Газета "Кредо" №5(177)'10
Живое Евангелие
Св. Филипп Нери
священник, Флоренция, 1515 г. – Рим, 26 мая 1595 г.
Покровитель: молодежи.
Имя: любитель лошадей (греч.).
Символ: дракон, пальма, знамя.
Память: 26 мая
Филипп Нери родился во Флоренции 21 июля 1515 г. и был крещен во флорентийском «прекрасном св. Иоанне» на следующий день после памяти св. Марии Магдалины.
Нери, в прошлом довольно знатное семейство, теперь жили в скромном достатке. Отец, мессер Франческо, был нотариусом, но клиентов у него было немного. Мать, Лукреция да Мощано, происходила из благородного графского семейства и умерла после рождения четвертого ребенка.
Вскоре о семейном очаге стала заботиться новая жена Франческо – Алессандра ди Микеле Ленци, которой удалось наладить самые теплые отношения со всеми и, прежде всего, с Филиппом – вторым ребенком мужа. У мальчика был прекраснейший характер: мягкого, нежного и жизнерадостного «доброго Пиппо» обожали и любили все, кто его знал.
Азы наук Филиппу преподал, вероятнее всего, отец, посеявший в душе сына любовь к книгам. И эта страсть не покидала святого всю жизнь, о чем свидетельствует опись личной библиотеки, оставшейся после его смерти в Римской конгрегации и знаменитой своим огромным количеством томов. Основное и очень глубокое религиозное воспитание мальчик получил в доминиканском монастыре св. Марка. В этой обители всюду веял дух Джироламо Савонаролы, к памяти которого Филипп Нери всегда относился с большим почтением, хотя и отстранялся от некоторых его методов и воззрений.
Когда Филиппу было около восемнадцати, отец, желавший для него лучшей судьбы, чем мог обеспечить ему сам, советует юноше переехать к родственнику – успешному и бездетному купцу из Сан-Джермано (нынешнее Кассино). Но в торговле Филипп упражнялся недолго: сердце желало другого, и его не смогли удержать ни любовь новой семьи, не перспективы безбедного будущего.
И действительно, уже в 1534 г. мы находим нашего героя в Риме. Он приехал сюда, вероятно, без какого-либо определенного плана. В Вечный город, весь проникнутый духом христианской истории, на эту благодатную землю, орошенную кровью мучеников и, в то же время, притягивающую стольких искателей чинов и успеха, Филиппа привела жажда глубокой духовной жизни. Он прибыл сюда паломником. И таким же кающимся паломником или, пользуясь модным сегодня на Западе оборотом, «городским затворником», провел здесь годы юности, одновременно суровый и жизнерадостный, весь погруженный в стяжание духовное.
Нери нашел скромное гостеприимство в доме флорентийца Галеотто Каччи, начальника таможни: в обмен на маленькую каморку и более чем небогатый стол а Филипп в обмен исполнял обязанности гувернера детей Каччи. Ему нравилось учиться – он ходил на лекции по философии и богословию у августинцев и в “Sapienza”. Но еще сильнее было очарование созерцательной жизни, которое порой даже мешало юноше сосредоточиться на учебе.
Статус мирянина давал юноше возможность в своей созерцательной жизни выбирать способы и места молитвы вне всяких монастырских оград. Особое предпочтение он отдавал безлюдным церквушкам, святым местам катакомб, хранившим память первых времен апостольской Церкви, погруженным в ночной мрак и безмолвие дворам храмов. Всю свою жизнь он поддерживал в себе этот дух созерцания, подпитываемый порой даже необычайными явлениями. Так на Пятидесятницу 1544 г. Филипп провел ночь в глубокой молитве в катакомбах св. Себастьяна и получил ощутимый дар Святого Духа в виде огня, который пылал в груди святого до конца его дней.
Такая интенсивная созерцательная жизнь сочеталась в юном Филиппе с не менее интенсивным, хотя и незаметным и свободным в методах, апостольством на римских улицах и площадях, в больницах, где он заботился о неизлечимых пациентах. Кроме того, он принимал активное участие в деятельности различных обществ и, прежде всего, Братства Троицы паломников, для которого Филипп вместе со своим исповедником о. Персиано Розой стал если не основателем, то, по крайней мере, одним из главных вдохновителей.
