ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2(282)'19


Папа в Объединенных Арабских Эмиратах







День 1

Официальный прием в Абу-Даби, встреча с наследным принцем шейхом Зайедом Аль Нахайяном

В воскресенье вечером 3 февраля 2019 г. началась 27-ая Апостольская поездка Папы Франциска, на этот раз в столицу Объединенных Арабских Эмиратов под францисканским девизом «Сделай меня инструментом Твоего мира», который на первых полосах цитировали большинство ежедневных газет («Gulf News», «Khaleey Times»). Папа Франциск первый в истории Понтифик, прибывший в Персидский залив. Преемник Петра посетил эту страну, чтобы принять участие в межконфессиональной конференции и поддержать местную католическую общину, через восемь веков после встречи св. Франциска Ассизского с султаном Аль Маликом Аль Камилем.

«Мы самые счастливые люди на земле, потому что вы здесь», приветствовал в аэропорту римского гостя наследный коронный принц Эмиратов шейх Зайед Аль Нахайян. Вместе с ним Папу приветствовал верховный имам египетского университета Аль-Азхар, Ахмед Аль Таджиб, встречающийся с Папой Франциском уже в пятый раз и сопровождавший его во время всего пребывания. Понтифик был размещен в правительственной резиденции Мушриф Палац, поскольку в Абу-Даби нет папского представительства, а Апостольский Нунций приезжает сюда из Кувейта. Официальное публичное приветствие делегации Ватикана состоялось в понедельник в полдень в недавно завершенном (2017 г.) Президентском Дворце, огромном комплексе белоснежных зданий, над которым возносится 70 куполов. Папа Франциск поприветствовал ряд представителей федерального государства, а затем в течение двадцати минут беседовал с наследным принцем.
Послеобеденная программа началась с посещения большой мечети Шейх Зайда, одной из крупнейших мечетей в мире, названной в честь основателя и первого президента Объединенных Арабских Эмиратов, чье тело покоится в соседнем мавзолее. Мечеть может вместить до сорока тысяч человек, помимо монументальности или использованию дорогостоящих материалов и украшений характеризуется несколькими мировыми рекордами, начиная от самого большого в мире ковра до гигантской люстры из настоящего золота и хрусталя. Однако в архитектурном комплексе мы также находим библиотечный и культурный центр, предлагающий образовательные и туристические программы. Папу Франциска ожидали в мечети три министра Эмиратов: иностранных дел, культуры и толерантности (это недавно созданное министерство в рамках Года толерантности, который в этом году объявили Эмираты). Епископ Рима в мечети в течение получаса беседовал с Советом старейшин, независимой мусульманской организацией, существующей в Абу-Даби, а затем отправился к мемориалу основателя, описывающего жизнь и наследие покойного шейка Зайды.
В этом месте с воскресенья
3 февраля проходил межконфессиональный конгресс посвященный братству, в нём приняли участие около 700 приглашенных деятелей разных конфессий. Конференция посвящена трем темам: «Принципы межличностного братства», «Общая ответственность за достижение межличностного братства» и «Межличностное братство как вызов и возможность». 4 февраля на ее программу, которую открыл коронный принц Эмиратов, вице-президент и премьер, Мохаммед бин Рашин Аль Мактум, и главный имам Аль Азхар, были приглашены представители принимающего государства, так как Папа Франциск по причине краткосрочного визита не смог поприветствовать их отдельно. Присутствовал и Дипломатический корпус при Объединенных Арабских Эмиратах. Среди участников был также президент Египта Аль Сиси, маронитский Патриарх Бешар Раи и другие высокопоставленные государственные и религиозные лидеры из разных стран Ближнего Востока.

«Человеческое братство от нас, религиозных лидеров, требует лишить слово «война» любого рода одобрения», – сказал Папа на межконфессиональном конгрессе.

