ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(176)'10

Кто мой ближний
Физические наказания
 
Можно ли наказывать детей физически? Не является ли это покушением на его личное достоинство?
 
Любое наказание, в том числе и физическое – это конкретная форма передачи определенного эмоционального содержания. Наказывать нужно педагогически, наказание должно демонстрировать детям отрицательные последствия их поведения. И форма здесь не важна: ведь наказание – это символ. Оно всегда должно мотивироваться любовью к ребенку. Чтобы наказание исполнило свою роль, нельзя допускать, чтобы оно ставило под угрозу эмоциональные отношения между родителями и детьми. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что папа и мама заботятся о его будущем, но ни в коем случае не отвернутся от него. Действенное наказание сопряжено с любовью. Ребенок должен ощутить не только боль кары, но и скрытую в ней любовь. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр 3, 19), – говорит лаодикийской Церкви «свидетель верный и истинный». Эта божественная педагогика – лучший образец для родителей и воспитателей.
Любая форма наказания будет иметь глубокое отрицательное влияние на ребенка при недостаточно крепкой эмоциональной связи между ним и родителями – при недостатке любви. Лишь благодаря любви наказание может положительно повлиять на эмоциональное и нравственное развитие детей, и лишь она действительно дает право родителям прибегать к этому методу воспитания. Наказание без любви только углубляет рану, нанесенную ее недостатком. Лишь позитивное отношение к ребенку, умение понять его нужды, желания и наклонности может помочь родителям установить с ним контакт в его отчаянии и бессилии, которые выливаются в ложь или иные проявления ненадлежащего поведения. Форма наказания должна также соответствовать возрасту ребенка и уровню его эмоционального развития. Кроме того, оно должно не унижать детей и не ранить их здоровое чувство собственного достоинства, а прививать им более глубокое ощущение ответственности за себя и свою жизнь.
Нельзя забывать и о том, что наказание не должно становится главным, а тем более единственным методом воспитания. Слишком частое наказание – это большое зло с серьезными отрицательными последствиями. Само по себе оно не может стать для ребенка источником положительной мотивации, а только лишь своего рода предостережением. Его роль заключается в том, чтобы помочь детям усвоить границы их независимости и негативные последствия нарушения этих границ. Наказание также должно пробуждать нравственное чувство ребенка.
Чтобы наказание достигло своей воспитательной цели, он должно быть прямо пропорционально степени вины. Дети обладают необычайно обостренным чувством справедливости. Поэтому они значительно легче принимают пропорциональное наказание. Несправедливая кара их ранит, и они воспринимают ее как месть со стороны взрослых. Злоупотребление наказанием ведет к тому, что оно уже не имеет никакого положительного эффекта даже тогда, когда бывает справедливо.
Если ребенок часто ведет себя неподобающим образом, родителям и воспитателям следует задуматься над тем, что он хочет до них донести своим поведением. Неблаговидные и даже вздорные поступки вызываются какими-то глубокими эмоциональными причинами. И мы должны их понять, если хотим воспитать в детях подлинную ответственность и самостоятельность. Мотивация может быть самой разной. Своим дурным поведением ребенок может пытаться привлечь внимание взрослых, которые его игнорируют. Иногда он таким образом «мстит» своим родителям, наказывает их за их обращение с ним. Детские проказы могут быть проявлениями его неведения и жизненной наивности. Ребенок просто еще не способен предвидеть последствия многих своих поступков. Когда ребенок слишком злится и нервничает, то это может свидетельствовать и о его психической неуравновешенности. Многие дети неспособны и пары минут посидеть спокойно.
Когда ребенок ведет себя неподобающе, для родителей это должно стать поводом для беседы с ним, а не только для кары. Она не принесет никакой пользы, если будет всего лишь проявлением злобы разъяренного или неуравновешенного родителя. Самое справедливое наказание, совершенное в гневе, теряет свой смысл и предназначение. Оно уже не выражает заботы о ребенке, а становится выходом для психического напряжения родителей или воспитателей.
В принципе, детей нельзя наказывать физически. Это всегда насилие в отношении слабого. К взрослым детям также не следует применять телесные наказания. Чувствительные физические экзекуции всегда унижают детей и наносят им большую обиду. Они не только покушаются на их достоинство, но зачастую создают в их душах комплекс неполноценности и понижают их самооценку. Частое наказание порождается в детях протест и желание мести. В конце концов, ребенок может стать невосприимчивым к любым наказаниям.
Заметьте, что поднять руку на родителей мы считаем тяжким преступлением, не отдавая при этом себе отчета в том, что взрослые дети таким образом лишь копируют способ решения разногласий, которым на протяжении всего их детства пользовались родители. Ребенок, которого наказывают физически, с одной стороны, подавляет в себе чувства протеста против родителей и воспитателей, но, с другой стороны, вымещают обиду на слабых сверстниках или животных. Именно бессмысленное наказание чаще всего и является главной причиной детской жестокости. Безжалостность ребенка – это, как правило, дурное предзнаменование, предвещающее жестокость и безжалостность уже взрослого человека.
Домашнее насилие над детьми своими последствиями выходит за рамки семьи и становится общественной проблемой. Поэтому воспитатели и духовенство не должны смотреть на него сквозь пальцы. Необходимо стараться помочь не только ребенку, но и всей семье в целом. Для детей лишение отца и матери родительских прав – всегда худший выход из ситуации, хотя порой и единственно верный. Даже самый лучший детский дом или приемные родители не могут дать ему того, что может дать собственная семья. Поэтому нужно стремиться помочь сначала отцу и матери, чтобы тем самым помочь и ребенку.
 
Из: Ю. Аугустин (SJ),
 “Kdo je můj bližní”,
 “Kostelní Vydři”, 1997 г.