ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(283)'19


7 слов c Креста

 

7 слов c Креста

 

 

Текст из книги «Жизнь Христа» епископа Фултона Шина

 

 

Наш Господь говорил с креста семь раз; это называют Его «Семью последними словами». По Своей доброте наш Благословенный Господь оставил нам Свои мысли о смерти. Он был представителем всего человечества. В этот величественный час Он призвал всех Своих детей к амвону Креста, и каждое слово, сказанное Им, было запечатлено с целью его вечной публикации и неугасающего утешения. Никогда не было проповедника, подобного умирающему Христу; никогда не было собраний людей, подобного тому, которое собралось перед амвоном Креста; никогда не было проповеди, подобной Семи последним словам.

 

 

 

ПЕРВОЕ СЛОВО

 

Палачи ожидали, что Он заплачет, потому что все, кто был прикован к крестной виселице, сделали это раньше Него. Сенека [римский философ] писал, что распятые проклинали день своего рождения, палачей, своих матерей и даже плевали на тех, кто смотрел на них. Поэтому палачи ожидали услышать слова, но не те, которые они услышали. Книжники и фарисеи ожидали Его реакции, и они были совершенно уверены, что Тот, Кто проповедовал «Любите врагов ваших» и «Делайте добро ненавидящим вас», теперь забудет это Евангелие, пронзившее Его ноги и руки. Все ожидали крика, но никто, за исключением троих человек у подножия креста, не ожидал того крика, который услышали. Подобно благоухающим деревьям, омывающим благоуханием тот же самый топор, который пронзает их, великое Сердце на Древе Любви изливало из своих глубин не столько крик, сколько молитву – мягкую, сладкую, тихую молитву извинения и прощения: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают»(Лк 23, 34).

 

Простить кого? Простить врагов? Солдата в зале суда Каиафы, который ударил Его кольчужным кулаком? Пилата, политика, который осудил Бога, чтобы сохранить дружбу Кесаря? Солдат, которые повесили Царя Царей на древе между небом и землей? Простить их, почему? Потому что они не знают, что делают. Если бы они знали, что делают, и продолжали бы делать это; если бы они знали, какое ужасное преступление совершают, приговаривая Жизнь к смерти; если бы они знали, каким извращением справедливости было предпочесть Христу Варавву; если бы они знали, какая это была жестокость – взять ноги, которые ходили по вечным холмам, и приковать их к стволу древа; если бы они знали, что делают, и продолжали делать это, не думая о том, что та самая Кровь, которую они проливали, была способна искупить их, они никогда не были бы спасены! Только неведение об их великом грехе заставило их побледнеть, когда они услышали крик с креста. Их спасла не мудрость, а невежество!

 

 

 

ВТОРОЕ СЛОВО

 

День последнего суда был предвозвещен на Голгофе; Судья был в центре, а человечество, разделенное надвое, по обеим сторонам: спасенные и осуждённые, овцы и козлы. Когда Он придет во славе, чтобы судить всех людей, тогда и Крест будет с Ним, но как знак чести, а не позора. По обеим сторонам от Него распяли двух воров. Вор слева попросил, чтобы его сняли с креста.

 

Но вор справа, очевидно тронутый молитвой священнического заступничества нашего Спасителя, попросил, чтобы его вознесли: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк 23, 42).

 

Умирающий просил у умирающего жизнь вечную; человек без имущества просил у бедняка Царство; вор у порога смерти просил умереть вором, чтобы украсть Рай. Казалось бы, что этот святой был бы первой душой, купленной за прилавком Голгофы алыми монетами искупления, но в Божественном плане это был вор, который сопровождал Царя царей в Рай. Если бы наш Господь пришел просто как учитель, вор никогда бы не попросил прощения. Но так как просьба вора коснулась причины Его пришествия на землю, а именно, чтобы спасти души, то вор услышал немедленный ответ: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43).

 

Это была последняя молитва вора, а возможно и первая. Он постучал один раз, искал один раз, спросил один раз, осмелился во всём и обрел всё.

 

 

 

ТРЕТЬЕ СЛОВО

 

Жестом Своих наполненных пылью глаз и Своим терновым венцом с шипами, Наш Благословенный Господь с тоской посмотрел на Свою Матерь, стоявшую под Крестом в качестве соучастницы в Его Искуплении; и Он сказал: «Жено! се, сын Твой». Он не называл его Иоанном; это означало бы обратиться к нему как к сыну Зеведея, не имея в виду никого другого. Но, в своей безымённости, Иоанн стоял у креста как представитель всего человечества. Своему возлюбленному ученику Он сказал: «Се, Матерь твоя!».

