«Свобода и спасение начинаются тогда, когда мы открываем двери сердца Господу», – подчеркнул Папа Франциск на св. Мессе, которую совершил утром 10 июня 2013 в часовне дома св. Марфы. В богослужении приняли участие члены и сотрудники Папского совета по делам мирян во главе с председателем кардиналом Станиславом Рылкой и секретарем епископом Йозефом Клеменсом.
«Что значит для христианина утешение?», – спросил понтифик в начале своей проповеди на чтение из второго послания к Коринфянам, в котором многократно употребляется это слово. Св. Павел обращается к «молодым в вере христианам», к людям, которые пошли за Иисусом совсем недавно. Не все испытали гонения; это были обычные люди, которые «нашли Иисуса». Жизненная перемена, которая за этим последовала, была столь велика, что им была необходима особая сила от Бога. И утешение как раз-таки и есть та самая сила: «это присутствие Бога в наших сердцах», – пояснил Папа Франциск.
«Спасение – жизнь в утешении Духа Святого, а не в утешении, которое дает дух мира: это не спасение, это грех. Спасение в том, чтобы открыть сердце, дабы вошло утешение Духа Святого, которое и есть спасение. Нельзя сторговаться немного там и немного здесь, намешать такой вот прекрасный компот... Немного Святого Духа и немного мира сего... Нет! Или то, или другое!»
«Наш Господь говорит ясно: невозможно служить двум господам – и Господу, и духу мира сего», – продолжал понтифик. Смешивать их нельзя. Если мы открыты духу Господню, то в состоянии понять «новый закон, который приносит нам Господь». Блаженство, о котором говорится
в сегодняшнем Евангелии, понятно только тогда, когда наши сердца открыты; оно постижимо благодаря утешению Духа Святого. Один лишь человеческий разум слишком слаб для него.
«Это новые заповеди. И пока наши сердца не откроются Духу Святому, они кажутся глупостью. Быть бедным, мирным, милосердным – все это вроде бы совсем не ведет к успеху. Пока у нас не открыто сердце, и мы не испытали утешение Духа Святого, которое есть спасение, для нас такие вещи просто непонятны. Ведь это закон для тех, кто был спасен и открыл сердце Спасению. Это закон свободных – тех, кто живет в свободе Духа Святого».
Человек может устраивать свою жизнь, руководствуясь всем списком человеческих правил и последовательностей. Но это не приведет нас к спасению. «Поэтому, – добавляет Папа Франциск, – было много тех, кто заинтересовался новым учением Иисуса, постарался его понять, но, в конце концов, начал с ним спорить. И так случилось именно потому, что их сердце было закрыто, они держались своего и замыкались на своих вещах, которые Бог хотел изменить. Почему такие люди закрывают свое сердце для спасения? Потому что они боятся спасения. Нуждаются в нем, но боятся. Ведь, когда Господь придет, чтобы спасти нас, мы должны отказаться от всего. Распоряжается Он! Отсюда страх: "распоряжаться" мы хотим сами». Так что, чтобы понять эти новые заповеди, нам нужна свобода, рождающаяся от Святого Духа, Который нас спасает, утешает и животворит.
«Сегодня мы можем попросить Господа о благодати следования за Ним с такой свободой. Ведь, пытаясь следовать за Ним со своей человеческой свободой, мы превратимся, конце концов, в ханжей, подобных фарисеям и саддукеям, которые с Ним спорили. Быть ханжой значит не позволить Духу преобразить мое сердце. Свобода в Духе, свобода, которую дает Дух – это неразлучная спутница рабства, но «рабства» Господу, Который делает нас свободными. Это свобода иного рода. И наоборот, одна лишь наша свобода есть рабство, которое служит не Господу, а духу мира. Будем же просить Бога, чтобы Он дал нам благодать открыть свое сердце утешению Духа Святого, чтобы это утешение, которое есть спасение, позволило нам верно понять эти заповеди.
Да будет так!»
По мат. Ватиканского радио
Ватикан. Конгрегация по делам богопочитания и дисциплины таинств приняла решение внести в евхаристические молитвы «Римского миссала также имя св. Иосифа, причем сразу же после имени Приснодевы Марии.
Св. Иосиф Назаретский был «поставлен главой семьи нашего Господа», является «примером великодушия и смирения», сумел исполнить «миссию, данную ему в истории спасения», и стал «свидетельством простых человеческих добродетелей», необходимых для того, чтобы быть честным и подлинным свидетелем Христовым. Об этом говорится в опубликованном 20 июня декрете вышеназванного ватиканского учреждения, и потому имя св. Иосифа должно упоминаться во всех евхаристических молитвах.
