ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(188)'11
«Смертию смерть поправ…» - великий парадокс  
 
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» («Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах»).
Как же Христос поразил смерть, если все люди до сих пор умирают?
Что есть смерть? Это разделение, разрушение. Мы видим, как человеческое бездыханное тело остается без души и тлеет. Это смерть. Но мы не видим начало смерти, ее истоки, ее корень. Она, как айсберг. И человек может видеть только самую верхушку этого айсберга. Так в чем же корень смерти?
Первое разделение, разрушение вошло в жизнь человека через непослушание Адама. Вследствие этого, человек разрушил с Богом связь, и его душа разделилась с Творцом. Это первая смерть. За ней последовала и вторая. Человек стал «прятаться» от Бога, скрываться. Адам потерял полноту разума, его душа повредилась. Сама душа была сотворена Богом неспособной к тлению, но ее разрушение выразилось в сумятице, разнонаправленности ее сил. Разум хочет одного, чувства другого, воля направлена к третьему. Душа потеряла цельность, целомудрие, которое обретала в Боге. И наконец, в природу человека вошла и третья, видимая всем смерть, тление. От потерявшейся и неспособной к цельности души, и тело потеряло цельность с душой, и подверглось тлению. Человек вошел в область бытия смерти, т.е. существования бессмысленного, бесцельного, без Бога.
Бог не захотел оставить человека и уже при изгнании Адама из рая дает ему обещание о Спасителе. И это обещание исполняется вочеловечением Иисуса Христа.
Общественное служение Иисуса Христа началось с искушения в пустыне. Великим испытанием Его человеческого естества были страдания и Крестная смерть. Но Господь не соблазнился. Его разум, воля, чувства, душа и тело были соединены с Божественной природой и добровольно подчинились ей. Не зараженная грехом человеческая природа Иисуса Христа через это соединение обожествляется, становится подобной природе Божественной. Это соединение человеческого с Божественным, отцы Церкви стали определять греческим словом «теосис» — «обожествление», «обожение».
 Фаворский свет преображения, когда тело Господа на глазах апостолов вдруг чудесно просияло, был зримым явлением той силы, которую источала прославленная, обоженная человеческая природа Спасителя. Господь достиг цели бытия. Он воссоздал в Себе первоначальную человеческую природу, которая существовала до грехопадения первых людей. Именно в этом смысле слово Божие именует Иисуса Христа новым Адамом. Если ветхий Адам отказался от достижения истинной и единственной цели бытия, то Господь Иисус Христос, избравший удел человеческий и имея человеческую природу, прожил Свою земную жизнь в строгом соответствии с Творческим замыслом Бога Отца, воссоздав в Себе первозданную природу человека.
Преподобный Иоанн Дамаскин изъясняет спасительное дело Христа следующим образом: «Все это совершалось ради истребления греха, везде разлитого и поработившего себе человека и нагромоздившего все виды порока, а также ради возвращения человека к блаженной жизни, ибо смерть вошла в мир через грех, как дикий и зверь, терзающий человеческую жизнь. И надлежало, чтобы Намеревающийся искупить был непогрешимым и неподвластным через грех смерти, а сверх того надлежало, чтобы природа человека была укреплена, и обновлена, и на деле наставлена и научена пути добродетели, уводящему от тления, ведущему к Жизни вечной. И Бог явил, наконец, в отношении к нему великое море человеколюбия. Ибо Сам и Творец, и Господь берет на Себя борьбу за Свое собственное создание и на деле становится Учителем».
Во Христе грех умерщвлен и побежден. Это уничижение греха в личности Иисуса Христа происходит и через Божественное действие, и через человеческое. Но ни человеческая, ни Божественная природы не изменились от взаимодействия друг с другом. И здесь кроется ответ на существенный вопрос о человеческой свободе.
Неужели Бог спас людей вопреки их воле? Отнюдь нет. Ведь свобода – это часть человеческой природы. И человеческая природа, соединяясь в личности Иисуса Христа с природой Божественной, не претерпела никаких изменений. Следовательно, свободная человеческая воля в личности Иисуса Христа действовала нестесненно и в полной мере. Сам человек в Иисусе Христе, напрягая свои духовные и физические силы, во взаимодействии с Божественной благодатью вышел из греховной бездны и вывел с Собой весь род человеческий. И поэтому Господь Иисус Христос есть «первенец из умерших» (1 Кор 15, 20), Который воскрес и Собою победил смерть.
Итак, в Иисусе Христе соединились Божественная и человеческая природы. И через это соединение природа человеческая достигла своего совершенства, к которому ее призвал Сам Бог – Творец мира. Что это означает для людей?
А означает то, что во Христе замысел Божий о человеке становится реальностью, а следовательно — достоянием каждого, кто стремится осуществить его. Как по закону наследственности и солидарности люди унаследовали грех Адама, так по тому же закону они могут унаследовать и ту человеческую природу, которая открылась в Иисусе Христе. И для того, чтобы это стало возможным, Господь дарует людям особое средство, вводящее их в теснейшие отношения с Ним. Таковым средством является жизнь в общине единомышленников, имеющих одну веру в Триединого Бога и исповедующих, что Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий, Спаситель мира.
В этой общине веры достигается и осуществляется та связь со Христом, которая помогает человеку усвоить спасительные плоды совершенных Им искупления и воссоздания человеческой природы. Такой общиной является Церковь, которую Христос стяжал «честною Своею Кровию».
 
О. Георгий Эглит
 
Месса: трапеза или жертва?
 
Многие литургисты в последнее время настаивают на том, что Месса – это, прежде всего, общинная трапеза. Однако, традиционный обряд однозначно показывает, что Евхаристия – это священная трапеза, в первую очередь, жертва. Почему это священная трапеза? Не из-за самой собравшейся на нее общины, а из-за деяния нашего Господа, начавшего в горнице в Великий четверг, завершившегося на Голгофе в Страстную пятницу и тем самым исполнившего Ветхий Завет. Раймонд Соуз разъясняет все это в интересной лекции, с которой он выступил в Лондоне в 2006 г. на конференции «Вера наших отцов».
 
Некатолики и многие современные католики порой утверждают, что наш Господь Иисус Христос установил совершенно новую систему осуществления нашего спасения: в итоге некоторые отвергают все связанное с иудаизмом, Ветхим Заветом и т.д., не только исполнение закона Моисеева, необязательное для христиан, но даже десять заповедей.
Сторонники подобных идей полагают, что все, что от нас требуется, это «впустить Иисуса Христа в свои сердца и в свои жизни как нашего личного Господа и Спасителя», и баста. Мы спасены. Ничто не может помешать нам попасть на небеса. Но это заблуждение. Конечно, личное стремление познавать, любить нашего Господа Иисуса Христа и служить Ему необходимо, если мы хотим обрести преизобилующую великую награду, обещанную Им, т.е. Его Самого. Но неверно было бы утверждать, что Он пришел уничтожить все еврейское. Он пришел не уничтожить, а исполнить. Царство Давидово было возрождено в основанной Иисусом Церкви.
То, что было у евреев в образах, для Церкви стало реальностью: пасхальная трапеза и Евхаристия; жертва пасхального агнца и жертва Агнца Божьего.
Чтобы лучше понять Мессу, Евхаристию, мы должны взглянуть на смысл пасхальной трапезы в Ветхом Завете. В Египте евреи были не только рабами фараона: они были также рабами греха компромисса с идолопоклонничеством. Чтобы освободить их от обоих типов рабства, Бог наш Господь предписал им совершать одну церемонию, обряд, литургию. Прошу заметить, что Он не предписал им некий акт веры, не сказал им что-то вроде: «Примите Яхве в свои сердца как вашего личного Господа и Спасителя, и вы избавитесь от рабства». Ничего подобного. Бог повелел им совершать особый ритуал – ритуал пасхального агнца, детально описанный в Исх 12, 3-13; 21-27 и 43-49.
У евреев не было иного выхода, кроме как подчиниться: Бог не дал никаких разумных или неразумных объяснений; евреи просто должны были исполнить Его волю, потому что иначе их первородные умрут. Поэтому, чтобы сберечь своих первенцев, израильские семьи должны:
1) принести в жертву непорочного барана, заколаемого в вечерних сумерках;
2) проследить за тем, чтобы ни одна кость не была сломана;
3) есть мясо барана с пресным хлебом и горькими травами;
4) пучком иссопа окропить кровью барана дверные косяки своих домов;
5) совершать этот обряд в вечную память;
6) не допускать к участию в нем необрезанных инородцев.
Помните: это не был необязательный ритуал, это была заповедь. Если они не принесут в жертву барана, не съедят его мяса и не окропят его кровью дверные косяки, их первенцы умрут!
 
