ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(280)'18


Разговор с директором «Каритас-Казахстан» о. Гвидо Треццани

 

 

– Отец Гвидо, Вы приняли в Риме участие в Международном конгрессе на тему зависимостей (29 ноября – 1 декабря 2018 г.). Каким образом Церковь отвечает на эту проблему?

 

– Можно сказать, что Церковь отвечает в основном двумя способами: первый способ – это сотрудничать, работать как внутри Церкви, так и сотрудничать с другими организациями или специалистами вне ее для того, чтобы разработать теорию или, особенно в некоторых случаях, научный подход к каждому вопросу. Тут нужно подчеркнуть, что международная конференция была как раз насчет зависимости. Обычно, когда мы говорим про зависимость, сразу возникает проблема (особенно в наших краях) наркотиков и алкоголя. Тут целый спектр вариантов, то есть, включая, естественно, вышеуказанные проблемы, плюс еще интернет, порнография, секс и игровая зависимость. Если кратко, то полностью все варианты, которые вызывают зависимость у человека. Поэтому сначала нужно разработать научный подход, чтобы подойти к вопросу не просто с какими-то стандартными, предвзятыми представлениями, то есть теми, которые обычно высказывают люди на улице, а имея перед глазами полную картину. По крайней мере для меня, это было вообще открытие, особенно в некоторых вопросах, то есть в вещах, о которых я вообще не думал, не представлял, что именно в таком объеме, в такой форме это может проявиться. Второй способ – Церковь, естественно, старается тоже – либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с другими организациями – создавать проекты, центры деятельности, где пытаются отвечать на потребности людей, учитывая условия каждой страны, потому что в каждой стране любая проблема возникает и приобретает форму в сильной зависимости от местных условий. Поэтому часть конференции была посвящена обмену опытом, то есть: что делается и как делается, и предысториям той или другой организации, того или другого фонда.

 

 

– Чему можно научиться у других стран в этой области?

 

– Чему можно научиться? Ну, естественно, в любом вопросе есть какие-то общие черты, общие моменты, где, безусловно, опыт «Каритас» или другой организации в любой стране может быть ориентиром и для нас здесь. Разумеется, нужно с одной стороны что-то принимать, а с другой – стараться адаптировать это к нашим условиям и учитывать наши ресурсы. Насчет того, что уже есть, хотя, на мой взгляд, – особенно после того как я увидел, что делается, – естественно, мы еще очень-очень далеко от того опыта, который имеется в других странах. Во-первых, когда возникают какие-то попытки, к сожалению, связанные с одним или с другим человеком, – мы прекрасно знаем во всех областях нашей церковной работы, что если потом человек уходит, уезжает или, не дай Бог, конечно, Бог вызывает его к Себе, если всё полностью было построено на этом человеке, то оно рухнет после того, как человека уже не будет. Поэтому нужно подходить к любому вопросу именно как община или по крайней мере как организация, которая будет действовать либо на уровне каждой епархии, каждого региона, или вообще на уровне страны, для того, чтобы гарантировать стабильность независимо от того, будет ли этот человек или его не будет.

 

 

– Мы знаем, что поместной Церкви эта проблематика реально близка, в некоторых приходах Казахстана проходят встречи групп «Алалон» и «Аллатин» для людей страдающих алкоголизмом (по крайней мере, здесь в Караганде), также существует центр для людей, борющихся с зависимостью, в селе Глубоком на севере Казахстана. Отцы-епископы выразили желание основания единого центра, Вы можете подробнее рассказать об этом?

 

– Епископская конференция дала согласие на основание единого центра или по крайней мере для того, чтобы начать работу. Потом будет видно, что лучше: создать один центр или несколько меньших по объему (я имею в виду специализирующихся в разных областях), но это уже по ходу дела, по ходу работы. Благодаря этой конференции удалось завязать отношения с различными центрами, с различными специалистами, поэтому сейчас как раз речь идет о том, чтобы более подробно и реально – не только на основании разговоров и общей статистики, а на опыте – узнать картину происходящего в стране и в каждой области, в каждой епархии. И, соответственно, тогда начинать уже действовать: искать экономические и человеческие ресурсы и, естественно, уже принимать решения как ввести работу, как дать начало проекту. Разумеется, первый вопрос связан с местом, а место связано с какими-то другими определенными вопросами, потому что, если речь идет, например, о центре для наркозависимых, то там существуют различные подходы: то есть, может быть, будет необходимо создать какой-то небольшой центр, небольшой дом для первого приема людей, на первое время (месяц, два, три или больше). А второй – связан уже с какой-либо деятельностью. Обычно опыт в разных странах показывает, что намного лучше, если имеется опыт работы, а деятельность имеет очень высокий профессиональный уровень, то есть, чтобы не просто убивать время, чтобы не просто занимать время (будем говорить) пациентов, а чтобы уже было стремление, такое же, как в мире бизнеса, то есть стремление к чему-то высокому.

 

 

– Куда на данный момент можно обращаться тем, кто попал в зависимость? Есть ли варианты?

 

– Это больной вопрос, в том плане, что он возник первый раз, когда я посещал Апостольскую Администратуру в Атырау, потому что они там не знают, куда обращаться. Существует опыт с какими-то центрами, государственными и негосударственными, но такое впечатление, что маловероятно, что они имеют долгосрочный результат. То есть любой центр должен иметь не только такой характер первой помощи или реабилитационной помощи, но и, самое главное, поставить человека в состояние вернуться в общество, а не только жить под колпаком какого-то центра. И, насколько мне известно, насколько я слышал, опыт показывает, что их помощь не очень эффективна, то есть мало тех, кто потом на самом деле в состоянии вернуться к нормальной жизни. То есть большой процент людей, которые потом возвращаются к прежней жизни [к зависимости].

 

 

– Каким образом могут подключиться желающие помочь людям, страдающим от зависимостей?

 

– Сначала нужно создать условия, а потом будет видно, какие могут быть нужны ресурсы в плане, допустим, добровольцев или любой другой помощи со стороны. Еще раз: сначала нужно создать достаточно крепкое основание для такого центра, а уже потом принимать помощь со стороны.

 

 

– Каковы планы директора «Каритас-Казахстан» на ближайшее будущее?

 

– Я сейчас еду в Астану, чтобы встретиться с директорами епархиальных подразделений. Мы будем обсуждать различные вопросы: во-первых, как развивать проекты, которые уже существует, и потихоньку распространять их на всю территорию страны, как, например, этот проект, а также проект по детям с синдромом и другие проекты, которые уже на подходе. Можно эти проекты повторять в разных епархиях в зависимости от необходимости и от желания, разумеется, каждой епархии; а затем, вопросы, которые будут возникать у директоров, исходя из нашего первоначального состояния, потому что все организации, все наши отделения фактически начинаются, не говорю что с ноля, но, будем говорить, с какого-то начала. Поэтому сначала всё обсудим, а потом будем уже планировать работу на следующий год. И, разумеется, любой вопрос, любая просьба со стороны, то есть для того, чтобы больше и лучше понять потребности нашего народа, будут с открытым сердцем и разумом приняты, потому что всё это поможет нам строить нашу работу не на основании нашей фантазии, а на конкретных нуждах людей. Так что обращаемся и к вам, и ко всем для того, чтобы получить помощь именно в этом духе. Я надеюсь, – это одна мечта из многих, – что в следующем году удастся нам начать проект по волонтерству, особенно среди молодёжи, по всей стране, поскольку это огромный ресурс нашей страны и нужно его максимально использовать для того, чтобы молодые люди чувствовали себя необходимыми и полезными, для того, чтобы развивать социальную ответственность нашего народа. Спасибо за всё!

 

 

– Спасибо, плодотворного Адвента и близости Бога во всём, что Вы делаете!

Мх







.