Газета "Кредо" №2-3(174-175)'10
Lectio divina
7 февраля
Пятое Рядовое Воскресенье
ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ
Лк 5, 1-11
Другие чтения: Ис 6, 1-8; Пс 137, 1-5. 7-8; 1 Кор 15, 1-11
Евангелие:
Эта история настолько хорошо известна, что мы, перечитывая вновь описание этого события, порой упускаем его сверхъестественную суть. Лука приглашает нас стать свидетелями чуда и призвания к служению первых трех учеников.
Толпы людей уже следовали за Иисусом, чтобы послушать Слово Божие. Кого они видели в Иисусе – был ли Он для них Кем-то более, чем просто проповедник? Или же они узнавали в Нем Бога?
Симон, став свидетелем чудесного улова рыбы, увидел Иисуса в новом свете. Он узнал в Нем Господа (стих 8) и, почувствовав всю тяжесть своих грехов, припадает к коленям Иисуса, умоляя оставить его. Таким же образом отреагировал пророк Исаия, когда он узрел Бога (см. Ис 6).
Кажется, что Бог дал им обоим невыполнимую миссию. Иисус говорит Симону не бояться и затем добавляет, что отныне у него будет новое занятие – ловить не рыбу, а людей! На этом этапе нам не даются какие-либо подробности этого невероятного события, но Лука подсказывает, он дает нам намек, что Иисус является Тем, Кто превратит этих скромных рыбаков в «ловцов человеков».
Симон и другие новые ученики, привлеченные речью Господа, остаются с Ним. Очевидно Иисус произносит именно те нужные слова, что они все время пребывают с Ним, отвечая на Его призыв. Сети, лодки, заработок, дома, семьи – все позади. А они как Его ученики отправляются вместе с Иисусом в абсолютно новую жизнь.
Размышление:
Что в реакции Симона на произошедшее чудо показывает нам, за Кого он почитал Иисуса?
Вы когда-нибудь чувствовали тяжесть ваших грехов? Как вы думаете, какого ответа ждет от нас Бог в такие моменты? Чему учит нас ответ Симона?
Для того чтобы стать «ловцами человеков» Симону, Иакову и Иоанну нужно было проводить время с Иисусом и следовать за Ним. Что это означает для нас сегодня? Каждый ли христианин призван быть «ловцом человеков»? Если вы разделяете это мнение, то какие практические уроки вы можете почерпнуть у Иисуса, когда проводите время в общении с Ним?
Молитва:
Воздайте хвалу Богу за то, что благодаря смерти и воскресению Иисуса наши грехи могут быть прощены. Отрывок из 1 Ин 1, 9 дает нам уверенность в том, что, если мы исповедуем грехи наши, то Он… простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Просите Бога помочь вам забыть обо всех ваших недостатках и даровать вам веру и храбрость, чтобы следовать за Иисусом и говорить другим людям о Нем.
Созерцание:
Созерцайте чистейшую Божью святость. Присоединитесь к серафимам в провозглашении Божьей святости и славы.
14 февраля
Шестое Рядовое Воскресенье
ВЕРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Лк 6, 17. 20-26
Другие чтения: Иер 17, 5-8; Пс 1, 1-4. 6; 1 Кор 15, 12. 16-20
Евангелие:
В Евангелии Матфей и Лука перечисляют этические правила, которым нас учит Иисус. Но между этими двумя отрывками из Евангелия есть некоторое различие. Матфей раскрывает нам учение Иисуса как «настоящее счастье» в девяти утверждениях – заповедях Блаженства (Мф 5, 3-12). Лука же для того, чтобы обратить наше внимание, использует другой метод, применяя технику контраста. Он сокращает количество ситуаций, которые, как учил Иисус, приносят благословение, с девяти до четырех.
