Газета "Кредо" №5(177)'10
Семья – надежда Европы
Именно под таким девизом с 12 по 14 марта 2010 г. проходил VIII Гнезненский съезд христианских движений и сообществ.
Гнезно – небольшой городок на северо-западе Польши – можно было бы назвать «колыбелью» польского христианства, так как именно отсюда началась христианизация этого славянского народа. Здесь проповедовал Евангелие св. Войцех-Адальберт, которого Папа Иоанн Павел II провозгласил покровителем единства Европы.
Подобно двенадцати апостолам, дюжина людей разного возраста из приходов Атырау, Актобе, Уральска и Актау отправились в Гнезно, чтобы принять участие в съезде и ощутить пульсирование христианской жизни в более широком масштабе. Столь важная в наше время проблематика семьи была освещена во всех деталях: с чего должно начинаться знакомство, постепенный рост искренности в отношениях и обретение общего духовного фундамента для обеспечения устойчивости союза, открытость на жизнь и воспитание детей, передача веры потомству в «домашней Церкви» семьи, политико-общественная жизнь и семья и т.д. Каждый из участников съезда (а их было ок. 700), помимо общих докладов и свидетельств, получил возможность участвовать в занятиях в группах на определенную тематику. Понадобилось бы написать целую книгу, чтобы передать всю насыщенность предложенной организаторами программы, но, к сожалению, у нас в распоряжении лишь одна страничка. Поэтому мы предлагаем вам посетить сайт http://www. zjazd.eu/agenda/, где можно получить более подробную информацию об этом событии.
Сосредотачиваясь на экзистенциально-духовном состоянии нашего общества, недавно освободившегося от ига тоталитарного режима, в котором громогласно провозглашалось отсутствие Бога, мы видим огромную нужду в развитии конкретных форм евангельской проповеди, особенно направленных на помощь и поддержку первичной ячейки общества и всего социума в целом. Знакомство со многими молодыми ребятами во время поездки помогло нам увидеть, насколько велика в человеке жажда единства и общения. Христианство знает, Кого предложить современному поколению в качестве Домостроителя единства и любви, которое всегда начинается в семье. «И Слово стало плотью, и обитало с нами». Иисус Христос – Слово Божье для всех людей и миров – родился и воспитывался в конкретной семье. Семья, в которой отец как глава и опора воспитывает в детях чувство долга и ответственности и мать в согласии с отцом питает в детях нежность и рассудительность – вот залог здорового общества. Настало время, чтобы Церковь активно начала спасать семью, чтобы семья спасала Церковь и все человеческое сообщество!
Мы выражаем свою благодарность Совету сенаторов Республики Польша за финансовую поддержку в осуществлении поездки. Нам удалось не только посетить Гнезно, но и провести настоящую экскурсию по польским городам. Посещая различные музеи, мы узнали много подробностей из истории поляков и еще раз убедились в том, что вера помогает сохранить семью и самотождественность нации, выдержать самые страшные испытания и заложить прочные основы для будущего поколения. На протяжении нашего паломничества (Варшава – Гнезно – Познань – Ченстохова – Краков – Берлин), организованного с. Филиппой, нас принимали в свои обители монахини из Ордена св. Елизаветы.
В заключение, восклицая «ad maiorem Dei gloriam», мы благодарим Бога за пережитый опыт «семьи» во всех ее проявлениях! Семья может быть надеждой Европы, когда Европа осознает, что ее корни в семье – в христианской семье.
Кирил Борейчук
Архиепархия в Астане
Пасха в Камышенке
Священное пасхальное триденствие - кульминация всего литургического года. Средоточием триденствия является навечерие Светлого Христова воскресения – высшей точки всей пасхальной тайны Господа. Прихожане прихода Ченстоховской Богоматери рассказали нам, как праздновала эти дни их община.
К приходу Ченстоховской Богоматери в Камышенке, помимо головного храма, принадлежат еще четыре филиальных часовни в Первомайке, Каменке, Лозовом и Приишимке. Празднование Свя- щенного пасхального триденствия объяло все пять общин.
Все началось вечером Великого четверга в Камышенке со св. Мессы воспоминания Тайной вечери. Затем прошло ночное бдение, начальные три часа которого были посвящены молитве св. розария. Первый час взяли на себя сестры и дети 6-9 лет. Второй – подростки 10-13 лет. Третий – настоятель и министранты. После полуночи оставшиеся до утра часы разделили между собой прихожане.
В Страстную пятницу в Первомайке и Камышенке прошли Богослужения крестного пути, литургии слова, поклонения св. кресту. Утром в субботу мы собрали детей в приходском доме, чтобы вместе с ними по традиции раскрасить яйца. Ночные пасхальные Мессы были совершены в Камышенке и Приишимке, где один из взрослых прихожан принял крещение.
В светлое Христово воскресение св. Мессы проходили в Камышенке, Каменке и Первомайке, где двое детей приступили к первому Причастию. На следующий день, в Белый понедельник, приобщиться к пасхальной радости смогли также верующие Приишимки и Лозового.
В воскресенье Божьего Милосердия в Приишимке к первому Причастию приступили семеро детей, три младенца получили крещение. После св. Мессы юные прихожане дали праздничное представление на пасхальную тему, после которого мы собрались на небольшую праздничную трапезу, чтобы прославить воскресшего Господа! В Камышенке также был крещен один младенец, а после Мессы дети порадовали прихожан пасхальной сценкой о явлении воскресшего Иисуса апостолам по Евангелию от Иоанна. Все действо сопровождалось прекрасной поэмой благодарения любви Бога, ради которой Он принес в жертву собственного Сына для нашего спасения.
