ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(182)'10
Визит Папы Бенедикта XVI в Англию
От сердца к сердцу
 
Эти слова кардинала Джона Генри Ньюмана стали девизом очередной заграничной поездки Бенедикта XVI, прошедшей в дни с 16 по 19 сентября. На этот раз целью понтифика стало Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
 
Особое значение этой поездке придает тот факт, что королевство – преимущественно протестантская страна. Достаточно сказать, что здесь по сей день формально остаются в силе Акты о главенстве и об измене, после опубликования которых в 1534 г. католики превратились в изменников короны и на многие столетия стали объектами жестоких гонений со   стороны монархов. Не менее печальную страницу истории вписал приутихший совсем недавно конфликт в Северной Ирландии с кровопролитными боями между экстремистами с обеих сторон, уличными побоищами, расстрелами мирных демонстраций английскими солдатами и террористическими акциями ИРА. Все мы помним также, какое неудовольствие членов королевской семьи вызвало появление в ее лоне католички принцессы Дианы и стремление последней привить свою веру детям.
Известие о предстоящем приезде главы Католической Церкви вызвало в королевстве неоднозначную реакцию. Католики, конечно, ликовали, но местные СМИ развернули целую кампанию, которая как будто изначально задумывалась для того, чтобы опорочить и осыпать клеветой и понтифика, и Католическую Церковь, и умершего 120 лет назад кардинала Джона Генри Ньюмана, беатификация которого собственно и стала главной целью папского визита.
Тем большее значение имел теплый прием, оказанный Папе 16 сентября королевой Елизаветой II и ее мужем герцогом Филиппом в столице Шотландии Эдинбурге, с которого Бенедикт XVI начал свой визит. Ее величество поблагодарила понтифика за вклад Св. Престола в стабилизацию обстановки в Северной Ирландии и выразила надежду, что приезд его святейшества положительно скажется на отношениях между важнейшими деноминациями страны: англиканцами, шотландскими пресвитерианами и католиками.
Сам понтифик также неслучайно сделал межконфессиональные отношения одной из главных тем своей проповеди на св. Мессе, которую он отслужил вечером того же дня в присутствии ок. 100 тыс. верующих в Глазго. Этот самый крупный шотландский город можно назвать и самым католическим, так как ок. 24% населения данного региона являются католиками, причем подавляющее большинство из них - ирландского происхождения. В своей проповеди Папа призвал всех христиан Шотландии независимо от их конфессиональной принадлежности сообща молиться и трудиться «во имя созидания счастливейшего будущего Шотландии, зиждущегося на нашем общем христианском наследии».
Второй день своего пребывания в Лондоне понтифик начал со св. Мессы в местном кафедральном соборе в присутствии представителей других христианских конфессий, в том числе и архиепископа Кентерберийского Роуэна Уильямса. В своей проповеди Папа говорил о единстве между крестной и алтарной жертвами нашего Господа. «Евхаристическое жертвоприношение всегда была ядром католической веры…, - подчеркнул Святой Отец. – Как все мы знаем, в Англии… многие дорого платили за совершение св. Мессы и отдавали свои жизни за почитание святейшей Евхаристии, которым отличалось католичество в этих землях».
Утром в воскресенье 19 сентября понтифик прибыл в Бирмингем, чтобы провести долгожданную церемонию беатификации одного из известнейших обращенных из англиканства. Литургия совершалась в Кофтон-парке, где, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды, собралось ок. 60 тыс. человек. К удивлению присутствующих Папа начал свою проповедь с пожеланий в связи с 70-летним юбилеем Битвы за Англию, который праздновался в этот день. Затем Святой Отец отметил, что героическое прошлое Великобритании со всеми ее мучениками, исповедниками и учителями оказало огромное влияние на формирование личности бл. Джона Генри Ньюмана. «Девиз кардинала Ньюмана «Cor ad cor loquitur» - «От сердца к сердцу», - продолжал Бенедикт XVI, - позволяет нам проникнуть в его понимание христианской жизни как призвания к святости, как горячего желания человеческого сердца достичь внутреннего слияния с сердцем Божьим. Он напоминает нам, что верность молитве постепенно преображает нас в подобие Божье». Не менее глубоко новый блаженный видел и суть служения священника. Понтифик процитировал прекрасные слова из проповеди кардинала: «Дорогие братья, если бы ваши священники были ангелами, они не могли бы разделять ваши страдания, не могли бы жалеть вас, сочувствовать вам, любить вас и искать оправдания для вас, как это делаем мы. Они не могли бы быть для вас образцами и вождями, не могли бы вести вас от ветхого человека к новому, как это могут те, кто родился в той же среде, что и вы». И кардинал Ньюман поистине воплощал это глубокое видение священства в собственной жизни, посещая больных, утешая всеми оставленных, заботясь об узниках. «А потому неудивительно, - сказал Папа, - что после его смерти тысячи людей в почти километровой процессии провожали его в последний путь. Сто двадцать лет спустя снова собираются огромные толпы, чтобы вместе порадоваться тому, что Церковь торжественно признает исключительную святость всеми любимого духовного отца».
После св. Мессы и молитвы «Ангел Господень…» преемник Петров встретился с католическими епископами Англии, Уэльса и Шотландии, а в 1915 вылетел в Рим. Архиепископ Кентерберийский, подводя итоги папского визита, сказал, что пессимистические прогнозы о неприятии британским обществом Бенедикта XVI не подтвердились. «Толпы людей вышли на улицы, чтобы выразить тем самым свою веру», - отметил Роуэн Уильямс. По его словам, благодаря римскому понтифику в его стране вера вновь оказалась впереди. «Папа помог британцам уразуметь, что значительная часть их обычных соотечественников все еще верит в Бога и сакраментальную жизнь Церкви», - сказал глава Англиканской Церкви в интервью Ватиканскому радио.
 
По материалам www.radiovaticana.cz
Арман Нурланов
 
Британия открыла двери Папе
 
В три дня совершенно изменилось пятилетнее представление о понтифике, и целая армия журналистов растерянно констатировала это.
 
Дождь прекратился, стоило Папе подойти к алтарю. Засияло солнце. Здесь, в Кофтон-парке – сердце Англии, кардинал Джон Генри Ньюман часто прогуливался среди волнуемых ветром высоких елей, каштанов, ореховых деревьев и тополей. Сегодня, 120 лет спустя после своей смерти, он привел сюда, под теплый дождик, 55 тыс. паломников, пожелавших лично поучаствовать в церемонии его беатификации. Трубы радостно ответили понтифику, когда он после кратких официальных пояснений провозгласил, наконец, этого выдающего мыслителя и священника XIX в. блаженным.
Этот кульминационный момент всей поездки наступил неподалеку от Ковентри, до основания разрушенном ровно семь десятилетий назад Люфтваффе. Папа из Германии склонил главу пред жертвами той трагедии, как и перед всеми англичанами, «отдавшими свои жизни в непримиримой борьбе с идеологией зла». Казалось, вечность отделяет звучание духовых инструментов и мощное «Gloria» паломников над продуваемым ветром ландшафтом от печальных звуков волынок, сопровождавших в четверг прибытие Папы в Шотландию. Между ними были содержательные выступления и знаковые встречи. По данным полиции, накануне вечером ок. 200 тыс. человек столпилось в Гайд-парке перед маленьким человеком из Рима. И еще миллионы мысленно присоединялись к ним. Лондон встал на голову. Святой Отец вдруг «заполнил» место, на котором толпы доводили до безумия поп-звезды. Не могло быть и речи ни о какой «маргинализации религии», на которую так часто сетует Бенедикт XVI, ни о каком изгнании религии из общественной жизни. Наоборот, четыре дня подряд понтифик царствовал над британскими островами, и, конечно, многие почувствовали это.
После вечерней молитвы в Гайд-парке главный атеист королевства пожаловался в эфире ВВС на то, что в эти дни безбожникам уделяют мало внимания, и это несмотря на демонстрацию гомосексуалистов против Папы. Он уже не понимает мир, и не он один. «Sunday Times» поправило образ Папы-Ратцингера словами: «Ротвейлер? Нет, это скорее добрый дед». Так в три дня совершенно изменилось пятилетнее представление о понтифике, и целая армия журналистов растерянно констатировала это: «Британия научилась любить Папу». Визит стал «небывалым успехом»,   сказал лорд Паттен, поверенный ее высочества королевы, пригласившей Папу в Англию. «Вы заставили всю страну проснуться и задуматься,   сказал, прощаясь с высоким гостем, премьер Дэвид Кэмерон,   и это хорошо». Приезд Бенедикта XVI показал, что религия – это скорее ценный дар, чем проблема, которую приходится решать. Шестеро дворников, поспешный арест которых в пятницу занял почти четверть всего информационного пространства, посвященного этой исторической поездке, вскоре оказались на свободе. Сверхчувствительные датчики и сканеры Скотланд-Ярда на это раз оказали слишком чувствительными.
Все было хорошо. Но это оглушающий успех все же не упал известному миссионеру с неба. Этот 83-летний поклонник Моцарта скорее «написал» свою поездку как музыкальное произведение по всем правилам искусства фуги Иоганна Себастьяна Баха, в которой вновь и вновь звучали вариации на тему одних и тех же истин: божественного достоинства каждого отдельного человека, диалога между верой и разумом в условиях радикальных изменений наших дней, сопровождающихся оцифровкой мира, в котором христиане не могут «игнорировать кризис веры». Он говорит об угрозе, нависшей над христианством, и все же, обращаясь в Гайд-парке к молодежи, коленопреклоненной перед святейшим таинством, восклицает: «Вы – свет мира», а затем приглашает их в Мадрид на ВДМ следующего года.
При этом все эти дни он бодро идет им навстречу, целует детей, навещает стариков в католическом доме престарелых, причем «не как отец, а как брат» (хорошо знакомый с трудностями старческого возраста). В католической школе Папа с благодарностью вспоминает собственные школьные годы и свою учительницу «английскую фройляйн», которой он стольким обязан. И везде, в Вестминстерском аббатстве и на стадионах, понтифик говорит о Джоне Генри Ньюмане, которому признателен больше, чем всем другим после отца и матери. «У меня есть миссия, - цитирует Бенедикт XVI его слова. – Я звено в цепи и крепкая связь между людьми. Божественный Учитель не напрасно сотворил меня. Я должен делать добро. Я должен исполнить свое дело. Я должен быть посланцем мира и глашатаем истины там, где я живу». Вот уже несколько десятилетий Йозеф Ратцингер всем сердцем желал беатификации этого человека. Но для этого недоставало необходимого в таких случаях чуда. Наконец, произошло необъяснимое исцеление по заступничеству кардинала, а сегодня еще одно чудо – эта удивительная поездка.
 
