познал, что «никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем всегда Господни» (Рим 14, 7-8).
Лея Зорванова
Подходит к концу 2012 год, и мы не можем не вспомнить скорбных событий, круглая годовщина которых приходится на этот год. 90 лет тому назад из Петрограда выплывали так называемые «Философские пароходы», уносившие на своих палубах около двухсот семей российской интеллигенции вдаль от своей любимой Родины. «Философский пароход» это символическое название выдворения за границу в качестве замены смертной казни для тех, кто активно выступал против советской власти. В действительности, на этих пароходах были люди, которым не безразлична была судьба России. Они задумывались над всем, что в то время происходило в жизни их народа, пытались понять, в чем были причины столь многих его страданий, и активно старались помочь ему. За все свои старания они поплатились тем, что оказались ненужными своей стране и были выброшены в насильственную эмиграцию. Они мечтали вернуться на свою Родину, но для большинства из них этому не суждено было осуществиться.
Как говорит символическое название этих событий, на палубе «философского парохода» оказались семьи великих русских мыслителей, философов, ученых... Оказавшись в эмиграции, они не перестали переживать за судьбу своего народа, что выражалось в трудах, которые ими там издавались. И хоть в Россию многие из них так и не вернулись, их гениальные книги и статьи все-таки достигали своего народа, поддерживая его надежду.
Одним из тех несчастных пассажиров «философского парохода», которому хочется воздать дань памяти, был Семен Людвигович Франк. Прот. В. В. Зеньковский (также оказавшийся в эмиграции) на страницах своей «Истории русской философии» называет С. Л.Франка самым выдающимся русским философом, а его систему – самым значительным и глубоким, что мы находим в ее развитии.
Родившийся и воспитанный в еврейской семье в Москве Семен Франк испытал в своей жизни красоту и лишения «поиска истины». Его личная жизнь была постоянным поиском. В поиске счастья русского народа в студенческие годы он увлекся марксизмом. В том же искреннем поиске он увидел несостоятельность этой системы, начиная разрабатывать свою собственную в рамках традиционных и современных направлений философии, а также в рамках русской традиции. Он искренне обратился в православную веру. За свои убеждения был выдворен из России. Будучи евреем по происхождению, он и в Европе вынужден был скитаться в тревожном поиске безопасного места для жизни своей семьи.
Этот поиск выразился и в его учении. Как многие великие философы, сначала он искал правильный путь познания этого мира. Идя по этому пути, наш мыслитель искал правды о человеке, о его душе, правды о человеческой личности. Он заметил, как каждая личность в жизненном поиске обращается к миру с надеждой найти в нем что-то родное. От действительности мира человек обращается к другому человеку, и именно в человеческой личности другого он находит родное пристанище для своей души. Хотя другой человек порой представляет собой опасность, но, преодолев страх, можно открыть ему свою душу в тайне личностной любви. Но даже и другой человек не сможет до конца стать вечным родным прибежищем души нашей, ведь он сам находится в подобных поисках. Поэтому душа наша продолжает искать. Франк показывает огромную ценность семьи и общества для жизни человека, которые являются особыми слоями бытия, служащими личности, но в то же самое время имеющими свою особую ценность. Но и общество не останется в его учении последней основой бытия и жизни человека. Смысл своей жизни человек найдет лишь в Боге, найдя Господа в самом таинственном слое бытия своей души, своей любви к другому человеку и обществу. Только лишь восприняв свою Богочеловечность, найдя Бога в глубине своей души и жизни, человек найдет настоящий смысл своей жизни и силы, чтобы прожить ее правильно.
Семен Людвигович не только учил этому, в своей нелегкой жизни, он старался таким образом жить.
Свящ. Евгений Зинковский
Бог идет навстречу человеку
Природным разумом человек может определенно познать Бога по Его творениям. Но существует другой порядок знания, которого человек совершенно не способен достичь своими собственными силами — это Божественное Откровение. Своим свободным решением Бог открывает и отдает Себя человеку. Он делает это, открывая Свою Тайну, Свой благой Замысел, предвечно задуманный Им во Христе ради всех людей. Он открывает Свой Замысел во всей полноте его, посылая Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого.
Из любви Бог открыл и даровал Себя человеку. Таким образом, Он дает окончательный и полный ответ на вопросы о сути и цели жизни, которые человек задает себе. 68
Бог открыл Себя человеку, постепенно сообщая ему Свою тайну словами и действиями. 69
Помимо свидетельства о Себе, которое Бог дает Своими творениями, Он явился Сам нашим прародителям. Он говорил с ними, и, после падения их, обещал им спасение и предложил им завет с Ним. 70
Бог заключил с Ноем вечный завет между Собою и всеми живыми существами. Завет этот будет длиться, пока существует мир. 71
Бог избрал Авраама и заключил завет с ним и его потомками. Из этого потомства Он образовал Свой народ и открыл ему через Моисея Свой Закон. Через пророков Он подготовил его к принятию спасения, предназначенного всему человечеству. 72
Что говорят документы?
«Христианское домостроительство, будучи Новым и окончательным Заветом, никогда не кончится, и не надо ожидать, стало быть, никакого нового всеобщего откровения вплоть до пришествия во Славе Господа нашего Иисуса Христа»
Энциклика Пия XII
«Dei Verbum», 4
На связи святые!
«Поскольку Он дал нам Своего Сына, Который есть единственное и исключительное Слово Его, Он разом все сказал нам в единственном Слове и ничего более пространного не имеет сказать... Ибо все, что Он частично говорил пророкам, Он теперь сказал нам полностью в Нем, дав нам всего Его - Своего Сына. Вот почему тот, кто хотел бы вопросить Бога сегодня или пожелал бы получить от Него видение или откровение, не только совершил бы безумие, но оскорбил бы Его, не направив взор свой на Христа и ища чего-то другого или нового».
Св. Иоанн Креста, «Восхождение на гору Кармил», 2, 22.
Слава Иисусу Христу!
Сейчас люди уже привыкли думать, что в современном мире торжествуют зло и бездушие. Судя по тому, что мы видим и слышим по телевидению, действительно может показаться, что мир катится в бездну. А, самое главное, возникает страх от того, что в случае чего помощи ждать вроде бы и неоткуда. И как же приятно вдруг разувериться в этой мысли.
Моя история похожа на многие другие, но, наверное, не всем повезло так, как мне и моим детям. Так получилось, что мы, живя в Алматы, в одночасье в 2009 г. оказались без жилья и поддержки. Вроде бы катастрофа. Я беременна, рядом – четверо малышей, и податься некуда. Но чудо случилось: благодаря сестрам Виктории и Михаэле из Конгрегации школьных сестер св. Франциска, мы оказались в городе Капшагае под покровительством о. Ондрея Славика. У нас оказались и кров в Очаге св. Клары, и надежная опека. Я больше не переживала о том, что мои дети будут раздеты и голодны.
Здесь родился и мой сын, которому исполнится скоро 3 года. Нам помогли восстановить и оформить все необходимые документы. И я, наконец, смогла встать на очередь на получение квартиры. Когда произойдет этот счастливый момент, трудно сказать. Но зато я всегда могу быть уверена, что благодаря Римско-католической Церкви мои дети не останутся без заботы и внимания.
За доброту и помощь я от всей души хочу поблагодарить отцов Ондрея Славика и Иосифа Яцканина, сестер Консолату Квяткову и сестру Маргариту Коваликову (Конгрегация школьных сестер нашей Владычицы), всех остальных монахинь, которые принимают участие в жизни и воспитании моих детей, а также нашу учительницу Круглову Елену Васильевну.