ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(232)'14


Для духа

В возрасте 29 лет, после смерти отца (26.12.1543г.), св. Тереза исповедалась у духовника своего отца и попросила его о духовном руководстве, и с того момента больше никогда не оставляла внутренней молитвы.

«Благодаря молитве, если душа сохранит в ней верность, несмотря на грехи, искушения и падения..., которые внушает лукавый, Господь, в конце концов, приведет ее к гавани спасения. Здесь нечего страшиться и не сомневайся, избери Бога как Друга и настойчиво возобновляй свой выбор день за днем...»

Тереза из Авилы

О Великой любви св. Терезы Иисуса к Богу
 

Тереза де Ахумада родилась в верующей семье, но была обычной девочкой, в которой вера и любовь к Богу возрастали постепенно. Она была очень красивой, и поначалу отвергала даже мысль о монашестве. Когда Тереза все-таки решилась поступить в монастырь, то было это не из особой любви к Богу, как она сама признавалась, а из-за опасения за собственное спасение, и монастырь она выбрала тот, где монахиней была ее лучшая подруга; так что всё человеческое, как говорится, не было ей чуждо. Терезе пришлось повоевать с собой пока Господь не смилостивился над ней и начал изливать на нее Свои милости. Например, в ее жизни были такие события: даже в монастыре у нее не всегда были условия быть верной молитве, т. к. она действительно была обаятельна и умна то, матушка часто посылала ее в переговорную для беседы с благодетелями, в знак благодарности за то, что они жертвовали на монастырь (в котором проживало около 200 монахинь). И это было правильно по отношению к приходящим, но пагубным для Терезы. Она еще недостаточно укоренилась в добродетели любви к Богу и сильно привязывалась к людям, и как она сама позже в этом признавалась, все мысли ее были заняты этими встречами. Но еще более губительным было то, что она тратила на такие разговоры почти все время, предназначенное на молитву, без которой невозможно возрастать в любви к Богу и ближним. Тем не менее, она старалась быть верной молитве, но порвать со связями ей не удавалось. И тогда Господь послал ей на помощь духовника, который посоветовал препоручать эти беседы с людьми Богу, и молиться в течении нескольких дней гимном Veni Creator, и тогда Господь впервые проговорил к ней из глубины души, дав понять Свою волю относительно таких бесед, и она услышала: «Я хочу, что бы ты более разговаривала с ангелами, нежели с людьми», и после этого первого мистического опыта у Терезы появилась сила и мужество порвать с привязанностями и полностью отдаться Богу.

Теперь предлагаю поговорить о ее пламенной любви к Богу, вспоминая слова св. Григория Великого: «Дела – это доказательства любви». «Сколь же огромной должна была быть любовь к Богу у этой девы, которая столько трудилась, столько страдала для Его славы; и всё это посреди множества препятствий и преследований, в величайшей бедности и помимо тяжелых болезней, никогда ее не покидающих. Да и все ее труды, которые написала просто преизобилуют этой, всё более возрастающей любовью к Богу». Утруждало ее то, что она должна была отдавать «кесарю кесарево», а ей хотелось всё, и всю себя Божью отдать Богу. Из этой жажды рождалась невыносимая тоска по Тому, Которого она еще не могла лицезреть, живя во плоти. Тереза часто говорила, «что умирает от того, что умереть не может». Она умирала каждый день, осознавая, что должна жить, нуждаясь в еде, питье, отдыхе, сне. Радовалась, когда слышала, что часы пробили час, вспоминая, что хоть ненамного она стала ближе к лицезрению своего Жениха. Это желание поскорее увидеть Бога «лицом к лицу» постепенно утихло, и как она сама об этом пишет: «Эта жажда смерти оставила меня, в какой-то степени, в день памяти св. Марии Магдалины, кода я постановила, что охотно принимаю жизнь, чтобы мочь еще больше послужить Богу».

«Душа святой была постоянно погружена в Бога». Ответ одного из ее духовников приоткрывает нам то, как тесно было ее единение с Богом. Этот священник был очень образованным человеком, и Тереза открывала перед ним всё свое сердце, ничего не тая. Однажды он спросил ее, как она проводит время после часов, предназначенных на молитву, когда ее ум должен был быть занят различными делами. И святая ответила так: «Пусть, Ваша милость, представит себе особу в высшей степени влюбленную в другую так, что без нее ей невозможно прожить и мгновения; и это еще не вполне выражает ту любовь, каковую я испытываю к Иисусу Христу; любовь сия соделывает то, что я не могу быть без Него ни мгновения, с Ним радуюсь во всём, с Ним всегда беседую или же о Нем...».

