ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №9(217)'13

Размышление, произнесенное в начале последнего конклава


В начале августа вышел в свет очередной том бюллетеня «Acta Apostolicae sedis», в котором публикуются все официальные документы Св. Престола. Сборник, кстати, доступен и в интернете, начиная с издания от 1909 г. Нынешний двойной номер (http://www.vatican.va/archive/aas/documents/2013/aprile-maggio2013.pdf - AAS 105, № 4-5, стр. 352-357) – первый, который выходит при понтификате Папы Франциска, и содержит одну новинку: полный текст размышления, произнесенного в Сикстинской капелле в начале последнего конклава.

Подобные размышления произносятся за закрытыми дверями и никогда ранее не обнародовались. Но на этот раз тот же текст был опубликован и в ватиканской газете " LґOsservatore Romano" (в номере от 8 августа). Размышления, открывающие конклав, всегда подготавливает один из кардиналов, который не обязательно должен быть выборщиком. В 2005 г. это было поручено иезуитскому кардиналу Томашу Шпидлику, а в нынешнем году в Сикстинской капелле проповедовал опять-таки монах, представитель ордена августинцев 87-летний мальтийский кардинал Проспер Грек, профессор патристики.
Предлагаем вашему вниманию десять пунктов, в которых его высокопреосвященство представил 13 марта 2013 г свое видение того, чего «хочет Христос от Церкви».

1. Евангелие без скидок
После Своего воскресения Иисус послал апостолов по всему миру, чтобы они приобретали учеников из всех народов и крестили их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 19, 19). Церковь исполняет это и несет Евангелие без скидок и растворителей. Как только мы соглашаемся на компромисс, Евангелие теряет свое dynamis (греч.: силу, динамичность – прим. ред.). Это как из бомбы вынуть тротил. Нельзя идти на поводу у соблазнительных идей, будто бы II Ватиканский собор дал равные шансы на спасение находящимся вне Церкви и тем самым сделал относительной необходимость крещения. Именно это стало одной из причин того бедственного положения, когда многие католики сегодня забывают или вообще не хотят крестить своих детей.

2. Соблазн креста
Евангельская весть о Царствии Божьем конкретизируется в вести об «Иисусе Христе, и притом распятом» (1 Кор 2, 2). Этот соблазн креста уничижает hybris (тщеславие) человеческого разума и возвышает его до принятия мудрости, нисходящей свыше. И снова, если личность Христа делается относительной и ставится на один уровень с другими «спасителями», христианство теряет свою основу. Именно проповедь абсурдности креста за неполные три столетия лишила силы культ римского императора и открыла человеческому уму новые горизонты надежды и воскресения. По этой надежде тоскует и сегодняшний мир, страдающий от экзистенциальной депрессии.

3. Церковь мучеников
Распятый Христос внутренне связан с распинаемой Церковью. Это Церковь мучеников, начиная с исповедников первых столетий и заканчивая множеством верующих, которые и сегодня в некоторых странах гибнут только за то, что идут на воскресную Мессу... Иисус предупреждает: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15, 20). Так что преследования – это quid constitutivum (лат: определяющий элемент – прим. ред.) Церкви... Это крест, который она должна принять. И преследования не только физические. Ведь порой гонения выражаются во лжи: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф 5, 11). Все вы недавно испытали это благодаря некоторым СМИ, которые не любят Церковь. Когда обвинения лживы, не нужно обращать на них внимание, потому что иначе они причинят большую боль.

4. Когда обвинения правдивы
Другое дело, когда нас упрекают по делу, как это было во многих случаях сексуальных преступлений. Нужно смириться пред Богом и людьми и постараться любой ценой искоренить зло, как Бенедикт XVI делал это, глубоко сожалея о подобных трагедиях. Лишь так можно снова заслужить доверие мира и подать пример честности. Множество людей сегодня не находит веры в Христа, так как Его лик затемняется или закрывается учреждениями, которым не достает прозрачности. Недавно мы оплакивали различные прискорбные проступки, совершенные священниками и мирянами прямо в папском доме. Но в то же время мы должны сознавать, что это зло, каким бы тяжким оно ни было, в сравнении с другими бедами из истории Церкви является ничем иным, как простудой. И, как с помощью Божьей были преодолены те беды, так будет преодолен и нынешний кризис. Но простуду нужно правильно лечить, чтобы она не перешла в воспаление легких.

5. Сатанинский дым в Церкви
Злой дух мира сего, «mysterium iniquitatis» (лат.: «тайна беззакония» – прим. ред., 2 Фес 2, 7) без устали старается проникнуть в Церковь. Не будем забывать предостережения пророков ветхозаветного Израиля, ища союза с Вавилоном и Египтом. Нам нужно держаться политики ex fide (лат.: «из веры» – прим. ред.), доверяя только Богу (ср. Ис 30, 1; 31, 1-3; Ос 12, 2) и Его завету. Мужайтесь! Христос говорит нам: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33).