Между этим достойнейшим священником из храма св. Иеронима Милостивого и Филиппом было настолько глубокое сходство темпераментов и духовной жизни, что молодой человек вверил ему заботу о своей душе. Именно под руководством о. Персиано постепенно созревало священническое призвание юноши. Нери не чувствовал себя достойным этого служения, но понимал значение преданного послушания духовному отцу, подававшему ему столько примеров святости. В итоге 23 мая 1551 г., когда Филиппу, уже получившему к тому времени низшие поставления и рукоположения в иподьяконы и дьяконы, было 36 лет, вицерегент Рима епископ Себастьяно Люнель в Церкви св. Фомы в Парьоне рукоположил его в священники.
Мессер Филипп Нери и в качестве священника продолжал активное апостольство. Он поселился в Доме св. Иеронима – штаб-квартире Братства милосердия, которое сдавало комнаты священникам, одаренным особым евангельским духом и окормлявшим прилегающую к зданию церковь. Служение о. Филиппа состояло, прежде всего, в уделении таинства покаяния, и именно со встреч с исповедовавшимися у него людьми, на которых они вместе размышляли, вели духовные беседы и молились, началось все то, что впоследствии составит саму суть методики оратории. Довольно скоро маленькая комнатушка стала слишком тесной для всех желающих, и власти братства позволили проводить встречи в помещении над нефом церкви, где раньше хранилось зерно, предназначавшееся для раздачи бедным.
Некоторые из учеников святого, среди которых следовало бы отметить Чезаре Бароньо и Франческо Марию Таруджи, стали впоследствии священниками и верно претворяли в жизни методы пастырской работы о. Филиппа. Так без заранее подготовленного плана начала зарождаться Конгрегация оратории – общество священников, для которых оратория стала не только центром их духовной жизни, но наиболее плодотворным местом апостольства. Вместе со священниками из среды своих учеников св. Филипп поселился при Церкви св. Иоанна Флорентийского, настоятелем которой стал благодаря ходатайствам своих земляков, поддержанных Папой. И здесь потекла обычная жизнь общины, ставшей зародышем будущей конгрегации.
В 1575 г. Папа Григорий XIII вверил попечению Филиппа и его священников маленькую и ветхую Церквушку св. Марии в Валличелле, расположенную в двух шагах от св. Иеронима и св. Иоанна Флорентийского, одновременно подтвердив буллой «Copiosus in misericordia Deus» образование «Congregatio presbyterorum saecularium de Oratorio nuncupanda» (лат.: «Конгрегация белого клира, именуемая ораторией»). Филипп, до 1583 г. живший в своей любимой комнатушке при Храме св. Иеронима, лишь из послушания Папе переехал в новую резиденцию. Но он все же с жаром принялся за грандиозную реконструкцию валличеллской Церкви, вернув ей былую красоту.
Здесь прошли последние двенадцать лет его жизни, на протяжении которых он ни на один день не прекращал апостольства. Святой готов был уделить время любому человеку, и ко всем был по-отцовски ласков, но в то же время строг и требователен. При этом он стремился каждую душу вести к Богу не трудными стезями, а путями евангельской простоты, непоколебимого упования на неизреченную божественную любовь и радости духа, проистекающей из единения с Богом. Он умер на рассвете 26 мая 1595 г. в возрасте 80 лет, окруженный горячей любовью и благодарностью своих последователей и всего Рима.
Понтифики и римляне не колеблясь объявили его «апостолом Рима», т.е. присвоили ему тот самый титул, который до него носили лишь апостолы Петр и Павел. Сердце о. Филиппа перестало биться в ту прекрасную майскую ночь, но он оставил в наследство своей конгрегации и всей Церкви дар жизни, на которую не перестают с удивлением взирать и по сей день. И ярчайшим доказательством тому являются наставления Святого Отца Иоанна Павла II, который по разным поводам ссылался на пример св. Филиппа Нери и цитировал его, единственного из святых, названного по имени, в булле провозглашения Великого юбилея 2000 г.
www.oratoriosanfilippo.org