Пауль Бадде, «Die Welt»
Зачем молиться на четках?
 
Название «четки» происходит от слов: «считать», «честь» (т.е. «отсчитывать»), обозначая, таким образом, приспособление для счета - нитку бус или ремень с узлами для счета молитв и поклонов. Внешне четки представляют собой ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Введены были четки в обиход еще св. Василием Великим (по иным источникам - Пахомием Великим и даже св. Антонием, но в любом случае - очень давно, в первые века христианства) для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения ­- ни практического, ни символического - они не имели.
Тот или иной вид четок определен устоявшимися нормами конкретных конфессий. Четки представляют собой: веревку, на которой через равные промежутки навязаны узелки; нитку с нанизанными на нее круглыми или овальными бусинами (зернами); нитку с нанизанными на нее плоскими предметами, напоминающими по форме квадраты или прямоугольники; кожаную полоску с кожаными жгутиками. Сами насадки, т. е. бусины или квадраты, изготавливаются из любого более или менее ценного материала. В частности, таким материалом может быть дерево (масличное, можжевеловое, красное, черное, дуб, ясень, тополь, осина и другие), минералы (камни поделочные и полудрагоценные, янтарь, коралл, горный хрусталь и другие), плоды и даже косточки плодов, семена растений и прочее. Концы нитки (веревочки) с нанизанными на них предметами-насадками связывают между собой. Таким образом, четки в готовом виде представляют собой замкнутое кольцо (круг), аллегорически символизирующее венок или венец веры. В зависимости от формы, насадок и назначения четки имеют свои именные названия. Например, издревле на Руси молитвенный инструмент (четки) назывался ВЕРВИЦА, т. е. веревочка с узелками. В частности, св. преподобный Сергий Радонежский использовал именно этот вид четок. В православии вервица в смысловом значении выражает благодать Духа Святого.
ЛЕСТВИЦА (старославянское «лестница») - это кожаная полоска шириной в палец с нашитыми на нее через равные промежутки кожаными жгутиками. Лествица как культовый атрибут востребована греческими (афонскими) монахами. Ее также можно увидеть на иконах, изображающих житие преподобного Серафима Саровского, причем, как правило, она находится на его левой руке. Появление лествицы исторически связано с синайским отшельником преподобным Иоанном Лествичником (VI в.), который составил рукописное руководство к монашеской жизни «Лествица райская». Лествица, т. е. ступени духовного восхождения в лоно Господа Бога Иисуса Христа, изображена на некоторых иконах с образом Пречистой Богоматери. По учению преподобного Ефрема Сирина, «лествица есть молитвенное покаяние, возводящая нас туда, откуда мы ниспали». В Древней Руси в быту по культовым четкам производили «чит», т.е. «читали молитвы». По ним считывали поклоны, т. е. производили «счет». «Считка» и «счет» в конечном итоге привели к появлению единого именного названия молитвенного атрибута - четки (четное число вознесения молитв к Богу). «Все, что чет - Богу, все, что нечет - лукавому» (народная пословица).
В греческой Церкви четки называли «КОМВОЛОГИОН» (κομβολόγιον), т. е. «узлословие» (от «комвос» - «узел» и «логион» - «изречение»), а в наши дни называют «КОМБОЛОЙЕ» (κομβολοιέ). Другими словами, каждый узелок - это молитва, сказанная вслух. Также в Греции можно услышать такие названия четок как: «РОДИНОС СТЕФАНОС» (ρόδινος στέψανος, т. е. розовый венок, «КОМПОСХИНИОН», т. е. «веревочка хвалы» (Богу). Причем, насадки для греческих четок делают в основном из ситника или тростника в память о том, что Иисус Христос пользовался в быту тростниковыми циновками.
 
В каждой стране мира четки имеют свое название. Например: у итальянцев - «capellina»; корсиканцев - «corone»; немцев - «Rosenkranz»; французов - «rosaire» или «chapelet»; англичан - «the chaplet», ирландцев - «rosary» и т.д.
В лоне Католической Церкви появление четок как атрибута монашества связано с именем амьенского Петра Пустынника, который был пилигримом, паломником. Именно он после посещения Востока, в том числе Иерусалима, где он поклонялся святым местам, принес на Запад свой амулет-талисман - четки. А так как Петр странствовал вместе с рыцарями-крестоносцами, то последние последовали примеру сподвижника и так же обзавелись четками. Естественно, по возвращении на родину крестоносцы явили собой живой пример для подражания. Католические монахи сразу же переняли целый ряд традиций, переданных им странниками, в том числе и четки. Есть основание полагать, что Петр Пустынник при посещении Святой Земли и Гроба Господня перенял традицию использования четок у восточных христиан. Со своей стороны, последние указывали на то, что эта традиция использования четок была заимствована у магометан (мусульман), а те, в свою очередь, переняли ее у индусов-брахманов, то есть индийцев-ариев. Кстати, именно во времена крестовых походов на Восток на римских иконах появились изображения апостолов и Пресвятой Богородицы с четками в руках (ХI-ХII вв.). Пилигрим Петр приобрел себе четки скорее всего «как память» о паломничестве в Иерусалим. И это является общечеловеческой традицией, ведь до сих пор все паломники скупают в святых местах всевозможные атрибуты веры: крестики, иконки, образки, четки и т. д.
В XI в. четки назывались «молитвенными кружками» («sphacrulae precatoriae» - лат.). История крестовых походов подтверждает, что Петр Пустынник в 1098 г. выполнял миссионерскую работу на территории Италии и южной Галии, участвовал в осаде Антиохии, состоял при посольстве к моссульскому эмиру Кербоге. А Иерусалим посетил за год до взятия его крестоносцами штурмом (15 июля 1099 г.). По возвращении домой Петр в окрестностях Люттиха близ Гюи построил церковь во имя Христа и в честь святого Гроба Господня. Затем основал монашескую общину, первым приором которой и был назначен зимой 1100 г. Здесь он и умер 8 июля 1115 г.
Четки католические во времена описываемых событий состояли из:
1) 33 бусин (зерен) - в память о 33 земных годах жизни Иисуса Христа;
2) 50 бусин (зерен) - по католическому преданию первая биографическая книга об Иисусе Христе была написана через 50 лет после Его физической смерти и вознесения на небеса.
В начале XIII в. св. Доминик (род. предположительно в 1170 г.) - основатель доминиканского ордена (в период с 1215 по 1220 г.) - ввел в обиход своих послушников четки в 150 бусин (или 15 десятков) в память о 15 главных событиях в жизни Иисуса и Его Пречистой Матери. Чуть позже в обиход католиков вошли четки в 100 бусин. По ним читаются такие молитвы, как «Отче наш» и «Радуйся, Мария». Как уже упоминалось ранее, ношение четок при себе, благодаря паломникам-крестоносцам, быстро укоренилось как среди монашеской братии в качестве перенятой традиции у тех, кто поклонялся Гробу Господню, так и среди мирян, сначала как нововведение, не запрещенное латинской церковью, а затем и как обязательный атрибут принадлежности к Церкви.
В духовной практике Православной Церкви нет строгого правила, как молиться на четках. Основная молитва, которой молятся на четках - это так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», или ее сокращенные формы, самая короткая из которых: «Господи, помилуй мя». В этой краткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и молитвенных прошений, и молитвенных благодарений, и молитвенных воздыханий. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге для непрестанной молитвы и как можно более частого призывания имени Божьего. В этом случае четки становятся орудием (средством) напоминания, средством против рассеивания ума. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению, потому что в противном случае можно впасть в состояние духовной прелести и серьезно навредить своему духовному деланию. Тем более для простых мирян (немонашествующих) использование четок в молитвенной практике возможно только по благословению духовника и то более для напоминания о непрестанной молитве, чем для специального молитвенного правила, хотя последнее не исключается. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся» либо какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы произвольные, изливающиеся из сердца человека и незапрещенные православной духовной практикой, лишь бы сердце взывало к Богу. Но в любом случае на всякую молитвенную практику необходимо благословение духовника.
Молитва с четками в Православной Церкви должна быть незаметной для постороннего глаза. Исключение могут составлять лишь монашествующие, имеющие на это особое благословение.
Четки приводят нам на память евангельский рассказ о том (см. Мф. 21, 12 и сл.), как Господь наш Иисус Христос, войдя в иерусалимский храм, увидел там людей, торговавших скотом, предназначенным для жертвоприношений, и менял, разменивавших деньги (также как будто бы по важной причине, ведь жертвовать Богу можно было только специальные иудейские монеты, а монеты, принадлежавшие языческим государствам, в том числе римскому, не подходили для этой цели - это было особо оговорено в законе). И вот Господь возмутился тем, что во дворе храма, где люди должны были только молиться, благоговейно предстоя перед Богом, они отвлекались от молитвы этой торговлей и общей суетой, совершенно для дома молитвы неуместной. Он стал опрокидывать у менял столы и, сделав бич, как сказано по-славянски - бич от вервий (Ин 2, 15), начал изгонять из храма и самих торгующих, и скот, который они продавали. Иудейский храм состоял из дворов, находился под открытым небом и только «святое» и «святая святых» (то, что в христианских храмах называется алтарем) располагались в отдельном здании. Так вот, четки как раз и ассоциируются с этим бичом от вервий,  потому что, молясь, мы действительно изгоняем из своего сердца, из своей души «торгующих» - всевозможную нечистоту - «скот», под которым можно понимать плотские страсти; тело же и дух человека, по учению апостола Павла - это храм Божий (см. 1 Кор 3, 16-17).
Четки устроены в виде замкнутого круга, который, безусловно, без всякой искусственности, легко ассоциируется в уме с бесконечностью, в данном случае - с вечностью. Апостол Павел говорит: «Видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4, 18). И четки, это гениальное устройство, изобретенное святыми отцами для помощи нам в занятии умным деланием, также отражают это невидимое вечное. Будучи внешне простым предметом, они отображают многие невидимые, возвышенные вещи, как бы обнаруживают их присутствие для нас во время молитвы. Еще раз перечислим: во-первых, четки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвертых, четки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и, таким образом, учат нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И, наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой.
 
