Газета "Кредо" №4(176)'10
Священники не должны следовать моде
Oбращение Папы к участникам богословского симпозиума Конгрегации по делам клира
Церковь и мир нуждаются в священниках, которые являют присутствие Бога в мире, не следуя при этом культурной моде - такова основная мысль речи Папы Бенедикта XVI, адресованной в пятницу утром к 700 участникам богословского симпозиума, организованного Конгрегацией по делам клира. В своем обращении к священникам и епископам Папа раскрыл тему симпозиума: «Верность Христа, верность священника», подчеркнув при этом ценность священнического безбрачия. Современный мир нуждается в священниках, которые являются таковыми до конца. Бенедикт XVI отмечает, что в эпоху «размывания любого понятия о самотождественности, воспринимаемой многими как препятствие свободе и демократии», необходимо внести предельную ясность в «богословскую специфику рукоположенного священства», чтобы не уступать попыткам свести его к господствующим культурным категориям: «На фоне повсеместного обмирщения, постепенно исключающего Бога из общественной сферы и стремящегося изгнать Его из народного сознания, священник нередко кажется чужим для общего менталитета как раз из-за самых главных аспектов своего служения, таких как его связь со священным и отрешенность от мира ради ходатайства за этот мир, а также то, что на эту миссию он поставлен Богом, а не людьми». Папа предупреждает, что нужно «преодолеть опасный редукционизм», вследствие которого в последние десятилетия священника представляли как «социального работника», рискуя опустошить саму суть священства Христова. В наши дни надлежит вновь утвердить ценности священного безбрачия, который, по словам Папы, является не чем иным, как «пророчеством Царства», «выражением самоотдачи Богу и братьям».
«Подобно тому, как все безотлагательней представляется герменевтика преемственности для верного толкования текстов II Ватиканского собора, необходима аналогичная герменевтика, которую мы можем назвать «герменевтикой священнической преемственности»: начиная от Иисуса из Назарета, Христа Господа, и сквозь две тысячи лет истории величия и святости, культуры и благочестия, написанной священством, она доходит до наших дней».
В наше время, продолжил Святой Отец, важно, чтобы призвание к священству «расцветало внутри харизмы пророчества»: «Существует большая потребность в священниках, которые бы говорили миру о Боге и заступались за мир перед Богом, в людях, не подчиняющихся преходящим культурным тенденциям, но способных по-настоящему жить свободой, которая дается только уверенностью в своей принадлежности Богу». Папа подчеркивает, что «самое необходимое пророчество - это пророчество верности. Отталкиваясь от верности Христа человечеству через Церковь и рукоположенное священство она побуждает переживать собственное священство в полной приверженности Христу и Церкви». Священник не принадлежит более себе самому, но становится «собственностью» Бога. И это должно быть зримо всем посредством отчетливого свидетельства: «В мировоззрении, в манере говорить, в способах суждения о событиях в мире, в служении и любви, в отношениях с людьми и даже в одежде священник должен черпать пророческие силы в своей таинственной принадлежности, в своей глубокой сущности. Он должен делать все возможное, чтобы не подчиняться господствующему менталитету, склонному связывать ценность священнослужителя не с его сущностью, а с его функцией, не признавая тем самым действие Бога, глубоко отметившего личность священника, окончательно уподобив его Себе».
Священство - это «высочайшее призвание, остающееся тайной даже для тех, кто получил его в дар»: «Наша ограниченность, наши слабости должны побуждать нас хранить этот драгоценный дар и относиться к нему с глубокой верой: посредством этого дара Христос уподобил нас Себе, соделав участниками Своей спасительной миссии».
Святейший Отец завершил свою речь увещанием: «Дорогие священники, мужчины и женщины нашей эпохи ожидают от нас только одного: чтобы мы были поистине священниками. Верные-миряне могут найти и в других людях то, в чем они по-человечески нуждаются, но только в священнике они могут найти Слово Бога, которое всегда должно быть у него на устах».
www.catholic.uz
Познаем основы веры
Дары Святого Духа
Разные действия Святого Духа в жизни христианина
В «Катехизисе Католической Церкви» есть такие слова: «Чтобы соприкасаться со Христом, надо сначала быть затронутым Духом Святым» (п. 683). Он Своей благодатью первый пробуждает нашу веру, рождает в нас добродетели и благие деяния. Т.е. познание веры, ее рост, всякое проявление святости и вся христианская жизнь возможна только с помощью Святого Духа. Он действует в жизни нашей веры весьма таинственно и разнообразно. Взглянем лишь на некоторые примеры Его деяний, описанные в Новом Завете.
