В конце заседания консистории, проходившего 11 февраля в Ватикане, Святой Отец Бенедикт XVI обратился к собравшимся кардиналам на латыни со следующим заявлением:
Дорогие братья!
Я созвал вас на эту консисторию не только ради трех канонизаций, но и чтобы сообщить вам о решении большой важности для жизни Церкви. Неоднократно испытав свою совесть перед Богом, я пришел к убеждению, что в виду преклонного возраста сил у меня уже недостаточно для надлежащего исполнения служения св. Петра. Я прекрасно осознаю, что это служение в силу его духовной сущности должно исполняться не только делами и словами, но не в меньшей степени страданиями и молитвой. Тем не менее, в сегодняшнем мире, подверженном стремительным переменам и взволнованном вопросами величайшего значения для жизни в вере, для управления ладьей св. Петра и возвещения Евангелия необходима энергия как тела, так и духа, а энергия эта в последние месяцы настолько угасла, что я вынужден признать свою неспособность должным образом исполнять вверенное мне служение. Поэтому, хорошо понимая серьезность этого акта, я в полной свободе заявляю, что отказываюсь от служения Римского епископа, преемника св. Петра, вверенного мне кардиналами 19 апреля 2005 г., так что с 20:00 часов 28 февраля 2013 г. римская кафедра, престол св. Петра будет вакантен, и те, на ком лежат соответствующие полномочия, должны будут созвать конклав для избрания нового Папы Римского.
Дорогие братья, благодарю вас от всего сердца за любовь и за труд, совершая который, вы несли вместе со мной бремя моего служения, и прошу прощения за все мои недостатки. Вверим же теперь святую Церковь заботе ее верховного Пастыря Господа Иисуса Христа и будем молиться его святой Матери Деве Марии, дабы она сопровождала своей материнской милостью отцов кардиналов при избрании нового Папы Римского. Что касается меня, то я и впредь буду служить всем сердцем святой матери Церкви своей жизнью, которую решил посвятить молитве.
Бенедикт XVI
Ватикан: На неожиданное папское заявление об отречении от престола сразу же отреагировал декан коллегии кардиналов Анджело Содано, который прямо в зале консистории, начавшейся в Ватикане в 11:00 11 февраля, сказал:
Ваше святейшество, возлюбленный и досточтимый преемник Петров, Ваше заявление прозвучало в этом зале, как гром среди ясного неба. Мы выслушали его с горечью, почти не веря собственным ушам. В Ваших словах отразились те глубокие чувства, которые Вы всегда питали к Церкви Божьей – к той Церкви, которую Вы любите. Позвольте же мне сейчас от имени этой апостольской горницы, коллегии кардиналов, от имени всех Ваших дорогих сотрудников сказать Вам, что Вы нам теперь еще ближе, чем прежде, что мы остаемся с Вами, как были с Вами на протяжении всех этих светлых восьми лет Вашего понтификата. 19 апреля 2005 г., если память меня не подводит, в завершение конклава я дрожащим голосом спросил Вас: «Принимаешь ли свое каноническое избрание Папой?» И Вы без колебаний, хотя и стрепетом ответили, что принимаете, уповая на благодать Господню и материнское заступничество Марии – Матери Церкви. Подобно Приснодеве, Вы в тот день сказали свое «да» и начали свой светлый понтификат, желая идти в русле, как Вы сами много раз подчеркивали, двухтысячелетней истории Церкви и 265 Ваших предшественников на престоле Петровом от апостола Петра, смиренного галилейского рыбака, и до великих понтификов прошлого столетия – Пия X и бл. Иоанна Павла II.
Святой Отец, до 28 февраля, когда, как Вы решили, окончится Ваше папское служение, которое Вы исполняли с такой любовью и смирением, у нас еще будет время лучше выразить наши чувства к Вам. То же сделают пастыри и верные, рассеянные по всему миру, люди доброй воли и представители различных государств. И в утешение нам мы до конца месяца еще сможем услышать Ваш пастырский голос на этой неделе в Пепельную среду и в четверг на встрече с римским клиром, потом во время полуденных молитв «Ангел Господень» и на общих аудиенциях. Будут у нас и прочие возможности услышать Ваше отцовское слово. Но Ваше наставление останется с нами навсегда. Вы сами сказали, что останетесь с нами своим свидетельством и молитвой. Звезды на небе будут светить и впредь, и точно так же будет сиять и впредь звезда Вашего понтификата. Мы с Вами, Святой Отец, благословите нас.
По мат. Ватиканского радио
Ватикан: «Папа немного застал нас врасплох еще и потому, что сегодня в Ватикане выходной (в связи 84-ой годовщиной подписания Латеранского договора – прим. пер.), и нам пришлось за сравнительно короткое время подготовить пресс-релиз по поводу этого очень важного события», - сказал глава пресс-службы Ватикана о. Федерико Ломбарди в начале внеочередной пресс-конференции, посвященной той чрезвычайной ситуации, которая сложилась, когда Святой Отец на заранее созванной по иному поводу консистории заявил, что 28 февраля оставляет пост преемника Петрова.
«Как многие из вас знают, - продолжал о. Ломбарди на пресс-конференции, созванной уже в 12:30, - сегодня до обеда проходило заседание консистории, посвященное нескольким делам канонизации, и были установлены даты причисления к лику святых трех блаженных. По таким случаям обычно собирается открытая консистория всех кардиналов, которые проживают в Риме и могут принять участие, и их пришло очень много. Святой Отец решил использовать эту возможность для того, чтобы сделать очень важное заявление».
«Самое важное место в заявлении Папы – это то, где он говорит: "Хорошо понимая серьезность этого акта, я в полной свободе заявляю, что отрекаюсь от служения Римского епископа, преемника св. Петра...". Эти слова важны, прежде всего, с канонической, формальной точки зрения, потому что канон 332, §2 гласит: "Если Папа отречется от своего поста, для действительности данного акта необходимо, чтобы это отречение было сделано свободно и надлежащим образом обнародовано, и нет необходимости в том, чтобы кто-то принял его". Итак, два важных условия – это свобода и публичное выражение своей воли. Публичное выражение имело место на открытой консистории, на которой Папа огласил свое решение».
«Бенедикт XVI, - сказал далее о. Ломбарди, - продолжит в полной мере исполнять свои обязанности и служение вплоть до 20:00 часов 28 февраля. Затем мы будем иметь дело ситуацией так называемого sede vacante, т.е. пустующего папского престола. В этой ситуации в силу вступает каноническое право в соответствии с апостольской конституцией Иоанна Павла II "Universi dominici gregis" о вакантном престоле св. Петра».