Как добавляет декрет, св. Иосиф «всегда почитался народом Божьим как опора мистического тела, т.е. Церкви», как «обручник Богоматери и небесный покровитель всей Церкви». Именно поэтому Иоанн XXIII уже во время II Ватиканского собора пожелал, «чтобы его имя было внесено в древний "Римский канон"» ("I Евхаристическая молитва"). Нынешний Папа Франциск в ответ на просьбы, поступающие из многих стран, подтверждает принятое еще Бенедиктом XVI решение о том, что имя св. Иосифа, обручника Приснодевы Марии, отныне будет упоминаться также в II, III и IV евхаристические молитвах в третьем типическом издании "Римского миссала"».
Конгрегация по делам богопочитания и дисциплины таинств прилагает к декрету, датированному 1 мая 2013 г., примеры изменений в звучании евхаристических молитв на главных западных языках. Что касается прочих языков, то такие изменения должны быть выработаны местными епископскими конференциями и предложены для одобрения Апостольского престола.
Латинское официальное звучание: «cum beato Ioseph, eius Sponso» - «со святым Иосифом, ее обручником».
По мат. ВР
Глава Национального совета Словацкой Республики Павол Пашка посетил кафедральный собор в Караганде и встретился с земляками
13 июня словацкая делегация во главе с председателем Национального совета Словацкой Республики Павла Пашки посетила кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов в Караганде. Высокопоставленного гостя сопровождал аким Карагандинской области Бауржан Абдишев.
Пашка выслушал небольшое музыкальное произведение, исполненное на органе, и ознакомился с историей строительства освященного в прошлом году собора. Затем делегация спустилась в крипту, где к высокопоставленному гостью обратился епископ Януш Калета: «Мы сердечно благодарим Словакию за то, что она посылает сыновей своего народа на служение местной Католической Церкви. Хочу также поблагодарить местные власти за их открытость. Рад, что мы можем встретиться у нас в Казахстане, и что иностранцы могут чувствовать здесь себя, как дома!
Затем его преосвященство представил Павлу Пашке священников, монахинь и мирян, служащих в Карагандинской епархии.
В заключение специально для нашей газеты председателем словацкого Национального совета сказал: «Ваше служение несет окружающим "чувство Бога" и способствует развитию души».
Еще ранее, утром в Спасске словацкая делегация почтила память жертв сталинизма, в эпоху которого в лагерях погибло более 100 жителей бывшей Чехословакии. Вместе с Паволом Пашкой к мемориалу умерших в Карлаге словаков и к памятнику всем жертвам тоталитарного режима возложил и глава карагандинского региона.
Во рамках своего четырехдневного визита в Казахстан глава Национального совета Словацкой Республики посетил также Астану, где встретился с председателем сената Республики Казахстан Кайратом Мами, премьер-министром Сериком Ахметовым и с председателем мажилиса Нурланом Нигматулиным. Павол Пашка выступил также в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева. Вместе с делегацией в Казахстан прибыли также словацкие предприниматели, принявшие участие в словацко-казахстанском предпринимательском форуме.
26 мая 2013, в торжество Пресвятой Троицы, в кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов принял священнический сан дьякон Александр Фуш. О. Александ родом из Чарска, был рукоположен в дьяконы 8 декабря 2012 г. в этом же храме, а священническое рукоположение ему уделил епископ Аделио дель Оро.
Его преосвященство обратился к возлюбленному сыну о. Александру: «Я очень тронут красотой этого храма, это все в честь присутствия Иисуса среди нас....Ты, наш брат Александр, призван служить всем людям, чтобы они ощущали свою принадлежность к Церкви. Там, где я вырос, служил настоятель, который 150 лет спустя стал блаженным. Он служил 40 лет около 200 прихожанам. Ему несколько раз предлагали пойти на повышение, но он отказывался. И стал блаженным ... Священник – это отец. Желаю Тебе быть отцом тех, кого вверит Тебе Бог. Не бойся, важно, чтобы ты вверял себя Иисусу через Марию. Под крестом все мы стали детьми Пресвятой Девы Марии, если у Тебя будут трудности и сложности, не бойся, вверяй себя Иисусу через Марию».
Епископ Аделио в прекрасных словах разъяснил в начале суть торжества Пресвятой Троицы, а затем вызвал о. Александра быть верным молитве, приводя в пример Святого Отца Франциска, который, как он недавно сказал, молится, несмотря на усталость и хлопоты жизни.
По словам самого о. Александра, благодать Божия, а именно пример о. Антона Бергера как ревностного священника привели его к этому дню. Радость рукоположения с новым священником разделили родители и родственники, прихожане г. Чарска и приходов всей Карагандинской епархии.
И в этот день было трижды «впервые»: конечно же, для о. Александра, а еще для епископа Аделио, который, как он сам признался, впервые рукополагал, и для нового кафедрального собора, где впервые уделялось это таинство! Да, то был особый день. Ведь как раз 26 мая Католическая Церковь Казахстана вспоминала 30-летнюю годовщину смерти раба Божьего епископа Александра Хиры, по заступничеству которого мы просим о святости и радости священства!