 

Вот ответ, по прошествии всех этих лет, на загадочные слова, содержащиеся в Евангелии о Воплощении, в которых говорилось, что наша Благословенная Мать положила Своего «первенца» в ясли. Означало ли это, что наша Пресвятая Матерь должна была иметь других детей? Это, конечно, так, но не по плоти. Наш Божественный Господь и Спаситель Иисус Христос был единственным Сыном нашей Пресвятой Матери по плоти. Но у Богоматери должны были быть другие дети, не по плоти, а по духу! Она стала нашей матерью в тот момент, когда потеряла Своего Божественного Сына. Это был, на данный момент, невыгодный обмен, отказ от Своего Божественного Сына, чтобы завоевать человечество, но в действительности Она не завоевала человечество независимо от Него. В тот день Он начал вливать Божественное материнство в новое материнство всех людей; на Голгофе Он заставил Ее любить людей так же, как Он любил их.

 

 

 

ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО

 

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27, 46).

 

В каждом из оставшихся слов Он действовал как Божественный посредник; в первом слове Он просил о прощении грешников вообще; во втором слове Он предвозвестил Свою заключительную роль во время конца света, когда Он отделит добрых от злых; в третьем слове Он был посредником, устанавливающим духовное материнство для искупленного человечества. Теперь, в четвертом слове, Он действовал в качестве посредника для грешного человечества. Бог и Он на данный момент стоят друг напротив друга. Ветхий Завет пророчествовал, что Он, висящий на дереве, проклят; тьма выразила то пылающие проклятие, которое Он снимет, выдержав его и восторжествовав в Воскресении. Одним из первых великих даров Бога человеку был дар света, который, по Его словам, был дан, дабы светить для праведных и нечестивых; но, т. к. он был посредником и ходатаем пустоты и тьмы грешных сердец, Он отказал себе в этом первичном даре света.

 

Крик Христа выражал оставленность, которую Он ощущал, стоя на месте грешника, но это не было отчаянием. Душа в отчаянии никогда не плачет перед Богом. Как острейшие муки голода испытывает не умирающий, полностью истощенный человек, но, сражающийся за свою жизнь из последних сил, так и оставленность ощущалась не только безбожными и нечестивыми, но и Святейшим из людей, Господом на кресте. Величайшая духовная агония в нашем мире и причина многих психических расстройств заключается в том, что умы, души и сердца лишены Бога. Такая пустота никогда не обрела бы утешения, если бы Он не пережил всё это на Себе. С этого момента, ни один атеист в своем одиночестве не может сказать, что Он не знает, что значит быть без Бога! Эта пустота человечества, вызванная грехом, хотя Он и пережил ее как свою собственную, тем не менее, была выражена громким голосом, чтобы показать не отчаяние, а скорее надежду на то, что Солнце взойдет вновь и рассеет тьму.

 

 

 

ПЯТОЕ СЛОВО

 

Теперь в рассказе о Семи последних словах с креста наступил момент, который, казалось бы, указывает на то, что наш Благословенный Господь говорил о Себе, тогда как в некоторых из предыдущих слов Он говорил с другими. Но факты не так просты. Действительно, потеря крови в результате страданий, неестественное положение тела с чрезмерным напряжением рук и ног, растянутые мышцы, открытые раны, головная боль от тернового венца, отек кровеносных сосудов, усиливающееся воспаление – всё это вызвало бы физическую жажду. Неудивительно, что Он жаждал; удивительно было то, что Он это произнес. Тот, Кто поместил звезды на их орбитах и планеты в космосе, Кто затворил море воротами, Кто извёл воду из скалы, по которой ударил Моисей, Кто создал все моря, реки и источники вод, Кто сказал женщине из Самарии: «Человек, который будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек». Пусть теперь Его уста обронят кратчайший из семи возгласов с креста:«Жажду»(Ин 19, 28).