Прихожане
Кардинал Вальтер Каспер
Богословские корни конфликта между Москвой и Римом
Образование Св. Престолом церковной провинции, объединившей четыре епархии на территории Российской Федерации, Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви назвали в своем заявлении «недружественным шагом», затрудняющим улучшение взаимоотношений между двумя Церквами. В итоге московский патриархат прервал официальные отношения со Св. Престолом (будем надеяться, что это временная мера) и отсрочил уже запланированный визит католической делегации.
Проблема основополагающей важности
С точки зрения Католической Церкви, учреждение четырех епархий не было экстраординарной мерой и менее всего – провокацией или враждебным актом по отношению к Русской Православной Церкви. Намеревались всего лишь продолжить нормализацию, т. е. преобразование временных апостольских администратур в структуры, в коих организована Католическая Церковь на всех территориях мира, где она присутствует постоянно. Однако Русская Православная Церковь усмотрела в этом факте агрессивный, экспансионистский, миссионерский жест, обнаруживающий в целом тенденцию к тому, что в ее словаре определяется как прозелитизм.
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич и пресс-секретарь Ватикана доктор Хоакин Наварро-Валльс уже указали, что в этой аргументации русской православной стороны таятся тяжкие предубеждения и недоразумения в плане историческом и каноническом, к которым неуместно возвращаться. В том, что следует далее, мы, напротив, желаем принять в рассмотрение проблемы и позиции, которые скрываются за обвинением в прозелитизме.
Если проанализировать аргументы, используемые Московским Патриархатом, сразу же становится ясным, что они никак не являются новыми. Они воспроизводились с начала политического поворота 1989–1990 гг., когда Греко-католическая Церковь вновь обрела свободу на Западной Украине, а также с 1991 и 1999 гг., когда были учреждены в России апостольские администратуры. Они же повторялись по случаю визита Папы Иоанна Павла II на Украину в июне 2001 г.
Тот факт, что сейчас вновь выдвигаются те же аргументы, которые очень часто звучали в последние годы и в последние месяцы, как если бы речь шла об автоматически вращающемся колесе, указывает, что учреждением четырех епархий не была создана столь новая ситуация, чтобы оправдать столь решительный шаг, как временное прекращение отношений. Скорее возникла сейчас глубинная проблема, которая с некоторого времени начинала становиться хронической. Поэтому мы находимся перед лицом чего-то, что выходит за пределы простого дипломатического вопроса – уместно ли было заниматься учреждением четырех епархий раньше или позже, до или после визита в Москву делегации Св. Престола. Если бы речь шла об этом, то реакция и аргументы оставались бы прежними.
Сенсационный жест, к какому пришли сейчас, выявил проблему первостепенной важности, к которой следует подходить в ее существенных терминах. Необходимые разъяснения, хотя бы и несколько критические, должны руководствоваться экуменическим стремлением, а точнее, исходить из экуменизма, основанного не на простой любезности, а на истине и лояльности.
Принцип канонической территории
Аргумент, который Русская Православная Церковь выдвигает постоянно – это претензии на собственную «каноническую территорию». Такая концепция уже выявляет фундаментальное различие. Дело в том, что Католическая Церковь не признает понятия канонической территории. Конечно же, и она организована на территориальной основе, – если оставить в стороне персонализированные структуры, такие как монашеские ордена, персональные прелатуры, военные ординариаты и др. В лоне ее соблюдается правило, уже известное в древней Церкви, что епископ не должен вмешиваться в дела, не касающиеся его епархии. Тем не менее, Католическая Церковь есть Церковь Вселенская, коей дана универсальная миссия: «Итак, идите, научите все народы» (Мф 28,19). Это не имеет ничего общего с подразделением мира на канонические территории.
И Православная Церковь также определяет себя как единую, святую, вселенскую и апостольскую. На Юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Москве с 13 по 16 августа 2000 г., был принят документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором решительно подчеркивается, что вселенский характер Церкви не зависит от расовых, языковых и социальных различий (I.4). Решающим является тот факт, что в этом документе сразу же добавляют, что Вселенская Церковь пребывает в мире, будучи подразделенной на различные поместные Церкви (I.7). И это утверждение не следует понимать только в том смысле, какое оно имеет в контексте католической экклесиологии. Также и Католическая Церковь, в действительности, состоит из отдельных Церквей и в них (ср. «Lumen gentium», 23). Но для православных Церквей оно приобретает смысл более широкий. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», одобренных на том же Соборе в 2000 г., концепция «поместная Церковь» получает дальнейшее уточнение в смысле «национальных автокефальных Церквей» (II.2). Эти национальные автокефальные Церкви обладают своей территорией, заключенной в границах того или иного народа, которые нередко оспариваются, главным образом, при политических изменениях.
В этой укорененности в определенной нации и культуре их сила, но, как допускают и некоторые православные богословы, это, в то же время, является и слабостью православного мира и часто становится причиной напряженности между разными православными Церквами. Но, несмотря на всю напряженность, которая достигает иногда большой остроты, автокефальные православные Церкви связаны друг с другом узами духовного и сакраментального общения. Поэтому автокефальная Церковь не испытывает необходимости проводить какую-либо деятельность в среде другой Церкви и учреждать в лоне этой последней собственную иерархию. Более того, каждая автокефальная Церковь несет на себе долг соблюдения территориальной целостности других. В таком смысле, применительно к Православным Церквам, и находит выражение принцип древней Церкви, согласно которому в одном городе может быть только один епископ.
Таким образом, принцип канонической территории действителен для Православных Церквей, которые связаны между собой полнотой (церковного) общения. Однако его нельзя применять к отношениям с неправославными Церквами, с которыми нет такой полноты общения. И это касается не только Католической Церкви, но также и древних Восточных Церквей. Так в Иерусалиме и в Константинополе имеются не только греко-православные патриархи, но и патриархи армянские (а также латинские, т. е. католические епископы). На александрийской кафедре, помимо греко-православного патриарха, восседает патриарх-папа коптский и армянский архиепископ (а также копто-католический патриарх). В Антиохии, помимо греко-православного патриархата, имеется сиро-православной патриархат (а также патриархаты мелькитский и маронитский). В диаспорах юрисдикции Православных и древних Восточных Церквей нередко сосуществуют без какой- либо координации. Православные Церкви до сих пор не сумели найти решение этой проблемы, которая давно включена в повестку дня планируемого Всеправославного собора.
