ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(283)'19


43 римский Папа - Св. Целестин I

 

 

  43 римский Папа

 

Церковное имя

 

Св. Целестин I

 

Светское имя

-

Годы понтификата

     10.IX.422 (3.XI.422)

    – 26(27).VII.432

    (01.VIII.432)

 

Место рождения

и происхождение

 

     римлянин

    из   Кампании или

    Рима

 

 

 

 

О жизни и деятельности св. Целестина до его избрания Папой сведений не сохранилось. Известно лишь, что он был римлянином, а его отца звали Приск.

 

Вероятно, с будущим Папой можно идентифицировать Целестина, находившегося некоторое время в Милане в окружении св. Амвросия Медиоланского, о чём сообщает Арнобий Младший в сочинении «Conflictus cum Serapione de Deo trino et uno»(«Спор с Серапионом о Боге едином и троичном») II, 13 (PL 53, 289). Кроме того, по-видимому, именно Целестин, бывший в то время диаконом, упоминается в послании Папы Иннокентия I от 19.03.416. Также не исключено, что Целестин был адресатом написанного очень почтительным языком послания св. Августина от 418 года (Epistola 192).

 

По мнению французского историка отца Луи-Себастьяна Тиллемона, понтификат Папы Целестина начался 10 сентября 422 года, тогда как болландисты, вероятно, основываясь на «Liber Pontificalis», указывают дату 3 ноября 422.

 

Несмотря на трудные времена для Рима, Целестин I, по-видимому, был избран без какого-либо противодействия, единогласным решением жителей Рима, о чём говорится в послании св. Августина. По-видимому, между этими святыми существовала крепкая дружба, поэтому после смерти Августина Папа Целестин написал длинное письмо епископам Галлии, говоря о его святости, эрудиции и рвении, запретив какие-либо нападки на память о нём со стороны полупелагиан, чье влияние возрастало в те годы.

 

Хотя Целестин был Папой в непростые моменты, когда мир и покой в Церкви нарушали различные ереси и лжеучения (манихеи, донатисты, новациане, пелагиане и др.), а варварские орды начли свое движение вглубь Империи, твердый, но добрый характер Целестина позволил ему успешно справиться с требованиями его позиции. Везде, где встречаем упоминания о нём, мы видим его поддерживающим права Церкви и достоинство своего служения. Папа ревностно защищал учение своих предшественников, не терпя ересей и новшеств. В служении ему помогала Галла Плацидия, мать малолетнего императора Западной Римской Империи Валентиниана III, изгнавшая из Рима манихеев и других еретиков, сеющих смуту в этом месте.

 

Важнейшим событием понтификата Папы Целестина стал Эфесский Собор, на котором было осуждено учение Константинопольского архиепископа Нестория. Еще до Собора, пытаясь убедить Нестория оставить ложные христологические воззрения, Папа Целестин написал ему обширное послание. Когда все попытки оказались тщетными, Папа уполномочил представлять Апостольский Престол председательствовавшего на Соборе архиепископа Кирилла Александрийского. Он утвердил акты Собора и направил послания императору Восточной Римской Империи Феодосию II, духовенству и народу Константинополя, в которых выразил свое отношение к состоявшемуся Собору и Несторию, низложив последнего.

 

Кроме того Целестин ревностно боролся с пелагианством. Он не только изгнал Целестия, соратника и главного ученика Пелагия из Италии, но и обеспечил дальнейшее осуждение этой секты на вышеупомянутом Эфесском Соборе.

 

В 429 году, узнав о том, что Агрикола, сын британского епископа Савериана, женившегося до рукоположения, стал распространять зерна пелагианской ереси в Британии, Папа Целестин I направил на родину Пелагия, епископов Германа Осерского и Лупа Труанского, с целью противостоять распространению там сей ереси. Миссия этих святых была успешна, и положила также начало христианизации Ирландии, ведь ее успешным продолжением стала деятельность
св. Патрика, посвященного Германом в сан епископа в 432 году. Прежде св. Патрика Папа Целестин направлял в Ирландию и Шотландию св. Палладия, однако, последний был изгнан из Ирландии. Именно отправка св. Патрика в Ирландию (которому в этом изначально было отказано), вероятно, является тем действием Папы Целестина, которое имело наиболее долгосрочные позитивные последствия, ввиду того, что ирландцы, впоследствии обратившись, стали активными миссионерами, сыгравшими огромную роль в деле обращения варварской Европы, по большей части не знавшей Христа.