 

Свидетели у креста, хорошо знавшие ветхозаветные пророчества, получили еще одно доказательство того, что Он был страдающим Мессией. Его четвертое слово, выражавшее страдания Его души, и Его пятое слово, выражавшее страдания тела, были предсказаны. Жажда была символом ненасытного характера греха; плотские наслаждения, приобретенные ценой духовной радости, подобны питью соленой воды. Богатый человек в аду, в притче, жаждал и умолял Авраама попросить Лазаря смочить ему язык хотя бы каплей воды. Полное искупление греха требовало, чтобы Искупитель почувствовал жажду осужденных навеки, прежде чем они будут осуждены. Но и для спасенных это была жажда – жажда душ. У одних людей присутствует страсть к деньгам, у других – к славе; Его страсть была направлена к душам! «Дай Мне пить» (Ин 4, 7) означало «дай Мне твое сердце». Трагедия Божественной любви к человечеству состоит в том, что жаждущему Богу люди подали уксус и желчь.

 

 

 

ШЕСТОЕ СЛОВО

 

Бог предвечно желал сотворить людей по образу Своего предвечного Сына. Совершив и достигнув этого подобия в Адаме, Он поместил его в сад, настолько прекрасный, насколько один лишь Бог умеет сделать сад прекрасным. Каким-то таинственным образом восстание Люцифера отозвалось эхом на земле, и образ Божий в человеке стал размытым. Тогда Небесный Отец пожелал по Своей Божественной милости вернуть человеку его первозданную славу, чтобы падший человек мог познать прекрасный образ, которому ему суждено было соответствовать. Бог послал Своего Божественного Сына на эту землю не только для того, чтобы простить грех, но и для удовлетворения справедливости посредством страданий.

 

В прекрасном Божественном домостроительстве искупления те же три вещи, которые сотрудничали в грехопадении, участвовали и в искуплении. Вместо непослушного человека Адама был послушный новый Адам – Христос; вместо гордой женщины Евы, была смиренная новая Ева – Дева Мария; вместо древа из Сада было дерево креста. Вспомнив Божественный план и после вкушения уксуса, исполнившего пророчество, теперь Он произнес: «Совершилось» (Ин 19, 30).

 

Это не было выражением благодарности за то, что Его страдания закончились, хотя унижение Сына Человеческого подошло к концу. Скорее всего, Его жизнь с момента Его рождения и до самой смерти верно достигла того момента, который Небесный Отец послал Его исполнить.

 

 

 

СЕДЬМОЕ СЛОВО

 

Одним из наказаний, наложенных на человека в результате первородного греха, было то, что он умрет в теле. После изгнания из сада Адам наткнулся на безжизненное тело своего сына Авеля. Он заговорил с ним, но Авель не ответил. Голова была приподнята, но она безвольно упала; его глаза были холодными и широко раскрытыми. Тогда Адам вспомнил, что смерть была наказанием за грех. Это была первая смерть в мире. Теперь новый Авель, Христос, убитый расой Каина, приготовился вернуться в свой дом. Его шестое слово было обращено к Земле, седьмое – к Богу. Шестое было прощанием со временем, седьмое – началом Его славы. Блудный сын возвращался домой; тридцать три года назад Он покинул дом Отца и отправился в чужую страну этого мира. Там Он начал тратить Свое имущество, божественные богатства силы и мудрости; в Свой последний час, Его имущество плоти и крови было растрачено среди грешников. Не осталось ничего, чем можно было бы питаться, кроме шелухи, насмешек и уксуса человеческой неблагодарности. Теперь Он погрузился в Себя и приготовился вернуться домой, в дом Своего Отца, и, сделав это, Он испустил из уст Своих совершенную молитву: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23, 46).

 

Когда эти слова были произнесены, с противоположного холма Иерусалима донесся звук тысяч ягнят, которые были закланы во внешнем дворе храма, чтобы их кровь могла быть принесена в жертву Господу Богу на жертвеннике, и их плоть могла быть съедена народом. Мы не знаем, есть ли хоть доля истины в учении раввинов о том, что в один и тот же день Каин убил Авеля, Бог заключил завет с Авраамом, Исаака привели на гору для жертвоприношения, Мелхиседек предложил хлеб и вино Аврааму, а Исав продал свое первородство Иакову; но в этот день был заклан Агнец Божий и все пророчества были исполнены. Труд искупления был завершен. Восторг любви расторг мышцы сердца. Сын Человеческий склонил голову и пожелал умереть.

 

Перевод: семинаристСудакС.,

Text from the book: «Life of Christ» by Bishop Fulton Sheen

https://opusangelorum.org/Passio/friday/24_7Words_II_FultonSheen.pdf

 

 




.