ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2-3(186-187)'11

Lectio divina
 
 
6 февраля
V рядовое воскресенье
СОЛЬ И СВЕТ
Ис 58, 7-10; Пс 112(111); 1 Кор 2, 1-5; Мф 5, 13-16.
 
Евангелие:
Мы продолжаем размышлять о словах Иисуса. Евангелист Матфей объединяет драгоценные крупицы мудрости в одну Нагорную проповедь прекрасную, но ставящую перед нами сложные задачи (Мф 5 – 7). Ее произносили в различных ситуациях, она была довольно популярной в христианских общинах I в.
На прошлой неделе мы говорили о Заповедях блаженства. В сегодняшнем отрывке апостол Матфей вновь использует яркие образы-символы, которые приводил Иисус для описания взаимоотношений учеников с миром.
В современном мире значение этих образов немного изменилось. В то время, когда Матфей писал Евангелие, соль применяли в основном для предотвращения продуктов от порчи. В наше время соль тоже является важным продуктом, но большинство людей использует ее для улучшения вкуса.
Образ света на мгновение перекрывается образом города на холме. Города часто строили на вершинах холмов, поскольку так их легче было защищать. Они имели влияние на всю прилегающую территорию и были видимы издалека.
Далее Иисус продолжает говорить о свете. В наше время мы привыкли к тому, что щелкнем выключателем и зажжем столько света, сколько пожелаем. А если мы где-то в пути в темноте, то достаточно достать фонарик из кармана, нажать на кнопку, и вновь есть свет. Это современные изобретения. А в библейские времена, чтобы зажечь свет в доме, требовались масло и лампа с фитилем. Но за пределами звезд и планет сияет другой, единственно вечный и истинный свет. Иисус даже использует юмор, чтобы привлечь внимание к Своим словам. Никто не поставит свечу под сосуд – в этом нет никакого смысла, ведь свет тут же погаснет.
Иисус возлагает на каждого христианина и на всю Церковь обязанность быть солью, светом и городом на холме. Мы должны показывать путь, придавать вкус, и быть примером в наших общинах. Цель нашей жизни – воздавать хвалу Богу и поступать так, чтобы имя Бога святилось, как написано в молитве Господней.
Размышление:
Поразмышляйте над тремя символами, которые предлагает Иисус: соль, свет и город на холме. Что эти символы говорят о жизни в вере?
В Ис 58 и Пс 112(111) приводятся примеры, как быть солью и светом. Подумайте, как вы можете применить их в вашей жизни.
Молитва:
Чувствуете ли вы себя готовыми исполнить поручение, данное вам Иисусом как Его ученикам? Апостол Павел не боялся признаваться в своих страхах и тревогах перед Богом и нами (1 Кор 2, 1-8); и мы также не должны бояться этого. Поэтому просите Бога укрепить вас и дать вам смелость быть солью и светом в вашей семье, на работе, в обществе.
Созерцание:
Иисус установил для нас правила христианской жизни, но мы можем легко впасть в заблуждение, стараясь исполнить их своими силами. Павел напоминает нам, что мы должны полагаться не на свои способности, но на силу Духа. Прочитайте полную воодушевления молитву апостола Павла из Еф 1, 17-20: «…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его… и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах».
 
 
13 февраля
VI рядовое воскресенье
ЖИЗНЬ В ЦАРСТВИИ БОЖЬЕМ
Сир 15, 15-20; Пс 119(118); 1 Кор 2, 6-10; Мф 5, 17-37.
 
Евангелие:
В этой части Нагорной проповеди Иисус сравнивает Свои требования к ученикам с требованиями иудаизма, преподававшимися учителями закона и фарисеями. Иисус говорит, что недостаточно только внешне соблюдать моральные и религиозные правила; Его ученики должны стремиться делать все, чего от них потребует Бог.
В этих нескольких стихах Иисус затрагивает некоторые животрепещущие темы, такие как гнев, ссоры, вожделение, развод и честность.
Иисус показывает, что нам необходимо контролировать свои мысли и эмоции до того, как они воплотятся в действия. Он сознательно преувеличивает, чтобы подчеркнуть важность сказанного. Поэтому, слова о том, что нужно вырвать глаз или отсечь правую руку не следует понимать буквально; они говорят о том, что мы должны беспощадно бороться с греховными мыслями, которые могут привести к совершению греха. Грех – это не то состояние, в котором нам позволительно жить. Мы должны выкорчевать его из нашей жизни решительно, полностью и как можно скорее.
Размышление:
Иисус говорит о человеческих пороках. Правильная жизнь начинается с правильного отношения. Какие из упомянутых Иисусом проблем для вас самая сложная? Есть ли такой человек, с которым вам нужно примириться? Как вы реагируете на мысли и эмоции, которые могут повлечь за собой грех?
Молитва:
С кротким и смиренным сердцем прочитайте еще раз отрывок из Евангелия. Пусть ваша молитва течет, как река, направляемая голосом Господа, к которому вы прислушиваетесь.
Созерцание:
Не спеша прочитайте отрывок из Пс 119(118). Делайте паузу после каждого стиха для размышления.
 