МХ
«Одно только нужно: люби Бога всем сердцем»
Интервью с о. Александром Фушем
«– Для начала расскажите немного о себе. Где Вы родились?
– Родился я в 1988 г. в г. Чарске Восточно-Казахстанской области, где выросли такие известные люди, как Роза Рымбаева и Бари Алибасов (смеется). В 1994 г. меня и моих сестер крестил о. Антон Бергер. До этого момента в семье не говорили о Боге. По-крайней мере, я не слышал таких разговоров. А после крещения, можно сказать, уже не было дня, чтобы о Нем не говорили.
– Кто прививал Вам веру?
– Веру как таковую мне прививал о. Антон. Но, конечно же, здесь нужно поблагодарить и моих родителей. Потому что, если бы они не привели нас крестить, то старания о. Антона были бы тщетными.
– Когда Вы поняли, что призваны к священству?
– Впервые я задумался об этого примерно в 8 лет. И то идея была не моя. Мой друг как-то сказал мне: «Когда вырастем, будем, как о. Антон». И эта мысль поселилась в моей голове. Более серьезно я задумался об этом два года спустя, когда из моего прихода в семинарию пошел будущий о. Николай Мамаев. Тогда я впервые сказал своим родителям, что тоже хотел бы пойти в семинарию.
– И как они отреагировали на это?
– Моя мама – очень добрая женщина, и она ничего на тот момент не сказала. А папа, начал возражать, потому что я в семье – единственный сын, и ему хотелось, чтобы я стал продолжателем рода и фамилии. Поэтому он был категорически против моей идеи. И тогда, видя, что папе это не нравится, я стал говорить ему постоянно, когда только представлялся удобный случай, что пойду в семинарию. Он продолжал возражать, но, в конце концов, в какой-то момент сказал: «Делай, что хочешь!» После этих слов у меня пропал интерес мучить его этим своим желанием, и, можно сказать, я совсем перестал думать о семинарии.
Вторая волна появилась лет в 15, когда многие девушки и парни из нашего прихода пробовали пойти в монастырь или семинарию. И тогда были уже две возможности: подумать о монашестве или о священстве.
А когда я заканчивал десятый класс, то подошел к о. Антону и сказал ему о своем желании пойти в семинарию. Не помню, обрадовался он тогда или нет, но с тех стал время от времени говорить со мной о том, как прекрасна священническая жизнь. И, окончив школу, я сразу пошел в семинарию.
– За время учебы в семинарии не появлялось сомнений?
– Сомнения пришли сразу же после поступления в семинарию. Уже через какое-то время мне захотелось домой, и я только ждал приезда своего настоятеля, чтобы сказать ему об этом и уехать вместе с ним. Но каждый раз, когда он приезжал в Караганду, машина была набита битком, и поэтому я все время откладывал.
Но все это было в первый год учебы, а затем я, можно сказать, привык к семинарии, и желание уйти исчезло. Конечно, и потом бывали кризисы и желание все бросить, но уже не такие сильные, как в первый год.
– С какими трудностями пришлось столкнуться за время подготовки?
– Серьезных трудностей, наверное, не было. Если и были, то из-за того, что где-то я недопонял кого-то или кто-то недопонял меня.
– А что Вы чувствовали, когда пришло время рукоположения? Не было колебаний?
– Когда перед рукоположением я поехал на реколлекции в Алматы, о. Давид Змуда, который их проводил, сразу сказал мне: «Раз уж приехал сюда, то перестань думать, правильно ты поступаешь или нет. Отдай все в руки Божьи». Так я и поступил. Волновался только от того, что меня ожидало что-то новое, что приедет много людей, чтобы посмотреть на меня, на плоды своих молитв о призваниях.
А во время самого обряда рукоположения, когда я лежал на полу, то думал только о том, чтобы поскорее кончилась литания, и я смог встать: просто я неправильно лег, и руки у меня затекли.
– А отношение родителей к Вашему решению к тому времени уже изменилось?
– Нужно сказать, что и отец, и мать были очень рады. У мамы на протяжении всего обряда были слезы на глазах. А папа уже после праздничного обеда «поймал» меня и сказал, что я вырос в его глазах.
– Что Вы посоветовали бы тем юношам, которые сейчас стоят на распутье и подумывают о священническом призвании?
– Для начала хотя бы попробовать пойти по этому пути. А потом Господь уже сделает так, как сочтет нужным.
– Что Вы хотели бы пожелать нашим читателям?
– На иконке, которую я дарил во время своей примиции, были слова выдающегося святого и мистика Альберта Великого: «Одно только нужно: люби Бога всем сердцем». Это лозунг, с одной стороны, стал для меня как бы программой моей священнической жизни, а с другой стороны, средством не забывать о том, что Кто-то намного больше пожертвовал из любви ко мне, отдав свою жизнь на кресте. И читателям газеты «Кредо» мне хотелось бы пожелать именно такого отношения к Богу: т.е. любить Его всем сердцем, несмотря на трудности и препятствия на пути любого призвания!
