«Господи, я — Твоя, для Тебя я родилась,
что повелишь мне делать»
Св. Тереза Иисуса
Дорогие читатели «Кредо», позвольте мне поделиться с вами радостью некоторых даров Божьих, которые Господь уделил св. Терезе Иисуса. Думаю, будет приятно узнать некоторые факты истории и чудеса из ее жизни, особенно в этот благодатный год, когда весь наш Орден босых кармелитов и кармелиток празднует 500-летие со дня рождения нашей Святой Матери (28 марта 1514г.) (с 15.10.2014г. по 15.10 2015г.).
Наверное, для такого дела я не совсем подходящий исполнитель, «но было в сердце моем как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился удерживая его и не мог…» (Иер 20,9); и я решилась, наконец, похвалиться благодатью Божьей, данной нам в св. Терезе. Мы готовились к этому юбилею, читая ее труды, на протяжении 5-ти лет. Когда я стала углубляться в наследие святой Терезы, во мне все сильнее зарождалась гордость (в хорошем смысле этого слова) за мою Матерь-основательницу.
Один отец-кармелит (знаток св. Терезы) советовал нам: для того, чтобы лучше понимать харизму своих основателей, нужно не только читать их труды, но и труды тех, кто жил и общался с ними в то время. Одним из таких современников был о. Франциск Рибьеро, в своей книге «Житие святой Терезы Иисуса» он подробно описал жизнь и учение святой, а также ее почитание и множество чудес, испрошенных у Бога по ее заступничеству при жизни и после ее смерти. Так как материал для чтения велик, то пришлось выбрать лишь некоторые пункты, которые, как мне кажется, являются основополагающими в жизни св. Терезы:
1. Вера святой Терезы
2. Любовь к Богу
3. Любовь к ближним
4. Благодати и дары Божьи, уделенные ей при жизни
5. Чудеса и почитание после смерти
Не знаю, как у меня это получится, но попробую вкратце изложить то, о чем повествует о. Франциск Рибьеро в своей книге о св. Терезе Иисуса – 1-ой босой кармелитки из Авилы (Испания).
1. ВЕРА СВ. ТЕРЕЗЫ ИИСУСА
«Так как вера является основой всех добродетелей, то начнем с нее. В Терезе, настолько отрешенной от мирских вещей и трудившейся лишь для славы Божьей и блага душ, добродетель веры была действительно велика, это было видно из того, что:
1) Господь Иисус Христос, уделил ей сверхъестественную благодать, и она никогда не имела искушений против этой добродетели;
2) все монастыри, от первого до последнего, она основала для возрастания святой веры, дабы посредством непрестанной молитвы, практик покаяния и обращения сердца, помогать тем, кто ведет духовную борьбу с еретиками, и защищает святую веру и Церковь Христову.
Имея возможность частого общения с известнейшими богословами, она никогда не задавала им таких вопросов: «Как Бог сотворил это?» или «Каким образом это существует?». Тереза не желала знать этого, ей было достаточно думать, что это – дело Всемогущего Бога.
А какое благоговение св. Тереза имела к Пресвятым Дарам! Это проявлялось, например, в том, что когда она основывала новую обитель, сама мысль о том, что одной Часовней, в которой будут пребывать Пресвятые Дары, будет больше, приводила ее к неимоверной радости и побуждала к перенесению любых трудностей ради этого благого дела. Она очень огорчалась и принимала близко к сердцу все оскорбления, совершённые против Евхаристии, как неверными (еретиками Лютеранской Реформации), так и верными. Когда св. Тереза основывала монастырь сестер в Медине дель Кампо, она не могла спать, и несколько раз вставала ночью, чтобы охранять Пресвятые Дары, пока им не будет обеспечена безопасность. Много милостей уделил ей Господь и перед принятием Святого Таиства, и после него. Когда св. Тереза была монахиней в монастыре «Воплощения» (еще перед основанием новых обителей), она причащалась каждый день, и делала это по позволению нескольких известных и просвещенных священников, так как в то время часто приступать к Причастию было большой новостью. Но Господь дал ей понять, что Ему это приятно, освободив ее от утреннего недуга (по причине болезни каждый день утром и вечером ее рвало). К Алтарю Господню св. Тереза приступала с величайшей чистотой души, и если находила хоть один повседневный грех, исповедовалась заранее. Когда она имела какие-либо искушения или тревоги, то после Причастия всё умиротворялось, и много раз она была избавлена от своих недугов. Как пишет она сама о том, что именно испытывает ее душа пред сим великим Таинством Любви: «Когда я вижу столь Безмерное Величие Бога, сокрытое в малой Гостии, я в восхищении преклоняюсь пред сей непостижимой Премудростью и не знаю, как Господь дает мне силу и решимость приступать к Нему здесь, на земле..?». Она говорила, что «нельзя терять таких драгоценных мгновений близости с Иисусом Христом, когда знаем с точной уверенностью о Сущностном Его Присутствии в нас, покуда субстанция хлеба не растворится в нас. Надо, чтобы мы пребывали и общались с Ним еще некоторое время после Причастия, не занимаясь ничем иным. А если теряете эти драгоценные мгновения Присутствия Божественного Учителя в нас, то не сетуйте потом на медленное продвижение на пути своего спасения». С крепкой верой Тереза говорила: «Если при жизни Христа больные исцелялись от прикосновения к Его одежде, имея живую веру, как же можно сомневаться в том, чтобы и теперь Господь творил чудеса и уделял нам то, о чём просим Его, пребывающего во глубине нашего естества?». Когда Тереза слышала, как некоторые говорили, что хотели бы жить в то время, когда Иисус был на земле, то не понимала чего большего можно желать, если и теперь мы имеем Его в Пресвятых Дарах. И так, в течение многих лет, приняв Причастие, она находилась в таком состоянии, как если бы видела глазами своего Возлюбленного Учителя, входящего в ее келью.