1. «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8. 16). Как эту главную истину веры раскрывает нам Святой Дух? «Надежда не подведет, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).
2. Только с Его помощью мы можем узнать и исповедовать Иисуса Господом: «Никто не может сказать: „Иисус – Господь”, если в нем нет Святого Духа» (1 Кор 12, 3).
3. Дух Святой открывает и убеждает нас в том, что мы действительно дети Божии, что Бог - наш Отец: «Все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим 8, 14–16; ср. Гал 4, 6–7).
4. Дух Святой поддерживает нас в наших слабостях и в нашей молитве: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).
5. Дух Святой дает нам силу для свидетельства об Иисусе: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1, 8). «Будут вас предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними… Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк 13, 9–13).
Дары, харизмы и плоды Святого Духа
Апостол Павел писал: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор 12, 1. 4).
1. Семь даров Святого Духа. Христианскую жизнь во всех ее проявлениях поддерживают дары Святого Духа. Число семь символизирует полноту Его даров и выражает истину о том, что человек, наполняющийся Духом, получает всю необходимую поддержку для жизни по вере. Уже пророк Исаия возвестил, что их полнота воссияет в Мессии (ср. Ис 11, 1-3). Дары мудрости, разума, совета, крепости, ведения, благочестия и страха Господня – это постоянные предрасположения, делающие человека способным следовать побуждениям Святого Духа на пути к святости и христианского свидетельства. Семь даров Духа всегда служат богословским добродетелям – вере, надежде, любви.
2. Харизмы. Дары, о которых мы говорили выше, помогают нам на пути нашего освящения, а особые дары благодати (харизмы) направлены на созидание Церкви, на благо людей – они даны для служения другим. Апостол Павел говорит: «Каждому дается проявление Духа для общего блага» (1 Кор 12, 7). Харизмы представляют собою чудесное богатство благодати, содействующей апостольской ревности и святости всего Тела Христова. Об этих дарах мы читаем в Новом Завете. Они также часто проявлялись в жизни первохристианской Церкви и в жизни святых. Примеры этих даров: слово мудрости и знания (глубокое познание духовных и сердечных тайн), вера (ведущая к чудотворению), дары исцелений, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков (см. 1 Кор 12, 8-10; Рим 12, 6-8). Важно, что «все сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор 12, 11).
3. Плоды Святого Духа. Это критерий того, насколько человек открывает свое сердце действию Божьего Духа. Плод жизни в общении с Духом Святом - это «любовь, радость, мир, терпение, доброта, доброжелательность, верность, кротость, воздержание» (Гал 5, 22-23).
О. Элиот Марецки (OFM)
Наша почта
Мой путь к Богу
В нашу газету поступило письмо верующего из прихода Пресвятого Сердца Иисуса г. Ташкента. В своем письме он поделился о том, что приобретение веры дало смысл его жизни. Он выразил это в стихотворении, в котором описывает глубину своих переживаний.
Мой путь к Богу начался в младенчестве, когда моя бабушка Мария Николаевна окрестила меня в православной церкви г. Сталинска (теперь это Новокузнецк). Мой прадед по линии мамы Николай Варгасов был священником и воспитал свою дочь, мою бабушку, глубоко набожным человеком. Она свято выполняла все обряды Церкви, часто ходила в храм и брала на службу меня. Когда мой отец, Шлосберг Иван Мартынович, умер в 1952 г., на руках у мамы и бабушки осталось трое детей. Мы жили тяжело, впроголодь, и бабушка варила нам суп по рецептам военного времени. Мама много работала, а бабушка, эта святая женщина, выходила нас и научила меня верить в Бога. Можно сказать, что все мое детство до школы прошло под иконами Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца в доме моих родителей.
А потом была школа, пионерия, комсомол, и вера в Бога на время покрылась завесой атеистической пропаганды…
Мой отец был родом из Прибалтики, но я ничего о нем не знал, документов не было. В студенческие годы на каникулы в 1972 г. я поехал в Ригу, чтобы найти свои корни. Там я вновь вернулся к Богу и впервые встретился с учением Католической Церкви. Волшебные звуки органа, песнопения и проповеди, весь обряд Мессы оставили неизгладимый след в моей душе, и я в последующие годы снова и снова возвращался в Ригу. Ездил в Таллин, побывал в Вене, Париже, Амстердаме, Антверпене… И везде я жадно впитывал новый и чудесный мир Римско-католической Церкви и любви Иисуса Христа.