«Заявление Папы, - продолжал ватиканский пресс-секретарь, - полностью согласуется с тем, что он сказал три года назад в беседе с Петером Зеевальдом, опубликованной в книге "Свет миру". Немецкий журналист спросил тогда понтифика, не заставляют ли его те трудности, с которыми столкивается Св. Престол, подумывать об уходе со своего поста. Бенедикт XVI ответил: "Перед лицом большой опасности (речь шла о случаях сексуальных преступлений со стороны священников) нельзя бежать, а потому это не самый лучший момент для ухода. Именно в такой ситуации нужно твердо стоять на своем месте и преодолеть ее. Уйти можно тогда, когда все в порядке или когда кончаются силы. Но просто бежать в минуты опасности и свалить решение проблем на кого-то другого было бы нехорошо". Святой Отец сказал тогда, что для него трудности – не повод думать об отречении, а совсем наоборот. Немного позднее в ходе беседы Зеевальд снова спросил, возможна ли такая ситуация, в которой Папа мог бы отречься от престола. Ответ понтифика был таким: "Да. Когда Папа четко осознает, что физически, умственно и духовно он уже не в состоянии исполнять вверенное ему служение, тогда он вправе, а в некоторых обстоятельствах даже обязан уйти"».
«После наступления ситуации пустующего престола, т.е. вечером 28 февраля, - сообщил о. Ломбарди, - Бенедикт XVI отправится сначала в Кастель-Гандольфо, а потом, когда все будет готово, переедет в затворнический монастырь на Ватиканском холме».
«Я лично, - добавил пресс-секретарь, - воспринял известие об отречении понтифика с безмерным восхищением перед его огромной смелостью, духовной свободой и глубоким чувством ответственности за папское служение. Бенедикт XVI дал нам великое свидетельство духовной свободы и понимания проблем, связанных с управлением Церковью в сегодняшнем мире».
РВ
В ознаменование десятой годовщины первого созыва «Съезда лидеров мировых и традиционных религий», - важной ассамблеи межрелигиозного диалога, созданной по инициативе президента Республики Казахстан, - 5 февраля в Ватикан прибыла с рабочим визитом казахстанская делегация во главе с председателем Сената Парламента Казахстана Кайратом Мами. 7 февраля делегация была принята на общей аудиенции Святейшим Отцом и участвовала в заседании Папского совета по межрелигиозному диалогу. В среду вечером в гостинице «Columbus» была представлена фотовыставка, посвящённая десятилетию деятельности Съезда и его четырёх прошедших международных созывов. В мероприятии приняли участие высокопоставленные представители Римской Курии - в частности, кардиналы Анджело Содано, Жан-Луи Торан и Джованни Лайоло, а также многочисленные представители дипломатического корпуса.
Во время своих выступлений глава казахстанской делегации, декан Коллегии Кардиналов монс. Содано и президент Папского совета по межрелигиозному диалогу монс. Торан отметили хорошие отношения, которые сложились между Республикой Казахстан и Святейшим Престолом в течение последних двадцати лет. Выступавшие вспоминали исторический визит блаженного Папы Иоанна Павла II в 2001 году в Астану, поездку ватиканских государственных секретарей кардиналов Анджело Содано в 2003 году и Тарчизио Бертоне в 2010 году, недавний визит кардинала Содано для освящения нового карагандинского кафедрального собора в сентябре прошлого года, а также участие делегаций Святейшего Престола в деятельности по межрелигиозному диалогу, проводимой Казахстаном. В признание поддержки Святейшего Престола этих инициатив во имя диалога и мира кардиналы Торан, Лайоло и сотрудник Папского совета по межрелигиозному диалогу монс. Халед Акашех были удостоены наград Республики Казахстан.
По мат. Ватиканского радио
2 февраля Церковь торжественно отмечает Сретение Господне, т.е. день, когда Иосиф и Мария посвятили Младенца Иисуса Богу. Вот почему данный праздник одновременно является также праздником всех тех, кто посвятил свою жизнь небесному Отцу. Ежегодно в этот день большинство монашествующих Карагандинской епархии во главе со своим пастырем собираются в монастыре босых сестер кармелиток на территории карагандинского прихода Марии – Матери Церкви. В нашем регионе, помимо хозяек встречи, трудится множество других женских конгрегаций: служительницы Иисуса в Евхаристии, служительницы евхаристического Иисуса, школьные сестры францисканки, миссионерки любви Божьей (сестры матери Терезы), сестры св. Павла Шартрского, школьные сестры нашей Владычицы, «Для Бога и братьев» (семья Марии) и служительницы непорочной Девы Марии (греко-католички), а также две мужские конгрегации: «Дело Иисуса Первосвященника» (семья Марии) и отцов-мариинцев непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Конечно же, это далеко не все монашеские общины, которые несут свое служение в Казахстане. В этом году впервые были приглашены и епархиальные священники, чтобы вместе с нами праздновать собственное посвящение Богу в даре священства. Встреча началась с дневной молитвы часослова. Затем перед собравшимися выступил о. Александр Посацки (SI) – признанный по всему миру демонолог и специалист по экзорцизму, который рассказал, какую неустанную битву мы должны вести со злым духом и как можно помочь людям, которых мы встречаем каждый день. Он описал также важнейшие проблемы, которые возникают в Казахстане из-за влияния злого духа. Вершиной нашего праздника стала Евхаристия, на которой предстоял епископ Януш Калета. В св. Мессе приняли также участие и местные прихожане. После проповеди о. Александра все монашествующие обновили свои обеты, каждая община в соответствии со своей традицией. Поскольку это была первая суббота месяца, в заключение мы помолились перед Святейшим Таинством литанией к Пресвятой Деве Марии, а затем в духе благодарности воспели гимн «Тебя, Бога, хвалим».
Завершился праздник общей агапой. Сестры кармелитки приготовили для всех прекрасный обед. Епископ, пользуясь возможностью встретиться со всеми священниками и монахинями, работающими на вверенной ему территории, рассказал о важнейших текущих вопросах жизнедеятельности епархии. Мы смогли также познакомиться с сестрами, которые недавно приступили к служению в нашем регионе, и просто поговорить и поделиться опытом в атмосфере общей радости. Закончилась последняя часть встречи молитвой розария и благословением нашего пастыря. И, конечно же, как обычно, не обошлось без подарков от гостеприимных сестер-кармелиток.
о. Гжегож Бурдыньски
Послание Святого Отца Бенедикта XVI на Великий пост 2013 г.
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин 4, 16).
Дорогие братья и сестры!