А сейчас о самом сердце учения Иисуса. Иисус говорит нам, что четыре ситуации – бедность, голод, рыдания и отверженность во имя Его – становятся источником благословения. Он дает нам абсолютно новую перспективу жизни и предлагает надежду и утешение каждому человеку, оказавшемуся в такой ситуации. Наша человеческая сущность склонна к тому, чтобы стараться избегать подобных положений, но Иисус предупреждает нас, что существуют их противоположности – богатство, чревоугодие, злорадство и так называемая «хорошая» репутация, которые могут привести к разрушению личности.
Возможно, истина написана слишком ясно, так что мы ее не видим. Четыре трудные ситуации могут привести нас к полной зависимости от Бога, когда мы полностью сосредоточены на Нем и когда Он становится центром нашей жизни. В пору изобилия так легко возомнить себя самого и свое имение источником счастья вместо того, чтобы склониться в признательности к Богу и жить в угождении Ему. Иисус видит и знает нечто другое, Он желает, чтобы мы ухватились за Бога, поскольку только в Нем гарантия нашего счастья и безопасности.
Размышление:
Что вы думаете о словах Иисуса из прочитанного Евангелия от Луки? Что вас больше всего поразило?
Поразмышляйте над стихом Мф 6, 33: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» Как мы можем быть уверены в том, что наше поведение, наши самые высокие приоритеты всегда направлены на служение Богу и способствуют осуществлению того, что велит нам Господь?
Подумайте об образе дерева, посаженного при потоках вод в Иер 15 и Пс 1. Как вы можете пустить глубокие корни в Господе Боге нашем?
Молитва:
Помолитесь словами из ответного стиха: «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою…» (Пс 39, 5). Попросите Святого Духа постепенно открывать вам те сферы вашей жизни, в которых вам нужно еще более возложить надежду на Бога или изменить ваши приоритеты.
Заведите дневник, в котором будете записывать свои молитвы, чтобы таким образом наблюдать постепенный рост вашего доверия Богу. Каждый день кратко записывайте молитвы. Затем в конце недели потратьте несколько минут для добавления комментариев к каждой молитве, на которую вы получили ответ. Так наглядно мы можем увидеть реальное возрастание в вере и доверии Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над примером, который подает нам Иисус. Он преданно слушает Своего Отца и следует Его велениям, Его замыслу.
Вспомните, как в Библии Бог являл людям Свою верность. А теперь подумайте о том, сколько раз Бог являл Свою верность лично Вам.
21 февраля
Первое воскресенье Поста
ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСКУШЕНИЯ
Лк 4, 1-13
Другие чтения: Втор 26, 4-10; Пс 90, 1-2. 10-15; Рим 10, 8-13
Евангелие:
Иисус в Своей Божественной миссии был поведен Духом Святым в пустыню. Там Он оставался сорок дней и все это время постился. Сорок - это особенное число, и в Ветхом Завете оно имеет отношение ко времени подготовки. Оно напоминает нам о Моисее, который сорок дней постился на горе Синай (Исх 34, 28), а также об израильтянах, сорок лет блуждающих по пустыне, прежде чем войти в землю обетованную (Втор 8, 2-3; 29, 5-6).
Мы знаем лишь о трех особых искушениях, но очевидно, что это они не были единственными в жизни Иисуса: дьявол оставил Его «до времени» (стих 13).
Диавол искушает Иисуса применить Свою сверхъестественную силу, чтобы удовлетворить физическую потребность - голод. Иисус же отклоняет это неверное злоупотребление Своей силы. Он сравнивает Себя с нами, ведь нам нужно нечто большее, чем только хлеб насущный. Смысл ясен: мы нуждаемся в «духовной пище» Господа Бога.
Далее дьявол предлагает Иисусу господство над всеми народами, если только Он поклонится лукавому. Иисус и в самом деле пришел на эту землю, чтобы спасти людей от власти дьявола, но не таким образом.
И в третий раз дьявол приступает к Иисусу, предлагая доказать Свою божественную природу и броситься с вершины храма, дабы Бог послал Своих ангелов спасти Его.