Беседовал А. Нурланов
В канун торжества Пресвятой Троицы, 25 мая 2013 г., в 17 часов в карагандинском Кармеле торжественные монашеские обеты принесла с. Агнеса Мария Божьего Сердца, в миру Оксана Лотохова из Караганды. Торжественную литургию возглавил епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра. Участие приняли также отцы кармелиты из Польши, отцы мариинцы и другие священники. Часовня Кармеля до отказа заполнилась родственниками, друзьями и прихожанами. Крылья молитвы вознесли к Богу «ДА» с. Агнесы, которая перед всей Церковью на всю жизнь обещала верность Небесному Жениху.
Жизнь в Кармеле особая, она проходит в полном затворе от мира сего. О ней говорят, что это призвание в призвании. Рада, что нам удалось все же коротко побеседовать с с. Агнесой:
- Дорогая с. Агнеса Мария Божьего Сердца, примите наши поздравления с днем принесения торжественных обетов! Для начала скажите, как так случилось, что современная творческая девушка, талантливый музыкант вдруг бросила все и закрылась в стенах монастыря?
- Когда я сдала государственный экзамен по музыке, которой я, кстати, занималась 15 лет, то ощутила пустоту. Ведь то, чего я так ждала – стать профессиональным музыкантом, вдруг оказалось для меня не самым ценным... Я начала искать. Спрашивала Бога, старалась открыть Его волю в происходивших в моей жизни событиях, обращалась за помощью к монахиням и духовнику. В молитве я особенно часто спрашивала: «Куда? В какой орден?» И так случилось, что в то время я впервые побывала в Кармеле... и сразу ощутила: тут мое место. Впрочем, призвание так и осталось для меня тайной...
«Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16) – думаю, эта цитата из св. Иоанна Евангелиста наилучшим образом выражает мое призвание: призвание верить в любовь Бога ко мне, познавать ее через истины католической веры и пребывать в любви, в Нем, в Его Сердце, дабы сия любовь Его излучалась и из моего сердца, притягивая тех, кто не верит еще в Любовь Божию, воплотившуюся и распятую на Кресте спасения нашего ради, чтобы уверовали в Нее. Для меня также важно и то, что мои вечные обеты были принесены в Год веры. Ведь вера – это, действительно, наше сокровище, пока мы живем в веке сем (на земле), и можно уже сейчас обладать «небом в вере», как говорила наша бл. Елизавета Пресвятой Троицы, воплощая в себе слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» и «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). И еще эти слова были написаны «учеником, которого любил Иисус», который познал эту неизреченную Любовь Христову, возлежа на Сердце Иисуса на Тайной вечере и постигая ее при Кресте в пронзенном Сердце Бога. Из этого источника Любви и моя душа черпает «воду живую, текущую в жизнь вечную», расширяя мое сердце, дабы давать Его любовь другим во благо.
- Невеста Христа... Это бесценный дар, не правда ли?
- Отвечу на этот вопрос цитатой уже упомянутой бл. Елизаветы: «Возлюбленная невеста Христова – само это имя является даром исключительной любви Бога, который Он дает, кому Сам желает. Быть Его невестой, живя в тесной связи с Ним, быть верной, отдавая себя Ему, через Него... и для Него! Отдавая себя так, как Он. Тогда Христос становится весь мой, а я – Его, и мы становимся «едино». Это пребывать сердцем у Сердца... Это жить с Иисусом, всегда с Ним. Это значит не уметь ничего другого, как только любить – любить, поклоняясь, любить, вознаграждая, любить, безмолвствуя, любить, молясь..., прося..., забывая о себе, т.е. любить всегда и всеми возможными способами. Быть невестой Христовой – это устремляться взглядом в Его очи, иметь мысли, проникнутые только Им, это войти во все Его радости и делить с Ним все Его горести. Быть плодовитой, «рождая» души для благодати и тем самым умножая усыновленных чад Отца, искупленных Христом.»
- Вы можете рассказать нам о самом обряде принесения торжественных обетов?
- Что касается обряда принесения торжественных обетов, то происходит это во время св. Мессы после литургии слова и проповеди. Предстоятель спрашивает приносящую вечные обеты сестру, хочет ли она следовать за Христом и Его Матерью в целомудрии, бедности и послушании, а она отвечает на все вопросы: «Хочу». Потом следует Литания ко всем святым, а «виновница» торжества в это время лежит, распростертая крестом перед алтарем (в монашеском хоре). Далее, вкладывая свои ладони в руки матери настоятельницы, посвящаемая приносит обеты Богу, произнося формулу согласно нашему уставу и конституциям, подписывает ее и отдает предстоятелю. Это обещание кладется на алтарь, а взамен после молитвы посвящения сестры, совершаемой епископом, ей с алтаря подается черный покров – символ посвящения Богу и смерти для мира. Настоятельница облачает сестру в черный покров и налагает на голову венок как знак невесты Христовой. Затем начинается Евхаристическая литургия, на подписанную сестрой формулу обетов кладется корпорал, на котором будет совершаться пресуществление. Вообще, монашеские обеты основаны на обетах крещения; они являются радикальным следованием за Христом Иисусом путем веры посредством послушания, путем надежды посредством бедности, путем любви посредством целомудрия.