Также и Русская Православная Церковь не поколебалась учредить не только своего рода церковные администрации, но и канонические епархии со всеми вытекающими отсюда последствиями на латинском Западе, который, безусловно, не относится к ее канонической территории. Например, существует русский православный архиепископ Берлинский и Германский, епископ Венский и Будапештский, епископ Брюссельский и Бельгийский.
В России задолго до революции 1917 г. существовала Могилевская католическая епархия, с инициативой учреждения которой выступил отнюдь не Рим. Она была создана в 1773 г. по указу императрицы Екатерины II без предварительной консультации с Римом, и в 1782 г. стала митрополичьей кафедрой всей России. В дальнейшем были учреждены также Тираспольская и Владивостокская епархии и Апостольский викариат Сибири.
Сегодня нельзя просто восстановить эти дореволюционные структуры. Пастырские нужды после русской революции октября 1917 г. и Второй мировой войны радикально изменились, прежде всего, вследствие насильственных переселений, проведенных по указу Сталина. На всех территориях России проживают сегодня христиане-католики, которые являются российскими гражданами. Они имеют право на пастырское окормление и не могут находиться в неравном положении по сравнению с православными. У Католической Церкви есть не только право, но и обязанность идти навстречу новым пастырским потребностям, учреждая «нормальные» церковные структуры в сегодняшней Российской Федерации.
Чтобы не задеть, насколько это возможно, чувствительность православной русской стороны, Св. Престол, пользуясь своим правом и исполняя свой долг, действовал очень тактично, возводя апостольские администратуры в статус епархий. Он намеренно не создал архиепархию Московскую, которая стала бы параллельной Московскому Патриархату структурой, и не намеревался подменить последний, как это было ложно истолковано в Москве. Напротив, была создана «архиепархия Богоматери с центром в Москве». Следовательно, название архиепархии остается связанным не с городом Москвой, но с названием кафедрального собора (это справедливо и для епархий с центром в Саратове, с центром в Новосибирске и с центром в Иркутске). Тем самым старались соблюсти принцип древней Церкви: «один город – один епископ», насколько это вообще возможно в условиях разделения.
Существование, к сожалению, необходимое параллельных канонических структур в лоне православного мира, и, следовательно, также Русской православной Церкви, никак не является неизвестным и новым фактом, но отражает практику, которой следуют все Церкви многие столетия. Решение этой проблемы может быть найдено лишь на поприще экуменическом, т. е. когда будет восстановлено полное общение между Церквами. Поэтому нельзя осуждать т. н. параллельные структуры, которые, к сожалению, необходимы в силу разделения между Церквами, и отказываться в то же время от экуменического диалога.
Продолжение следует.
Источник: Итальянский иезуитский
журнал “Civita Cattolica” (16.03.2002)
Перевод подготовлен Русской
службой «Радио Ватикана»
Материал предоставлен
российской католической
газетой «Свет Евангелия»
Мадонна в ссылке
В конце XIX в. на Северном Кавказе возникло несколько немецких дочерних колоний. Основаны они были переселенцами из материнских колоний Причерноморья, Бессарабии и Поволжья. Так была основана и католическая колония Новониколаевка (NeuNikolaewka). Поселение располагалось в устье реки Лабы по течению Кубани и находилось примерно в 90 км к северо-востоку от г. Краснодара и 85 км к западу от Армавира. Жители колонии, как уже говорилось, были католического вероисповедания. Новониколаевка входила в состав Пятигорского деканата Тираспольской епархии. Несмотря на трудности первых переселенческих лет, колонии удалось окрепнуть. К началу 20-х гг. ХХ в. у колонистов была развитая система хозяйствования. В колонии были широкие мощеные улицы, школа и Церковь из красного кирпича. Число жителей в 1926 г. составляло 1061 человек, кроме немцев в колонии проживала незначительное число русских и украинцев.
Когда начались массовые гонения на Церковь и верующих, храм в Новониколаевке был закрыт, имущество и ценности экспроприированы, в самом здании разместился сельский клуб. Оставшиеся в храме предметы были, очевидно, складированы на чердаке. В конце сентября 1941 г. всех жителей Новониколаевки немецкого происхождения депортировали в Восточный Казахстан. После депортации немцев один из жителей села, русский по национальности, нашел на бывшем церковном дворе статуэтку Девы Марии и сохранил ее у себя. После войны, в 60-е гг., представители одной немецкой семьи поехали в Новониколаевку, чтобы посмотреть, можно ли вернуться в это село и что стало с их домом. В Новониколаевке их встретил русский односельчанин, рассказал о том, что нашел статуэтку Богородицы, посчитал за грех оставить ее на земле и сохранил у себя. Он передал статуэтку немцам-католикам. Само село Новониколаевка в 70-е гг. было объявлено неперспективным, пришло в запустение, здание храма стало использоваться в качестве склада химикатов… Статуэтка Девы Марии же проделала долгий путь от Новониколаевки до села Малонарымка Большенарымского р-на Восточно-Казахстанской области и на последнем участке этого пути – от районного центра до Малонарымки – в тесном автобусе статуэтку, к сожалению, повредили: все лицо оказалось вдавленным и разбитым. Местные мастера Иван Фрайбергер и Владимир Мицих осторожно восстановили скульптуру, но на лице остались слегка заметные шрамы.
