ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2-3(174-175)'10
Кто ты?
 
Кто ты?
 
На тебя взгляну в агонии моей,
В одиноких муках пустоты:
С жизнью твоей ты...
... а я со своей.
 
Кто ты?
 
В полумраке безмятежный,
Почему ты здесь, со мной?
Разделяешь путь страстной,
Мир несешь в беде безбрежной?
 
Кто ты?
 
Обижают, ты прощаешь,
Подаешь мне руку снова...
Раненную, как у меня;
И вручаешь в этот час
Брату новому свою ты матерь,
И по смерти... жизнь!
 
А кто я?
 
Грех прощенный,
Человек спасенный,
Преступник обращенный,
Любовью воскрешенный.
 
А кто я?
 
Странное призвание!
Когда всего лишился я,
Тогда стал понимать,
Что весь всецело Твой.
 
Кем бы был я без Тебя!
 
О... Иисус на древе,
Назарянин – утешение мое:
Вспомни обо мне, когда
Приидешь в Царствие Твое!
 
О. Хосе Луис 
Доля пастыря
 
 
В 1975 г. в журнале «Pro fratribus» («За братьев»), который издавался в Риме, был опубликован рассказ словацкого епископа Павла Хнилицы о кардинале Трохте. Имя этого человека малоизвестно как на Западе, так и в России. Однако, Хнилица считает, что его можно назвать «чешским Миндсенти», имея в виду венгерского свидетеля веры времен коммунистического режима. Автор с сожалением пишет о том, что смерть кард. Трохты не привлекла должного внимания, в то время как потрясающие документы, содержащие всю правду о его смерти, рассказывают нам о настоящем мученике веры, давшем героическое свидетельство верности Богу и Церкви.
 
