Этот человек в деревянных башмаках 5
ФРАНТИШЕК СОЙКА
Я работал в «Сольве» еще до войны, а в машинном цехе с 1941 года. Я брал воду с очистной станции для мытья пола и видел, как Кароль Войтыла работал – ведра носил. Он работал в три смены, я в одну. Мы на работе вместе пили молоко, принесенное из фабричной столовой. Я видел, как он читал книги и молился.
ТАДЕУШ САПЕК
Я работал тогда кочегаром в котельной. Кароль Войтыла был рабочим на очистной станции воды. Это был спокойный, добрый человек. С утра молился. Мы никогда не ссорились, не сердились друг на друга. Мы работали в одной смене.
Мне было жалко, когда немецкий автомобиль его сбил. Он болел несколько недель. Я знал, что он учился, видел, как он читает книги, но я не знаю о чем они были. Однажды, после торжественного приема, он принес на работу пирожные и всех угощал. Кароль Войтыла учился в уголке, за столом на котором готовили образцы воды.
Мы следили, чтобы не было аварии, я работал при насосах, он же при водах. В свободное время я уезжал за покупками, тогда Войтыла оставался один. В котельной среди лестниц и трубопроводов он нашел хорошее место для молитвы. Там никто ему не мешал.
Времени на разговоры не хватало. Работа была тяжелой, особенно в ночную смену. Мы помогали друг другу, чтобы можно было отдохнуть и немного поспать на скамейке.
СТЕФАНИЯ БУРДА
Кароль Войтыла, когда работал, приходил в столовую за супом, который мы варили рабочим. Девушка, прислуживающая за столом, всегда спрашивала его: хочет ли он добавку, – голодный был бедняга. Во время оккупации хотел принимать участие в богослужениях, совершаемых в мае. Он тогда уходил тайно. Я тоже тогда ходила на богослужения. Потом мы быстро возвращались на работу. Он был скромным, тихим человеком и мы часто размышляли: «Кто он такой»?
У него была обувь на деревянной подошве и тиковый костюм. Я видела, как он носил воду в ведрах, видела его, все время, на коленях погруженного в молитву. И думала: «Кто же этот молодой, – такой набожный»? Мой отец, Юзеф Бурда, то же работал во время оккупации в «Сольве» и знал Кароля Войтылу.
ЛЕОН НЕДБАЛА
С Войтылой я познакомился, когда он перешел из каменоломни на фабрику и работал в отделе станции очистки воды. Я в это время работал в лаборатории, которая имела непрерывную связь с производственным отделом, поэтому Войтыла ежедневно приходил к нам. От других сотрудников он отличался простотой, скромностью и добротой. Я очень его уважал и ценил. Мое уважение к нему возросло после того, как на ночной смене он обратился ко мне с просьбой: открыть кабинет заведующего, чтобы там можно было спокойно молиться и шум машин не мешал.
После войны каждый из нас пошел своим жизненным путем. Мой контакт с Войтылой прервался. Спустя несколько лет я узнал, что он стал священником. Самая большая радость для меня была встреча с епископом в моем приходе, в Могилянах, когда он приехал в приход с визитацией. С того времени наше знакомство, к моему великому счастью, длится до сих пор.
О имени Бога
1 часть
Мы, люди, стали черствыми. Во многих глубоких и деликатных вещах мы ничего не понимаем. Одной из них является слово. Мы считаем его чем-то внешним и уже не воспринимаем всю глубину его значения. Мы думаем, что это нечто мимолетное, потому что не чувствуем его силу. Слово оставляет нас равнодушными, не гремит, оно лишь хрупкое порождение голоса и звука. Однако слово, – тончайшее тело чего-то духовного. Основа чего-то в нашей душе, которая встретившись с ним, пробуждается и находит выражение в словах.
Действительно, так и должно быть. И, конечно, у первого человека было так же.
На первых страницах Священного Писания мы читаем о том, что Бог «привел животных» к человеку, чтобы тот дал им имена. С открытыми чувствами и открытой душой он видел основу каждой вещи и, исходя из этого, нарекал их, и его душа соответствовала Божьему творению. Что-то в ней дрогнуло, то, что было в основе этого существа, в особом отношении с ним. Ведь человек является совокупностью и единством всего творения. Он объединил в имени сущность вещей и то, что отозвалось в его душе.
