ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(280)'18


Бог пришел в мир без золота и серебра, но зато среди грязи

Бог пришел в мир без золота и серебра, но зато среди грязи

Йозеф Августин

 

 

1. Владычество на троне Давидовом

 

В своем благовестии архангел Гавриил предвозвестил Марии, что Бог даст Ее Сыну трон Его предка Давида (ср. Лк 1, 32). С самого начала повествования о Рождестве Иисусовом Лука отмечает, что это предвозвещение исполнилось. По распоряжению кесаря Августа «пошел также и
Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» (Лк 2, 4-5).

И здесь мы встречаем один из тех многих парадоксов, которыми буквально наполнены все четыре Евангелия. Сын Божий, Который должен был родиться в Вифлееме, городе Давида, и которому предназначено было воссесть на его престоле на веки, будет с первых дней Своей жизни подчиняться власти римского оккупанта-императора Августа.

Даже само место рождения
Иисуса, хотя оно и было предвозвещено пророками, будто бы обозначено властью тогдашнего кесаря. Ведь именно по его повелению Иосиф с Марией отправляются в путь и участвуют во всеобщей переписи населения.

Но как раз таки это проявление имперского владычества над оккупированной Палестиной в фоне рождения Иисуса указывает на особый характер владычества Христа. С первых дней Своей земной жизни Богочеловек поясняет нам, что Его владычество не предполагает насилия, подавления и угнетения. Иисус не завоевывает мир мечом. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф 20, 25-26). Владычество Иисуса состояло в служении: «так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»
(Мф 20, 28).

 

2. Небезопасное путешествие в Вифлеем

 

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, …с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна» (Лк 2, 4-5). Для матери, ожидающей вскоре появления ребенка на свет, это было довольно небезопасное путешествие. Но, предпринятое по приказу римского кесаря, оно должно было предзнаменовать собой исполнение Божьего замысла. И поэтому оно просто требовало упования и доверия к Богу.

С момента благовестия Бог будет требовать от Марии просто веры. Мария будет оказываться во многих неприятных, удивительных, а зачастую и непонятных ситуациях. И именно в таких ситуациях Она будет исполнять Свою роль служительницы.

Содержанием этого служения служительницы-Девы не будет главным образом и в первую очередь внешняя помощь, но служение веры. Впредь Она будет проявляться во всём, что будет делать Мария. В силе веры Она воспримет все ситуации, в которые поставит Ее провидение. Мария не защищается, не бежит, не ищет гарантий.

…Взгляните, как изнурена и устала Мария. Постараемся же понять Ее тишину и умиротворение. Обратите внимание и на Иосифа, пекущегося о жене и, как должно мужу, оказывающего Ей всяческую необходимую помощь. Мы можем представить себе, как на протяжении их путешествия Мария с Иосифом молятся, как неустанно доверяются Богу.

Взглянем же и мы на нашу предшествующую жизнь, обращая внимание, прежде всего, на те события и ситуации, когда мы особенным образом были призваны довериться Богу; когда мы были призваны позволить Ему вести нас.

Спросим себя, как мы ответили на этот призыв? Не избегали ли мы и не избегаем ли по сей день ситуаций неопределенности и риска? Присмотримся внимательно к тому, как мы иногда лихорадочно перестраховываемся, как для защиты окружаем себя крепостной стеной.

Обычно мы с особой остротой ощущаем свою недостаточную застрахованность от неожиданностей, а подвергаться риску всегда так болезненно: ведь это грозит нам наиболее глубокими ранами. А поскольку в нас существует нечто вроде прирожденного страха перед какими бы то ни было ранами, мы лихорадочно стараемся обезопасить себя. Чем глубже наш страх за собственное «я», тем лихорадочней и упорней мы стремимся обрести уверенность и безопасность.

