Газета "Кредо" №5(177)'10
Lectio divina
2 мая
Пятое воскресение Пасхи
ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА
Деян 14, 21–27; Пс 145, 8–13; Откр 21, 1–5; Ин 13, 31–35.
Евангелие:
Сегодня мы с Иисусом и Его учениками в горнице на Тайной вечере. Иоанн не описывает «Евхаристическую трапезу», как другие Евангелисты, а предлагает нашему пониманию новый аспект жизни и учения Иисуса.
Зная, что Иуда умышляет злое в сердце своем, Иисус ждет, пока он выйдет, а затем открывает ученикам «новую заповедь».
Что же такого особенного в «новой заповеди»? Требование любить Бога и ближнего своего, как самого себя, уже было известно ученикам из закона Моисеева (Втор 6, 5 и Лев 19, 18). Но учение Иисуса и Его пример любви придают заповеди более глубокий смысл. В других трех Евангелиях это учение часто именуется «наибольшей заповедью» (Мф 22, 34–40; Мк 12, 28–34; Лк 10, 25–28).
Иисус ставит перед учениками новые задачи: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Он возвещает, что ныне Бог явил Божественную сущность и власть Сына Человеческого, Который есть Иисус. Любовь Христа к ученикам, к нам и ко всем людям отражает безусловную взаимную любовь, связующую Бога Отца, Сына и Духа Святого.
В повседневной жизни христиане живут во взаимной любви. Они проявляют Божию любовь и к окружающим их людям, тем самым доказывая, что следуют за Иисусом. Практикуя безусловную любовь, обычные христиане приоткрывают покров небес, чтобы хотя бы на мгновение явить любовь Пресвятой Троицы, обильным потоком изливающуюся на нас. Сейчас мы понимаем, почему Иисус и Иоанн придают такое большое значение отношениям между ипостасями Пресвятой Троицы (Ин 14 – 16). Потому Христос настаивает на том, чтобы любовь, которой христиане делятся с другими, отражала Его любовь – жертвенную и безусловную.
Размышление:
Что в прочитанном отрывке затронуло вас более всего? Попросите Святого Духа просветить вас.
Что вы думаете о заповеди Иисуса любить других христиан так, как Он возлюбил нас?
Просит ли нас Иисус о невозможном? Каким образом мы можем исполнять эту заповедь? Кому мы можем помочь?
Подумайте, какого проявления Его любви к другим христианам ждет от нас Господь.
Молитва:
В Пс 144, 8–13 перечисляются несколько качеств Бога. Он хочет освободить нас от мирской суеты, чтобы мы отражали Его сущность, образ и подобие. Обратитесь в молитве к Богу, используя стихи этого псалма.
Распахните ваше сердце перед Богом и позвольте Ему говорить с вами. Если у вас есть трудности во взаимоотношениях с кем-либо, принесите их Господу.
Созерцание:
В Откр 21, 1–5 рассказывается о «новом небе и новой земле». Поразмышляйте об этом обетовании и о возможной связи между новой заповедью Иисуса и этим видением Иоанна. Представьте, что Господь одевает нас, как невесту, Его Церковь.
9 мая
Шестое воскресение Пасхи
ДОВЕРЯЙТЕ ИИСУСУ
Деян 15, 1–2. 22–29; Пс 67, 1–2. 4–5. 7; Откр 21, 10–14. 22–23; Ин 14, 23–29.
Евангелие:
На этой неделе мы продолжаем размышлять над наставлением Иисуса, которое Он преподал ученикам во время Тайной вечери (Ин 14–17). Сегодняшний текст является ответом на вопрос еще одного ученика, имя которому Иуда. (В Ин 13, 31–35 поясняется, что это был не Иуда Искариот, так как тот вышел предать Иисуса).
Иисус говорит, что явит Себя только тем, кто любит Его (ст. 21). Иуда в недоумении: неужели Господь явит Себя только ученикам? Господь не отвечает на вопрос Иуды прямо, но, очевидно, тот Его не понимает. Иисус знает, что ученики поймут больше после Его воскресения. И вновь Он обращает особое внимание на Его отношения с Богом Отцом. Господь подчеркивает, что Его учение исходит прямо от Отца, и важно, чтобы каждый претворял его в жизнь.
Иисус упрощает эту задачу. Он не ожидает, что мы сможем решить ее сами. Бог Отец пошлет нам Помощника – Духа Святого, Который научит нас всему, что нам нужно знать, чтобы жить, любить и служить Иисусу.
Спаситель говорит ученикам, что оставит их, чтобы пойти к Отцу. При этом Он не открывает, как скоро это произойдет, и не объясняет поражающую природу Его смерти. Он дает им утешение и обещает, что вновь возвратится, чтобы они не остались одни. Дух Святой поможет им, Господь же оставляет им мир. Иисус желает, чтобы они доверяли Ему, даже если они не понимают всего сейчас. Позже они поймут и уверуют.