Монс. Хнилица не дает подробного жизнеописания кардинала Стефана Трохты, упоминая лишь о некоторых фактах из его биографии и подробно описывая обстоятельства, в которых прошли последние годы жизни чешского иерарха. Монс. Хнилица познакомился с Трохтой в 1947 г. «Это был человек высокого роста и крепкого телосложения», - рассказывает Хнилица. Однако, его здоровье было ослаблено тяготами нацистских лагерей. После вторжения в Чехословакию в 1942 г. нацисты арестовали Трохту в числе сотни влиятельных лиц, которых решили устранить во избежание всякого сопротивления народа. Трохта был депортирован в Маутхаузен, а затем - в Дахау, где с волнением узнал в обессилевшем арестанте, упавшем под грузом тяжелой тачки, архиепископа Пражского кардинала Берана.
На молодого Стефана Трохту было возложено управление епархией Литомержице. Это была проблемная епархия, состоящая из 450 приходов. До войны здесь проживало три миллиона немцев, которых затем вместе с духовенством заставили выехать в Германию, а на их место поселили чехов и словаков из разных областей. Население епархии было очень разнородным. Не хватало священников, епископу приходилось день и ночь заниматься окормлением паствы. Церковное начальство назначило в помощники Трохте священника Хнилицу (затем тайно рукоположенного во епископа и в 1964 г. высланного из страны). В 1948 г. преследования возобновились –теперь они исходили уже со стороны коммунистической власти. В 1946 коммунисты потерпели поражение на выборах, однако, общественное мнение их поддерживало: их ценили за организацию во время войны партизанских антифашистских отрядов в горах Словакии. В этот период коммунисты провозгласили веротерпимость, также и потому, что красноармейцы, сотрудничавшие со словацкими партизанами, четко соблюдали указания из Москвы: не трогать ни Церковь, ни духовенство. В то время в Чехословакии говорили, что местный коммунизм будет сильно отличаться от советского, в том числе и в отношении к религии. Однако, верующие и большинство священников считали безбожие неотъемлемым аспектом коммунизма, к тому же осужденного Папами. Между тем, коммунисты готовились к захвату власти в свои руки. В коалиционном правительстве 1946 г. они получили Министерство внутренних дел и, как только овладели рычагами внутренней политики, закрыли все католические школы в стране, которых было немало - 60% от общего числа школ. Началась открытая пропаганда атеизма как составной части марксисткой идеологии.
В 1948 г. коммунисты организовали государственный переворот и начали жестокую борьбу против Католической Церкви. Католики составляли в тот период 9, 5 миллионов из 12. Церковь обладала многочисленными и хорошо организованными структурами: она насчитывала 13 епархий, 19 епископов, почти 6 тысяч епархиальных священников, 13 семинарий, 258 мужских монастырей с двумя тысячами монахов. Монашествующие трудились в больницах, учебных заведениях и приходах. Церковь располагала также Католическим действием, преданным епископам. Сам епископ Трохта принадлежал к Ордену салезианцев. Убежденные, что Католическая Церковь является для них врагом номер один, коммунисты пытались уничтожить ее силой, - пишет епископ Хнилица. 21 марта 1948 г. они национализировали все церковное имущество, в том числе храмы с монастырями. Затем они закрыли католические издания и запретили Католическое действие. В конце концов, народу стало понятно, какие цели преследовала в действительности компартия, и люди стали переходить на сторону Церкви. Тогда коммунисты использовали другую тактику: они созвали в Карловых Варах конгресс уполномоченных по борьбе с религией в Восточной Европе. В протоколах этого конгресса вырисовывается четкий план уничтожения Католической Церкви в Чехословакии, предусматривавший четыре стадии. Вначале коммунисты планировали отделить Церковь Чехословакии от Рима, затем - спровоцировать разногласия между епископами (это должно было стать во многом естественным следствием первой фазы). Потом предполагалось вызвать разногласия священников с епископами и, наконец, - отдалить народ от священников.
Чтобы спровоцировать конфликт между духовенством и верующими, была создана организация «священников-патриотов», которых представляли как священников светлого будущего. На съезде 1949 г. 70 «священников-патриотов» и 800 мирян образовали центральный комитет «Нового католического действия», т.е. коммунистического католического движения, сотрудничавшего с режимом. Однако, этот план не принес ожидаемых результатов. Верующие не желали нарушать единства со своими епископами. Епископская конференция Чехословакии поручила прелату Стефану Трохте поддерживать отношения с коммунистическим государством. Таким образом, он был влиятельным деятелем чехословацкой Церкви, и коммунисты хотели любой ценой привлечь его к сотрудничеству. Они организовали слежку, угрожали. Но иерарх был непоколебим. Когда было основано коммунистическое католическое действие, епископ Трохта обратился к верующим с пастырским посланием, где осуждал новоиспеченную организацию. Послание должно было быть прочитано во всех храмах. Власти угрожали арестовать священников, которые осмеляться это сделать. Но вопреки угрозам, это послание, подписанное всеми епископами Чехословакии, было прочитано, и некоторые священники, как и ожидалось, были заключены в тюрьму.
Вспыхнула жестокая и открытая борьба против Церкви. Представители Ватикана были изгнаны из страны; начались процессы против епископов и игуменов монастырей, обвиняемых в шпионаже в пользу Ватикана. Все священники и монахи, сохранившие верность римскому престолу, были депортированы в концлагеря. Более 10 тысяч монахов и монахинь были приговорены к принудительным работам. Из 13 семинарий оставили только две под руководством «священников-патриотов». Возникла самая настоящая угроза раскола. Чтобы его избежать, прелат Трохта решил образовать тайную Церковь из католических священников, не сотрудничавших с режимом. Для обучения этих священников он основал - тоже тайно - семинарию. Но коммунисты ее обнаружили, и в 1953 г. Трохта был арестован. В тюрьме епископа Трохту избивали до крови, плевали ему в лицо, топтали ногами, пытали жаждой, пытаясь заставить сознаться в несуществующих преступлениях. Допросы длились целыми ночами. Один из товарищей по тюрьме рассказывал о постоянном напряжении, в каком пребывал Трохта: он боялся, что с помощью наркотиков или пыток его заставят сказать что-нибудь во вред Церкви или священникам. Однажды, после особо длительного допроса, Трохта вернулся совершенно подавленный. Казалось, что он сошел с ума и был в бреду. Такое состояние длилось два дня, после которых Трохта написал тайное письмо, где выражал свою абсолютную верность Римскому престолу: он боялся, что в бреду сделал какое-нибудь заявление, компрометирующее католиков.
В 1954 г. он был осужден на 25 лет тюремного заключения. Епископ скитался из лагеря в лагерь, и всюду из него пытались вытянуть компрометирующие сведения. Здоровье, уже основательно подорванное в нацистских лагерях, еще более пошатнулось. Трохта заболел туберкулезом, а спустя несколько месяцев пережил инфаркт. В 1960 г. по случаю амнистии коммунисты решили освободить и монс. Трохту. Но свобода эта была весьма относительной: ему запретили осуществлять епископское и священническое служение, запретили отправлять Мессу даже в частном порядке, запретили читать требник и вообще входить в храм. Ко всему прочему, он был безработным и не получал никаких субсидий и даже медицинской помощи. Чтобы не умереть с голоду, он брался за самые низкооплачиваемые работы - каменщика, слесаря, лифтера, дворника. Здоровье его ухудшалось, работа была нестабильной. В 1961 г., в минуту полного упадка сил, он почувствовал непреодолимую потребность войти в церковь и помолиться. В храме он спрятался за перегородку, а потом смешался с толпой верующих и причастился. Несмотря на запущенный вид и нищенскую одежду, верующие узнали его и были потрясены его положением. Кто-то из паствы его приютил, ему приносили одежду, пищу и лекарства. Но по доносу Трохта вновь был арестован и освобожден лишь после 6 лет мучительных страданий и лишений.
Наступила «Пражская весна». Коммунисты «нового курса» публично выразили сожаление о несправедливом отношении к Церкви. «Священников-патриотов» осуждали, монахи вышли на свободу и возобновили проповедь. Открылись семинарии. Епископ Трохта был реабилитирован и, несмотря на слабое здоровье, вновь с энтузиазмом и надеждой принялся за работу. В его отсутствие епархией управляли «священники-патриоты», предстояло многое поменять.
Но надеждам Трохты вскоре пришел конец. В 1968 г. Дубчек был смещен, и все стало как прежде. Хотя казалось, что конфликт между Церковью и коммунистами смягчился, это была лишь пропаганда для иностранцев. В 1973 г. в Риме Трохта признался, что с ним обращались хуже, чем в лагерях. Церковь находилась в полном подчинении у правительства и ничего не могла делать без его разрешения, даже если речь шла о крещении младенца. Епископы и сам он, уже кардинал in pectore, не могли ничего предпринять без согласия властей, которые устанавливали порядок богослужений, записывали имена всех участников, а на заседаниях епископской конференции непременно присутствовал представитель компартии. Партия отменила преподавание религии в школах и сделала практически невозможной проповедь Евангелия. Монашеские ордена снова были объявлены вне закона. Кардинал Трохта пытался бороться со всем этим, но его повсюду сопровождали деятели компартии, мешавшие контактам с коллегами и священниками. Даже в больнице, куда он попал с тяжелым глазным заболеванием, он должен был находиться на виду у партийных работников, которые следили за каждой его беседой.
Из-за проблем с сердцем его оперировали трижды под местным обезболиванием, но все операции прошли мучительно и не дали никакого результата. Кардинал вернулся в Литомержице наполовину слепым. И началось последнее испытание для Стефана Трохты. Ответственный секретарь компартии по церковным делам Диабалн пытался привлечь Трохту к сотрудничеству, чтобы выследить монахов, находившихся на нелегальном положении. Кардинал отказался, после чего последовали угрозы, шантаж, обвинения. Однако, кардинала Трохту не удалось убедить. 5 апреля 1974 г. Диабалн пришел к кардиналу и угрожал ему в течение шести часов. По свидетельству очевидцев, он кричал: «Старый дурак, я переломаю тебе кости, если ты не выдашь эту банду салезианцев». Наконец, ничего не добившись, он ушел. У больного, изнуренного кардинала не было больше сил держаться на ногах; его уложили в постель, и после бессонной ночи он скончался. Правительство прислало на его похороны своих представителей, в том числе и Диабална.
Так заканчивается драгоценное свидетельство служения и смерти чешского католического новомученика, оставленное нам епископом Хнилицей. Да поможет нам пример кардинала Стефана Трохты оставаться верными Христу и Его Церкви в любых обстоятельствах, даже когда наша верность подвергается тяжким испытаниям от окружающих, от общества, от господствующего менталитета.
 