- Однажды Вы признались, что по вечерам иногда поднимаетесь на башню Кармеля и наблюдаете за закатом солнца. Наверное, открывается неповторимо красочная панорама. Но, помимо башни, Вы никуда не выходите. Как бы Вы разъяснили современному человеку, любящему свободу, смысл жизни взаперти?
- У нас большой монастырь и достаточно обширный сад, где можно работать, отдыхать и прогуливаться. В этом году в нем образовался настоящий детский сад (смеется) из всяких пернатых братьев меньших... Я ухаживала за 5 афганскими дроздами, которых дословно вырастила...
Во всем остальном «мы умерли для мира, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге». По поводу затвора я сказала бы, что это как бы большая дарохранительница: сестры, как чаши или монстранции, внутри которых Иисус Христос. Ведь чаши и всю алтарную утварь используют только для литургии и ни для чего другого и хранят в отдельном шкафу в ризнице. Да и каждое крестное знамение – это тоже своего рода затвор, дабы Бог хранил нас, а мы сохраняли память о Нем.
- Как проходит день в Кармеле? Есть ли возможность поиграть на флейте или заняться чем-то по «собственному» желанию?
- По воскресеньям я, конечно же, могу почитать любимую книгу. Что касается игры на флейте, то это получается только на Пасху, Рождество и на другие большие торжества. Наш день начинается довольно рано: в 5:10 подъем, а в 5:40 мы с сестрами уже собираемся в часовне для молитвы, на которой беспрерывно пребываем 3 часа, если считать еще св. Мессу, начинающуюся в 8 часов и заканчивающуюся благодарением. После Мессы следует завтрак (мы в Кармеле вегетарианки). Затем все идем заниматься своей работой: кто на кухне, кто в саду, в прачечной, мастерской...и т.д. В 12 часов мы снова встречаемся на молитве. После обеда также равномерно чередуется молитва, работа и отдых. День у нас заканчивается в 22:30 часов.
Как говорила св. Тереза Младенца Иисуса, «Кармель – это сердце Церкви», излучающее любовь на все члены Тела Христова. С таким ритмом жизни, в котором гармонично сочетаются молитва, работа и отдых, мы восемь раз в день встречаемся в хоре на молитве, и это как бы пульс, биение Сердца Христова, которое стучит так: «люблю... люблю... люблю...».
Очень красиво о монастыре говорит и бл. Елизавета: «В Кармеле везде можно найти Бога, здесь живут с Ним, в Нем и для Него. Здесь нет ничего другого, только Он, Он есть все, Его одного здесь достаточно». Когда ты постоянно живешь в Его присутствии, все становится «неустанной молитвой. Это как бы преддверье неба, знак вечной жизни, где живут только Богом. Наше самое главное занятие в Кармеле – «любить и молиться» и на всем оставлять «печать любви». Как Пресвятая Дева Мария в Назарете, которая все делала в Его присутствии, с Ним и для Него. Жизнь кармелитки – это неустанное пребывание с Богом. «Если бы Он не наполнял наших монастырей, наших келий, здесь была бы пустота». Но мы веруем, что наш Бог – Бог живый, и мы носим Его в себе, можно сказать, как «Богоносицы».
- Каков путь совершенства?
- Путь на гору Кармель – это путь узкий, тернистый, крестный путь очищения, необходимый для единения души с Богом. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» путем чистой веры, очищенной в испытаниях и горниле страданий. Когда входишь в процесс очищения, в осознание своей нищеты, слабости, малости, то все равно говоришь: «Люблю Его, только это могу: любить Его Его же любовью – это взаимообмен между Тем, Кто «Есть», и той, кто «не есть». Сказано, что «любовь питается жертвами», она, как «живое пламя огня», куда всегда надо подбрасывать дрова (жертвы), какие у тебя есть, чтобы огонь любви не погас. Это путь очищения, обнажения от всего чувственного и духовного, внешнего и внутреннего, земного и сверхъестественного, от всего, что «не есть Бог», «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А главная первая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем (целиком, полностью) сердцем твоим...». И после такого очищения и обнажения душа преображается в своего Жениха, и тогда «крупица чистой любви у такой очищенной души становится более ценной пред Богом и приносит больше пользы Церкви, нежели все другие дела вместе взятые (св. Иоанн от Креста, П.Д., 29). Вот такой наш путь любви! Если кто-то хотел бы узнать побольше, приходите и, если услышите Его голос, не бойтесь сказать: «Вот я, Господи, Ты звал меня».