С тех пор статуэтка хранится в семье Амалии Мицих (Легостаевой). В 60-е – 80-е гг. в Малонарымке верующие немцы – католики, преимущественно женщины старшего возраста (семьи Мицих, Гринвальд, Бургарт, Мильденбергер, Бусс, Фрайбергер, Гетте, Клостер и др.), собирались в тайную молитвенную группу: читали Св. Писание, пели религиозные песни и молились розарием, и часто в центре их тесного молитвенного круга была та самая маленькая статуэтка Богоматери. Казалось, Пресвятая Матерь пережила со своими детьми все: жестокие репрессии, разрушение Церкви, войну, депортацию, спецпоселение, подполье. Их боли и страдания ложились шрамом на сердце Матери, которая никогда и нигде не оставляла своих детей.
Людмила Бургарт,
прихожанка прихода Пресвятой
Девы Марии св. розария
г. Усть-Каменогорска
Душистых роз венок Тебе сплету
И под лучами робкого рассвета
К Твоим ногам его я положу,
Надежда утра, солнцем Ты согрета.
Молитвы десять слов произнесу
Тебе, Мария, Колыбель завета.
И в тишине высокой принесу
Все тайны для Жемчужины совета.
Я в понимании Тебя расту,
В благоприятии встречая лето,
Подняв смиренный взор свой ко Кресту,
Сложу молитвы в красоту букета.
Светлана Семенова
Живое Евангелие
Св. Филипп Нери
священник, Флоренция, 1515 г. – Рим, 26 мая 1595 г.
Покровитель: молодежи.
Имя: любитель лошадей (греч.).
Символ: дракон, пальма, знамя.
Память: 26 мая
Филипп Нери родился во Флоренции 21 июля 1515 г. и был крещен во флорентийском «прекрасном св. Иоанне» на следующий день после памяти св. Марии Магдалины.
Нери, в прошлом довольно знатное семейство, теперь жили в скромном достатке. Отец, мессер Франческо, был нотариусом, но клиентов у него было немного. Мать, Лукреция да Мощано, происходила из благородного графского семейства и умерла после рождения четвертого ребенка.
Вскоре о семейном очаге стала заботиться новая жена Франческо – Алессандра ди Микеле Ленци, которой удалось наладить самые теплые отношения со всеми и, прежде всего, с Филиппом – вторым ребенком мужа. У мальчика был прекраснейший характер: мягкого, нежного и жизнерадостного «доброго Пиппо» обожали и любили все, кто его знал.
Азы наук Филиппу преподал, вероятнее всего, отец, посеявший в душе сына любовь к книгам. И эта страсть не покидала святого всю жизнь, о чем свидетельствует опись личной библиотеки, оставшейся после его смерти в Римской конгрегации и знаменитой своим огромным количеством томов. Основное и очень глубокое религиозное воспитание мальчик получил в доминиканском монастыре св. Марка. В этой обители всюду веял дух Джироламо Савонаролы, к памяти которого Филипп Нери всегда относился с большим почтением, хотя и отстранялся от некоторых его методов и воззрений.
Когда Филиппу было около восемнадцати, отец, желавший для него лучшей судьбы, чем мог обеспечить ему сам, советует юноше переехать к родственнику – успешному и бездетному купцу из Сан-Джермано (нынешнее Кассино). Но в торговле Филипп упражнялся недолго: сердце желало другого, и его не смогли удержать ни любовь новой семьи, не перспективы безбедного будущего.
И действительно, уже в 1534 г. мы находим нашего героя в Риме. Он приехал сюда, вероятно, без какого-либо определенного плана. В Вечный город, весь проникнутый духом христианской истории, на эту благодатную землю, орошенную кровью мучеников и, в то же время, притягивающую стольких искателей чинов и успеха, Филиппа привела жажда глубокой духовной жизни. Он прибыл сюда паломником. И таким же кающимся паломником или, пользуясь модным сегодня на Западе оборотом, «городским затворником», провел здесь годы юности, одновременно суровый и жизнерадостный, весь погруженный в стяжание духовное.
Нери нашел скромное гостеприимство в доме флорентийца Галеотто Каччи, начальника таможни: в обмен на маленькую каморку и более чем небогатый стол а Филипп в обмен исполнял обязанности гувернера детей Каччи. Ему нравилось учиться – он ходил на лекции по философии и богословию у августинцев и в “Sapienza”. Но еще сильнее было очарование созерцательной жизни, которое порой даже мешало юноше сосредоточиться на учебе.
Статус мирянина давал юноше возможность в своей созерцательной жизни выбирать способы и места молитвы вне всяких монастырских оград. Особое предпочтение он отдавал безлюдным церквушкам, святым местам катакомб, хранившим память первых времен апостольской Церкви, погруженным в ночной мрак и безмолвие дворам храмов. Всю свою жизнь он поддерживал в себе этот дух созерцания, подпитываемый порой даже необычайными явлениями. Так на Пятидесятницу 1544 г. Филипп провел ночь в глубокой молитве в катакомбах св. Себастьяна и получил ощутимый дар Святого Духа в виде огня, который пылал в груди святого до конца его дней.
Такая интенсивная созерцательная жизнь сочеталась в юном Филиппе с не менее интенсивным, хотя и незаметным и свободным в методах, апостольством на римских улицах и площадях, в больницах, где он заботился о неизлечимых пациентах. Кроме того, он принимал активное участие в деятельности различных обществ и, прежде всего, Братства Троицы паломников, для которого Филипп вместе со своим исповедником о. Персиано Розой стал если не основателем, то, по крайней мере, одним из главных вдохновителей.
Между этим достойнейшим священником из храма св. Иеронима Милостивого и Филиппом было настолько глубокое сходство темпераментов и духовной жизни, что молодой человек вверил ему заботу о своей душе. Именно под руководством о. Персиано постепенно созревало священническое призвание юноши. Нери не чувствовал себя достойным этого служения, но понимал значение преданного послушания духовному отцу, подававшему ему столько примеров святости. В итоге 23 мая 1551 г., когда Филиппу, уже получившему к тому времени низшие поставления и рукоположения в иподьяконы и дьяконы, было 36 лет, вицерегент Рима епископ Себастьяно Люнель в Церкви св. Фомы в Парьоне рукоположил его в священники.
Мессер Филипп Нери и в качестве священника продолжал активное апостольство. Он поселился в Доме св. Иеронима – штаб-квартире Братства милосердия, которое сдавало комнаты священникам, одаренным особым евангельским духом и окормлявшим прилегающую к зданию церковь. Служение о. Филиппа состояло, прежде всего, в уделении таинства покаяния, и именно со встреч с исповедовавшимися у него людьми, на которых они вместе размышляли, вели духовные беседы и молились, началось все то, что впоследствии составит саму суть методики оратории. Довольно скоро маленькая комнатушка стала слишком тесной для всех желающих, и власти братства позволили проводить встречи в помещении над нефом церкви, где раньше хранилось зерно, предназначавшееся для раздачи бедным.
Некоторые из учеников святого, среди которых следовало бы отметить Чезаре Бароньо и Франческо Марию Таруджи, стали впоследствии священниками и верно претворяли в жизни методы пастырской работы о. Филиппа. Так без заранее подготовленного плана начала зарождаться Конгрегация оратории – общество священников, для которых оратория стала не только центром их духовной жизни, но наиболее плодотворным местом апостольства. Вместе со священниками из среды своих учеников св. Филипп поселился при Церкви св. Иоанна Флорентийского, настоятелем которой стал благодаря ходатайствам своих земляков, поддержанных Папой. И здесь потекла обычная жизнь общины, ставшей зародышем будущей конгрегации.
В 1575 г. Папа Григорий XIII вверил попечению Филиппа и его священников маленькую и ветхую Церквушку св. Марии в Валличелле, расположенную в двух шагах от св. Иеронима и св. Иоанна Флорентийского, одновременно подтвердив буллой «Copiosus in misericordia Deus» образование «Congregatio presbyterorum saecularium de Oratorio nuncupanda» (лат.: «Конгрегация белого клира, именуемая ораторией»). Филипп, до 1583 г. живший в своей любимой комнатушке при Храме св. Иеронима, лишь из послушания Папе переехал в новую резиденцию. Но он все же с жаром принялся за грандиозную реконструкцию валличеллской Церкви, вернув ей былую красоту.
Здесь прошли последние двенадцать лет его жизни, на протяжении которых он ни на один день не прекращал апостольства. Святой готов был уделить время любому человеку, и ко всем был по-отцовски ласков, но в то же время строг и требователен. При этом он стремился каждую душу вести к Богу не трудными стезями, а путями евангельской простоты, непоколебимого упования на неизреченную божественную любовь и радости духа, проистекающей из единения с Богом. Он умер на рассвете 26 мая 1595 г. в возрасте 80 лет, окруженный горячей любовью и благодарностью своих последователей и всего Рима.
Понтифики и римляне не колеблясь объявили его «апостолом Рима», т.е. присвоили ему тот самый титул, который до него носили лишь апостолы Петр и Павел. Сердце о. Филиппа перестало биться в ту прекрасную майскую ночь, но он оставил в наследство своей конгрегации и всей Церкви дар жизни, на которую не перестают с удивлением взирать и по сей день. И ярчайшим доказательством тому являются наставления Святого Отца Иоанна Павла II, который по разным поводам ссылался на пример св. Филиппа Нери и цитировал его, единственного из святых, названного по имени, в булле провозглашения Великого юбилея 2000 г.
www.oratoriosanfilippo.org
Кто мой ближний
Откуда берутся несносные дети?
Я работаю учительницей. Некоторые дети бывают просто неуправляемыми уже с первых классов начальной школы. Что с ними делать? Знаю, что наказаниями немногого добьешься. Откуда только берутся такие несносные дети?
Когда дети кажутся учительнице неуправляемыми, ей стоит поразмышлять как над причинами подобного поведения ее учеников, так и над собственным отношением к ним. Прежде всего, следует задуматься над тем, как она ведет уроки. Дети быстро устают и теряют всякий интерес, если не участвуют в занятиях. Их поведение может быть проявлением пассивного протеста против методики преподавания. Не вовлеченные в образовательный процесс, они занимаются собственными делами. Изменение манеры проведения уроков могло пробудить их интерес и стимулировать активное участие в занятиях.
Но это лишь один из возможных путей решения проблемы. Ведь часто даже наилучшие дидактические методики оказываются просто бессильны, потому что корень всех трудностей глубоко в душе самого ребенка. Приведу такой пример. На протяжении многих лет я вел уроки закона Божьего в одной из средних школ. И у меня был такой ученик, который действительно мог называться неуправляемым. Своим поведением он доставлял немало хлопот не только учителям, но и своим одноклассникам. Мне самому нередко приходилось просто выгонять его из класса, но и тогда он не успокаивался. Наконец, я потребовал от него привести школу родителей, но те не появлялись, а мальчик постоянно отговаривался тем, что они, дескать, очень заняты на работе, уехали в командировку и т.д. и т.п. Тогда я решил сам навестить их. Как-то пополудни я отправился к ним, но дома никого не оказалось. Зато я повстречал здесь мать одной из моих учениц, их соседку, которая пригласила меня к себе и рассказала мне о положении в семье моего «трудного ребенка». Его отец ушел к «какой-то женщине», мать умерла несколько лет назад, а брата пару недель назад забрали в армию. Парнишка остался совсем один, предоставленный самому себе.
