Газета "Кредо" №1(173)'10
Господи, буду Твоей
Продолжая нашу рубрику, посвященную историям призваний работающих в нашей стране священников и сестер, нам хотелось бы предложить в этом номере вниманию читателей интервью с с. Лидией Новик.
- Да, это было явное вмешательство Бога. У меня никогда не было планов на монашескую жизнь. Я всегда любила танцевать и развлекаться, поэтому часто ходила на дискотеки и танцы. Мечтала создать хорошую семью и воспитывать своих детей.
Я выросла во вроде бы верующей семье, где все старались соблюдать законы Божьи, участвовать в св. Мессе по воскресеньям, а также в праздничные дни. Но в моем сердце жила лишь традиция, а не настоящая любовь к Богу.
Бог начал действовать в моей жизни, когда я начала учиться в лицее в городе (сама я из деревни).
В моей жизни не все получалось: постоянные неудачи, проблемы в школе, болезни.
Я начала спрашивать: «Где Бог? В чем смысл жизни?» Мне приходили мысли о самоубийстве.
Когда мне исполнилось 18, одна из подружек подарила мне на день рождения книгу Иоанна Побрачинского «Письма Никодима». Наверное, это промысел Божий, что я начала ее читать в такой трудный момент. Те отрывки в книге, которые описывали крестный путь Иисуса, просто перевернули мою душу. Я плакала каясь в своих грехах, прося прощения за мое недоверие к Богу. И тогда я пообещала Господу, что буду делать что-то для Него. Я решила стать катехизатором–мирянкой и начала реализовывать свой план одновременно учась в школе и проходя специальные курсы при семинарии в г. Познань.
Все время я думала о супружестве. Но однажды случилось что-то необыкновенное, что изменило мою жизнь. Это был обычный день. Когда я делала уроки в своей комнате, то вдруг услышала голос в своей душе, громкий и выразительный: «Я хочу, чтобы ты стала монахиней».
Для меня это было слишком: «Стать сестрой? Нет, Господи, ведь я хочу выйти замуж».
Этот голос вновь прозвучал: «Я хочу, чтобы ты стала монахиней».
Я испугалась, упала на колени и стала просить: «Господи, умоляю Тебя, не призывай меня на Твою службу. Я хочу создать семью и иметь своих детей».
Не помню, как долго длилась эта борьба, в которой Иисус победил. В конце концов я сказала: «Господи, я согласна, буду Твоей. Но Ты мне помоги, ведь я не знаю в какой монастырь мне идти, не знаю ни одной монахини».
С того момента Бог наполнил мое сердце такой радостью и таким счастьем, какого я до сих пор не ощущала. Люди вокруг не понимали, что со мной происходит. Бог по-своему вел меня дальше. На курсе катехизаторов я встретила монахиню, с помощью которой и познакомилась со своей конгрегацией. Спустя полгода я вступила в этот орден.
В этом году 4 июля будет 20 годовщина моего вступления в монастырь. Сомнения? Да, я пережила много сомнений. Сейчас могу сказать, что Бог всегда был и есть со мною. И убедилась в том, что важна для Него.
В трудные моменты приходили мысли: «Может быть, я не имею призвания. Я не достойна быть невестой Христа». Но тогда я вспоминала момент моего призвания. Я не могла ошибиться, это не был сон. Приходила к Иисусу и в Нем находила силы. В молитве я открывала Ему свое сердце и говорила правду о себе. Даже если это была горькая правда, я повторяла: «Я хочу быть Твоей, Иисус». И до сих пор я так делаю.
Для меня самым важным в монашеской жизни является любовь. Весь мир нуждается в любви, но понимает ее иначе. В нем много эгоизма и удовольствия. К сожалению, и мы всем этим заражены. Поэтому только Бог может научить нас любви, которая не ищет своего. Я поняла, что буду любить других по-настоящему, по Божьему, если буду наполнена Им. Но это осуществится настолько, насколько я буду искать Его в молитве и общении с Ним. Как в поговорке сказано: «С кем поведешься, от того и наберешься».