Размышление:
Почему Иисус так много внимания уделяет требованию, чтобы мы жили в соответствии с евангельской вестью, проявляя свою любовь к Нему?
Легко ли вам доверять Богу, когда у вас нет ответов на волнующие вас вопросы? Чем этот отрывок может помочь нам?
Задумайтесь о вашем отношении к Святому Духу? Просите ли вы у Него помощи в претворении учения Иисуса в жизнь?
Каким образом Иисус оставляет нам Свой мир?
Молитва:
Поблагодарите Бога за то, что Он послал Иисуса и Святого Духа. Попросите Его показать вам, чего Он ждет сегодня от вас. Возможно, какое-нибудь слово либо фраза из библейского отрывка или же размышления над одним из вопросов подскажут вам ответ.
Созерцание:
Подумайте о том как сильно Бог любит вас и каким образом Он являет вам Свою любовь. Восхититесь чудному обетованию о том, что Отец и Иисус придут сотворить обитель в вас.
16 мая
Седьмое воскресенье Пасхи
ЕДИНСТВО С БОГОМ
Деян 7, 55–60; Пс 96, 1–2. 6–7. 9; Откр 22, 12–14. 16–17. 20; Ин 17, 20–26.
Евангелие:
Сегодня мы читаем отрывок из молитвы Иисуса, известной как «первосвященническая». Это истинное сокровище содержится в заключительной части учения Иисуса, преподанного ученикам непосредственно перед началом Страстей.
Сердце этой молитвы – единство. Во время Своего моления Иисус повторяет, что Его ученики будут пребывать в том же единстве, в каком Он пребывает с Отцом. И эта молитва не только о тех учениках, которые были с Ним тем вечером. Это единство не ограничено временем или пространством, оно предназначено для всех верующих в Него во все времена.
По Божьей благодати бренный человек может пребывать в таком единстве. И для этого нам необходимо, во-первых, пребывать во взаимоотношениях и единстве с Богом Отцом и Иисусом: «они да будут в Нас едино» (ст. 21) и, во-вторых, иметь в себе безусловную Божью любовь: «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (ст. 26).
Это единство имеет славную цель – привести людей к Богу Отцу через Иисуса. Пребывая в единстве, люди будут верить в то, что Бог по любви Своей послал Иисуса спасти их.
В молитве Иисуса звучит уверенность и решимость, ведь Он знал о том, что «у Бога не останется бессильным никакое слово», о чем знал и архангел Гавриил, принесший весть о Его рождении Марии (Лк 1, 37).
Размышление:
Что в данном отрывке открывается о взаимоотношениях между Богом Отцом, Иисусом и Его учениками?
Как, по-вашему, почему единство важно для Иисуса? Каков ваш опыт единства внутри Церкви и с другими христианами? Что препятствует этому единству?
Дают ли ваши взаимоотношения с Богом свободу и дерзновение молиться Ему, как Иисус? Если нет, то подумайте почему.
Молитва:
Проведите какое-то время в тишине. Пусть Бог беседует с вами и ведет вас в молитве. Он может вдохновить вас высказать то сокровенное, о чем вы никогда не осмеливались просить, потому что по человеческим меркам оно казалось невозможным. Он может побудить вас помолиться о взаимоотношениях, которые нужно восстановить, или о том, чтобы кто-то из ваших знакомых поверил в Иисуса и узнал, что Бог любит его.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими словами из молитвы Иисуса: «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (ст. 26). Подумайте о том, как сильно Бог Отец любит Иисуса.
А теперь поразмышляйте над тем, что значит иметь в себе безусловную Божью любовь. Как это может повлиять на ваши взаимоотношения с Богом? Отразится ли это на наших взаимоотношениях с другими людьми?
23 мая
Воскресенье Пятидесятницы
БОЖЕСТВЕННОЕ УТЕШЕНИЕ
Деян 2, 1–11; Пс 103, 1. 24. 29–31, 34; Рим 8, 8–17; Ин 14, 15–16. 23–26.
Евангелие:
Мы вновь возвращаемся к отрывку из Евангелия, который читали две недели назад, но теперь обращаемся к более ранним ст. 15 и 16 той же главы. Приведенные здесь слова Иисуса настолько важны, что Учитель повторяет их, помогая Своим первым ученикам их запомнить и применить на практике.
Господь просит учеников любить Его. Конечно, довольно просто сказать в ответ «да», но задумайтесь: Иисус говорит, что любить Его означает гораздо больше, чем просто слова. Любовь в глазах Иисуса имеет практический результат и приобретает форму послушания Его заповедям.
Далее Господь дает удивительное обещание каждому, кто послушен Ему: Отец и Сын придут к нему и обитель у него сотворят. Иисус не объясняет конкретно, что означают слова «обитель у него сотворим», но они определенно указывают на особые близкие глубоколичные взаимоотношения.