Когда я вышел от соседки, то встретил и его самого на тротуаре, и он предложил мне немного прогуляться. По дороге мальчик рассказал мне немного о себе и обещал исправиться. Правда его поведение от этого не сильно изменилось, но я стал относиться к нему иначе. Перестал его наказывать, зная, своим поведением он лишь реагирует на недостаток внимания, разочарование и ту боль, которую причиняет ему безразличие со стороны отца. Я чувствовал, что мальчик просто обижен и ждет от окружающих такой любви, которую они не в силах ему дать. И пусть этот пример заставит нас быть внимательней к себе, чтобы не обидеть еще глубже маленького человека, пусть даже ведущего себя просто «невозможно».
Конечно, дурное поведение ученика не всегда можно объяснить тяжелым положением в семье и какой-то внутренней раной. Порой неуправляемый ребенок просто избалован родителями, которые все позволяют ему дома, и потому он так же ведет себя в школе. Детская испорченность – это тоже зло, но другого рода.
Впрочем, трудно себе представить, чтобы все дети в классе были душевно ранены или избалованы. Некоторые из них плохо ведут себя, подражая своим одноклассникам, которым хотят понравиться. Иногда среди учеников даже возникает своего рода конкурс на самое дерзкое поведение. Но так бывает лишь тогда, когда дети чувствуют, что учительница нервничает, теряет самоконтроль и неуверенна в себе. Ведь в их возрасте многие просто нуждаются в том, чтобы взрослый указал им четкие границы, которые нельзя переступать. Чтобы овладеть положением, порой достаточно завязать близкий контакт с теми из ребят, кто пользуется среди них наибольшим авторитетом.
Знаю, что наказаниями немногого добьешься.
Разумная реакция на дурное поведение никак не связана с наказанием. Ребенок, особенно в школьные годы, учится нести ответственность за свои поступки в той мере, которая соответствует его возрасту и тяжести проступка. Если, например, ученик преднамеренно что-либо испортил, то «в наказание» должен возместить ущерб из своих карманных денег. Дети зачастую ведут себя плохо просто потому, что не научились видеть взаимосвязь между своими поступками и их последствиями. И порой причиной тому является то, что родители неправильно понимают, что значит защищать свое чадо.
Нам следует подробно разузнать, в каких условиях живет ученик, чтобы правильно реагировать на его «несносное» поведение. Один английский педагог приводит такой пример, который, на мой взгляд, немного притянут за уши, но хорошо иллюстрирует проблему наказания детей: «Представим себе, что я мою двери, а кто-нибудь из учеников тем временем бросает в нее грязью. Если я знаю, что этот ученик протестует против авторитетов, собственного отца и проявляет это таким образом, то я встану рядом и вместе с ним стану бросать грязью в дверь. Но если грязью бросается ученик, который прекрасно знает, что я ценю и люблю его, то я сурово накажу его».
Дети должны чувствовать последствия своего поведения. Но механическое наказание лишено смысла. Порой мы должны и просто обязаны ясно и однозначно наказать ребенка, но прежде он должен почувствовать, что мы ценим и принимаем его. Тогда кара будет для него не слишком обидной, так как он видит расположение к нему воспитателя и справедливость наказания, в котором он будет видеть признак того, что взрослые беспокоятся о его настоящем и будущем.
Родители и воспитатели – обычные люди, так что и они не всегда могут сдержать раздражение и гнев. И именно поэтому они должны быть очень внимательны к тому, чтобы не пытаться воспитывать детей под влиянием этих негативных эмоций. Из-за ярости наказание обычно бывает несоизмеримо с виной беспомощного ребенка, на котором вымещается злоба, накопленная где-то еще.
Откуда берутся такие несносные дети?
Обычный ребенок, окруженный в семье любовью, не носит плохих намерений. Он не ведет себя деструктивно, не бросается грязью в двери, когда кто-то их моет. Дурное поведение – это, прежде всего, накопленная взрослыми злоба, которые они вымещают на ребенке вместо того, чтобы любить его. Дети становятся несносными тогда, когда живут в слишком напряженной и беспокойной атмосфере, когда им не хватает ощущения безопасности. Человек от боли может сойти с ума, и уж тем более дети, перенесшие боль непризнания и нелюбви.
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj bližní”,
“Kostelní Vydři”, 1997 г.
Бог спросил меня…
Однажды Бог спросил меня: «Не забыл ли ты приготовить дар для другого?» И добавил: «Я подарил тебе жизнь, весь этот мир, друзей, за тебя Я умер на кресте и остался с тобой на земле. Я ежедневно согреваю тебя лучами своей любви, ожидаю тебя в тишине Храма. И каждый раз, когда ты приходишь ко Мне, когда думаешь обо Мне, когда смотришь на Меня, Я щедро одариваю тебя. А ты? Что ты сегодня подарил Мне и другому человеку?»
Обиду, боль, леденящий взгляд, молчание вместо слов. Ты не пришел на встречу со Мной, ты не заметил грусти в глазах другого человека, не протянул руки помощи, твоя улыбка не отразилась на лице близких. Цветы в твоих руках увяли прежде, чем ты решился построить мост к сердцу другого. Сколько же всего было уничтожено тобой, сколько потерянно возможностей. Ты прошел определенный отрезок жизни, но что осталось за твоей спиной? Сколько любви ты посеял в этом мире? Увы, слишком мало».
– Но что, же мне теперь делать? – спросил я у Бога.
– Просто загляни в свое сердце, ведь оно может отражать Мою любовь. А Моя любовь умеет прощать, она оживляет все то, что давно уже увяло. Она полна бескорыстия. Всегда готова поддержать другого, умеет молчать, умеет говорить, умеет быть просто рядом, умеет дарить свое время, свою улыбку. Только не забывай, что для этого всего, она должна отражаться в твоем сердце. Просто пребудь со Мной, а Я пребуду с Тобой, наполняя тебя Собой!
