ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2(282)'19


«АКЫН-ТАРАЗИ» «ПОЭТ ТАРАС» Тараз Шевченко и Казахстан

 

«АКЫН-ТАРАЗИ» «ПОЭТ ТАРАС»
Тараз Шевченко и Казахстан





«В Тарасе Шевченко мы видим одного из первых пишущих поэтов казахской земли. Он был одним из первых художников нашего народа. Не только Украина и Россия, но и Казахстан воспитали в нём пламенного борца за свободу. Не зря наш народ назвал его «акын-Тарази» – «поэт Справедливости».
Габиден Мустафин

 

Тарас Шевченко был великим и талантливым украинским поэтом, прозаиком, художником, выдающимся мыслителем. На казахской земле он провел 10 лет, находясь в ссылке по царскому указу.

Эти годы были наиболее трудными в его биографии, но в то же время и очень плодотворными. Он смог не только реализоваться как творческая личность, а также ярко запечатлел и воспел жизнь казахов.

Если Абай является непревзойденным великим поэтом Казахской степи, то на Украине нет ярче личности, чем Тарас Шевченко. Он один из объединяющих духовных скреп для украинского и казахского народов Тарас Шевченко оставил заметный след не только в украинской культуре, но и в казахской.

В Казахстане чтят имя великого поэта и художника Тараса Шевченко, считая его сыном двух народов, внесшим огромный вклад в культурное наследие не только украинского, но и казахского народов.

Татьяна Железняк – гид-экскурсовод: «Почему казахский народ до сих пор так бережно и трепетно хранит память об этом великом человеке? Потому что Тарас Григорьевич, будучи в этом суровом краю, написал очень много рисунков. И по этим рисункам весь просвещенный мир, вся западная Европа узнала о жизни казахских степей».

 

Краткая история жизни

Тарас Григорьевич Шевченко родился в 1814 году в с. Моринцы Киевской губернии (ныне Черкасская область, Украина), в многодетной семье простого крестьянина Григория Шевченко. По семейным преданиям предки его были вольными людьми – казаками, служили в Запорожском войске. Семья его жила бедно. В 9-летнем возрасте он остался без матери, а через два года умер и отец. Тарасу пришлось прислуживать у богатых людей. Будучи очень способным, он вскоре научился грамоте. Работая у помещика Энгельгардта, юный Тарас в свободные минуты увлекался рисованием, пробовал копировать картины великих мастеров живописи.

В 15-летнем возрасте Тарас выехал вместе со своим помещиком в Вильно (ныне г. Вильнюс, столица Литвы), где пробыл два года и старался посещать лекции по искусству рисования. Вскоре Энгельгардт переехал в Петербург и взял с собой Тараса Шевченко. Понимая, как выгодно иметь придворного художника, он отдал его «в науку» мастеру живописи Василию Ширяеву.

В Петербурге Тарас начал писать стихи, встречался с демократически настроенными и влиятельными деятелями культуры. Они, разглядев в молодом Шевченко редкий талант, выкупили его из крепостной неволи. С 1838 по 1845 год Т. Шевченко учился в Петербургской Академии художеств, проявив незаурядные способности в живописи. Его учителем был один из крупнейших русских живописцев Карл Брюллов.

В годы учебы Шевченко много читал, увлекался историей и философией, формировался как поэт. Он много путешествовал по Украине, собирал фольклорный и этнографический материал, зарисовывал исторические и архитектурные памятники, занимался поэзией.

В 1846 году вступил в Кирилло-Мефодиевское братство – тайную политическую организацию. Весной следующего года в руки полиции попал сборник стихов поэта «Три лета», в которых остро обличался антинародный государственный строй Российской империи. Его арестовали в Киеве и под конвоем отправили в Петербург. Он был обвинен в попытке возрождения власти украинских гетманов и создании отдельного украинского государства.

Летом 1847 года Тарас Шевченко в 33-летнем возрасте по царскому указу Николая I был сослан в Казахстан в отдельный Оренбургский корпус рядовым солдатом «под строжайшее наблюдение начальства, с запрещением писать и рисовать». Солдатскую службу он проходил в Орской крепости (ныне
г. Орск, Россия).

Поэт Шевченко отбывал ссылку, в чине рядового, с особой припиской лично Николая I (!) – «не положено писать и рисовать». Но писал и рисовал. Находясь на тяжелой воинской службе первые полтора года,
Т. Шевченко продолжал украдкой писать стихи и рисовать картины.

