ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(173)'10

К вопросу о двух календарях
 
Не мы назначаем время праздников, но Бог «записал» это в Своем творении.
 
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды... И был вечер, и было утро: день четвертый» ( Быт 1, 14.16.19).
Календарь не есть субъективная реальность, она никоим образом не зависит от воли людской. Но это дар Божий в Его творении. Творя мир, солнце, луну и звезды, Бог сотворил меру для времени: дни, месяцы, годы. Это и есть календарь. Поэтому люди всех времен и народов стремились познать календарь, чтобы точно определять, когда наступит весна, а когда – осень, когда явят на свет свое потомство овцы, когда птицы косяками пролетят по небу, когда созреют на деревьях плоды, когда надо сеять хлеб и когда наступит время жатвы...
Люди приурочили свои религиозные праздники к самым важным дням года – дням равноденствия и дням зимнего и летнего солнцестояний. Особое место занимают праздники, которые всеми религиями мира отмечались в начале весны. Так было и задолго до написания Библии – у первобытного человека, затем  – в Египте и Месопотамии. Для всех народов, рассеянных по миру, календарь – это дар Божий, и мы, люди, подчиняемся ему. Не мы назначаем время праздников, но Бог «записал» это в Своем творении.
Христиане поступили так же, как и все прочие до них и установили празднование Рождества Христова в тот же день, когда римляне отмечали праздник Побеждающего  солнца – сразу после зимнего солнцестояния (20–23 декабря). Аналогично, ко времени летнего солнцестояния – времени самой короткой ночи и самого длинного дня – был приурочен праздник Иоанна Крестителя, ибо согласно его словам «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30). Благовещение (25 марта) следует сразу за весенним равноденствием, а праздник Михаила-архангела (29 сентября) – за осенним равноденствием. Пасха знаменует начало весны. Этот праздник
начали отмечать задолго до того, как евреи перешли через Чермное море. Но именно тот древний праздник избрал Бог, чтобы освободить свой народ (см. Исх 12), а позднее, чтобы воскресить из мертвых Иисуса Христа. Все эти празднования совпадают с годовым солнечным циклом неслучайно – ибо один и тот же Бог сотворил мир и спасает людей в истории.
Итак, христианские праздники с самого зарождения христианства были установлены, исходя из солнечного цикла. Однако, в XVI в. христианские ученые заметили, что официальный календарь и реальный солнечный календарь все более и более отдаляются друг от друга. Они пришли к выводу, что имеет место искажение закона Божия, записанного в творении, искажение, которое приводит к недопустимому обману. Именно поэтому было решено произвести корректировку календаря – надо было исключить десять дней, а, вернее, десять чисел, обозначающих дни. Эта корректировка пришлась на десять дней между 4 и 15 октября 1582 года. Выбор же именно этих чисел был связан с тем, что с 4/X–1581г по 4/X–1582г отмечался юбилейный год Франциска Ассизского, связанный с 400-летием со дня его рождения, и представители Францисканского ордена попросили подождать окончания юбилейного года. Так сложилось, что страны, долгое время находившиеся под мусульманским игом, продолжали использовать старый календарь, установленный Юлием Цезарем (т.н. юлианский). К сожалению, этот календарь все больше и больше отдаляется от реальности. Таким образом, Рождество, к примеру, празднуется 7 января, когда дни зимнего солнцестояния давно прошли. Юлианский календарь не имеет больше никакого отношения к порядку, сотворенному Богом, он приобрел чисто условный характер и превратился в традицию, правомерность которой можно сегодня оспорить. Именно поэтому постепенно все больше и больше народов принимают решение праздновать Рождество 25 декабря по т.н. григорианскому календарю (от имени Папы Григория XIII), наиболее соответствующему календарю солнца и звезд, сотворенному Богом.
 
О. Пьер Дюмулен