 
20 февраля
VII рядовое воскресенье
ВОЗЛЮБИ
Лев 19, 1-2. 17-18; Пс 103(102); 1 Кор 3, 16-23; Мф 5, 38-48
 
Евангелие:
В этом отрывке Иисус вспоминает ветхозаветные Писания (Исх 21, 12-27 и параллельные отрывки из книги Левит). Иисус хочет показать контраст между установленными в Законе или Торе правилами и новым поведением новозаветного человека.
В Законе была установлена мера равной компенсации за причиненный вред – око за око и т.д. Но Иисус предлагает ученикам новый взгляд на жизнь, при котором нормой становятся великодушие и щедрость.
Иисус приводит пример такого отношения, простирающегося за пределы человеческих ожиданий – это отношение Бога к человеку. Мы должны подражать Господу, который совершенен (ст. 48). Бог не делает различий между хорошими и плохими людьми, но обильно изливает Свои благословения на все человечество. Так Бог показывает нам Свое совершенство.
Тора требует от Божьего народа быть святыми и совершенными, как Бог (см. чтение из книги Левит). В евангельском чтении Бог призывает Свой народ избегать распрей, прогонять злые мысли и любить ближних, как самих себя. Насколько бы мог измениться мир, если бы мы исполняли это повеление! Иисус предлагает нам: следуй Моему примеру!
Размышление:
Кто влияет на ваше отношение к другим – Бог или «мир»?
О каких ценностях Царствия Божьего мы узнали из сегодняшнего отрывка? Как практически мы можем начать жить в соответствии с ними?
Оказывались ли вы в такой ситуации, возможно, даже в Церкви, когда никто не разговаривал с вами? В ст. 47 Иисус призывает нам быть дружелюбными с другими. На этой неделе старайтесь исполнять это повеление.
Молитва:
«Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
Он прощает все беззакония…
Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам».
Пс 103(102), 2-3. 10


Поблагодарите Бога за милосердие и благодать, ниспосылаемые нам. Если есть человек, которого вам нужно простить или которого трудно любить, обратитесь за помощью к Богу. Вспомните о Божьем прощении: это поможет вам преодолеть справиться с данной проблемой.
Сегодняшний отрывок учит молиться об обижающих нас. Возможно, кто-то был недобр к вам или причинил вам боль. Скажите о нем Господу и обратитесь к Нему с просьбой научить вас молиться об этом человеке.
Созерцание:
Поразмышляйте над тем, как подражать примеру, данному нам Иисусом: любить ближнего, как самого себя, причем настолько, что, даже если кто-то ударит нас по правой щеке, мы последовали словам: «обрати к нему и другую».
Что есть истинная мудрость? Прочтите 1 Кор 3, 16-23 и подумайте о том, что есть мудрость в глазах Бога.
 
 
27 февраля
VIII рядовое воскресенье
КОМУ ВЫ СЛУЖИТЕ?
Ис 49, 14-15; Пс 62(61); 1 Кор 4,1-5; Мф 6, 24-34.
 