 

Воспевание жизни казахов

В творчестве поэта и художника почти с первых месяцев ссылки находит отражение окружающая действительность – природа края и быт казахов, кочевья которых располагались вблизи крепости. Наблюдая за жизнью казахского народа, Тарас Григорьевич в письмах к друзьям выражал свое страстное желание воспроизвести ее в рисунках. Он делал зарисовки, изучал казахские легенды и песни, самостоятельно освоил язык степняков. В 1848-1849 годах Тарас Шевченко принял участие в экспедиции по изучению Аральского моря под командованием капитан-лейтенанта А. Бутакова. Ему было поручено зарисовывать виды Аральского побережья и местное население.

По возвращении из экспедиции Т. Шевченко обязан был вернуться к месту солдатской службы. Благодаря ходатайству А. Бутакова, некоторое время он жил в Оренбурге, приводил в порядок зарисовки, сделанные во время экспедиции. Однако по доносу одного из сослуживцев Шевченко вновь был арестован весной 1850 года, несколько месяцев содержался под стражей, а потом был отправлен для продолжения службы в самый отдаленный гарнизон – Новопетровское укрепление (ныне г. Форт-Шевченко, Казахстан, на полуострове Мангыстау). Именно здесь до августа 1857 года продолжалась тяжелая солдатская служба украинского поэта и художника.

Шевченко трепетно относился к культуре Казахстана. Испытываемые им чувства и впечатления он отразил в своих произведениях. Прозаическое наследие великого Кобзаря во время ссылки составило около двух десятков повестей. До нас дошли только некоторые из них: «Княгиня», «Музыкант», «Художник» и др. В повести «Близнецы» он реалистически изобразил жизнь местных казахов.

 

Борьба за справедливость, сочувствие, лирика и красота природы

Поскольку повести Т. Шевченко имели ярко выраженную антикрепостническую направленность, при его жизни они так и не были напечатаны. Все свои произведения поэт тайком записывал в маленькие самодельные тетрадки и прятал их в голенище сапога. В них вошло около 120-ти произведений. Это автобиографические, философские и исторические стихотворения, лирика с образами украинской и казахской природы. В произведениях он осуждал крепостничество, своеволие помещиков и российскую военщину, выражал сочувствие обездоленным казахам.

Между Тарасом и местными жителями установились теплые и сердечные взаимоотношения. Об одной из встреч поэта и художника с казахами один из современников писал: «Казахи гостили у Тараса несколько дней. Принимая гостей, он делился с ними всем своим добром». Несмотря на то, что Тарасу Шевченко было запрещено писать и рисовать, он продолжал делать это тайно.

Из всего изобразительного наследия периода ссылки, насчитывающего около 450-ти работ, почти 350 – посвящены жизни и быту казахского народа, природе Казахстана. Тяжелой жизни казахской бедноты Т. Шевченко посвятил большинство своих картин и зарисовок. В своих письмах он отмечал: «киргизы так живописны, …когда смотрю на них».

 

Впервые изобразил казахскую степь

Одной из самых ярких работ того времени стала картина «Пожар в степи». Широко известны и другие его произведения: «Байгуши», «Казашка», «Пастух», «Казах на коне», «Над степью», «Буран», «Байгуши под окном (Державный кулак)», «Казах в юрте» и многие другие. В них реалистично представлена жизнь степняков.

Айгуль Балабаева – специалист музея имени Тараса Шевченко: «Он себя здесь больше раскрыл как художник и Мухтар Ауезов дал ему высокую оценку, такую: „Тарас Григорьевич Шевченко в реалистическом стиле впервые изобразил казахскую степь”».

Мангистау сыграл в судьбе Тараса Шевченко огромную роль. Именно здесь он создал около двадцати повестей, чудесные пейзажи, портреты, рисунки бытового жанра, зарисовки архитектурных сооружений. Никто до него так широко и тонко не показал в искусстве жизнь и быт казахского народа.

В числе рисунков Т. Г. Шевченко есть работа «Казашка Катя», выполненная художником в 1856 году. Об истории создания этого шедевра в своем рассказе «Катя-Ботагоз» повествует известный в Мангистау краевед-исследователь Отыншы Көшбайұлы.

Самая, пожалуй, знаменитая его картина – «Казашка Катя». Тип женщины-казашки он рисовал именно с Кати, работавшей в семье коменданта Новопетровского укрепления.

