ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(254)'16

«ПОХВАЛА СЛАВЫ...»
 
16 октября Папой Франциском была провозглашена Святой Босая кармелитка бл. Елизавета Пресвятой Троицы. Это еще один плод святости Ордена Босых Кармелиток... Мы хотим поделиться с Вами нашей радостью и немного рассказать о нашей малоизвестной Святой…
 
Элизабет Катэ, в монашестве с. Елизавета Пресвятой Троицы, прожившая двадцать шесть лет… Весна жизни… И всё же этого было достаточно, чтобы расцвести… Душою и телом, всецело, предать себя предложенной любви…
 
 
Сабет (так ее называли дома и в кругу друзей) жила во времена возникновения философии нигилизма и смерти Бога, во времена презрения Христа и Его Церкви, идеологического и воинствующего антиклерикализма, замены религии культом Республики. Она является свидетелем Бога Живого, присутствующего и действующего в каждое время и в каждом человеке, открывающемся на Него. Наши времена, может быть даже более чем те, нуждаются в ней, как в свидетеле, потому что тогдашнее учение не исчезло, но возникло еще множество новых, утонченных в своем коварстве и ловко втискивающихся в человеческие умы. Здесь опасны не учения, а распространение модели жизни без Бога. Верь во что хочешь, но живи так, как мы тебе скажем и покажем…
 
Родилась Сабет 18 июля 1880 г. на военной базе, в гарнизоне городка Авор, недалеко от Бурже. В 1881 г. семья переехала в Оксонн (Бургундия), а год спустя в Дижон. Здесь родилась единственная сестра Элизабет, Маргарита (Гит). Девочки совсем разные. Элизабет – холерическая и властная, Гит – кроткая, спокойная и серьезная. Два маленьких неразлучных создания, два противоположных темперамента, два открытых сердца… В возрасте семи лет Сабет лишается любимого папы, он умирает от болезни сердца. После смерти отца семья переезжает на улицу Приер де ля Кот-д`Ор, недалеко от Кармеля на Бульваре Карно. Мадам Катэ, нежная и чуткая жена, должна взять ответственность за воспитание детей на себя. Итак, Сабет растет очень вспыльчивой, несдержанной, настоящим вулканом, вулканом, который с трудом сдерживает лаву, кипящую в его центре. Поэтому однажды мама скажет ей: «Мало вероятно, что ты сможешь приступить к Первому Причастию». С этого момента Элизабет начнет учиться владеть собой, ради Иисуса она будет сдерживать приступы гнева.
 
19 апреля 1891 г. Сабет приступила к Таинству Евхаристии в первый раз. Эта первая евхаристическая встреча с Иисусом оказала на нее глубокое воздействие. Свидетели рассказывают, что всю Святую Мессу слезы радости стекали по лицу Сабет, а после Св. Мессы, выходя из храма Святого Михаила, она со слезами призналась своей подруге Мари Луиз Алло: «Я не голодна, Иисус насытил меня». Вечером, Элизабет в прекрасном белом платье с Причастия привели в Кармель. Мать Мария Иисуса объяснила ей, что имя Элизабет (Елизавета) означает «дом Божий». На девочку это произвело огромное впечатление. Она это чувствовала, – особенно в это утро, – чувствовала, что Бог обитает в ней. С этого дня закончились все вспышки злости. Она еще будет продолжать бороться, но возрастая и учась любить, будет чувствовать, что тоже любима.
 
Когда Елизавете было 8 лет, мадам Катэ, которая сама играла на фортепиано, записывает дочку в консерваторию. Музыка стала для Сабет самым главным занятием, время учебы она большей частью посвящала игре на фортепиано, как минимум 4-5 часов в день, иногда даже 5 или 6. Она так и не научилась грамотно писать. Ее исключительная способность духовного слушания и восхищение прекрасным, безусловно, родилась во время долгих часов, проведенных за фортепиано, в обществе Шопена, Шумана, Листа. Ей не было еще и девяти лет, когда она получила наивысшую награду по сольфеджио в консерватории, а в возрасте тринадцати лет, 25 июля 1893 года, завоевала первое место за игру на фортепиано. В местных газетах писали об Элизабет, предсказывая ей великую карьеру, но Кто-то свыше уже звал ее…
 
Мама Елизаветы обожала путешествия. Поэтому с 14 до 20 лет Элизабет проехала на поезде 8000 км, что очень много для того времени. Взгляд Элизабет насыщался прекрасными пейзажами, а ее сердце раскрывалось для дружбы. Элизабет была удивительно человечна, она умела приспособиться ко всему и ко всем. Мари Луиз Морель, которая встретила ее на юге, свидетельствует: «Она прекрасно танцевала! Она была девушкой, у которой ритм был в крови. Была музыкантом во всем своем бытии. Артистка». Сабет с радостью присоединялась к танцам вместе с Гит и часто садилась за фортепиано, побуждая всех к танцу своей игрой. Но внутри себя она слышала другую музыку. Это музыка – песни Иисуса в ее душе, которые она слушала всем сердцем. Нельзя говорить об Элизабет, не говоря о Христе. Тому, кто смотрел на нее, она казалась словно очарованной, заворожённой. Когда она погружалась в молитву, ее сосредоточенность охватывала и ее друзей.
 