Иисус поясняет нам, что слова эти идут не от Него. Они напрямую исходят от Бога Отца и, безусловно, настолько же истинны, как и все, что говорил Спаситель.
Затем Господь говорит о Помощнике – Утешителе, в Котором Он открывает нам Святого Духа. Порой в глубоких отношениях людей с Иисусом и Богом Отцом Святой Дух незаметен, но Он играет огромную роль в наших взаимоотношениях со Христом. В этом отрывке Святой Дух показан как Утешитель и Учитель, Он напоминает ученикам все, чему учил Иисус, помогает им понимать и жить согласно слову Господа.
Дух Святой продолжает то, что начал Иисус в жизни первых учеников, и, сегодня Он производит это действие в нас, тогда как Сын Божий уже вернулся к Своему Отцу.
Иисус вновь обещает ученикам умолить Отца послать им Духа Святого, чтобы помочь им после Его возвращения на небеса, и говорит, что Дух Святой останется с ними навсегда.
Размышление:
Поразмышляйте о роли Бога Отца в этом отрывке из Писания.
Какие слова Иисуса из сегодняшнего отрывка более всего поразили вас?
Какой отклик в вашей душе находит единство любви и послушания?
Есть ли в учении Иисуса нечто трудновыполнимое для вас, что мешает вам слушаться и следовать ему в жизни. Как вы можете это преодолеть?
Подумайте о том, как важно присутствие Духа Святого в вашей повседневной жизни. Прочтите Рим 8, 1–17. О чем в этом отрывке говорится лично вам?
Молитва:
Сегодня мы вспоминаем, как внезапно Святой Дух сошел на первых учеников в день Пятидесятницы. Помолитесь и прочтите Деян 2, 1–11.
Поблагодарите Бога за то, что Он послал Святого Духа быть нашим Утешителем.
Каждый день этой недели просите Святого Духа наполнять вас и помогать жить так, чтобы это было угодно Господу. Ведь только с помощью Святого Духа мы можем послушно любить и служить Христу.
Созерцание:
«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим 8, 15).
Подумайте о том, какая это невероятная привилегия – иметь возможность называть всемогущего Бога своим Отцом, и о том, что значит быть Его детьми.
30 мая
Пресвятая Троица
ОТКРЫВАЯ ИСТИНУ
Притч 8, 22–31; Пс 8, 4–9; Рим 5, 1–5; Ин 16, 12–15.
Евангелие:
Мы подошли к самому сокровенному в учении Иисуса – к Тайной вечере. Иисус так много желает сказать, чтобы подготовить Своих верных учеников к грядущим трагическим событиям.
Святой Дух по-прежнему остается в центре внимания. В этом отрывке Иисус учит, что Дух Святой «наставит… на всякую истину» и «будущее возвестит» (ст. 13).
Господь может больше сказать Своим ученикам о том, чему надлежит быть, но знает, что они не смогут всего вместить. И потому Он вкратце описывает, как действует Дух Святой. После воскресения Христа Дух Святой поможет ученикам понять все, что им нужно знать, чтобы жить во взаимоотношениях с Богом, и даст им необходимую для этого силу (Деян 1, 8).
Иисус еще больше приоткрывает дверь в тайну отношений между Ним, Святым Духом и Отцом. Святой Дух направляет нас и помогает нам раскрывать истину о Боге. Таким образом, Он прославляет Отца и Сына. Три лица Пресвятой Троицы есть одно в совершенном единстве.
Размышление:
Поразмышляйте над фразой: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Что это значит для вас?
Нуждаемся ли мы по-прежнему в действии Святого Духа в нашей жизни сегодня? Как, согласно отрывку из Писания, Святой Дух может нам помочь?
Если бы вы подарили кому-нибудь подарок, а тот проигнорировал бы его, как бы вы себя чувствовали? А нет ли и у нас повода винить себя в игнорировании драгоценного дара Божьего, или же мы принимаем его с верой?
Что мы узнали из сегодняшнего чтения о внутренней жизни Пресвятой Троицы?
Молитва:
«…потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).
Поблагодарите Бога за Его любовь к вам и за дар Святого Духа. Попросите помочь вам глубже ценить эту любовь и желать делиться ею с окружающими.
Случалось ли с вами во время молитвы или чтения Писания, чтобы Дух Святой открывал вам что- то новое? Попросите в молитве Бога, чтобы это произошло с вами на следующей неделе.
Созерцание:
Вы когда-нибудь чувствовали себя маленькой песчинкой по сравнению с бесконечным небом, безбрежным морем или бескрайней долиной?
Удивитесь вместе с псалмопевцем тому, что Создатель такой огромной вселенной заботится о вас.
«Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8, 4–7).
Материал Организации объединенных
библейских Обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой