ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(209)'13

О Боге, а также о надеждах и тоске людей


Интервью с кардиналом Куртом Кохом

В ходе XIII Генеральной ассамблеи синода епископов, прошедшей в октябре 2012 г. в Ватикане и посвященной теме «Новая евангелизация для дальнейшей передачи христианской веры», миссионерская супружеская пара о. диакона Маттиаса и Виолетты Дрегслер из Акколя встретились и обменялись мыслями с кардиналом ватиканской курии Куртом Кохом.

- Дорогой и уважаемый кардинал Курт Кох, весной 2009 г. Вы, будучи еще епископом епархии Базеля, во время св. Мессы в Вашей резиденции благословили мою супругу и меня на миссионерскую деятельность в Казахстане. Немногим позже Папа Бенедикт XVI назначил Вас на пост председателя Папского совета по содействию христианскому единству. А в ноябре 2010 г. мы присутствовали на торжестве Вашего возведения в сан кардинала. Как у Вас дела сейчас?
- Передо мной встала совсем новая задача. Будучи епархиальным епископом, я нес ответственность за свою епархию и ее единство. А теперь я должен заботиться обо всем мире, встречаясь с другими христианами и христианскими церквами. Это вызов, но в то же время и прекрасная миссия. Старинная поговорка гласит: «Кто только с Англией знаком, не знает Англии совсем». Примерно то же можно сказать и в нашем случае: «Кто только со своей Церковью знаком, не знает своей Церкви совсем». При встрече с другими христианскими церквами человек лучше узнает свою и, прежде всего, учится ее ценить. Страха, что, занявшись экуменизмом, я перестану быть католиком, у меня нет. Наоборот, близко общаясь с представителями других церквей, человек начинает яснее различать преимущества, красоту своей церкви, которых до сих пор так ясно не видел.

- Чем занимается Папский совет по содействию христианскому единству и каковы Ваши главные обязанности?
- Папский совет по содействию христианскому единству, основанный в 1960 г. Иоанном XXIII, состоит из двух отделений: восточного и западного. В церкви в течение ее 2000-летней истории имело место множество расколов, но в сущности можно говорить о двух основных: первый –между Востоком и Западом, произошедший в XI в., и второй – в XVI в. в западной Церкви. В восточном отделении мы ведем два больших диалога: с восточно-православными Церквами, которые еще в IV-V вв. отделились от вселенской Церкви, и с православными Церквами. В западном отделении работа идет по 16 направлениям, касающимся всех Церквей и церковных общин, зародившихся в результате реформации: лютеран, методистов, баптистов, англиканцев и т.д. В состав папского совета входит также Комиссия по религиозным отношениям с иудаизмом. Эта комиссия занимается контактами с Главным раввинатом в Иерусалиме и с другими всемирными организациями иудаизма.

- В ходе епископского синода 2012 г. на тему «Новая евангелизация для дальнейшей передачи христианской веры» многие участники, в том числе и Вы, особенно подчеркивали неразрывную взаимосвязь между новой евангелизацией и экуменизмом. Посвященный экуменизму декрет II Ватиканского собора «Unitatis redintegratio» от 1964 г. начинается следующими словами: «Способствовать восстановлению единства всех христиан — одна из первоочередных задач Священного Вселенского Второго Ватиканского Собора. Ведь Христос Господь основал единую и единственную Церковь, хотя многие христианские общины представляют самих себя людям как истинное наследие Иисуса Христа. Все они исповедуют себя учениками Господа, но мыслят по-разному и идут разными путями, будто бы разделился и Сам Христос. Разумеется, такое разделение прямо противоречит воле Христа, служит соблазном для мира и наносит ущерб святейшему делу — проповеди Евангелия всему творению». Экуменическая община из Тэзе известна своим девизом: «Никогда не мирись с соблазном раскола!» Есть ли на данный момент конкретные знаки надежды на то, что этот соблазн уже в ближайшем будущем может быть устранен, чтобы все христиане единой Церковью Христовой несли достойное доверия свидетельство миру?
- Ты сам упомянул соборный текст, где очень четко сказано, что существующий до сих пор раскол в христианстве – это «ущерб святейшему делу провозглашения Евангелия», который ставит под сомнение достоверность Евангелия. И та же мысль присутствует уже в первосвященической молитве Иисуса, когда Он просит: «Да будут все едино, чтобы познал мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Таким образом, речь идет о достоверности вести Господа. Единство очень важно для того, чтобы мир мог распознать в Нем Сына Божьего. Это стало совершенно ясно во время проведения в 1910 г. в Эдинбурге (Шотландия) I Всемирной миссионерской конференции, на которой христиане осознали тот факт, что разделения между ними являются самым большим препятствием на пути всемирной миссии. Тогда они пришли к выводу, что эта миссия и экуменизм непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Знаки надежды, конечно, есть: к ним можно отнести хотя бы то, что мы уже находимся в пути, ищем этого единства. Но нужно также признать, что за 50 лет экуменического движения в Католической Церкви мы этой цели пока не достигли и что для ее достижения нужно еще много времени.