Совершение пасхального обряда
Пасхальная литургия у евреев сформировалась преимущественно во времена Иисуса и по наши дни сохранилась без значительных изменений в среде ортодоксальных иудеев. Ниже будут упомянуты лишь самые важные ее части. Месса следует той же структуре. Апостолы и сменившая их Церковь отцов лишь усовершенствовала этот образец.
Тайная вечера была еврейской пасхальной трапезой, не какой-то супермодерновой церемонией, изобретенной Иисусом. В ходе серии прекрасных литургических церемоний использовалось четыре чаши: первая именовалась «кадеш» или благословение праздничного дня; вторая чаша была связана с пением Псалма 113; третья чаша была чашей благословения, называвшаяся так, потому что с нее начиналась собственно трапеза, потребление барана, пресного хлеба и т.д. Затем, перед заключительной молитвой, участники пели песни великого Галлеля, т.е. Псалмы 114-118 и переходили к четвертой чаше, являвшейся кульминацией ритуала пасхальной трапезы.
Давайте рассмотрим отдельные этапы литургии более детально.
Кадеш: благословение праздничного дня, освящение вина и распитие первой чаши (напоминает приношение даров во время Мессы).
Ургац: ритуал очищения (омовения рук), который могут совершить все участники или же лидер один от лица всех (во время Мессы священник омывает водой пальцы).
 Ваца: лидер раздает куски хлеба маца (на Мессе перед обрядом причащения священник преломляет пресуществленный хлеб).
Магид: лидер говорит о хлебе скорби, который ели израильтяне в Египте. История первой пасхальной ночи пересказывается как пояснение к пасхальной жертве и видам используемого хлеба – маца и марор. Затем частники произносят первую часть псалма Галлель (113). Распивается вторая чаша (в каноне Мессы повествуется о Тайной вечере).
Моци-маца: лидер берет мацу и произносит сначала обычную молитву благословения хлеба, а затем особую молитву специально для мацы (освящение хлеба на Мессе).
Шуллан-орех: потребляется мясо барана (священник и верные принимают Плоть Христа, Агнца Божьего, во время Евхаристии).
Барех: после молитвы благодарения в конце трапезы распивается четвертая чаша и возносится гимн восхваления (чаша благословения, освящаемая священником; св. Павел в 1 Кор 10, 16 говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?»).
Шфох-гаматха: произносит молитва, в которой звучит просьба к Богу покарать притеснителей евреев. Именно в этот момент наполняется вином чаша для пророка Илии и открываются входные двери, чтобы впустить вестника избавления.
Галлель: псалмы Галлель или псалмы восхваления, благодарения и радости поются (114-118). Ритуал окачивается пожеланием: «До следующего года в Иерусалиме!» Затем распивается четвертая чаша (финальное благословение Мессы, «Идите, Месса совершилась».
Литургия завершается Ницой (на рядовых Мессах по распоряжению Папы Льва XIII мы читаем заключительную молитву к св. Михаилу).
 
Что сделал Иисус?
Иисус говорит: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22, 15).
1. Евхаристия была уста- новлена во время трапезы, но не обычной, а пасхальной – во время детально разработанного ритуала, установленного Богом и развитого древнееврейской традицией в воспоминание об освобождении Израиля из Египта. И Иисус исполнил весь этот ритуал до мельчайших деталей.
2. Иисус взял хлеб, благословил его и подал Своим ученикам. Как предстоятель пасхального ритуала, он исполнил то, что называется Магид, когда старший говорит о хлебе скорби, который израильтяне ели в Египте. Затем очередь дошла до двух типов хлебов – маца и марор, была прочитана первая часть псалма Галлель (113), и участники приготовили к распитию вторую чашу.
3. «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк 22, 17-18). Это была вторая чаша. «И, взяв хлеб…» (Лк 22, 19). Мы можем идентифицировать этап пасхальной литургии, на котором наш Господь пресуществил хлеб и вино: Он пресуществил мацу после второй чаши вина.
4. Затем наступил черед пресуществления вина из третьей чаши – чаши благословения. Св. Лука повествует: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22, 20).
5. После благодарения в конце трапезы была выпита третья чаша и исполнен гимн восхваления. Св. Матфей говорит: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф 26, 27-30).
Это единственный случай, когда наш Господь говорит с людьми о Новом Завете. Ветхий Завет между Богом и людьми был скреплен Моисеем кровью барана на горе Синай. Второй Завет новый Моисей скрепляет собственный кровью – кровью Агнца Божьего – в горнице, прежде чем отправиться на гору Елеонскую, расположенную по пути к Голгофе.
Священство Иисуса было по чину Мелхиседека, принесшего в жертву хлеб и вино, а не по чину священства Аарона, приносившего в жертву множество разнообразных животных.
Иисус говорит апостолам: «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22, 19). Это была заповедь. Как еврейская пасхальная литургия должна была совершаться во веки, так и новая пасхальная литургия была дана навечно. Эта мелхиседекова жертва хлеба и вина стала осуществлением обетования Иисуса, данного годом ранее (ср. Ин 6).
В Египте следовало есть мясо барана и окроплять его кровью дверные косяки, чтобы спасти евреев от смерти. Точно также мы кормимся Плотью Христа в святом Причастии и спасаемся Кровью, пролитой Им на кресте.
«И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф 26, 30): т.е. выпив третью чашу – чашу благословения, они исполнили гимн Галлель и ушли, не прикоснувшись к четвертой чаше и не произнеся заключительной молитвы Ница. Иисус сказал: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк 22, 15). Так неужели же Он не завершил Пасху? Он, пришедший не нарушить, а исполнить? Неужели Он усовершенствовал пасхальную литургию, пресуществив хлеб маца и вино из чаши благословения (барех), а затем сократил ее?
Нет. Господь не торопился закончить Свою первую Мессу. Литургия продолжалась. На горе Елеонской Он совершил приношение даров для Своей последней жертвы: Он должен был выпить четвертую чашу пасхальной литургии и закончить ее. «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Лк 22, 42).
После Гефсимании Он был распят на Голгофе. Ему предлагали пить вино с желчью (Пс 68), но Господь отказался. Он ужасно жаждал, страдая от потери крови и боли. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф 27, 34). Он еще не был распят. Агнец еще не был принесен в жертву.
На кресте Он вскричал словами мессианского Псалма 21: «Или, Или! лама савахфани?» («Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?») (ср. Мф 27, 46). Присутствовавшие решили, что Он зовет Илию великого пророка. В этот момент пасхальной литургии наполняли чашу Илии вином и открывали двери для вестника избавления. Итак, настало время для четвертой чаши и для завершения литургии. Иисус говорит: «Жажду» (Ин 19, 28). Почему только теперь?! « Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин 19, 29-30).
Что же свершилось? Великая литургия избавления, установленная нашим Господом Богом, предреченная пасхальной трапезой в Египте и претворенная в действительность нашим Господом Иисусом Христом, начавшим в горнице и закончившим на Голгофе!
Четвертая чаша была чашей исполнения, кульминацией пасхальной жертвенной литургии в лице единородного Сына, пасхального Агнца, непорочного Агнца с не сломанными костями. Как сказал об Иисусе Иоанн Креститель, «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!» Четвертая чаша вина была дана Иисусу в виде пучка иссопа, точно такого же пучка, которым народ избранный по заповеди Моисея должен был пользоваться для окропления кровью барана своих дверных косяков.
Чтобы подчеркнуть священническую природу этой жертвы, св. Иоанн указывает на тот факт, что Иисус был одет в бесшовную тунику, которую солдаты поделили по жребию. Именно такую тунику надевали священники, когда приносили в жертву пасхального агнца. Более того, двум разбойникам перебили ноги, чтобы ускорить их смерть. Но только не Иисусу: ни одна кость не была сломана, как и у пасхального агнца.
 