Пока я работал, у меня не было возможности полнее заполнить душу этой великой любовью, но, выйдя на пенсию, я пришел в храм Пресвятого Сердца Иисуса в Ташкенте, и с того дня моя душа очистилась от грехов и неустанно наполняется божественной благодатью…
Cейчас под руководством о. Люциана мы с женой проходим катехизацию и чин христианского посвящения в нашей церкви. За этих восемь чудесных месяцев я укрепился в вере, обрел душевное спокойствие и, как результат, родились эти стихи. Хочется, чтобы через эти строки мои родные, а, в первую очередь, дети и внуки смогли понять мою душу и увидеть глубину моих переживаний.
Голгофа
Идут века, над Иудеей сотни звезд иных
Зажглись. Их много, истина – одна:
Она в камнях, под куполами церкви Всех святых
Курится пылью, добела раскалена.
Дорога, которая, средь пыльныя олив виясь,
В вечернем мареве все выше-выше,
К Голгофе, не на крест, сквозь кровь и грязь
В бессмертие ведет по воле Свыше.
Свершилось все. Уже и пальцы побывали в ранах,
Уже повешенный хрипел Иуда,
Актеры «Оскаров» за роль Христа делили в Каннах,
А мы надеемся и верим в чудо…
Пасха 2010
Народ Израиля от радости танцует,
На крест растерзанное тело водрузив.
Неправый суд свершился – все ликуют,
Божественную плоть и кровь вкусив.
О, мой Иисус! Ты истинно страдая,
Учил меня – я жизнь готов отдать
Без колебаний в этот дом печали,
Пить чашу горькую, как благодать.
С надеждой тайною любовь свою лелею,
Песнь песнею пою лишь одному,
Просить коснуться Дух Святой не смею:
Да будет мне по слову Твоему!
Моя любовь к Тебе – печальное клише,
В газетах истину ищу напрасно
И появляется стигмат в моей душе,
Он кровоточит и болит ужасно…
Владимир Шлосберг
Архиепархия в Астане
Что соединяет наш приход?
Уважаемая редакция газеты «Кредо», мне хотелось бы рассказать вам о жизни нашего прихода св. Иосифа в г. Макинск.
Наш приход небольшой, но св. Месса объединила наши сердца, Господь Иисус собирает всех нас воедино.
В нашу Церковь приходят как взрослые, так и дети, мы стараемся быть дружной семьёй, как Христос и Церковь.
У нас все праздники отмечаются очень торжественно. Недавно в нашем приходе было два больших события: первое причастие и крещение. Шестеро наших детей впервые в жизни приняли в свое сердце евхаристического Иисуса. А на день св. Иоанна Боско 10 детей разного возраста приняли таинство крещения. Крестные родители из прихода с радостью приняли на себя обязанность воспитывать детей в вере, что еще больше соединяет нашу приходскую общину: «Да будут все едино».
После первого причастия и крещения для детей был приготовлен небольшой праздничный стол, во время которого они смогли ближе познакомиться друг с другом, потому что не часто переживаешь такие праздничные моменты.
Для детей в нашем приходе залит каток, где они могут в свободное время покататься, особенно по воскресеньям.
Во время зимних каникул наши сестры и о. Александр организовали для детей игры, викторины, различные спортивные соревнования и библейский конкурс. В его организации помогали также и наши прихожане. Дети остались очень довольны и счастливы. Они ожидают следующих каникул, когда смогут снова встретиться и посоревноваться друг с другом.
Мы благодарим наших сестёр от Бедного младенца Иисуса и о. Александра за то, что они делают для нашего прихода, отдавая все свои силы и время нам и нашим детям. Пусть Бог благословит их и вознаградит за их труд.
Антонина Семенова
Живое Евангелие
Св. Георгий Победоносец
мученик, Каппадокия, III в. – Лидда (Палестина), ок. 303 г.
Покровитель: лучников, конников,
солдат, скаутов, разведчиков.
Имя: «земледелец» (греч.).
Символ: дракон, пальма, знамя.