Radiovaticana.org/rus
Карагандинская Епархия
Почувствовать себя детьми Божьими
 
В поселке Молодежный под руководством о. Владимира Немца прошли реколлекции для взрослых прихожан прихода Воздвижения креста Господня, действующего в Пришахтинске - одном из районов Караганды.
 
Уже не молодые участники этой встречи, многие из которых достигли преклонного возраста, оставили свои домашние хлопоты и семейные заботы, чтобы несколько дней провести с Богом в молитве.
Во время реколлекций было предложено поразмышлять над тем, что каждый из нас, подобно Филиппу, становится апостолом и может рассказать своим детям и внукам о Христе, а также свидетельством собственной живой веры в Бога показать им пример той радости, которую испытал евнух, когда принял Христа в свою личную жизнь. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его дети ощутили плоды такой радости. И любой человек жаждет счастья, которое может найти лишь в том случае, если будет искать его во Христе.
Однако, в жизни не всегда так получается. Каждый хочет помочь своим детям, внукам, окружающим людям… Но как? Что и как сказать, чтобы не обидеть, чтобы дать почувствовать свою любовь? Чтобы благодать любви Божьей нас объединила, необходимо еще больше молиться не только о себе, но и своих близких.
Все участники реколлекций почувствовали себя детьми Божьими и молились о том, чтобы их родные и все люди познали любовь Бога Отца.
Мы благодарны о. Владимиру за дни, проведенные в Молодежном, и хозяевам приходского дома, Янко и Еве, за гостеприимство и заботу. И как сказала Ева: «Где Бог, там не о чем жалеть!»
 
Ольга Ситдикова 
Семь преимуществ сутаны
 
«Задумайтесь, как велико влияние сутаны на общество, если многие антихристианские режимы открыто запрещали ее! Так как же так произошло, что сегодня некоторые свя­щен­­ники пренебрегают ее значением и отказываются носить ее?!»
 
 
В наше время нам редко случается видеть священника в сутане. Традиция ношения этого одеяния, уходящая своими корнями в древнейшие времена, забыта, а порой и прямо презирается в пособорной Церкви. Однако, это не означает, что сутана стала бесполезной, а скорее еще раз заставляет обратить внимание на печальную реальность недисциплинированности и общего расслабления нравов среди клира.
Сутана была введена в конце V в. с целью дать священникам солидную, простую и строгую форму одежды. Признавая эту традицию, «Кодекс канонического права» обязывает всех клириков к ношению подобающего церковного одеяния (кан. 284).
Однако, это древнее учение Церкви отвергается враждебными традиции кругами, которые оправдываются при этом тем, что «не облачение делает монаха», что священство должно быть внутри, что одежда – не самое важное и что священник в штатском ничем не хуже священника в сутане.
Но опыт показывает обратное: ведь если более полутора тысяч лет назад Церковь законодательно установила определенные нормы, касающиеся одеяний священников, то потому, что сочла и считает по сей день это важным и необходимым, а Церковь не беспокоится по мелочам.
 
1. Сутана как постоянное напоминание для священника
Конечно же, однажды принятое рукоположение забыть не так уж и легко. Однако, какое-нибудь напоминание никогда не помешает: что-нибудь видимое, неизменный символ, бесшумный будильник, знак или знамя. Человек в штатском – лишь один из многих, в сутане – нет. Это священник, который сам же первый убеждает себя в этом. Он не может спрятаться в толпе, поскольку одежда выдает его. В критической ситуации человек в сутане будет свидетелем или предателем. Он не может остаться в стороне, как любой другой. А следовательно… Столько говорят о долге! О каком долге может идти речь, если внешне ничто не говорит о том, что этот человек – священник?! Когда отбрасывают униформу, то отбрасывают и группу или класс, который она символизирует.
 