 

Плодотворная пустыня

Айгуль Балабаева – специалист музея имени Тараса Шевченко: «Он эту местность называл не запертой тюрьмой. И другу своему писал: «Здесь ничего нет одна пустыня». В этой пустыне он мог, как поэт, как писатель, художник, найти красоту. Красоту жизни и всё это отражал и в картине, и в повести, и в стихотворениях».

«…Завтра – праздник…
Встречу одиноко
Этот день мой друг единый,
В стороне далекой.
… А завтра ж утром
Завоет голодный
Зверь в степи, засвищет утром
Ураган холодный,
Зажат песком и снегом
Мой курень в пустыне».
(Из стихотворения Тараса
Шевченко)

Почти три года на Арале, в Раимском укреплении и на острове Кос-Арал, и семь лет на Мангышлаке, в Новопетровском укреплении.

Айгуль Балабаева: «С 1848 по 1849 годы длилась экспедиция. За эти два года Тарас Шевченко смог написать об Арале около восьмидесяти картин, здесь экспонируется лишь часть его картин: „Пожар в степи”, „Дастанова могила”, „Казах на коне”, „Одинокое дерево”».

Осенью 1848-го шхуны пришвартовались в устье Сыр-Дарьи у крепости Кос-Арал. Бутаков с офицерами уехал. Шевченко остался зимовать. Кос-Аральская зима – как Болдинская осень. Он написал здесь более пятидесяти стихотворений. Позднее переработал их в поэму «Цари», значительное произведение в его творчестве. Ни до Кос-Арала, ни после не было им написано такого количества стихотворений. Большинство из них лирически-интимные, выражающие творческое страдание:

«И серое небо, и сонные воды…
Вдали над берегом поник
Без ветра гнущийся тростник,
Как пьяный… боже, гибнут годы!»
(Из стихотворения Тараса Шевченко)

Казахстанская ссылка оказалась самым плодотворным временем для Шевченко и как для поэта, и как для художника.

 

Уважение и благодарность казахского народа

Местное население уважало Тараса Григорьевича. У него было много друзей среди казахов, называвших его «акын-Тарази» («поэт Тарас»). Он часто ходил в гости в аул возле крепости, где слушал песни и легенды. Общаясь с местным казахским населением, Т. Шевченко находил много общего в исторических судьбах казахского и украинского народов.

Его творчество стало неотъем-лемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Признательной любовью ответил казахский народ великому Кобзарю за это теплое, сердечное участие в его судьбе. В народе слагались предания о добром, правдивом, как «таразы – весы», справедливом акыне Таразы, о «добром русском человеке, который заступался за народ, за что царь отдал его в солдаты». Казахи оценили доброту и жертвенность Шевченко.

Бережно сохранили жители Мангышлака дерево, которое посадил и вырастил Шевченко из прута вербы в память о забитом тем прутом солдате. Так выросло на крови солдатской да на его обильных слезах дерево в Закаспийской земле. Теперь здесь разросся сад-музей. Новопетровское укрепление, где Тарас Шевченко провел в солдатчине
7 лет, было переименовано в Форт-Шевченко. Здесь открыт мемориальный музей; имя Шевченко присвоено республиканской государственной галерее, лучшим улицам городов, учебным заведениям Казахстана. На казахском языке издаются его бессмертные произведения, о нём пели акыны, пишут стихи поэты.

Казахский народ вместе с той «великой, вольной и новой семьей» братских народов, которую предвидел поэт в «Завещании», всегда будет помнить
Т. Г. Шевченко с чувством глубочайшей любви и признательности. Имя Тараса Шевченко навсегда останется в памяти казахского народа. Кроме города Форт-Шевченко, имя великого Кобзаря носят улицы многих городов Казахстана, в том числе и в Астане, Алматы, Актау и других.

«Песни твои, мой любимый
Тарас.
Вместе с народом я слушал
не раз:
Горы склонялись и степи
внимали
Голосу гнева, страданий,
печали».
(Из стихотворения Джамбула
Джабаева)

 

На свободе

В 1857 году, благодаря ходатайству влиятельных людей России и Украины, Тараса Шевченко освободили от дальнейшей ссылки и разрешили вернуться в Петербург. В сентябре 1860 года Петербургская Академия художеств удостоила Шевченко звания академика гравюры. Зимой 1860-1861 года здоровье Т. Г. Шевченко, подорванное ссылкой, резко ухудшилось. В 1861 году он умер.


Источники:
https://e-history.kz/ru/publications/view/3036
© e-history.kz
http://taras-shevchenko.in.ua/statti/shevchenko-kazahstan.html

о. Александр Посацкий









.

.