Газета "Кредо" №10(170)'09
О существовании ангелов
Еще в Ветхом Завете знали о существовании ангелов-хранителей. Патриарх Иаков, благословляя перед смертью сыновей Иосифа, молится: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт 48, 16).
Но со всею ясностью говорят об ангелах-хранителях новозаветные свидетельства Самого Христа, Его апостолов и святой Церкви.
Беседуя однажды о том, что только чистые (как дети) сердцем войдут в Царство Небесное и какой величайший грех есть их соблазнить, Господь Иисус Христос заключил Свою речь следующими словами: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих [по связи речи относится к младенцам не по возрасту, а по злобе - 1 Кор. 14, 20, т.е. к взрослым, просто и смиренно верующим]; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
Святые отцы открывают нам тайну ангелов и ангелов-хранителей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Никто из верных не сомневается, что прежде сотворения видимого мира Бог сотворил духовные и небесные силы, которые, зная, что они сотворены из небытия для великой славы блаженства по благости Творца, воссылают Ему постоянное благодарение и непрестанно прославляют Его». По слову Василия Великого: «Назначение же ангелов - святость и пребывание в святости. Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобного нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на лице славы Божией. Ангелы не претерпевают изменения. Нет между ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным». И «их так много, что они превосходят всякое число» -, говорит святитель Иоанн Златоуст.
Преподобный Петр Дамаскин пишет об ангельской иерархии, что у ангелов имеется девять чинов, и именуются они сообразно их природе и деятельности: престолы, херувимы, серафимы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Называются они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как они - умы; и воинствами, поскольку они «служебные духи» (Евр. 1, 14) Царя всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и собственные, т.е. называются силами и ангелами. Первое есть собственное название одного чина, но по деятельности своей все девять чинов называются силами, ибо все могут приводить в исполнение божественную волю. Ангелы тоже собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого от Страшного Престола; по деятельности же все называются ангелами (вестниками) как возвещающие людям божественные повеления.
Все они «имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую ко злу…, непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)..., или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение» -, пишет святитель Григорий Богослов.
О семи наивысших ангелах имеется известие в Откровении св. Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр 1, 4), и еще: «Я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом» (Откр 8, 2). В книге Товита один из них говорит: «Я -Рафаил, один из семи святых ангелов» (Тов 12, 15), предстоящих Господу. Эти семь ангелов по именам и по порядку в чине своем именуются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил.
Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так.
Михаил - служитель божественной славы, страж и защитник чести Божьей. Гавриил - служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божьих. Рафаил - служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил - служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил - служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил - служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил - служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божьим.
В ангельской иерархии ангелам-хранителям дано служение всюду посылаться для нас, для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей. Для тех, кто крещен и стремится к добродетели, даны от Бога ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. Ангелы-хранители есть у всякого, кто верует в Господа Иисуса Христа.
Св. Иоанн Златоуст говорит, что прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18, 10). Каждый из верных имеет ангела. Да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт 48, 16)».
А святитель Василий Великий предупреждает: «Всякая душа, за коснение во зле оставшаяся без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание».
Вот что об ангеле-хранителе говорит св Бернар: «Сколь часто слышим мы, что ты стучишь в наше сердце, и не внемлем тебе. Сколь много прегрешений против любви совершаем мы, но при этом возмущаемся, когда сами подвергаемся беззаконию. Вымоли нам сердце, подобное Сердцу Марии, которое всему сострадает из любви, которое все прощает из любви, которое молчит, когда ему причиняется беззаконие, которое молит за врагов, которое жаром своей любви возжигает жар в других сердцах, которое только в Любви Божьей находит свое удовлетворение и счастье». А св. Тереза от младенца Иисуса с удивительной нежностью и доверием восклицает: «Зная великую слабость мою, ведешь ты меня за руку. И я вижу, как, преисполненный нежности, убираешь ты камни с пути моего. Твой голос любящий призывает меня взирать на небо; и чем меньше я в глазах твоих, тем лучезарнее для меня твой лик».
«Желание нашего ангела-хранителя помочь нам гораздо сильнее, нежели наше желание получить от него помощь» (св. Иоанн Боско). «Ангелы открываются, но только тем, кто их любит и призывает» (кардинал Шарль Жорне).
У людей есть ангелы-хранители, как равно, с другой стороны, есть и ангелы-губители, бесы.
Желающему встать на путь спасения надо это хорошо знать и помнить. Как Бог с рождения человека, точнее с крещения, приставляет к нему Своего ангела, так и сатана для соблазна первого назначает к нему одного из своих падших духов.
Вот как рассказывал св. Ерм (в книге «Пастырь») о разговоре ангела покаяния и тайнозрителя Ерма, мужа апостольского:
«Послушай теперь, - говорит он (ангел Ерму), - сперва о вере. Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой.
Я спросил его:
- Каким образом, господин, я могу узнать действия их, когда оба ангела живут со мною?
- Слушай, - говорит, - и разумей. Добрый ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому, когда войдет он в сердце твое, постоянно будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый ангел с тобою. Верь этому ангелу и следуй делам его. Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего, он злобен, гневлив и безрассуден; и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действия его разумей, что это ангел злой.
- Каким образом, - спросил я, - узнаю его, господин?
- Слушай, - говорит он. - Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также, когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное, тогда знай, что с тобой злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, удаляйся от него и не верь ему, потому что дела его злы и несвойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого ангела».
Ангелы видят беспредельную благость Господа к нам, грешным людям. Желая возблагодарить Господа за милосердие, им оказанное, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6, 36).
Они ожидают наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу, ибо знают, что молитвы и добрые дела наши будут благоприятны Ему, если по их ходатайству будут представлены. Так говорит нам Св. Писание, так исполняется слово Иисуса Христа: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1, 51). Они нисходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы к Богу.
Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, истолкователей более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Кого же мы станем любить, если не будем любить сих духов благодетельных. Истинный друг не дороже ли всех сокровищ? Но какого друга можно сравнить с ангелом-хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах?
Все вышесказанное обязывает каждого христианина с благоговением чтить своего ангела-хранителя и приносить ему молитвы. Он имеет право на наше почитание, потому что он - посланник Божий, потому что он свят, потому что он - благотворитель наш. Мы должны приносить тройную жертву ангелу-хранителю: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Мы обязаны уважением к нему по причине его присутствия с нами; благоговением - по причине благотворной его любви к нам; доверием - по причине неусыпной стражи его над нами.
Cвящ. Георгий Еглит