ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2-3(186-187)'11

Из истории Великого поста
 
Великий пост время волнующее. Многие знают о нем, многие его соблюдают, и почти все всегда спрашивают, как с пользой его проводить. Попробуем разобраться в этом, и начнем с истории поста, которая уже сама по себе поучительна.
 
Поститься означает временно воздерживаться от некоторых видов пищи для углубленной работы над собой, самоиспытания, укрепления воли и нравственных сил. Оказывается, потребность поста так глубоко коренится в природе человека, что это явление встречается в практике всех народов и религий.
Интересно смотрели на пост в Ветхом Завете. Там он означал: смирять душу. В книге Левит, например, читаем о посте: «Смиряйте души ваши и приносите жертвы Господу» (Лев. 23, 27). На первый план выдвигается смирение души, а внешняя физическая сторона поста является моментом второстепенным, нужным только в той мере, в какой воздержание от пищи помогает человеку прийти именно в такое нравственное состояние.
Древнейшим из христианских постов является Великий пост. Он был известен уже в древней Церкви и установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне (Лк. 4, 2). Как и сейчас, так и в древности часто спрашивали: «Ну, хорошо, Господь постился 40 дней, потому что Он был Бог, ну, а нам зачем поститься так долго?» Уже у древних отцов есть указание на символическое значение этого числа. «Мы готовимся,   разъясняет блаженный Иероним (+420),   к таинству Господню сорокадневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония». Его современник Иоанн Златоуст видит более практическую причину сорокадневного поста: «Для чего мы постимся сорок дней? Многие прежде приступали к тайнам просто и как случилось. Отцы, видя вред, происходящий от такой небрежности,…назначили 40 дней для поста, чтобы все мы, тщательно очистившись в эти дни молитвами, милостынею, постом, бдением, слезами, исповеданием грехов и другими добрыми делами могли по силе своей с чистой совестью приступить к причащению».
Но первоначально единая постная дисциплина отсутствовала, и причиной тому было то, что складывался этот пост постепенно, и такой продолжительности достиг не сразу. Известный церковный апологет Тертуллиан (+ 225) говорит о нескольких днях поста, а Дионисий Александрийский (+ок. 264) напоминает, чтобы пост перед Пасхой продолжался шесть дней. Сохранилось интересное письмо одного из основоположников систематического церковного учения, которое называется догматикой, епископа Иринея Лионского (+ ок. 200 ) папе Римскому Виктору (+198). В это время шел спор о времени празднования Пасхи, и св. Ириней в письме по этому поводу рассуждает о предпасхальном, как тогда говорили, посте. Вот что он пишет: «Спор происходил не только о дне Пасхи, но и способе поста, ибо некоторые думают, что нужно поститься только один день, другие – два, иные – несколько, а иные – сорок часов. И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало».
Отсюда делают предположение, что Великий пост, или четыредесятница, действительно существовал с глубокой древности, но не повсеместно. Он сложился в постоянный сорокадневный пост приблизительно во II–III вв. В это время в Церкви появляется так называемый чин оглашенных, т. е., людей, готовящихся принять таинство крещения, которое принимали обычно в праздник святой Пасхи. Они постились и изучали основы христианской веры, что и называлось оглашением. По чувству братства и любви к посту оглашенных стали присоединяться все верующие.
В IV в., по свидетельству Василия Великого и Григория Нисского, Великий пост перед Пасхой существовал в Церкви повсеместно, но и после этого он не всегда содержал в себе именно 40 дней и начинался не везде одинаково. Все зависело от местных традиций, к которым в Церкви всегда относились с уважением.
Государственное законодательство на Востоке и Западе покровительствовало постам. В дни Великого поста закрывались всякие зрелища, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу. Вообще Великий пост в сознании древнего и средневекового человека был временем милосердия и благотворительности.
В VII в. к шести неделям поста была прибавлена еще одна, которую назвали затем страстной неделей, от слова страсти, т. е., страдания Господни, потому что в ней вспоминаются страдания и крестная смерть Спасителя. Ее богослужение построено так, что верующие символически как бы проходят весь последний путь Божественного Страдальца от Его входа в Иерусалим до Страшной смерти на Голгофе.
Традиционно Великий пост соблюдался довольно строго, хотя знатоки церковного права, например, знаменитый Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский (+1203), требовал, не есть только мяса, причем «даже в случае смертной болезни».
Даже из такого краткого очерка мы видим, как органично Великий пост вошел в жизнь практически всех поколений верующих людей, и потому Церковь, как раньше, так и теперь, приглашает всех, в том числе и нас с вами, включится в него.
 
Протоиерей Владимир Башкиров