В канун торжества Пресвятой Троицы, 25 мая 2013 г., в 17 часов в карагандинском Кармеле торжественные монашеские обеты принесла с. Агнеса Мария Божьего Сердца, в миру Оксана Лотохова из Караганды. Торжественную литургию возглавил епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра. Участие приняли также отцы кармелиты из Польши, отцы мариинцы и другие священники. Часовня Кармеля до отказа заполнилась родственниками, друзьями и прихожанами. Крылья молитвы вознесли к Богу «ДА» с. Агнесы, которая перед всей Церковью на всю жизнь обещала верность Небесному Жениху.
Жизнь в Кармеле особая, она проходит в полном затворе от мира сего. О ней говорят, что это призвание в призвании. Рада, что нам удалось все же коротко побеседовать с с. Агнесой:
- Дорогая с. Агнеса Мария Божьего Сердца, примите наши поздравления с днем принесения торжественных обетов! Для начала скажите, как так случилось, что современная творческая девушка, талантливый музыкант вдруг бросила все и закрылась в стенах монастыря?
- Когда я сдала государственный экзамен по музыке, которой я, кстати, занималась 15 лет, то ощутила пустоту. Ведь то, чего я так ждала – стать профессиональным музыкантом, вдруг оказалось для меня не самым ценным... Я начала искать. Спрашивала Бога, старалась открыть Его волю в происходивших в моей жизни событиях, обращалась за помощью к монахиням и духовнику. В молитве я особенно часто спрашивала: «Куда? В какой орден?» И так случилось, что в то время я впервые побывала в Кармеле... и сразу ощутила: тут мое место. Впрочем, призвание так и осталось для меня тайной...
«Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16) – думаю, эта цитата из св. Иоанна Евангелиста наилучшим образом выражает мое призвание: призвание верить в любовь Бога ко мне, познавать ее через истины католической веры и пребывать в любви, в Нем, в Его Сердце, дабы сия любовь Его излучалась и из моего сердца, притягивая тех, кто не верит еще в Любовь Божию, воплотившуюся и распятую на Кресте спасения нашего ради, чтобы уверовали в Нее. Для меня также важно и то, что мои вечные обеты были принесены в Год веры. Ведь вера – это, действительно, наше сокровище, пока мы живем в веке сем (на земле), и можно уже сейчас обладать «небом в вере», как говорила наша бл. Елизавета Пресвятой Троицы, воплощая в себе слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» и «Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). И еще эти слова были написаны «учеником, которого любил Иисус», который познал эту неизреченную Любовь Христову, возлежа на Сердце Иисуса на Тайной вечере и постигая ее при Кресте в пронзенном Сердце Бога. Из этого источника Любви и моя душа черпает «воду живую, текущую в жизнь вечную», расширяя мое сердце, дабы давать Его любовь другим во благо.
- Невеста Христа... Это бесценный дар, не правда ли?
- Отвечу на этот вопрос цитатой уже упомянутой бл. Елизаветы: «Возлюбленная невеста Христова – само это имя является даром исключительной любви Бога, который Он дает, кому Сам желает. Быть Его невестой, живя в тесной связи с Ним, быть верной, отдавая себя Ему, через Него... и для Него! Отдавая себя так, как Он. Тогда Христос становится весь мой, а я – Его, и мы становимся «едино». Это пребывать сердцем у Сердца... Это жить с Иисусом, всегда с Ним. Это значит не уметь ничего другого, как только любить – любить, поклоняясь, любить, вознаграждая, любить, безмолвствуя, любить, молясь..., прося..., забывая о себе, т.е. любить всегда и всеми возможными способами. Быть невестой Христовой – это устремляться взглядом в Его очи, иметь мысли, проникнутые только Им, это войти во все Его радости и делить с Ним все Его горести. Быть плодовитой, «рождая» души для благодати и тем самым умножая усыновленных чад Отца, искупленных Христом.»
- Вы можете рассказать нам о самом обряде принесения торжественных обетов?
- Что касается обряда принесения торжественных обетов, то происходит это во время св. Мессы после литургии слова и проповеди. Предстоятель спрашивает приносящую вечные обеты сестру, хочет ли она следовать за Христом и Его Матерью в целомудрии, бедности и послушании, а она отвечает на все вопросы: «Хочу». Потом следует Литания ко всем святым, а «виновница» торжества в это время лежит, распростертая крестом перед алтарем (в монашеском хоре). Далее, вкладывая свои ладони в руки матери настоятельницы, посвящаемая приносит обеты Богу, произнося формулу согласно нашему уставу и конституциям, подписывает ее и отдает предстоятелю. Это обещание кладется на алтарь, а взамен после молитвы посвящения сестры, совершаемой епископом, ей с алтаря подается черный покров – символ посвящения Богу и смерти для мира. Настоятельница облачает сестру в черный покров и налагает на голову венок как знак невесты Христовой. Затем начинается Евхаристическая литургия, на подписанную сестрой формулу обетов кладется корпорал, на котором будет совершаться пресуществление. Вообще, монашеские обеты основаны на обетах крещения; они являются радикальным следованием за Христом Иисусом путем веры посредством послушания, путем надежды посредством бедности, путем любви посредством целомудрия.