В трех искушениях, которым подвергся Иисус, отражена сущность любого искушения вообще: желание отодвинуть Бога в сторону, относиться к Господу как к чему-то второстепенному, излишнему, полагаться только на свои собственные силы, а также исключить Бога из этого мира.
Какими бы коварными ни были уловки дьявола, он не смог обмануть Иисуса, даже когда говорил словами из Писания. Иисус противостоял каждой такой попытке искушения, цитируя в ответ отрывки из Втор 8, 3; 6, 13 и 6, 16. Подлинная интерпретация отрывков из Писания возможна лишь в контексте Священного Писания в целом.
Для Иисуса и для нас суть всех искушений состоит в увлечении на альтернативные пути, отличные от Божьих.
Размышление:
Что помогло Иисусу отвергнуть искушения? Что из того, что мы узнали, может помочь нам справиться с искушениями? Подумайте, какая «духовная пища» поможет вам быть ближе к Богу.
Иисус искренне и преданно исполнял волю Отца, ступая Божьими путями и избегая поступать иначе. Каким образом мы можем попытаться следовать Его примеру?
Поразмышляйте над стихом Евр 4, 15. Чем ободряет нас этот стих?
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».
Молитва:
Молитва Господня (Матфея 6:9-13) напоминает нам молиться об искушениях. На этой неделе молитвенно просите Бога избавить вас от того, что вводит вас в искушение.
Для вдохновения вашей молитвы сегодня прочитайте отрывок из 90 Псалма.
Созерцание:
Проведите некоторое время в размышлении о сохранении обетованного нам сокровища в Римлянах 10:9-11:
«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.» (стих 9)
« …всякий, верующий в него, не постыдится.» (стих 11)
28 февраля
Второе Воскресенье Поста
ИЗБРАННЫЙ БОГОМ
Луки 9:28-36
Другие Чтения: Бытие 15:5-12, 17-18; Псалом 26:1, 7-9, 13-14; Филиппийцам 3:17-4:1
Евангелие:
Иисус избрал только трех первых Своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова – чтобы взойти с Ним на гору и помолиться. Мы не знаем, как долго Иисус молился, но ученики заснули. Пробудились они только в самом конце этого знаменательного события, и увидели, что одежды Иисуса соделались ослепительно белыми, при этом Он беседовал с Моисеем и Илией.
Появление Моисея и Илии само по себе значительно, поскольку Моисей выводил Божьих людей из Египетского рабства, а возвращения пророка Илии до прихода Мессии ожидали многие иудеи. Они говорили с Иисусом о том, что вскоре Он исполнит Божью волю через Свою смерть (или «исход», как буквально здесь пишет Лука) в Иерусалиме. Божий план спасения человечества, принеся истинное и вечное избавление, был исполнен в Иисусе.
Эта встреча должна была укрепить Иисуса для предстоящих суровых дней испытания, наивысшей точкой которых явилась Его смерть на кресте. Лука не дает никаких комментариев по этому поводу. Однако ясно то, что при этом присутствует Бог в облаке, скрывающем Его славу. Как и во время крещения Иисуса, Бог говорит. Он подтверждает, что Иисус есть Его Сын возлюбленный. И в то же время Бог дает ученикам повеление: «Его слушайте».
Произошедшее событие, в окружении уже свершившихся чудес и подкрепленное Его учением, было дано ученикам, как проблеск к пониманию того, Кем был Иисус. Но им еще предстояло проделать дальнейший путь вместе с Господом. Им было нужно встретиться с Ним после воскресения, чтобы на самом деле понять, Кем Он был, и в чем состояла Его миссия на земле.
Размышление:
Представьте себе, что вы как один из учеников Иисуса стали свидетелем этого события. Какие бы чувства вы испытывали? Что бы вы узнали?
Для какой цели был избран Иисус? Каким образом Его смерть в Иерусалиме исполняет Божью волю?
Как мы можем следовать повелению Бога ученикам «Его слушать»?
Поделитесь вашим молитвенным опытом? Вам легче слушать Бога или делиться с Ним своими чаяниями?