Желанных высот Вам, и спасибо за уделенное нам время!
Беседовала М. Хлахулова
13 июня 2013 в карагандинском кафедральном соборе удалось окончательно наладить автоматическую настройку часов.
На двух башнях в общей сложности помещены двадцать колоколов, четыре из которых - маятниковые, а остальные - музыкальные, звонящие в тональности С. Самый большой колокол весит 900 кг. Все они управляются автоматически с помощью компьютера и GPS, которые сообщают часам точное время. Большой колокол бьет каждый час, а малый - каждые пятнадцать минут. Кроме того, часы запрограммированы так, чтобы звонить для призыва на Мессу за тридцать минут до нее: в будние дни звонит средний колокол, а по воскресеньям и праздникам - все колокола. Ежедневно в 12 часов раздается звон в память о воплощении, после чего проигрывается мелодия «Ангела Господня».
Эту особую настройку провела фирма «Грассмаур» из Австрии, основанная в невероятно далеком 1599 г.
Так что новый кафедральный собор преподносит карагандинцам еще один приятный сюрприз!
В Караганде окончился процесс по делу о возможном чуде по заступничеству кандидата к беатификации о. Владислава Буковинского.
Раб Божий о. Владислав Буковинский (1904-1974 гг.) живет в памяти многих людей как героический свидетель и пастырь тех, кто стал объектом гонений за веру и национальную принадлежность. Он не покинул их до самой смерти, добровольно отправившись в ссылку, чтобы разделить их участь. Почти 20 лет служил он в Казахстане и, в первую очередь, в Караганде. За это время он несколько раз бывал на родине и всегда при этом скучал по своим верным ссыльным. В конце своей жизни, уже тяжело больной, о. Владислав все равно возвращался к своей пастве, чувствуя, что нужен им даже таким. Ведь он сам говорил, что апостольство священника продолжается и после смерти. Сам бл. Иоанн Павел II во время своей апостольской поездки в Казахстан в 2001 г. сказал о нем: «Мне не раз доводилось встречаться с о. Владиславом Буковинским, и я всегда восхищался его священнической верностью и апостольским рвением. Особенно сильно он был связан с Карагандой. Сегодня мне хотелось бы от имени Церкви воздать честь и ему, и всем ссыльным». В сотую годовщину рождения и сороковую годовщину смерти о. Владислава в Караганде в память о нем был организован симпозиум, участникам которого блаженный понтифик адресовал такие слова: «Благодарю Бога за то, что знал его лично и мог наставляться его свидетельством. Меня поражало его самопожертвование и пастырский запал. Не страшны ему были никакие препятствия и даже тюрьма, только бы притесняемый народ Божий мог черпать из его служения».
Множество свидетелей говорило о сокровищнице жизни и святости о. Владислава и сопровождавших его Божьих знамений. Поэтому в 2006 г. по просьбе казахстанской Римско-католической Церкви в Кракове началось каноническое разбирательство по делу о героичности его добродетелей. В 2012 г. Конгрегации по делам канонизации в Риме была представлена «Positio», т.е. книга о жизни, деятельности, героичности добродетелей и славе святости раба Божьего, подготовленная на основе показаний свидетелей, рукописей автора и архивных документов. Теперь эта книга должна стать предметом обсуждения богословов и кардиналов.
В то же время слава святости раба Божьего распространялась по всему Казахстану, и многие люди выразили желание молиться по его ходатайству, а затем давали письменные свидетельства о плодах этой молитвы. Дело в том, что одного признания героичности добродетелей недостаточно для беатификации. Церковь требует подтверждения святости героя веры от Самого Бога в виде научно необъяснимого чуда, свершившегося по заступничеству кандидата. В 2008 г. начался сбор медицинских документов и свидетельств, касающихся возможного чуда, произошедшего в Караганде в июне того же года.
О. Ян Новак как вице-постулатор подал прошение о начале канонического разбирательства по этому факту, которое проходило 22-31 мая 2013 г. в Караганде и закончилось положительным заключением. В епархиальный трибунал, назначенный епископом Карагандинским Янушем Калетой, вошли: о. др. Анджей Сцонбер из Кракова, о. др. Шчепан Т. Праскевич (OCD) из Люблина и о. др. Петр Пытлованы из Караганды.
О. Владислав Буковинский может стать первым римско-католическим блаженным Казахстана. Его гроб находится в храме св. Иосифа в Караганде. Уповая на Господа, мы надеемся, что это чудо позволит нам в будущем увидеть долгожданную беатификацию, которая послужит вящей славе Божьей и благу вселенской Церкви, прежде всего, в Караганде, где страдал и трудился на апостольской ниве о. Владислав.