Преемник Петра в своей речи вышел за пределы логотипа Апостольского визита – голубя с оливковой ветвью, который является ссылкой на историю Потопа и Спасения, присутствующего в различных религиозных традициях. «Сегодня во имя Бога и для сохранения мира нам нужно так же вместе, как единая семья, войти в ковчег братства, который может устоять в штормах мира», – подчеркнул Папа.
«Отправной точкой является признание того, что Бог является создателем единственной человеческой семьи. (...) Невозможно чтить Творца без заботы о священности каждого человека и каждой человеческой жизни. Каждый одинаково ценен в глазах Бога. Он не смотрит на человеческую семью с различием, которое исключает, но с великодушием, которое объединяет. Поэтому дать каждому человеку одинаковое право – значит, славить имя Бога на земле. Во имя Бога-Создателя необходимо без каких-либо колебаний осуждать любую форму насилия, поскольку это серьезная профанация имени Бога, если оно используется для оправдания ненависти и насилия против брата. Нет насилия, которое могло бы быть религиозно оправданным.
Врагом братства является индивидуализм, проявляющийся в стремлении возвышать себя и свою группу над другими. Это ловушка, которая угрожает всем аспектам жизни, даже той, самой возвышенной и врожденной человеческой привилегии – открытости к трансцендентности и религиозности. Истинная религиозность заключается в любви к Богу всем сердцем и к ближнему, как к самому себе. Поэтому религиозные действия постоянно нуждаются в очищении от возникающего искушения смотреть на других как на врагов и противников. Каждое вероучение призвано преодолеть противоречия между друзьями и врагами, чтобы овладеть небесной перспективой, которая воспринимает людей без привилегий и дискриминации.
Поэтому я рад оценить приверженность этой страны к терпимости, гарантии свободы религиозного культа и отрицанию экстремизма и ненависти. Если поощряется фундаментальная свобода исповедования собственного кредо, являющегося внутренним требованием для реализации человека, в то же время ограждается, чтобы религия не использовалась с другой целью, то это снижает риск, что разрешение на насилие и терроризм заставит отречься от себя самого.

Братство, безусловно, «также включает в себя множественность и разнообразие, которые есть у братьев и сестер, даже если они связаны с их рождением и имеют одинаковую природу и достоинство» (Послание к Всемирному дню мира 2015, 2). Это означает религиозное многообразие. Правильное отношение в этом контексте не является насильственным единообразием или примирительным синкретизмом. Как верующие, мы призваны стремиться к одинаковому достоинству для всех во имя Милосердного, Который нас создал, и во имя Которого нам нужно искать композицию контрастов и братства в разнообразии. Я хотел бы подчеркнуть здесь убежденность Католической Церкви: «Но мы не можем обратиться в молитве к Богу, Отцу всех, если мы отказываемся вести себя по-братски по отношению к некоторым людям, созданным по образу Божьему» (Nostra aetate, 5)».

После размышления о природе братства Папа Франциск говорил о том, как это отношение воплощать в человеческой семье, и каков вклад религии. «Как и в каждой семье, – отметил он, – это делается посредством ежедневного диалога. Бог дал вам собственную идентичность, от которой не нужно отрекаться, чтобы понравиться другому».

«В то же время, однако, Он призывает к мужеству принятия многообразия, что подразумевает полное признание другого и его свободы и последующее обязательство обеспечить, чтобы его основные права всегда и везде уважались». Без свободы невозможно быть детьми человеческой семьи – только рабами. Я хочу подчеркнуть религиозную свободу. Она не ограничивается только свободой культа, но она видит в другом того же брата, сына того же человечества, которому Бог дает свободу, и поэтому его ни одно учреждение не должно ни к чему принуждать во имя Бога. Смелость по отношению к различиям – это душа диалога, основанного на искренности намерений. Диалогу вредит лицемерие, из-за которого возникает отчуждение и подозрение. Невозможно проповедовать братство, а затем противоречить ему».