2. Сутана как способ присутствия сверхъестественного в мире
Символы окружают нас повсюду: указатели, знамена, знаки отличия, униформы… Последние играют особую роль в нашей жизни. Полиция, жандармы прекрасно выполняют свои функции даже тогда, когда никого не задерживают, не штрафуют и т.д. Одно их присутствие сказывается на других: вселяет уверенность, чувство безопасности, злит или раздражает в зависимости от намерений и поведения граждан.
Сутана всегда вызывает какую-нибудь реакцию у окружающих, пробуждает чувство сверхъестественного. Не нужно даже проповедовать и вообще открывать рта. Она воодушевляет того, у кого все в порядке в отношениях с Богом, предостерегает того, у кого нечиста совесть, заставляет терзаться тех, кто далек от Господа.
Отношения души с Богом не ограничиваются стенами храмов. Многие не ходят в церковь. И разве может быть лучшая форма проповеди учения Христова таким людям, чем вид священника в сутане?! Верующие подавлены десакрализацией общества и ее опустошительными последствиями. Модернисты снимают хабиты, отвергают древнейшие традиции и потом сетуют на пустующие семинарии и недостаток призваний. Они гасят огонь и жалуются на холод. А ведь все очевидно: десутанизация ведет к десакрализации.
 
3. Сутана – большая польза для верных
Священник является таковым не только в храме, когда он совершает таинства, а 24 часа в сутки. Священство – это не работа с определенным графиком: это жизнь, полная и беззаветная самоотдача Богу. Народ Божий имеет право на поддержку со стороны священника. И ему проще ощутить эту поддержку, когда священнослужителя можно отличить от других, т.е. когда он носит какой-то внешний знак. Желающий трудиться в качестве священника Христова должен быть узнаваем ради блага верных и лучшего исполнения взятой на себя миссии.
 
4. Сутана позволяет избежать многих опасностей
На что только не осмелились бы клирики и монахи, если бы не носили хабит! Это предположение, лишь теоретическое у такого образцового служителя Божьего, как о. Эдоардо Ф. Регатилло (SI), слишком часто становится печальной действительностью.
Все начинается с мелочей: бары, развлекательные заведения…; но, чем дальше, тем больше и больше.
Модернисты хотят заставить нас поверить в то, что сутана лишь препятствует распространению учения Христова в мире. Но, упразднив ее, они упразднили свое удостоверение и само учение.
Следует признать, что сутана укрепляет призвание и урезает возможности греха для тех, кто ее носит и кто их окружает. Среди тех, кто отказался от священства после II Ватиканского собора, практически не было ни одного, кто снял бы с себя сутану в день, когда решился на такое: они сделали это намного раньше.
 
5. Сутана означает бескорыстную помощь окружающим
Народ христианский видит в священнике человека Божьего, который старается не для себя, а для прихожан. Люди настежь открывают свои сердца, слушая отца бедных и богатых. Двери учреждений и высоких кабинетов распахиваются перед сутаной и монашеским одеянием. Кто откажет монаху в хлебе, которого тот просит для бедных или стариков?! И все это традиционно ассоциируется с хабитом. Такое уважение к сутане заслужено веками, жертвами и самоотречением. А сегодня мы выбросим ее как какую-то помеху?!
 
6. Сутана прививает сдержанность в одежде
Церковь всегда предостерегала своих священников от порочной страсти к самовосхвалению и бахвальству, предписывая им скромное одеяние, лишенное всяких излишеств. Сутана шьется из одного куска материи (от шеи до стоп), одного цвета (черного) и одинаковой формы (туника). Богатые убранства надеваются только в храме, так как в этом случае они украшают не просто человека, а служителя Божьего, чтобы придать великолепия священным ритуалам Церкви.
Когда священник носит мирскую одежду, то тщеславие преследует его, как и любого иного смертного: марка, качество ткани, покрой, цвета и т.д. и т.п. Опускаясь до уровня мира сего, священник заражается им и становится рабом собственных вкусов и капризов. Когда он гонится за модой, его голос уже не слышен так, как пророческий глас вопиющего в пустыне, одетого в одеяния пророка, сотканные из верблюжьей шерсти.
 
7. Сутана как пример послу­шания духу и законам Церкви
Как сопричастник святого священства Христова, священник должен быть зерцалом смирения, послушания и самоотречения Спасителя. Сутана помогает ему воплощать на практике бедность, умеренность в одежде, покорность повелениям Церкви и пренебрежение благами мира сего. В сутане он не забудет о своем важном служении и священной миссии.
 
****
К семи вышеперечисленным преимуществам сутаны вы можете добавить и другие, которые приходят вам на ум. Но как бы то ни было, сутана всегда была и остается характерным символом священства, поскольку так в своей безмерной мудрости распорядилась Церковь, что принесло чудесные плоды за прошедшие века.
 
Примечание:
Нелишним будет вспомнить священников и монашествующих, проливших свою кровь во время ужасных гонений на веру и Церковь последних столетий. Многие были убиты просто за то, что носили сутану. Священник, не стыдящийся своего одеяния, служит для всех примером следования идеалам данных некогда обещаний и уважения к той роли, которую он играет в христианском обществе.
Хотя и верно, что не хабит делает монаха, в то же время верно и то, что монах носит хабит и носит его с честью. Что можно думать о солдате, отказывающемся носить форму? То же касается и священника, пренебрегающего сутаной! Так носите же сутаны ради нас – мирян, молящихся о святых священниках.
Случай в США. Одна монахиня, не носившая хабита, заметила на улице, что ее преследует какой-то тип. Она то и дело оглядывалась назад, а мужчина все шел за ней и шел. Не на шутку перепугавшись, сестра ускорила шаг, но тот тип не отставал. Вдруг она увидела полицейского и с огромным облегчением направилась к нему: «Я – монахиня, - заявила она, - а какой-то тип вот уже несколько минут идет за мной по пятам с явно недобрыми намерениями». «Не волнуйтесь, - ответил полицейский. – Я провожу вас до монастыря. Только ответьте мне на один вопрос: разве вы не рады тому, что хотя бы один из нас двоих носит свою униформу?!»
 
www.vidasacerdotal.org
Администратура Атырау
Что произошло в Атырыу...
 
