Пастырское послание Епископов Казахстана касательно знака мира в литургии Святой Мессы
Конгрегация Божественного Культа 12 июля 2014 года послала всем епископским Конференциям письмо касательно богословского смысла и практического применения знака мира в литургии Святой Мессы. Этим Конгрегация исполнила предложения Синода Епископов 2005 года и указание Папы Бенедикта XVI в его постсинодальном увещевании «Sacramentum caritatis» (№ 49, н. 150).
Забота Отцов Синода, Папы Бенедикта XVI и Конгрегации Божественного Культа выражается в следующих двух замечаниях:
(1) Момент, когда верующие и священники передают друг другу знак мира, претворился во многих местах в шумиху, недостойную святости литургии и значительно препятствующую духовной сосредоточенности и благочестию, необходимым для непосредственной подготовки принятия Святого Причастия.
(2) Сам жест, употребляемый для передачи мира, часто идентичен светскому жесту приветствия, что придает Священной Литургии неторжественный, бытовой и мирской вид.
Конгрегация Божественного Культа просила каждую епископскую Конференцию пересмотреть до сих пор употребляемую форму знака мира, и в случае, если этот жест похож на светский знак приветствия, поменять его на более подходящий для Литургии. Кроме того Конгрегация Божественного Культа объясняет в упомянутом письме более глубокий и духовный смысл знака мира в Римском Обряде, а именно:
(1) Знак мира не является знаком взаимного приветствия присутствующих, как например это делается в бытовых обстоятельствах.
(2) Знак мира – это принятие духовного дара мира, который исходит от самого Христа, присутствующего на алтаре в состоянии его пасхального заклания за нас под видом пресуществленного хлеба; из Его жертвы истекает нам истинный мир, который мы сами не в состоянии дать друг другу.
(3) Непосредственно перед вкушением Христовой жертвы мира в Святом Причастии, верующие слышат призыв священника, действующего в литургии в лице Христа (in persona Christi): «Мир вам», и передают этот мир тем, кто рядом с ними, показывая также и жестом, что это не их мир, а мир, исходящий от Христа.
(4) Следовательно, обмен этим даром мира имеет, возвышенный и духовный характер, который выражается подходящим внешним жестом.
(5) В Римском Обряде знак мира не имеет смысла взаимного примирения или какого-то рода только межчеловеческого приветствия. Поэтому он должен совершаться в краткой, трезвой и сакральной форме.
(6) Из-за этой богословско-литургической характеристики в Римской Литургии знак мира не совершается перед приношением даров в оффертории, согласно словам Христа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24), но согласно словам Христа: «Мир Мой даю вам» (Ин 14, 27), произнесенных на Тайной Вечери.
(7) Смысл знака и обряда мира в Римской Литургии выражается образно как цепь духовного дара, исходящего от Христа на алтаре, переходящего к священнику, от него к верующим и от верующих друг к другу.
Учитывая поучения и указания в упомянутом письме Конгрегации Божественного Культа, Конференция Католических Епископов Казахстана постанавливает для территории Казахстана следующие литургические нормы:
1. Верующие не покидают свои места при передаче мира, но дают его только тем, кто стоит справа и слева.
2. При передаче мира не произносятся слова поздравления или пожелания. Можно сказать тихим голосом: «Мир тебе».
3. Передача мира не осуществляется пожатием руки, так как этот жест идентичен светскому приветствию и, кроме того, противоречит важному элементу культуры народа Казахстана, где публично женщинам не пожимают руку.
4. Верующие передают мир, поворачиваясь друг к другу с легким поклоном.
5. Священник не покидает алтарь при передаче мира.
6. Священники и диаконы передают друг другу мир согласно обычаю Римской Церкви: тот, кто говорит: «Мир тебе», кладет обе руки другому на плечи, а принимающий мир, отвечая: «И со духом твоим», ставит свои ладони под локти дающего мир, при этом оба совершают легкий поклон друг другу.
7. Министранты принимают мир от священника и передают его друг другу так, как это делают верующие.
8. Призыв священника: «Дайте друг другу мир», можно упускать на Святых Мессах в будние дни или при особых обстоятельствах, так как этот призыв, согласно предписанию Миссала, факультативный.
Упорядочение этого элемента литургии поможет священникам и верующим переживать Святую Мессу как истинную вершину всего священного Богослужения, здесь, на земле, которое, в свою очередь, должно отражать во всех своих деталях святость литургии на Небе, совершаемой Ангелами и Святыми в присутствии Христа, закланного Агнца, который есть наш мир, как учит нас Второй Ватиканский Собор (ср. Sacrosanctum Concilium, nn. 7-10).
Вышеуказанные литургические нормы вступают в силу на всей территории Католической Церкви в Казахстане с момента их публикации в газете «Кредо».
Астана, 18 ноября 2014 года
в Астане
Епископов Казахстана
Марии в Астане
Католических Епископов Казахстана