ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №5(177)'10

Кто мой ближний
Откуда берутся несносные дети?
 
Я работаю учительницей. Некоторые дети бывают просто неуправляемыми уже с первых классов начальной школы. Что с ними делать? Знаю, что наказаниями немногого добьешься. Откуда только берутся такие несносные дети?
 
Когда дети кажутся учительнице неуправляемыми, ей стоит поразмышлять как над причинами подобного поведения ее учеников, так и над собственным отношением к ним. Прежде всего, следует задуматься над тем, как она ведет уроки. Дети быстро устают и теряют всякий интерес, если не участвуют в занятиях. Их поведение может быть проявлением пассивного протеста против методики преподавания. Не вовлеченные в образовательный процесс, они занимаются собственными делами. Изменение манеры проведения уроков могло пробудить их интерес и стимулировать активное участие в занятиях.
Но это лишь один из возможных путей решения проблемы. Ведь часто даже наилучшие дидактические методики оказываются просто бессильны, потому что корень всех трудностей глубоко в душе самого ребенка. Приведу такой пример. На протяжении многих лет я вел уроки закона Божьего в одной из средних школ. И у меня был такой ученик, который действительно мог называться неуправляемым. Своим поведением он доставлял немало хлопот не только учителям, но и своим одноклассникам. Мне самому нередко приходилось просто выгонять его из класса, но и тогда он не успокаивался. Наконец, я потребовал от него привести школу родителей, но те не появлялись, а мальчик постоянно отговаривался тем, что они, дескать, очень заняты на работе, уехали в командировку и т.д. и т.п. Тогда я решил сам навестить их. Как-то пополудни я отправился к ним, но дома никого не оказалось. Зато я повстречал здесь мать одной из моих учениц, их соседку, которая пригласила меня к себе и рассказала мне о положении в семье моего «трудного ребенка». Его отец ушел к «какой-то женщине», мать умерла несколько лет назад, а брата пару недель назад забрали в армию. Парнишка остался совсем один, предоставленный самому себе.
Когда я вышел от соседки, то встретил и его самого на тротуаре, и он предложил мне немного прогуляться. По дороге мальчик рассказал мне немного о себе и обещал исправиться. Правда его поведение от этого не сильно изменилось, но я стал относиться к нему иначе. Перестал его наказывать, зная, своим поведением он лишь реагирует на недостаток внимания, разочарование и ту боль, которую причиняет ему безразличие со стороны отца. Я чувствовал, что мальчик просто обижен и ждет от окружающих такой любви, которую они не в силах ему дать. И пусть этот пример заставит нас быть внимательней к себе, чтобы не обидеть еще глубже маленького человека, пусть даже ведущего себя просто «невозможно».
Конечно, дурное поведение ученика не всегда можно объяснить тяжелым положением в семье и какой-то внутренней раной. Порой неуправляемый ребенок просто избалован родителями, которые все позволяют ему дома, и потому он так же ведет себя в школе. Детская испорченность – это тоже зло, но другого рода.
Впрочем, трудно себе представить, чтобы все дети в классе были душевно ранены или избалованы. Некоторые из них плохо ведут себя, подражая своим одноклассникам, которым хотят понравиться. Иногда среди учеников даже возникает своего рода конкурс на самое дерзкое поведение. Но так бывает лишь тогда, когда дети чувствуют, что учительница нервничает, теряет самоконтроль и неуверенна в себе. Ведь в их возрасте многие просто нуждаются в том, чтобы взрослый указал им четкие границы, которые нельзя переступать. Чтобы овладеть положением, порой достаточно завязать близкий контакт с теми из ребят, кто пользуется среди них наибольшим авторитетом.
 
Знаю, что наказаниями немногого добьешься.
Разумная реакция на дурное поведение никак не связана с наказанием. Ребенок, особенно в школьные годы, учится нести ответственность за свои поступки в той мере, которая соответствует его возрасту и тяжести проступка. Если, например, ученик преднамеренно что-либо испортил, то «в наказание» должен возместить ущерб из своих карманных денег. Дети зачастую ведут себя плохо просто потому, что не научились видеть взаимосвязь между своими поступками и их последствиями. И порой причиной тому является то, что родители неправильно понимают, что значит защищать свое чадо.
Нам следует подробно разузнать, в каких условиях живет ученик, чтобы правильно реагировать на его «несносное» поведение. Один английский педагог приводит такой пример, который, на мой взгляд, немного притянут за уши, но хорошо иллюстрирует проблему наказания детей: «Представим себе, что я мою двери, а кто-нибудь из учеников тем временем бросает в нее грязью. Если я знаю, что этот ученик протестует против авторитетов, собственного отца и проявляет это таким образом, то я встану рядом и вместе с ним стану бросать грязью в дверь. Но если грязью бросается ученик, который прекрасно знает, что я ценю и люблю его, то я сурово накажу его».
Дети должны чувствовать последствия своего поведения. Но механическое наказание лишено смысла. Порой мы должны и просто обязаны ясно и однозначно наказать ребенка, но прежде он должен почувствовать, что мы ценим и принимаем его. Тогда кара будет для него не слишком обидной, так как он видит расположение к нему воспитателя и справедливость наказания, в котором он будет видеть признак того, что взрослые беспокоятся о его настоящем и будущем.
Родители и воспитатели – обычные люди, так что и они не всегда могут сдержать раздражение и гнев. И именно поэтому они должны быть очень внимательны к тому, чтобы не пытаться воспитывать детей под влиянием этих негативных эмоций. Из-за ярости наказание обычно бывает несоизмеримо с виной беспомощного ребенка, на котором вымещается злоба, накопленная где-то еще.
 
Откуда берутся такие несносные дети?
Обычный ребенок, окруженный в семье любовью, не носит плохих намерений. Он не ведет себя деструктивно, не бросается грязью в двери, когда кто-то их моет. Дурное поведение – это, прежде всего, накопленная взрослыми злоба, которые они вымещают на ребенке вместо того, чтобы любить его. Дети становятся несносными тогда, когда живут в слишком напряженной и беспокойной атмосфере, когда им не хватает ощущения безопасности. Человек от боли может сойти с ума, и уж тем более дети, перенесшие боль непризнания и нелюбви.
 
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj bližní”,
“Kostelní Vydři”, 1997 г.