О. Ян Новак
Престольный праздник кафедрального собора в Алматы
По преданию, св. Августин, размышляя о великой тайне Святой Троицы, прогуливался по берегу моря и увидел мальчика, который вырыл в песке ямку и переливал туда воду, зачерпывая ее ракушкой из моря. Святой спросил, зачем он это делает, а тот ответил: «Я хочу перечерпать все море в эту ямку!» Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему ответил: «А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?» И исчез...
Вот именно для того, чтобы непрестанно размышлять об этой непостижимой человеческим умом тайне, молиться Триединому и славить Его, 26 мая этого года священники, монашествующие и миряне всей алматинской епархии собрались на престольный праздник прихода Пресвятой Троицы в Алматы. Некоторые, чтобы попасть на это событие, проделали путь продолжительностью в 8-9 часов. Но никакое время не может быть потеряно, если оно посвящено Господу. И глаза всех светились радостью и ожиданием праздничной Мессы.
У алтаря знаменитая икона Андрея Рублева – Пресвятая Троица, символично украшенная зелеными веточками.
Его преосвященство епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра в присутствии епископа Генриха Феофила Хованца со словами радости приветствовал знакомые лица нашего общего дома Божьего – епархии. Он подчеркнул, что мы собрались, потому, что всех нас соединяет не что-то, а Кто-то, и этот Кто-то есть наш Спаситель Иисус Христос. И в тот день мы праздновали то, что любимы Богом. И, хотя нас много и все мы разные, мы смотрим на Святую Троицу и стремимся учиться у Нее понимать друг друга.
«Некоторые, – заметил его преосвященство, – думают, что мы верим в трех богов, но мы веруем в одного Бога. Сия истина велика, но когда мы верой и любовью понимаем Господа, тогда нам открывается истинная глубина Его тайны».
«Мы созданы по образу и подобию Господа, – продолжил ординарий, – и потому нам дарована мудрость. Ведь мудрость от Бога и доступна тем, кто открывает Господу свое сердце. Мудрость – это не восточные мысли или упражнения, а понимание глубины вселенной.
Далее епископ Хосе Луис пригласил нас в школу общения Пресвятой Троицы, напомнив, как Иисус говорил, что в сердце верующего Бог Отец, Дух Святой и Он Сам войдут и обитель у него сотворят.
Праздник Святой Троицы – праздник единства. Когда мы открываем дверь храма, то открываем не административное здание; мы открываем дверь, за которой нас ждет Бог, не желающий быть в одиночестве даже в Троице. Он, всесильный и всемогущий, ждет нас. И потому откроемся Ему навстречу, будем Его любить, будем учиться Его верности и стремиться к святости, которую наш Господь желает для нас.
В этот же день многочисленная корейская община вместе с отцом Алексом Кимом молилась розарием, воспевала песни благодарения Пресвятой Богородице, а также размышляла на духовные темы у грота Девы Марии.
По завершении праздника наша большая епархиальная семья вкушала трапезу во дворе храма, у прихожан разных приходов была прекрасная возможность общаться как друг с другом, так и со священниками и монашествующими. Молодежь после праздника еще осталась в храме, чтобы попеть песни, а взрослые – посмотреть фильм о Бенедикте XVI.
Светлана Семенова
Епархия в Алматы
С 17 по 24 июня в карагандинской семинарии проходила встреча о призвании, которую проводил о. Алексей Мицинский (MIC) вместе с о. Рафалом и с. Кларой. Нам было интересно поближе познакомиться с этой инициативой, и мы поговорили о ней с о. Алексеем:
– Очень приятно встретиться с Вами, о. Алексей. Не могли бы Вы рассказать немного о встрече, которая проходит в эти дни в Караганде?
– Идея этой встречи возникла в рамках душепастырства призваний, к которому мы приступили в нашей астанинской архиепархии в январе текущего года. На эту первую встречу в Караганду со всего Казахстана из разных епархий приехало девять парней, которые как раз задумываются сейчас над своим призванием и над выбором жизненного пути. Часть из них при первом же общении, когда мы только знакомились, заявила, что собирается поступать в семинарию или в монастырь. Другая часть пока только думает об этом. Поэтому такие встречи, с одной стороны, помогают одним укрепиться в своем решении, а другим – сделать свой выбор.
– В этой встрече участвуют только парни, или и девушки также?
– Нынешняя встреча для парней, а осенью мы планируем собрать девушек.
– Эта работа по душепастырству призваний предназначена только для астанинской архиепархии?
– Как душепастырь призваний нашей архиепархии я работаю, прежде всего, у нас. Но мы открыты для всех, кто желает определиться с выбором своего жизненного пути. Так, например, эта встреча проводится в Караганде в межъепархиальной семинарии именно для того, чтобы в ней смогли принять участие и молодые люди из других епархий.
– Что Вы посоветовали бы молодым людям, которые думают над своим призванием: как его распознать?