Свящ. Георгий Эглит 
Возвещайте Христа в Азии
 
Под девизом «Возвещайте Иисуса Христа в Азии сегодня» с 1 по 5 сентября 2010 г. в столице Южной Кореи Сеуле прошел первый Конгресс католиков-мирян Азии, организованный Папским советом по делам мирян при тесном сотрудничестве с Епископской комиссией по делам мирян и Национальным советом по делам мирян Кореи.
 
Событие привлекло внимание 400 мирян из более чем 20 стран мира, таких как Италия, Австралия, Япония, Филиппины, Индонезия, Индия, Мьянмар, Гонконг, Китай, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Макао, Малайзия, Тайвань, Таиланд, Вьетнам, Монголия, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, а также делегаций более 30 ассоциаций, церковных движений и новых общин, признанных Ватиканом и существующих в Католической Церкви различных азиатских стран.
Главная мысль конгресса заключалась в том, что миряне должны стать знаком миссионерства на субконтиненте, богатом традициями, культурами и различными религиями, континенте, играющем важную роль на мировой сцене, как в политическом, так и экономическом аспекте, и подвергающегося большим трансформациям в каждой из упомянутых сфер. В то же самое время конгресс – это знак пасторского попечения о верных-мирянах, призванных вместе со своими священниками и епископами быть свидетелями Иисуса Христа и провозглашать Его присутствие как дар спасения для Азии.
Конгресс начался 1 сентября с празднования Евхаристии в кафедральном соборе Меонгдонга. На богослужении предстоял кардинал Станислав Рылко, президент Папского совета по делам мирян. В своей проповеди кардинал сказал: «Спустя две тысячи лет после вочеловечения Сына Божьего на Святой Земле многие на азиатском субконтиненте по-прежнему не знают Его». Далее его высокопреосвященство подчеркнул, что католики-миряне играют уникальную роль в важной миссии евангелизации. Живя в миру, в обычных условиях семейной, профессиональной и общественной жизни, они, в определенном смысле, находятся на передовой линии фронта евангелизации. К сожалению, в данном регионе христиане составляют меньшинство – лишь 120 млн. из 4 млрд., т.е. всего 3% населения Азии. Кардинал Рылко призвал быть не просто ритуальными, а истинными верующими, как завещал Господь: «Вы – свет мира». Задачи, стоящие перед католиками Азии, не могут решить одни лишь стратегии и организации; необходимо углубление личных взаимоотношений с Иисусом Христом. Нужно вновь открыть для себя крещение, чтобы все становились «солью» и «закваской» для Азии. Мы должны гордиться тем, что мы – христиане, ведь нет ничего прекраснее встречи с Иисусом, нет ничего лучше дружбы с Ним.
В своем письме к участникам конгресса Папа Бенедикт XVI сказал, что Господь призывает Своих дочерей и сыновей провозглашать Иисуса Христа в Азии, и каждый христианин должен ответить Богу: «Живет во мне Христос».
Ключевыми для первого дня программы стали доклад профессора Фелипе Гомеса «Две тысячи лет миссии Церкви в Азии: ход евангелизации, святость и мученичество» и конференция кардинала Телесфора Пласидуса Топпо «Иисус Христос – дар для Азии: предпосылки, задачи и проблемы евангелизации сегодня». В первом выступлении Азия была представлена как субконтинент, особо отмеченный Иисусом Христом: здесь умерло большинство апостолов, здесь уже в самом начале первого тысячелетия начало распространяться христианство в таких странах как Армения, Персия, Индия и Китай, и таким образом к 1200 г. здесь было ок. 21 млн. христиан. Но затем, в эпоху ислама, из-за преследований и изоляции произошло резкое уменьшение числа последователей Христа. Католическая Церковь гордится и чтит мучеников Азии: персов (ок. 190 тыс. человек), японцев (ок. 200 тыс.), корейцев (ок. 10 тыс.), китайцев (свыше 32 тыс.), армян (свыше 2 миллионов человек) и других. В заключении профессор Гомес сказал: «Возможно, Божьи часы бьют в Азии в ином ритме, и мы должны с уважением относиться к этой тайне».
Далее делегаты поделились рассказами о жизни и деятельности Церкви в различных странах. Наиболее яркими были выступления, посвященные положению католических общин в Индии, Макао, Вьетнаме и Монголии. Всех присутствующих глубоко потрясло выступление представителя Пакистана: верующие этой страны живут в страхе, буквально на грани жизни и смерти, но несмотря ни на что продолжают нести свет Христа тем, кто еще не знает о любви нашего Господа. Не могло не затронуть сердец участников конгресса сердечное и искреннее выступление о. Анджея Мадея, возглавляющего Католическую Церковь в Туркменистане. Епископ Януш Калета, апостольский администратор Атырау, представил основательную презентацию о католиках в Казахстане, глубоко раскрыв исторический, географический и политический контекст как Церкви, так и страны в целом, что вызвало активный интерес со стороны мирян и духовенства различных стран.
Второй день начался с выступления секретаря Папского совета по делам мирян епископа Йозефа Клеменса: «Призвание и миссия верных-мирян в свете пост-синодального апостольского увещевания «Christifideles laici»». Представитель России напомнил, что первоочередной и фундаментальной задачей верных-мирян является провозглашение Евангелия. «Благодаря крещению,   цитировал епископ,   верные-миряне участвуют в тройственном служении Иисуса Христа – священническом, пророческом и царском» (ChL, 14). Кроме того, как сказал кардинал Ратцингер, «в этот исторический момент мы нуждаемся в людях, могущих посредством живой веры выразить свое почтение к Богу. Негативные свидетельства христиан, говорящих о Боге, но не живущих в согласии с Ним, омрачают образ Божий и открывает двери неверию. Мы нуждаемся в людях, которые пристально всматриваются в Бога, чтобы понять истинную сущность человека. Мы нуждаемся в людях, чей ум озарен светом Божьим и чьи сердца открыты Богу, чтобы их умы могли обращаться к умам других людей, чтобы их сердца могли открываться другим сердцам».
Профессор семинарии Дин Дук Дао из Вьетнама в своей конференции «Христианская формация и опыт миссионеров-мирян в Азии» обратил внимание на то, что любое начинание Церкви, не содержащее миссию к неверующим не является подлинно церковным начинанием. Недостаточно только служить бедным: мы должны быть уверены в том, что Евангелие достигает и богатых, властьимущих, интеллектуалов, полицейских, студентов университетов, потому что нередко судьба бедных зависит от них. «Забавно, - подметил профессор Дао, - что многие вьетнамские слушатели протестантского радио, вещающего из филиппинской Манилы, обращаются в католичество. Получается, что протестанты сеют, а католики жнут. Но Святой Дух ведет Свою Церковь и именно Он, на самом деле, является главным агентом миссии Церкви. Христос приходит лично к каждому человеку и к каждому обращается по имени: к Марии Магдалине, к Фоме, Петру, Иакову, Иоанну. Господь молвит Слово, и неверие преображается в веру. Только Он – распятый и воскресший Христос может расширить спектр нашей веры, и Он посылает нас с миссией: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие»» (Мк 16, 15).
Выступления каждого дня органично сочетались с совместными дискуссиями о жизни верующих в Азии, во время которых были раскрыты сферы и приоритеты для евангелизации: обновление приходской жизни и пасторского попечения семьи, особенность служения в католических школах, евангелизационное и пасторское попечение о молодежи, роль женщины в Церкви и обществе, участие мирян в политической и социальной жизни.
В завершении второго дня конгресса был показан фильм о жизни миссионера-иезуита Матео Ричи, 30 лет проведшего в Китае, где он проповедовал католическую веру, пользуясь традиционными понятиями конфуцианской этики, и стал символом связи между Западом и Востоком.
Третий день порадовал слушателей конференцией, проведенной кардиналом Станиславом Рылко на тему «Католики-миряне: свидетельство надежды для жителей Азии». Цитируя кардинала Ратцингера, его высокопреосвященство отметил: «Евангелизация – это не просто форма говорения, а образ жизни – жизни в слушании Отца», так как, «когда приидет Он, Дух истины, то … не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин 16, 13). Провозглашение Христа, провозглашение Божьего Царства предполагает слушание голоса Господа в голосе Церкви. Мы как «малое стадо» учеников не должны бояться: ведь Отец благоволил дать нам Свое Царство. Станислав Рылко горячо поблагодарил представителей новых общин и экклесиологических движений, действующих в азиатском регионе, за их бесценное свидетельство и за служение Церкви в Азии. Он выразил уверенность, что большим подспорьем в их работе служат новые харизмы, ниспосылаемые Святым Духом в знамение надежды. В заключение своей речи кардинал Станислав Рылко призвал прислушаться к голосу святых, позволить им убедить нас в том, что святость это не утопия, а восхитительная цель, которую Христос обещает всем крещеным: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены» (Кол 2, 6-7)
Конгресс увенчался св. Мессой в прекрасном кафедральном соборе, расположенном в самом сердце Сеула. На литургии предстоял кардинал Николас Чеонг Джинсук, а по ее завершении кардинал Станислав Рылко подарил всем участникам конгресса розарий и крест как знак великого миссионерского задания.
 