6. Скрытая схизма
Не менее тяжелой обязанностью станет для будущего Папы и сохранение единства внутри самой Церкви. Между ультратрадиционалистами и ультрапрогрессивными экстремистами, между священниками, восстающими против послушания, и между теми, которые не видят знамений времени всегда будет опасность малых схизм, которые не только вредят Церкви, но и противоречат воле Божьей. Единство во что бы то ни стало. Но единство не значит однообразие. Оно, конечно же, не должно означать конец внутрицерковной дискуссии, которая идет на протяжении всей истории. У всех есть право выразить свое мнение о миссии Церкви, но его нужно выражать в линии того depositum fidei (лат.: депозит веры – прим. пер.), который должен хранить Папа вместе со всеми епископами.

7. Сексуальная свобода и прогресс
Богословие сегодня, к сожалению, страдает от слабости мысли, овладевшей философией. Нам нужны серьезные философские основы, чтобы изъяснять догматы с помощью надлежащей герменевтики, которая говорила бы на языке, понятном сегодняшнему миру. Однако, зачастую предложения многих верующих, желающих развития Церкви, касаются степеней свободы в области сексуальности. Чисто церковные законы и традиции, конечно, можно изменить, но не каждое изменение означает развитие означает прогресс. Всегда нужно задумываться, послужат ли эти изменения росту святости Церкви или, наоборот, затемнят ее.

8. Маленький остаток, который не поклонится Ваалу
На Западе, по крайней мере, в Европе христианство переживает кризис... Здесь царят незнание и пренебрежение, касающиеся не только католического учения, но и самих азов христианства. Остро ощущается необходимость новой евангелизации, которая начиналась бы с настоящей и содержательной керигмы, которая проповедовалась бы неверующим и сопровождалась бы неустанной катехизацией, питаемой молитвой. Ведь человеческое пренебрежение никогда не победит Господа, и мы видим, что, пока в Европе перед Ним закрывают двери, они открываются в других местах, особенно в Азии. Но и на Западе Бог сохранит тот остаток Израилев, который не поклонится Ваалу, остаток, который мы находим, прежде всего, в многочисленных объединениях мирян, одаренных разными харизмами, коими они вносят огромный вклад в дело новой евангелизации... Однако, каждой из таких общин следует остерегаться самомнения, будто бы Церковь выражает себя только через них. Бог не может быть побежден нашим пренебрежением. Церковь Его, силы ада могут ранить ее в пяту, но не могут одолеть ее.

9. Простая вера
Еще одним фактором надежды, о котором мы не можем забывать, является sensus fidelium (чувство веры верующих). Августин называет его «внутренним учителем» каждого верующего... Это учитель формирует в сердце критерии распознания истины и заблуждения и позволяет нам интуитивно отличать то, что «по Божьи», от того, что исходит от мира и зла (1 Ин 4, 1-6). Угольки святой веры горят в душах миллионов обычных верующих, далеких от того, чтобы называться богословами, но способных подать добрый совет пастырям, черпая из глубины своей молитвы, размышления и благочестия. Через них исполняются слова Писания: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор 1, 19). Это значит, что, когда мир со всей своей наукой и знанием оставит логос человеческого разума, божественный Логос воссияет в простых сердцах, вырабатывающих сок, который питает тело Церкви.

10. В руках Христа Судьи
Хотя Дух Святой – душа Церкви, мы не всегда советуемся с Ним, строя планы для Церкви. Он выше любого социологического анализа или исторического прогноза, выше скандалов, внутренней политики, карьеризма и социальных проблем, которые своими переплетениями заслоняют лик Христов, сияющий даже сквозь густые тучи. Послушаем Августина: «Апостолы видели Христа и верили в Церковь, которую не видели; мы видим Церковь и должны верить в Христа, Которого не видим. Здраво прилепляясь к тому, что видим, мы достигнем видения Того, Которого ныне не видим» (проповедь 328, 3). Иоанн XXIII в 1961 г. принимал представителей дипломатического корпуса, аккредитованного при Св. Престоле, в этой Сикстинской капелле. Указав на главное лицо фрески Микеланджело «Страшный суд», он тогда сказал, что Христос будет судить и поведение целых народов на протяжении истории. Вы находитесь сейчас в той же часовне перед образом Христа, занесенная рука Которого хочет не сокрушить, а просветить ваш выбор, дабы он сделан был secundum Spiritum (лат.: по духу – прим. ред.), а не secundum carnem (лат.: по плоти – прим. ред.). Ведь избранный будет не столько Ваш, сколько Его...
Это была подборка текстов размышления, предложенного кардиналом Проспером Греком 13 марта 115 кардиналам выборщикам в начале конклава, на котором был избран Папа Франциск.

По мат. Ват.