Но если бы мы хоть немного руководствовались жизненным реализмом, мы быстро бы уразумели, что человеческая безопасность довольно условна. Иногда достаточно малейших внешних перемен, и вся искусно воздвигнутая система самообороны и безопасности разлетится, как карточный домик.

И тогда мы становимся еще более беззащитными и ранимыми. Человеческие попытки обезопасить себя часто напоминают строительство детских городков из песка на морском пляже. Результат многочасового труда уничтожает одна волна. Современные войны также способны в одно мгновение превратить плоды усилий десятков поколений в ничто.

Своей земной жизни не сможет обезопасить никто, и даже целые общества, народы и всё человечество не в силах построить устойчивую систему безопасности. Евангельские герои, строящие башню в Иерусалиме, сами оказываются погребены под ее обломками. Они – это ясный символ человеческого бессилия при попытках обеспечить свою безопасность на этой земле. На фоне этой трагедии Иисус произносит знаменательные слова: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13, 5).

Его слова не утратили своей актуальности и сегодня. Человек нашего времени в своем стремлении создать совершенную систему безопасности, одновременно, сам себе строит ловушку. Оружие, которое должно было защитить его и обеспечить ему устойчивый мир, стало источником новой угрозы. Деятельность крупнейших международных организаций оказывается безрезультатной и бесполезной рядом с той ненавистью, которая пробуждает в индивидах и целых народах стремление к насилию, мести, богатству и власти. Человек не в силах обезопасить свою жизнь на земле. Он может лишь вверить ее Богу. Вверить жизнь Богу – вот единственная возможная гарантия безопасности.

Оглядываясь на нашу прошлую жизнь, постараемся вспомнить те ситуации, когда рушились наши защитные сооружения, когда мы сами становились жертвами наших же систем безопасности. И именно сквозь эту призму посмотрим на беременную Марию и Ее мужа Иосифа, путешествующих в Вифлеем посреди неуверенности, опасностей и всё же исполненных доверия к Богу. Их упование – вызов для нас во всех трудных жизненных ситуациях, особенно же тогда, когда смысл наших усилий, нашей молитвы и нашего труда нам неизвестен.

 

3. Рождение в хлеву

 

«Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк 2, 6-7).

Древнейшие предания рассказывают о том, что Иосиф отвел свою жену в пещеру, одну из тех самых пещер, каких до сих пор в изобилии можно найти в Палестине. Взгорья вокруг Вифлеема буквально испещрены ими. Часто они использовались в качестве хлева для скота. Св. мученик Иустин, писавший во II в. и прекрасно знакомый с этой местностью, формально подтверждает это
(Г. Дениэл-Ропс). В пещере-сарае Мария могла найти себе приют и покой.

В самом евангельском повествовании о рождении Иисуса рассказывается очень сжато и просто. Лука упоминает лишь о том, что Ребенок был традиционно завернут в пеленки и положен в кормушку для скота или, иначе, ясли. И всё это произошло в пещере-сарае, так как для них не нашлось места в гостинице.

Обратим внимание на необычность места рождения Иисуса – хлев. Много столетий спустя
св. Франциск, ведомый безмерной любовью к бедному Иисусу, изобрел новый хлев. Своим изобретением он поделился со всем миром, поставив сценку рождения Иисуса – живые ясли. Эта традиция сохранилась во всём христианском мире вплоть до наших времен. Давайте же еще раз, по-новому, взглянем на место рождения Иисуса. «Бог пришел в мир без золота и серебра, но зато среди грязи», – говорит
св. Иероним.

Сын Божий появился на свет как беднейший из бедных, в пещере-сарае; и умрет Он также как беднейший из бедных – нагой, на древе позора, среди двух преступников и как преступник.

Помолимся же о том, чтобы в этих двух евангельских тайнах – в рождении в хлеву и в смерти на кресте – мы научились читать смысл и значение всей Его жизни. Иисус приходит бедным, чтобы нас обогатить Своею бедностью. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8, 9).





.