С. Семенович 
 
Послание мирянам Азии
 
Недавно в южнокорейской столице Сеуле прошел конгресс католиков-мирян Азии, посвященный актуальным вопросам жизни Церкви. Предлагаем вашему вниманию итоговое коммюнике, опубликованное участниками данной встречи.
 
Дорогие братья и сестры во Христе Иисусе!
Все те, кто исповедует веру в нашего Господа Иисуса Христа, Сына Бога живого, и свидетельствует о Нем в разных странах обширного азиатского континента!
В особенности вы, наши братья и сестры, католики-миряне, крещенные во имя Господа, сыновья и дочери Отца всевышнего, помазанные Духом Святым, вы, кто осознает свое человеческое достоинство и ответственность за наше призвание последователей, свидетелей и миссионеров!
Ко всем вам обращаем мы наше глубокое чувство признательности, радости и надежды, пробуждаемое вашим участием в этом конгрессе, проходящем в Сеуле, в Южной Корей с 31 августа по 5 сентября 2010 г. под покровительством Папского совета по делам мирян и в содружестве с различными секторами Католической Церкви Кореи.
Среди 400 участников конгресса есть делегации епископских конференций различных стран Азии во главе с их епископами и священниками, Федерации азиатских епископских конференций, организаций, движений и общин, действующих в Азии, а также представители Католической Церкви Кореи.
В атмосфере молитвы, единения и дружбы, ведомые основной темой конгресса: «Провозглашение Иисуса Христа в Азии сегодня», мы находим способы отражения в свете веры существующей реальности нашего любимого континента.
Все мы ощущаем поддержку Святого Отца Папы Бенедикта XVI, высказанную им в письме к кардиналу Станиславу Рылко по случаю этого конгресса. Понтифик выражает надежду на то, что данный конгресс усилит рвение мирян в том, что он называет «мандатом Иисуса Христа на свидетельство о Нем». Папа подчеркивает также, что нам вверена «великая миссия» – «первейшее служение и величайший дар, предлагаемый Церковью азиатским народам».
В эти дни мы приходим к новому осознанию величия и своевременности этой миссии, вытекающей из красоты крещения и преобразующей личной встречи с Иисусом, становящимся, как это было со св. Павлом, «источником совершенной радости и даром, которым следует делиться с другими» (из письма Папы Бенедикта XVI кардиналу Станиславу Рылко). Мы знаем, что должны быть очарованы Христом посредством личной и общинной встречи с Ним, слушая Его Слово, принимая таинства, молясь с Ним, преобразуя свои сердца, прикасаясь ко всем измерениям нашей жизни, освящаясь пред Ним. Таким образом, каждый из нас может ответить на призыв Бога, стать Его незаменимым соратником в жизни Церкви и прокладывать «новые пути евангелизации общества» (там же).
Мы не перестаем удивляться свидетельствам многих католиков, которые, составляя лишь крошечное меньшинство, активно ведут евангелизацию, выражают свою принадлежность к Католической Церкви и поддерживают миллионы наших братьев и сестер, разбросанных по всему свету. Не менее изумительны и примеры веры наших братье и сестер, ушедших раньше нас и радующихся теперь в общении святых.
Особые образцы для нас те, кто отважно свидетельствует о Христе в обществах, где ограничивается свобода совести, где распространен религиозный фанатизм, где власти преследуют граждан за их религиозные убеждения. Сколь справедливо звучит для наших дней и для нашего континента изречение Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя Церкви!»
В ходе конгресса мы обсудили множество идей и поделились накопленным опытом. Кроме того, мы сфокусировались на значимости христианской самотождественности мирян, на важности христианской инициации и воспитания, на нашей принадлежности к Церкви как «мистическому телу», на нашей общей ответственности за развитие поместных церквей и приходских общин, на опыте малых общин верующих и движений как на бесценном даре жизни для Церкви. Мы хотим быть активными, а не пассивными или неуверенными католиками-мирянами. Мы хотим быть поборниками жизни наших поместных церквей в эмоциональном и плодотворном содружестве с епископами и священниками.
Иоанн Павел II называл верующих нашего субконтинента «малым стадом», которому вверена великая миссия свидетельства Иисуса Христа, т.е. самого важного дара и служения, которые Церковь может дать Азии (постсинодальное апостольское увещевание «Церковь в Азии», 10, 20). Мы – малое стадо, но нас не пугает то, что мы в меньшинстве, и мы не желаем запираться в стенах своих храмов. Мы слышим призыв быть «закваской, от которой поднимается тесто», солью наших дней и светом, озаряющим весь субконтинент. В эти дни мы познакомились с богатым опытом братского экуменизма с христианами других направлений, а также мирных и гармоничных отношений с представителями иных религий. О своей деятельности рассказали те, кто служит беднейшим из бедных. Особый интерес привлек пример «малых церквей», подаваемый многими азиатскими семьями. Мы проанализировали также методы успешной работы тех, кто вовлечен в дело христианского воспитания и образования или занимается евангелизацией в своей поместных общинах, на рабочем месте, в социальной и политической сферах. Нас мало, но сегодня мы присутствуем везде, движимые любовью к нашим братья и сестрам независимо от национальностей и рас. Мы гордимся богатством наших древних культурных традиций и, в то же время, стремимся поделиться своей верой в Иисуса Христа – исполнение всех человеческих устремлений.
Дорогие братья и сестры! Азия переживает сегодня период беспрецедентного развития и общественных преобразований. Рост населения и экономики делает ее центром событий международного масштаба. В то же время, Азия сталкивается с серьезными проблемами в реализации свобод, справедливости, единства и повышения уровня жизни населения. В связи с этим мы уверенны, что уникальный вклад христианства может сыграть решающую роль в решении упомянутых проблем во благо наших народов. Перед лицом этой непомерной задачи мы убеждены, что «народы Азии нуждаются в Иисусе Христе и Его Евангелии, потому что этот континент «жаждет воды жизни, которую может дать только Иисус»» (из письма Папы Бенедикта XVI кардиналу Станиславу Рылко).
Поэтому мы хотим с новыми силами делиться нашим христианским опытом со всеми нашими «соседями», в своем окружении, в школах и университетах, на рабочем месте, в наших взаимоотношениях с другими людьми. Это не маркетинговая стратегия или фанатичный прозелитизм, а простое следствие нашей встречи с Господом, после которой, как сказал в своем послании Папа Бенедикт XVI, «те, кто нашел в Иисусе истину, радость и красоту, придающие смысл и цель их жизни, желают открыть ту же красоту другим» (там же).
Друзья мои, не бойтесь! Воскресший Иисус уже одержал для нас окончательную победу! Зло уже не скажет своего последнего слова. Любовь оказалась сильнее смерти, ненависти и равнодушия! Сила Божьего милосердия укрепила наши слабости. Мы призваны делиться той полнотой, которую получили, этим великим сокровищем, этой бесценной жемчужиной – Иисусом Христом, даже если мы несем эту жемчужину в земных сосудах. Мы свидетельствуем о чудесном источнике единства, мистической общине, к которой призван каждый человек и которой каждый желает в глубинах своего сердца. Мы –свидетели всевышнего Бога для народов Азии сегодня и завтра. Пусть Бог поможет нам в выполнении этой миссии, Богородица пусть сопутствует нам, утешает нас, и ходатайствует о нас перед Сыном своим Иисусом Христом, озаряя наш путь и ведя, подобно «утренней звезде новой евангелизации».
Lectio divina
 
 
 
3 октября
XXVII рядовое воскресенье
ВЕРА И ДЕЛА
Авв 1, 2-3; 2, 2-4; Пс 95 (94); 2 Тим 1, 6-8. 13-14; Лк 17, 5-10.
 
Евангелие:
Как много смысла скрывают в себе эти несколько фраз Иисуса из Евангелия от Луки. Перед нами раскрываются две основные темы: первые два стиха говорят о вере, а последние – о служении.
Начнем с первой темы. Ученики задают Иисусу вопрос о вере. Давайте посмотрим на этот отрывок в контексте Библии. В стихах, предшествующих сегодняшнему евангельскому чтению, ученики получают урок прощения и узнают о том, какие последствия ожидают людей, потерявших веру. По иудейским традициям того времени трижды простить человека считалось благородным поступком. Иисус же призывает учеников прощать много и много раз. Ученики понимают, что для следования за Иисусом им требуется гораздо больше, чем они могут дать, и поэтому просят у Господа даровать им больше веры. Христос отвечает им, что самое важное – иметь искреннюю и подлинную веру в Бога. Бог заслуживает того, чтобы мы служили Ему, уже только потому, что Он – Бог. Он не должен нам ничего, это мы Ему всем обязаны. По-мирски мы ждем награды за наши дела. И это довольно большое искушение ожидать, что Бог как-то по-особому благословит нас за наше служение. Иисус дает нам ясно понять, что это отношение ошибочно. Радоваться прекрасной возможности и служить Господу, не ожидая взамен благодарности и любви – это и есть награда, в которой мы действительно нуждаемся.
Быть служителем Божьим означает быть человеком веры. Правильное отношение в служении Богу созидает в нашей душе смирение и хранит ее от гордыни.
Размышление:
Какой из стихов более прочих касается нынешней ситуации в вашей жизни?
Видите ли вы себя в качестве служителя Божьего? Поразмышляйте о мотивах служения Богу. Удовлетворяет ли вас служение Ему без благодарности и любви к вам со стороны людей, или похвала нравится вам?
Вглядитесь в Господа. Пусть Он смягчит ваше сердце и еще ближе привлечет вас к Себе, чтобы возрастали ваша вера, служение и благодарность Ему.
Молитва:
Обратитесь в молитве к Богу, чтобы Он подсказал вам ответ на сегодняшнее чтение Евангелия и размышление.
В своем послании к Тимофею св. апостол Павел призывает молодого евангелиста поддерживать в себе огонь Божьего дара, чтобы он был ярким и неугасимым. Эти слова относятся также и к нам. Просите Святого Духа наполнить вас драгоценными дарами, свежей силой, любовью и Его ведением, чтобы вы могли жить в смиренном и благоговейном служении Господу. А Дух Святой поможет вам преодолеть и претерпеть нелегкие периоды вашей жизни.
Созерцание:
Поразмышляйте о следующем стихе из послания св. апостола Павла к Римлянам:
«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (12, 1).
 
10 октября
XXVIII рядовое воскресенье
БУДЬ ВСЕГДА БЛАГОДАРЕН
4 Цар 5, 14-17; Пс 98 (97); 2 Тим 2, 8-13; Лк 17, 11-19.
 
Евангелие:
В сегодняшнем чтении Евангелия Иисус дает нам важный урок благодарности за Божьи благословения.
Во времена земной жизни Иисуса положение людей, страдающих проказой и другими заболеваниями кожи, было очень тяжелым. Больным приходилось оставлять свои дома, родных и близких и жить в изоляции от общества. Они кормились, как могли, вместе с такими же собратьями несчастными.
Прокаженные были отрезаны от духовной жизни общества, потому что считались «нравственно нечистыми». Некоторые из них воспринимали болезнь как наказание, ниспосланное Богом. Бедняги оказывались в печальном положении, лишенные надежд. Единственным способом вернуться к нормальной жизни было чудесное исцеление, засвидетельствованное священником.
Так что неудивительно, что люди буквально кричали Иисусу, умоляя Его о помощи. А Господь просто велел им пойти и показаться священнику. Они послушались Его, и по пути к священнику произошло чудо: все десятеро исцелились.
Один из них сразу же бросился к Иисусу, чтобы поблагодарить Его и прославить Бога. Приглашал ли он остальных людей вернуться к Господу? Мы не знаем. Но мы знаем только, что человек этот был самарянином.
Остальные девять человек, вероятно, были иудеями. А Иисус был учителем иудеев. Они презрительно относились к самарянам, считая их еретиками. И вот человек, от которого меньше всего ожидали проявления благодарности, на самом деле оказался единственным, кто возвратился и поблагодарил Бога.
Очень важна последняя фраза, сказанная ему Иисусом. Слово, переведенное как «встань», имеет несколько значений. Так ранние христиане поняли его как «воскресни» или «обрети новую жизнь». Десять прокаженных исцелились, но только один самарянин услышал:  «Вера твоя спасла тебя». Иисус говорил не только о физическом исцелении, но и духовном.
Размышление:
Что в прочитанном отрывке из Евангелия касается вас лично?
Как вы думаете, почему девять прокаженных, которые тоже исцелились, не вернулись, чтобы поблагодарить Иисуса? Не происходило ли и с вами такого, что вы получили ответ на молитву, но забыли поблагодарить Бога?
Есть ли какая-нибудь опасность в том, что мы иногда полагаем, что «заслуживаем» Божьих благословений за совершенные нами хорошие поступки?
Молитва:
Вспомните о случаях, когда вы особенно остро ощущали на себе милость и благость Божью. Запишите их и каждый день на протяжении этой недели прочитывайте список. Ответьте Богу молитвой хвалы и признательности. В течение этой недели Святой Дух может напомнить вам о благах, за которые вы позабыли поблагодарить Господу. Попросите Бога помочь вам всегда быть благодарными за все, что Он соделал в вашей жизни.
Выберите Псалом на каждый день этой недели, который поможет вам выразить хвалу и благодарение Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над стихами из послания Филиппийцам 4, 4. 6-7:
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
 
 
17 октября
XIX рядовое воскресенье
НЕ СДАВАЙСЯ
Исх 17, 8-13; Пс 121(120); 2 Тим 3, 14 – 4, 2; Лк 18, 1-8.
 
Евангелие:
Как искусно Иисус разъясняет сложные идеи! Он предлагает нам простую историю для того, чтобы показать, как важно быть стойким и непоколебимым, особенно в  молитве. Вдова обращается к судье в поисках справедливости. Женщина просто хочет, чтобы он подтвердил ее права, а соперник исполнил свои обязательства по закону. Но по каким-то причинам судья не желает заняться ее случаем.
В конце концов, он все же разрешает ее вопрос, но не потому, что ревновал о законе, а только потому, что понял, что эта женщина не сдастся. Он просто устал от ее бесконечных визитов, и потому признал ее права, рассудив дело в ее пользу. Иисус противопоставляет поведение неправедного судьи поведению Бога. Иисус убеждает нас, что Бог судит в пользу Своих верных, производя суд без промедления. Почему? Потому что Бог благ и справедлив. И нам не нужно бояться просить Его о помощи, потому что Он обязательно внемлет нам (первая половина 8 стиха).
Во второй половине 8 стиха Иисус задает вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Имеется ли здесь в виду постоянство в молитве?
Иисус говорит о том, что постоянная или непрестанная молитва поддерживается верой. Если вы верите, что Господь любит вас, то не перестанете молиться, даже если Бог не сразу ответит. Иисус обращает наше внимание на то, что Его возвращение может наступить не так скоро, как некоторые ожидают. И здесь прослеживается связь с постоянством, особенно в молитве.
Постоянная молитва поддерживает в нас твердую надежду, и именно с этого Иисус начал сегодняшнюю притчу. Здесь мы вновь находим связь со стихами из Лк 21, 34-36, где говорится о том, что нам нужно бодрствовать и молиться, потому что никто не знает, в какой день и час придет Иисус. Эти слова истинны и актуальны как для первых учеников Иисуса, так и для нас сегодня.
Размышление:
Вспомните случай, когда вам пришлось довольно долгое время ждать Божьего ответа на вашу молитву. Что вдохновляло вас продолжать молиться и не сдаваться?
Как вы думаете, почему Бог не всегда отвечает на наши молитвы незамедлительно, а иногда даже говорит «нет»?
Проведите параллель между уже прочитанными словами из Евангелия от Луки и отрывком из Евангелия от Матфея 7, 7-11, который также учит нас постоянству в молитве: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».
Молитва:
Псалом 121(120), 2 напоминает: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю».
Почему бы вам не принести сегодня Господу в молении все, что беспокоит вас? Просите у Него сил не сдаваться в ожидании Его ответа. Вознесите к Богу молитву благодарности за то, что всемогущий Создатель Вселенной никогда не оставит нас.
Созерцание:
Поразмышляйте над словами Павла из 2 Тим 3, 14 – 4, 2, а особенно над стихами 16-17: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
 
24 октября 
ХХХ воскресенье
ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Сир 35, 12-14. 16-18; Пс 34(33); 2 Тим 4, 6-9. 16-18; Лк 18, 9-14.
 