Часто давались ей сильные порывы любви Божьей, которых она не в состоянии была вынести; в такие моменты сердце ее находилось под угрозой разрыва, и можно было подумать, что она умирает, когда бы Господь не поддержал бы действие такой любви, ниспосылая святой восхищения; тогда душа ее находила глубокий покой, и она, погруженная в небесное блаженство, видела то, по лицезрению чего так тосковала. Когда эти восхищения «подступали», она старалась удалиться в укромные уголки дома. Бывало, что сестры глубокой ночью находили ее в какой-либо часовне или в «пустыни»; члены тела ее были ледяными, как у мертвой... Особенным проявлением любви Божьей к Терезе, был дар пронзенного сердца (когда ей было 45 лет, еще перед реформой Кармеля), она имела видение, что Серафим пронзил огненной стрелой ее сердце, после чего ее любовь к Богу стала сверхъестественной и пламенной. Об этом даре поговорим немного позже и более подробно, а сейчас я приведу лишь несколько слов св. Иоанна Креста, он говорит, что любовь Божья – «это Огонь поедающий», но который не испепеляет сердце человека, а проникая вглубь, зажигает любовью Божьей. Такой дар получают немногие, но лишь те, кто должен оставить духовное наследие. Этот огонь преображает душу и душа чувствует, что серафим пронзает сердце, воспламеняя его огнем любви Божьей.

Тереза, осознавая всё свое несовершенство и нищету, чувствовала что любила Бога, и любовь эта с каждым днем еще сильнее возрастала в ее душе. Она говорила: «Как бы я радовалась, видя в небесной славе, людей вознесенных выше меня, только не знаю, была бы я удовлетворена тем, чтобы кто-нибудь другой любил Бога больше меня...». Все свои труды, предпринятые ради Христа, казались ей малыми. Умерщвления и посты, какими бы они ни были суровыми, (помимо болезней, не покидающих ее на протяжении всей жизни), были для нее ничтожными, и как она сама говорила, что тысячу раз отдала бы свою жизнь, чтобы хоть одну душу склонить к службе Божьей. 

«Не было для нее ничего страшнее, чем мысли, не утратила ли она благодати Божьей из-за какого-нибудь греха. И однажды это привело ее душу в такое смятение, что со слезами молила Божественного Учителя, чтобы сохранил ее от такого несчастья, и в ответ услышала от Него следующие слова: «Можешь быть спокойна и уверенна, что ты находишься в состоянии благодати, ибо такую великую любовь, такие сверхъестественные дары, которые Я тебе уделил, и чувства какие тебе даю; не совместимы со смертным грехом». Хотя все внешние занятия, препятствующие ее пребыванию с Господом и радости от этого сладостного общения с Ним, удручали ее дух, она оживляла свою любовь и приступала ко всем занятиям с улыбкой на лице, как будто это доставляло ей большое удовольствие. А когда болела и была не в состоянии выполнять работу, требующую усилий, то довольствовалась исполнением самых малых обязанностей из любви к Нему, таких как составление букетов, она украшала ими часовни и образы святых». 

Для распространения славы Божьей и Царствия Его, ради Церкви и ее апостольской деятельности, Тереза жертвовала все свои силы, молитвы, труды и готова была страдать в чистилище, только бы Церковь умножалась числом и святостью. Она желала, чтобы слава Божья и святость процветала в ближних более, чем в ней самой. 

«Следствием такой необычайной любви Божьей – по словам ее исповедника, – ее совесть была настолько чиста, что поражала и восхищала нас, тех, кто ее исповедовал, и кто с ней общался, что подтверждают также и сестры, жившие рядом с ней. Даже можно сказать, что Бог был Всем в ее жизни, в ее мыслях, в ее отношениях с людьми.

Ее верность любви Божьей была необычайна, так как, по наставлению Господа, она принесла трудный для исполнения обет совершения всего, что признает совершенным и приносящим большую славу Богу. «О таком обете я еще не слышал – пишет о. Франсиско, – да и в житиях ни одного святого о таком не читал. Предпринятый с осознанием условий, каких предполагает такой обет, уже одно это – является сияющим доводом очень высокого и необычайного совершенства. В принесении такого обета не было ничего поспешного, он был долго распознаваем пред Богом и принесен с согласия Генерала Ордена и Апостольского Визитатора. И если обет сей, сам по себе является героическим, то, что можно сказать о его верном исполнении Терезой в течение многих лет». 

Наш Господь – верный, и Ему нравится, когда верны Его любви; в этой нескончаемой благости Он утешает своих служителей нежнейшими словами. Вот какие слова Своего Возлюбленного слышала не раз святая: «Отныне ты Моя, а Я твой...», и она отвечала Ему следующими словами, которые мне кажутся действительно искренними – «что же, о мой Боже, есть для меня кроме Тебя единого…». «Однажды, Иисус, желая утешить меня в моих страданиях, сказал мне очень нежно: «Не печалься, дочь моя, души в жизни сей, не могут быть всегда в одном и том же состоянии; один раз будешь полна усердия, а вскоре будешь лишена его; также иногда будешь в умиротворении, а после навестят тебя смятения и искушения, только верь Мне и ничего не бойся…». «До сегодняшнего утра я была очень опечалена – делится Тереза, – но как только начала молитву, пережила экстаз (слово «экстаз» используется здесь со смыслом выхода из себя (ex = из)). Будучи восхищенной в небе, Господь Иисус подвел меня к Своему Отцу и сказал Ему: «Вот та, которую ты Мне дал, теперь я отдаю ее Тебе». И я видела, что Отец принял меня, только никакое воображение ни проникло в очи души моей, а было сие действительно реальным и так безмерно – духовно нежным, что невозможно выразить. Во время такого близкого пребывания с Божественной Личностью Отца Предвечного, Он говорил мне некоторые слова, которые не имею осознанными в своей памяти; знаю только, что некоторые касались благодатью, которою Он хотел меня одарить... В другой раз, пребывая в обычной для меня молитве, в которой моя душа находится с Пресвятой Троицей, я видела (духовно), что Личность Отца Предвечного приблизила меня к Себе, выражая мне Свою нежнейшую любовь следующими словами: «Я дал тебе Моего Сына и Духа Святого и сию Пресвятую Деву, а что ты можешь Мне дать?..» 

В 1572 году (когда Тереза Иисуса, которой тогда было 57 лет, была приориссой в монастыре «Воплощения») Господь удостоил ее благодати духовного брака в момент принятия Святого Причастия из рук Иоанна Креста. Вот как сама Тереза описывает это: «Однажды Иисус Христос сказал мне: «Не бойся, дочь Моя, того, чтобы кто-нибудь смог отлучить тебя от Меня», а потом, являясь во глубине моей души, я видела (посредством духовного воображения), что Он подал мне свою правую руку и сказал: «Смотри на этот гвоздь, он является знаком и залогом, что ты станешь моей возлюбленной; до сего времени ты не заслуживала этого, а от этого момента усердствовать будешь о моей чести, видя во Мне не только своего Творца, своего Господина и своего Бога, но и еще считай себя действительно Моею возлюбленной. От этого мгновения Моя честь является твоей, а твоя – Моей». Последствием этой невыразимой благодати, душа моя была в порыве любви; и я сказала моему Обожаемому Учителю: «Господи, или возвысь мою нищету, или не одаривай меня такой благодатью, при изобилии которой мое слабое естество разрушается». И от этого момента я почувствовала чудесные последствия, только мой стыд и мучения усилились, видя, что я ничего не делаю, чтоб хоть как-то отблагодарить Его за такие драгоценные благодеяния…». Подтверждая этот союз, Иисус в другой раз сказал ей: «Ты знаешь о духовном бракосочетании, заключенном между Мной и тобой; следствие этого союза, то, что Я имею является и твоим; итак, даю тебе все Мои страдания и труды, которые Я претерпел». Я и так знала, что мы уже являемся сонаследниками и участниками этих благ, но с этого момента, казалось мне, что я стала владетельницей могущественной державы».

От такой ласковой любви Божественного Учителя к Терезе и ее великой любви к Нему, она чувствовала себя дочерью, горячо любящего Отца, и поэтому молилась с искренностью и простотой ребенка, иногда была смелой и позволяла себе сетовать и изливала перед Ним все свои нужды. Чтобы немного заглянуть в это дружественно-любящее общение Терезы с Иисусом, приведем одну из ее многочисленных спонтанных молитв, которыми переполнены ее произведения, и в которых она не стесняется молиться вместе с читателем: «Как же так, мой благой Учитель, мало того, что Ты удерживаешь меня в этой несчастной жизни, и что я, из любви к Тебе терплю всё это, где всё мне препятствует наслаждаться Тобой единым: приём пищи, отдых, сон, занятия, отношения с миром сим. Ты ведь и так Сам знаешь, что это великая мука для меня; однако же, Возлюбленный души моей, терплю всё это из любви к Тебе; и возможно ль, чтобы Ты при этом еще скрывался от меня в этих кратких мгновениях, когда я могла бы наслаждаться благостью Твоего присутствия? Как же это можно совместить с Твоим милосердием? Как любовь, которую Ты испытываешь ко мне может позволить Тебе это? Господи, когда бы я могла сокрыться от Тебя, как Ты от меня, Твоя любовь этого бы не вынесла, я уверенна. Ты ведь всегда со мной и всегда видишь меня. О, нежнейший Учитель мой, такая разница весьма мучительна...». И напоследок Святая Тереза уведомляет, что любовь Божья – это источник всякого блага, и для ее стяжания «надо отрешиться от всего и от самих себя; Бог потому медлит с уделением нам великих благодатей, какими хотел бы нас одарить, потому что мы очень дорого ценим свое сердце и являемся медлительными в абсолютном отдании Ему самих себя. Любовь не зависит от слёз, услад и блаженства, а от служения Богу в правде, с мужеством и смирением; приобретается постановлением трудиться и страдать и в действительном принятии тех трудов и страданий, какие случатся».

 

c. Агнеса,

босая кармелитка

Кармель - Караганда