Заключение
Страсти Христовы – жертва пасхального агнца и вкушение его плоти во искупление рода человеческого – начались на Тайной вечере в горнице и закончились на Голгофе. Поэтому и жертва пасхального агнца, и евхаристическая трапеза начались в горнице и закончились на Голгофе. Горница и Голгофа – это две стороны одной медали.
Месса, т.е. бескровное возобновление пасхальной литургии Христа, одновременно является и искупительной жертвой, и священной трапезой, на которой смерть Агнца Божьего мистически изображается пресуществлением хлеба и вина – отдельно, чтобы образно показать Его смерть, и при вкушении Плоти пасхального Агнца в Св. Причастии. Христос присутствует в жертве; Он присутствует на трапезе: это одна реальность, как пасхальный агнец Ветхого Завета был и жертвой, и пищей. Вот почему св. Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать…» (1 Кор 5, 7). Что праздновать? Пасху, священную трапезу, вкушение Плоти Агнца. Недостаточно просто заколоть, нужно еще и съесть, стать одним целым с Ним, соединиться с Ним.
Пасхальная литургия Нового Завета сохранила лишь одну чашу вина – третью, чашу благословения, но теперь с кровью Иисуса Христа: «Сие есть Кровь Моя» (Мф 26, 28). Итак, Месса – это священная трапеза и жертва или, в обратном порядке, жертва и священная трапеза (она началась в горнице и завершилась на Голгофе). Литургия (традиционной) Мессы – это напоминание о церемониях пасхальной литургии, которую очень хотел совершить Иисус ради нашего спасения. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 53-57).
С каким благоговением, восхищением, с каким чувством священного должны мы приступать к святой Жертве Мессы, на которой мистически приносится Агнец Божий и Его Плоть вкушается ради нашего спасения?!
 
Раймонд Соуз
Из “Mass of Ages”, 5/2008
Бог Вас за все вознагради!   
 
Во дни Великого Поста епархии и администратуры Казахстана переживают внутренние изменения, связанные с новыми назначениями епископов. В Карагандинской епархии завершают свое служение архиепископ-епископ Карагандинский Ян Павел Ленга (MIC) и епископ-помощник Атаназиус Шнайдер (ORC). Подводя итоги, мы отмечаем главные вехи духовного и жизненного пути наших отцов-епископов, отдавая должное их вкладу в становление и развитие Церковных структур на территории Казахстана.
 
«Да будет мне по слову Твоему…»
Когда 26 мая 1991 г. о. Ян Павел Ленга вступил на путь епископского служения и возглавил Апостольскую администратуру Казахстана и Средней Азии, ему пришлось начинать в очень не простых условиях. Времена коммунистического режима, печально известные отсутствием многих свобод, в том числе и свободы совести, взрастили людей, многие из которых не задумывались, а если и задумывались, то не имели возможностей реализовать и развить свои духовные потребности. Умело подменив понятия, моральный кодекс строителя коммунизма отнял у Церкви и записал в свой актив все те нормы морали и права, которым со времен Спасителя стремилась соответствовать человеческая личность. Это было то смутное и во всем не устойчивое время, когда молодому епископу и священникам приходилось отыскивать в человеческих душах старые или торить новые тропинки для того, чтобы вести людей к Богу.
Архиепископ Ян Павел вспоминает: «Тогда множество людей потянулись в Церковь, стали просить о крещении, венчании. Многие пришли, чтобы в покаянии доверить священнику все, чем преступили против совести. Стало казаться, что после многих лет забвения Церковь возрождается, но… вскоре открылись новые возможности: сменить работу, национальность, гражданство, уехать в Россию либо на Запад, заработать легкие деньги». Воспламенившийся было живой интерес к вере убывал на глазах. Однако архиепископ Ян Павел верил в ту страну и тех людей, которым служил. Казахстан всегда был особым местом для верных, ибо его земля вобрала в себя кровь многих мучеников, в том числе и священников, которые за свою верность Богу прошли тюрьмы и лагеря, но остались верны призванию, не ропща на свою долю и не обижаясь на Бога за свою искалеченную судьбу. Поэтому не случайно в 1998 г. епископ Казахстана принял решение об учреждении первой на среднеазиатском пространстве высшей католической духовной семинарии, и он же был одним из первых, кто настаивал на приезде в Казахстан Святого Отца. «Эта земля нуждается в благословении, говорил он, и если Святой Отец ее посетит, это будет великим даром».
Сентябрь 2001 г. оправдал все возможные ожидания. Католическая община страны получила возможность личной встречи с Папой, а мировое сообщество услышало удививший многих отзыв Иоанна Павла II об особой харизме встречавших его людей и их президента Н.А. Назарбаева. Люди разных конфессий, принадлежавшие к поколению, которое прошло через страдания, муки и социальные эксперименты, их дети и внуки смогли почувствовать всю силу любви и смирения Святого Отца, с благоговением целовавшего землю, которая для многих стала домом, а для бесчисленных верных – последним пристанищем в этом мире.
Последующие годы были богаты на события знакового характера: весной 2003 г. архиепископ Ленга принимал в Караганде кардинала Анджело Содано, освятившего краеугольный камень нового Кафедрального Собора в честь Пресвятой Девы Марии Фатимской, строительство которого развернулось в сентябре 2004 г. При непосредственном участии архиепископа в должности председателя Литургической комиссии Конференции католических епископов Казахстана был подготовлен новый перевод Чина Мессы на русский язык, утвержденный Конгрегацией Богопочитания и дисциплины таинств в июле 2009 г. и принятый на всей территории Казахстана в феврале 2010 г.
Архиепископ Ленга часто вспоминал о годах подпольной семинарии, в которой он учился, совмещая учебу с мирской работой, чтобы не вызвать подозрений у органов. Его учителями были священники, пережившие репрессии и депортации, а учебниками – опыт этих людей и святость их жизни. «Мне запомнилось, рассказывает он, как рукополагавший меня во священство епископ сказал, что сейчас мне сослужат миллионы ангелов». И, наверняка, именно эти ангелы спешили на помощь, когда ему приходилось по приезде в Казахстан обслуживать 85 поселков и сел севера страны, а затем, в постперестроечное время, наставлять на духовный путь людей, которые, устав от «совковой» жизни и разуверившись во всем, захотели вдруг стать богатыми и независимыми, иметь все возможное и невозможное. На своих проповедях во время Месс архиепископ Ленга всегда напоминал о том, что, строя планы в обход Бога, люди ищут для себя новых и все более удобных возможностей. Но мир лукав и изменчив, и потому человек продолжает пребывать на вечном перепутье, меняя то место проживания, то работу, то семью. Никогда, говорил он, «не насытится око виденным и ухо слышанным», а человек может радоваться жизни только тогда, когда находится у себя дома – в доме своего Отца – и вслушивается в Его слово.
О том, что Бог важнее и выше любых программ и планов человека, архиепископ Ян Павел не уставал напоминать и священникам, в том числе и тем, кто принимал дар священства из его рук (среди них отцы И. Трай, В. Поплавский, Г. Приходько, Е. Зинковский, В. Мессмер, В. Эрмиш, Н. Мамаев, М. Ковальский, Р. Рахимберлинов). На лаврах священства, подчеркивал он, почивать нельзя, потому что Бог всегда хочет являть миру свидетеля Его, Господа, жизни, Его благодати и истины. Но, чтобы быть крепким и делать не свое, но Божье, нужно вслушиваться в учение Господа в глубине души. В Своем Милосердии Бог нас бесконечно любит и желает вести нас через трудности жизни к Отчизне обетованной – Царству Небесному, которое начинается здесь, на земле. «И в моей жизни, - говорил архиепископ Ленга, - многое было нелегким, терзали неуверенность и сомнения. Но Бог через людей, события, слова Писания и примеры святых каждый раз давал точный ответ на все мои вопросы. Он всегда нам отвечает: нужно лишь набраться терпения.
И конечно, очень важна молитва. Без молитвы, без диалога с Богом, без Его совета каждый из нас будет мелко плавать. Без молитвы нельзя понять жизнь, отделить вечное от временного. Доверься Богу, покорись Его крепкой руке, и Господь научит всему и в свое время».
«Оглядываясь сегодня назад, - продолжает архиепископ Ян Павел Ленга, - я осознаю, что у каждого периода времени есть свои успехи и неудачи, свои трудности и испытания, и на путь каждого из нас Бог поставляет таких людей и такие обстоятельства, которые необходимы нам и только нам. Я – человек, и потому, как бы трудно ни приходилось, со мной всегда были человеческие слова Богородицы: «Да будет мне по слову Твоему…». Завершая свое служение, я благодарю Бога за живых и умерших, за всех тех, кого Бог поставил на моем пути и молю Его простить меня за тех, кого на этом пути я обидел. Всех вас прошу о молитве и молюсь за вас».
 