 

При понтификате Папы Целестина вновь всплыло дело африканского пресвитера Апиария, начавшееся еще во время понтификата Папы Зосимы. Апиарий, ранее изгнанный из Сикки, а позже и из Табарки, вновь обратился с апелляцией в Рим. Папа Целестин решил принять и выслушать его, а затем направил в Африку легатом епископа Фаустина, прежде бывавшего там в качестве представителя Папы Зосимы. На поместном Соборе в Карфагене жители Сикки, где был священником Апиарий, высказали свои обвинения, но епископ Фаустин пытался настаивать на его восстановлении в священническом достоинстве. На четвертый день заседаний Апиарий внезапно решил признать себя виновным, и легат был вынужден его низложить, отлучив от Церкви. Вопрос был решен, и Папа Целестин утвердил акты Собора. Восточные схизматики нередко пытаются представить этот конфликт между Римом и церковью Африки как опровержение первенства Апостольского Престола, однако африканские епископы всегда очень осторожно высказывали свое несогласие с Папой, не подвергая сомнению его первенство, а лишь возражая против опрометчивых действий.

 

Помимо вышеназванных ересей, святой Целестин боролся с новацианами, у которых, как сообщает византийский христианский историк Сократ Схоластик, Папа изымал церкви, требуя от их епископа «проводить свои встречи тайно в частных домах». В противовес новацианам, отказывающим покаявшимся вероотступникам в возвращении в лоно Церкви, Понтифик постановил, чтобы ни одному умирающему грешнику, искренне просящему об этом, не было бы отказано в Таинстве Покаяния и отпущении грехов, поскольку покаяние зависит не столько от времени, сколько от сердца, которое может измениться в тот момент, когда Бог того пожелает.

 

Крепко держась древних канонов, святой Целестин писал послания епископам Иллирии, Галлии, Апулии и Калабрии, требуя от них того же, подтверждая тем самым действия своих предшественников. В частности, италийским епископам он писал, что духовенство не должно быть невежественным по отношению к канонам, а мирян не следует выдвигать в епископат, минуя имеющееся духовенство, каким бы сильным не было стремление к этому у народа, ведь народ необходимо учить, а не следовать за ним (populus docendus non sequendus). Нарушителям Понтифик грозил серьезными наказаниями.

 

Кроме того, он предписал епископам не одеваться как монахи, и заявил о том, что необходимо предпринять жесткие меры против некоего Даниила, монаха с Востока, произведшего большой беспорядок в Церкви Галлии.

 

Дошедшие до наших дней сочинения Папы Целестина состоят из шестнадцати посланий, о многих из которых говорилось выше, а также фрагмента рассуждений о несторианстве, с которым он выступал перед созванным им Римским Синодом в 430 году. «Capitula Coelestini», десять решений из которой относительно благодати сыграли важную роль в истории августинизма, более не приписываются авторству Папы Целестина. Веками они считались неотъемлемой частью его послания епископам Галлии, однако ныне выяснилось, что вероятнее всего они являются частью трудов
св. Проспера Аквитанского. Анастасия Библиотекарь приписывает Целестину еще и несколько постановлений, но это недостаточно достоверно. Кроме того, вызывает сомнения также утверждение «Liber Pontificalis»о том, что именно Папа Целестин добавил Introit (Входное песнопение) к Святой Мессе.

 

Во время своего понтификата Папа Целестин произвел реставрационные работы в базилике Пресвятой Девы Марии в Трастевере (Санта-Мария-ин-Трастевере), пострадавшей во время взятия Рима вестготами в 410 году, а также приступил к строительству грандиозной базилики Святой Сабины на Авентинском холме (Санта-Сабина-аль-Авентино), работы над которой продолжались во время всего его понтификата.
В базилике сохранилась мраморная плита с посвящением св. Целестину.

 

Папа Целестин I сначала был похоронен на кладбище св. Присциллы на Соляной дороге, в усыпальнице, которую он построил около базилики святого Сильвестра. Как сообщает Папа Адриан I в своем послании Карлу Великому (De sacris imaginibus), гробницу Целестина украшали росписи, иллюстрирующие эпизоды Эфесского собора, которыми Папа, вероятно, при жизни повелел ее расписать. Около 817 (по др. данным 820) года Папа Пасхалий I перенес мощи Целестина в базилику св. Пракседы (Санта-Прасседе). При этом Кафедральный собор Мантуи также претендует на то, что в нём хранятся мощи Понтифика.

 

Точная дата смерти Папы Целестина неизвестна. В Римской Церкви его вспоминают
6 апреля (в большинстве источников так сказано, хотя в некоторых также указывается
27 июля), в день, когда он был похоронен в катакомбах св. Присциллы. На Востоке же, где он был известен прежде всего своей борьбой с несторианством, днем его памяти является
8 апреля. Святого обычно изображают как Понтифика с голубем, драконом и пламенем.

 

Вадим Пархоменко











.