Евангелие:
Иисус адресует сегодняшнюю притчу «некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (ст. 9). Эти слова служат ключом к пониманию всего отрывка.
Учение Иисуса в Евангелии от Луки указывает нам на Царствие Божье, чтобы грешники, желающие войти в его двери, покаялись. Фарисеи же не считали себя грешниками. Они считались «профессионалами» в молитве. Эти религиозные учители полагали, что если им что-то неизвестно в религиозном законе и его соблюдении, то и не стоит это знать. Формально они считались «праведными».
Мытарей же все считали неправедными, да и какими еще они могли быть, если сотрудничали с язычниками римлянами, завоевавшими их страну? Мытари были всего лишь марионетками в руках римских властей, собирая налоги и обогащаясь за счет того, что взимали сверх положенного.
Чем далее разворачивается притча, тем яснее становится мысль Иисуса, показывающего нам эти два ярких характера. Фарисей молился в своей гордой и хвастливой манере, видя только то, что он делает хорошего, и примечая недостатки других. Он забыл исповедоваться в своих грехах. Мытарь делает совсем другое. Он знает, что нуждается в Божьем прощении, и, сознавая свою греховность пред Богом, желает получить прощение и благодать Господа. Фарисей же не готов к этому, и потому не получает Божьей благодати.
Эта притча – своего рода вызов нам. Каждый человек согрешил и нуждается в Божьем прощении.
Фактически фарисеи во времена земной жизни Иисуса пытались побудить иудеев к религиозному обновлению, но, к сожалению, не приняли благовестия Иисуса. Они не увидели в Нем Того, Кто был послан Богом, чтобы спасти человечество, и, выступив против Иисуса, отказались поверить в Него.
Размышление:
Подумайте, почему Бог ненавидит грех.
Как вы относитесь ко греху в вашей собственной жизни? Воспринимаете ли вы его серьезно и ищете ли прощения? Или же вы находите оправдание для греха, а может быть, сравниваете себя с другими и думаете, что вы лучше них?
Поразмышляйте над словами из 1 Ин 1, 8-9: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Просите ли вы помилования за ваши грехи? Верующие католики знают, что они могут исповедовать свои грехи священнику и получить прощение от Господа Бога.
Мы можем очень легко попасться в ловушку греха, осуждая других, которые, по нашему мнению, быстро попадают в греховные сети. Почему это опасно? Как мы можем избежать этого? Как нам нужно относиться к другим людям?
Молитва:
Задумайтесь над сегодняшним чтением из Евангелия. Пусть Бог откроет вам грех, который нужно исправить. Поразмышляйте над следующим вопросом: действительно ли вы верите в Божье прощение ваших грехов.
Поблагодарите Бога за Его милосердие и признайтесь в том, что вы нуждаетесь в Нем.
Созерцание:
Общаясь с Богом, прочтите Пс 34(33) и 51(50). Поразмышляйте о Его великой верности и милосердии к людям.
 
31 октября
ХХХI рядовое воскресенье
СПАСЕНИЕ ПОГИБАЮЩЕГО
Прем 11, 23 – 12, 2; Пс 145 (144); 2 Фес 1, 11 – 2, 2; Лк 19, 1-10.
 
Размышление:
Иисус увидел в Закхее потерявшегося человека, который нуждался в том, чтобы кто-то нашел его. А каким человеком считаете себя вы? Нашел ли вас Иисус? Как это повлияло на ваши отношения с окружающими?
Закхей понял, что ему нужно встретиться с Иисусом. Какие его поступки говорят о раскаянии? Какой урок мы можем извлечь из этого отрывка для наших дальнейших взаимоотношений с Господом?
Вспомните чтения, которые мы читали на прошлой неделе о фарисее и мытаре. Как нам поддерживать в себе скромность и смирение в отношении к себе? Иисус желает восстановить взаимоотношения людей с Богом. Что мы с вами можем для этого сделать?
Молитва:
Поблагодарите Бога за благодать и милосердие, которое Он явил вам и благодаря которому вы можете получить прощение своих грехов. Обратитесь к Господу в молитве, чтобы Он помог вам не осуждать других людей. Попросите Его даровать вам сердце, наполненное состраданием к заблудшим и нуждающимся в том, чтобы кто-то нашел их. Помолитесь о людях, которым так нужна встреча с Иисусом Христом, а также о себе самих, чтобы Господь дал вам желание показать им удивительную любовь Иисуса.
Созерцание:
Поразмышляйте над следующими стихами из 2 Фес 1, 11: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделел вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе».
Я отдал себя в руки Марии
 
 
Недавно в Казахстане побывал один необычный гость. Готфрид Пренер, немолодой уже мужчина 50-и лет, посетил различные приходы нашей страны, чтобы поделиться своим опытом общения с Марией и святыми. Нам показалось, что и читателям «Кредо», возможно, будет интересно познакомиться с его свидетельством. Вот что господин Пренер рассказал прихожанам карагандинского прихода Марии – Матери Церкви.
 