Евангелие:
Этим текстом Иисус словно говорит нам: «Скажи мне, о чем ты думаешь, и Я скажу, кто твой хозяин». Другими словами если вы будете чрезмерно беспокоиться о заботах нынешнего дня, то заботы начнут управлять вами.
Иисус ясно дает понять, что нам нужно сделать выбор: мы можем служить или Богу, или маммоне, т.е. деньгам и нашим ежедневным нуждам. Если вы руководствуетесь верой в Бога – единственного Хозяина этого мира, то повседневные проблемы уже не кажутся столь уж значимыми.
Иисус напоминает нам о сущности Бога. Он – Творец и Вседержитель жизни. Господь создал прекрасные цветы, которые цветут лишь день и увядают. Он дает пропитание птицам небесным. Если Он так заботится о птицах и растениях, то разве не позаботится о людях, созданных по Его образу и подобию?
«Отец ваш Небесный»   эта фраза звучит дважды в этом отрывке и напоминает нам начало молитвы, которой научил нас Господь. (Мф 6, 9-15). Здесь заключены две важные мысли. Первая: взаимоотношения с Богом должны походить на взаимоотношения отца с ребенком. Вторая: наш духовный Отец на небесах совершенен.
Бог знает, что мы, люди, нуждаемся в пище, воде и одежде. Писание учит, что мы должны трудиться, чтобы обеспечить себя, и заботиться о тех, кто не может этого сделать.
Люди голодают не по вине Бога. В мире достаточно еды для всех, но вследствие человеческой жадности и эгоизма она распределяется несправедливо, и это противоречит воле Божьей.
Размышление:
Еще раз прочтите отрывок из Евангелия, но на этот раз представьте, что Иисус обращается непосредственно к вам. Трогают ли вас слова Иисуса? Каким образом? Что вам нужно сделать?
Как мы можем узнать, каких практических действий ждет от нас Бог? Каким образом мы можем держаться верных приоритетов в жизни?
Молитва:
Прочитайте Пс 62(61) и возьмите его за основу вашей молитвы.
Вспомните, как Бог заботится о вас, обеспечивая всем необходимым, и принесите Ему молитву благодарения. С честным и открытым сердцем возложите на Него все ваши заботы.
Созерцание:
Поразмышляйте о Боге как о нашем Отце Небесном. Вспомните о Его любви, заботе и о том замечательном обещании, которое Он дал Своему народу в Ис 49,15: «…Я не забуду тебя».
 
6 марта
IX рядовое воскресенье
МУДРОЕ ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО
Втор 11, 18. 26-28. 32; Пс 31(30); Рим 3, 21-25а. 28; Мф 7, 21-27.
 
Евангелие:
Сегодня мы заканчиваем читать Нагорную проповедь. Поэтому неплохо было бы вернуться назад и вспомнить предыдущие стихи. В Мф 7, 13-14 Иисус говорит, что у людей есть два выбора: войти тесными вратами, путь через которые узок и труден, или широкими, через которые пройти легко. Большинство выбирает легкий путь, ведущий по наклонной в ад. И лишь немногие находят путь, восходящий к небесам. Далее следуют ст. 15-20 о двух видах деревьев, которые являются словесной иллюстрацией к тому, что истинные ученики производят плод добрый.
Сегодняшний отрывок продолжает эту тему. Иисус показывает нам, что образ жизни христианина должен сводиться к одному – послушанию. Недостаточно только читать или слушать учение Христа. Истинные ученики на деле исполняют то, что им велит Бог (ст. 21 и 24).
Иисус говорит о Судном дне для всех, включая христиан. Это идея не была нова в те времена, но Господь желает, чтобы каждый понял, насколько важно остаться Его учеником до конца. Он открывает нам, что Сам является судьей и будет принимать последнее решение о том, кто войдет в Царствие Небесное, а кто нет.
Внешность может быть обманчивой. Люди могут выглядеть, как будто они совершили потрясающие дела для Бога, но Иисус смотрит прямо в сердце человека. Он видит наши истинные намерения, и знает, на самом ли деле мы живем по Божьей воле.
Мы вновь возвращаемся к мысли о выборе. Кто может принять мудрое решение? Дом человека, мудро построенный на камне, не смоет волна жизненного шторма. А как он узнает, где и что строить? Он поступает, как Иисус – слушает Бога и послушно следует Его воле.
Размышление:
Как, по словам Иисуса, человек становится мудрым? Насколько вы мудры, если взять за шкалу критерий Иисуса?Что для вас является основой христианской веры? Насколько она влияет на вашу повседневную жизнь?Иисус говорит, что в нашей жизни могут происходить «ураганы» и «крушения». Вспомните, выдерживала ли ваша вера испытания: потеря работы, смерть близкого или другие трудности?Что поддерживает вашу веру в нелегкие периоды испытаний?
Молитва:
Прочтите Рим 3, 21-25 и 28. Эти стихи напоминают нам о том, что спасение – это Божий дар, полностью основанный на Его благодати и ставший возможным благодаря смерти и воскресению Иисуса.
Прожить жизнь в послушании Божьей милости – вот ответ истинного ученика Иисуса. Попросите Бога помочь вам исполнять Его волю и жить так, чтобы быть угодными Ему.
Созерцание:
Иисус сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Поразмышляйте над этими словами.
 