Молитва:
Поблагодарите Бога за слова сегодняшнего ответного Псалма:
«Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?»
На этой неделе каждый день благодарите Господа за то, что Он ведет вас и хранит. Попросите Его содействовать тому, чтобы ваша признательность Ему за ваше спасение становилась все глубже и искренней.
Попросите Святого Духа вывести вас из темноты, и так изменить вашу жизнь, чтобы окружающие вас люди увидели, что в вашей жизни есть что-то особенное. Попросите Бога помочь вам, чтобы люди видели в вас отражение Христа.
Созерцание:
Проведите время в созерцании славы преображения Иисуса.
Апостол Павел дает нам христианам потрясающее обещание: «Уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его…» (Филиппийцам 3:21).
Поразмышляйте о том, что означают слова: «Наше жительство – на небесах» (Филиппийцам 3:20).
7 Марта
Третье воскресенье Великого поста
СОКРУШАТЬСЯ И ВЕРИТЬ
Лк 13, 1-9
Другие чтения: Исх 3, 1-8. 13-15; Пс 102, 1-4. 6-8. 11; 1 Кор 10, 1-6. 10-12
Евангелие:
Лука показывает нам Иисуса, который на примере произошедших текущих событий дает нам важные духовные уроки. Эти два события весьма отличаются друг от друга: одно является политическим, другое же – трагическим стечением обстоятельств, но в обоих случаях погибло много людей.
В первом случае, Пилат жестоко убивает Галилеян прямо во время жертвоприношения Богу. Их жизни были внезапно оборваны в тот самый момент, когда они совершали самое священное религиозное действие в святом месте, в храме.
Мы не знаем, почему Пилат решил убить людей именно в храме. Люди думали, что эти Галилеяне были и в самом деле настолько плохими, что были убиты таким образом. Они полагали, что Богу не была угодна их жертва, и потому Он позволил свершиться этому кощунству.
Затем Иисус размышляет о втором событии, которое на сей раз, было чисто несчастным случаем, когда башня обрушилась и погребла под своими обломками восемнадцать человек.
Иисус ясно говорит, что в обоих происшествиях погибшие люди были не хуже Его слушателей или кого-либо еще. Он настаивает на том, что мы все должны покаяться и отвернуться от грехов, иначе мы все будем осуждены и наказаны Богом.
Далее Иисус развивает Свое учение, рассказывая притчу о бесплодной смоковнице. Три года дерево не приносило плодов и его уже собирались срубить. Но виноградарь просил оставить ее еще на один год, чтобы окружить его особым вниманием и помочь дереву стать плодоносным. Но если после всей этой заботы оно останется бесплодным, его срубят.
Иисус предостерегает Своих слушателей, чтобы они не походили на эту смоковницу. Измененные жизни приносят плод Царства Божьего, и Его учение – это возможность взглянуть на собственную жизнь, раскаяться и обратиться к Богу.
Размышление:
Что в этом отрывке говорится о почитании себя лучше других? Чей пример является для нас единственно важным в этой жизни?
Видите ли вы связь между Иисусом и виноградарем, умоляющем дать еще один шанс, чтобы позаботиться о смоковнице и спасти ее от уничтожения?
Кого в этой притче представляет смоковница?
Подумайте, что в отрывке говорится о Божьем характере – Его терпении, милосердии, святости.
Молитва:
Воспользуйтесь стихами 102 Псалма во время вашего общения и молитвы Богу. Вспомните о Его любви, милосердии и доброте. Поклонитесь Божьей святости. Поблагодарите Его за то, что Он прощает наши грехи, хотя мы этого не заслуживаем.
Спросите Господа, как сделать вашу жизнь более плодоносной для Него.
Созерцание:
Смерть Иисуса на кресте отворила нам дверь в присутствие Божие. (Евр 4, 14-16). Теперь мы можем в любое время подойти к Божьему трону. Какое-то время посидите или преклоните колени перед Божьим присутствием и поразмышляйте о Его святости.