Епископ Рима указал на роль молитвы, которая укрепляет братство, когда совершается сердцем. Она является первым шагом в межрелигиозном диалоге, подчеркнул Папа Франциск и возвратился к первоначальному образу голубя. Как и он, мировое будущее несется на двух крыльях – образовании и справедливости.
«Образование, что по-латыни означает вырвать, поднять, вывести – это открыть ценные интеллектуальные ресурсы. Нужно сказать, что в этой стране инвестируется не только в добычу природных ресурсов, но и в ресурсы сердца и в образование молодежи. Это усилие, которое, я верю, будет продолжаться и расширяться в других местах. Воспитание происходит во взаимоотношениях. Известное изречение «Познай самого себя» мы должны дополнить другим, которое гласит: «Познай брата» – его историю, культуру и веру – потому что нет истинного познания себя без познания другого. (...) Инвестиции в культуру ведут к уменьшению ненависти, росту цивилизации и процветанию».
«Справедливость – это второе крыло мира, – продолжил Папа Франциск, – и поэтому невозможно верить в Бога и не стараться применять справедливость ко всем. Справедливость также тесно связана с миром, согласно высказыванию пророка Исаии: «Справедливость сотворит мир»
(Ис 32, 17)».
«Мир умирает, если отделяется от справедливости, но справедливость ложна, если она не универсальна. Справедливость только для родственников, соотечественников и единоверцев – это хромающая справедливость, притворная справедливость. Религия также имеет задачу напоминать, что жадность к прибыли делает сердце инертным, и что действующие рыночные законы, требующие всего и сразу, не помогают встречам, диалогу, семье и важным аспектам жизни, которые требуют времени и терпения. Пусть религия будет голосом братьев, а не статистики; пусть она встанет на сторону бедных; охраняет братство во тьме конфликтов и зорко предупреждает человечество, чтобы оно не закрывало глаза перед несправедливостью и никогда не закрывалось от многочисленных даров мира», – напомнил Папа Франциск на межконфессиональной конференции. В конце своей речи он был вдохновлен изображением пустыни, которая окружает сияние мегаполисов Эмиратов. «Это некогда негостеприимное место сейчас процветает и обеспечивает работу людям разных национальностей, но постоянное процветание это не гарантирует», – отметил Епископ Рима.
«Врагом братства является индивидуализм, а препятствием на пути развития – равнодушие, которое превращает цветущие луга в пустынные равнины. Чисто утилитарное развитие не допустит реального и устойчивого прогресса. Только целостное и последовательное развитие предлагает будущее достойное человека. Безразличие мешает видеть за прибылью человеческое сообщество и брата за работой, которую он делает. Безразличие не смотрит в завтрашний день, не заботится о будущем творения, не гарантирует достоинства пришельца и будущего детям».
«Как верующие, мы призваны стремиться к одинаковому достоинству для всех во имя Милосердного, Который нас создал, и во имя Которого нам нужно искать композицию контрастов и братства в разнообразии. Я хотел бы подчеркнуть здесь убежденность Католической Церкви: «Мы не можем обратиться в молитве к Богу, Отцу всех, если отказываемся действовать по-братски по отношению к некоторым людям, созданным по образу Божьему» (Nostra aetate, 5)«.

Папа Франциск закончил призывом, адресованным другим странам Аравийского полуострова, затем, он оценил уважение, толерантность и свободу религиозного культа в Арабских Эмиратах.
«Я хотел бы, чтобы не только здесь, но и во всём регионе Ближнего Востока были конкретные возможности для встреч; в обществах, где люди разных религий имели бы одинаковое право на гражданство, и где бы в праве на существование было бы отказано только любой форме насилия.
Братское сосуществование, основанное на воспитании и справедливости; человеческое развитие, основанное на доброжелательном отношении и правах каждого человека, – это семена мира, которым религии призваны дать вырасти.

Документ о человеческом братстве, подписанный высшим суннитским религиозным авторитетом, главным имамом Ахмедом Эль-Тайебом и Римским Епископом Франциском можете прочитать на сайте «Кредо».

Незадолго до своего выступления Папа Франциск и главный имам Ахмед Эль-Тайеб подписали совместный документ о человеческом братстве, озаглавленный «За мир и совместное сосуществование», который в отношениях между христианством и исламом представляет собой значительную историческую веху, если речь идет о признание религиозной свободы и отказе от любого религиозного оправдания насилия и войны. Этот документ содержит подробный анализ сосуществования человека, а также конкретные показатели его культивирования. Папа в своем выступлении на конгрессе процитировал три отрывка:
«Никто не может намеренно использовать религию для разжигания ненависти, насилия, экстремизма и слепого фанатизма ... [или] использовать имя Бога для оправдания убийства, изгнания, терроризма и угнетения».
«Свобода – это право каждого человека: каждый наслаждается свободой религии, мышления, выражения и действия... Божественная Мудрость является источником, из которого вытекает право на свободу религии и свободу индивидуальности».
«Справедливость, основанная на милосердии, – это путь, которым необходимо идти для достижения достойной жизни, на которую имеет право каждый человек».
Межконфессиональная встреча закончилась в первый день визита Папы в Абу-Даби.

 

День 2


«Блаженны миротворцы» – похвалил Папа 180 000 верующих, пришедших на богослужение, которое состоялось на крупнейшем футбольном стадионе в Абу-Даби.

Папа Франциск покинул Аравийский полуостров в 10:30 по времени Центральной Европы (в Казахстане 14:30). После прощания с наследным принцем шейхом Мухаммедом бин Зайедом Аль Нахайяном, как требует протокол государственных визитов. В римском аэропорту Чампино самолет с Папой на борту приземлился в 16:15 (21:15 по времени Казахстана).
На борту самолета Boeing 787 Dreamliner компании «Ethiad» Папа провел пресс-конференцию перед семьюдесятью журналистами, сопровождавшими его в поездке. Стоит отметить, что аэролинии Объединенных Арабских Эмиратов «Ethiad» и «Emirates» включали прямую трансляцию Богослужения в утренних телевизионных программах.