Необязательная память: 23 апреля
«Св. Георгий, мученик, славный подвиг которого, совершенный в Диосполе или Лидде в Палестине, самых древних времен воспоминается всей Церковью от Востока до Запада» («Римский мартиролог»).
Чтобы составить представление о том, насколько распространен во всем христианском мире культ св. воина и мученика Георгия, приведем лишь несколько фактов. В одной Италии его имя носит 21 община. В честь него названы американский штат Джорджия и республика Грузия. Он считается покровителем Англии, всех испанских земель, Португалии, Литвы, таких городов как Женева, Кампобассо, Феррара, Реджо-ди-Калабрия и сотен других селений и регионов. Никакой иной древний святой не пользовался, наверное, таким народным почитанием как на Западе, так и на Востоке. Его имя и символику носили и по сей день носят различные рыцарские ордена. Вот только самые известные из них: Орден св. Георгия, называемый еще Орденом подвязки, Тевтонский орден, Военный орден Калатравы Арагонской, Священный константиновский орден св. Георгия и др.
Мученик почитается как покровитель конников, оружейников, солдат, скаутов, фехтовальщиков, кавалерии, лучников и шорников. Кроме того, его призывают как защитника от чумы, проказы и сифилиса, ядовитых змей, болезней головы и, особенно в распложенных у подножия Везувия регионах, от извержений вулкана.
Имя «Георгий» (от греч. «ghergуs», т.е. «земледелец»), мы находим уже в «Георгиках» Вергилия, и, кроме монархов и президентов, его за многие века носили люди, прославившие себя во всех сферах человеческой деятельности. Восточная Церковь называет его «великомучеником».
Все вышесказанное позволяет нам понять, как его культ, столь распространенный во все столетия, справился с тем смущением, которое вызвал у Церкви недостаток точных и проверенных данных о жизни святого. В 1969 г. память св. Георгия была низведена до статуса необязательной, но верующие и по сей день всюду окружают его имя тем же почитанием.
Образ мученика овеян тайной. Ученые веками пытались установить, кем в действительности был св. Георгий и когда и где он жил. Немногочисленные сведения о нем можно почерпнуть из «Страстей Георгиевых», которые «Геласиевы декреталии» (496 г.) относят к числу апокрифов. В более позднем сочинении Теодора Перигеты «О Святой Земле» (ок. 530 г.) говорится, что в Лидде (Диосполь) в Палестине, т.е. в сегодняшнем Лоде, близ Тель-Авива в Израиле, имеется константинова базилика, возведенная над гробом св. Георгия со сподвижникам, которые, по всей вероятности, претерпели мученичество в 303 г. во время преследований Диоклетиана. Забегая вперед, добавим, что еще до начала крестовых походов эта базилика уже служила целью паломничеств, пока султан Саладин (1138–1193 гг.) не приказал разрушить ее.
Из «Страстей Георгиевых» мы узнаем, что святой родился в Каппадокии и был сыном перса Геронция и каппадокийки Полихронии, которые дали ему христианское воспитание. Повзрослев, занимал важный пост в армии персидского императора Дациана. Впрочем, в некоторых версиях речь идет об армии римского кесаря Диоклетиана (243–313 гг.), который своим эдиктом от 303 г. инициировал преследования христиан по всей империи.
С началом гонений трибун Георгий Каппадокийский роздал свое имущество бедным и был арестован за то, что разорвал эдикт. Представ перед трибуналом, он смело исповедовал свою веру. Ему предложили отречься от Христа, но святой отказался, по обычаю того времени, был подвергнут принародным пыткам, а затем брошен в тюрьму. В заточении Георгию явился Господь, предсказавший ему три года мучений, три смерти и три воскресения.
И здесь фантазия агиографов рисует столь удивительные картины, что они кажутся просто неправдоподобными. Георгий побеждает колдуна Афанасия, который после этого обращается и принимает мученическую смерть. Святого разрезают пополам истыканным гвоздями и лезвиями колесом, но он воскресает и тем самым обращает военноначальника.
Культ святого установился почти сразу, о чем свидетельствуют найденные во время археологических раскопок остатки базилики, воздвигнутой буквально на следующий год после его смерти (303 г.?) над гробом на месте мученичества (Лидда). Легенда о драконе возникла уже много столетий спустя в средневековье, когда трубадур Уэйс (ок. 1170 г.) и, прежде всего, Якопо да Варагине (†1293 г.) в своей «Золотой легенде» воспели Григория в образе героического рыцаря, взбудоражившем воображение художников и рассказчиков.