Невозможно выразить и той радости, какую она испытывала в сердце, размышляя о том, что является дочерью Церкви. Особенно это было видно в последние мгновения ее жизни, в которые она часто с невыразимым счастием повторяла: «Господи, я дочь Церкви». Из этой живой веры вытекало не только ее глубочайшее уважение к Святым Таинствам, но и отношение к образам и ко всем благочестивым Церковным практикам, такие как: Литургия Часов, Розарий, коронки и т.д., которые она исполняла с величайшим благоговением.
А с какой верой св. Тереза Иисуса использовала освященную воду, даже трудно передать словами! Вот то, что она сама пишет: «Я много раз испытывала, как несравненна мощь святой воды, от чего бесы бы так быстро убегали и уже не возвращались. Сила воды сей должна быть очень велика... что же касается меня, то я, каждый раз, когда использую ее, испытываю особенное, ощутимое умиротворение и внутреннее удовлетворение, делающее душу мою сильнее, и я как бы обновляюсь во всей моей сущности, которое мне невозможно и описать...»
И еще немного важных советов, которые Наша Матерь давала своим дочерям: «Читая какую-либо книгу, слушая проповедь или размышляя о тайнах нашей святой веры, не утруждайте себя, не истощайте свой ум, вдаваясь во многие тонкости относительно того, чего вы по-настоящему не можете понять. Относительно же богословов, на которых Господь возложил обязанность объяснять нам истину, ясно, что они должны углубляться в нее и извлекают из этого великую пользу. Мы же будем в полной простоте принимать то, что Господь дает нам, и не будем утомляться в поисках того, в чем Он нам отказывает. Лучше будем радоваться, думая о том, что у нас такой великий Бог и Властелин, что в каждом его слове заключены тысячи тайн, из которых мы не понимаем даже азов...»
c. Агнеса,
босая кармелитка
Кармель - Караганда
Кто она?
ТЕРЕЗА ИИСУСА
(АВИЛЬСКАЯ) – ВЕЛИКАЯ
ТЕРЕЗА
К девяти часам вечера, незадолго до смерти, лицо Терезы чудесно просияло, и рука, державшая распятие, сжалась с такой силой, что отнять его так и не удалось. Она умерла, улыбаясь и как будто говоря с Кем-то, Кто наконец пришел: «О, Господь мой и Жених мой, пришел желанный час. Настало нам время увидеться. Настало мне время идти, настал час...».
Босые кармелитки всех монастырей рассказывали о чудесах, которые происходили повсюду, пока их Мать была при смерти. Но свидетелями самого трогательного чуда стали монахини в Альба де Тормес, где умирала Тереза. Перед окном кельи святой было маленькое засохшее дерево, которое никогда не цвело и не приносило плодов. И вот после той осенней октябрьской ночи, на заре все дерево покрылось белыми, как снег, цветами.
Католическая Церковь причислила Терезу Иисуса к сонму святых и провозгласила первую в истории женщину Учителем Церкви и учителем молитвы. Испанцы говорят о ней просто – Santa (Святая). Как первую женщину-писателя, ее наградили титулом покровительницы писателей испанского языка.
Тереза де Аумада родилась 28 марта 1515 года в благородной испанской семье во времена конкисты. Уже с детства проявлялись в ней вера и рыцарский дух семьи. Однажды она уговорила старшего брата Родриго отправиться в таинственную «мавританскую землю», чтобы претерпеть мученичество за веру и войти в жизнь вечную, которая уже тогда их сильно манила. Дяде, которому удалось отыскать детей, а потом и матери, которая их горестно укоряла, Родриго плача отвечал, что он послушался Терезу, но Тереза восторженно и упрямо отвечала: «Я хочу увидеть Бога!».
Шестеро ее братьев – молодых рыцарей – один за другим уехали за океан в открытый Христофором Колумбом Новый Свет. Она сама в возрасте двадцати лет, против воли своего отца, поступила в монастырь кармелиток в Авиле.
В 1562 г. св. Тереза вместе с несколькими сестрами и кандидатками решила возвратиться к более суровой жизни согласно традиции «отцов с горы Кармель». 24 августа 1562 г. она основала в г. Авила первую обитель босых кармелиток – созерцательный монастырь со строгим затвором.
Ее желанием было более радикально посвятить себя Богу ради спасения Церкви, переживающей раскол реформации, а также ради спасения народов, еще не знающих Христа (в Америке и на других материках). Тереза видела величайшую потребность, чтобы с духовно-материнской заботой окружить молитвой тех, кто «сражается на первой линии фронта»: Папу, священников, богословов и миссионеров и всех тех, к кому Бог их посылает. Она основала 17 монастырей босых кармелиток и с помощью св. Иоанна Креста положила начало мужской ветви босых кармелитов. Это единственный случай в Церкви, когда женщина основала не только женскую, но и мужскую ветвь ордена.
Святая Тереза умерла в монастыре босых кармелиток в Альба де Тормес 4 (15) октября 1582 года.
По просьбе своих духовных дочерей и в послушании исповедникам, святая наша Матерь Тереза написала четыре больших произведения: «Книга моей жизни», «Путь совершенства», «Внутренний замок», «Основания», несколько небольших нравоучительных сочинений и множество (около 2000) писем.
В своих трудах она опиралась на четыре благодати:
- опыт жизни, проникнутой присутствием Бога;
- понимание благодати присутствия;
- дар излагать это как устно, так и письменно;
- дар послушания писать это.
На основе материалов кармелиток
подготовила босая кармелитка,
Кармель г. Караганда