Дорогие читатели! Есть такой обычай: раз в год придти к конюшне, чтобы согреть сердца теплом любви. То, что случилось много лет назад в Вифлееме произошло и в Атырау, в сердцах каждого из нас.
 
Молодежь нашего прихода своими интересными и затрагивающими душу сценками ежегодно возвращает нас в то далекое время, когда маленький Иисус появился на свет.
В этом году мы поставили сценку под названием «Ясли». В ней играла как взрослая молодежь, так и маленькие детки, которые не побоялись выйти на большую для них сцену и растрогать зрителей до слез.
Мы начали репетировать за месяц до Рождества Христова. Встречались почти каждый вечер. Главным постановщиком была с. Вероника. Она наставляла нас на правильный путь, показывала как нужно играть, научила вживаться в роли. Первые репетиции проходили очень смешно, так как малышам еще ни разу не приходилось участвовать в сценке. Но все же нам удалось ее поставить, и мы отлично сыграли не только в своем приходе, но и в Уральске.
В первой сценке Бог посылает ангела Гавриила, которого сыграла Мельникова Света, к Марии (Корнева Наташа), чтобы предупредить ее о рождении Сына. Мужа Марии, Иосифа, сыграл Погодаев Никита, которому эта роль далась очень легко. Когда родился Иисус, к нему в конюшню пришли пастушки – наши малыши: Головко Вова, Давыдов Сережа, Корнев Саша и Ломакин Максим. И хотя им было страшно, во время выступления они сыграли так, будто действительно присутствовали при рождении Младенца Иисуса. Как вы помните, в конюшню пришли и мудрецы. Ими были: Головко Саша, Каймашников Леша и Тлеулесов Смадьяр. Они вели себя так, будто они и в правду цари, пришедшие к яслям. Может показаться странным, но в наших «яслях» присутствовал дьявол, которым была Каймашникова Мария. И пусть его никто не любит, пусть он злой, но у нас все его приняли, так как он покаялся. Сценка очень удалась благодаря прекрасному голосу нашего автора – Проклятовой Юлии, которая на протяжении всей сценки оставалась за кулисами.
Все костюмы и декорации были созданы руками нашей любимой с. Вероники. Несмотря на то, что у нее как у настоятельницы дома сестер в Атырау было много другой работы, она с радостью уделяла нам достаточно времени, за что ей огромное спасибо! Также немало работы проделала Магдалена, волонтер из Польши, и Головко Миша, за что им тоже большое спасибо! Спасибо о. Петру, что свозил нас в Уральск. Выражаем благодарность священникам из Уральска, о. Янушу и о. Петру, что приняли нас, Еве, что не оставила нас голодными, Эдгару, что показал нам город. Мы очень любим всех вас и с радостью сыграем для вас еще раз!
Пусть Младенец родится в сердцах взрослых и детей, и на небе снова засияет Божья звезда. Пусть она горит ярко любовью, счастьем и добротой, и никогда не гаснет в наших сердцах…
 
Каймашникова Мария
Корнева Наталья
Карагандинская Епархия
Традиция выставки продолжается
 
Ежегодно под Рождество по благословению архиепископа
Яна Павла Ленги в карагандинском епархиальном центре проходит выставка. В этом году она проходила в третий раз и была посвящена истории рождественской открытки.
 
В экспозиции было представлено около 1000 открыток, которые, по-своему, отображают историю и культуру Католической Церкви, христианские ценности. Ведь многие рождественские открытки печатались на основе фото и рисунков художников, на которых запечатлены шедевры мировой живописи, иконография, скульптура, архитектура.
Во время открытия организатор выставки Суворкина Оксана вкратце рассказала об истории возникновения открытки и об особенностях экспозиции. Перед взором пришедших на выставку предстали сцены из Евангелий: поклонение Богородицы, пастухов и волхвов; изображение Младенца Иисуса, Святой Троицы. Большой интерес вызвали открытки советского периода и открытки, вобравшие в себя национальный колорит той или иной страны.
Отдельно от экспозиции стояли стенды с конкурсными работами. Всего в конкурсе приняло участие 24 участника из карагандинской епархии (из приходов св. Иосифа, св. Николая и Марии – Матери Церкви) и астанинской епархии (приход Марии – Матери всех народов). Некоторые участники представили 2-3 работы. В этом году организаторы конкурса учли ошибки прошлого года. Поэтому судить работы и выбирать победителей было поручено жюри, в которое вошли: о. Хосе Луис Мумбиела, ректор семинарии, с. Екатерина Этцель, Татьяна Нагина и Полина Байер.
Завершением открытия выставки стал показ детьми младшего возраста рождественской сценки. Поэтому присутствующие могли в полной мере почувствовать дух Рождества.
А уже 10 января состоялось подведение итогов конкурса. Жюри определило трех победителей: первое место заняла Марина Мун (Караганда, приход св. Иосифа), второе – с. Анна Ким (Сарань, приход св. Николая) и третье – Тогаева Ангелина (Астана, приход Марии – Матери всех народов). Организаторами конкурса была отмечена работа Мак Александра (Сарань, приход св. Николая). Без подарков никто не остался. Все участники были отмечены небольшими призами.
По завершении награждения архиепископ Ян Павел Ленга пожелал детям и молодежи творческих идей в последующих конкурсах.
После закрытия выставки в Караганде часть экспозиции была представлена в приходах св. Андрея (Темиртау) и Воздвижения Креста (Пришахтинск).
 