«Не уставайте заботиться о тайне Евхаристии…»
Атаназиус Шнайдер родился в 1961 г. в Кыргызстане в семье депортированных из Причерноморья немцев. Через некоторое время семье удалось выехать в Эстонию, а затем в ФРГ. В 1982 г. поступил в Тирольский монастырь регулярных каноников св. Креста (Австрия). Начав изучать философию в Папском университете «Angelicum» в Риме, в 1984г. был послан на миссию в Бразилию, где продолжил свое богословское образование и в 1990 г. был рукоположен в священники. В последующее время работал в Риме над докторской диссертацией по богословию и патристике, а с 1999 г. начал преподавать в высшей духовной семинарии в Караганде. В последующем исполнял обязанности духовного отца семинарии, канцлера курии Карагандинской епархии, главного редактора газеты «Кредо» и настоятеля нескольких приходов. В 2006 г. был назначен Папой Бенедиктом XVI титулярным епископом Челеринским и епископом-помощником Карагандинской епархии.
Плодом научной и пастырской деятельности о. Атаназиуса, а также его многолетних наблюдений как священника стало изданное им в 2008 г. исследование «Это Господь» («Dominus est»), содержащее размышления о Св. Причастии и формах Его уделения. Человеку, совместившему в себе западноевропейское образование и напряженную пастырскую работу на территориях Латинской Америки и Центральной Азии, удалось наглядно отразить в своей книге обычную для Церкви ситуацию на Западе, когда за разговорами о церковной демократизации пытаются представить в качестве должного Причащение стоя и в руку. Угасание практики причащения на коленях и в уста, в свою очередь, подталкивает к поверхностному отношению к Святым Дарам, а ведь момент причащения - это личностная встреча и единение со Христом, реально присутствующим в пресуществленном хлебе и вине, и человек призван выразить это единение в поклонении, как внутреннем, так и внешнем. Приведенные о. Атаназиусом аргументы, солидно подкрепленные авторитетом Церковного Учительства и Предания, а также зрелый пастырский опыт позволили ему утверждать, что возрождение веры может происходить не только на пути введения новшеств, но нередко и в возвращении к истокам – святоотческой традиции Церкви.
Добросовестная пастырская забота епископа Атаназиуса о языке, которым Церковь представляет Слово Божие, проявилась и в том, что именно он явился инициатором разработки новой версии перевода на русский язык «Чина Мессы», прежняя версия которого изобиловала неточностями в передаче оригинального латинского текста «Ordo Missae» согласно «Editio tertia typica Missalis Romani». Строго научный и скрупулезный подход епископа к каждому слову отражал то отношение к каноническому тексту, которое обычно именуют «с любовью и трепетом» («cum amore ac timore»). И потому не будет преувеличением сказать, что проделанная о. Атаназиусом серьезная работа по сверке текстов Чина Мессы на разных языках, написанию комментариев к новому переводу, а также его усилия в организационном плане не оставляют сомнений в его колоссальной работоспособности и полной пастырской самоотдаче.
 
А.З. Махмудова
Новые назначения в казахстанской иерархии
 
В связи с отставкой архиепископа-епископа Карагандинского Яна Павла Ленги и епископа епархии Пресвятой Троицы в Алматы Генриха Феофила Хованца новыми ординариями Караганды и южной столицы были назначены соответственно епископ Януш Калета и о. Хосе Луис Мумбиела Сьерра.
 
Епископ Януш Калета родился 11 октября 1964 г. в г. Лазы на территории Тарнувской епархии. Священническое рукоположение принял 4 июня 1989 г. Нес душепопечительское служение в Новыисниче и Бохне. В 1997 г. получил степень доктора нравственного богословия на факультете богословия в Инсбруке, защитив диссертацию на тему биоэтики. Год спустя отправился в Казахстан.
Когда 7 июля 1999 г. Иоанн Павел II учредил Апостольскую администратуру Атырау, то первым ее ординарием был назначен о. Януш Калета. А 15 сентября 2006 г. Папа Бенедикт XVI возвел его в сан епископа. Епископское рукоположение ему уделил 23 ноября 2006 г. в ватиканской базилике кардинал Анджело Содано, которому сослужили епископ Тарнувский Виктор Скворц и алматинский ординарий епископ Генрих Феофил Хованец (OFM).
5 февраля 2011 г. Святой Отец назначил Януша Калету епископом Карагандинским.
 
Хосе Луис Мумбиела Сьерра родился в Монсоне (Уэска), Леридская епархия (Испания) 27 мая 1969 г. Окончил богословский факультет Наваррского университета (1987-1992 гг.), где в 1994 г. защитил лицензиат по богословию. 25 июня 1995 г. принял священническое рукоположение в Леридской епархии и был назначен викарным настоятелем прихода во Фраге (1995-1998 гг.).
30 июня 1997 г. защитил докторат по богословию в Наваррском университете, а 28 февраля следующего года как священник fidei donum приехал в епархию Пресвятой Троицы в Алматы, где служил в качестве викария в приходе Шымкента. Впоследствии стал префектом по науке и вице-ректором Межъепархиальной высшей духовной семинарии в Караганде, а 16 июня 2007 г. стал ее ректором.
Познаем основы веры  
Сколько у тебя богов?  
 
В этом номере мы начинаем новый цикл статей из рубрики «Познаем основы веры». Он будет посвящен Десятословию или, иначе, десяти заповедям. Специально для нашей газеты эти статьи написал известный французский библист о. Пьер Дюмулен, автор десяток книг, переведенных на многие языки мира. Несколько его книг уже вышли и на русском языке, а вскоре наша редакция опубликует еще два его произведения.
 