Блаженны миротворцы

Святая Месса в Абу-Даби войдет в историю как крупнейшее христианское событие на Аравийском полуострове. Согласно местным источникам, на Святую Мессу собралось 180 000 паломников. Лишь небольшая часть из них смогла занять места (43 000 места) на стадионе «Zayed Sports City», другие расположились вокруг стадиона и следили за Мессой через установленные экраны. В разноцветной толпе на фоне белого подиума, оживленного желтыми цветами и красными полосами на одеждах министрантов, присутствовали верующие сотни национальностей и около 4000 мусульман. Проповедь прочитал на арабском языке секретарь Папы священник из Египта Йоаннис Лахзи Гаид. Литургические тексты прозвучали на английском языке, а в проповеди Святой Отец остался верен итальянскому. В ней Папа призывал к умеренности и справедливости «несмотря ни на что», согласно тому примеру, который Иисус дал нам в заповедях блаженства.

Блаженства повседневной
жизни

«Пусть ваши общины станут оазисом мира», – сказал Папа Франциск христианам Аравийского полуострова. «Следование за Иисусом и жизнь по блаженствам не всегда приносит радость. Любой, кто живет в горе, страдает от несправедливости, кто посвящает себя созданию мира, знает, что значит страдать», – сказал Святой Отец верующим, которые приехали в Эмираты работать и не все живут в хороших условиях. Он призвал их к святости повседневной жизни.
«Дорогие братья и сестры, я также хотел бы сказать вам, что жизнь по блаженствам не требует поразительных жестов. Посмотрим на Иисуса: Он не оставил после Себя никаких сочинений, не сделал ничего впечатляющего. И когда рассказал нам, как жить, Он не просил нас создавать великолепные произведения или сообщать о себе необычными поступками. Он попросил нас реализовать только одно произведение искусства, доступное каждому, – свою жизнь. Блаженства являются картой жизни, они требуют не сверхчеловеческого поведения, но подражания Иисусу в повседневной жизни».

Смысл земной жизни:
общение с Богом и любовь
к ближним

Христианская жизнь – это не набор правил, которым нужно следовать, и не набор доктрин, которые нужно знать, но осознание того, что мы любимы Отцом. Христианство означает радоваться по блаженствам и понимать жизнь как историю верной Божьей любви. Именно эта радость, которую никто в мире не может нам ни дать, ни отобрать, является задатком вечного счастья. Иисус переворачивает обычное мышление, в котором блаженными считаются богатые и успешные. Он говорит о блаженных бедняках, тихих, справедливых и преследуемых:
«Кто прав? Иисус или мир? Чтобы мы поняли это, давайте посмотрим, как жил Иисус: бедный материально, но богатый любовью, Он исцелил так много жизней, но не пожалел Своей. Он пришел послужить, а не чтобы служили Ему; Он учил нас, что велик не тот, кто имеет, а тот, кто дает. Справедливый и тихий, Он не противостоял и позволил несправедливо осудить Себя. Таким образом Иисус принес в мир Божью любовь. Только так Он победил смерть, грех, страх и саму светскость – силой божественной любви. Сегодня вместе помолимся о благодати, чтобы мы вновь открыли для себя красоту следования и подражания Иисусу, чтобы мы не искали ничего, кроме Его Самого и Его смиренной любви. Именно здесь, в общении с Ним и в любви к ближним, лежит смысл земной жизни».

Полифония веры
и симфония Святого Духа

Папа Франциск поблагодарил местных христиан за их жизнь согласно Евангелию. «Говорят, что между написанным и пережитым Евангелием такое же различие как между написанной и исполняемой музыкой», – добавил он. С симфонией и «радостной полифонией веры» Папа также сравнил разнообразие языков и обрядов, которые «любит и постоянно создает Святой Дух». Богатство культур и ритуалов также отражала молитва верных, которая велась на корейском, конкани (индоиранском языке, используемом на западном побережье Индии), французском, тагальском (один из наиболее распространенных языков на Филиппинах), на урландском языке (используемом в основном мусульманской общиной в Индии) и на малаялам – главном языке индийского штата Керала. Святой Отец также напомнил эпизоды из жизни двух святых, искушение св. Антония Отшельника и наставления св. Франциска Ассизского для братьев, идущих к Сарацинам. Папа указал на то, что Бог присутствует даже в моменты испытаний, когда мы сами не можем Его увидеть, и процитировал отрывок наставления св. Франциска, призывающий к мягкости:

«Не начинайте ссоры или споры, но «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» (1 Пет 2, 13) и исповедуйте, что вы – христиане» (Regola non bollata, XVI). Ни ссор, ни споров – это касается и священников – в то время, когда многие уходили с тяжелым оружием, святой Франциск напомнил, что христианин идет в путь вооруженный только своей скромной верой и конкретной любовью. Мягкость важна, и если мы будем жить в мире по-Божьему, то станем источником Его присутствия; в противном случае мы не принесем плодов».

В конце Папа Франциск сравнил христианскую общину Аравийского полуострова с церковью в Филадельфии, о которой мы слышим в Откровении святого Иоанна. Филадельфия – означает любовь среди братьев. Это церковь, которая остается в слове Иисуса и братской любви, она нравится Господу и приносит плоды. Я молюсь для вас о благодати сохранять мир и единство, заботиться друг о друге в прекрасном братстве, для которого нет первой и второй категории христиан», – так Папа Франциск закончил проповедь на стадионе в Абу-Даби.


Церковь мигрантов

В завершении Литургии на Аравийском полуострове Папа Франциск поблагодарил апостольского викария для Южной Аравии епископа Павла Хиндеру за его пастырскую работу. Этот швейцарский капуцин далее в своем приветствии сказал об «историческом моменте»: визит Папы в Объединенные Арабские Эмираты был знаком его заботы об этой «Церкви мигрантов со всего мира». Святой Отец в алфавитном порядке поприветствовал верующих всех представленных католических обрядов: халдеев, коптов, греко-католиков, мельхийцев, римо-католиков, маронитов, сирийских католиков и верующих сирийско-малабарского и сирийско-маланкарского обрядов.
Верующие аплодисментами поддержали благодарственную речь епископа Хиндера потомственному принцу Мухаммеду бин Зайеду и правительству за то, что они позволил Папе посетить Абу-Даби и бесплатно предоставили самый большой стадион в стране для служения Мессы. Кроме того, правительство предоставило свободный день всем, кто хотел посетить Мессу с Папой Франциском.

Незадолго до утренней литургии Папа Франциск посетил собор св. Иосифа, одну из двух католических церквей в Абу-Даби. Церковь, строительство которой началось в 1962 году, и освященная спустя три года, в 1981 году была перемещена с бульвара Корниш на новое место, где и находится теперь, а в 1983 году она стала Кафедральным собором Апостольского викариата. Копия документа дарственной на землю для строительства этого храма была официально преподнесена шейхом Мухаммедом бин
Зайедом римским гостям. Святейшего Отца в соборе приветствовали епископ Хиндер и настоятель отец Джонсон Кадуканмакал, 57-летний уроженец индийской Кералы. Одна из местных семей вручила Папе Франциску цветы, которые он затем положил на алтарь. После короткой молитвы в тишине Святой Отец благословил собравшихся и отправился на стадион.


Арабские СМИ: Большая
гласность и ретушь

Услужливые жесты местных правителей Преемнику Петра привлекли большое внимание местной прессы. Характер режима, однако, указывает на то, что не проникало в газетные статьи, – отмечает наш корреспондент Стефан фон Кемпис:

«Последний день визита Папы в Персидский залив также внимательно отслеживается местными СМИ. Телевидение транслировало в прямом эфире Святую Мессу, которую служил Папа Франциск, был подчеркнут ее праздничный характер, камера снимала маленьких детей с флагами Ватикана в руках. Почти все газеты печатают на первых страницах Папу Франциска и верховного имама Эль Тайеба Аль Азхара. «Мы строим будущее вместе», – пишет «Arab News». В статье подчеркивается межрелигиозный характер поездки.
«За разоружение сердец людей», – гласит заголовок «Khaleej Times». В статье о приеме Папы в президентском дворце подчеркивается «упоминание Папой Франциском важной роли Эмиратов в развитии культуры диалога» и подробное изложение его поездки.

«Наши лидеры заслуживают всяческих похвал за исторический визит Папы, – говорится в письме какого-то человека из Дубая, напечатанном в „Khaleej Times”», – добавляет Стефан фон Кемпис из Абу-Даби.
Источник: radiovaticana.cz
Фото: vatican.va














.