Тогда часть мира и часть человеческой души соединились в имени. И когда человек произносил это имя, то просыпался глубокий образ бытия вещей, и в духе его звучало то, что отзывалось в сердце. Имя было таинственным знаком, через который человек воспринимал мир и себя самого.
Слова, – это названия. И речь, – это высокое искусство обращения с именами вещей, понимание глубины собственной сущности и всего окружающего в завещанной Богом гармонии.
Но это отношение полного доверия к творению и собственному Я не выдержало. Человек согрешил, и связь разорвалась. Вещи стали для него чужими и даже враждебными. Человек уже не смотрел на вещи чистым оком, но похотливо, властно, с неуверенным взглядом преступника. И они закрыли перед ним свое естество. А также и его собственная сущность закрылась перед ним, потому что он желал эгоистично пользоваться собою. Человек уже не владел собой так, как раньше. Он уже не жил с детским взглядом на свою душу. Душа вышла из-под контроля человека, и он стал незнающим и бессильным.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)
Среди гонений /11
Священники Казахстана и Средней Азии
48) Томас Мария Фрайхерр фон Гумппенберг (CAP - францисканец).
Родился 10 марта 1904 г. В 1939 г. о. Томас, вместе с братом-францисканцем, приехал из Баварии на миссию в Латвию. Там его застала война. Томас Гумппенберг был арестован. 7 лет о. Томас Гумппенберг находился в тюрьме. Последствиями тюремного заключения являлись его проблемы с желудком и деформация позвоночника. Священник мог ходить, только губоко согнувшись. Кроме того он имел проблемы с ногами.
Являясь глубоким теологом о. Томас Гумппенберг был также и хорошим духовным отцом. Об этом свидетельствует тот факт, что в Латвии, где отец Томас работал перед приездом в Казахстан, люди из Риги и других городов приезжали к нему на исповедь за 200-300 км.
После неудавшейся попытки получить разрешение на служение католикам в Целинограде (сейчас г. Астана – прим. ред.) о. Томас Гумппенберг в декабре 1979 г. приехал в Актюбинск. Здесь, в Актюбинске, оказалось гораздо проще получить разрешение на работу в качестве священника. Из местной общины верующих, в основном немецкого происхождения, о. Томас Гумппенберг организовал приход. С этого времени число прихожан начало увеличиваться. Купленный в 1978 г. молитвенный дом уже их не вмещал.
В этой ситуации, после получения разрешения из Москвы, в мае 1981 г. началось строительство католического храма в Актюбинске. Храм строился на средства прихожан и их собственными силами. Старый молитвенный дом, при котором построили новый храм, переоборудовали в дом для священника. Орган, материалы для алтаря и лавки были привезены из Риги.
9 октября 1983 г. рижским епископом-помощником Валерьяном Зондаксом было совершено освящение нового храма в Актюбинске.
Нужно сказать, что о. Томас Гумппенберг был талантливым архитектором. По его проектам было построено 20 алтарей в готическом стиле и в стиле барокко. Также, во время заключения в лагере в Сибири, о. Томас Гумппенберг спроектировал мост через крупную сибирскую реку. Этот мост был в последствии построен.
О вкладе о. Томаса Гумппенберга в строительство храма в Актюбинске один из прихожан писал: «... все планы, размеры, рисунки, а также и надзор за строительством вплоть до самых мельчайших деталей, были в руках отца Томаса. Не было никого, кто бы разбирался в этих вопросах. Иногда, почти восьмидесятилетний, отец Томас выполнял и физическую работу. Я видел, не один раз, как он двигал тачки груженные камнями. Когда я говорил ему, чтобы он больше заботился о своем здоровье, о. Томас отвечал: «офицер умирает не в постели, а на поле боя». Прихожане вспоминают, как в одной из проповедей он говорил: «... если не могу уже больше ничего сделать для вас, могу для вас умереть».
Отец Томас говорил, что никогда не был в отпуске, потому что не имел на это времени. Он спал всего по 3-4 часа в сутки, а во время строительства храмов в Актюбинске и Макинке часто вообще не спал по ночам.