С. Людмила
Учиться любить
Х Международный молодежный форум
C 24 по 28 марта 2010 г. в местечке Рокка-ди-Папа (т.е. Скала Папы) неподалеку от Рима, в центре “Mondo Migliore” («Лучший мир») проходил Х Международный молодежный форум, на который съехалось около трехсот представителей с пяти континентов. Форум был организован Папским советом по делам мирян и был посвящен теме: «Учиться Любить».
Целью Форума было узнать, как современное поколение молодых людей может ответить на христианское призвание любить. Любить другого человека, создавать здоровую христианскую семью, особенно в наше время, отмеченное кризисом брака и семьи. Также были затронуты такие вопросы как гомосексуализм, сексуальная революция и европейский образ жизни. Что такое сексуальность? И почему так важно действительно любить другого человека, а не просто испытывать к нему сексуальное влечение? Перед делегатами встал вопрос, в чем причина кризиса брака в современном мире, и каковы пути решения этой проблемы? Как создать здоровую христианскую семью?
Масс-медиа пропагандируют секс без обязательств, без любви, а просто ради сиюминутного удовольствия, т.е. полную свободу без каких-либо ограничений. Но, в результате такой свободы, молодые люди получают только пустоту внутри себя, которую они пытаются хоть на какое-то время заполнить. Ведь они не знают, как любить по-настоящему. Просто не умеют.
Лишь даря истинную любовь другим, человек получает в ответ любовь! Но, конечно же, самый главный вопрос данного форума: «Что такое настоящая любовь, и что значит призвание любить?» Как научиться любить, находить свое призвание, понимать истинное значение любви – такой Любви, которой Бог любит человека? Любовь Бога к человеку безгранична. А мы созданы по Его образу и подобию. И если Он умеет любить безгранично и без остатка, то, конечно, и мы способны на это. Но мы должны учиться этому!
В первый день конференции к делегатам с приветственной речью обратился кардинал Станислав Рылко, президент Папского совета по делам мирян. Ежедневно перед собравшимися выступали докладчики с различными лекциями и презентациями, а также те, кто желал дать свидетельство веры о том, как Господь призвал их, изменил их жизнь, как они нашли свое призвание в полной мере ощутить любовь Христа. Особенно интересно были выступления женатых пар, рассказывающих о своем опыте семейной жизни, о том, как они справляются с трудностями, возникающими в повседневной жизни. Многие из них принимают активное участие или же являются представителями движений, непосредственно работающих с молодыми люди, готовящимися вступить в брак. Ведь кто, как ни они, на своем опыте познали истинную любовь? Брак – это не просто союз мужчины и женщины, это Союз Мужчины, Женщины и Бога. И, если одно звено отсутствует, то связь разрывается.
Делегаты разделились на рабочие группы, в рамках которых они могли познакомиться с представителями различных стран, узнать их точку зрения, познакомиться с ситуацией с институтом христианского брака в их стране. Группам были предложены вопросы, на которые в ходе обсуждения они старались найти ответ. При этом происходил обмен опытом.
Форум проходил на английском, французском, испанском и итальянском языках. Организаторами была проделана огромная и кропотливая работа. Активное помощь была оказана волонтерами школы «Эммануил» и другими христианскими учебными заведениями, общинами и движениями, объединяющими молодых людей со всего мира.
25 марта, в XXV Всемирный день молодежи, делегаты вместе с юношами и девушками из разных стран встретились с Папой Бенедиктом XVI. Они имели возможность услышать послание к молодежи из уст самого понтифика. А в Вербное воскресенье, 28 марта, участники форума приняли участие в Мессе на площади св. Петра.
В заключение хотелось бы отметить, что участие в международном молодежном форуме – это огромный опыт. Мы смогли познакомиться с множеством юношей и девушек, всем своим сердцем любящих Бога и каждый день своей жизни учащихся истинной любви. Особенно трудно было прощаться, ведь мы стали друг для друга настоящей семьей.
Огромное спасибо организаторам, которые создали страничку форума в интернете: http://zh-cn.facebook.com/topic. php?uid=2475713372&topic =14774. Посетители этого сайта могут общаться и поделиться своим опытом призвания к любви.
Я очень рада, что могла представлять на форуме Католическую Церковь Казахстана. Хочу поблагодарить тоже сестер св. Елизаветы, которые приняли меня в Риме и на несколько дней приютили в своем доме.
Елизавета Дедюкина
Хочу спросить
Грех ли целоваться?
Отвечает:
о. Карлос Лаоз Замарро
Грех ли целоваться с моим парнем? Если да, то против какой заповеди? (Астана)
По мнению специалистов в сфере нравственности, бывают поцелуи, в которых нет греха, бывают такие, которые подразумевают легкий грех, а бывают и такие, что приводят к смертному греху. Греховные поцелуи противоречат шестой заповеди. К сожалению, мы так часто видим поцелуи по телевидению, что многие воспринимают их как нечто нормальное и считают их единственным проявлением любви: если экранные герои любят друг друга, то должны целоваться. Но мне кажется, что для христианина Голливуд – не лучший учитель любви. Ведь подлинная любовь – это нечто иное.
Каждый человек должен воспитывать свою совесть, чтобы знать, что хорошо, а что плохо. И при этом лучше забыть то, чему учит Голливуд, даже если это бывает нелегко. Если хочешь услышать ответ на свой вопрос, то я советую тебе обратиться к настоятелю. Здесь я могу ограничиться лишь некоторыми общими замечаниями, но каждый отдельный случай требует особого подхода, и, возможно, мои рекомендации тебе не подойдут. Нельзя дать общего правила для всех ситуаций.
«Эгоистичные поцелуи», возможно, являются грехом. В них человек старается не дать, а получить – неупорядоченное удовольствие, наслаждение. «Чувственные поцелуи», скорее всего, являются грехом. И напротив, никто не станет говорить о грехе, когда ребенок целует мать или наоборот. Точно также по-разному нужно оценивать поцелуи между супругами и поцелуи между парнем и девушкой.