14 марта
Четвертое воскресенье Великого поста
ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ
Лк 15, 1-3. 11-32
Другие чтения: Нав 5, 9-12; Пс 32, 2-7; 2 Кор 5, 17-21
Евангелие:
Эта притча – одна из наиболее известных иллюстраций Божьей любви и милосердия. Она показывает нам, что любовь Иисуса к грешникам начинается в любви Бога Отца.
История развивается от расточения младшим сыном наследства, далее следуют унижение и покаяние, и доходит до принятия им решения рискнуть вернуться домой.
Отец встречает своего сына с распростертыми объятиями и устраивает в его честь праздник, но старший брат возмущен безмерным щедрым прощением отца.
Размышление:
Напишите список проблем, с которыми столкнулись оба сына.
На какого сына вы похожи? Что в этом отрывке говорится вам лично?
Что мы узнаем из поступка отца?
Молитва:
Молитвенно прочтите 2 Кор 5, 17-21. Спросите Святого Духа, о чем вам молиться, и следуйте Его ведению.
Созерцание:
Поразмышляйте о великой любви отца к обоим сыновьям. Подумайте о Божьей любви и бесконечном милосердии к вам.
21 Марта
Пятое воскресенье Великого поста
УРОК МИЛОСЕРДИЯ
Ин 8, 1-11
Другие чтения: Ис 43, 16-21; Пс 125; Флп 3, 8-14
Евангелие:
На этой неделе мы прочли еще один пример прощения и милосердия Иисуса. Женщина была поймана на прелюбодеянии. Фарисеи, зная о сострадании Иисуса к грешникам, попытались использовать эту возможность, чтобы уличить Его.
Представим себе такую картину: Иисус учит в храме – самом святом для иудеев месте, которое Иисус называл «домом Отца»; вокруг столпились люди, внимая Его словам.
И вот, группа фарисеев и учителей Закона приходит и выводит перед Иисусом и другими людьми женщину, обвиняемую в прелюбодеянии, и по закону Моисея она должна быть предана смерти через побитие камнями (Втор 22, 22-24). И тут возникает вопрос: «Ты что скажешь?» Казалось, что они пытаются обвинить только женщину, но на самом деле они ищут случая обвинить Самого Иисуса.
При этом не упоминается ни человек, с которым она совершила прелюбодеяние, ни ее муж. Атмосфера накалилась до предела. Это буквально вопрос жизни и смерти. Взгляды людей устремлены уже не на женщину, чья жизнь в этот момент лежит на чаше весов, а на Иисуса. Что Он скажет?
Иисус же, наклонившись низко, писал на земле. Что Он писал? Почему? Возможно, Иисус хотел отвлечь их от испуганной женщины, а может быть, Он размышлял над ответом. Иоанн не дал нам по этому поводу никаких объяснений.
Ответ Иисуса – это настоящий шедевр. Он прекрасно знает о подготовленной для Него ловушке, но безмолвствует в ответ, не противореча учителям Закона и не потворствуя греху. В конечном итоге, женщину оставляют прямо перед Иисусом. И поскольку Он был безгрешен, то мог осуществить назначенное ей наказание, но Он говорит ей, что она может свободно уйти. Иисус, желая дать ей возможность раскаяться, сказал: «впредь не греши».
Размышление:
Сравните отношение к женщине фарисеев и Иисуса. Подумайте об их поведении и мотивах. Чем они отличаются? Пришли ли они к общему решению по каким-нибудь вопросам?
Попробуйте представить себя сначала в роли одного из фарисеев, а потом на месте испуганной женщины. Как могло бы на вас повлиять произошедшее?
Учит ли этот отрывок по-иному относиться к нашему поведению, что он говорит нам об отношении к другим людям?
Молитва:
Поблагодарите Бога за Его благодать и милосердие. Он знает наши слабости, и, согрешив, мы можем прийти к Нему, чтобы быть прощенными и возрожденными. Попросите Бога сделать так, чтобы ваша признательность Ему за все прекрасные и незаслуженные дары стала более глубокой и искренней.
