Газета "Кредо" №5(177)'10
Мадонна в ссылке
В конце XIX в. на Северном Кавказе возникло несколько немецких дочерних колоний. Основаны они были переселенцами из материнских колоний Причерноморья, Бессарабии и Поволжья. Так была основана и католическая колония Новониколаевка (NeuNikolaewka). Поселение располагалось в устье реки Лабы по течению Кубани и находилось примерно в 90 км к северо-востоку от г. Краснодара и 85 км к западу от Армавира. Жители колонии, как уже говорилось, были католического вероисповедания. Новониколаевка входила в состав Пятигорского деканата Тираспольской епархии. Несмотря на трудности первых переселенческих лет, колонии удалось окрепнуть. К началу 20-х гг. ХХ в. у колонистов была развитая система хозяйствования. В колонии были широкие мощеные улицы, школа и Церковь из красного кирпича. Число жителей в 1926 г. составляло 1061 человек, кроме немцев в колонии проживала незначительное число русских и украинцев.
Когда начались массовые гонения на Церковь и верующих, храм в Новониколаевке был закрыт, имущество и ценности экспроприированы, в самом здании разместился сельский клуб. Оставшиеся в храме предметы были, очевидно, складированы на чердаке. В конце сентября 1941 г. всех жителей Новониколаевки немецкого происхождения депортировали в Восточный Казахстан. После депортации немцев один из жителей села, русский по национальности, нашел на бывшем церковном дворе статуэтку Девы Марии и сохранил ее у себя. После войны, в 60-е гг., представители одной немецкой семьи поехали в Новониколаевку, чтобы посмотреть, можно ли вернуться в это село и что стало с их домом. В Новониколаевке их встретил русский односельчанин, рассказал о том, что нашел статуэтку Богородицы, посчитал за грех оставить ее на земле и сохранил у себя. Он передал статуэтку немцам-католикам. Само село Новониколаевка в 70-е гг. было объявлено неперспективным, пришло в запустение, здание храма стало использоваться в качестве склада химикатов… Статуэтка Девы Марии же проделала долгий путь от Новониколаевки до села Малонарымка Большенарымского р-на Восточно-Казахстанской области и на последнем участке этого пути – от районного центра до Малонарымки – в тесном автобусе статуэтку, к сожалению, повредили: все лицо оказалось вдавленным и разбитым. Местные мастера Иван Фрайбергер и Владимир Мицих осторожно восстановили скульптуру, но на лице остались слегка заметные шрамы.
С тех пор статуэтка хранится в семье Амалии Мицих (Легостаевой). В 60-е – 80-е гг. в Малонарымке верующие немцы – католики, преимущественно женщины старшего возраста (семьи Мицих, Гринвальд, Бургарт, Мильденбергер, Бусс, Фрайбергер, Гетте, Клостер и др.), собирались в тайную молитвенную группу: читали Св. Писание, пели религиозные песни и молились розарием, и часто в центре их тесного молитвенного круга была та самая маленькая статуэтка Богоматери. Казалось, Пресвятая Матерь пережила со своими детьми все: жестокие репрессии, разрушение Церкви, войну, депортацию, спецпоселение, подполье. Их боли и страдания ложились шрамом на сердце Матери, которая никогда и нигде не оставляла своих детей.
Людмила Бургарт,
прихожанка прихода Пресвятой
Девы Марии св. розария
г. Усть-Каменогорска
Душистых роз венок Тебе сплету
И под лучами робкого рассвета
К Твоим ногам его я положу,
Надежда утра, солнцем Ты согрета.
Молитвы десять слов произнесу
Тебе, Мария, Колыбель завета.
И в тишине высокой принесу
Все тайны для Жемчужины совета.
Я в понимании Тебя расту,
В благоприятии встречая лето,
Подняв смиренный взор свой ко Кресту,
Сложу молитвы в красоту букета.
Светлана Семенова