Весной 1894 г. на утренней Святой Мессе после Причастия она получила огромную благодать. Особенным образом она почувствовала себя охваченной присутствием Бога, Который любит ее бесконечной любовью. Без промедления она решила полностью отдать себя Ему, принеся обет чистоты. Позже она сама будет говорить, что Бог зовет ее, а она отвечает Ему всем сердцем. С этого момента Элизабет начинает писать короткие стихи, которые очень хорошо отражают жар ее сердца. Немного позже, тоже после Святого Причастия, она неожиданно услышит внутренний голос, который определит всё ее будущее: «Кармель». С этого момента Элизабет уже была полностью предана Богу и горячо желала поступить в Кармель. И тогда начинается настоящая драма: Мадам Катэ воспротивилась призванию дочери и запретила ей любые контакты с Кармелем.
 
Между 16-17-ю годами жизни Элизабет чувствовала нечто вроде тоски, ностальгии. В возрасте 17 лет она понимала, что любовь к Богу, всецелая преданность Ему, состоит не в том, чтобы любить Его «там» и «завтра», а чтобы любить Его «здесь» и «сейчас». Это конкретная воля, конкретное желание Иисуса «сегодня». Мадам Катэ, здоровье которой стало ухудшаться, была по-прежнему против. Поэтому существовала большая вероятность того, что Элизабет должна будет остаться дома, отказавшись от мечты о Кармеле. Это было весьма болезненно для нее, но ей удалось примириться и с этим. Если действительно такова воля Божия, то ее надо исполнять.
 
Когда Елизавете было почти 19 лет, в Дижоне были объявлены большие народные миссии. Она использовала эту возможность также для того, чтобы поговорить о своем призвании с одним из проповедников, отцом Гийомом. Спустя некоторое время, этот отец пришел с визитом к мадам Катэ, которая дала согласие на поступление дочери в Кармель, но лишь через два года, когда Элизабет исполнится 21 год. Время, конечно, долгое, но Сабет была счастлива и полна надежд. В течение этих двух лет ожидания поступления в Кармель, Элизабет продолжает путешествовать, играть на фортепиано, и всегда окружена множеством друзей. Она катехизирует детей, которые готовятся к принятию Первого Причастия и ведет группу девочек, дочерей работников табачной фабрики в Дижоне. Для этой группы она придумывает название «Матери Божьей Табачной», наверняка единственное подобное в христианской духовности. В Иисусе живет каждая дружба Элизабет, каждая ее встреча. Элизабет притягивает всех. Многие парни восхищаются ей и питают надежды. Не один раз они просили ее руки, но она всегда отвечала: «Нет, я несвободна. Иисус – мой Господь, Ему я принадлежу полностью. Он является Красотой и Радостью моей души».
 
Наконец ей исполнился 21 год, и она уже могла осуществить свою мечту о поступлении в Кармель. Последние месяцы, последние дни и даже последняя ночь были очень мучительны. В эту ночь Элизабет долго разговаривала с мамой, которая еще пыталась повлиять на решение дочери. Но ответ Элизабет был решителен: «Я не могу, мама, Иисус ждет меня».
 
Первые четыре месяца в Кармеле были временем огромного счастья. Постулантка в конце концов обрела то, к чему так долго стремилась. Всё в монастыре восхищало ее: два часа адорации, молитва бревиария в хоре, ее бедная, маленькая келья, скромная еда, стирка в сабо (деревянные туфли) в старой прачечной, минуты уединения и тишины, а также радостные и оживленные рекреации. 8 декабря 1901 года сияющая Елизавета наконец получила кармелитский хабит. И приняла монашеское имя – Елизавета Пресвятой Троицы. Она говорила: «Когда я получила это имя, я тут же поняла красоту и глубину этого призвания. Вся Божественная Троица обитает в нас. Вся та Тайна, Которую мы будем созерцать на небесах. Я – Елизавета Пресвятой Троицы, то есть Елизавета, которая исчезает, теряется, позволяет завладеть собою Трем». Таким образом, Сабет вошла в новициат, который длился около 13 месяцев и оказался весьма трудным. Она должна была привыкнуть к монашескому образу жизни, очень упорядоченному, в одиночестве, в затворе, который уже никогда не покинет. Молитва становится пустой, бесплодной. Елизавета переживала то, что позже назовет ночью, пустотой, немощью. Она так стремилась в Кармель, а теперь чувствует себя такой жалкой, убогой. В своей чрезмерной чувствительности Елизавета испытывала духовную растерянность до самого предела страданий. Закаленная этим испытанием, она стала смиренной, более уверенной в вере – настоящей кармелиткой.
 
11 января 1903 года сестра Елизавета Пресвятой Троицы принесла обеты. К ней возвратился глубокий мир и спокойствие. Она была счастлива, потому что уже не принадлежала самой себе. Она стремилась навстречу Иисусу в небе своей души. Это особенная черта ее молитвенной жизни – открытие обитания Пресвятой Троицы, присутствия Отца, Воскресшего Иисуса и Святого Духа в ее душе, в душе каждого из нас.
 
В возрасте 23 лет кармелитка Елизавета совершила великое открытие, она открыла для себя двух духовных друзей. Первый – это святой Павел, а второй – святой Иоанн Креста. Она быстро открывает суть, весьма личную, которую содержит фрагмент пролога Послания Святого Апостола Павла к Ефесянам, в котором он описывает призвание всех христиан (ср. Еф 1, 3-14). Этот текст станет итогом всей жизни Елизаветы, всей ее духовной жажды. «Похвала славы» („laudem gloriae”) – это имя, которое она примет в последние два года своей жизни, имя, выражающее ее призвание и ее миссию – быть похвалой славы Бога, прославлением Его величия. Святой Иоанн Креста пишет духовный «путеводитель» – как дойти до мистического преображения во Христа. В этот период жизни ее жажда глубокого внутреннего соединения со Христом осуществляется благодаря тому, что она становится как бы «таинством» для других. Она часто говорит своим подругам, Гит, Антуанетт де Бобе и другим, которые недавно вышли замуж, что и в супружестве они могут быть настоящим Таинством Бога – через любовь к своему супругу и к своим детям. Она так пишет своей сестре Гит: «Бог хочет, чтобы Его любили через тебя». Это звучит везде, во всех ее письмах.
 
21 ноября 1904 г. в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы Марии. Утром, вместе со всей общиной, сестра Елизавета обновила свои монашеские обеты, а вечером написала необыкновенную молитву. Эта молитва – настоящее принесение себя в жертву огню Святого Духа. Итак, во время рекреации, которая длилась около часа, Елизавета положила на колени письменную доску и на маленьком листке бумаги написала чернилами свою молитву: «О, Боже мой, Пресвятая Троица, Которой поклоняюсь…»
 
В 1905 году здоровье сестры Елизаветы ухудшилось, она ослаблена, и настоятельница велит ей больше отдыхать, но это не принесло ей облегчения. Ни исключения из Устава, ни заботливая опека сестер, ни врачи, говорящие об операции, а потом отказывающиеся от нее, не могут остановить в то время малоизвестную болезнь Аддисона. Во славу Богу и Церкви она принимала страдания прогрессирующей болезни, ставшей для нее истинным мученичеством. И непрестанное созерцание Присутствия Пресвятой Троицы в душе, было для нее источником внутренней силы.
 
В марте 1906 года Елизавету переводят в инфирмерию – больничную келью Кармеля, и приносят статую Богородицы, которая постоянно остается с ней, и которую она называет «Janua Caeli» («Врата Небесные»). Она просит Марию научить ее страдать так, как Иисус и с Иисусом.
 
В День Всех Святых, первого ноября, все сестры собрались у ее изголовья, прося о последнем слове, о прощальном слове напутствия. Елизавета после минутного молчания произнесла: «Всё пройдет. Под вечер жизни останется только любовь. Всё надо делать из любви. Надо непрестанно забывать о себе». В последние дни она уже не могла говорить, – язык казался полностью иссохшим, раскаленным, как огонь. Свои последнее слова она произнесла слабым шепотом: «Я иду в Свет, в Любовь, в Жизнь…» На рассвете 9 ноября 1906 года Бог взял к Себе Свою маленькую «Похвалу славы» („laudem gloriae”).
 
Знатоки ее биографии, считают, что тайна святости кармелитки из Дижона, основывается на самозабвении, на прекращении дискуссии со своим эгоистичным «Я», чтобы всматриваться в Христа, Который вводит человека в интимную связь с Пресвятой Троицей. Эта связь освещает будни и преображает всё, даже страдания и смерть, в «путь к Богу», – так убеждала Елизавета. «Пресвятая Троица – писала она – это наше жилище, здесь мы у себя, это наш семейный дом, которого нам никогда не должно оставлять».
 
Св. Елизавета Пресвятой Троицы это пророк Божьего присутствия, показавшая своей жизнью, как стать горящей купиной явления Господня (Ис 3, 2); именно из этой купины и проистекает ее послание: «Бог любит тебя. Он находится в тебе. Он ждет тебя. Даже если твоя жизнь проходит иными тропами, это не так существенно, главное отыскать собственный, сокрытый источник, который преобразит твой сад. Господь Бог очень желает стать твоим Источником и Садовником».
 
 
Источники: о. Конрад де Местер OCD и сестры Босые Кармелитки из Флавенеро, Дижон, о. Ежи Веслав Гоголя OCD.
Перевод с польского: Кармель, Караганда.