 
13 марта
I воскресенье Великого поста
 
СТОЙКОСТЬ В ИСКУШЕНИИ
Быт 2, 7-9; 3, 1-7; Пс 51(50); Рим 5, 12-19; Мф 4, 1-11
 
Евангелие:
События, о которых мы читали сегодня, произошли в начале служения Иисуса и, как мы узнали из первого стиха, совершались по воле Божьей.
Дух Святой привел Иисуса в пустыню, чтобы затем повести Его к исполнению божественной миссии. Господь оставался там сорок дней и все это время постился. Число сорок само по себе знаменательно, в Ветхом Завете оно означает период подготовки и напоминает о Моисее, постившемся сорок дней на Синае (Исх 34, 28), и израильтян, сорок лет блуждавших по пустыне, прежде чем достичь земли обетованной (Втор 8, 2-3; 29, 5-6).
Только Евангелист Матфей рассказывает нам о трех особенных искушениях. Сначала дьявол предлагает Иисусу воспользоваться Своей сверхъестественной силой, чтобы удовлетворить физическую потребность – голод. Воплотившись, Иисус уподобился нам и отверг Себя; чтобы явить, что нам нужно нечто гораздо большее, чем просто материальная пища. Нам нужна пища духовная, которую можно получить только от Господа. Опять искушает дьявол Иисуса, предлагая Господу доказать Свою Божественную природу, бросившись с крыла храма, потому написано, что Бог заповедает Своим ангелам оберегать Его.Наконец, дьявол обещает Иисусу власть над всеми народами, если Тот поклонится ему. Господь и в самом деле пришел в мир, чтобы спасти людей от дьявола, но не таким путем.
Эти три примера иллюстрируют суть каждого искушения: желание отпихнуть Бога в сторону, отнестись к нему как к второстепенному или лишнему в жизни, полагаться исключительно на собственные силы, живя так, как будто Бога не существует.
Коварные уловки дьявола не смогли ввести в заблуждение Иисуса и тогда, когда лукавый говорил словами из Писания (Пс 91(90), 11-12). Иисус в ответ решительно отвергает каждое искушение словами из того же Писания, цитируя отрывки из Втор 8, 3; 6, 16 и 6, 13. Верная интерпретация библейских отрывков возможна лишь в контексте всей Библии.
Сущность всех искушений – предложить путь, альтернативный Божьему. Это известно Иисусу и понятно нам.
Размышление:
Что помогло Иисусу преодолеть искушения? Что может помочь нам? Как вы думаете, что имеет ввиду Иисус, когда цитирует Втор 8, 3 (в ст. 4). Является ли слово Божье неотъемлемой составляющей вашего хлеба насущного? Каким образом Бог насыщает вас? С какими искушениями вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
Молитва:
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже,
И дух правый обнови внутри меня.
Возврати мне радость спасения Твоего
и Духом владычественным утверди меня»
(Пс 51(50), 12. 14).
Пс 51(50) предлагает нам предстать пред Богом в покаянии и просить Его о прощении. Прочитайте весь псалом и вознесите свои сердца в молитве к Господу.
Созерцание:
В начале поста мы устремляем взор вперед, к крестной победе Иисуса над грехом, и поэтому мы можем радоваться спасению живущих. Поразмышляйте над прекрасными словами из послания к Римлянам 5, 17: «…приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа».
 
20 марта
II воскресенье Великого поста
 
ИЗБРАННИК БОЖИЙ
Быт 12, 1-4а; Пс 33(32); 2 Тим 1, 8b-10; Мф 17, 1-9.
 