Умер о. Томас Гумппенберг в Актюбинске 5 января 1984 г., в 23 часа. Похоронен на городском кладбище.
(ср. История Католической Церкви в г. Актобе, http://www.catholic-kazakhstan.org/Aktobe/RU/index.htm от 25.10.2013г.; Гильгенберг Л., Из истории Католической Церкви в Акмолинской области, «Кредо» (1997) № 21, с. 4; Кандидаты к беатификации, http://www.catholic-kazakhstan.org/Credo/index.htm от 25.10.2013г.; Szczęsny А., Dzieje Kościoła w Kazachstanie i Azji Środkowej, Gniezno 2012, s. 174; Verlag Ch., Mossmaiera, Brückenbauer zwischen Ost und West, Stein am Rhein 1987, s. 120; Becker G., Und die Krebse pfeifden doch! Bei den Ruβlanddeutschen in Kasachstan, Meckenheim 2000, s. 58.)
Евгений Стариков
Продолжение следует
Духовные ОПАСНОСТИ
ГАДАНИЕ - не игра и не развлечение, но опасный грех
(1 часть)
Гадание как грех идолопоклонства
Сущностью оккультизма является медиумизм, посредством которого человек передает свою личность и даже душу силам неизвестного происхождения, иногда даже связывая себя заключением договора с дьяволом. Неслучайно, связи между разными видами оккультизма, такими как магия, спиритизм и гадание в учении Церкви всегда были своего рода очевидностью, это видно и из такого утверждения, как например: «Спиритизм часто ведет к гаданию или магии» (ККЦ 2117), гадание же без сотрудничества духов не имеет силы.
Сильная связь гадания со спиритизмом, то есть со спровоцированным и непосредственным контактом с духами (не только путем некромантии, то есть явного обращения к духам умерших с целью получения информации, но и скрытым способом), в своей сущности является связью с сатанизмом. Этот факт лишь усиливает всю серьезность его греховного характера, вдобавок подтвержденный сегодня в душпастырском опыте экзорцистов всех христианских вероисповеданий.
Грех гадания сегодня пренебрегается, он трактуется как игра или развлечение. В то время как гадание, будучи грехом идолопоклонства и святотатства, притягивает к себе другие тяжкие грехи, прибавляя грех к греху. Само искушение его практики часто подготовлено ранними грехами, как это описывает Библия на основе примера царя Саула, который практикует одновременно гадание, спиритизм и магию. Поэтому его (и всю его семью) встречают всевозможные несчастья, а в конце смерть.
Грех некромантии, гадание с духами
История Израиля, описанная на страницах Библии, поставила следующую оценку некромантии: это чуждая религии Израиля культовая практика, заключающаяся в обращении к умершим с целью получить от них информацию (например, касающуюся будущего). В прошлом она была применяема народами, проживающими в Канаане (с использованием магии или даже с жертвоприношениями людей).
Пример Саула ясно показывает обманчивый и смертоносный механизм греха некромантии, что, впрочем, касается каждого вида гадания. Неверность царя-отступника, его многие грехи и предательства повлекли за собой молчание Бога.
Молчание Бога, спровоцированное грехом, который притягивает другие грехи. Вину Саула увеличивает и тот факт, что некромантка, к которой он обращается за помощью, отказывается вызывать дух умершего, ссылаясь на царский запрет (1 Цар 28,9); но переодевшись, царь не только обращается к практикам, которые сам же запретил, но еще и гарантирует безнаказанность столь серьезного преступления.
Библейский автор противопоставляет ситуации, когда царь сначала вводит приказ по мысли Бога, а потом, переодетый, клянется именем Его, что женщина не будет наказана за нарушение приказа (1 Цар 28,10). Он не только преступает Заповедь Божью, но также осмеливается гарантировать безнаказанность виновнику греха (ср. R.Pindel, Magia czy Ewangeliа, Kraków 2003, str.126)!
Библейский текст, представляющий судьбу царя Саула, показывает, что некромантией занимаются великие грешники, которых оставил Бог, они же в свою очередь, не считаются с какими-либо нормами, даже с теми, которые сами установили. Это должно убедить читателя Библии, что практики такого типа достойны осуждения. Этой оценке способствует и тот факт, что в перспективе всей Библии некромантию практикуют «правители-отступники», такие как Саул (1Цар 28, 3-25), Ахаз (4Цар 16,3; 2Пар 28,3) и Манассия (2Пар 21,6; 2Пар 33,6).