Мой путь к Богу
В юности я много размышлял над смыслом своей жизни. Я много искал, много путешествовал с рюкзаком за плечами, но так и не нашел. Однако, моя жажда Бога и смысла жизни все более росла, и во время учебы в политехническом институте я однажды услышал доклад о явлениях Пресвятой Богородицы. Это было 26 лет назад. К тому времени я кое-что слышал уже о Фатиме, Лурде, но этот доклад просто перевернул мою жизнь.
Я тут же решил поехать в одну из мариинских святынь. Придя в храм ранним утром (просто чтобы занять место), я много молился. В какой-то момент я ощутил присутствие Приснодевы. Тогда я закрыл глаза и произнес следующую молитву: «Мария, возьми мою жизнь и веди меня». Только это одно предложение. И вдруг как будто разверзлись небеса, и любовь Отца пропитала меня всего от головы до пят. Я понял, что, наконец, нашел то, чего искал всю свою жизнь.
Зов Марии
В Фатиме в 1917 г. Приснодева передала важное послание миру. Она просила молиться об обращении грешников, потому что слишком много людей попадает в ад. Богородица предсказала скорое окончание Первой мировой войны, но при этом добавила, что, если человечество не обратится, то его ждут еще более страшные трагедии. Там же, в Фатиме, за три месяца до Октябрьской революции Мария говорила: «Молитесь о России, чтобы ее заблуждение не распространилось по всему миру». Все мы знаем, что предсказания Богородицы исполнились, но мир тогда не услышал ее.
Почему я говорю об этом вначале? Мне кажется, что фатимская история хорошо иллюстрирует, что может нас ожидать, если мы не будем слушать Марию. Она приходит в мир по воле Бога Отца, желающего помочь нам, но мы слишком часто игнорируем ее. Когда Ватикан признал фатимские явления в 1935 г., Гитлер и Сталин уже были у власти.
В ХХ в. было много явлений Богородицы. И всегда она хотела донести до нас одно: «Люди должны жить в мире с Богом и друг с другом». В этих словах заключена суть ее послания. Грех разверзает пропасть между человеком и Богом, и поэтому нам нужно безотлагательное обращение. Глядя на ситуацию в мире, мы можем сказать, что живем в особое время. И Мария призывает нас вернуться к евангельским заповедям, причем не только священников и монашествующих, но и всех верующих. Тем самым Приснодева вновь и вновь подтверждает учение II Ватиканского собора о всеобщем призвании к святости.
Она хочет, чтобы Бог занял главное место в нашей жизни. Кто-то может сказать, что это нечто само собой разумеющееся, но, к сожалению, в реальной жизни так бывает далеко не всегда даже с теми, кто, казалось бы, всецело посвятил себя Богу. Мы снова и снова должны решать для себя, действительно ли Бог на первом месте в нашей жизни, или же нам необходимо обращение. В одном из своих посланий Богоматерь говорит: «Загляните глубоко в свое сердце: кто там на первом месте – Бог, или, может быть, Он на последнем?»
Богоматерь горячо просит молиться розарием, но, прежде всего, она просит о молитве сердца. Что это такое? Когда мы стоим на коленях, наши мысли часто витают где-то в совершенно неподходящих местах, так что часто мы говорим с Богом, не думая. А Мария хочет, чтобы мы беседовали с Ним, чтобы мы сознавали, что Он живет в нашем сердце, чтобы мы настолько погрузились в молитву, чтобы встретили в ней Его, чтобы молитва была для нас радостью, а не нудной обязанностью. Для этого очень важно отречься от грехов. Поэтому Мария настаивает на регулярной исповеди: по крайней мере, раз в месяц. Тем самым Приснодева старается донести до нас очень важное для многих людей послание: исповедь нас обновляет.
Непорочная подчеркивает также значимость св. Мессы. Мария просит нас как можно чаще приступать к Евхаристии, по возможности, ежедневно, потому что она поднимает нашу духовную жизнь на более высокий уровень. Ежедневная Месса для нас – это жизнь, и мы должны не просто участвовать в литургии, а приносить в ней Богу свою жизнь, свои проблемы и весь мир, чтобы она преображала и нас самих и нас окружающее. Тем самым Богоматерь хочет подсказать нам, в чем именно сокрыта наша сила. Когда Иисус приходит в мое сердце в св. причастии, я становлюсь едино с Богом и черпаю из этого единства силу для жизни.
Таким образом, Евхаристия и исповедь являются центром послания Марии. Можно сказать, что ее святилища стали своего рода исповедальнями для всего мира, где множество людей нашли исцеление души и тела не в последнюю очередь благодаря исповеди. Еще один момент, которому Приснодева уделяет особое внимание – это пост. В Евангелии, когда апостолы спрашивают Иисуса, почему им не удается изгонять бесов, Иисус отвечает, что некоторых демонов можно изгнать лишь молитвой и постом. Вот почему Богородица так настаивает сегодня на телесной аскезе: нужно избавить мир от множества злых духов, которыми он одержим. Я на личном опыте испытал силу поста.
Мария просит нас также чаще читать Библию и молиться всей семьей. Она вновь и вновь повторяет: «Возлюбленные дети, вы забыли, что живете для небес, и слишком зациклились на вещах мира сего!» Богородица хочет помочь нам осознать наше истинное призвание. Поэтому можно сказать, что ХХ в. стал своего рода мариинской школой святости. Кроме того, Мария просит молиться о тех, кто пока не знает Бога. При этом Она имеет в виду не столько неверующих, сколько тех, кто еще не ощутил любовь Божью, чтобы и они обрели благодать.
Человечество довело себя сегодня до критического положения. И причиной всему – его грехи. Все мы знаем, что следствие греха – это страдания и бедствия. Почему природные катаклизмы сегодня становятся все чаще и страшнее? Из-за греха и из-за того, что все меньше становится тех, кто приносил бы удовлетворение за грехи других. Вот проблема сегодняшнего мира. «Любите Бога за тех, кто Его не любит», - призывает нас Мария. Она ведет нас и просит не терять ни единого мгновения, непрестанно молиться и всегда жить пред лицем Божьим.
Мое общение со святыми
Одними из важнейших святых в моей жизни стали Авраам и Моисей. Помнится, у гроба Авраама меня наполнил благоговейный трепет. Я думал о том, что здесь покоятся мощи необычайного человека. Чем же он так необычаен? У него были особые отношения с Богом, к которым Мария хочет привести и нас. В Библии Авраам просит Бога пощадить Содом. Он молится не о себе, а о других. Все мы знаем эту историю: в конце концов, Бог обещал пощадить город, если там найдется хотя бы десять праведников. Вот почему так важно призвание к святости: один святой может спасти целый город. Так сказано в Библии. Авраам молился о Содоме, но там не нашлось десятка праведников. И все же Бог Отец спас родственников патриарха – Лота и его семью. А ведь Авраам не молился много. Лот, в свою очередь, решил бежать в маленький городок Сигор, и ангел обещал, что ради него Бог пощадит это селение. Т.е. опять-таки: один святой спас весь город.
Еще один праведник – Моисей. Что он сделал, когда Бог решил уничтожить весь народ в наказание за золотого тельца? Он долго молился, пока Отец не только не изменил Своего решения, но и не заключил нового завета с тем же народом. Если мы так же будем молиться о наших современниках, то Бог и с ними сотворит что-то новое.
Здесь мне хотелось поговорить о том, как выстроить правильные отношения со святыми. В самом начале моего пути они для меня были не более чем персонажами истории или статуями в храме, и я не видел нужды общаться с ними. Но однажды мне в руки попалась книга о святых. Вскоре мне нужно было отправиться во Францию, и мой путь пролегал через север Италии, где было множество гробов святых, и первым из тех, что я посетил, стал гроб св. Ангелы Меричи. Мне было известно лишь название церкви, так что, когда я въехал в нужный город, то стал молиться к св. Ангеле, чтобы она помогла мне попасть к ней. На одном из перекрестков я встал на красный и спросил у водителя ближайшего автомобиля, как проехать к нужному мне храму. Он сказал, что как раз туда направляется и предложил следовать за ним. Для меня это было настоящим чудом, как и то, что, проехав почти весь город, я нашел место для парковки. В церкви я увидел стеклянный саркофаг, в котором как будто бы спала святая. Ее мощи были нетленными. Для меня как инженера это было нечто невероятное, невиданный феномен.
Стоя перед саркофагом, я почувствовал, что от бренных останков святой исходит та же любовь, которую я почувствовал в мариинской святыне. Мне хотелось воскликнуть: «Ангела, ты жива?! Ты любишь меня?!» Она стала моим первым небесным другом. Теперь у меня много таких друзей. А тогда передо мной открылся новый мир. Я вдруг ясно осознал, что небеса открыты нам, святые ждут нас и хотят нашей дружбы. Позднее я побывал у могил множества святых. Когда в Испании я приехал ко гробу св. Лаврентия Бриндизийского, церковь был закрыта. Что мне оставалось делать? Только молиться:  «Св. Лаврентий, ты знаешь, что я издалека, и сможешь открыть эту дверь». Пять минут спустя появилась женщина с ключами в руках и открыла мне двери. Я помолился, а у выхода все та же женщина вручила мне мешок груш. В Испании всюду растут апельсины, а она приносит груши. Почему? Потому что св. Лаврентий знал, что груша – мой любимый фрукт. Такова любовь – любовь святых. Он послал мне именно то, что больше всего порадует меня. И я пережил множество таких чудес.
Св. Серафим Саровский при жизни говорил: «После моей смерти приходите к моему гробу, рассказывайте мне обо всем, как живому, и я помогу вам». И мне на собственном опыте довелось убедиться, что это не были пустые обещания. Чтобы попасть ко гробу св. Серафима, мне пришлось отстоять огромную очередь. Но, стоя в той очереди, я вновь почувствовал отверстые небеса. Я молился там о многих людях, но особенно об одной своей знакомой из Австрии, которая переживала тяжелую депрессию. И та женщина избавилась от своего недуга. Так Серафим стал моим особым другом. Оказалось, что православные святые с огромной любовью принимают нас, католиков.
Потом я побывал в Санкт-Петербурге у гроба св. Ксении. Нас было трое, и мы пришли слишком поздно, когда церковь была уже закрыта. И я снова помолился, теперь уже св. Ксении, о чудесном открытии дверей. И что же? По прошествии все тех же пяти минут из храма выходит старушка и впускает нас вовнутрь. На саркофаге лежали три красные розы, и когда мы помолились, та старушка взяла эти розы и дала каждому из нас по одной. Для меня это был важный знак: я получил розу от св. Ксении.
Мы должны научиться мыслить на совсем другом уровне. Общение святых – это пример, которому мы должны следовать в своей жизни. Небесные сонмы хотят участвовать в нашей жизни, помочь нам. Когда мы молимся вместе с ними, нас много. Неважно, молимся ли мы вдвоем или втроем: вместе с нами молятся все святые на небесах, и в этом сила нашей молитвы. А ведь мы можем призвать на помощь и ангелов-хранителей всех людей, живущих на земле или хотя бы в нашем городе. Молясь в таком большом собрании, мы можем сделать многое!
Вспомним о Папе Иоанне Павле II - этом великом святом, посвятившем мир Богоматери. Он говорил: «Молитесь о том, чтобы новое тысячелетие стало тысячелетием мира, а не войны». Мария обещает нам особые благодати, и мы не должны упустить ни одной для спасения этого мира.
Духовная семинария
Соединиться с призвавшим нас к Себе
 
Как ни тяжела была минута расставания с родным домом, нас все же влекло ко второму «родному дому», под сводами которого изо дня в день мы стараемся все ближе и теснее соединиться с призвавшим нас к Себе.
 
Реколлекции
1 сентября традиционно праз-днуется День знаний, когда вокруг школ звучит музыка, веселый смех детей и виднеются белые банты и счастливые лица. В этом году мы встретили День знаний в полной тишине, стараясь познать ту тонкую, но порой неощутимую грань между волей Бога и желанием человека.
О. Андрей Мармурович, проводивший трехдневные реколлекции, очень тактично и точно разъяснил нам «трудно-простую» истину о постижении воли Бога. Приводя отрывки писем Гарри Чепмена, отец сказал: «Каждая прожитая минута – это Его воля. Всецело погрузись в Его волю, и твое сердце обретет покой». В завершение духовных упражнений о. Андрей предложил нам 10 заповедей священника, суть которых можно выразить в следующих словах: «Священник, помни: главное – это твое личное отношение с Богом, а не суетные дела вселенского масштаба». И как ни парадоксально это звучит, тишина на протяжении этих трех дней была красноречива. Потому что каждый из нас в тишине своего сердца слышал именно те слова, в которых так нуждался.
Но как не уговаривал нас солнечный Щучинск остаться, мы помнили, что Господь «предваряет нас в Галилее», и в субботу отправились в свою «Галилею», куда двое из наших братьев были «отправлены на проповедь…»
Кандидатура
Каждый шаг, приближающий человека к священству, наполнен радостным ожиданием. В воскресенье, пятого сентября, была как будто бы обычная св. Месса. Но так не думали двое кандидатов в священство: Бирюков Дмитрий и Джигарь Евгений. Нам, собратьям по семинарии, было особенно радостно наблюдать, как двое из наших братьев в ответ вопрос архиепископа Томаша Петы изъявили свое желание возрастать и укрепляться в своем призвании. Ректор в своих напутственных словах сказал: «Будьте такими, какими вас желает видеть Бог и ваша будущая паства».
Открытие учебного года
Официальное открытие учебного года в этом году состоялось 10 сентября. На этот раз праздник имел особый характер, т.к. в аббревиатуру семинарии МВДС (Межъепархиальная высшая духовная семинария) отныне можно добавить еще одну букву «м»   «международная»). После молитвенного гимна «Veni, Creator» мы наблюдали, как получали зачетные книжки пятеро наших собратьев: Олег Подгородецкий, Игорь Гончаров, Виталиус Даугела и двое семинаристов из Грузии   Мераб Таталашвили и Константин Акофашвили.
Затем нам и гостям семинарии были представлены два доклада о почитании Пресвятой Девы Марии в православной Церкви и о жизни ныне блаженного кардинала Джон Генри Ньюмэна.
После напутственных слов епископов, присутствовавших на открытии года, под сводами семинарии вновь, как и каждый год, прозвучали слова студенческого гимна: «Gaudeamus igitur».
Оставив позади праздники и веселый шум гостей, мы вступили в новый учебный год. Началась обычная семинарская жизнь. И нам остается лишь молитвенно сложить ладони и воззвать: «In manus tuas, Domine…».
 
