Газета "Кредо" №4(176)'10
Четыре пасхи – одно спасение
Воскресение – источник и цель христианской жизни: «а если Христос не воскрес, тщетна и вера ваша», – говорит святой Павел (1 Кор 15, 14). Все начинается на заре воскресения Пасхи: в этот день Бог во всей Своей славе вошел в нашу историю для того, чтобы спасти людей: он победил смерть. Семь таинств, начиная с крещения, происходят из этого единого источника.
В Библии рассказывается о четырех пасхах, т.е. о четырех « переходах» ( именно так переводится это слово с древнееврейского), которые Бог заставляет совершить человека, чтобы тот, пройдя через смерть, вошел в вечную жизнь. Каждая из этих пасх раскрывает один из аспектов крещения, которое является их итогом.
Первая пасха – пасха Творения: переход от «ничего» к бытию. Нечто подобное совершается каждый год в природе, когда приходит весна. Это праздник созидающей любви. В календаре евреев еще до перехода через Чермное море уже был весенний праздник благодарения за первые плоды и первенцев скота. Вечером этого дня кочевники ели опресноки и заколали агнца, рожденного прошлою весной. Различные племена на Ближнем Востоке практиковали и по сей день практикуют эти обряды. Кровь агнца, которой кропили шатры или дома, свидетельствовала о почтении к этой тайне жизни. Таково первое значение Пасхи: благодарность за полученную жизнь – чудо, о котором напоминает каждая весна. Именно этот день избрал Господь для того, чтобы освободить Свой народ из египетского рабства.
Дата празднования символична: она соответствует времени, когда солнце после весеннего равноденствия одерживает победу над зимним сумраком. Также выбирают ночь, когда луна предстает во всем своем блеске, т.е. первое весеннее полнолуние. Таким образом, Пасха прославляет свет и жизнь.
Вторая пасха – переход через Чермное море, великий исход (переход) израильского народа. Бог любит человека и поэтому вмешивается в историю человечества, чтобы его спасти.Это праздник искупительной любви. Именно поэтому вечером Пасхи евреи читают Песнь Песней – гимн любви, по преданию, составленный царем Соломоном. Кровь, которой Моисей окропил народ у подножия горы Синай в знак заключения Завета, означает уже не только жизнь, но и союз, бракосочетание между Богом и Его народом. Поэтому вторая пасха – это пасха Завета, творящая новый народ, соединяя людей с Богом.
Третья Пасха – Пасха воскресения Иисуса, подытоживая две предыдущие, превосходит их. Это праздник побеждающей любви: отныне переход через смерть открыт, словно огромная брешь, через которую может пройти каждый человек и в которой сияет свет надежды. Подобно новому Моисею, Христос освободил Свой народ, Он отверз пучину смерти и провел его к Обетованной Земле Рая. «Новый и вечный» завет между Богом и каждым человеком был установлен жертвой Христа на Кресте. Если ты веруешь в Иисуса, Сына Божия, Спасителя, если ты следуешь за Ним всем своим существом, то не умрешь: Христос, Агнец Божий, пролил Свою кровь, чтобы ты жил вечно.
В конце времен будет четвертая пасха – наша. Мы созерцаем ее в надежде. Это праздник торжествующей любви, наш переход к вечной жизни. Иисус возвещает о ней: «ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк 22, 16). В крещении даруется доступ к этой вечной Пасхе. Оно является «начатком нашего спасения». В нем осуществляется наше участие в трех предыдущих пасхах. Это залог, который вскоре исполнится в нас, а также праздник жизни, переход через воды смерти, воскресение. В крещении мы становимся новым творением, оно осовобождает нас от рабства греха, омывая нас кровью Агнца, закланного на Кресте, соединяет нас с Церковью, с народом паломников, с пением, восходящим к небесному Иерусалиму. Воистину «мы спасены в надежде», – говорит святой Павел (Рим 8, 24), ибо «мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8, 23).
Таким образом, спасение – деяние любви Бога: Творца, Искупителя и Победителя. Все уже осуществилось на земле, в истории человечества, в истории же будет и явлено. Крещение делает нас сопричастными этому делу Бога и дарует нам залог его окончательного завершения. Воскресение Христа – прелюдия нашего вечного спасения. На сей раз нас переполняет радость надежды, так как уже сегодня мы являемся начатком обновленного человечества. Об этом напоминает нам пасхальная литургия, соединяя в общем праздновании эти четыре великие пасхи спасения: творение, искупление, воскресение, вечную радость…
О. Пьер Дюмулен