Первая заповедь: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор 6, 4).
Первая заповедь – самая важная; на ней зиждется свобода человека. Человек свободен, если у него лишь один Бог – Бог любви. Иначе он становится рабом своих желаний, мыслей и страстей. Многие люди не соблюдают первую заповедь (даже среди христиан), поскольку не ставят Бога на первое место в своей жизни или вообще забывают о Нем: безбожие – самый большой грех, рождающий все прочие грехи.
Итак, грехи против первой заповеди – это грехи против даров Божьих: веры, надежды и любви.
Грехи против веры: своеволие, сомнение, неверие, ересь (т.е. непослушание учению Церкви и отказ от истинной веры).
Грехи против надежды: отчаяние и самонадеянность. В любом случае человек не рассчитывает на Бога, думает, что он один и что Бог не может любить его: тем самым он пренебрегает Богом, Его милостью и любовью!
Грехи против любви: безразличие, неблагодарность… Человек должен всегда и в любой ситуации благодарить Бога, от Которого исходит все. Забыть об этом значит отвернуться от любящего Бога.
Когда первую группу поволжских немцев после долгих дней тряски и голода в поездах привезли в Казахстан, то солдаты просто выбросили их в голой степи и уехали. Тысячи семей оказались в пустынных местах без элементарных средств к существованию… Многие плакали, не зная, что теперь делать. И вдруг один мужчина громко закричал: «Бог всегда помогал нам, и здесь тоже поможет, поэтому воспоем Ему гимн благодарения». Люди пели и вновь обретали надежду, а вместе с ней силы, чтобы строить первые землянки… Так рождались наши города…
Богу нужно поклоняться, общаться с Ним, молясь ежедневно и как можно чаще, участвуя в воскресных Богослужениях, творя добрые дела и принося жертвы ради Него…
Но нельзя поклоняться иным богам, т.е. поддаваться суевериям, как если бы было что-то сильнее Бога, а наша судьба зависела бы от каких-то обрядов, жестов, магии, якобы влияющей на наше будущее… Нельзя также создавать для себя собственную религию, думая, что мы умнее других, а потому из каждой религии можем взять для себя что-то хорошее… Ведь в этом случае я, в конечном итоге, не принимаю Бога, а сам творю себе божество, плод моего воображения. Такое часто бывает с людьми, которые мнят себя мудрее Евангелия и Церкви…
Идолопоклонство – это преклонение перед творением вместо Творца, например, перед деньгами, играми, своим компьютером, машиной, властью, кумирами, героями, спортсменами, певцами, порнографией… или любимым человеком, который становится важнее Бога. Когда «поклонение» чему-то или кому-то заслоняет для нас Мессы или молитву, то это и есть идолопоклонство!
Особенно следует подчеркнуть, что всякая форма гаданий или магии – серьезный грех против Бога. Гадания и спиритизм – это призывание бесов! Человек думает, что приобретает власть над мертвыми или духами, потому что совершает определенные обряды и призывает их. На самом же деле, он связывается с силами, превосходящими его, открывает им свое сердце и становится их рабом. Конечно, сначала ему кажется, что он силен, могуч, но какое-то время спустя уже не может контролировать ситуацию и постепенно отпадает от Бога, чтобы служить бесам… Слишком часто это заканчивается самоубийством, потому что дьявол – «человекоубийца от начала» (Ин 8, 44). Если Бог не дает нам знать будущее, то только из уважения к нашей же свободе: мы не подвластные никакому предопределению и ежедневно, ежечасно можем выбрать свой путь жизни – Рай или ад. Разве можно было бы говорить о свободе, если бы наша судьба была написана заранее?! Те же, кто практикует гадания, отказываются от собственной свободы, чтобы броситься в объятия дьявола. То же касается магии и колдовства: практиковать их значит мнить, будто у нас есть власть над Богом, и мы можем заставить Его сделать то, что нам заблагорассудится. Даже целители не знают, какие силы они призывают на других. Ведь, в действительности, только бесы отвечают людям на их заклинания, чтобы обмануть их и завладеть их душами. Бог – не раб наших желаний: это мы служим Ему! Вот в чем сущность первой заповеди.
Молитва – это не магия, а доверие сына к любящему Отцу. Нельзя путать друг с другом молитву и магию и нельзя их смешивать! Никто не может заставить Бога сделать то, что хочется.
Другие грехи против первой заповеди – это искушение Бога, кощунство, т.е. неуважение к таинствам, религиозным лицам, местам и предметам. Особенно тяжкими грехами являются грехи, совершенные против Евхаристии. Существует также грех симонии: покупка и продажа таинств и других греховных благ.
Атеизм – это также грех, так как представляет собой непризнание Бога. Разум ведет человека, ищущего Бога, к познанию Его посредством природы, событий жизни, собственного опыта, сердечной молитвы. Но зачастую человек вообще не ищет Бога, довольствуясь земной жизнью. Так происходит, потому что такой человек просто не уважает самого себя, неправильно пользуется собственным разумом, ограничивая собственное существование этим миром и думая о жизни будущей: он считает себя не более чем зверем. Бог идет ему навстречу, но он не сознает этого и живет, ожидая только смерти. О таких людях нужно молиться, чтобы они встретили Бога и приняли его в свою душу.
 
О. Пьер Дюмулен
Боль женщин
 
21 марта все желающие могли встретиться с Евой Ковалевской и о. Алексеем Скаковским (OFMConv), которые проводили конференцию на тему «Боль женщин». Данная встреча проходила в приходе Марии – Матери Церкви в Караганде.
 
Ева Ковалевская является директором фонда "Human Life International Europe" и президентом Форума польских женщин, а также активным защитником жизни в разных странах и социальных структурах. Области, в которых она является специалистом и принимает активное участие – это евангелизаця в духе энциклик «Humanae Vitae» Павла VI и «Evangelium Vitae» Иоанна Павла II, построение цивилизации жизни, охрана человеческой жизни от момента зачатия вплоть до самой смерти, сохранение семьи, сохранение христианских и общечеловеческих ценностей.
Несмотря на то, что на встрече присутствовало большое количество женщин, конференция не была адресована лишь проблемам женщин. Тема, которая была затронута, касается каждого, независимо от пола возраста социального положения и даже религиозной принадлежности. Это проблема всего человечества. Количество абортов во всем мире сравнимо с количеством жертв, которые может унести мировая война. Поэтому эта боль не только женщины, но каждого из нас.
Ева немного рассказала о работе, которой она занимается. Как необходимо подходить к этой проблеме, как этого можно избежать, что следует ожидать, ну и, конечно же, как все это переживает сама женщина.
Особо трогательным был момент, когда каждый из участников смог ощутить в своих ладонях модель четырехмесячного эмбриона в реальную величину. Было удивительно осознавать, что за столь короткий срок, маленькая клетка превращается в полноценное человеческое существо. Помимо этого, был подготовлен короткометражный фильм «История человека» о развитии плода от момента зачатия и его формировании.
В заключение о. Алексей рассказал об очередных курсах естественного планирования семьи, которые проходят в Астане, после чего желающие смогли записаться на участие в этих курсах.
 
Инна Я.
Lectio divina
 
 
3 апреля
IV воскресенье Великого поста
Я ТОЛЬКО ОДНО ЗНАЮ
1 Цар 16, 1. 6-7. 10-13; Пс 23(22); Еф 5, 8-14; Ин 9, 1-41.
 
Евангелие: Из предыдущих глав Евангелия от Иоанна мы знаем, что Иисус не пользовался особой популярностью среди фарисеев. Они следили за Ним и искали возможности уличить Его.
Такая возможность представилась, когда к фарисеям привели человека, исцеленного Господом в субботу. Не в первый раз Иисус сталкивается с иудейскими властями по этому поводу (ср. Ин 5,1-18).
Фарисеи строго соблюдали закон, по которому в субботу не разрешалась никакая работа (Исх 23, 12; 31, 12-17). Иисус также соблюдал субботу, но был не согласен с фарисеями в том, что они понимали под словом «работа». Он считал, что исцеление – это совершение добра и воздаяние хвалы Богу, т.е. истинное почитание субботы.
Для бывшего слепого наступило нелегкое время взлетов и падений. Представьте себе, какова была его радость оттого, что он впервые в жизни мог видеть! Но вместо того, чтобы и далее радовать, его жизнь осложнилась.
Некоторые люди не верили ему (ст. 9). Фарисеи, в конце концов, поверили после того, как его родители подтвердили, что он был слепым от рождения, но все же выгнали его из синагоги (ст. 34).
Произошедшее физическое исцеление было чудесным, но должно было прийти большее исцеление. Иисус нашел бывшего слепого, открыл ему, что Он – Сын Человеческий, и предложил поверить в Него. Человек исповедовал свою веру в Иисуса Христа, и так совершилось не только физическое, но и духовное исцеление.
Размышление: Поразмышляйте о том, как Иисус исцелил слепого. Сравните его действия с реакцией фарисеев. Чему это нас учит?
В 1 Цар 16, 7 мы читаем, что Господь смотрит не на внешний облик, а в сердце человека. Как эта мысль перекликается с сегодняшним отрывком из Евангелия? А не судим ли мы людей по их внешности или социальному статусу?
Фарисеи учили народ, что они поступают так, как этого хочет Бог, но в результате восстали против Бога. Как мы можем избежать подобного в нашей жизни?
Была ли в вашей жизни такая встреча с Богом, что после нее в духовном плане вы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы с уверенностью отвечать на вопросы об этом событии?
Молитва: Пусть Пс 23(22) станет вашим молитвенным гидом. Выберите по паре стихов на каждый день этой недели для молитвы.
Помолитесь о людях, которые нуждаются в физическом и духовном исцелении.
Созерцание: Помните ли вы первую встречу с Богом? Поразмышляйте о том, как Божья благодать действует в вашей жизни.
 
10 апреля
V воскресенье Великого поста
ВОСКРЕСЕНИЕ ЖИЗНИ
Иез 37, 12-14; Пс 139(129); Рим 8, 8-11; Ин 11, 1-45.
 
Евангелие: Мария и Марфа были близкими друзьями Иисуса, поэтому они были потрясены тем, что Иисус пришел слишком поздно – после смерти их брата.
Но Господь с самого начала знал, что у Его Отца есть удивительный замысел (ст. 4), и все же, увидев плачущих, Сам был охвачен скорбью (ст. 33-35).
Иисус сказал: «Я есмь воскресение и жизнь». Он обещал, что верующие в Него не умрут (ст. 25-26). Марфа же в ответ исповедала веру в Него как Господа и обещанного Мессию.
Иисус воскресил Лазаря из мертвых, чтобы люди уверовали в то, что Он – Сын Божий. Многие поверили. Религиозные же власти увидели в Нем опасность и решили убить Его (ст. 53).
Размышление: Что в этой истории поразило вас больше всего?
Какую власть Иисуса демонстрирует это чудо?
«Я есмь воскресение и жизнь». Что эти слова значат для вас? Что вы думаете о вечной жизни?
Молитва: Обратитесь к Господу в молитве. Принесите Ему ваши надежды и тревоги и поблагодарите Его за то, что Он с любовью заботится о вас.
Созерцание:  Прочтите Рим 8, 8-11. Пусть эти стихи послужат укреплению вашей веры и уверенности в исполнении Божьего обетования.
 
17 апреля
Вербное воскресенье
КТО СЕЙ?
Ис 50, 4-7; Пс 22(21); Флп 2, 6-11; Мф 21, 1-11.
 
Евангелие: Мы начинаем Страстную неделю с триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Какой же это было большое торжественное событие, наполненное символическими образами и глубоким смыслом!
Начался путь Иисуса с Елеонской горы, что само по себе знаменательно, поскольку она ассоциируется в Св. Писании с приходом Господа (Зах 14, 4).
Матфей начинает с описания чудесного поиска ослицы и осленка для Иисуса. Ученики следуют повелению Иисуса и возвращаются с животными, найдя их в точности так, как сказал Господь (ст. 6). В ст. 4 Евангелист говорит, что это событие - исполнение пророчества Захарии (Зах. 9, 9-10), провозгласившего Царем того, Кто придет как Спаситель, но не на величественных лошадях и колесницах, а на скромном ослике. Иисус же знал, что принесут эти последние дни Его земной жизни.
Люди постилают свои одежды на дороге пред Иисусом: так в те времена встречали Царя-Победителя или Важную Персону (4 Цар 9, 13). В знак приветствия они громко кричали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (ст. 9), эхом вторя словам Пс 118(117), 25-26.
Въезд Иисуса не мог произойти в более неудобное для фарисеев время. Иерусалим был наполнен паломниками, пришедшими праздновать Пасху (Лк 22, 7). Мф (21, 10) рассказывает нам: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?»
Фарисеи не принимали ни Иисуса, ни Его учения, и хотели воспрепятствовать другим следовать за Ним. Для них не было ничего хуже этого шумного приветствия героя. Возможно, они боялись, и не безосновательно, грубого вмешательства римских солдат.
Последователи Иисуса верили, что Он был Мессией или Христом; религиозные же лидеры отрицали это, и много было таких, кто колебался. И сегодня многие люди не торопятся ответить на призыв Иисуса; они так же, как пару тысячелетий назад, колеблются, не зная, Кто есть Сей Иисус – пророк, целитель, хороший учитель или Мессия, Сын Божий?
Размышление: «Кто Сей?» Этот вопрос был решающим, когда Иисус въезжал в Иерусалим, и он по сей день сохраняет свое значение для каждого человека. Во что вы верите и почему?
Чему нас учит пример учеников из прочитанного сегодня евангельского отрывка?
Как, по-вашему, почему Иисус въехал в Иерусалим таким необычным образом?
Молитва: Используя слова из Флп 2, 6-11, возблагодарите Бога за Его решение послать Своего Сына, живущего на небесах, чтобы Он стал человеком и умереть на кресте за наши грехи. Преклонитесь пред Ним в благоговении и превознесите Его «имя выше всякого имени».
Созерцание: Христос умер, чтобы спасти вас, поэтому вы можете провести целую вечность, радуясь Его присутствию. А вы предложили Иисуса стать Господом вашей жизни? Есть ли в учении Христа моменты, которые вас отталкивают или которые вы не желаете принять? Что вам требуется для того, чтобы смириться пред Богом и отдать Ему свою жизнь уже сегодня?
 
21 апреля
Великий четверг
СЕРДЦЕ СЛУГИ
Исх 12, 1-8. 11-14; Пс 116В(115); 1 Кор 11, 23-26; Ин 13, 1-15.
 
Евангелие: Сегодня мы читаем о Евангельских событиях в контексте пасхальной трапезы. Отрывок из Ветхого Завета (Исх 12, 1-8. 11-14) говорит нам о том, какое огромное значение имел этот праздник для иудеев. Он напоминал о сверхъестественном избавлении Божьего народа.
Только в Евангелии от Иоанна мы можем прочесть о драгоценном примере Иисуса, умывающего ноги Своим ученикам.
В самом факте омовения ног проявилось такое смирение Иисуса, что оно привело в изумление Его учеников. Когда гости приходили в дом, было принято, чтобы хозяин предлагал им воду для омовения ног (Лк 7, 44). Слуга или раб мог выполнять эту работу, ученики могли омыть ноги своему Учителю, но не Он им. Поступок Иисуса стал неожиданностью для всех.
Вначале Петр сопротивляется, но затем смиренно подчиняется, хотя и не понимает намерения Иисуса и потому просит омыть его полностью. Своим примером Иисус дает очень важный урок ученикам и нам: мы должны служить друг другу так же, как Он служит нам. Подлинное смирение и желание быть Его слугой отличают истинных учеников Иисуса.
Иисус ожидает от нас смирения. Он – Господь наш – ведет нас к дару спасения, ведь своими силами мы не можем достичь этого. Ответит ли наше сердце на призыв безмерной Божией любви поверить и принять смиренную жертву Сына Божия на кресте?
Размышление: Представьте, что Иисус омывает вам ноги. Что бы вы при этом чувствовали? Что бы вы сказали Ему?
Желаете ли вы следовать примеру Иисуса служить другим? Как вы можете это делать?
Иуда тоже сидел за столом и, без сомнения, позволил Иисусу омыть его ноги. Иисус уничижился перед тем, кто предал Его (ст. 11). Что этот стих говорит нам об Иисусе, и что мы узнаем об Иуде?
Молитва: В ближайшие дни молитесь словами из Пс 116В(115). Читая эти слова, размышляйте о чувствах и действиях Иисуса. Вслушайтесь в то, что Святой говорит вам. Уделите особое внимание ст. 3: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?»
Созерцание: Проведите время в созерцании любви Христовой и Его смиренной жертвы, Его мучительной смерти ради нас, Его бесконечного желания быть с нами и привести нас к единению с Пресвятой Троицей.
 