Суворкина Оксана
 
 
Живое Евангелие
Св. Павел Мики
и сподвижники, мученики,
Киото, 1556 г. - Нагасаки, 1597 г.
 
Имя: «низкорослый» (лат.).
Символ: пальма.
День памяти: 6 февраля.
 
«Память св. Павла Мики и сподвижников, мучеников, в Нагасаки, Япония. В результате усилившихся антихристианских гонений восемь священников и монахов из Общества Иисусова и Ордена братьев меньших – миссионеров из Европы или уроженцев в Японии – и 17 мирян были арестованы, подвергнуты унизительным оскорблениям и приговорены к смерти. Все, даже дети, за верность христианству были распяты на крестах, радуясь, что удостоились умереть, как Христос» (Римский мартиролог).
 
Он был первым японцем, принятым в католический монашеский орден: первый японский иезу­ит. Родился в состоятельной семье и был крещен пятилетним ребенком. Учился в колледже Общества Иисусова, в новициат которого затем вступил в 22-летнем возрасте. Учеба ему давалась легко. Только с латынью у него были кое-какие проблемы: слишком далек был этот язык от его родной речи и менталитета. Зато он стал экспертом в области восточной религиозности, так что настоятели доверили ему проповедь среди соотечественников, что подразумевало и диспуты с буддистскими учителями. Благовестие его было успешно, он обратил немало людей, но, как сказал как-то один испанский францисканец, его эмоциональность была красноречивее слов.
Христианство проникло в Японию в 1549 г. вместе с Франциском Ксаверием, который провел здесь два года, проторив путь для других миссионеров, встретивших радушный прием местных жителей. Власти также не проявляли враждебности по отношению к христианским проповедникам. Императоры к тому времени уже были лишь символами, в то время как реальным военным и политическим правителем на островах был сегун. В течение многих лет Павел Мики странствовал по всей стране, с успехом проповедуя Евангелие. Число христиан выросло до нескольких десятков тысяч. В 1582-1584 гг. наш герой впервые побывал в Риме вместе с японской делегацией, направленной сегуном Гидейоши и радушно принятой Папой Григорием XIII.
Именно Гидейоши од­­но десятилетие спустя изменил политику в отношении христиан, превратившись в гонителя. У него на то было несколько причин. Во-первых, он опасался, что христианство поставит под угрозу национальное единство, и без того расшатываемое феодалами. Во-вторых, оскорбительное и прямо враждебное поведение христиан-моряков (испанцев), высадившихся в Японии. И, наконец, серьезные разногласия между самими миссионерами из различных орденов, что также вызывало недоверие местных властей. Совокупность этих факторов и подозрений в следующем столетии привела к безжалостным преследованиям. Однако первое, локальное гонение разразилось уже в правление Гидейоши, и Павел Мики стал одной из его жертв. Он был арестован в декабре 1596 г. в Осаке и оказался в одной камере с тремя иезуитскими и шестью францисканскими миссионерами, а также 17 японскими терциариями Ордена св. Франциска. Их распяли вместе на возвышенности близ Нагасаки. Перед смертью св. Павел произнес свою последнюю проповедь, в которой призвал всех принять веру Христову и простил палачей. По дороге на казнь он повторял слова распятого Христа: «In manus tuas, Domine, commendo spiritum meum» («В руки Твои, Господи, предаю дух Мой»). Да, мученик произносил их именно на той самой латыни, которая с таким трудом давалась ему в юности. В 1862 г. Папа Пий IX причислил его к лику святых.
В 1846 г. в Вероне пятнадцатилетний семинарист прочел рассказ об этой казни и впервые всерьез задумался о миссии. Этим семинаристом был Даниеле Комбони - будущий апостол «Нигриции», которой спустя три века после мученичества Павла Мики посвятил и жизнь, и смерть.
 
Доменико Агассо
Познаем основы веры
Кто такой Дух Святой?
 
Если вдруг вас кто-нибудь спросит: кто такой Дух Святой? Что вы ответите? Если затрудняетесь объяснить, то просто вспомните слова, которые произносите в Символе веры: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава; который вещал через пророков» (Никео-Константинопольский символ веры).
Что должен знать каждый католик о тайне Святого Духа? Мы не хотим быть, как ученики, которых св. Павел, встретив в Эфесе, спросил: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» Они ответили: «Мы даже и не слышали, есть ли Дух Святой» (Деян 19, 1-7).
Верить в Святого Духа означает принимать то, что:
– Святой Дух есть одно из Лиц Пресвятой Троицы;
– Он исходит от Отца и Сына;
– Он единосущен, равен Отцу и Сыну, Он - истинный Бог;
– и поэтому Ему вместе с Отцом и Сыном надлежит прославление и поклонение.
В книгах Ветхого Завета показаны разнообразные действия Духа Божьего, хотя еще не было дано ясного откровения о том, что Он - Лицо. Слово «Дух» (древнееврейское «Руах»), в своем первоначальном смысле означает дыхание, воздух, ветер. Новый Завет приносит нам полное откровение личности Святого Духа: Он показан и дарован как Божественное Лицо. На Тайной Вечери Иисус оставил нам обещания о действиях Святого Духа, которые исполняются в жизни Церкви и верующих в Него. Он:
– с нами и в нас пребывает;
– учит нас всему;
– напоминает нам все, то о чем говорил Иисус;
– свидетельствует об Иисусе и прославляет Его;
– направляет нас к полной истине;
– обличает мир о грехе, о справедливости и о суде;
– возвещает нам будущее (ср. Ин 14-16).
«Святой Дух» – это имя собственное третьего Лица Пресвятой Троицы. Иисус называет Его Утешителем (Защитником, Ходатаем) и Духом истины. В Новом Завете мы встречаем также и другие Его определения: обещанный, обетованный Дух, Дух усыновления, Дух Сына, Дух Христов, Дух Господень, Дух Божий, Дух славы.
 
Символы Святого Духа
Голубь. Символ голубя как образ Духа Святого самый традиционный в христианской иконографии. Когда Христос поднимался из вод Своего крещения, Дух Святой в виде голубя сошел и почил на Нем (Лк 3, 21-22).
Огонь. Огонь символизирует преобразующую энергию действий Святого Духа. В виде языков, «как бы огненных», Он почил на учениках в день Пятидесятницы (Деян 2, 3-4).
Вода. По словам Иисуса, Святой Дух – это „живая” Вода, изливающаяся из пронзенного Сердца Иисуса и из сердец верующих в Него (ср. Ин 7, 37-39). Вода как символ знаменует действие Духа Святого в таинстве крещения, ибо после призывания Духа она становится действенным священным знаком нового рождения.
Символы Духа Святого, также встречающиеся в Библии:помазание елеем, печать (указывает на неизгладимое действие помазания Святого Духа в таинствах крещения, миропомазания и священства), облако и свет.
 
Когда мы получаем дар Святого Духа?
1.            В Таинстве Крещения мы принимаем Святого Духа и находимся под Его воздействием. Он пребывает в нас, как в храме:
– «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор 3, 16-17; ср. 6, 19-20).
2.            Обычное и подлинно действенное средство, которым Святой Дух производит Свое воздействие в душах крещеных людей – это таинство миропомазания. Таким образом Святой Дух дает полноту Своих даров.
3.            Святой Дух «дышит», где хочет и когда хочет. Он совершенно свободен давать Свои внушения и порою производит в душах самые неожиданные перевороты (сюрпризы Духа Святого!):
– «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян 10, 44-48).
4.            В течение всей христианской жизни нам надо непрестанно наполняться Духом Святым, Его силой и дарами. Апостол Павел учит нас:
– «Духа не угашайте!» (1 Фес 5, 19).
– «Наполняйтесь Духом!» (Еф 5, 18-20).
 
О. Элиот Марецки (OFM)
Кто мой ближний
Сын стал лгать
 
Мой сын в последнее время стал лгать. Мелкую ложь я замечала за ним и раньше. А теперь это уже настоящее бедствие. Не знаю даже, что делать, так как никакие угрозы и наказания не помогают.
 
Детская ложь – это, как правило, способ самозащиты, и нельзя разбирать ее в независимости от отношений с обоими родителями. Следовало бы также присмотреться к положению ребенка в школе и компании сверстников.
Вспомним, прежде всего, о том, что детская ложь бывает довольно-таки разнородной. Иногда это бывает мелкий, невинный и безвредный обман просто ради забавы. Такая ложь лишена каких-либо глубоких эмоциональных или нравственных корней, и не стоит делать из нее большую проблему.
Но случается, и нередко, что ребенок начинает по-настоящему лгать. Ребенок лжет, когда чувствует опасность и боится за себя. Если чувство страха уже глубоко засело в его маленьком сердце, он лжет даже тогда, когда ему ничего не угрожает. Ложь становится его второй натурой. Со временем обман превращается в рутину, и ребенок лжет уже не только из страха, а по инерции. Ложь ради забавы мы можем с пониманием воспринимать как игру ребенка со взрослым. Но тем серьезнее мы должны отнестись ко лжи, вызываемой страхом и чувством опасности.
Когда родители замечают, что их ребенок стал часто и в серьезных вещах обманывать, им следовало бы, прежде чем наказывать и ругать, задать несколько вопросов себе самим. А не создают ли они для ребенка слишком много стрессовых ситуаций, которые он не в силах перенести? Не ставят ли они перед ним задач, превышающих его силы? Существует ли хоть какая-то, пусть минимальная, связь доверия и открытости между ребенком и родителями? Что отец и мать делают для того, чтобы завоевать доверие своих детей?
Сразу оговоримся, что ребенок не обязан доверять своим родителям. Его доверие – это ответ на доверие к нему родителей. Родители не имеют права требовать от ребенка доверия, если дают ему ощутить, что сами ему не верят. Доверие порождает доверие, страх порождает страх. Тот, кто желает завоевать доверие, должен убедить противоположную сторону (с самого начала не на словах), что действительно заботится о его благе, любит его безо всяких условий и готов бескорыстно ему помогать. Прежде всего родители ответственны за создание атмосферы доверия между ними и ребенком, по крайней мере, пока ребенок еще мал. Именно они создают климат в отношениях «отцов и детей». Нельзя никого принудить к доверию, и тем более ребенка.
Когда родители не доверяют ребенку и пытаются контролировать всю его личную жизнь, отношения со сверстниками и т.д., ложь становится для него средством защиты его собственной детской независимости. Если ребенок должен взрослеть, то необходимо предоставить ему определенный простор для независимости, соответствующий его уровню развития и возрасту. Родители должны с большим пониманием и расположением внимательно следить за его поведением. Благодаря мелким ошибкам ребенок учится пользоваться своей свободой. Если же ребенок злоупотребляет свободой, родители должны вызвать его на откровенный разговор. В особых случаях, когда это послужит во благо, ребенок должен ощутить и последствия своих поступков. Только так он усвоит, что свобода – не вседозволенность, но постепенное принятие на себя ответственности за все, что он делает и чем занимается.
Если родители будут пытаться принудить ребенка к правдивости с помощью внешних санкций и наказаний, его недоверие может только углубиться. Ложь будет более утонченной, а признание правды станет чем-то вроде подачки родителям. Подобный поворот дела поставил бы под серьезную угрозу нравственное развитие молодого человека. Детская ложь – это вызов родителям и особый повод для испытания совести на предмет того, не прибегают ли они сами ко лжи во взаимоотношениях друг с другом, в своей профессиональной детальности и религиозной и общественной жизни. Если поведение самих родителей ознаменовано полуправдами или откровенной ложью, то что может быть удивительного в том, что дети начинают им подражать. В таком случае мы лишь в очередной раз убеждаемся в мудрости старой поговорки: яблоко от яблони недалеко падает.
 
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj bližní”,
“Kostelní Vydři”, 1997 г.
 
 
Хочу спросить
Свободный выбор человека
 
Отвечает:
о. Карлос Лаоз Замарро
 
Насколько я знаю, раньше священники практиковали и рекомендовали умерщвление плоти, о чем говорят даже изображения некоторых святых в храмах. А что Церковь теперь думает об умерщвлении плоти? Многие считают, что это лишено смысла, и удивляются, узнав о том, что есть верующие, которые совершают добровольные жертвы. Говорят, что Бог не хочет, чтобы мы страдали, и что умерщвление плоти наносит вред телу.
 
«Катехизис Католической Цер­к­­­ви» гласит: «Путь совершенства проходит через Крест. Нет святости без жертв и без духовной борьбы. Духовный прогресс требует аскезы и умерщвления плоти, которые постепенно ведут к жизни в мире и радости Заповедей Блаженства» (п. 2015). Текст абсолютно ясен.
Многие люди спокойно воспринимают то, что спортсмены соблюдают строгую диету, делают очень тяжелые упражнения и отказываются от многих хороших вещей. Никто не видит ничего предосудительного и в том, что ради красоты многие женщины идут на опасные и дорогие операции, ограничивают себя в еде и т.д. Студенты, ученые и многие другие ради достижения своих целей очень часто отрекаются от удовольствий и добровольно идут на трудности. Все эти поступки не удивляют тех, кто считает, что успех в карьере или у мужчин стоит этого.
Человек, который не знает, что значит святость, или думает, что достижение ее не так важно, как достижение красоты или человеческого успеха, конечно же, не поймет смысла умерщвления плоти. И, наоборот, для верующего оно вполне нормально.
Св. Павел учит: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного» (1 Кор 9, 25). Ему вторит и св. Хосемария Эскрива: «Как страшатся люди покаяния и искупления! Если бы они с чистыми намерениями сделали для Бога то, что делают, угождая людям, многие из них были бы святыми!» («Путь», 215).
Христианское умерщвление плоти имеет меру, и потому бьет не по телу, а по лени, трусости, слабости, сладострастию, похоти, сластолюбию… Оно содействует благу тела и, таким образом, всего человека.
 Жертва Христова достаточна для искупления всего человечества. Но в единении с этой жертвой наше умерщвление плоти также приобретает ценность искупления за собственные наши грехи и грехи всего человечества. Поэтому св. Павел пишет: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24).
 
Существует ли ад? Можно ли верить в Бога, Который нас любит всем сердцем и, в то же время, готов наказать нас навсегда адом? Некоторые говорят, что ад – это выдумка священников, пугало для людей.
 
Что касается первого вопроса, то «Катехизис Католической Церкви» гласит: «Церковное учение утверждает, что ад существует и что он вечен. Души тех, кто умирает в состоянии смертного греха, непосредственно после смерти нисходят в ад» (п. 1035). От себя могу лишь добавить, что существование вещей не зависит от нашей воли, от того, что нам нравится или не нравится. Допустим, что кто-то болен раком: сможет ли его воля что-то изменить?
Отвечая на второй вопрос, нужно сказать, что ад – это не наказание Божье, а свободный выбор человека (см. ККЦ, п. 1033). Бог пришел бы на землю и пострадал бы еще раз, если этим помог бы хотя бы одному человеку. Советую тебе прочесть притчу о богаче и Лазаре, которая заканчивается такими словами: «Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16, 31).
Например, один молодой человек потратил много денег и усилий, чтобы стать врачом. Каждый день без выходных он проводит в больнице с 7 до 21, рекламирует всюду свое умение лечить, бесплатно работает и даже бесплатно ездит на вызовы к больным на дом. Другой человек болеет, не идет в больницу и не только не зовет врача, но и сам запретил ему приезжать, когда тот поинтересовался однажды его состоянием. Наконец, больной умер. Виноват ли врач в этом? Не любил ли он этого больного? Точно так же и Бог делает все, что может, чтобы спасти нас.
По поводу третьего вопроса хочу напомнить, что о существовании ада много раз говорил Сам Иисус (например, Мф 25, 41), а священники лишь повторяют Его слова. Лучше спросить себя: почему Иисус говорил об аде? Он делал и говорил все для того, что помочь нам. Следовательно, можно утверждать, что Иисус рассказал нам о существовании ада именно для того, чтобы мы не попали туда.
И вновь приведу пример. Водителям говорят: «Если будешь превышать скорость, то рискуешь нарваться на штраф». Наверное, именно страх перед штрафом заставляет многих не ездить слишком быстро и тем самым спасает некоторым из них жизнь. Страх – не самый благородный мотив для того, чтобы делать добро, но очень часто он помогает нам не совершать зло. Страх перед адом может помочь нам достичь рая.