Евангелие:
Иисус выбирает только трех первых Своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова, чтобы взойти с Ним на гору помолиться. И то, что засвидетельствовали потом ученики, было поразительно!
Первое, что они заметили: что лицо Иисуса просияло. Затем они увидели, что и Его одежды стали ослепительно белыми. Потом Он говорил с Моисеем и Илией.
Появление этих двух людей, главных личностей истории Израиля, само по себе значительно. Моисей вывел народ Божий из египетского рабства. Многие евреи ожидали, что пророк Илия вернется, чтобы предварить пришествие Мессии.
В Евангелии от Луки (Лк 9, 31) пророки говорили с Иисусом о том, что вскоре Ему надлежит исполнить Божью волю, претерпев смерть (или «исход», как буквально говорит апостол Лука) в Иерусалиме. Иисус исполнит Божий замысел спасения человечества и принесет вечное избавление.
Эта встреча укрепила Иисуса. Впереди Его ожидали многочисленные страдания, которые закончатся крестной смертью. Сияющее облако являло присутствие Бога и, в то же время, скрывало Его славу. Так же, как во время крещения Иисуса, прозвучал глас Господень. Бог подтвердил, что Иисус – Его Сын, Которого Он избрал. Но на этот раз Он присовокупил повеление ученикам: «Его слушайте».
Это событие, само учение Иисуса, Его чудеса постепенно открывали глаза ученикам. Но им еще следовало проделать дальнейший путь с Иисусом. По-настоящему они поняли, Кем был Иисус и в чем заключалась данная Ему Богом миссия на земле, только после встречи со Христом Воскресшим.
Размышление:
Как вы думаете, какие чувства и эмоции вызвало у учеников описанное в этом отрывке событие?
Бог сказал об Иисусе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Что могли подумать о происходящем ученики? Почему Иисус не разрешил ученикам до воскресения Сына Человеческого из мертвых разглашать то, что они видели? Помните ли вы другие случаи, когда Бог являлся сокрытым в облаке?
Молитва:
«Ибо слово Господне право
и все дела Его верны …
Да будет милость Твоя, Господи, над нами,
как мы уповаем на Тебя»  
(Пс 33/32/, 4. 22).
Легко ли вам слушать Бога? Прочтите Пс 33(32). Задержитесь на тронувших вас строках, как мы это сделали со стихами выше. Обратитесь к Богу, попросите Его говорить с вами. Затем ответьте Ему молитвой.
Созерцание:
«Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим 1, 9).  Во 2 Тим 1, 8-10 апостол Павел призывает нас не стыдиться свидетельствовать о Господе и не бояться страдать за благовестие. Подумайте, как вы можете ответить на эти слова в своей жизни.
 
 
27 марта
III воскресенье Великого поста
ЖИВАЯ ВОДА
Исх 17, 3-7; Пс 95(94); Рим 5, 1-2. 5-8; Ин 4, 5-42.
 
Евангелие:
Сегодня мы с вами у колодца, где Иисус беседует с самарянкой. Апостол Иоанн – единственный Евангелист, описавший эту удивительную встречу.
Иудеи недоверчиво относились к самарянам. В те времена было непринято, чтобы мужчина оставался наедине с женщиной, если они не женаты и не являются родственниками. Поэтому было необычно вдвойне, что Иисус заговорил с самарянкой.
Жизнь этой женщины была непростой, она жила с человеком, который не был ей мужем. Ее предыдущие мужья могли запросто развестись с ней, для этого нужно было только написать разводное письмо, и брак считался расторгнутым.
Слова Иисуса затронули сердце женщины. Она была поражена тем, что Ему известны тайны ее жизни, и просила у Него живой воды. Будучи не в состоянии скрыть эту удивительную встречу, женщина побежала в город и предлагала людям пойти и встретиться с Иисусом Христом.
Размышление:
Женщина многое перенесла в жизни: не раз ее отвергали и осуждали. Поэтому Иисус решил поговорить с ней наедине. О чем нам говорит такое уважительное отношение Господа к самарянке? Чему это нас учит? Возможно, общество относилось с презрением к этой женщине. Почему же тогда Иисус именное ей решил открыть, что Он – Мессия или Христос? Дайте свой ответ Иисусу, предлагающему вам живую воду. А как вы можете помочь людям встретиться с Иисусом?
Молитва:
Каждый раз во время молитвы мы лично говорим с Иисусом так же, как та самарянка у колодца. Бог любит вас и заботится о вас, в какой бы ситуации вы не находились. Откройте свои сердца навстречу Господу в молитве. Живая вода – жизнь вечная, Христос предлагает ее и вам.
Созерцание:
Иисус встретил женщину у колодца. Проведите время в размышлении и созерцании этой встречи; пусть Бог говорит с вами в глубине сердца.
Поразмышляйте о подлинном почитании Бога, которого Он ожидает от нас (ст. 23). Материал Организации объединенных
 
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой