ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №5(285)'19


Марьям бинт Имран, МАРИЯ В ИСЛАМЕ

 

Марьям бинт Имран

МАРИЯ В ИСЛАМЕ



«О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров. О Марьям (Мария)! Будь смиренной перед Господом твоим, падай ниц и кланяйся вместе с теми, кто кланяется» (Коран, 3:42).

 

В Исламе «Марьям бинт Имран» (араб. مريم بنت عمران) – это девственная мать пророка Исы (Господа нашего Иисуса Христа).

 

Для Христиан, Марьям – это Мария (в Исламе, Марьям, Марйам, Мариам, مريم, в переводе с персидского языка – «цветок»), – а точнее, Дева Мария – мать Иисуса Христа (Иса ибн Марьям).

 

Марьям считается одной из самых праведных и уважаемых женщин в Исламе (1) и одновременно, первой среди женщин, восхваляемых в Коране (2).

 

Как мы сказали, Марьям – является одной из самых почитаемых женщин в Исламе. Потому что она, главный женский персонаж, упоминаемый в Коране. Еще одним доказательством особого положения Марьям в исламской теологии служит тот факт, что ее имя – единственное женское имя, упоминаемое в Коране. Даже имя первой женщины – жены Адама (в библейской традиции – Ева) – в Коране не упоминается.

 

Марьям была рождена с высокой божественной миссией, поэтому, несмотря на испытания, которые выпадали на ее долю в течение жизни, Аллах всячески оказывал ей содействие.

 

Ее имя в Коране упоминается 33 раза (даже больше, чем имя ее сына, Исы, и больше, чем в Евангелии). Часто имена Исы и Марьям – выступают вместе.

 

Марьям посвящена отдельная сура Корана №19 (араб. سورة مريم‎‎)– она названа ее именем. Сура была ниспослана в Мекке и состоит из 98 аятов.

 

Все события, связанные с историей Мариам от ее рождения до рождения Исы достаточно подробно описаны в исламских первоисточниках: в Коране и Сунне. Подробные описания жизни и качеств Марии находятся в сурах 3 и 19, где мы находим большие сходства с католической мариологией.

 

Дальнейшая же ее жизнь и обстоятельства смерти – в исламской традиции – неизвестны.

 

 

 

Богобоязненность

и стойкость Марьям

 

Мария является не только взором для христиан. Является также воплощением подлинных мусульманокпокорная воле Божией, готовая пожертвовать всем для благочестивого и праведного образа жизни, она практикует религию молитвой и постом.

 

Марьям – по Корану – днем и ночью поклонялась Создателю. Ее богобоязненность (Ислам редко говорит о святости) стала известной среди сыновей израилевых. Она была в числе избранных рабов Аллаха. В Коране она восхваляется как благочестивая. «Вспомни, Мухаммад, как ангелы сказали: «О Марьям! Воистину Аллах избрал тебя, очистил в вере и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь покорной Господу твоему, падай ниц и поклоняйся вместе с теми, кто поклоняется» (Коран, 3:42-43).

 

Образ Марьям демонстрирует нам великую роль женщины-матери – продолжательницы рода человеческого, которая присутствует и в Исламе. Если правильно осмыслить информацию из Корана, которая, несомненно, дает нам не просто историческую информацию, но и морально-этические установки.

 

Коран показывает образ Марии как набожной женщины, которая полностью полагается на волю Аллаха. Повинуясь религиозным приказам, богобоязненность Марьям выросла и настолько, что она совершала молитвы до тех пор, пока ноги не опухали. Она является в Исламе примером совершенной молитвы.

 

Но не только набожность характеризует ее. В Коране Марьям – стойкая и сильная женщина. Коранический образ Марии демонстрирует всю взвешенность, хладнокровие и мудрость, с которой она выстояла перед коварными оскорблениями и обвинениями.

 

 

 

Начало жизни Марии

по Корану

 

Представим вам историю Марии по исламским источникам, чтобы вы лучше могли понять исламский менталитет, вживаясь в богатство языка, который его показывает.

 

Ее мать звали Хунна (Ханна), а отца – Имран. Как говорится в достоверных источниках, у Хунны не было детей, и она просила Аллаха: «О мой Господь! Если у меня будет ребенок, я отдам его в служение Тебе в Байт-уль-Макдис». После этого обета она забеременела.

 

«Вспомни, когда женщина из рода Имрана сказала: «Господи! Воистину, я дала обет пожертвовать Тебе дитя, которое в утробе моей, освобождённым от всяких иных забот, кроме повиновения Тебе. Так прими же от меня, ибо, воистину, Ты Слышащий, Знающий» (Коран, 3:35).

 

Муж Хунны – Имран – умер незадолго до рождения Марьям. В соответствии с данным ей обетом, Хунна принесла Марьям в храм и отдала на воспитание пророку Закарии.

 

С ранних лет Марьям занималась служением Богу. К ней не заходил никто, кроме Закарии. Однажды он увидел в комнате различные фрукты, которых он не приносил, и спросил с удивлением: «Откуда это?». Она отвечала: «Это от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Коран, 3: 37).

 

Это было знамением Аллаха по отношению к благочестивой девушке, которой суждено было стать матерью великого пророка. Вся эта история в Коране описывается в суре 3:35-37.

 

 

 

Благовещение

 

В Коране упоминается Благовещение, речь о котором идет и в Евангелие. Ангелы принесли Мариам известие о том, что волею Божьей она станет матерью пророка Исы (Коран, 3:45-46).
Она была удивлена этим известием, так как была девственницей. Но Аллах сотворил чудо.