22 апреля
Великая пятница
НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ
Ис 52, 13 – 53, 12; Пс 31(30); Евр 4, 14–1; 5, 7-9; Ин 18, 1 – 19, 42
 
Евангелие: Иоанн показывает нам, сколь неизмеримы страсти Христовы. Он представляет нам событие в отличной от других авторов перспективе.
Апостол Иоанн начинает описание страстей Иисуса с предательства и ареста Господа той самой ночью. Иуда приводит римских солдат и служителей храма в сад, где часто бывал Иисус с учениками. Иоанн отмечает, что Иисус не был удивлен и не пытался избежать ареста: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел…» (ст. 18, 4).
Его привели к Анне и первосвященнику Каиафе. Иоанн здесь не дает пояснений, как другие евангелисты, описывающие суд иудейских властей над Иисусом (см. Мф 26, 57-67; Мк 14, 53-65; Лк 22, 54-55. 63-71), но отмечает, что именно Каиафа посоветовал иудеям, что «лучше одному человеку умереть за народ» (стих 18, 14).
Иудейские власти вынесли свой приговор, но его должен был утвердить римский прокуратор. Поэтому Иисуса повели к Пилату, который не нашел никакой вины для вынесения смертного приговора Иисусу. И в самом деле, Пилат трижды обращался к людям (18, 38; 19, 4. 6), пытаясь освободить Иисуса. Но, когда толпа открыто выразила сомнение в верности Пилата кесарю, он сдается и предает Иисуса на распятие.
Иоанн добавляет некоторые детали, которых нет в трех других Евангелиях. К примеру, Иисус на кресте дает поручение ученику, «которого любил», т.е. самому апостолу Иоанну (Ин 19, 26-27), заботиться о Его Матери. Только Иоанн записал произнесенные Господом с креста слова любви и заботы о Марии.
Иоанн также пишет о солдате, который пронзил копьем бок Иисусу, а не перебил Ему голени, как это сделали с двумя распятыми рядом. (19, 32-34) Апостол объясняет: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание», имея в виду отрывок из Зах 12, 10.
Мы узнаем, что из пронзенного бока Иисуса «истекли кровь и вода». В буквальном смысле это неопровержимое доказательство того, что Иисус действительно умер, и ответ скептикам, пытавшимся отрицать воскресение, утверждая, будто Иисус на самом деле не умер. Некоторые полагают, что кровь и вода символизируют святую Евхаристию и Крещение.
После смерти распятого Иосиф из Аримафеи просит Пилата отдать ему тело Иисуса и вместе с Никодимом относит его в новую могилу (19, 38-40). Иосиф и Никодим были важными людьми, членами иудейского синедриона, а также тайными учениками Христа. И снова только Иоанн упоминает об участии Никодима. В третьей описывается встреча Иисуса и Никодима, во время которой звучит один из самых знаменитых стихов Библии Ин 3, 16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Размышление: Что мы узнаем об Иисусе из описания Его крестных страданий? Что более всего затронуло ваше сердце, почему?
Иисус сказал Пилату: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (18, 37). О какой истине Он говорит? Продолжаете ли вы слушать Его голос?
Иисус смирил Себя до смерти на кресте ради нас. Мы ничего не можем сделать для своего искупления. Нам нужно просто ответить на безмерную Божью любовь к нам и принять Его удивительный и прекрасный дар спасения.
Иисус претерпел боль и унижение крестной смерти. Изменяется ли ваша жизнь вследствие осознания смысла крестной жертвы Христа?
Что имел в виду Иисус, когда сказал «совершилось»? Что это значит для вас?
Молитва: Помолитесь словами из Ис 52, 13 – 53, 1-12. Поклонитесь страдающему Рабу, Который был избит и сокрушен за наши грехи. Поблагодарите Христа за то, что Он принес Себя в жертву ради вас. Возложите все ваши бремена и грехи на любящего Господа, Который заплатил Своею жизнью, чтобы вы стали свободными.
Созерцание: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4, 16).
Прочтите Евр 4, 14-16 и 5, 7-9. Пусть эти стихи станут для вас подкреплением, чтобы «твердо держаться исповедания нашего» (ст. 14).
Поразмышляйте об Иисусе как о нашем Первосвященнике, Который понимает наши человеческие слабости, хотя жил на земле без греха и «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
 
24 апреля
Пасха – Светлое Христово Воскресение
НАПОЛНЕННЫЕ РАДОСТЬЮ
Быт 1, 1 – 2, 2; Пс 104(103) или Пс 33(32); Быт 22, 1-18; Пс 16(15); Исх 14, 15 – 15, 6. 17-18; Ис 54, 5-14; Пс 30(29); Ис 55, 1-11; Ис 12, 2-6; Вар 3, 9-15. 32 – 4, 4; Пс 19(18); Иез 36, 16-28; Пс 42(41) и Пс 43(42) или Пс 51(50); Рим 6, 3-11; Пс 118(117); Мф 28, 1-10
 
Евангелие: Из рассказа евангелиста Матфеем о воскресении мы узнаем, что Иисус одержал победу над смертью и грехом, умерев на кресте ради нас и воскреснув. И у нас также есть эта победа, хотя воскресение наше наступит после окончания времен.
В нескольких простых фразах Матфей описывает момент, когда женщины обнаружили, что Иисус жив. Но как сильно звучат эти фразы! В каждом простом слове отражено изумление женщин, обнаруживших, что их Господь воскрес.
Матфей так описал происходившее событие: сделалось землетрясение, ангел сошел с небес и отодвинул огромный камень. Стражники взглянули, трепеща от страха, и «стали как мертвые». Они оцепенели от ужаса и были не в состоянии говорить или двигаться.
Две женщины шли к могиле, возможно, для того, чтобы предаться горю и печали. Они никак не ожидали встретить живого Иисуса.
Зная, что женщины могли испугаться, ангел призвал их не бояться и поведал, что Иисус более не мертв, но Он воскрес из мертвых, как Сам предсказал.
Ангел показал им пустую могилу и отправил назад к ученикам сообщить великую новость: Иисус воскрес из мертвых!
И когда они бежали к ученикам, то лицом к лицу встретили Иисуса. Они были первыми свидетельницами пустой могилы. Гроб был пуст не потому, что кто-то осквернил его и украл тело. Он был пуст, потому что Иисус воскрес из мертвых!
В стихах, следующих сразу за отрывком (11-15) мы читаем, что стерегущие доложили обо всем первосвященникам, которые собирались в случае крайней необходимости. Они предложили солдатам большую сумму денег в качестве взятки за молчание о том, что они на самом деле видели. И те солгали, будто, пока они ночью спали, ученики украли тело Иисуса.
Размышление: Когда вы будете праздновать этот замечательный день в жизни Церкви, попробуйте представить, как были удивлены и восхищены женщины при встрече с Иисусом. Вспомните, как Иисус пришел к вам «живым» в первый раз. Уменьшилась или возросла ваша вера с тех пор? Поразмышляйте о контрасте между двумя женщинами и стражниками. И те, и другие были свидетелями самого значительного события в человеческой истории. Женщины провозгласили благую весть, а стражники солгали, пытаясь утаить истину. Чему это нас учит?
Молитва: Вера в воскресение Иисуса - основа нашей христианской веры. Помолитесь словами из Рим 6, 3-11, прося Бога воплотить Его обетования в вашем сердце и жизни.
Созерцание: Что бы вы поведали своему другу, желающему узнать каково истинное значение Пасхи? Кратко запишите основные пункты, чтобы выделить важные моменты и запомнить их.
 
Материал Организации объединенных
библейских обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой
Встреча центрально-азиатских ординариев
 
Ежегодная встреча епископов и ординариев Казахстана и Средней Азии в этом году проходила в дни с 14 по 20 марта 2011 г. в столице Таджикистана Душанбе. В ней приняли участие архиепископ- митрополит архиепархии св. Марии в Астане Томаш Пета, епископ Януш Калета, Апостольский Администратор в Атырау, назначенный недавно епископом Карагандинским, епископ епархии Пресвятой Троицы в Алматы Генрих Феофил Хованец, епископ Атаназиус Шнайдер, администратор Карагандинской епархии, делегат Конгрегации восточных Церквей для греко-католиков Казахстана и Средней Азии митрофорный протоиерей Василий Говера, апостольский администратор Кыргызстана епископ Николай Мессмер, апостольский администратор Узбекистана епископ Ежи Мацулевич, настоятель автономной миссии в Туркменистане о. Анджей Мадей, настоятель автономной миссии в Таджикистане о. Карлос Авила.
Первые три дня встречи были посвящены духовным упражнениям в молчании и молитве. Конференции проводил о. Карлос Авила. А 17 марта прошла встреча, на которой епископы и ординарии поделились информацией о жизни и актуальных проблемах своих епархий. 18 марта состоялась встреча с архиепископом Мигелем Маури Буэндией, апостольским нунцием в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. 19 марта, в торжество св. Иосифа, епископы и ординарии молитвой и поздравлениями отметили десятилетие хиротонии архиепископа Томаша Петы. В тот же день участники направили письмо Папе Римскому Бенедикту XVI, крещенному под именем Иосиф, и поздравили его с днем ангела и с близящимися днями его рождения и избрания.
В воскресенье 20 марта апостольский нунций предстоял на св. Мессе в приходе св. Иосифа в Душанбе. Ему сослужили все присутствующие епископы и ординарии, а также священники Института воплощенного Слова из Аргентины, обслуживающие приходы в Таджикистане. После св. Мессы состоялся совместный обед с прихожанами. Дети и молодежь прихода исполнили несколько песен и сценок, а епископы и ординарии смогли познакомиться и поговорить лично с некоторыми прихожанами. Затем иерархи посетили дома Миссионерок любви и Служительниц Господа и Богоматери Матарской. Сестры-миссионерки помогают обездоленным людям и детям продуктами и одеждой и обучают шитью и вышиванию девушек. Сестры-служительницы помогают в приходе и проводят кружки рукоделия для детей и подростков. Ординариям приятно было видеть живой католический приход, в котором было воспитано уже несколько юношей и девушек, решивших всецело посвятить свои жизни Богу.
Участники встречи искренне благодарны о. Карлосу Авиле за проведение глубоких реколлекций и сердечное гостеприимство. Пусть католические общины в Таджикистане и в других странах Средней Азии процветают и укрепляются в верности Христу и Его святой Церкви.
Администратура в Атырау
Круг зла
 
