Умер Эннио Морриконе, автор незабвенной музыки для фильмов всех жанров: «Миссия», «Неприкасаемые», «Хороший, плохой, злой», «Два мула для сестры»... Будучи убежденным католиком, в 2015 г. он говорил, что каждое утро, проснувшись очень рано, первое, что делает – это молится час перед образом Христа. По данным итальянского информационного агентства ANSA, он скончался от осложнений, вызванных недавним падением, в результате которого сломал бедро.
Летом прошлого года Эннио Морриконе еще дирижировал на концертах в ходе мини-тура по Испании. Но обещал отдохнуть. «В 90 уже пора остановиться. У меня за плечами столько фильмов, концертов, абсолютной музыки. Приходит время, когда нужно сказать: “Хватит”. Я много работал, а теперь должен отдохнуть и позволить себе остановиться», – говорил он тогда в интервью испанской газете “El País”. Композитор признавался, что довольно много думает о смерти. «Не знаю, что меня там ждет. Надеюсь, что все будет в порядке», – сказал он во все том же интревью, не пожелав, однако, вдаваться в эту тему.
Он родился в Риме в 1928 г., пережил смерть трехлетнего брата, в подростковом возрасте столкнулся с ужасами войны и голода. В 12 лет всерьез занявшись музыкой, окончил Консерваторию св. Цецилии по классу трубы. В 1956 г. женился на Марии Травии, с которой затем прошел через всю жизнь.
Он сочинял музыку не только для кино, но также для симфонических оркестров и песен. Работал с режиссерами такого уровня, как Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Торнаторе, Брайан де Пальма, Роман Полански, Оливер Стоун, Педро Альмодовар и Роланд Джоффе, выпустив 27 золотых и 7 платиновых дисков. Оскара дождался лишь в 87 за музыку к «Омерзительной восьмерке» Квентина Тарантино. До этого получил пять номинаций и почетную награду – в 2006 г. Но всегда настаивал, что музыка к «Миссии» заслуживает Оскара.
Морриконе пояснял, что создание музыки для фильмов стоило ему множества страданий: он хотел одного, но зрители ждали другого, а режиссер и продюсер – третьего. Однако, каждый может почувствовать особую индивидуальность его саундтреков. Со временем он научился наставивать на своем. Например, Пазолини вручил ему целый список пожеланий, а он ответил, что не работает на заказ, и режисер в итоге сдался: «Ладно, делай, что хочешь».
«Многим нужно было привыкать, иногда моя музыка шокировала», – признавался композитор. «Каждый раз, работая над новой композицией, я чувствую огромную ответственность, потому что хочу попробовать нечто совершенно оригинальное и одновременно понятное для всех», – говорил он в другом интервью.
Последние годы он жил спокойно, предпочитая оставаться дома. Очень любил футбол, но не ходил больше на стадион и почти не бывал в кино. «Мы с Марией [женой] уже в возрасте, и любим по ночам лежать в постели», – бесхитростно пояснял композитор. Но он по-прежнему сочинял музыку и проверял готовящиеся выпуски своих альбомов, но уже почти не слушал другую музыку.
В 2015 г. Эннио Морриконе рассказывал о своей вере итальянскому журналу “Credere”: «Я вырос в христианской семье. Моя вера родилась в моей семье. У меня были очень набожные бабушки и дедушки. Вместе с матерью и сестрами мы всегда молились перед сном. Помню войну. В те ужасные годы мы молились розарием и всегда очень горячо переживали это. До сих пор помню, как полусонный подхватывал вслед за матерью “Радуйся, Мария…”. Мы всегда были религиозны. По воскресеньям ходили на Мессу и причащались».
Этот музыкант, автор инструментальных композиций огромной силы и духовности, верил, что музыка помогает молиться, но для молитвы нужны также «слова, намерения и концентрация».
«Я молюсь по часу в день и даже больше. Это первое, что я делаю. Ну, и потом в течение дня, если получится. По утрам встаю перед Христом. И по вечерам тоже. Надеюсь, что Он слышит мои молитвы», – рассказывал он “Credere”.
Морриконе добавлял, что вера подразумевает жертву и уважение к Творцу и творению. «Это признак честного, жертвенного и чтящего Бога и ближнего человека. Любить других – вот что важно: даже если слово “любить” кому-то может показаться сликшом сильным, но это так», – уточнял он.
«Нынешние времена требуют от нас бóльших жертв: мне лично то и дело доводится жертвовать собой, чтобы помочь безработным и облегчить трудности, которые на ниих свалились. Мы с моей женой, с этим добрым и честным человеком, всегда учили наших детей такому великодушию».
Здесь Морриконе вспомнил слова Иисуса: «“Возлюби ближнего твоего, как самого себя” – вот нормальный образ жизни для меня».
Композитор много размышлял и об отношениях между Богом и музыкой: «Музыка, безусловно, близка к Богу. В то же время музыка проецируется на душу и мозг человека и помогает ему созерцать».
«Музыка – единственное реальное искусство, действительно близкое к вечному Отцу и вечности. Часто я говорю себе, а иногда и своей жене, что музыка уже существует – вся она! Та, что написана, и та, что еще будет написана. А композиторы только ее угадывают и будут угадывать! В зависимости от эпохи, текущего момента, характера того, кто пишет, цивилизации и состояния музыкальной науки своего времени. Музыка уже существует, даже если ее никто не слышит», – говорил Морриконе.
