ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(176)'10

Живое Евангелие
Св. Георгий Победоносец
мученик, Каппадокия, III в. – Лидда (Палестина), ок. 303 г.
 
Покровитель: лучников, конников,
солдат, скаутов, разведчиков.
Имя: «земледелец» (греч.).
Символ: дракон, пальма, знамя.
Необязательная память: 23 апреля

«Св. Георгий, мученик, славный подвиг которого, совершенный в Диосполе или Лидде в Палестине, самых древних времен воспоминается всей Церковью от Востока до Запада» («Римский мартиролог»).
Чтобы составить представление о том, насколько распространен во всем христианском мире культ св. воина и мученика Георгия, приведем лишь несколько фактов. В одной Италии его имя носит 21 община. В честь него названы американский штат Джорджия и республика Грузия. Он считается покровителем Англии, всех испанских земель, Португалии, Литвы, таких городов как Женева, Кампобассо, Феррара, Реджо-ди-Калабрия и сотен других селений и регионов. Никакой иной древний святой не пользовался, наверное, таким народным почитанием как на Западе, так и на Востоке. Его имя и символику носили и по сей день носят различные рыцарские ордена. Вот только самые известные из них: Орден св. Георгия, называемый еще Орденом подвязки, Тевтонский орден, Военный орден Калатравы Арагонской, Священный константиновский орден св. Георгия и др.
Мученик почитается как покровитель конников, оружейников, солдат, скаутов, фехтовальщиков, кавалерии, лучников и шорников. Кроме того, его призывают как защитника от чумы, проказы и сифилиса, ядовитых змей, болезней головы и, особенно в распложенных у подножия Везувия регионах, от извержений вулкана.
Имя «Георгий» (от греч. «ghergуs», т.е. «земледелец»), мы находим уже в «Георгиках» Вергилия, и, кроме монархов и президентов, его за многие века носили люди, прославившие себя во всех сферах человеческой деятельности. Восточная Церковь называет его «великомучеником».
Все вышесказан­ное позволяет нам понять, как его культ, столь распростра­нен­­­ный во все столетия, справился с тем смущением, которое вызвал у Церкви недостаток точных и проверенных данных о жизни святого. В 1969 г. память св. Георгия была низведена до статуса необязательной, но верующие и по сей день всюду окружают его имя тем же почитанием.
Образ мученика овеян тайной. Ученые веками пытались установить, кем в действительности был св. Георгий и когда и где он жил. Немногочисленные сведения о нем можно почерпнуть из «Страстей Георгиевых», которые «Геласиевы декреталии» (496 г.) относят к числу апокрифов. В более позднем сочинении Теодора Перигеты «О Святой Земле» (ок. 530 г.) говорится, что в Лидде (Диосполь) в Палестине, т.е. в сегодняшнем Лоде, близ Тель-Авива в Израиле, имеется константинова базилика, возведенная над гробом св. Георгия со сподвижникам, которые, по всей вероятности, претерпели мученичество в 303 г. во время преследований Диоклетиана. Забегая вперед, добавим, что еще до начала крестовых походов эта базилика уже служила целью паломничеств, пока султан Саладин (1138–1193 гг.) не приказал разрушить ее.
Из «Страстей Георгиевых» мы узнаем, что святой родился в Каппадокии и был сыном перса Геронция и каппадокийки Полихронии, которые дали ему христианское воспитание. Повзрослев, занимал важный пост в армии персидского императора Дациана. Впрочем, в некоторых версиях речь идет об армии римского кесаря Диоклетиана (243–313 гг.), который своим эдиктом от 303 г. инициировал преследования христиан по всей империи.
С началом гонений трибун Георгий Каппадокийский роздал свое имущество бедным и был арестован за то, что разорвал эдикт. Представ перед трибуналом, он смело исповедовал свою веру. Ему предложили отречься от Христа, но святой отказался, по обычаю того времени, был подвергнут принародным пыткам, а затем брошен в тюрьму. В заточении Георгию явился Господь, предсказавший ему три года мучений, три смерти и три воскресения.
И здесь фантазия агиографов рисует столь удивительные картины, что они кажутся просто неправдоподобными. Георгий побеждает колдуна Афанасия, который после этого обращается и принимает мученическую смерть. Святого разрезают пополам истыканным гвоздями и лезвиями колесом, но он воскресает и тем самым обращает военноначальника.
Культ святого установился почти сразу, о чем свидетельствуют найденные во время археологических раскопок остатки базилики, воздвигнутой буквально на следующий год после его смерти (303 г.?) над гробом на месте мученичества (Лидда). Легенда о драконе возникла уже много столетий спустя в средневековье, когда трубадур Уэйс (ок. 1170 г.) и, прежде всего, Якопо да Варагине (†1293 г.) в своей «Золотой легенде» воспели Григория в образе героического рыцаря, взбудоражившем воображение художников и рассказчиков.
Народное предание гласит, что рядом с ливийским городом Силеной было огромное озеро, в котором жил дракон. Тот то и дело приближался к городу и убивал своим дыханием всех, кого встречал. Чтобы задобрить его, несчастные местные жители ежедневно подносили ему по две овцы, а когда этого оказывалось мало, добавляли еще одну овцу и юношу или девушку, которых отбирали по жребию.
Однажды жребий пал на дочь царя, который в ужасе предложил за нее выкуп в виде всего своего имущества и половины царства. Но народ, потерявший уже стольких своих детей, взбунтовался. И восемь дней спустя правителю пришлось все же уступить: плачущая девушка направилась к озеру.
И в этот трагический момент в городе появился молодой рыцарь Георгий. Узнав о предстоящем жертвоприношении, он успокоил принцессу и пообещал спасти ее. Когда дракон показался из воды, извергая из ноздрей пламя и зловонный дым, юноша бесстрашно вскочил на коня, бросился на зверя и ранил его копьем, после чего тот рухнул наземь.
Затем отважный воин велел девушке не бояться и обвязать вокруг шеи дракона свой пояс. Как только она сделала это, тот послушно последовал за ней к городу. Вид приближающегося зверя поверг всех жителей в ужас, но Георгий успокоил их, сказав: «Не бойтесь! Бог послал меня к вам, чтобы освободить от дракона. Примите веру во Христа, креститесь, и я убью чудище».
Тогда царь и весь народ обратились, а доблестный рыцарь убил дракона, после чего четыре вола оттащили труп зверя за город.
Благодаря этой легенде отважный каппадокийский мученик стал символом Христа, поразившего зло (сатану) в образе дракона. Крестоносцы ускорили эту трансформацию мученика в воинственного святого, предпочитая видеть в убийстве дракона символ победы над исламом, и Ричард Львиное Сердце (1157–1199 гг.) провозгласил св. Георгия покровителем всех воинов.
Нормандцы принесли почитание восточного святого в Англию, и уже 100 лет спустя Эдуард III ввел в обычай боевой клич: «Св. Георгий за Англию», а также основал Орден рыцарей св. Георгия или Орден подвязки.
Св. Георгия почитают также мусульмане, наделяющие его званием пророка. О. Энрико Пепе в своей книге «Мученики и святые Римского календаря» свой рассказ о. св. Георгии завершает следующими словами: «Возможно, роль таких святых, чей образ покрыт туманом легенд, состоит в том, чтобы напоминать миру одну единственную мысль, очень простую, но фундаментальную: добро, в конечном итоге, побеждает зло, и мудрый человек в своих основополагающих жизненных решениях не поддается обману иллюзий.
 
Антонио Боррелли