Народное предание гласит, что рядом с ливийским городом Силеной было огромное озеро, в котором жил дракон. Тот то и дело приближался к городу и убивал своим дыханием всех, кого встречал. Чтобы задобрить его, несчастные местные жители ежедневно подносили ему по две овцы, а когда этого оказывалось мало, добавляли еще одну овцу и юношу или девушку, которых отбирали по жребию.
Однажды жребий пал на дочь царя, который в ужасе предложил за нее выкуп в виде всего своего имущества и половины царства. Но народ, потерявший уже стольких своих детей, взбунтовался. И восемь дней спустя правителю пришлось все же уступить: плачущая девушка направилась к озеру.
И в этот трагический момент в городе появился молодой рыцарь Георгий. Узнав о предстоящем жертвоприношении, он успокоил принцессу и пообещал спасти ее. Когда дракон показался из воды, извергая из ноздрей пламя и зловонный дым, юноша бесстрашно вскочил на коня, бросился на зверя и ранил его копьем, после чего тот рухнул наземь.
Затем отважный воин велел девушке не бояться и обвязать вокруг шеи дракона свой пояс. Как только она сделала это, тот послушно последовал за ней к городу. Вид приближающегося зверя поверг всех жителей в ужас, но Георгий успокоил их, сказав: «Не бойтесь! Бог послал меня к вам, чтобы освободить от дракона. Примите веру во Христа, креститесь, и я убью чудище».
Тогда царь и весь народ обратились, а доблестный рыцарь убил дракона, после чего четыре вола оттащили труп зверя за город.
Благодаря этой легенде отважный каппадокийский мученик стал символом Христа, поразившего зло (сатану) в образе дракона. Крестоносцы ускорили эту трансформацию мученика в воинственного святого, предпочитая видеть в убийстве дракона символ победы над исламом, и Ричард Львиное Сердце (1157–1199 гг.) провозгласил св. Георгия покровителем всех воинов.
Нормандцы принесли почитание восточного святого в Англию, и уже 100 лет спустя Эдуард III ввел в обычай боевой клич: «Св. Георгий за Англию», а также основал Орден рыцарей св. Георгия или Орден подвязки.
Св. Георгия почитают также мусульмане, наделяющие его званием пророка. О. Энрико Пепе в своей книге «Мученики и святые Римского календаря» свой рассказ о. св. Георгии завершает следующими словами: «Возможно, роль таких святых, чей образ покрыт туманом легенд, состоит в том, чтобы напоминать миру одну единственную мысль, очень простую, но фундаментальную: добро, в конечном итоге, побеждает зло, и мудрый человек в своих основополагающих жизненных решениях не поддается обману иллюзий.
Антонио Боррелли
Зерно любви
Богатство, слава, веселье, друзья…
Так проходил день за днем. Монеты звенели, лилось вино, звучала музыка. Время торопило свой бег. А там, за поворотом, была нищета и ничего вокруг. Исчез звон монет, опустели кувшины, музыку сменила угнетающая тишина. Теперь ты никому не нужен, твои карманы опустели, сердцем завладело царство одиночества и во дворы его незаметно закралось разочарование.
Что делать? Куда идти?
Почему Он отнял у меня все? Ведь Он - Бог! Зачем? Почему? Эти слова еще долго раздавались в моем сознании, но нужно было идти, чтобы с каждым шагом познавать, какой удивительный дар приготовил Господь. Он подарил мне зернышко любви, такое маленькое и почти незаметное. «Когда тебе будет трудно, - сказал Господь, - смотри на это зерно: ведь его можно увидеть лишь чистыми глазами и свободным сердцем. Иди к свету Моей любви, и это зерно вырастет в твоем сердце, если будешь любить. Оно принесет обильный плод, если забудешь себя и заметишь другого, если простишь, отрешь чью-то слезу, склонишься над болью, прогонишь одиночество страдающей души».
Взгляни на свои ладони: ведь и на них лежит такое же крохотное зернышко. Его совсем не видно, но его сила в том, что оно может приносить плоды любви, если ты будешь помнить, Кто положил его в твои руки.
C. Людмила
Кто мой ближний
Физические наказания
Можно ли наказывать детей физически? Не является ли это покушением на его личное достоинство?
