ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №5(285)'19


Май - месяц, посвященный Богородице

Май - месяц, посвященный Богородице



Май в Казахстане – это ранняя весна. На севере природа медленно пробуждается. Вид зеленеющих деревьев и кустов, первых цветочков и степи, которая пробуждается к жизни, дает новую жизнь сердцу. На юге удивительные красные пространства миллионов цветущих маков. Мир и природа буквально становятся другими. Но май – это особенный месяц не только из-за пробуждающейся к жизни природы, особым делает его посвящение необыкновенной персоне, и это не только в Казахстане, но во всём мире. Это смиренная Девушка, Женщина, Которая жила в маленьком городке в горах много-много лет назад. И на самом деле – думая по-человечески – Она не сделала ничего особенного. Она просто полностью отдала Себя Богу. И, может быть, это причина, из-за которой Господь выбрал Ее Своей Матерью. Сегодня Ее знают миллиарды людей по всему миру. Многие люди выбирают Ее своей Матерью и Царицей, полностью через Нее отдавая свою жизнь Господу. Поэтому и не удивительно, что такое красивое время было избрано для Ее почитания.

 

Сам Папа Бенедикт XVI в 2010 г. в катехезе, объясняющей литургический контекст посвящения Марии этого месяца, говорил так: «Церковь самый красивый месяц года посвящает Той, Которая была самым красивым цветком земли. На самом деле это самый красивый цветок, который расцвел из всего творения, «роза», указавшая в полноте времени, когда Бог, пославший Своего Сына, дал миру новую весну».

 

Начало этой традиции восходит к V веку, после объявления догмата, в котором установлено, что Она – Матерь Бога. Уже тогда почитание Марии подчеркивало Ее особое место, которое Она занимала в жизни Церкви и Самого
Иисуса. Почитание Девы Марии распространяется еще больше в средние века. Об этом свидетельствуют многочисленные источники того времени. Один из них, с интересным названием «Пусть наступит добрый май», оставил в XIII веке испанский король Альфонс X. В своих стихах он описывает благословление этого месяца и призывает к празднованию через почитание Марии. Еще одно свидетельство в XIV веке дает блаженный Генри Сузо, признающийся, что он в мае, как мальчишка, собирал цветы и нес их к ногам Божьей Матери. Любил плести венки из весенних цветов и возлагал их на голову фигуры Божьей Матери. Она наградила его видением славы, которую получает от ангелов. Также во многих других житиях святых и хрониках разных монастырей можно прочитать о майском культе Девы Марии. Одним хорошим примером является св. Филипп Нери, которой собирал детей у фигуры Богоматери, призывал их молиться и возлагать цветы к Ее ногам. Подобные обычаи описывают хроники итальянских доминиканцев XVII века. Отцом майских богослужений мы можем назвать иезуита с именем Ансоланин. Священник, живший в Неаполе на рубеже XVII-XVIII веков, организовывал в королевской часовне специальные концерты с исполнением песен, посвященных Деве Марии, которые заканчивались торжественным благословением Святыми Дарами. Великим пропагандистом этой формы поклонения Богоматери был и иезуит, отец Муццарелли, издавший в 1787 г. специальную брошюру, которую потом разослал всем итальянским епископам. Позже он ввел майское Богослужение в храме Il Gesu в Риме. Распространил его и в Париже, когда сопровождал Папу Пия VII во время коронации Наполеона Бонапарта. Именно этот Папа присоединил первые индульгенции к этой форме почитания Божией Матери. В 1859 году другой Преемник Петра – Пий IX – утвердил форму майских Богослужений действительную до сегодняшнего дня. С тех пор начинается стремительное распространение этого Богослужения по всему миру. Помимо Италии, Испании, Португалии и Франции, оно охватывает Швейцарию, Германию, Австрию, Венгрию, Польшу, Чехию, Ирландию, США, Мексику, Китай и Австралию.