Время Великого поста в контексте Года веры – это прекрасный повод поразмышлять о взаимосвязи между верой и любовью: между верой в Бога, в Бога Иисуса Христа и любовью, которая является следствием действия Духа Святого и ведет нас по пути самопосвящения Богу и ближним.
1. Вера как ответ на любовь Божью
Уже в первой своей энциклике я затронул несколько пунктов, проливающих свет на тесную взаимосвязь между этими богословскими добродетелями – верой и любовью. Отталкиваясь от фундаментального утверждения апостола Иоанна: «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин 4, 16), я напоминал тогда, что «У истоков христианского бытия лежит не этическая установка или великая идея, но встреча с неким событием, с Личностью, открывшей новые горизонты нашей жизни и тем самым давшей ей решающее направление... Поскольку Бог первым возлюбил нас (ср. 1 Ин 4, 10), то любовь – это уже не просто "заповедь", но ответ на дар того, что мы любимы, дар, с которым Бог идет нам навстречу» («Deus caritas est», п. 1). Вера есть личная увлеченность, захватывающая все наши способности, откровением бескорыстной и «страстной» любви Бога к нам, явленной во всей полноте в Иисусе Христе, встреча с Богом-Любовью, требующая ответа не только сердца, но и разума: «Познание Бога живого – вот путь к любви, и согласие нашей воли на Его волю соединяет разум, волю и чувство в целостном акте любви. Конечно же, этот процесс непрерывен: любовь никогда не бывает "готовой" и завершенной» («Deus caritas est», п. 17). От всех христиан и, в особенности, от «тружеников любви» она требует веры – той «встречи с Богом во Христе, которая пробудит в них любовь и откроет их сердца на других, так что любовь к ближнему уже более не будет для них, так сказать, наложенной извне заповедью, а следствием их веры, приобретающей в любви свою действенность» («Deus caritas est», п. 31а). Христианин – это человек, завоеванный любовью Христа и движимый ею: «caritas Christi urget nos» (лат.: «любовь Христова понуждает нас» - 2 Кор 5, 14). А потому он самым глубоким и конкретным образом открыт на любовь к ближнему (ср. «Deus caritas est», п. 33). Эта открытость рождается в нем, прежде всего, благодаря тому, что он осознает себя предметом любви, прощения и даже служения со стороны Господа, Который склоняется, чтобы омыть ноги апостолам и жертвует Собой на кресте, чтобы любовь Божья объяла все человечество.
«Вера являет нам Бога, отдавшего ради нас Своего Сына и, тем самым, подающего нам победоносную уверенность в том, что, поистине, Бог есть любовь! ...Вера, внутреннее усвоение любви Божьей, открывшейся в пронзенном сердце Иисуса на кресте, сама порождает любовь. Любовь – это свет, и, в конце концов, единственный свет, вновь и вновь озаряющий погруженный во мраке мир и дающий нам мужество жить и действовать» («Deus caritas est», п. 39). Все это говорит нам о том, что главным принципом жизни христиан должна быть именно «основывающаяся на вере и формируемая ею любовь» («Deus caritas est», п. 7).
2. Любовь к ближнему как жизнь по вере
Вся христианская любовь – это ответ на любовь Божью. И первым ответом, как было сказано, становится вера, которая с изумлением и благодарностью принимает ни с чем не сравнимую божественную инициативу, предшествующую нашим действиям и побуждающую к ним. В свою очередь, «да» веры знаменует собой начало великой истории дружбы с Господом, которая заполняет собой всю нашу жизнь и наделяет ее смыслом. Но Богу недостаточно того, чтобы мы безоговорочно приняли Его любовь. Он не ограничивается тем, что любит нас, а хочет привлечь нас к Себе, хочет так глубоко преобразить нас, чтобы мы могли сказать вслед за св. Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20). Впуская в свою жизнь любовь Бога, мы становимся подобными Ему и разделяем Его любовь к другим. Открыться Его любви значит позволить Ему жить в нас и вести к тому, чтобы мы любили вместе с Ним, в Нем и как Он. Лишь тогда наша вера будет «действовать любовью» (Гал 5, 6), и Бог поселится в нас» (ср. 1 Ин 4, 12).
Веровать значит познать истину и согласиться с ней (ср. 1 Тим 2, 4), а любить ближнего – это идти по стезе истины (ср. Еф 4, 15). Вера рождает дружбу с Господом, а любовь к ближнему воплощает эту дружбу в жизнь и питает ее (ср. Ин 15, 14сл.). Вера позволяет нам принять заповедь нашего Господа и Учителя, а любовь к ближнему дарует нам блаженство исполнять ее (ср. Ин 13, 13-17). В вере мы рождаемся как дети Божьи (ср. Ин 1, 12сл.), а любовь к ближнему дает нам возможность сохранить это богосыновство и принести плод Духа Святого (ср. Гал 5, 22). Вера дает нам распознать дары, которые Бог вверяет нам по Своей благости и великодушию, а благодаря любви эти дары приносят свои плоды (ср. Мф 25, 14-30).
3. Неразрывная связь между верой и любовью к ближним
В свете вышесказанного становится понятно, что веру и любовь ни в коем случае нельзя ни отделять друг от друга, ни тем более противопоставлять друг другу. Обе эти богословские добродетели тесно взаимосвязаны друг с другом, и было бы ошибочно искать противоречий или какой-то «диалектики» между ними. Ведь, с одной стороны, слишком узко смотрит на вещи тот, кто делает столь сильный упор на главенство и решающее значение веры, что принижает или почти совершенно отрицает ценность конкретных дел любви к ближнему, сводя ее к какому-то неопределенному гуманизму. Но, с другой стороны, такую же узость мышления проявляют и те, кто чрезмерно настаивает на первенстве любви и ее дел, полгая, что дела могут подменить веру. Для здоровой духовной жизни необходимо в равной мере избегать и фидеизма, и моралистского активизма.