Также надо добавить, что автор рассказа глумится над способностью некромантки, которая узурпирует право на знание недоступное другим людям, но сама не может распознать пришедшего к ней переодетого царя (1Цар 28,8-9). Знание гадалок всегда ограниченно, даже управляемые духами и демонами не могут знать будущего.
Инициация противная Богу
Спиритический сеанс заканчивается трапезой, описание которой занимает большую часть анализируемого текста (1Цар 28,21-25). Вероятно, здесь идет речь о магическом ритуале, совершенном женщиной из Эндора, с помощью которого предвозвещенные Самуилом события будущего должны быть задержаны. Женщина предлагает царю, находящемуся под угрозой смерти, спасение (28,21-22), подобно тому, как он ранее гарантировал ей жизнь (28,10). Жертва, представленная божком подземелья, и магический ритуал должны изменить судьбу Саула, который принимает фальшивые обещания. После минутного сомнения (28,23) царь вкушает еду, пожертвованную божком, в том числе мясо с кровью (28,24-25). Тем самым Саул, принимая демоническую инициацию или контринициацию, не только преступает запрет употребления мяса с кровью (сравни Быт 9,4; Лев 7,26 и др.), но также становится «совершенным» идолопоклонником, в результате чего его и всю его семью ждет смерть.
В пользу такого объяснения значения этой трапезы говорит тот факт, что Саул не сомневаясь принимает битву под Гибоа, убежденный, что предложенный женщиной магический ритуал (инициация) будет результативным и изменит его судьбу. Однако он теряет надежду, на действенность магии и убеждается в необратимости Божьих приговоров, когда погибают все трое его сыновей (31,2). Тогда Саул совершает самоубийство (31,4). В результате отрывок 1Царств 28,3-25 содержит речь о предосудительном поведении первого царя Израиля, который с помощью магии хотел познать будущее (гадание!), и влиять на него.
По существу, Саул прибег ко многим видам идолопоклонства, чтобы любой ценой реализовать свою волю. Именно поэтому он погиб, что должно быть для нас предупреждением. Это так же демонстрирует, что верующему в библейского Бога, особенно христианину, нельзя принимать никаких языческих инициаций.
Принять позицию Бога в отношении гадания
К сожалению, так же как грешный Саул, сегодня поступают многие католики, которые упорно не хотят принять Божьей оценки действительности гадания, выраженной в Откровении. Они забывают, что некромантия и связанная с ней магия, прежде всего, означают неверность Богу, который является Господом человеческих судеб и то, что Он хочет сказать, передает через Закон и пророков. Неверность, понимаемая как разрыв союза с Богом, выраженного в Заповедях, а также пренебрежение Богом как Господом и деградация Бога до роли божества или сил, над которыми человек имеет власть (R.Pindel).
Гадание является не только безбожным грехом идолатрии (с особой чертой святотатского присвоения прерогативы Бога – всезнания, в отрицании Его авторитета, на что обращал внимание св. Фома Аквинский), но также и духовным обманом, цель которого увести людей с пути спасения способом «утверждения греха» (св. Августин), к этому ведет отрицание свободы человека и Бога (что в итоге, тоже является деформацией образа Бога).
Эта радикальная духовно-моральная оценка, представляемая согласно всем Отцам Церкви, выражена в Библии в таких острых словах (повторяемых многократно в контексте гадания и других грехов, связанных с магией, спиритизмом и оккультизмом), как «разврат» или «омерзительность» (Лев 19,26.31; 20,6.20.27), (Втор 18,10-11), что означает самую высокую степень морального осуждения со всеми последствиями (вопреки современному менталитету христиан, которые часто трактуют этот грех снисходительно, или не признают его грехом).
Гаданием в Казахстане и в России занимаются не только гадалки, но и экстрасенсы, а также различные шаманы и даже мусульмане. Особенно опасны карты Таро, о чем еще будет сказано.
Следовательно, будем осторожны!
Продолжение следует...
О. Александр Посацки,
доктор богословских наук,
кандидат философских наук
Перевод: с. Марина Юрченко