Виталий Коресендович,
семинарист II богословского курса 
Послание на окончание Рамадана Ид аль-Фитр 1431 г. по хиджре (2010 г. по Р.Хр.)
Вместе против насилия
 
«Христиане и мусульмане: вместе победим насилие в отношениях между верующими разных религий»
 
Дорогие друзья мусульмане!
1. Ид аль-Фитр, праздник завершения Рамадана – это еще один хороший повод передать вам от имени Папского совета по межрелигиозному диалогу сердечные пожелания мира и радости. В течение этого месяца вы должны были молиться, поститься, помогать самым нуждающимся и укреплять отношения с родственниками и друзьями. Бог не оставит ваши усилия без награды!
2. Я с радостью констатирую, что верующие других религий, особенно христиане ощущали духовную близость к вам в эти дни, о чем свидетельствуют дружеские встречи, зачастую дающие также возможность для религиозных дискуссий. С особым удовлетворением я думаю также о том, что это послание может положительно повлиять на ваши размышления.
3. В этом году вышеназванный папский совет предложил тему: «Христиане и мусульмане: вместе победим насилие в отношениях между верующими разных религий», и нельзя не согласиться, что она чрезвычайно актуальна в наши дни, по крайней мере, в некоторых регионах мира. С другой стороны, Смешанная комиссия по диалогу, учрежденная тем же папским советом и Постоянной комиссией аль-Ажар по диалогу между монотеистическими религиями, выбрала эту тему в качестве предмета для исследований, размышлений и дискуссий на своем недавнем ежегодном съезде в Каире 23-24 февраля 2010 г. Мне хотелось бы привести здесь некоторые заключения, опубликованные по итогам этой встречи.
4. Среди причин насилия в отношениях между верующими разных религий можно указать манипулирование религией в целях политических либо дискриминацию по признаку национальности или вероисповедания, социальные разногласия и напряженность. Невежество, бедность, отсталость, несправедливость также являются прямыми или косвенными источниками насилия не только в отношениях между религиозными общинами, но и внутри их самих. И гражданские и религиозные авторитеты могут внести свой вклад в исправление таких ситуаций ради блага всего общества в целом! Государственной власти под силу утвердить высшую ценность права, обеспечив подлинное правосудие, которое могло бы остановить виновников и зачинщиков насилия!
5. Текст каирского документа содержит и некоторые важные рекомендации: открыть наши сердца взаимному прощению и примирению ради мирного и плодотворного сосуществования; признавать как основу культуры диалога то, что у нас общего и в чем мы отличаемся; признавать и чтить достоинство и права каждого человека, не делая никаких различий, основанных на национальной или религиозной принадлежности; необходимость принятия справедливых законов, гарантирующих фундаментальное равенство всех; важность воспитания в духе взаимного уважения, диалога и братства, причем на различных уровнях: дома, в школе, в церкви или мечети. Тогда мы сможем противостоять насилию в отношениях между верующими различных религий и поддерживать мир и гармонию между деноминациями. Наставления религиозных лидеров и школьное обучение, стремящееся дать объективное представление о вероисповеданиях, имеют, как и все образование в целом, решающее значение для воспитания и формирования молодежи.
6. Надеюсь, что вышеизложенные замечания, как и реакция, которую они вызовут в вас и ваших беседах с друзьями-христианами, смогут послужить продолжению все более уважительного и искреннего диалога, на который я призываю благословение Божье!
 
Папский совет
 по межрелигиозному диалогу
Кардинал Жан-Луи Торан,
председатель.
Архиепископ Пьер Луиджи Челата,
секретарь
Познаем основы веры
Тайна спасения
 
Жизнь Иисуса – Великая Тайна. Созерцая ее, мы открываем тайну любви Бога, спасающего нас. Все то, что делал и сказал Господь, было только для нас. Смотря на Него, верующий видит Бога.
 
Можно выделить четыре вида тайн: радостные (детство Иисуса), светлые (жизнь Иисуса), скорбные (Страсти Иисуса) и славные (воскресение Иисуса).
 
Радостные тайны
Бог готовил Свой народ веками, пока, наконец, не послал Сына Своего, чтобы спасти нас. В день благовещения Он воплотился в чреве Марии, а при посещении Елисаветы открыл Свое присутствие в мире. Затем в Его рождестве Бог явился в Младенце. Его представление во Храме позволило Симеону и Анне поклониться Ему от имени всех Его ожидающих. Потом было бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение Св. Семейства, обретение во Храме, когда Иисусу было 12, и вся тайная жизнь в Назарете вместе с Марией и Иосифом. Своею простою и трудною жизнью воплотившийся Господь явил нам присутствие Бога в наших повседневных жизнях.
 
Светлые тайны
После крещения в Иордане, предвосхитившего смерть Иисуса, Агнец Божий, отъемлющий грехи мира, приступил к выполнению Своей великой миссии. Ему было тогда около 30 лет. Это крещение также пророчествует о нашем крещении во Христе. Затем Иисус претерпел искушение и победил. Он начал творить невиданное и совершил первое чудо в Кане Галилейской. Его чудеса были знаками, которые подтверждали Его учение: Иисус проповедовал Царство Божье по селеньям и деревням Галилеи, предлагая всем людям спасение. Он воспитывал также апостолов, чтобы они продолжили эту спасительную миссию, и предназначил особую роль Петру, который должен был «утвердить своих братьев». Преображеньем Своим Иисус готовил учеников к соблазну креста и явил, что Он – вечный Сын Божий. Наконец, на Тайной вечере Господь установил Евхаристию, которая осуществляет Его присутствие во всех церквах мира до скончания веков и делает всех причащающихся соучастниками искупительной жертвы Спасителя.
 
Скорбные тайны
Иисус примиряет нас с Богом, взяв на себя все наши грехи. Он заранее предрек это ученикам на Тайной вечере, подавая им Свою кровь: «За вас и за многих во отпущение грехов». Сразу же за Тайной вечерей следовало борение в Гефсиманском саду, где Спаситель молился и пожертвовал Свою жизнь, несмотря на весь ужас перед грядущей смертью. Он сказал Свое «да» Отцу и из любви согласился отдать Себя до конца, до смерти крестной. Иисус был осужден за то, что называл Себя Сыном Божьим. Осудили же Его на смерть не только люди того времени и места, а все грешники и особенно те, что называют себя христианами и при этом сознательно грешат. Спаситель претерпел бичевание, увенчание терновым венцом, одиночество, насмешки… Он Сам нес Свой крест до Голгофы, был распят и умер на кресте. Его страдания и смерть являют безграничную любовь Бога к нам. Своей смертью Иисус искупил мир. Каждому ученику Христос предлагает «взять свой крест и следовать» за Ним, т.е. соучаствовать в спасении мира, жертвуя собой вместе с Ним.
 
Славные тайны
Своей смертью Иисус «сошел в ад». Это значит, что Он пошел туда, где праведники всех времен от создания мира ожидали искупления. Таким образом, Иисус спас не только тех, кто жил после Него, но всех уповающих на Него людей всех времен.
Иисус воскрес. Он, воистину умерший, Сам восстал из гроба и 40 дней являлся Своим ученикам. Его воскресение – основа нашей веры во все то, что Он сказал и сделал. Воскресение – не просто возвращение к земной жизни, а вступление человечества Иисуса в вечную славу Божью. Воскресший Христос не может больше умереть – Он победил смерть, Он выше времен и пространства. Это придает бесконечную ценность всему, что Он пережил среди людей. Воскресение Христа – залог нашего воскресения и открытие надежды вечной жизни верующим.
Спустя 40 дней Иисус вознесся и воссел одесную Отца навсегда. Он не покинул нас, ибо сказал: «…се, Я с вами во все дни до скончания века». Христос присутствует в Своей Церкви и в сердце каждого любящего Его. Чтобы мы могли любить Его и братьев, Он послал нам Духа Святого в день Пятидесятницы. Святой Дух живет в нас со дня нашего крещения. Иисус вернется во славе, чтобы воздать каждому по его делам. Мария, прообраз небесной Церкви, взята Иисусом во славе, она – первая из всех спасенных. Отныне она прославлена и увенчана венцом Царицы всех святых и ангелов.
Тайны, над которыми мы размышляем во время молитвы розария, помогают нам подражать Христу, так как вся Его жизнь, о которой мы читаем в Евангелиях, являет любовь Пресвятой Троицы.
 
О. Пьер Дюмулен