Христианская жизнь состоит в том, чтобы вновь и вновь взбираться на гору встречи с Богом, чтобы затем, обогатившись любовью и силой, которые дает нам эта встреча, спускаться вниз и служить нашим братьям и сестрам той же любовью Божьей. В Св. Писании мы видим, рвение апостолов в проповеди Евангелия, пробуждающей веру, тесно связано с любовной заботой о служении бедным (ср. Деян 6, 1-4). Созерцание и действие, в известном смысле олицетворяемые в Евангелии сестрами Марией и Марфой, должны сосуществовать и взаимно дополнять друг друга в Церкви (ср. Лк 10, 38-42). На первом месте всегда отношения с Богом, а истинная евангельская помощь нуждающемуся должна быть укоренена в вере (ср. катехизическое поучение на общей аудиенции от 25 апреля 2012 г.). Иногда люди бывают склонны сводить понятие любви к ближнему к солидарности или просто гуманитарной помощи. Но нужно помнить, что высочайшее дело любви – это как раз-таки евангелизация, т.е. «служение слова». Нет более полезного и, следовательно, милостивого дела во благо ближнего, чем преломить с ним хлеб слова Божьего, сделать его сопричастником благой вести, привести его к отношениям с Богом: евангелизация – это самая глубокая и обширная потребность человека. Как писал в энциклике «Populorum progressio» раб Божий Папа Павел VI, возвещение Христа является первоочередным и основополагающим фактором прогресса (ср. п. 16). Именно изначальная, пережитая и возвещенная истина о любви Божьей позволяет нам впустить эту любовь в свои жизни и делает возможным развитие человечества и каждого индивидуума (ср. энциклика «Caritas in veritate», п. 8).
В сущности все проистекает из любви и стремится к ней. Бескорыстную любовь Божью мы познали благодаря проповеди Евангелия. С верой принимая его, мы устанавливаем первую и необходимую связь с божественным, благодаря которой мы можем «полюбить любовь», чтобы потом жить ею, расти в ней и с радостью передавать ее другим. В Послании к Ефесянам мы найдем изречение, которое наилучшим образом, наверное, резюмирует тему взаимозависимости между верой и делами любви к ближнему: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2, 8-10). Эти слова ясно показывают, что любая спасительная инициатива проистекает от Бога, из Его благодати, из Его прощения, обретенного в вере. Но эта инициатива ни в коей мере не ограничивает нашей свободы и ответственности, а, напротив, наделяет их подлинным смыслом и направляет на дела любви к ближнему. Эти дела – не столько плод человеческих усилий, которыми можно хвалиться, сколько следствие веры, порождение благодати, полноту которой дарует нам Бог. Вера без дел подобна неплодоносному дереву: те две добродетели, о которым мы здесь говорим, обуславливают друг друга. Великий пост, напоминая о традиционных предписаниях христианской жизни, побуждает нас укреплять свою веру, внимательнее и чаще слушая слово Божье, приступая к таинствам и, в то же время, возрастая в любви к Богу и ближним, чему могут служить также конкретные акты поста, покаянии и милостыни.
4. Первичность веры, примат любви
Как и все дары Божьи, вера и любовь также указывают на действие Духа Святого (ср. 1 Кор 13) – того Духа, Который взывает в нас: «Авва, Отче!» (Гал 4, 6), побуждает нас называть Иисуса Господом (ср. 1 Кор 12, 3) и говорить: «Маран-афа» (1 Кор 16, 22; Откр 22, 20). Вера – дар и ответ – являет нам истину Христа как вочеловечившейся и распятой любви, неограниченного и совершенного исполнения отцовской воли и бесконечного божественного милосердия к людям. Вера укореняет в сердце и духе непоколебимую убежденность в том, что эта любовь – единственная реальность, способная победить зло и смерть. Вера побуждает нас смотреть вперед в призме добродетели надежды, с уверенностью ожидая окончательной победы любви Христовой. Любовь к ближнему вновь погружает нас в любовь Божью, явленную во Христе, и побуждает разделить безграничное самопожертвование Христа Отцу и собратьям людям. Изливая любовь в нас, Дух Святой позволяет нам стать сопричастниками жертвы Христовой: жертвы Сына Богу Отцу и жертвы Брата всем людям (ср. Рим 5, 5).
Взаимосвязь между верой и любовью подобна взаимосвязи между двумя основными таинствами Церкви – крещением и Евхаристией: крещение (sacramentum fidei – лат.: «таинство веры»), предшествуя Евхаристии (sacramentum fidei – лат.: «таинство любви»), все же подчинено ей, поскольку она знаменует свершение христианского пути. Точно так же вера предшествует любви, но оказывается подлинной лишь тогда, когда венчается ею. Все исходит из смиренного согласия веры, но должно придти к истине любви к ближнему (т.е. к способности любить Бога в ближних), которая во все веки пребывает как свершение всех добродетелей (ср. 1 Кор 13, 13)
Дорогие братья и сестры, в течение Великого поста мы готовимся к воспоминанию крестных страданий и воскресения, посредством которых любовь Божья искупила мир и озарила историю. Пусть это драгоценное время станет для всех вас еще одной возможностью оживить веру в Иисуса Христа, чтобы войти в круговорот Его любви – любви к Отцу и к каждому человеку, которого мы встречаем в своей жизни. Об этом молю я Бога, прося для каждого из вас и для всех ваших общин благословения Господня!
Папа Бенедикт XVI
Перевод КРЕДО, А. Нурланов
На календаре была пятница, 8 февраля, когда настал этот долгожданный момент, и в майкудукском приходском центре Караганды началось для молодежи духовное обновление под названием «Основы веры». В ней участвовало около 40 юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет.
Все началось около 18:30 со св. Мессы в часовне центра. Затем был словацкий ужин и знакомство с правилами игры, которая помогла нам понять, как важно слушать друг друга.
И началось. У многих вызвала живой интерес первая конференция, подготовленная с. Алмой Джамовой. Ее увлекательное свидетельство о безграничной и непостижимой любви Божьей еще раз убедило всех нас в том, что Бог – это заботливый Отец. Вечер мы закончили общей молитвой в часовне и обрадованные приятно проведенным вместе временем легли спать.
Суббота была центральным днем всего духовного обновления. Нас снова ждали интересные доклады на темы греха, спасения, веры и обращения, которые дополнялись сильными свидетельствами и активизирующими катехизациями. Св. Месса была особенно торжественной, так как ее служил епископ Януш Калета, который поддержал нашу молодежь на пути веры. Подкрепив таким образом души, мы подкрепили затем и тела прекрасным обедом, за которым следовала работа в группах. Одними из самых сильных моментов этого дня были сценка о блудном сыне и снятие с креста чистых белах платков как символа любви Божьей. День вновь закончился общей вечерней молитвой в часовне.
А в воскресенье, 10 февраля, нас ждала последняя катехизация на тему «Община», за которой следовала св. Месса в храме. После обеда мы принялись за уборку комнат, а потом в заключение реколлекций участники делились тем, что им особенно понравилось в эти дни. То было поистине благословенное и радостное время, во время которого мы отчетливо ощущали любовь Божью.