– Мне кажется, что самое важное – это не бояться задавать себе трудные вопросы: о смысле жизни и о том, где именно эта их единственная неповторимая жизнь будет звучать, как прекрасная симфония во славу Божью и во благо другим людям. Спрашивайте Бога: «Где мое место?» Какой-то определенный рецепт здесь дать нельзя. Нужна искренняя молитва, жизнь по совести, постоянный духовный руководитель, общение с людьми, которые уже идут по пути священства или монашества и осознают и понимают действие Божьей благодати в человеческой жизни. И, прежде всего, здесь нужен личный контакт с Господом, нужно спрашивать Его: «Где Ты хочешь, чтобы я был? Где я буду счастлив?» Ведь вопрос призвания – это не вопрос образа жизни, а вопрос счастья. Мое счастье – это данное мне призвание.
И этой инициативой мы хотели именно помочь парням и девушкам найти тот путь, идя по которому, они найдут счастье. Вот почему мы приглашаем на эти встречи только людей определенного возраста, которые, по крайней мере, думают о призвании к священству или монашеству. Что такое семейная жизнь, знает каждый. А мы стремимся показать красоту и богатство жизни в полном самопожертвовании Господу.
И еще, нам очень нужны патриоты этой страны, люди, которые будут служить здесь среди людей, вместе с которыми они выросли, жили, воспитывались. А лучшим патриотом, на мой взгляд, будет тот, кто любит Бога и ближнего и кто верен своим обетам и миссии. Об этом мы также стараемся говорить молодым людям: их миссия – это служение здесь, в Казахстане.
Архиепархия в Астане
Мы рады представить вам несколько текстов Валентины Лыковой, прихожанки собора Успения Пресвятой Богородицы в Одессе, жены и матери двоих детей. Она вместе со своим мужем посвятила последние четырнадцать лет консультированию супружеских пар, обучению их христианским принципам супружеской жизни. А в 2013 г. Валентина неожиданно ушла из земной жизни ко Господу... Мы выражаем благодарность ее супругу, который дал нам разрешение на эту публикацию.
Семья - первая дорога в жизни I
Я родилась в обычной советской семье. Пишу «обычной», потому что люди, семьи, которые окружали меня, и проблемы, которыми они жили, казались мне абсолютно одинаковыми. Наша семья была небольшой: родители и двое детей – я и моя старшая сестра. Мы жили в Одессе, большом городе на юге Украины. Мама работала на две ставки, впрочем, как и отец. Отношения между родителями всегда были сложные. Никогда не хватало денег на жизнь. Жилищные условия были страшные (мы вчетвером жили в однокомнатной квартире). Отец часто выпивал, и только теперь я понимаю почему. Семейная атмосфера была довольно холодной. Мои родители были очень хорошими людьми, но они не умели справиться со всеми трудностями, которые выпали на их долю. На первом плане в нашей семье, как и во многих других семьях наших знакомых, были материальные проблемы. Нам часто не хватало денег на жизнь, и родители «тянулись», как могли. Мы с сестрой были предоставлены самим себе.
В те времена в Советском Союзе существовало убеждение, что детей должно воспитывать общество. Этой цели служили детские сады (некоторые - круглосуточные) и школа. Родители же в это время должны были работать на благо страны.
Сегодня я уже знаю, что общество состоит из семей. Какими были семьи, таким было и общество. Родительские функции сводились к деторождению. Далее воспитанием должно было заниматься общество. Оно решало, как нужно воспитывать, какие книги читать, что говорить и как думать. Там, где я воспитывалась, ценность «быть» была сильно искажена. Нужно было быть хорошим пионером, комсомольцем, членом партии, учиться «стучать»... Некоторые, исповедовавшие такие жизненные ценности, сумели построить карьеру. Были и такие, кто не готов был смириться с этим; их воспитывала улица. Среди них была и я. Бог управил так, что я попала в круг людей, чья духовная и культурная жизнь была богаче моей собственной. С этого времени начался мой духовный и культурный рост.
В памяти моей часто появляются образы детства. Я с мамой и папой иду на прогулку в городской сад, в кино или на море. Или вместе с папой на футбольный матч. Я горда тем, что меня взяли на «мероприятие для взрослых». Я мечтала тогда о том, чтобы такие дни никогда не заканчивались... Но возвращалась рутина: мама и папа на работе, сестра в школе, а я целый день одна дома.
Иногда к нам приезжала бабушка (мамина мама). Я всегда была очень рада ей. Бабушка рассказывала мне сказки и научила меня молиться. Она говорила мне о Боге, Который награждает за добро, а за зло карает. Долгие годы я жила в страхе перед Божией карой. Я сочиняла свои детские молитвы и молилась к Богу, Которого боялась. Это была моя великая тайна, в которой я не смела признаться ни родителям (у них и так не было времени выслушать меня), ни подружкам, которые посмеялись бы надо мной.
Лишь спустя годы я открыла, что Бог не есть наказание, но любовь...
Продолжение следует
Валентины Лыковой