Св. Григорий I Великий - Св. Григорий I Великий
- Подробности
- Категория: Газета "Кредо" №3' 23
- Опубликовано 24.11.2023 13:39
- Просмотров: 275
ИСТОРИЯ
64-ой римский Папа
Церковное имя
Св. Григорий I Великий
Светское имя
-
Годы понтификата
3.IX.590 - 12.III.604
Место рождения
и происхождение - Рим
А. Нурланов
Св. Григорий I (ок. 540-604 гг.) родился в семье знатного сенатора, который предназначал ему политическую карьеру. Еще молодым (в 573 г.) при императоре Юстиниане II занял должность префекта Рима, но был поражен зрелищем несчастий города и всей Италии. Смерть отца еще более обострила в нем чувство бессмысленности всего земного. Тогда он отдал все свое огромное наследство бедным и Церкви, основав шесть монастырей на своих землях в Сицилии и еще один в своем дворце на Целии, который посвятил св. Андрею и в котором сам облачился в бенедиктинские одеяния.
Его сильная личность и политический опыт, ценный в те времена великих невзгод, побудили, однако, Папу Бенедикта I вывести его из затвора, назначив его в 577 г. региональным дьяконом. А уже на следующий год новый Папа Пелагий II отправил его в качестве легата в Константинополь, где он пробыл несколько лет (579-585 гг.), обогатив свой политический и человеческий опыт.
После смерти Пелагия II аббат обители св. Андрея при общем согласии был избран Папой и возведен на престол 3 сентября 590 г. На этом престоле ему пришлось столкнуться с чумой, нашествием лангобардов и осадой Рима (593 г.), углублением схизмы Трех глав и тяжбами с Византией. За четырнадцать лет своего понтификата он решал и эти проблемы, и другие, которые сам по своей воле ставил перед собой: умиротворение Италии, объединение католиков Запада посредством обширной работы по евангелизации и установления весьма эффективных контактов с обращенными народами.
Среди прочего, св. Григорий I поддерживал проживавшее в Риме и округе население материально и своими гражданскими полномочиями; вместо беспомощной имперской власти организовал защиту центральной Италии, Рима и Неаполя; способствовал улучшению отношений с захватчиками; поддержал обращение Теодолинды; продвигал миссию Августина в Англии (596 г.); наладил более тесное сотрудничество с епископатом и королями Франкии; поощрял деятельность недавно обращенного Реккареда I в Испании.
Труды св. Григория Великого
Литературное наследие св. Григория Великого, отличавшегося живой чуткостью и исключительным равновесием, позволявшим ему сочетать мистические устремления монаха с уважением и сочувствием к страждущему человечеству, характеризуется простотой стиля, порой скромностью, но при этом большим красноречием и представляет собой ярчайший комментарий к его служению в качестве понтифика. Так он без колебаний вступал в споры с недоброжелателями и властителями, что видно из его посланий. Адресованные самым разным людям, они касаются всевозможных тем и могут дать исчерпывающее представление о его личности и деятельности. Особо выделяются послания, посвященные полемике с еретиками и схизматиками, такими как манихеи на Сицилии или донатисты в Африке, и другие, относящиеся к евреям, которым св. Григорий гарантировал свободу вероисповедания и доброжелательное отношение (I, 1, 47), так как «лишь кротостью, добротой, мудрым и убедительным увещеванием можно достичь единства веры».
Его забота о подготовке душепопечителей проявилась в таких трудах, как «Правило пастырское» (591 г.), где он указал цели и нормы жизни священника. В этом произведении св. Григорий старался объяснить Иоанну Константинопольскому, почему не решался взять на себя служение епископа Рима, показывая при этом, сколь трудным является служение пастыря и какие жизненные правила тот должен соблюдать. Здесь он описывает идеал епископа, который всегда должен быть врачевателем душ и уметь найти верный тон, чтобы, обращаясь к людям из разных социальных слоев, оказать на их души максимально возможное влияние, всегда помня при этом о собственной слабости, чтобы не впасть в чрезмерное самомнение. Этот краткий труд оказал огромное влияние на дальнейшее развитие пресвитерской духовности и долгое время воспринимался как свод епископских правил.
Прекрасную иллюстрацию к его роли утешителя и учителя духовности мы находим в проповедях на Евангелия и на Иезекииля, произнесенных в Риме в 590-593 гг. – драматический для города период, когда, казалось, все вот-вот рухнет. В «Моралиях» он дает толкование на книгу Иова, представляя главного героя как образ Искупителя, его жену – как символ плотской жизни, а друзей – как еретиков, всегда извлекая при этом из своей интерпретации нравственные и богословские уроки.
«Диалоги», написанные между 593 и 594 гг., стали, наверное, самым популярным его произведением. Устав от забот и обязанностей своего служения, он на время удаляется в уединенное место, где разъясняет дьякону Петру свою неудовлетворенность от того, что не смог посвятить себя жизни аскета, благодаря которой столькие смогли достичь совершенства. Затем, уступая мольбам Петра, он начинает на конкретных примерах показывать истинность такого утверждения, описывая жизнь и перечисляя чудеса итальянских святых, о которых он знал из достоверных свидетельств других или из своего личного опыта. Диалоговая форма, издревле использовавшаяся в произведениях этого жанра, например, Сульпицием Севером, представляет собой для автора простое средство придать повествованию живость и облегчить переходы. Намеренно простой и ясный стиль способствовал широкому распространению произведения, вскоре переведенного на различные языки и отмеченного похвалами от современных и позднейших писателей.
Св. Григорий Великий – четвертый из учителей Церкви (после св. Амвросия Медиоланского, св. Августина и св. Иеронима), и хотя его деятельность в качестве понтифика имела исключительное значение для политико-религиозного равновесия в средневековой Европе, его литературное наследие до XII в. служило несравнимым источником размышления и духовного просвещения для всего Запада. Ему также приписывают составление «Григорианского антифонария» – большого собрания песнопений Римской Церкви.
.