 

Марьям зачала без посредства мужчины (Коран, 3: 47). Согласно Корану, Иса (Иисус) родился чудесным образом без отца по воле Аллаха. В Исламе, как и в Христианстве, признаётся факт непорочного (чудесного) зачатия пророка Исы его матерью Марьям.

 

По Его воле известие об этом принес ей ангел Джибраил (в библейской традиции Гавриил), который предстал перед ней в человеческом облике
(ср. Коран, 19:16-22).

 

Ангел Джабраил сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Марьям ответила ему: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина, и я не была блудницей?».

 

Здесь видно, почему Аллах похвалил Марьям: «А также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла целомудрие, и Мы вдохнули через него (через вырез на ее одежде) посредством Нашего Духа (Джабраила). Она уверовала в Слова Господа и Его Писания и была одной из покорных». И ещё: «Помяни также ту, которая сохранила целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джабраила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (Коран, 21:91).

 

За целомудрие и добродетель Марьям была вознаграждена сыном, который стал одним из знамений Аллаха и одним из Его посланников. Вместе с Иисусом она объявлена знамением Бога: «Мы сделали сына Марьям (Марии) и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей» (Коран, 23:50). О ней говорится, что она сберегла целомудрие и была одной из покорных» (Коран, 66:12).

 

Когда Марьям забеременела, она испугалась позора и решила удалиться от людей.

 

 

 

Трудные испытания Марии

 

Затем, по велению Аллаха, родился Пророк Иса, и Марьям вместе с первенцем перебралась в Шам (Сирию), где обосновалась в пещере горы Тибан. Особое почитание Марьям также связано с теми испытаниями, которые были уготованы ей Всевышним. В частности, после рождения пророка Исы, многие люди обвиняли ее в прелюбодействе, так как у нее не было законного мужа. Как и в случае с пророками, посредником между нею и Всевышним выступил ангел Джабраил (Гавриил). Марьям пришла к родным, неся маленького Ису в руках. Они сказали: «О Марьям! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей». Она была уверена в своей невинности и чистоте, и поэтому не придала особого значения услышанному. На их вопрос: «Откуда он?», Марьям не ответила.

 

Она поступила так, потому что ей было велено знаками объяснить людям, что она дала обет молчания, если люди попытаются заговорить с ней. Вместо ответа она знаком указала на ребенка, как бы ища ответа у него, но люди удивились ее поступку, потому что дети, как правило, не умеют разговаривать в младенческом возрасте. Они спросили: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?» Но в это время младенец Иса ответил: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и велел мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Аллах заповедал мне хорошо относиться к моей матери и заботиться о ней самым совершенным образом, и я буду исправно выполнять свои обязанности перед ней, потому что она является славной и достойной женщиной и потому что она – моя мать. Я перед ней в большом долгу за то, что она произвела меня на свет и сделала для меня многое другое. Аллах не сделал меня одним из тех, кто надменно отказывается от поклонения Аллаху и высокомерно относится к Его творениям. Аллах также не сделал меня одним из тех, кто не видит счастья ни при жизни, ни после смерти. Напротив, Аллах сделал меня покорным рабом, который смиряется и унижается перед своим Господом и не превозносится над Его рабами. Он сделал меня и моих последователей счастливыми как в этой жизни, так и после смерти» (Коран, 19:30-33).

 

Так, доказательством невинности Марьям стало чудо – речь младенца!

 

Из-за клеветы и обвинений Марьям со стороны соплеменников в распутстве и грехе, Аллах проклял тех, кто оклеветал Марьям и пытался распять Ису(ср. Коран, 4:156-157).

 

 

 

Дары Божии для Марьям

по Корану

 

Вот великие дары, которые даровал Всевышний Марьям (Марии), кроме непорочного (чудесного) зачатия пророка Исы (Господа Нашего Иисуса Христа):

 

1. До нее в служение в храме принимались только мальчики, а благодаря мольбе ее матери она тоже была принята.

2. Она была под опекой пророка Закарии.

3. Ее кормил райской пищей Всевышний.

4. Аллах дал ей возможность увидеть ангела Джабраила, что было дано только пророкам.

5. Аллах защитил ее и сына от козней шайтана (сатаны).

6. Ее сын – пророк Иса разговаривал еще с пеленок и заступился за мать перед людьми, которые ее оклеветали.

 

Как мы видели, в Коране Марьям (Мария) удостоена самых прекрасных слов и самой замечательной похвалы, которая стала воздаянием за ее прекрасные деяния и совершенные устремления.

 

Она целиком и полностью отдалась искреннему поклонению Всевышнему и смирилась перед Ним. Она желала выполнить волю Бога, о которой ей поведали ангелы.

 

 

 

Диалог с Исламом через Марию

 

Сейчас, в частности в исламском мире, работают кружки, которые называются «Марьям» – это волонтерские сообщества ради хороших дел, помощи нуждающимся и благотворительности. Поэтому, это видимый и абсолютно практический символ почитания Марии. Кроме того, многие мусульмане во всём мире набожно посещают католические храмы, посвященные Марии. Так было и с пострадавшем от пожара Нотр-Дамом в Париже.

 

Одна из мечетей Абу-Даби, столицы Объединенных Арабских Эмиратов, названа в честь матери Иисуса Христа – Марии. «Название мечети «Мария – мать Иисуса», укрепит связи между последователями разных религий», – это слова шейха Мохаммеда бен Зайд аль-Нахайяна, наследного принца Абу-Даби, инициировавшего переименование.

 

Папа Франциск сказал нашим епископам во время визита Ad limina в Риме, что они должны вести диалог с Исламом, через Марию!

 

И это – как мы видим – совершенно логично и правильно.

 

о. Александр Посацкий

 

 

Некоторые источники:

http://islamdag.ru/lichnosti/2741

«Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.






.