Мы начали Великий пост. С. Зита украсила алтарь фиолетовым материалом, поставила крест и терновый венец, сплетенный из настоящего кустарника с иглами в несколько сантиметров. Рядом с крестом мы поместили надпись: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…» (Ис 53, 4).
 
К первому воскресенью Великого поста, когда литургические чтения рассказывали нам об искушении Иисуса в пустыне, наша молодежь подготовила пантомиму. Перед началом сценки о. Януш Поток сделал введение к теме представления. Затем зазвучала музыка и перед алтарем появились первые актеры: Фатима и Андрей. Первая сыграла главную героиню – растерянную, чуткую, девушку, ищущую друзей, счастья и любви. Сначала ей это вроде бы удавалось, у нее были близкие отношения с Богом. Но она легко поддалась искушениям лукавого и отдалилась от Иисуса (эту роль сыграл Андрей). Сатана под видом друзей, пытающихся занять место Иисуса в жизни девушки, борется за ее душу.
Персонажем Романа стал парень главной героини, который должен был стать для нее «целым миром». Даша искушала подругу деньгами и жизнью в достатке. Агата (волонтер из Польши) была человеком, для которого главным в жизни стал алкоголь. Яна сыграла дьявола, предлагавшего самоубийство…
Главная героиня все более погрязала в грехе. Ей казалось, что Бог далеко, но Иисус стоял рядом, готовый принять ее такой, какая она есть, обнять и утешить. В кульминационный момент, когда музыка стала громче и ритмичнее, Иисус вошел в круг зла, боролся с сатаной, со всеми соблазнами, окружавшими девушку, и победил в этой битве. Он отдал собственную жизнь, чтобы спасти ее от вечного осуждения.
Порой человек соглашается на зло, поддается искушениям и впускает в свое сердце сатану, который завладевает им и становится господином его жизни. И тогда человек забывает о доброте и любви Бога и добровольно покидает Его. Но Иисус непрестанно борется за свое творение, готовый простить ему измену и любой, даже самый тяжелый грех. Он взял на себя все наши преступления, пострадал ради нашего счастья, чтобы дать нам Жизнь – Жизнь во всей ее полноте и в истинной радости на небесах.
После пантомимы все приняли участие в Евхаристии, а потом впервые в истории нашего прихода пели Горькие рыдания, которые, согласно историческим данным, впервые были исполнены в 1707 г. в Варшаве.
Соблюдая великопостные постановления, мы ждем радости Светлого воскресения Христова.
 
Агата Каминьска
БЛАГОДАТЬ, обретаемая по заступничеству раба Божьего о. Владислава Буковинского
 
Ниже мы публикуем обращение о. Яна Новака, в котором постулатор процесса беатификации о. Владислава Буковинского призывает всех католиков Казахстана обращаться к заступничеству этого раба Божьего и молиться о чуде, необходимом для причисления его к сонму блаженных.
 
Сердечно приветствую всех вас, братья и сестры! Как вам уже известно, я занимаюсь процессом беатификации о. Владислава Буковинского, которого глубоко чту и воспринимаю эту работу как ниспосланную мне благодать.
На данный момент документы по процессу уже находятся в Риме. От нас же требуется распространять его культ и неустанно молиться о ниспослании чуда, без которого продолжение процесса невозможно. И особым чудом было бы умножение призваний, о которых всегда так заботился о. Владислав. Это общая задача и благодатная обязанность для нас, католиков Казахстана.
Во время одной из моих поездок в Казахстан мы записывали в «Книгу памяти» имена всех тех, кто будет молиться по заступничеству о. Владислава. Было бы замечательно, если бы каждый приход завел свою «Книгу благодатей», в которую вносились бы прошения верных и выражения их благодарности за обретенные посредством раба Божьего о. Владислава благодати.
Всегда следует помнить, что наши молитвы и просьбы обращены к Богу, и цель у них одна – спасение человека. Но мы можем прибегать к помощи и заступничеству о. Владислава Буковинского.
Примерным началом прошений могут служить такие слова:
«Боже, прошу Тебя
 - о благодати исцеления…;
- об избавлении от алкоголизма…;
- о мире в семье…;
- об обращении (имя)…» и т.д.
В эту книгу также можно записывать благодарения Богу за обретенные благодати и помощь.
Для продвижения процесса беатификации эти книги очень важны, ибо они доказывают, что культ почитания о. Владислава развивается. Кроме того, наши благодарения обозначают веру в то, что все, получаемое нами, является даром Бога и плодом страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Поэтому вместе с Девой Марией и Рабом Божьим о. Владиславом все мы можем сказать: «Сотворил мне величие Сильный…» (Лк 1,49).
Два года назад я просил вас, чтобы вы написали мне о благодатях, но не получил ответа. Не думаю, что никто не обрел никакой благодати, потому что мне доводилось разговаривать с людьми, которые переживали случаи из своей жизни, будучи убеждены в силе заступничества о. Буковинского перед Богом. С их разрешения я привожу данные ими свидетельства как пример.
 
Рудер Мария Андреевна, прихожанка, 1919 г.р.:
«Хочу поделиться с Вами своей небольшой и тихой радостью. В очередное воскресенье к нам приехал о.Ричард провести Св.Мессу. После Мессы он стал раздавать прихожанам новый журнал «Кредо», где была молитва о причислении о. Владислава Буковинского к лику блаженных. С того времени я начала каждый день читать эту молитву. Молилась каждый день всей душой. В основном просила о здоровье и разуме, чтобы всегда молиться и разговаривать с Богом. Я молилась с надеждой и верой, что моя молитва будет услышана, и получила помощь. Мне уже 91 год и не трудно догадаться, что в таком возрасте здоровьем не похвастаешь. Меня часто беспокоят давление и сердце, а в последнее время нередко приходилось вызывать «скорую помощь».
С первого дня молитвы через заступничество о. Буковинского я почувствовала себя лучше. Прошла слабость, плохое самочувствие, быстрая утомляемость, которые я ощущала постоянно. Самое важное, что теперь я могу спокойно посвятить себя Богу. До сего дня обращаюсь с просьбами через заступничество о. Владислава Буковинского и благодарю его за то, что моя молитва была услышана».
 
А эта женщина, давая свидетельство, пожелала остаться неизвестной.
«Я благодарна за то, что я пережила благодаря молитве через заступничество слуги Божьего о. Владислава Буковинского.
Это случилось в 2009 году. В онкологической больнице Караганды мне поставили диагноз: мипанома кожи правой стопы. Сделали операцию – пересадку кожи. Врач сказал, что из-за возраста кожа у меня приживется только на 50- 60%. Я каждый день молилась к о. Буковинскому. Когда на выходные мне разрешили поехать домой, я попросила, чтобы меня отвезли в храм к могиле о. Владислава. Там я тоже молилась. А когда вернулась в больницу и пошла на перевязку, мед-сестра была очень удивлена, увидев, что кожа прижилась на все 100%! Поэтому уже на следующий день мне сняли швы и выписали из больницы».
 
А какое свидетельство у вас? Напишите нам.
 
О. Ян Новак