Ленка и Луция
Карагандинская епархия
Юбилей молодежного центра в Алматы
8 января 2013 г. – годовщина Молодежного центра в Алматы. Десять лет, на протяжении которых «все было полезно». И сегодня единственный итог: «Наши доходы никогда не равны расходам». Достаточно прочесть далее, чтобы понять, почему.
Годовщина – это всегда повод для подведения итогов. С чего мы начинали? Чего смогли достичь? Сопутствовал ли нам успех? Превосходят ли наши доходы расходы (или хотя бы равны им)? В нашем же случае речь никогда не шла о выгоде. Наши доходы никогда не равны расходам. Потому что происходящее всегда превосходит то, что мы могли себе представить. Именно это мы праздновали на 10-летии Молодежного центра "Alfa&Omega" в Алматы.
Центр родился благодаря желанию нескольких людей, в особенности о. Эудженио Нембрини (трудившегося на миссии в Казахстане в 1995-2005 гг.), построить прекрасное достойное место, где каждый, в особенности молодые люди, чувствовали бы, что их принимают, ценят и поддерживают. Дом для всех. В эти годы 1200 квадратных метров Центра наполняют жизнью инициативы "Masp" – неправительственной организации, которая благодаря сотрудничеству с "Avsi" и другими частными и общественными спонсорами занимается воспитанием и профессиональным образованием брошенных, живущих в нужде и имеющих проблемы с законом молодых людей.
В честь празднования 10-тилетия с 28 октября по 4 ноября мы организовали неделю под названием: «Я, идеал, реальность». Это мероприятие было адресовано всему городу. Два главных события: встреча, проведенная Мариэллой Карлотти и посвященная фрескам «Доброго правления» Амброджио Лоренцетти, и лекция профессора Татьяны Касаткиной о личности Ф. М. Достоевского. Были и другие встречи, в том числе выставка, футбольный матч между молодежью Центра и охраной исправительной тюрьмы для несовершеннолетних г. Алматы, концерт фортепианной музыки.
С самого первого дня, благодаря сказанному епископом Хосе Луисом Мумбиелой Сиеррой на Мессе, открывавшей праздннования, стало ясно, что речь идет не только о «праздновании», но и о нас самих, о жизни, о том, чему стоит ее посвятить. Слова его преосвященства помогли нам заново оценить путь этих лет, а также сложности, ошибки и слезы, благодаря которым центр стал настоящим домом. Он показал нам, как Бог, истинный отец и друг, воплотился и сделал все полезным для того, чтобы сухое снова зацвело. На третий день праздника, пока шел футбольный матч, мы вместе со многими студентами, изучающими итальянский язык, смогли в одном из залов центра присутствовать на лекции М. Карлотти, посвященной кафедральному собору Милана. Пораженные и очарованные слайдами с изображениями собора, который кое-кто видел впервые, мы слушали историю возведения храма: его строителей вдохновляло сознание того, что все берет свое начало в идеале доброты и красоты, и именно поэтому они установили статуи даже в невидимых для глаз местах. Нам было показано, что необходим необозримый горизонт для того, чтобы каждодневным трудом создать для себя и всего мира что-то прекрасное и настоящее.
Вечером за ужином в голове все еще звучали слова, услышанные и пробужденные энтузиазмом. Для подготовки к следующим встречам мы предоставили двум нашим гостям несколько листов с вопросами. Когда мы их задавали, Касаткина остановила нас: «Почему вы теряетесь в тысяче направлений, в тысяче второстепенных вопросов? Вся суть в названии, которое вы выбрали для этого события. Я поняла это еще яснее, слушая лекцию Мариэллы о кафедральном соборе... Суть - это "камень". Поэтому я бы переставила местами слова в названии: "Идеал, я, реальность". Попробуйте в эти дни смотреть на вещи с такой точки зрения. Я тоже это сделаю». Она, в буквальном смысле, обескуражила нас этими словами. Мы стали задавать вопросы относительно названия, которые сами же и выбрали. И именно с такой позиции, позиции исследователей, а не организаторов, мы подготовили и провели последующие встречи.
В среду в Казахстанской академии наук вместе с сотней гостей на встрече, посвященной фрескам Лоренцетти о добром и дурном правлении и их последствиях, мы увидели, что жизнь – это «драматичное противостояние между поиском собственного блага, являющегося корнем всякого насилия, и стремлением к общественному благу, которое, устраивая гармоничное проживание граждан, спасает "я", сохраняя его в собственном измерении, не сводя его к владению малого, не соответствующего собственной душе». В этой огромной стране, в которой после 70-ти лет коммунизма преобладают индивидуализм и коррупция, наша ассоциация бросает вызов: только стремление к общественному благу является адекватным ответом на любое стремление человека построить более прекрасный мир. Поражало реакция присутствующих и их комментарии. Одна пожилая женщина сказала нам, что была потрясена тем, как «стерлись границы времени», словно был брошен мост между веками и культурами для того, чтобы так глубоко описать казахстанского человека и общество. То же желание справедливости, истины и красоты, которое испытывали жители Сиены XIII в., оживляет сердце каждого человека на любой широте.
Касаткина, продолжив эту бесконечную тему, рассказала нам об опыте русского писателя и о собственном опыте. «Идеал, я, реальность» – так, по ее мнению, должно звучать название недели, потому что «я» – это та самая точка вселенной, где встречаются два других фактора. Или «идеал» – это продукт рук человеческих, красота, сотворенная по собственному представлению и подобию, каким он являлся в языческие времена, когда боги были подобны человеку, а мир обречен на саморазрушение или же эта Красота исходит «извне», а человек ее встречает и выбирает. Ты – или «бог» собственного мира, или «камень» собора. Твое место в мире уникально и неповторимо. Там, где ты есть, с той позиции, которая есть только у тебя, ты «видишь» действительность, как никто другой, и именно так ты призван строить реальность, сотрудничать в деле Другого». Таким образом, мир – это не механизм, который нужно обустроить или от которого нужно защищаться, а новизна, с которой ты непрерывно сталкиваешься.
Только в компании того, кто смотрит на все и на тебя именно так, человек может пережить все перипетии, даже самые драматичные и болезненные, как позитивное событие для жизни. И свидетельство тому – некоторые герои проектов "Masp", присутствовавшие на встрече в пятницу: люди, пораженные, измененные, желающие рассказать о себе, выразить благодарность, поделиться тем, что произошло и происходит в их жизни. Грандиозный праздник продолжился в субботу песнями, танцами и играми. Все завершилось в воскресенье концертом классической музыки, на котором звучали отрывки из Моцарта, Бетховена и Шопена.
Но что же увидел каждый из нас в эти дни с той именно позиции, которую занимает только он? Что произошло лично во мне? На встрече, представляющей работу "Masp", первым выступал один мужчина, который рассказал, как после смерти дочери ему помогли в воспитании внуков. Видя внуков счастливыми и стремящимися к прекрасному (самая младшая внучка пожелала брать уроки скрипки и в тот вечер выступала перед нами), он захотел познакомиться с центром и в итоге остался здесь для себя и даже назвал Сильвию (ответственную в "Masp") «матерью для нас всех». После него говорил другой человек, потом еще один... В определенный момент я поймала себя на том, что смотрю на происходящее с улыбкой Сары, жены Авраама, как будто говоря: «Это невозможно, все здесь немного преувеличено! Попытаемся быть более разумными». С сильным волнением я задумалась о том, сколько раз современники Христа обращались к Нему, с гневом говоря: «Это преувеличено». В этот момент я была такая же, как они, пытаясь свести то исключительное, происходящее перед моими глазами к «обычным, известным словам». Я осознала, что мой «механизм» управляем, в то время как Красота, исходящая извне, всегда «преувеличена», т.е. «не мое» дело ломать схемы: Бесконечное врывается в конечное, которое я думала, что знаю. С того дня я молюсь по-другому: прошу единственной вещи – бедного и покорного сердца, которое не ставит никаких препятствий между собой и действующей Тайной; сердца, способного сдаваться истинному и новому познанию, которое Его Присутствие готовит для меня во всех обстоятельствах.
Прошло некоторое время, праздник остался позади, и я на занятии по деловому итальянскому. С десятком студентов говорю о работе, о мотивациях для выбора профессии: заработная плата, возможности для карьеры, отношения с коллегами... В определенный момент в разговор вступает моя студентка Ася: «Я работаю модельером в ателье. Позавчера с одной коллегой мы взялись за работу над одним очень сложным платьем. Вдруг она поднимает голову и, словно выпуская пар, начинает жаловаться, все время спрашивая, за что ей все эти трудности. Я смотрю на нее и говорю то, о чем думаю в последнее время, когда крою и шью: «Или моя работа служит чему-то великому и является частью возводимого кафедрального собора, или она ничто». Меня словно молнией поразило. Ася была среди многих присутствующих на празднике. Мне стало ясно то, о чем говорила Мариэлла, прощаясь с нами в последний вечер: «Находясь с вами в эти дни, я поняла, что движение – это не количество, оно не в том, сколько людей участвует в школе общины, оно – словно камень, брошенный в воду, рождающий круги за кругами. Это Движение измененных сердец, которые увлекают за собой другие сердца».
«Единственная вещь, которую я желала делать, - это жить»
Лючия Бельтрами
Епархия в Алматы
Каким безмерным подарком стала эта неделя празднования десятилетия Молодежного центра и проектов "Masp" и "Avsi", в которых я работаю! Я хотела, чтобы это стало чем-то прекрасным, особенно для всех тех, кого мы встретили в эти годы. Мы подготовили много разного с этим желанием, и вечером, накануне праздника, я была немного взволнована... В сердце была одна единственная просьба, одно единственное желание: «Иисус, будь со мной в эти дни». И Он был и снова свидетельствовал мне, что «Он говорит и говорил», как часто напоминает Папа. Насколько же истинно то, что, «если Бог не действует, наши попытки остаются только попытками, которые всегда недостаточны». Но Он нас не оставляет одних, если мы Его ищем, если нуждаемся в Нем. Более всего я благодарна за то, что в эти дни я заново увидела и с ясностью поняла: Он действует, а нам нужно смотреть на это, наслаждаться происходящим. Мы, такие, какие есть, нуждающиеся в Нем, помогаем Ему в Его трудах. Именно поэтому результаты этой недели превосходят все наши ожидания. Встречи с Мариэллой и Татьяной потрясли своим содержанием и тем фактом, что люди из разных стран и культур так живо понимали то, о чем шла речь, что были поражены и пожелали продолжать диалог с выступающими тем вечером. В последние годы у меня было ощущение, что люди, работающие в центре, представители властей, с которыми мы сотрудничаем, родители наших детей, наши ребята меняются, будто начинают действительно понимать и принимать смысл и метод нашей работы. Во время встречи в пятницу это ощущение стало еще острее: Иисус коснулся и все еще касается этих людей. И не потому, что мы такие молодцы (за десять лет мы хорошо это увидели) а потому, что без Него мы не двигаемся, и, возможно, люди замечают это. Вечером после этой встречи я много думала об о. Джуссани, который именно десять лет назад, говоря об этой земле, сказал, что необходимо, чтобы Тайна Милосердия вернулась к людям... Сегодня мне стало ясно, что у этой Тайны Милосердия одно имя: Иисус. Эта фраза была со мной все эти десять лет как желание, как просьба, и сейчас я могу сказать лишь: то, что Он начинает, Он совершает так, тогда и такими путями, что мы себе и представить не можем. И за это я не могу не быть благодарной.
Сильвия
Я приближалась к Алматы на самолете со своей семьей и некоторыми друзьями, смотрела в иллюминатор и вспомнила, как десять лет назад проделывала тот же путь, чтобы участвовать в открытии центра. Мы тогда ехали маленькой группкой в грязном и холодном поезде, но нас переполняли энтузиазм и изумление, которые не давали нам беспокоиться о внешних факторах и условиях... Мы были очарованы и счастливы. Сейчас в самолете я посмотрела вокруг и спросила себя: «Прошло десять лет... Что изменилось для меня за это время, кроме того, что я вышла замуж, у нас родились две прекрасные дочери, я занимаюсь делом, которое мне очень нравится, у нас есть собственный дом, практически все, и все же этого недостаточно? Почему я еду на это событие, почему оставляю все дела в своем городе за тысячу километров... Только чтобы развлечься?»
Те дни в Алматы я прожила с этими вопросами. Господь сопровождал меня в этих вопросах и во всем том, что произошло. А произошло много прекрасных и простых вещей: встречи, от которых пробегали мурашки по телу, диалоги, обмен взглядами, объятия, незабываемые рукопожатия, но также усталость и недоразумения, и через все это я чувствовала себя невероятно любимой, и поэтому единственное, чего я желала, было жить. Жить с уверенностью, что все для меня, для моего непрерывного возвращения к Нему, творящему все, к Нему, творящему меня, творящему всех тех, кто есть в моей жизни, которые начали работать в этом Центре и продолжили это дело в течение всех десяти лет... В один из последних вечеров, слушая рассказы пап и мам тех ребят, что посещают Центр, преподавателей и психологов, которые работают в Центре вместе с нашими друзьями, самих ребят, я была очень растрогана, потому что осознала, что всех, кто внес и сейчас вносит пусть даже небольшой вклад в это огромное дело, ведет и сопровождает Иной. Да, они слабые и не идеальные, как есть, но такие сильные в Нем, что другие люди, приходящие извне, сразу понимают это и говорят: «Здесь я нашел самого себя, я нашел свой дом, я чувствую себя дома, здесь я вернулся к своим корням...».
Рамзия
Я благодарен, прежде всего, за возможность приехать, потому что до последнего момента я боялся, что из-за работы в Уральске мне это не удастся. Меня поразило всё и все. В последнее время я много думаю и молюсь за мой народ, чтобы люди смогли понять, что только во встрече со Христом они могут стать настоящим народом, настоящими людьми; что и они также избраны Богом, чтобы быть с нами, а мы с ними, и именно в это время. В пятницу было очевидно, что все люди казахской национальности, присутствующие на этом прекрасном вечере с измененным сердцем, были счастливы, признательны, рады, благодаря этим десяти годам, полным работы, разных встреч, помощи, поддержки в жизни и в проблемах.
Я заметил, что кто-то из них плакал, и я спросил себя: почему? Единственный ответ, который я нашел в себе – Христос. Я – счастливчик, потому что встретил Его, я – Его сын. Но и они также счастливчики, потому что встретили Его через конкретных людей; единственный шаг, который нужно сделать, зависит от их свободы, чтобы дать имя тому, что они увидели и видят, что услышали и слышат внутри своего сердца. Это зависит от Бога и от них. Я вернулся и чувствую себя более влюбленным во Христа, в каждого из моих друзей и в мой народ и хотел бы прожить мою жизнь вместе с ними во Славу Иисуса Христа.
Асет
В течение недели празднования десятилетия меня очень сильно поразили такие люди, как Мариэлла и Татьяна. Я познакомилась с ними, слышала, как они рассказывают о себе, увидела дела, которые родились благодаря им. Внушающие и прекрасное присутствие... А потом ты остаешься со своей жизнью и всеми проблемами. Итак, что же меняется? Внутри данных мне обстоятельств Он является другом или...? Это они такие молодцы, или Ты, являющий себя через них? Знаете, что я вам скажу? Я поняла, что любима Христом. Эта истина и уверенность в моей жизни. Таким образом, обстоятельства не огорчают больше, доводя меня до слез, как случалось раньше.
Алия
В эти дни я переживал все моменты с большим волнением: глубокий взгляд на историю человека, личное и общественное посвящение себя Карлотти и Касаткиной. В особенности свидетельства родителей и ребят, тронутых и вовлеченных присутствием, новой человечностью, которая умеет принимать и обнимать желание и нужду таким образом, что человек расцветает и улавливает истинный горизонт, т.е. то, что «больше» любого предположения. Один человек сказал: «Не десять лет, а целый век, кажется, вы с нами!» Ощущение дома, в котором не только на русском и итальянском, но и на казахском языках звучит благодарность наша и друзей, встретившихся в пути.
Отец Пьер
После того, как я принял участие в зарождении этого приключения, которое сейчас расширило и преумножило поле деятельности в такой мере, которую невозможно было представить себе в 2002 г., я вернулся жить в Италию. Я взял несколько дней отпуска, чтобы участвовать в этом празднике, в этом чуде плодотворной работы.
Я увидел раненую и измененную человечность многих людей, начавших догадываться, что не «хлебом единым жив человек», что их сердце нуждается в ответе, который удовлетворит не только материальную нужду, но откроет дорогу к пониманию того, что жизнь полна смысла, неожиданным образом доступного для проживания и встречи каждый день. Я увидел людей, начавших говорить «я» со свободой того, кто обнаружил крик истины своего сердца, рождающегося от нужды во всем, т.е. зависящих от кого-то для того, чтобы найти ответ. Я видел, как друзья из центра принимают этот крик и сопровождают его даже в эти дни празднования десятилетия таким образом, что все становится подлинным. Все это наполняет меня благодарностью к этому делу Бога, в котором человек использует свои руки и свой разум, но истинные результаты которого всегда непредсказуемы и обильны, потому что являются плодом Его благодати. Я увидел людей, служащих Другому, которых Он призвал разделить это приключение, чтобы участвовать в Его страстной любви к казахстанской земле. Мне вспомнились слова, сказанные блаженным Иоанном Павлом II в его обращении к молодежи во время визита в Казахстан в 2001 г.: «Сегодня я здесь, чтобы сказать вам: именно ты являешься мыслью Бога, ты – биение Его сердца».
Лука
Мое пребывание в Алматы совпало с днем первой школы общины с о. Карроном. Читая ее содержание, я была уверенна, что обязательно найду то, что совпадет с опытом этих прекрасных, трогательных дней. Я не ошиблась, слова Каррона «открыть заново красоту Христа» полностью передают все мои чувства и мысли, которые владели мною во время встреч, непредвиденных диалогов, свидетельств друзей и незнакомых людей. Возвращаясь домой на поезде, я думала о том, что есть причина вернуться, чтобы идти дальше и видеть, что встреча, произошедшая в моей жизни, новый взгляд, который подарило мне движение, о. Джуссани, устоит во времени. Есть причина вернуться домой, чтобы рассказать всем: мужу, друзьям, коллегам, ученикам, их родителям, что это правда: сердце человека создано для счастья. Там, где есть свободный, серьезный, смелый, честный, радостный человек, там из семени рождается Красота, способная дарить себя другим, там люди становятся настоящими.
Любовь
Сколько раз я слышала, как говорили о друзьях из центра, но то, что мне было дано встретить, позволило мне признать, что, в действительности, у меня не было ни малейшего представления о них. Поразительные свидетельства друзей из центра и людей, нашедших уверенность в добре благодаря встрече с Сильвией, Светой, Асетом, Юлей и многими другими. Огромное «материнское сердце», бесконечно готовое принять всех, независимо от происхождения или способностей. Настоящая страсть ко всему, что связано с жизнью, даже касательно незначительных вещей. Это не все, что я увидела, но именно это настоятельно стучится в моей сердце и просит его верить и любить.
Елена
Я бы сравнила молодежный центр с чашей, которая капля за каплей заполняется любовью, милосердием, состраданием и помощью, как материальной, так и духовной. Таким образом, тот, кто нуждается в чем-либо, может прийти и получить это накопленное «богатство» из рук заботливых и любящих людей. Первыми вкушают это «богатство» именно люди, работающие в Центре, потому что, живя так, они реализуются как личности в своих качествах и добродетелях, становясь матерями и отцами, братьями и сестрами для тех, кого встречают. Как было бы прекрасно, если бы эта чаша всегда была полна живительной влагой до самых краев.
Лена
Пост углубляет молитву, заставляет молиться и душу, и тело, делает нас более внимательными и открытыми по отношению к Богу.
Церковь, по сути, забыла о посте. Он стал неким чисто духовным состоянием... На чисто телесный пост (по крайней мере, еще недавно) смотрели почти с подозрением и при этом не замечали, что вместе с ним исчез и дух поста.
Когда Христос придет во второй раз, уничтожатся грех и смерть, и пост потеряет свой смысл.
А пока, постясь, христиане признают, что окончательное спасение (во всей его полноте) еще не наступило. В посте они как бы взбираются к этому спасению, все более наполняясь той радостью, которую будет означать для них пришествие Христово – радостью брачного пира со своим божественным Женихом.
Для христиан постные дни были временем, когда они старались внимательнее прислушиваться к Богу... Пост объединял их в одну общину. Это было не просто аскетическое упражнение, а определенная форма совместной молитвы и бодрствования.
Когда тело заплывает жиром, вместе с ним жиреет и отупевает душа. Обильная пища ослабляет духовную бдительность. «Пост... отпугивает злых духов, отгоняет порочные мысли, проясняет ум, очищает сердце, освящает тело и ведет человека к престолу Божьему» (св. Афанасий).
Лечебный пост – это что-то вроде выбивания пыли. Очищаются все ткани и суставы организма, выводятся вредные вещества, удаляются состарившиеся клетки, что стимулирует образование новых.
Пост оказывает регенеративное действие на тело.
Пост не дает затянуться ране в сердце, которая заставляет нас двигаться к Богу, чтобы мы не начали искать утоления своей тоски где-то еще – у людей или в земной красе. Пост не позволяет нам слишком быстро заживить эту рану, не дает примазать ее поддельными бальзамами. Благодаря ему мы физически ощущаем свое глубочайшее предназначение: идти по пути к Богу, Который один может успокоить наше внутреннее волнение.
Пост – это умиротворение тела (св. Петр Хризолог).
Беспокойство рождается неумеренностью, господством пороков и похотей. Пост дисциплинирует человека, освобождает его от рабства пороку и дарует ему внутренний мир.
Хорошей пищей и питием можно многое в себе подавить. Но глубоко в сердце я продолжаю чувствовать безрадостную пустоту, из которой не могу выбраться наверх (к свету). В посте я встречаюсь с самим собой, встречаюсь с врагом своей души, с тем, кто внутренне меня порабощает (закрепощает)...
Умиротворение в Боге и в себе самом я смогу найти только в том случае, если будут удовлетворены мои потребности в пище и питии? Конечно же, нехорошо, если мы откажемся от любой еды и сами станем «несъедобными» для других. Но пост и не предполагает этого. Речь скорее идет о том, чтобы я узнал, что меня держит, какая сила меня несет, чем я, в сущности, живу. Когда в посте я отказываюсь от всех неисчислимых подменных удовольствий, зачастую оглушающих и ослепляющих меня, то познаю самую глубинную истину о себе. Постом я сдираю кожу, покрывающую мои хаотичные мысли и эмоции. И тогда может выйти на свет все, что есть во мне...
Мои раны..., прочно прикрытые, вдруг откроются. Все подавленное выйдет на явь. Пост показывает мне, кто я есть. Он обнаруживает грозящие мне опасности и говорит, где мне нужно начать сражаться.
Иисус в пустыне оказывается лицом к лицу с опасностью, грозящей Ему. Но рассказ о Его искушении описывает и опасности, грозящие каждому из нас. Сражение Учителя с сатаной показывает нам, как мы должны противостоять искушениям, которые атакуют нас во время поста. Испытания, которым мы подвергаемся в пустыне и в посте, обнаруживают тайные помыслы наших сердец (Втор 8, 2).
Одним словом, пост ставит перед
нашими глазами то, что нам угрожает.
В пустыне нет ничего, за чем мы могли бы спрятаться. И пост делает нас еще беззащитнее и ранимее. У нас нет уже ничего, чтобы заполнить кричащую пустоту... Нас немилосердно сталкивают лоб в лоб с теми силами, которые бьются за власть над нами. Речь, в конечном итоге, идет о том, чтобы мы отдали власть над собой Богу или сатане.
Обжорство вредит не только душе, но и отупляет дух. Слишком обильная пища лишает нас здорового напряжения, делает духовно сытыми и ленивыми людьми.
Если же пост пробуждает в нас гордыню, то это всегда означает, что мы слишком сурово обращаемся со своими инстинктами, думая, что справимся с ними собственными силами. Тот, кто постится ради человеческого признания, не дождется положительных плодов поста. Пост не изменит его, не освободит и не откроет для Бога.
Тестом на правильный пост является то, как мы относимся к окружающим и говорим о них. Если я отзываюсь дурно о других, то не понял смысла поста, и лучше мне прекратить его...
Телесный пост должен сочетаться с постом духа, т.е. воздержанием от злых мыслей.
Пост ставит нас лицом к лицу с самими собой... Само познание собственного состояния уже означает, что мы прошли большой отрезок пути к смирению.
В посте мы боремся не с самими собой, а с врагами души, которые хотят помешать нам стать самими собой, детьми Божьими. Св. Августин говорит, что постящийся не ненавидит собственное тело, а сражается с дурными привычками и тем самым приближается к выздоровлению. Пост не может быть важнее любви к ближнему. Он служит ей. Все сэкономленное постящийся должен раздать нуждающимся. Благочестивые дела чего-то стоят только тогда, когда их совершают не напоказ, а втайне. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6, 4).
Пост углубляет молитву, особенно просительную. Моя молитва охватывает все мое существо. Я вопию к Богу телом и душой, своим постом, признавая, что сам не могу ничего, что всецело завишу от помощи Божьей.
Пост делает нас чуткими и милосердными.
Пост – это поклонение.
Поклоняясь, человек не выставляет себя,
а склоняется перед Большим – пред Богом.
Постящийся склоняется своим телом, насыщенным постом, перед бесконечным Творцом, Который один может утолить его самый глубокий и самый внутренний голод. Всем своим телом человек вопиет к Богу.
Пост может быть опасен, когда в нем нет меры. Первая опасность – это своего рода отрицание жизни. Другая опасность – негативное отношение к телу.
Из: Ансельм Грюн, «Пост»