Любое наказание, в том числе и физическое – это конкретная форма передачи определенного эмоционального содержания. Наказывать нужно педагогически, наказание должно демонстрировать детям отрицательные последствия их поведения. И форма здесь не важна: ведь наказание – это символ. Оно всегда должно мотивироваться любовью к ребенку. Чтобы наказание исполнило свою роль, нельзя допускать, чтобы оно ставило под угрозу эмоциональные отношения между родителями и детьми. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что папа и мама заботятся о его будущем, но ни в коем случае не отвернутся от него. Действенное наказание сопряжено с любовью. Ребенок должен ощутить не только боль кары, но и скрытую в ней любовь. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3, 19), – говорит лаодикийской Церкви «свидетель верный и истинный». Эта божественная педагогика – лучший образец для родителей и воспитателей.
Любая форма наказания будет иметь глубокое отрицательное влияние на ребенка при недостаточно крепкой эмоциональной связи между ним и родителями – при недостатке любви. Лишь благодаря любви наказание может положительно повлиять на эмоциональное и нравственное развитие детей, и лишь она действительно дает право родителям прибегать к этому методу воспитания. Наказание без любви только углубляет рану, нанесенную ее недостатком. Лишь позитивное отношение к ребенку, умение понять его нужды, желания и наклонности может помочь родителям установить с ним контакт в его отчаянии и бессилии, которые выливаются в ложь или иные проявления ненадлежащего поведения. Форма наказания должна также соответствовать возрасту ребенка и уровню его эмоционального развития. Кроме того, оно должно не унижать детей и не ранить их здоровое чувство собственного достоинства, а прививать им более глубокое ощущение ответственности за себя и свою жизнь.
Нельзя забывать и о том, что наказание не должно становится главным, а тем более единственным методом воспитания. Слишком частое наказание – это большое зло с серьезными отрицательными последствиями. Само по себе оно не может стать для ребенка источником положительной мотивации, а только лишь своего рода предостережением. Его роль заключается в том, чтобы помочь детям усвоить границы их независимости и негативные последствия нарушения этих границ. Наказание также должно пробуждать нравственное чувство ребенка.
Чтобы наказание достигло своей воспитательной цели, он должно быть прямо пропорционально степени вины. Дети обладают необычайно обостренным чувством справедливости. Поэтому они значительно легче принимают пропорциональное наказание. Несправедливая кара их ранит, и они воспринимают ее как месть со стороны взрослых. Злоупотребление наказанием ведет к тому, что оно уже не имеет никакого положительного эффекта даже тогда, когда бывает справедливо.
Если ребенок часто ведет себя неподобающим образом, родителям и воспитателям следует задуматься над тем, что он хочет до них донести своим поведением. Неблаговидные и даже вздорные поступки вызываются какими-то глубокими эмоциональными причинами. И мы должны их понять, если хотим воспитать в детях подлинную ответственность и самостоятельность. Мотивация может быть самой разной. Своим дурным поведением ребенок может пытаться привлечь внимание взрослых, которые его игнорируют. Иногда он таким образом «мстит» своим родителям, наказывает их за их обращение с ним. Детские проказы могут быть проявлениями его неведения и жизненной наивности. Ребенок просто еще не способен предвидеть последствия многих своих поступков. Когда ребенок слишком злится и нервничает, то это может свидетельствовать и о его психической неуравновешенности. Многие дети неспособны и пары минут посидеть спокойно.
Когда ребенок ведет себя неподобающе, для родителей это должно стать поводом для беседы с ним, а не только для кары. Она не принесет никакой пользы, если будет всего лишь проявлением злобы разъяренного или неуравновешенного родителя. Самое справедливое наказание, совершенное в гневе, теряет свой смысл и предназначение. Оно уже не выражает заботы о ребенке, а становится выходом для психического напряжения родителей или воспитателей.
В принципе, детей нельзя наказывать физически. Это всегда насилие в отношении слабого. К взрослым детям также не следует применять телесные наказания. Чувствительные физические экзекуции всегда унижают детей и наносят им большую обиду. Они не только покушаются на их достоинство, но зачастую создают в их душах комплекс неполноценности и понижают их самооценку. Частое наказание порождается в детях протест и желание мести. В конце концов, ребенок может стать невосприимчивым к любым наказаниям.