В Казахстане наша конгрегация работает с 1993 г. Сейчас у нас три дома в архиепархии св. Марии в Астане: в с. Чкалово, с. Келлеровка и с. Озерное. Я работаю в Озерном второй год, а до того 8 лет проработала в Чкалово. Следовательно, в Казахстане я уже десятый год. В этих трех приходах, согласно нашей харизме, мы занимаемся с детьми в светелках. Кроме того, мы работаем со школьниками, молодежью и взрослыми, проводя катехизацию, подготовку к таинствам и различные встречи. И так как у меня музыкальное образование, то я еще выполняю функции органистки.
Никакой мотивации у меня не было. То, что я здесь, это опять чистое и прямое действие Бога. Я очень не хотела работать в Казахстане, потому что, по рассказам других, представляла себе служение здесь слишком тяжелым. Сестер, которые поехали работать сюда, я считала святыми или сумасшедшими.
Это было 14 ноября 1997 г., в день рождения и день ангела нашего отца-основателя Эдмунда Бояновского. Я молилась перед его мощами в часовне нашего генерального дома, где работала. Вдруг внутри услышала слова: «Поедешь на восток». «Нет, это невозможно», – отбросила я эти мысли. Но голос тот прозвучал еще несколько раз, так как я не хотела с Ним согласиться. Этот голос напомнил мне тот, который я слышала в момент своего призвания. Тогда я сказала Господу: «Хочу убедиться в том, что это действительно Твой голос. Если генеральная настоятельница пошлет меня на восток, хотя она знает, что я сильно этого не хочу, то для меня это будет знак от Тебя».
Я была уверена на 100% в том, что не поеду, потому что наши настоятели не посылают сестер на восток, если они не желают работать так далеко от родины.
Но после этого события до меня дошли страшные вести: с. Натанаэля, работавшая в с. Чкалово, заболела раком и возвращается в Польшу. И в Белорусии тоже была трудная ситуация: не хватало сестер. Я начала внутренне страдать, и все же в тайне принялась учить молитвы по-русски: «Отче наш» и «Радуйся, Мария».
4 декабря матушка попросила нас о молитве, чтобы решились проблемы на востоке.
Помню, как сильно я молилась в часовне, чтобы исполнилась в этом деле воля Божья. Я переживала и все больше чувствовала, что это коснется меня.
На следующий день сразу после завтрака матушка сказала мне: «Сестра, я знаю, что ты не хочешь ехать на восток, но нам некого послать. Поедешь хотя бы на год? Если будет тебе тяжело, вернешься».
Но я уже убедилась в том, что такова воля Божья, поэтому с радостью и миром в сердце сказала: «Поеду, матушка. Я уже выучила молитвы “Отче наш” и “Радуйся, Мария” по-русски».
Мы работаем в селах, где большинство населения составляют поляки, русские и немцы. Поэтому я не ощущала трудностей, связанных с культурой мусульманской. Но как трудность и отличие воспринимаю то, что наши католические праздники здесь не отмечаются и не предоставляются выходные. До сих пор я сталкивалась лишь с хорошим отношением со стороны мусульман среди семей, в которых я работала.
Призвание к жизни монашеской – это, прежде всего, дело Бога. А если Он призывает, значит этот вид жизни нужен миру. Мы являемся своего рода знамением существования Бога. Может быть, кто-то, видя нас, начинает задумываться над своей жизнью, задается вопросом: «Есть Бог или Его нет?»
Все больше я начинаю понимать важность молитвы и тишины в сегодняшнем мире. Заботы, работа, деньги, мир компьютеров и сотовых телефонов являются опасностью в контакте с Богом. В такой обстановке человек может терять потребность в Боге и общении с Ним в молитве.
И еще одно хочу сказать. Мне кажется, что наши обеты целомудрия для сегодняшнего мира, в котором как бы царствует сексуальная свобода, являются знаком и каким-то светом для жизни в чистоте сердца до супружества, а также для супружеской верности.
С. Я. С.