- Однажды Вы признались, что по вечерам иногда поднимаетесь на башню Кармеля и наблюдаете за закатом солнца. Наверное, открывается неповторимо красочная панорама. Но, помимо башни, Вы никуда не выходите. Как бы Вы разъяснили современному человеку, любящему свободу, смысл жизни взаперти?
- У нас большой монастырь и достаточно обширный сад, где можно работать, отдыхать и прогуливаться. В этом году в нем образовался настоящий детский сад (смеется) из всяких пернатых братьев меньших... Я ухаживала за 5 афганскими дроздами, которых дословно вырастила...
Во всем остальном «мы умерли для мира, и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге». По поводу затвора я сказала бы, что это как бы большая дарохранительница: сестры, как чаши или монстранции, внутри которых Иисус Христос. Ведь чаши и всю алтарную утварь используют только для литургии и ни для чего другого и хранят в отдельном шкафу в ризнице. Да и каждое крестное знамение – это тоже своего рода затвор, дабы Бог хранил нас, а мы сохраняли память о Нем.
- Как проходит день в Кармеле? Есть ли возможность поиграть на флейте или заняться чем-то по «собственному» желанию?
- По воскресеньям я, конечно же, могу почитать любимую книгу. Что касается игры на флейте, то это получается только на Пасху, Рождество и на другие большие торжества. Наш день начинается довольно рано: в 5:10 подъем, а в 5:40 мы с сестрами уже собираемся в часовне для молитвы, на которой беспрерывно пребываем 3 часа, если считать еще св. Мессу, начинающуюся в 8 часов и заканчивающуюся благодарением. После Мессы следует завтрак (мы в Кармеле вегетарианки). Затем все идем заниматься своей работой: кто на кухне, кто в саду, в прачечной, мастерской...и т.д. В 12 часов мы снова встречаемся на молитве. После обеда также равномерно чередуется молитва, работа и отдых. День у нас заканчивается в 22:30 часов.
Как говорила св. Тереза Младенца Иисуса, «Кармель – это сердце Церкви», излучающее любовь на все члены Тела Христова. С таким ритмом жизни, в котором гармонично сочетаются молитва, работа и отдых, мы восемь раз в день встречаемся в хоре на молитве, и это как бы пульс, биение Сердца Христова, которое стучит так: «люблю... люблю... люблю...».
Очень красиво о монастыре говорит и бл. Елизавета: «В Кармеле везде можно найти Бога, здесь живут с Ним, в Нем и для Него. Здесь нет ничего другого, только Он, Он есть все, Его одного здесь достаточно». Когда ты постоянно живешь в Его присутствии, все становится «неустанной молитвой. Это как бы преддверье неба, знак вечной жизни, где живут только Богом. Наше самое главное занятие в Кармеле – «любить и молиться» и на всем оставлять «печать любви». Как Пресвятая Дева Мария в Назарете, которая все делала в Его присутствии, с Ним и для Него. Жизнь кармелитки – это неустанное пребывание с Богом. «Если бы Он не наполнял наших монастырей, наших келий, здесь была бы пустота». Но мы веруем, что наш Бог – Бог живый, и мы носим Его в себе, можно сказать, как «Богоносицы».
- Каков путь совершенства?
- Путь на гору Кармель – это путь узкий, тернистый, крестный путь очищения, необходимый для единения души с Богом. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» путем чистой веры, очищенной в испытаниях и горниле страданий. Когда входишь в процесс очищения, в осознание своей нищеты, слабости, малости, то все равно говоришь: «Люблю Его, только это могу: любить Его Его же любовью – это взаимообмен между Тем, Кто «Есть», и той, кто «не есть». Сказано, что «любовь питается жертвами», она, как «живое пламя огня», куда всегда надо подбрасывать дрова (жертвы), какие у тебя есть, чтобы огонь любви не погас. Это путь очищения, обнажения от всего чувственного и духовного, внешнего и внутреннего, земного и сверхъестественного, от всего, что «не есть Бог», «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А главная первая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем (целиком, полностью) сердцем твоим...». И после такого очищения и обнажения душа преображается в своего Жениха, и тогда «крупица чистой любви у такой очищенной души становится более ценной пред Богом и приносит больше пользы Церкви, нежели все другие дела вместе взятые (св. Иоанн от Креста, П.Д., 29). Вот такой наш путь любви! Если кто-то хотел бы узнать побольше, приходите и, если услышите Его голос, не бойтесь сказать: «Вот я, Господи, Ты звал меня».
Желанных высот Вам, и спасибо за уделенное нам время!
Беседовала М. Хлахулова