Заметьте, что поднять руку на родителей мы считаем тяжким преступлением, не отдавая при этом себе отчета в том, что взрослые дети таким образом лишь копируют способ решения разногласий, которым на протяжении всего их детства пользовались родители. Ребенок, которого наказывают физически, с одной стороны, подавляет в себе чувства протеста против родителей и воспитателей, но, с другой стороны, вымещают обиду на слабых сверстниках или животных. Именно бессмысленное наказание чаще всего и является главной причиной детской жестокости. Безжалостность ребенка – это, как правило, дурное предзнаменование, предвещающее жестокость и безжалостность уже взрослого человека.
Домашнее насилие над детьми своими последствиями выходит за рамки семьи и становится общественной проблемой. Поэтому воспитатели и духовенство не должны смотреть на него сквозь пальцы. Необходимо стараться помочь не только ребенку, но и всей семье в целом. Для детей лишение отца и матери родительских прав – всегда худший выход из ситуации, хотя порой и единственно верный. Даже самый лучший детский дом или приемные родители не могут дать ему того, что может дать собственная семья. Поэтому нужно стремиться помочь сначала отцу и матери, чтобы тем самым помочь и ребенку.
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj bližní”,
“Kostelní Vydři”, 1997 г.
Хочу спросить
Тарифы на таинства?
Отвечает:
о. Хосе Луис Мумбиела
В некоторых Церквах нужно платить за совершение таинств. А как это принято в Католической Церкви?
У христиан издревле было принято жертвовать священнику какую-то сумму в качестве подаяния за совершение Мессы. Принявший деньги вместе с сопровождавшей их просьбой священник обязан по справедливости отслужить литургию в интенции жертвователя.
Данная практика по сути своей полностью соответствует практике христианской жизни: принося свой дар на Мессу верующие глубже соединяются со Христом, дарующим Себя под видом хлеба и вина. Примерно то же можно сказать и о других таинствах.
Кроме того, в пожертвованиях священнику сохраняется идея милостыни, которой учил Сам Иисус (ср. Мф 6, 2-4; Лк 12, 33). К тому же своими денежными взносами верные помогают содержать Церковь и ее служителей, исполняя требование пятой церковной заповеди: «Поддерживай Церковь в материальных нуждах, каждый в меру своих возможностей» («Компендиум Катехизиса Католической Церкви»). А с другой стороны, священник, принимающий заказ на Мессу, не просто служит ее, а жертвует в какой-то определенной интенции, как, например, за души усопших.
Помимо этого, нельзя забывать и о другом очень важном моменте, касающемся справедливости в отношениях между жертвователем и священником, принимающим пожертвование. Действительно, если священник получает от верующего какую-то сумму за совершение Мессы в определенной интенции, то справедливость будет обязывать его сделать это.
В некоторых странах Церковь определяет «примерную» сумму, которую можно пожертвовать за совершение тех или иных церковных служений. По своему личному опыту могу сказать, что там, где нет «официальных тарифов», верующие часто сами просят назвать их, чтобы хотя бы приблизительно знать, какая сумма будет «справедливым пожертвованием», потому что добрая совесть не хочет оказаться скупой. Но, с одной стороны, «тарифы» не должны стать препятствием для верных в их желании приступить к таинствам, а с другой стороны, нельзя приступать к источнику спасения с «немножечко щедрым» сердцем (и кошельком!).
Папа Бенедикт XVI, говоря о молитвах об умерших, напоминает, что «можно послужить “отдохновению и облегчению” душ умерших посредством Евхаристии, молитв и милостыни» («Spe salvi», 48). Плоды нашей милостыни как жертвы за живых или мертвых значат намного больше, чем покупка лампочек для церкви, плата за отопление зимой или погашение счетов за электричество. Папа предлагает нам конкретный вопрос, который мы можем задать себе, прежде чем подать милостыню: «Что я могу сделать для того, чтобы спаслись другие и чтобы для них воссияла надежда? И в этом случае я сделаю самое большее и для собственного спасения» («Spe salvi», 48).
Мировые новости
Исторический центр в Караганде
На прошедшем в феврале очередном заседании конференции католических епископов нашей страны было принято решение о создании Центра исторической документации Католической Церкви в Казахстане. Новое учреждение с резиденцией в Караганде займется сбором различного рода документов и материальных памятников, рассказывающих об истории Церкви в республике. Директором центра назначен о. Петр Пытлованы, а архиепископ-епископ Карагадинский Ян Павел Ленга будет курировать его работу.