Помолитесь словами из 125 Псалма и возблагодарите за то, что «великое сотворил Господь над нами».
Попросите Святого Духа показать, что в вашем отношении нужно изменить.
Созерцание:
Поразмышляйте об образе воды в Ис 43 и Пс 125. Пусть Бог откроет вам Свои животворящие, обновляющие и очищающие качества. Теперь свяжите их с Божьим прощением и благодатью в вашей жизни.
28 марта
Вербное воскресенье
ПРИВЕТСТВУЙТЕ ЦАРЯ
Лк 19, 28-40
Другие чтения: Ис 50, 4-7; Пс 23; Пс 46; Флп 2, 6-11
По желанию можно прочитать полностью чтение Евангелия на сегодня: Луки 22:14 – 23:56
Евангелие:
Мы начинаем Святую неделю с триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Какой же это должен быть праздник, раз он наполнен такими символическими образами и глубоким смыслом!
Путь Иисуса начался с Елеонской горы, что само по себе существенно, поскольку она ассоциируется в Священном Писании с приходом Господа (Зах 14, 4).
Евангелист начинает с описания чудесного поиска ослика для Иисуса. И в самом деле ученики находят его точно так, «как Он сказал им» (стих 32). Лука просто дает нам информацию без каких-либо дальнейших комментариев, Матфей же в 21, 5 интерпретирует событие как исполнение пророчества Захарии (Зах 9, 9-10). Пророк провозглашает Царем того, Кто как Спаситель въедет не на лошадях и колесницах, а на простом ослике. В тот момент только Иисус в полной мере понимает, к чему ведут эти последние дни.
Люди постилают свои одежды на дороге пред Иисусом: так в те времена приветствовали царя-победителя или важную персону (4 Цар 9, 13). Люди кричали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (стих 38), словно эхо вторя хору ангелов, возносящих хвалу рождению Иисуса (Луки 2, 13-14).
Фарисеи меньше всего ожидали этого. Они не принимали ни Иисуса, ни Его учения и хотели воспрепятствовать другим следовать за Ним. Для них не было ничего хуже этого шумного приветствия героя. Возможно, они также боялись вмешательства римских солдат, поэтому они попросили Иисуса велеть Его последователям замолчать.
Но ответ Иисуса (стих 40) показывает, что хвала, возносившаяся Ему людьми, была справедлива и своевременна. И в самом деле, это требовалось для такого событя. И если бы люди не исполнили требование Бога, то произошло бы так, что каждый камень Иерусалима возопил бы хвалу Иисусу.
Драматический въезд Иисуса не мог произойти в более худшее для фарисеев время. Иерусалим был наполнен пилигримами, пришедшими праздновать Пасху. (Лк 22, 7). В 21, 10 Матфей рассказывает нам: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?»
Размышление:
Смешайтесь с толпой и представьте себя в самой гуще этого события. Для более полного понимания прочитайте отрывки других авторов Евангелия: Матфея 21:1-11, Марка 11:1-11 и Иоанна 12:12-19.
Поразмышляйте о контасте между скромным Иисусом ехавшем на ослике и торжественном приветствии Его как героя. О чем это нам говорит?
Поразмышляйте о чудесах и «великих делах», совершенных Иисусом во время Его служения.
Ученики с верой последовали просьбе Иисуса найти ослика. Чему нас учит такое поведение учеников? Желаете ли вы слушаться Бога, даже если не полностью понимаете почему Он просит вас поступить именно так?
Молитва:
Напишите свой псалом благодарения Иисусу или просто скажите слова благодарности Богу за нашего прекрасного Спасителя. Сегодняшний Псалом может помочь вам начать.
Созерцание:
В благоговении размышляйте о смирении Иисуса, так выразительно описанного в Филиппийцам 2:6-11 и поклононяйтесь Ему провозглашая «Иисуса Христа Господом в славе Бога Отца».
Материал Организации
Объединенных Библейских Обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой