Увлеченные Иисусом
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №3' 23
- Опубликовано 24.11.2023 14:45
- Просмотров: 294
ХРИСТИАНСТВО
Увлеченные Иисусом
Церковь должна требовать большего,
а не меньшего от своих членов
Эрик Сэммонс
Приходы сегодня подстраиваются под напряженный стиль жизни современной семьи, чтобы привлечь и удержать прихожан. Но, возможно, именно это их и отталкивает…
Религиозные объединения всех направлений – католические, протестантские, иудейские и т.д. на ваше усмотрение – рекордными темпами теряют последователей. Но есть и немногие исключения, в верхней части списка которых стоят амиши. Целых 90% тех, кого воспитывают как амишей, остаются амишами. Любой нормальный католический епископ отдал бы свою митру за такие проценты.
Что удивляет в умении амишей удерживать своих приверженцев, так это то, что их вера является на сегодня одной из самых требовательных в мире. Стандартная для наших дней религиозная премудрость гласит, что религии должны «идти навстречу людям туда, где они живут», и, самое главное, не требовать многого от своих последователей. Согласно этой логике, требовательность отталкивает людей. Но пример амишей показывает, что верно обратное: требовательные религии удерживают своих приверженцев.
Почему? Потому что люди хотят придать более глубокий смысл и структуру собственной жизни, и это им обеспечивает полноценное религиозное погружение, а не просто хождение в церковь для галочки по воскресеньям. И, если это верно для амишей, то насколько более это должно быть верно и для единственно истинной веры?!
Признание нашего стремления к более глубокому смыслу заставляет по-другому взглянуть на вопрос: «Почему так много людей уходит из Церкви?» Многие католики предполагают, что это происходит по «серьезным причинам», таким как трагедии эксплуатации, учение о контроле рождаемости и абортах либо беспощадная пропаганда воинствующих атеистов. Хотя все это и может сыграть определенную роль, исследования показывают (и мой собственный опыт работы в епархиальной евангелизации подтверждает), что большинство людей покидают Церковь не из-за одной какой-то большой проблемы, а в результате постепенного процесса. В реальности они никогда и не решают для себя сознательно прекратить практику веру, а просто просыпаются однажды утром и понимают, что уже не практикуют и не желают практиковать католицизм. Он просто больше им не нужен.
Такой постепенный отход от веры указывает на то, что посещение церкви не интегрируется по-настоящему в современную жизнь. Многие церковные лидеры сказали бы на это, что нам нужно еще более стараться адаптироваться к окружающему миру и культуре. Нужно искать способы вписаться в плотный график обывателя. Но проблема в том, что современная жизнь в действительности несовместима с полноценным бытием христианина, так что вместо того, чтобы пытаться вписаться в современную жизнь, Церкви должны требовать от своих членов менять собственную жизнь, чтобы соответствовать твердому христианству.
Таков тезис выдвигают два протестантских пастора в их новой книге «Великое выцерковление». Эта книга глубоко исследует тревожный феномен исхода из христианских Церквей. И хотя она сосредоточена на протестантских деноминациях, проблема, описанная в ней, в равной степени касается и католических приходов. Трудность с тем, чтобы достучаться до католиков, погруженных в современную жизнь – это вопрос, к которому нужно подходить серьезно, если мы хотим остановить «кровотечение» и вернуть людей в Церковь.
Как уточняет «Великое выцерковление», многие перестают практиковать веру после 20-и, потому что она просто не подходит под их образ жизни. Скорее всего, они работают по многу часов (плюс к тому же часто подолгу добираются до работы), нерабочее время заполняют отдыхом и развлечениями. Их жизнь заполнена, даже если не заполняет их самих. Определенные занятия, в списке которых на первом месте посещение церкви, больше не стоят прилагаемых усилий, так как люди не видят очевидной пользы от них. Поэтому их можно опустить.
Возможно, однажды субботним вечером пара засиделась с друзьями, или новорожденный ребенок допоздна не давал уснуть. На следующее утро они проспали и пропустили Мессу. Может возникнуть легкое чувство вины, но когда то же случится опять в субботу две недели спустя, они снова не пойдут в церковь. А потом еще раз и еще раз… Пока однажды, в конце концов, просто не перестанут ходить.
Нет большего прозрения, чем «мы больше не верим». В действительности, если их спросить, они все еще могут считать себя католиками. Но больше не практикуют и не видят веских поводов для этого. У них и так предостаточно забот.
Многие приходы отвечают на это широко распространенное явление, пытаясь сделать посещение церкви покомфортнее, да так, чтобы без особого напряжения. Мессы покороче и попозже, жизнеутверждающие проповеди, минимум требований к самоотречению: настоятели надеются, что все это поможет соответствовать современным веяниям.
Но нужно делать прямо противоположное. Приходы должны требовать большего, а не меньшего от своих прихожан. Пастырям следует говорить их пастве, что подлинную практику католичества просто нельзя встроить в современный стиль существования: она требует совершенно иного образа жизни. Но этот католический жизненный уклад, когда он реализуется во всей полноте,
приносит гораздо большее удовлетворение, чем все, что может дать этот мир. Католическая Церковь может предложить жизнь, наполненную истинным смыслом, но для этого нужно спрыгнуть с поезда современности, мчащего нас в нигилизм, и сесть на лодку, плывущую в небеса.
Так что приходам нужно побуждать и даже требовать от прихожан, чтобы они радикально изменили свой образ жизни. У вас семья, где оба родителя работают по 50-70 часов в неделю? Вы тратите уйму времени на то, чтобы водить детей в спортивные секции и забирать оттуда (в том числе по воскресеньям)? Проводите время как одна семья, например, за ужином, или ваши корабли поодиночке уплывают в ночь мимо друг друга? Ваша приходская община состоит из собратьев и друзей, которые поощряют и поддерживают вашу жизнь согласно католической вере?
Приходы не должны быть похожи на фастфуды, где могут быстренько перекусить занятые люди. Им нужно требовать большего от своих прихожан, чтобы те сбавили темп и приспособили свои жизни к своей вере и своему приходу (а не наоборот). И я не (!) говорю, что настоятели должны просто требовать, чтобы было больше волонтеров и больше «активности» в приходе. Пусть перестройка в первую очередь и главным образом коснется дома и общин, которые поддерживают приход. Суть не в том, чтобы больше втянуться в жизнь прихода: речь о совершенно ином стиле бытия, когда жизнь семьи сосредоточена вокруг таинств и богослужебной жизни прихода.
Хотя, наверняка, найдутся прихожане, которых отпугнут такие требования, и они уйдут, приходы, применяющие такой подход, увидят, что намного больше будет тех, кого привлечет этот совершенно иной – и полностью католический – образ жизни. Если амиши могут удержать своих прихожан одной только частью Евангелия, то, вне всякого сомнения, католический приход, который требует от своих прихожан искать в первую очередь Царствия Христова и его правды, найдет такой же, если не больший отклик в сердцах своих прихожан.
.