Комедийный режиссер Лучано Сальче, снявший с Эннио Морриконе несколько фильмов, как-то сказал ему: «Мне придется с тобой расстаться: я делаю комедии, а ты пишешь духовную, сакральную музыку». Это заставило композитора призадуматься: «Наверное, я озвучиваю святое даже тогда, когда не хочу и не думаю об этом. И я даже не говорю о вдохновении, которого нет. Я говорю об идеях. Возможно, я иду по пути, который приводит к этим результатам».
Он также с удовольствием говорил о своей музыке в некоторых телесериалах о Папах, полагая, что «максимально коснулся священного, когда пытался передать душу человека в сериалах об Иоанне XXIII и Иоанне Павле II, а также в фильмах Серджо Леоне, где, вопреки насилию, всегда остается место для надежды – надежды, которую я всегда подсознательно вписывал в свои партитуры», – говорил 84-летний Морриконе.
Вместе с Папой Франциском Эннио Морриконе создал достаточно сакральной музыки. «“Аминь” меня попросили написать для хора римской базилики св. Марии Ангельской к фестивалю, в котором приняли участие шесть коллективов со всего мира. Я решил сочинить композицию с одним единственным словом “аминь”, чтобы ее пели сразу все шесть хоров», – рассказал он. Кроме того, он сочинил «Крестный путь» и «музыку о творении. Воздух, свет, вода, огонь, земля, человек. Потом Вавилонская башня, с которой звучит множество голосов на иврите во все более оглушительном крещендо...».
Он признавался также, что из Библии больше всего любит притчи, рассказ о свадьбе в Кане («это сильно меня трогает») и Страсти – «важнейший момент жизни Христа и каждого из нас».
Говоря о «Миссии», Морриконе рассказывал, что смотрел фильм без музыкального сопровождения и плакал. «Рядом были режиссер и два продюсера, и я сказал им: “Нет, мне тут нечего делать, это и так прекрасно”. Я проплакал, наверное, с полчаса. Но они настаивали, пока я не сдался: “Хорошо, сделаю музыку”. Мне не хотелось ее писать, потому что я боялся, что только испорчу фильм. В работе я сосердоточился на трех разных составляющих, которые не мог проигнорировать: гобой иезуита о. Гавриила, хорал и этническая музыка индейцев. Думаю, что это просто чудо, что мне удалось составить саундтрек, в которой одновременно звучали три независимые звуковые линейки».
Источник:
https://www.religionenlibertad.com/cultura/509465739/Muere-Ennio-Morricone-Dios-la-fe-rezar.html
Регенсбург. Вчера, 1 июля сего года, в возрасте 96 лет почил в Боге монсеньор Георг Ратцингер,
Древний христианский крест обнаружен на севере Пакистана
Ему около 1200 лет
Ватикан. Газета “L´Osservatore Romano” опубликовала в рубрике «Траур епископата» некрологи трех китайских епископов, покинувших этот мир в последние месяцы. Это 91-летний Андрей Цзинь Тао-юань (20 ноября), 110-летний Иосиф Ма Чун-му (23 марта) и 99-летний Иосиф Чу Пао-ю (7 мая).
Ватикан/Франция. Канонизация Шарля де Фуко станет важным событием в жизни Церкви. Ведь его пример обладает огромной притягательной силой. Об этом свидетельствует множество конгрегаций и учреждений, взывающих к его заступничеству. На данный факт указывает о. Бернар Ардура, председатель Папского комитета по историческим наукам, выступающий постулатором на процессе канонизации этого французского отшельника и знатока культуры и языка туарегов. В среду, 27 мая, получило подтверждение чудо, свершившиеся по заступничеству Шарля де Фуко, что открывает путь к причислению его к лику святых.
Отец Бернар напоминает, что Шарль де Фуко (1858-1916 гг.) жил в пустыне не только в географическом, но и психологическом смысле. Его окружали, с одной стороны, мусульмане, а с другой – французские военные из местного гарнизона, которые тогда враждебно относились к Церкви. Так что он был там единственным христианином, и всё же оставался человеком, мимо которого нельзя было пройти равнодушно. Его личность требует серьезного отношения к себе, прежде всего, потому, что его жизнь была наполнена упорной, глубокой верностью Христу. Он по-настоящему жил тем, во что верил:
Шарль де Фуко учит нас тому, что не стоит ждать немедленных результатов своих трудов, – говорит о. Бернар Адура. –Он сам практически никого не крестил. Но зато жил добродетелью надежды, полагаясь на действие Божье в человеческой душе. Шарль де Фуко умел распознавать его. Он сам напоминает нам, что главный смысл нашей жизни в миссионерском свидетельстве о нашей вере. Важнейшей чертой этого подвижника, благодаря которой его пример будет привлекателен всегда, была способность к личной встрече со Христом в Св. Писании и Евхаристии. То был человек поклонения. Присутствие Господне было для него ядром всего. И для наших современников, которые вот уже несколько месяцев лишены возможности участвовать в Евхаристии, это напоминание о том, что нужно направлять всю свою жизнь к встрече со Христом в Евангелии и Евхаристии. Это актуально по сей день. В этом сама суть христианской жизни, в том числе и сущность жизни Шарля де Фуко.
RV/cz
.
Греция. Святая гора Афон впервые за свою тысячелетнюю историю открыла двери общественности, правда, пока только в виртуальном пространстве. Пару недель назад был запущен веб-сайт, позволяющий на 360 градусов осмотреть это святое для православия место. Осуществление этого проекта потребовало трехлетнего труда, а инициаторами выступили сами монахи, подвизающиеся в двадцати островных монастырях и многочисленных пустынях.