- В епархии Базеля на данный момент служит около 150 постоянных диаконов. В Казахстане же я первый и пока единственный. Вы, будучи еще епархиальным епископом, очень ценили постоянный диаконат и желали, чтобы его представители с особой ответственностью принимали руководящие функции в приходах, где нет пресвитеров. В чем для Вас состоит ценность и значимость этой служебной должности?
- С ранних времен священническое служение в Церкви было трехчленным – диаконат, пресвитерат и епископат. К сожалению, с ходом истории диаконат был немного отодвинут в сторону в том смысле, что он стал просто переходной ступенью к пресвитерату. II Ватиканский собор заново открыл диаконат и вместе с тем первоначальный порядок должностей, что является большим даром. Во-вторых диакон всегда очень тесно сотрудничал с епископом. Традиция говорит о двух руках епископа – пресвитере и диаконе. Последний, прежде всего, явственно демонстрирует диаконскую ответственность Церкви. И в третьих, диаконат для Церкви важен потому, что напоминает нам о том, что сутью всех церковных санов является диаконская ответственность, и каждый, в том числе пресвитер и епископ, остается диаконом; что каждая должность в Церкви должна быть служением. Чтобы еще раз подчеркнуть: служение – это внутреннее предназначение церковной должности любой степени – будь то диакона, пресвитера или епископа. Да, диаконат – это не просто низшая ступень рукоположения, а нечто намного большее – это основа всего церковного служения, так что даже пресвитер и епископ не могут считать себя выше этой степени священства, которая всегда должна оставаться для них руководящей.

- Христианство в Центральной Азии появилось еще в первые века. Но публичная христианская жизнь возобновилась в Казахстане всего около двадцати лет назад в результате распада Советского Союза и приобретения республикой независимости. В этот Год веры и в перспективе новой евангелизации что Вы хотели бы пожелать нашей поместной Церкви, ее верным и всем тем, кто несет в ней душепастырское служение?
- В такой стране, как Казахстан, мы имеем дело с совершенно иной ситуацией по сравнению с Западом, где распространяются обмирщение и угасание веры. Зато на востоке, в государствах бывшего соцблока, долгое время неверно истолковывались основополагающие человеческие вопросы. И, возможно, новая евангелизация должна приступить с совершенно новой точки зрения к этим вопросам, к надеждам и тоске людей. Что наделяет жизнь смыслом? Что значит жить? Как вообще выглядит моя жизнь, каково мое будущее? На мой взгляд, вопрос о Боге – это самый важный вопрос, который задается при новой евангелизации. Конечно, на постсоветском пространстве этот вопрос стоит иначе, чем в западных обществах, потому что он глубоко скрыт. Но, по моему самому глубокому убеждению, каждой человек неизлечимо религиозен. «Неизлечимо» не в том смысле, что речь идет о болезни, а в том, что каждый человек в сердце задается вопросом о Боге, и наше душепастырство должно быть чем-то вроде акушерской помощи, чтобы этот вопрос мог выйти на свет дневной и родиться.

- Дорогой и уважаемый кардинал Курт Кох, сердечно благодарим Вас за эту беседу. Желаем Вам изобилия Божьего благословения в Вашем столь важном служении в качестве епископа, проповедующего и передающего Слово Божьего, и в качестве председателя папского совета, который служит христианскому единству. И еще, возвращаясь к тому, что Вы сказали: кто знаком только с Англией, еще не знает Казахстана! Для вас не секрет, что все мы будем очень рады приветствовать Вас в Казахстане...