 

И так уже много лет по всему миру, в том числе и в Казахстане, продолжается эта прекрасная традиция, через которую мы выражаем любовь к Богородице.

 

И неважно, на каком языке мы говорим, или какой у нас цвет кожи, но мы, как дети одной Матери, хотим поклоняться Ей. Поражает удивительный факт, что как земля, так и формы поклонения Богоматери в мае повсюду очень похожи друг на друга. Свидетельством того является то, что многие священники – почитатели Марии – в разных местах мира, рекомендовали те же самые проявления культа Пресвятой Богородицы в мае:

 

украшение гирляндами из цветов и зелени статуи Пресвятой Богородицы;

 

собрания перед часовней, иконой или статуей каждый вечер, начиная с 30 апреля, чтобы вместе помолиться часть Розария, Литанию или другие молитвы посвященные Пресвятой Богородице;

 

пожертвования для Богородицы духовного цветка в каждый день мая;

 

прочтение нескольких мыслей о Марии, над которыми должно размышлять в течение следующего дня.

 

Конечно, особенное место занимает само майское Богослужение, порядок которого, как уже было сказано, утвердил в 1859 Папа Пий IX. Главным пунктом этого богослужения является пение или чтение Лоретанской литании. Поэтому стоит остановиться и подумать о том, чем является эта литания, посвященная Приснодеве Марии. Нужно, во-первых, заметить, что эта форма выражения посвящения себя или общины Богоматери и поручения Ей различных повседневных дел, чтобы Она ходатайствовала за нас у Своего Сына. Ее название происходит от греческого «lite» или латинского «litany» и означает просьбу, мольбу. Таким образом, уже ясно, что название «литания» следует нам понимать как молитву, состоящую из множества призывов, обращенных в данном случае к Богородице. Все они сочетаются с призывами к заступничеству и защите. Происхождение этой литании следует искать еще в монашеской традиции Франции XII века. Но публично она стала читаться в Лоретто с 1531 года – отсюда и название «Лоретанская». Само место происхождения этой молитвы – Лоретто – имеет не случайное значение. Согласно традиции, именно здесь хранится дом Святого Семейства из Назарета, привезенный в 1294 году семьей Де Анжелис. С тех пор Лоретто является прежде всего святилищем Назаретского Дома, который со временем был помещен в прекрасной базилике.

 

Сначала паломники молились этой литанией в этом мариинском святилище. Там она приобрела окончательную форму и оттуда распространилась на всю Церковь. Впервые она была напечатана в 1572 году во Флоренции и содержала
43 призыва. Конечно, в течение многих лет призывы Лоретанской литании менялись, одни были удалены, но добавлены новые, отвечающие потребностям и обстоятельствам. Например, последним было воззвание «Царица семьи», помещенное в литанию в 1995 году по рекомендации Папы Иоанна Павла II. Сегодняшняя версия Литании содержит 52 призыва к Богоматери, перечисляющие Ее различные титулы. Их можно разделить на три группы:

 

догматические – которые подчеркивают место Марии в деле спасения;

 

связанные с историей спасения – подчеркивающие Ее роль во всей истории спасения;

 

и эсхатологические – которые указывают на Ее благословенное состояние на небесах и, таким образом, Она становится гарантом нашего будущего спасения и мощным Ходатаем перед Богом.

 

Было бы очень хорошо, если бы эта история литании и месяца мая, как посвященного Марии, разожгла в наших сердцах еще большую любовь к Божией Матери. Пусть выражением этой любви будут красиво украшенные статуи, иконы, алтари и часовни Богоматери. Но пусть особенным украшением будут эти духовные букеты, составленные из ежедневных добрых дел. И, конечно же, пусть каждый из нас, как истинный почитатель Марии, в этот прекрасный Ее месяц, восхваляет Ее, поет или читает воззвания Лоретанской литании.

 

о. Томаш Пысь





.