Однажды мне довелось слышать, как один настоятель ответил девушке на точно такой же вопрос: «Чем чаще вы целуетесь, тем скорее, наверняка, расстанетесь. Каждый поцелуй – это как падение одной из колонн, поддерживающих здание вашего будущего брака. Каждый поцелуй усиливает ваш эгоизм, заставляет больше думать о себе и меньше любить другого…». Конечно, тот настоятель говорил об эгоистичных поцелуях, которые встречаются очень часто.
Некоторые говорят: «Плохо спать друг с другом, но целоваться – это не такое уж большое зло». Конечно, поцелуй нельзя сравнивать с сексом, но это еще не значит, что в нем совсем нет ничего дурного. Если окажется, что сейчас, пока ты читаешь эти строки, твой парень целуется с другой, то разве не обидишься? Если да, то спроси себя саму: почему? Процитирую тебе слова Иисуса, в которых Он требует контролировать даже взгляд: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5, 27-28).
Бог запретил Адаму и Еве есть плод райского дерева. Но не потому, что хотел съесть его в одиночку, а потому что знал, что Адаму и Еве этот плод причинит вред. Точно так же все обстоит и в вопросе сексуальности. Бог запрещает нам что-либо не потому, что не желает нам счастья, а потому, что мы не будем счастливы по-настоящему. И хотя порой нам кажется иначе, Бог все же всегда оказывается прав.
Карагандинская Епархия
10 лет Божьего милосердия в Молодежном
30 апреля исполняется десять лет с тех пор, как в п. Молодёжный впервые приехали и отслужили здесь св. Мессу католические священники. Но Бог в этом селении начал Свое дело задолго до этого.
В 1977 г. в Молодежный со своей семьей приехала Иванова Валентина Августовна. Она жила здесь, как и остальные, с той лишь разницей, что в сердце у нее постоянно горел огонь Божьей любви. Выросла она в немецкой семье, и дар веры, который унаследовала от своих предков как самое драгоценное богатство, передавала новому поколению и оберегала его до самой смерти. Как и многих других немцев, ее семью депортировали в Казахстан. Когда в детстве ее пытались заставить надеть красный галстук, она отказалась. «Это против Церкви», - ответила учителям, и никто не смог принудить ее. Так она рассказывала о первых испытаниях своей веры.
Так как в Молодежном Церкви не было, то, по мере возможности, Валентина Августовна ездила на св. Мессу в Караганду. Там она получала Божью благодать и приносила ее домой. В ее сердце горело огромное желание, чтобы и в Молодежном однажды появился католический Храм. Много лет она в молитве приносила Богу эту просьбу, не теряя надежды и продолжая ездить в Караганду. Бог ответил на ее молитву и жертву. 23 апреля 2000 г. она поехала на Пасху в Караганду. Исповедовалась у о. Евгения Зиньковского, который предложил ей принимать священников у себя дома в Молодежном. Она с радостью согласилась и оставила свой адрес. Священник пообещал приехать в следующее воскресенье. Баба Валя рассказала об этой новости знакомым католикам.
30 апреля 2000 г., на праздник Божьего милосердия, в Молодежный приехал о. Евгений Зиньковский. Св. Мессу служили в квартире бабушки. С того времени в поселок каждое воскресение ездят священники. Бог тогда воочию начал являть Свое милосердие и любовь к каждому из жителей поселка.
Год люди собирались на св. Мессу у бабушки. В дальнейшем о. Евгения сменил о. Атаназиус Шнайдер, у которого появилась идея купить под Церковь здание. Как раз в то время продавался двухэтажный дом, который Бог уже давно до этого выбрал для Церкви. Тогда же в Казахстан стали приезжать волонтеры из Словакии, которым Бог вложил в сердце желание служить поместной Церкви.
Сразу же после покупки дома здесь поселились словацкие волонтеры – Ева Новакова и Люция Цохова. Когда началась реконструкция здания, здесь жили строители, но уже служилась св. Месса. Баба Валя долгие годы глубоко чтила своего ангела-хранителя, и на её молитву Бог ответил тем, что в Молодежном образовался приход св. ангелов-хранителей.
По окончании реконструкции здания в 2004 г. уже новые волонтеры Даниэла Новотна и Виктория Дебрецка стали проводить занятия для детей и взрослых, работая на строительстве духовного Храма – приходской общины. Начатое ими дело продолжили Ева Штрбова, Вероника Гуцкова и Даниил Кыска, а на их место пришли Ева Лесницка и Ян Папчо, который стал настоящий «долгожителем» прихода в Молодежном.
После рукоположения о. Атаназиуса в епископы посещать приход по воскресеньям стал о. Виктор Лукановский, а затем – о. Николай Мамаев. Сюда начали приезжать группы детей молодежи и взрослых из Караганды в детский лагерь и на духовных упражнения. Приход в Молодежном - идеальное место для проведения таких мероприятий. Церковная община здесь сплотилась в единую семью.
Когда баба Валя вместе с мужем дедушкой Мишой слегли в кровать, то эта героическая женщина продолжала отдавала свое сердце Богу и просила Его о том, чтобы все жители поселка пришли к Богу, и здесь появился собственный священник. 2 января 2008 г. Бог призвал ее к Себе, но ее молитва приносит плоды и по сей день. За последние 10 лет многие приняли крещение, венчание, миропомазание и возносили свои молитвы Богу. Таинства исповеди и Евхаристии стали для прихожан основой частью их жизни с Богом. Иисус, пребывающий здесь в Евхаристии, постоянно изливает Свое милосердие на весь поселок, и какую благодать получает Молодежный, знает только Бог. С делами милосердия Божьего мы сталкиваемся на каждом шагу и благодарим Господа за то, как много сделал Он через веру, надежду и любовь одной души.
Ян Папчо