Бенедикт XVI вспоминает шейха Саида Тантави - великого религиозного лидера, внесшего существенный вклад в диалог между католиками и мусульманами
Великий религиозный лидер, который «в течение многих лет был ценным партнером в диалоге между мусульманами и католиками». Так Бенедикт XVI вспоминает великого шейха Египта и имама каирского университета аль-Азхар Мухаммеда Сайеда Тантави, который скончался 10 марта в возрасте 81 года. В телеграмме, адресованной шейху Абд аль-Азиз Мухаммеду Василю и подписанной госсекретарем кардиналом Тарчизио Бертоне, Папа выразил свои искренние соболезнования общине университета Аль-Азхар и семье Тантави. В послании с благодарностью упоминается о деятельности шейха, придавшего импульс встречам между Папским советом по межрелигиозному диалогу и Постоянным комитетом Аль-Азхар по диалогу.
В Баку пройдет IV Саммит религиозных лидеров мира
27-29 апреля в Баку пройдет Саммит религиозных лидеров мира. Об этом сообщил председатель Управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам хаджи Аллах-шукюр Пашазаде на пресс-конференции для журналистов. А. Пашазаде отметил важность проведения этого мероприятия в Баку. «На саммите ожидается участие более 150-и религиозных деятелей. Только от православной церкви будут присутствовать 11 патриархов. Кроме того, в саммите примут участие представители всех традиционных религий мира», - добавил А. Пашазаде. Глава УМК не исключил, что на саммит может быть приглашен Католикос всех армян Гарегин II.
В Ашхабаде зарегистрирована римско-католическая Церковь
Атташе по вопросам культуры апостольской нунциатуры в Туркменистане Анджей Мадей отправил президенту Туркменистана Гурбангулу Бердымухаммедову благодарственное письмо, в котором главе государства выражалась признательность от имени верующих-католиков за регистрацию римско-католического центра в Туркменистане.
Католическая церковь в Туркменистане начала действовать в конце XIX в., в начале XX в. церкви были построены в Ашхабаде, Красноводске (нынешний Туркменбаши), Кизил-Арвате (Сердар) и Мерве. В XX в. здесь образовалась большая община, состоявшая из европейцев. Это православные христиане, католики и лютеране. После обретения Туркменистаном независимости дипломатические отношения со Св. Престолом были возобновлены в 1997 г., когда первый апостольский нунций архиепископ Пьер Луиджи Челата вручил верительную грамоту правительству Туркменистана в июне 1997 г. На сегодняшний день по официальным данным римско-католическая община Туркменистана насчитывает ок. 5 тыс. прихожан.
Отныне венец Черной Мадонны будут украшать камни с Луны, Меркурия и Марса. Папа Римский благословил два новых венца для образа Богоматери Ченстоховской
Автор венцов - известный мастер из Гданьска Мариуш Драпиковски. Венцы выполнены из золота и, по словам автора, несут в себе глубокий символизм. Богородица, как Луна, сияет отраженным светом Христа-Солнца. Три звезды в центре короны Божией Матери символизируют то, что она оставалась Девой до и после рождения Иисуса. В этих звездах использован необычный материал - камни с Луны, Марса и Меркурия. Они были пожертвованы монастырю около полутора лет назад, подлинность камней подтверждена лабораторией NASA.
Бенедикт XVI в ходе визита в Великобританию провозгласит кардинала Ньюмена блаженным
Св. Престол объявил, что Папа Бенедикт XVI причислит Джона Генри Ньюмена к лику блаженных 19 сентября 2010 г. в ходе своего визита в Соединенное Королевство, в архиепархии Бирмингем. Комиссия по канонизации кардинала Ньюмена опубликовала в связи с этим заявление, в котором выражается радость по поводу данного известия.
Достопочтенный кардинал Ньюмен провел в Бирмингемской архиепархии почти всю свою жизнь, вначале в Оксфорде, где он жил, будучи англиканцем, и там же был принят в Католическую Церковь, а позднее - в самом Бирмингеме, где он основал Бирмингенский ораторий и трудился там более сорока лет.
Решение лично провозгласить кардинала Ньюмена блаженным расценивается в заявлении как особое благословение для английских ораториев и всех, кто вдохновлен жизнью и трудами Джона Генри Ньюмена.
По материалам www.catholic.uz,
www.radiovatikana.cz